Главная > Основная образовательная программа

1

Смотреть полностью

Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае»краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования»

Базовая площадка Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение № 30 г. Хабаровска

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса

«Развивающее обучение – базовая технология реализации ФГОС нового поколения»

Утверждено:

на заседании Совета стажировочной площадки

протокол № от ______2011 г.

Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО»

________ /Кузнецова А.Г./

Утверждено:

на заседании Совета базовой площадки

МОУ _____________________________

протокол № от ______2011 г.

Руководитель Совета базовой площадки

Директор МОУ _______

­­­_______ /ФИО/

Хабаровск

2011

Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»

Базовая площадка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 30 г. Хабаровска

«Развивающее обучение – базовая технология реализации ФГОС нового поколения»

Утверждено:

Утверждено:

на заседании Совета стажировочной площадки

протокол № от ______2011 г.

Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО»

________ /Кузнецова А.Г./

Утверждено:

на заседании Совета базовой площадки

МОУ _____________________________

протокол № от ______2011 г.

Руководитель Совета базовой площадки

Директор МОУ _______

­­­_______ /ФИО/

Хабаровск

2011

Пояснительная записка

В условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (далее ФГОС НОО) перед образовательными учреждениями стоит вопрос выбора для начальной школы образовательной системы, программы, учебников, являющихся средством реализации требования новых стандартов и позволяющих достичь результатов освоения основной образовательной программы.

Методологической основой требований ФГОС НОО является культурно-историческая, системно-деятельностная парадигмы образования, базирующиеся на теоретических положениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л, В Занкова и др. В отечественной педагогической практике существуют две развивающих системы обучения в полной мере соответствующие методологическим основаниям ФГОС НОО.

Совпадение системы Л.В Занкова и ФГОС НОО в методологическом аспекте означает, что средствами учебно-методического комплекта развивающей системы могут быть достигнуты результаты ФГОС НОО.Следовательно, целью данной программы является формирование у слушателей профессиональных компетенции по моделированию образовательной системы, предоставляющей современное качественное образование в условиях обучения младших школьников по педагогической системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Задачи:

  • совершенствовать рефлексивные и исследовательские навыки на материале анализа собственной профессиональной деятельности и условий образовательного учреждения, необходимых для реализации технологии развивающего обучения;

  • освоить практику проектирования как инструмента реализации технологии развивающего обучения в собственном образовательном учреждении, а также разработке авторских программ занятий и курсов, адекватных требованиям данной технологии;

  • освоить основные методы анализа и интерпретации прямых и отсроченных результатов инновационной практики;

  • освоить технологии, применяемые в системе развивающего обучения.

Категория слушателей: заместители директора по учебно–воспитательной работе, курирующих начальное образование, учителя начальных классов.

Содержание программы «Обновление содержания развивающей системы обучения Л.В. Занкова в рамках ФГОС НОО» осваивается в процессе очной формы обучения. Необходимость таких форм организации стажировки обусловлена следующими факторами:

  1. педагоги в процессе очной стажировки осваивают когнитивный компонент программы и имеют возможность получить консультацию по проблемным вопросам собственных профессиональных затруднений;

  2. педагоги в процессе очной стажировки имеют возможность обменяться собственным педагогическим опытам, увидеть лучшие профессиональные практики Хабаровского края;

  3. педагоги в процессе очной стажировки под руководством преподавателей осваивают основы педагогического проектирования и моделирования, для успешного выполнения итогового задания

  4. педагоги в процессе очной стажировки под управлением преподавателей ХК ИРО и базовой стажировочной площадки осваивают отдельные приемы и техники современных образовательных технологий, направленных на достижение метапредметных и личностных результатов;

В результате освоения программы слушатели получат профессиональные знания:

    • обосновных тенденциях современного образования;

    • концепции ФГОС НОО ос структуре и содержании ФГОС НОО:о требованиях к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения, условиям реализации, а также материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение введения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа);

    • о сущности учебной деятельности учащихся, о закономерностях и условиях её формирования у младших школьников;

    • о сущности и видах универсальных учебных действий, условиях их формирования в начальной школе;

    • о закономерностях индивидуальной, групповой, коллективно-распеределенной деятельностях, уровнях их организации, формах педагогической помощи;

умения:

  • критически оценивать педагогическую действительность с позиций развивающей парадигмы;

