Главная > Документ


Классный час в форме игры

8, 9 классы

Спросят, как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно.

Н.Рерих

В каждой школе ежегодно проходят месячники по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Во время этого месячника проводился цикл мероприятий:

– для родителей (общешкольные собрания, встречи с наркологом, с инспектором по делам несовершеннолетних; беседы о правах и обязанностях родителей, о привлечении их к ответственности за воспитание своих детей);

– для учащихся (классные часы, игры, открытые уроки по граждановедению, встречи с инспектором).

В заключение были проведены игры:

«ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ», «ЗНАТОКИ».

«От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать. Поэтому одна из задач воспитательной работы в школе – предупредить учащихся об опасностях в игре с законом.

Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

Растёт число привлечённых к уголовной ответственности за распространение наркотиков.

«В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням». А. А. Бестужев-Марлинский

«Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению». Л. Л. Леонов

Среди 9-х классов было проведено тестирование «Ваша уличная компания». Группа «трудных» подростков показала результат духовной нищеты.

«Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира». Г. Филдинг

В школе работает клуб «Я и закон». В нём была проведена игра-опрос общественного мнения по предупреждению правонарушений. Учащимся была поставлена задача: выяснить причины правонарушений и как бороться с ними.

Условия: администрация города готовит проект о мерах предупреждения правонарушений и выясняет мнение по этому поводу среди населения.

Распределение ролей среди учащихся и присутствующих гостей. Журналисты, корреспонденты, работники радио, телевидения, жители города.

Вопросы для населения.

– Каковы причины роста преступности?

– Как бороться с преступностью?

Правила. Журналисты должны вести себя деликатно, тактично, вежливо.

Доска разделена на две части для данных:

На доске был представлен банк причин и методы борьбы с причинами, подталкивающими к преступности. Надо было распределить ответы по подходящим причинам. В ходе игры менялись роли, в конце игры подводились итоги борьбы с преступностью и проходило обсуждение. Среди исполнителей ролей выявляются самый умный, самый вежливый, самый деликатный.

Причины

Методы борьбы

1. Безработица.

2. Денежные затруднения.

3. Моральная распущенность.

4. Неудовлетворительные законы.

5. Отсутствие твердой власти.

6. Низкий уровень жизни.

7. Невнимательное отношение к подросткам.

8. Безнаказанность.

9. Борьба за власть.

10. Неполные семьи.

1. Выдавать заработную плату.

2. Ужесточить законы.

3. Восстановить промышленность.

4. Создать условия для «честной зарплаты».

5. Занять свободное время подростков.

6. Обеспечить моральное воспитание.

7. Правовая грамотность.

8. Повысить уровень жизни.

В конце месячника прошла игра для старшеклассников «Знатоки».

Участники – по 2 человека от класса.

Судьи – учителя граждановедения, инспектор, дети.

Условия. Среди предложенных ответов выбрать правильный.

Оформление. Плакаты «В мире мудрых мыслей».

«Жизнь даётся на короткий срок, и она сама по себе величайшее счастье».С. Н. Сергеев-Ценский

«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает».

В. О. Ключевский

Реквизит. Листочки, ручки, спокойные музыкальные паузы для раздумий.

Стихотворение воспитанника ВТК С. Дмитриева, осуждённого на 5лет.

Всё избито, искалечено,

И душа моя стонет в груди.

Рана сердца никем не замечена,

А ведь жизнь вся ещё впереди.

Надоело всё, опостылело.

Я и сам такой жизни не рад.

Говорю себе – счастье было ли?

Оглянуться надо назад.

А что будет, что случится:

Радость встреч иль боль разлук.

В голове моей всё кружится,

Дай ответ мне, мой милый друг.

Вопросы игры.

1. В какой стране был принят первый документ, регламентирующий права человека?

– Англия; +

– Франция;

– Германия.

2. Принятие ООН Декларации всеобщих прав человека:

– в 1948 г.; +

– в 1953 г.;

– в 1996 г.

3. Принятие прав человека во Франции было:

– в 1789 г.;

– в 1791 г.; +

– в 1948г.

4. Тайное хищение имущества именуется:

– грабёж;

– кража; +

– мошенничество.

