Главная > Статья


Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ ";Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур, приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного законодательства. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.

Комментируемый Закон об информации регулирует три группы отношений, достаточно емкие по содержанию:

1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ);

2) отношения, возникающие при применении информационных технологий и средств их обеспечения (например, правоотношения по созданию информационных сетей);

3) отношения, возникающие при защите информации (например, связаны с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).

Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения.

Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия ";информация";. Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они ";сопровождают"; другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого ";сопровождения"; все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечения информационной безопасности и т.д.

Итак, информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения *(1), а именно:

- первичность информационно-правовых норм;

- идеологический (мировоззренческий) характер, т.к. возникновение, изменение и прекращение информационных отношений проходит через сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание;

- волевой характер, т.к. информационные отношения всегда являются результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон;

- двусторонний или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности;

- взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.е. эти отношения выражаются во взаимных правах, обязанностях и юридической ответственности;

- наличие информационной правосубъектности сторон в информационных отношениях;

- регулирующая роль, заключающаяся в том, что информационные отношения определяют конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формируя или определяя общественную волю.

Что же касается особенностей информационных отношений, то, как полагает Копылов В.А. *(2), они сводятся к тому, что эти отношения:

- возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;

- опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

- отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Структура информационного правоотношения представляет собой совокупность следующих элементов.

Субъекты:

физические лица;

юридические лица всех форм собственности;

органы государственной власти;

должностные лица;

общественные организации;

другие субъекты, признаваемые субъектами права.

Информационное право призвано обеспечить достаточность правового регулирования с учетом специфики субъектов, которые участвуют в правоотношении (например, использование блокиратора на телевидении от детей).

Объект правоотношений - это те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами, разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов *(3).

Объекты информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения и что является предметом их интересов, прав и обязанностей *(4).

Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.

В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных, информационные сети и системы, средства связи и т.п. Именно они наиболее часто попадают в поле зрения информационных споров, сделок, договоров.

Поведение субъектов права, их поступки и действия в информационных отношениях также могут быть объектом права. Это может быть, если норма информационного права, регулирующая определенные отношения, закрепляет какие-либо действия. Например, Федеральные закон ";О библиотечном деле"; запрещает соответствующим государственным органам и должностным лицам принимать решения, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей под угрозой обращения в суд (ст. 15).

К особой группе объектов информационного права относят нематериальные блага, т.е. не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством *(5). Проявление нематериальных благ в качестве информации возможно в тех случая, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным качествам данного человека. Нематериальные блага характеризуются двумя признаками: отсутствием материального содержания и неразрывной связью с личностью носителя.

Таким образом, основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация в ее многочисленных и многообразных материализованных формах, т.е. информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте и в зависимости от которой возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

Предмет - само произведение, документ, т.е. информационный продукт (информационная технология). Но в некоторых случаях в качестве предмета выступают права и обязанности.

Юридический факт (событие или действие). Чтобы факт (совершившееся действие, событие) превратился в факт юридический, должны быть определенные условия, и важнейшее из них связано с состоянием нормативно-правовой системы национальной, корпоративной или международной. Факты, которые не попадают в правовое поле действующего законодательства, остаются таковыми, существуют, но не превращаются в юридические факты. Например, если нет закона, устанавливающего правовой режим программ для электронно-вычислительных машин, то факт создания таких программ, их использования будет неюридическим до тех пор, пока законом не будет легитимировано существование такого предмета отношений. В РФ Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 ";О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; *(6) был принят в 1992 году, но это не означает, что такие предметы ранее не производились и не потреблялись. Однако строить правоотношения в данной области было сложнее, чем при наличии специального нормативно-правового акта по этому поводу.

Следовательно, для возникновения и реализации правоотношений в т.ч. в области информационной сферы необходимо в качестве объективных условий, во-первых, наличие реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества, и, во-вторых, наличие нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений. Например, ряд ситуаций, возникающих в сетях и системах Интернета, нуждается в правовом регулировании. Отсутствие каких-либо общих международных норм в этой области осложняет дело.