5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется:

– разбой;

– вандализм; +

– вымогательство.

6. Систематическое нанесение побоев, это:

– хулиганство;

– истязание; +

– клевета.

7. Каким законом на Руси была отменена кровная месть:

– Правда Ярославича;

– Правда Ярославичей; +

– Иван III.

8. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями, которое карается законом?

– мазохизм;

– садизм; +

– нарциссизм.

9. С какого возраста наступает yгoловная ответственность?

– с 14 лет; +

– с 18 лет;

– с 21 года.

10. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнения учащегося?

– да;

– нет;

– всё зависит от того, о чём спор. +

11. Какой орган принимает решение об исключении из школы?

– совет школы

– комиссия по делам несовершеннолетних

– управление образования +

12. Как вы думаете, каким законом можно наказать учащихся, которые ходят в школе без сменной обуви?

БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ

Классный час

8, 9 классы

1-й ведущий. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрение многих выдающихся мыслителей.

2-й ведущий. Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

1-й ведущий. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастлив. И. С. Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево». Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, отчаивается, страдает.

2-й ведущий. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Ученица.

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны,

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье.

Человек, полюби человека,

Только в этом спасенье твое!

Ученица.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Р. Гамзатов

1-й ведущий. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, а не получив их, даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Конечно, в данном случае нам понятно эмоциональное восклицание Шекспира: «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?!».

Однако при этом надо проявить известную терпимость. Очень метко заметил римский философ Сенека: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?».

Действительно, когда мы встречаем обязанного нам человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, но не делаем этого.

2-й ведущий. Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил и другой римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело!».

Видимо, осознание сделанного добра – высшая награда для человека. «Против всего можно устоять, но не против доброты», – утверждал французский мыслитель Ж. Ж. Руссо.

Ученик.

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша Планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

П. П. Елфuмов

2-й ведущий. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно отнеситесь к его пережи­ваниям.

1-й ведущий. Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Дадим советы: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если же ссора состоялась, миритесь.

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать».

2-й ведущий. Из далекой-далекой древности, из 6 века до н. э. греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

1-й ведущий. Я хочу зачитать отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».

«Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты приходит к ним позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное – вроде утоления жажды.

Однажды в один из суровых дней я пришел из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жестокого, чем просить у матери то, чего у нее нет, – последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя, и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» – нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

Берегите же её, самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите её здоровье, её силы и нервы – и вам самим от этого станет хорошо. А если вдруг вы сорветесь и обидите маму – вспомните рассказ, который я вам только что прочитал, и сразу постарайтесь загладить свою вину.

Ученица.

Маме верую, как чуду,

Никого роднее нет!

Что ни будет, где ни буду,

Сохранить бы добрый свет!

Не проходит путь мой прямо,

Делаю порой не то...

Поругает дочку мама,

Пожалеет как никто.

Матерью не пресвятою,

Мамой жизнь осенена.

Если что-нибудь я стою,

Все от мамы – все она!

В. Петров

Ученица.

Две руки, как это мало!

Десять рук имел бы я –

Вот тогда бы не хромала

Успеваемость моя.

Но на бабушкины руки

Ненароком я взглянул.

У неё же их не десять,

А всего лишь две руки –

Шьют, стирают, тесто месят,

Начиняют пирожки...

Вяжут кофту, чинят брюки,

Варят кашу и компот...

Все в морщинах руки эти

От бесчисленных забот.

Дай-ка, бабушка, тебе я

По хозяйству помогу...

И добавил, чуть робея:

– Вот увидишь, я смогу...

Так она и просияла,

Удивленья не тая!

И украдкой наблюдала,

Как вовсю старался я.

Хоть устал, держался стойко,

И подумалось мне вдруг:

«Десять рук – зачем их столько?

Мне вполне хватило двух».

А. Шлыгuн

2-й ведущий. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

Ученица.

Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,

Желанней и родней не знаю я земли.

Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,

И детства боль, и в небе журавли...

Россия, Россия – нет слова красивей.

Любуюсь я тобой, дыханье затая.

Россия, Россия, Отчизна милая моя!

В ромашковом снегу широкая дорога –

По ней ушел отец в свинцовую пургу.

И памятник ему торжественный и строгий

Стоит теперь на волжском берегу.

Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность

И кланяюсь моим лесам, полям, лугам...

Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,

А в трудный час я жизнь тебе отдам!

Ф. Лаубе

Ученица.

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

Ты добротою поделись!

В. Суслов

Ученица.

Опять в жару горят леса

И раскаленно дышит полночь.

Опять я слышу голоса

Зверья, зовущего на помощь,

Мечущегося меж камней

В капкане бедствия лесного.

В час верной гибели своей

Оно мне все простить готово:

И порохом пропахший век,

И смрадный от бензина ветер.

Оно кричит мне: «Человек,

Спаси! Ты можешь все на свете!».

В. Молодяков

Звучит песня «Раненая птица».

Ученица.

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Все дарю и все от вас приемлю!

Только берегите эту Землю!

Ученица. Я прочитаю рассказ К. Паустовского «Старый повар».

«Почти 200 лет назад на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его восемнадцатилетней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро подвинул к кровати табурет, сел, и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающего. «Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, – сказал незнакомец, – а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!». «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?». Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, – повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл.

Звучит музыка.

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати.

Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!».

Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт».

Описанный эпизод из жизни композитора раскрывает его благородство, доброту, милосердие, проявленные к старику, умирающему человеку.

Ученица.

В светлом доме этом, стоквартирном нашем,

Мы порой с соседом не знакомы даже.

– Здравствуйте, скажите, честь нам окажите,

Сторониться бросьте, приходите в гости!

Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,

А зато с улыбкой, а зато с приветом.

Не с коварным зельем, что вредит здоровью,

А зато с весельем, а зато с любовью.

Серебра и злата нет в чертоге нашем,

Чем душа богата, тем вас и уважим:

За чайком с печеньем ласковым почтеньем,

Тихою беседой, дружеством согретой.

С родственным доверьем, с искренним участьем

Поровну поделим горести и счастье.

Дружат пусть под светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости.

В гости приглашайте, приходите в гости!

С. Погореловский

Звучит Первый концерт для фортепиано соркестром П. И. Чайковского.

ИМЯ бЕдЫ – НАРКОТИКИ

Классный час – пресс-конференция

8 класс

Ничто нельзя взять у природы искусственно... с помощью опиума или вина. То, что называют у нас наркотическими веществами, не есть вдохновение, а искусственное возбуждение и раздражение.

Ралф Эмерсон,

американский философ, эссеист, поэт

В последнее время одной из самых острых стала проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

Алкоголизм, наркотики, преступность – все это вызывает тревогу.

С каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и потребление их подростками. Со страниц газет «кричат» заголовки: «Молодежь выбирает самоубийство», «Старых наркоманов не бывает», «Наркотики или жизнь», «За пять лет потребление наркотиков в России увеличилось среди молодежи в 3 раза».

Наркотики и другие психоактивные вещества сегодня – это составная часть «молодежной культуры», ее элемент, пусть еще не повсеместно распространенный, но захватывающий все новые школы, колледжи, дискотеки, дворы. Масштабы и темпы ее распространения на сегодня в стране таковы, что уже встает вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части молодежи, о социальной стабильности в будущем.

Известно, что наркоманы – тяжелобольные люди, у которых трансформируются все стороны личности: биологическая, психоэмоциональная и духовная, и уже к тридцати годам своей жизни многие из них умирают.

В Российской Федерации принята концепция государственной политики по контролю за наркоманами, утвержденная Президентом России. Эта страшная проблема привлекла внимание общественности, прошли специальные слушания в Государственной Думе, а администрации некоторых регионов приняли различные постановления. Во всех этих материалах борьба с наркоманией признана общегосударственной задачей.

Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей неправедной жизни спасти наших детей? Эти проблемы глубоко волнуют сегодня учителей, и они используют все средства, чтобы предупредить подростков, уберечь их от шага, который уведет их в пропасть.

Проблеме наркомании можно посвятить пресс-конференцию.

Пресс-конференция – форма, заимствованная из передач телевидения и радио. При подготовке данного мероприятия следует помнить, что в основе его лежит методика проведения вечера вопросов и ответов.