Один юридический факт может породить множество правоотношений (уголовно-правовые отношения, административные, межгосударственные правоотношения) и наоборот: множество правоотношений - один юридический факт (регистрация рождения ребенка - данные о браке, о родителях, медицинские документы).

Содержание правоотношения это совокупность прав и обязанностей субъектов.

Они зависят от вида информационных правоотношений. Так, например, при производстве такой информации у субъектов - ее производителей возникают следующие права и обязанности *(7):

- право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;

- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты (право передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

- ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;

- ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;

- обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;

- обязанность исполнения условий авторских договоров;

- ответственность за непредставление информации;

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;

- ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

- ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности участников информационных отношений:

- право на создание массовой информации (журналист, редакция);

- право на защиту чести и достоинства (любой член общества);

- право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);

- обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты);

- обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство);

- ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации);

- ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений:

- обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;

- обязанность за предоставление информации из таких документов;

- ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.

В информационных процессах по обращению информации с ограниченным доступом возникают следующие права и обязанности:

- обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;

- обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;

- ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;

- обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;

- обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;

- обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;

- ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.

Информационные отношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения, основываются на следующих правах и обязанностях их участников:

- право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения (все участники этих процессов);

- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);

- ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;

- обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);

- обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);

- ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения.

Информационные отношения в сфере обеспечения информационной безопасности основаны на следующих правах и обязанностях их участников:

- право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;

- право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;

- право на защиту интеллектуальной собственности;

- право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности;

- право на защиту информационных прав и свобод;

- ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца;

- обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;

- ответственность за нарушение информационной безопасности, в т.ч. прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.

Существует два способа защиты информационных правоотношений:

- защита в административном порядке;

- защита в судебном порядке.

2. Право интеллектуальной собственности понимается в двух смыслах:

- право собственности на ";право"; и охраняется факт создания (Германия, Россия)

- охраняется факт фиксации произведения (США, Англия, Франция). Происходит отделение объекта от формы.

В России ст. 6 Закона об авторском праве оставляет свободное пространство для применения института собственности на интеллектуальный объект, оставляя неурегулированным продукт, не подпадающий под авторское право, что, в свою очередь влечет и правовую незащищенность формы объекта.

Реализация права интеллектуальной собственности происходит в конкретных формах, которые изменяют субъектные права автора, хотя реализуются они с согласия автора. Например:

- право на воспроизведение влечет за собой изменение формы информации;

- запись с использованием технических устройств влечет смену носителя;

- трансляция произведения влечет перевод его в форму СМИ;

- перевод влечет изменение языка;

- аранжировка или переделка влечет изменение формы и содержания.

Законодательство об авторском праве и смежных правах начинает действовать с момента факта создания произведения.

Субъекты авторского права:

- автор

- пользователь

Объекты:

- произведения науки;

- произведения литературы;

- произведения искусства.

Является результатом творческой деятельности независимо от назначения достоинства произведения. Они могут быть в следующих формах:

- письменной

- устной (без носителя)

- звуко- и видеозапись

- изображение и др.

Кроме произведений:

- сборники

- производные произведения (переводы, аранжировки).

Служебный заказ. Авторское право принадлежит автору, а исключение права на использование - у обладателя, у работодателя. Личное неимущественное право - неотчуждаемое:

- право авторства;

- право на имя;

- право на обнародование;

- право на защиту репутации автора.

Эти права охраняются и после смерти неограниченный срок.

Имущественные исключительные права:

- право на воспроизведение;

- право на распространение;

- право на импорт;

- право на публичное исполнение, показ;

- право на передачу в эфире;

- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

- право на перевод;

- право на переработку.

Российское авторское право отмежевалось относительно носителя информации, защищает только функции произведения, а содержание остается незащищенным.

Одним из основных принципов информационного права является двуединство информации и носителя. Следовательно, с позиции информационного права, недопустимо разделение правового регулирования охраны формы и содержания произведения.

Возможности пользователя сети Интернет по мгновенному копированию и передаче информации на любые расстояния независимо от границ и территориальной юрисдикции государств позволяют устанавливать совершенно новые отношения посредством неведомых прежде инструментов, отличающихся от привычных аналогов. Естественно, следом за размещением авторских произведений в Интернете встали проблемы охраны и защиты авторского права, возникла необходимость разработки новых правовых механизмов регулирования.