Пресс-конференция может включать лекцию, ответы на вопросы ее участников (письменные, устные), просмотр литературы, библиографический обзор книг и статей по теме. Форма пресс-конференции, как правило, привлекает подростков, всегда интересно услышать ответ на только что заданный вопрос.

Вопрос. Что такое наркотики?

Ответ. Наркотики – это ядовитые вещества и соединения.

Их классификация такова:

 во-первых, это яды растительного происхождения, используемые в чистом виде (марихуана, гашиш, получаемые из индийской конопли; грибы);

 во-вторых, это ядовитые вещества растительного происхождения, подвергаемые химической переработке (гашишное масло, опий, морфин, героин, кофеин, кокаин, крэк);

 в-третьих, синтетические, то есть искусственно созданные соединения («Экстази», ЛСД, фенциклидин, амфетамины, барбитураты, «Винт», ацетон, бензин, клей «Момент»).

Вопрос. Как человек втягивается в употребление наркотиков?

Ответ. Условно этот процесс можно разделить на несколько стадий: первая проба происходит, как правило, в группе сверстников по совету более «опытных», из стремления «быть как все», значительно реже – самостоятельно, из любопытства или по каким-либо личным мотивам («назло» родителям или как способ ухода от проблем). Дальше наблюдается «знакомство» с разными видами наркотиков или так называемое «поисковое» поведение («эксперименты» с различными наркотиками).

Затем возникает групповая зависимость, то есть наркотики употребляются только в определенных условиях, например в знакомой компании, отсюда рукой подать до формирования психической зависимости – наркотик употребляется для того, чтобы вновь испытать наркотическое опьянение или чтобы улучшить настроение. И, наконец, неизбежно формируется физическая зависимость: наркотическое вещество включается в систему обмена веществ в организме (человек уже не может обходиться без наркотика, его отсутствие причиняет физические и душевные страдания.)

Вопрос. Кто становится наркоманом?

Ответ. Любой человек, употребляющий наркотики. Подростки чаще и легче становятся наркоманами из-за неустойчивости обмена веществ и психики. Среди подростков наркоманами обычно становятся те, кто избегает любых физических или психологических нагрузок, нуждается в притоке легкой, развлекающей информации. Почти всегда они зависят от круга общения.

Другой тип характера подростков – наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям, наркотическое опьянение для них – это способ «разрядиться», «ударить по мозгам».

Еще одна категория подростков – те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. На самом же деле они нередко испытывают сильную неуверенность в себе и используют наркотик для повышения активности, преодоления страха, как способ «казаться больше, чем есть на самом деле».

Вопрос. Что может привести к развитию наркомании у человека?

Ответ. Во-первых, наследственная предрасположенность, то есть наличие среди близких родственников двух и более людей с зависимостью к алкоголю или наркотикам. Во-вторых, ослабленность вследствие физического или психического заболевания. И в-третьих, временная неустойчивость психики из-за каких-либо житейских проблем. Кстати, стрессовым может быть и событие, значительно меняющее жизнь человека в лучшую сторону. Большой успех, например. Среди наркоманов немало успешных и благополучных людей.

Большую роль играет возраст, именно в подростковом возрасте риск формирования наркотической зависимости наиболее высок.

Вопрос. Почему подростки наиболее подвержены наркомании?

Ответ. В подростковом возрасте очень сильно желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять «взрослые» правила и нормы. Особенно привлекает то, что не дозволено. «Запретным плодом», который, как известно, сладок, в этой ситуации становится наркотик. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну»; употребление в этих целях наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Если же в компании кто-то предлагает попробовать наркотики, то не каждый сумеет отказаться, так как именно группа сверстников становится для подростка источником норм, ценностей, стандартов поведения.

Вопрос. Как вести себя, чтобы избежать ситуации с наркотиками?

Ответ. Часто именно окружение начинает «давить» на подростка, провоцировать его, вынуждая попробовать наркотик. Чтобы избежать этого, необходимо помнить: совсем необязательно выполнять требования группы. И вообще, нужны ли «друзья», стремящиеся нанести тебе вред? Умей сказать: «Нет!». Можно использовать различные варианты отказа, например, назвать причину («Я знаю, что это опасно для меня», «Я уже пробовал, и мне не понравилось»). Ты не обязан объяснять всем свои причины. Иногда достаточно просто сказать: «Нет».

Часто бывает проще избегать ситуации (места, компании), в которых предлагают наркотики.

Вопрос. Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

Ответ. Достаточно точно определить, употребляет ли человек наркотики, может только специалист. Среди внешних признаков чаще всего выделяют: чрезмерную худобу, нездоровый цвет лица, бледность мимики (лицо похоже на маску), сухость и бледность кожных покровов, суженный или расширенный зрачок (отсутствие реакции на свет), иногда наблюдаются отечность, нарушение пластичности (замедленный или ускоренный темп движений, дрожание рук и головы), суетливость. На поздних стадиях заболевания наступает истощение, наркоман перестает следить за своим внешним видом, становится неопрятен.

Вопрос. В каких состояниях наркоман может представлять опасность?

Ответ. Наркоман представляет опасность как для окружающих, так и для себя самого, если он находится в состоянии сильного опьянения, с потерей способности правильно воспринимать окружающий мир. Когда наркоман страдает от отсутствия наркотика и пытается добыть деньги на его покупку, он может причинить вред здоровью и благосостоянию окружающих, а также себе самому.

Вопрос. Как лечат наркоманов?

Ответ. Если говорить о видах лечения, то их существует достаточно много, но все они сводятся к двум основным подходам, дополняющим друг друга: медикаментозному (с применением лекарственных средств) и психотерапевтическому (лечение «словом»). Лечение наркомании – сложный, длительный процесс, который может растянуться на годы. Он проходит в несколько этапов: устранение острых проявлений заболевания (ликвидация опьянения и «ломки») с помощью медикаментов, коррекция нарушений настроения и поведения (депрессии, агрессивности и других) с помощью медикаментозных и психотерапевтических методов. А затем начинается самый продолжительный этап: психологической и социальной реабилитации – во время этого периода лечения большинству больных лучше находиться в специальных реабилитационных центрах. К сожалению, наркомания на сегодняшний день – одно из самых трудноизлечимых заболеваний и очень много больных погибают от наркотиков, не сумев избавиться от «наркотического рабства».

Вопрос. Есть ли противоядие от наркотиков?

Ответ. В случае передозировки героином очень часто возникает состояние, когда прекращает работать так называемый дыхательный центр, расположенный в мозге, при этом, если не оказана своевременная медицинская помощь, человек умирает от остановки дыхания. Для того, чтобы его спасти, врачи вводят такой препарат, который блокирует действие героина на организм, что приводит к восстановлению дыхания и нейтрализует введенный наркотик. Но существуют другие виды наркотиков, для которых такие препараты еще не найдены.

Вопрос. Можно ли насильно излечить наркомана?

Ответ. Наркомания – заболевание хроническое, значит, говорить об окончательном излечении будет неправильным; можно добиться длительного (иногда пожизненного) отказа от употребления наркотиков. Решающую роль в этом играет желание самого больного, но бывают ситуации, когда человек, погибая от наркотиков, не может решиться на то, чтобы обратиться за помощью к врачам. В этом случае возможно применение мер принуждения. Теоретически можно создать условия, в которых больной не сможет употреблять наркотики, но в конце концов выбор – погибать от наркотиков или стараться выжить, избавившись от них, – делает сам больной.

Вопрос. Какова средняя продолжительность жизни наркомана?

Ответ. Если наркоман употребляет наркотики внутривенно, то при благоприятном стечении обстоятельств примерно через 7–10 лет непрерывного злоупотребления он может умереть. Конечно, есть наркоманы, живущие 15–20 лет и более. Это в тех случаях, если периоды приема наркотиков у них перемежаются со временем, когда наркотики не принимаются. Но есть и такие, которые погибают через 6–8 месяцев после начала регулярного приема.

Вопрос. Что делать, если друг (подруга) – наркоман?

Ответ. На этот счет существуют различные точки зрения.

Профессиональные психиатры советуют держаться от него подальше. Исправить его не удастся, от этого можно отказаться сразу. Здесь возможны две ситуации: либо ты еще не употребляешь наркотики, в таком случае 80 % за то, что он приучит тебя к ним со временем. Либо ты уже употребляешь, тогда ты никогда не прекратишь, пока будешь общаться с другом-наркоманом.