Система российского законодательства в сфере авторского права довольно проста. В нее входят Бернская конвенция ";О защите литературных и художественных произведений"; от 9 сентября 1886 года, Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 года, Конвенция ";Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм"; от 29 октября 1971 года, несколько законодательных актов и ряд подзаконных актов. Центральное место в системе занимает закон РФ от 9 июля 1993 года N 5351-1 ";Об авторском праве и смежных правах"; (в ред. Федерального закона от 19.07.95 г. N 110-ФЗ), а также закон РФ от 23 сентября 1992 года N 3523-1 ";О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; и др. *(8)

Согласно п. 3 ст. 13 Закона РФ ";Об авторском праве и смежных правах"; последний распространяет авторское право на произведения науки, литературы и искусства, существующие в объективной форме, независимо от способа их выражения, что позволяет применять нормы данного закона к отношениям, связанным с созданием и использованием произведений, объективированным в виде последовательности сигналов, передаваемых по каналам сети Интернет. Из сферы охраны авторским правом исключаются идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст. 6 Закона), официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы... сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8 Закона).

Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, как и вне сферы сети. Отличие в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете, не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее.

Анализируя Закон ";Об авторском праве и смежных правах";, можно заметить, что основные положения данного закона сформулированы законодателем исходя из представления, что авторские произведения, как правило, распространяются издателем путем опубликования тем или иным способом определенным тиражом и на твердом материальном носителе, в частности на бумажной основе. Издатель как посредник в отношениях между автором и читателем-пользователем играет существенную роль.

Но в Интернете информация и авторские произведения существуют исключительно в форме электронных документов (файлов), причем материальный носитель и физическое место, где конкретно записан машинный код такого документа, в таких системах несущественен, а пользователь всегда будет иметь дело с виртуальным образом таких электронных документов, отображаемых на экране дисплея. Использование Интернета изменило общественные отношения между автором, издателем и пользователем, а законодательство по авторскому праву осталось прежним.

Патентные права. Патентные права включают в себя 3 категории:

1) Право на изобретение.

2) Право на полезную модель.

3) Право на промышленные образцы.

Изобретение - право на устройство, способ, вещество, штамп, а также применение ранее известных.

Полезная модель - конструкторское выполнение средств производства, предметов потребления и их составных частей.

Промышленный образец - художественное конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид.

Патентные права подтверждаются патентом на изобретение, свидетельством на полезную модель, патентом на промышленный образец.

Авторами изобретения считаются все, кто участвовал в создании изобретения, кроме тех, кто оказывал организационную, техническую или материальную помощь.

Информационный объект - патент.

Законодательство о ";ноу-хау";.

Ноу-хау - это охраняемые в режиме коммерческой тайны результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы на законном основании только по усмотрению лица обладающего тайной информацией на законном основании и не обеспечены патентной защитой.

- право использовать

- право передавать

- право получать денежное вознаграждение.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. На сегодняшний день новейшие информационные технологии, СМИ, многократно усилили возможности информационного воздействия на человека, население государства в целом. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т.д.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006 года n 149-фз " об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    Комментарий к Федеральномузаконуот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации" Статья 1. Сфера действия настоящего Федеральногозакона 1. Процесс расширения границ информатизации современного ...
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Закон
    Федеральныйзаконот27июля2006 г. N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации" Принят Государственной Думой 8 июля2006года Одобрен Советом Федерации 14 июля2006года ГАРАНТ: См. комментарии к настоящему ...
  3. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... , Федеральногозаконаот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ, Федеральногозаконаот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и защитеинформации", Федеральногозаконаот27июля2006года N 152-ФЗ, Закона РФ от 25 июня 1993 года ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... , Федеральногозаконаот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ, Федеральногозаконаот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и защитеинформации", Федеральногозаконаот27июля2006года N 152-ФЗ, Закона РФ от 25 июня 1993 года ...
  5. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

    Закон
    ... ; Федеральныйзаконот27июля2006 г. N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации"; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ; Федеральныйзаконот 18 ...

Другие похожие документы..