Даже если вы оба решите бросить наркотики и лечиться одновременно, само общение будет постоянно провоцировать вас к возобновлению наркотизации.

Вопрос. В какие места наркоманы делают себе инъекции и как увидеть их следы?

Ответ. Во все места, где есть вены: на сгибах рук, бицепсах, в то место, где носят наручные часы (кисть), в ноги, пах, шею. От уколов остаются следы – маленькие красные точки, они идут по ходу вены, очень часто остаются гематомы (синяки). При вдыхании наркотиков через нос таких следов не будет, однако нос при этом становится припухшим.

Вопрос. Почему наркоманы приобщают других людей к наркотикам?

Ответ. Первая причина в том, что наркоман ощущает чувство вины или неполноценность из-за употребления наркотиков.

Наркоман чувствует, что окружающие его трезвые и здоровые люди не понимают его, не хотят с ним общаться, и поэтому предлагает наркотики кому-то еще, чтобы снять с себя часть вины, приобщить другого человека к собственной неполноценности, уверив себя, что он «не один такой плохой». Предлагая наркотики неопытным подросткам, наркоман чаще добивается успеха.

Вторая и главная причина в том, что наркоман вынужденно и обязательно становится распространителем наркотиков – дилером. Наркоман покупает, например, 20 доз наркотиков по оптовой цене. Потом он перепродает по розничной цене 15 доз, оставшиеся 5 бесплатных доз – для себя. Так он обеспечивает других и себя.

Чтобы заработать побольше, наркоман стремится найти неопытного покупателя – новичка, не информированного ни о вреде наркотиков, ни о ценах на «зелье». Иногда наркоманы просто грабят или вымогают деньги и ценности.

Вопрос. Какие могут быть дети у наркоманов?

Ответ. Человек, начавший употреблять наркотики в подростковом возрасте, редко становится родителем (в связи с резким сокращением продолжительности жизни и нарушением репродуктивной функции).

Дети наркоманов часто рождаются с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков, через 6 часов после родов у таких младенцев начинается «ломка». Если в роддоме не знают, как оказать новорожденному наркоману экстренную помощь, он, как правило, погибает. Но даже тех, кого врачам удается спасти, ждет в будущей жизни много испытаний, в том числе букет психических и физических болезней. Кроме того, у этих детей чаще, чем у других, имеются пороки развития внутренних органов и конечностей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма» Цели Образовательная

    Урок
    Тема: Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма». Цели ... узнали эту прекрасную музыку символ эпохи XIX века, ... сегодня! Фронтальная беседа Давайте вместе попытаемся ... клеткой и играли в игру «Клетка-государство». А сделаем это с помощью ...
  2. Тема урока Наследственные болезни человека Цели урока Учебная цель

    Урок
    Тема урока: Наследственные болезни человека Цели урока: Учебная цель: изучение и ... к восприятию нового материала (беседа), объяснение материала. Вопросы ... – своего рода символ русской истории последнего ... что трон в государстве Российском наследовался по ...
  3. Классный час на тему `наши права и обязанности` цель

    Классный час
    ... поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…» 6.Творческое домашнее ... -путешествие «Россия – Родина моя» Цель: закрепление знаний детей о символахгосударства, о правах и обязанностях граждан ...
  4. Цели и задачи МАОУ лицея № 77 на 2011-2012 учебный год

    Документ
    ... результаты к/р, ошибочность с целью включения соответствующих тем и вопросов в ... совещаний; - проведение родительской конференции; - беседы и лекции с учащимися; - анкетирование ... Урок истории «Символыгосударства» (для 3 классов). Цель – дать начальное ...
  5. Тема Олимпийские и Паралимпийские ценности

    Документ
    Тема: Олимпийские и Паралимпийские ценности. Цель: актуализация информации ... будут проходить зимние игры. ІІ. Беседа о зимних Олимпийских и Паралимпийских ... ІІІ. Символы игр. 1.-Обратите внимание на символ Олимпийских ... цвета во флагах государств мира. ІV. ...

Другие похожие документы..