  • проводить экспертизу учебных и методических материалов;

  • проектировать оптимальную педагогическую модель собственной профессиональной деятельности в системе развивающего образования;

  • проектировать учебные и внеучебные занятия в проблемной, деятельностной технологиях, технологиях сотрудничества, развития критического мышления через чтение и письмо, полифокусного видения объектов, ТРИЗ, портфолио;

  • уметь организовывать проектную, исследовательскую коллективно-распределенную деятельность школьников;

  • выстраивать учебный предмет в виде учебных задач (УЗ), несущих понятийное содержание;

  • владеть системой педагогических методов, позволяющих решать УЗ развивающего обучения;

  • владеть теоретическим содержанием той предметной области, которая позволяет выстраивать учебную деятельность.

Проблематика и содержание учебной программы курсов определены

дидактическими принципами концепции Л.В.Занкова.

Программой предусмотрено дистанционное и очное взаимодействие с организаторами курсов, методистами и авторами учебников:

  • самостоятельное освоение (дистанционное) некоторых авторских трудов, написание рефлексивных журналов, демонстрирующих уровень понимания текстов;

  • очные дискуссии по рефлексивным журналам;

  • самостоятельное выполнение слушателями заданий;

  • участие в тренингах, практикумах;

  • посещение учебных занятий в школах, просмотр видеоматериалов;

  • разработка (проектирование) собственных проектов и моделей (сценариев, конспектов уроков) в процессе самостоятельной и групповой работы (очно и дистанционно);

  • написание эссе и рефлексивных журналов

В целом курс рассчитан на 36 часа и включает в себя как лекционные, семинарско-практические, так и стажировочные (на рабочем месте) занятия.

Программой предусмотрен итоговый контроль, который проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации ХК ИРО.

Формы итоговой аттестации вариативны. Итоговая аттестация может быть представлена в форме учебно-методического пакета, модели воспитательного пространства или иной моделиобразовательных систем, обеспечивающей современное качество общего образования.

Программа разработана в МБОУ СОШ № 30 при методическом сопровождении отдела введения ФГОС НОО центра развития образования Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования».

Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»

Базовая площадка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 30 г. Хабаровска

«Развивающее обучение – базовая технология реализации ФГОС нового поколения»

Учебный план

дополнительной профессиональной образовательной программы

повышения квалификации

Утверждено:

Утверждено:

на заседании Совета стажировочной площадки

протокол № от ______2011 г.

Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО»

________ /Кузнецова А.Г./

Утверждено:

на заседании Совета базовой площадки

МОУ _____________________________

протокол № от ______2011 г.

Руководитель Совета базовой площадки

Директор МОУ _______

­­­_______ /ФИО/

Хабаровск

2011

Цель: формирование у слушателей профессиональных компетенции по моделированию образовательной системы, предоставляющей современное качественное образование в условиях обучения младших школьников по педагогической системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Категория слушателей: учителя начальных классов, заместители директора по учебно–воспитательной работе, курирующие начальное образование

Место проведения: ХК ИРО, районы края

Срок обучения: 5 дней

Форма обучения: очно-дистанционная

Режим занятий: 8 часов в день

Наименование разделов

Всего

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

очные

дист

Модуль 1.

Концептуальные положения системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Соответствие системы концепции федерального государственного образовательного стандарта

8

2

4

Интеллектуальная карта результатов образования

Модуль 2. Организация целостного образовательного процесса в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

40

8

12

Описание учебных ситуаций

Модуль3.Развивающее образовательное пространство в системе развивающего обучения Л.В. Занков

16

2

4

Модель развивающего пространства школьника

Модуль 4.Мониторинг развития школьников в системе развивающего обучения

8

2

2

Контрольно-измерительные материалы по текущему или итоговому контролю

Итого:

36

14

22

Учебно-тематический план

дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации (предметно-технологический блок)

Цель:

Категория слушателей: учителя начальных классов, заместители директора по учебно–воспитательной работе, курирующие начальное образование

Место проведения: ХК ИРО, районы края

Срок обучения: 5 дней

Форма обучения: очно-дистанционная

Режим занятий: 8 часов в день

Название модулей

Все

го

Лекции

Практические занятия

Дистанционные занятия

Форма проведения практического занятия

Форма контро

ля

1.

Модуль1. Концептуальные положения системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Соответствие системы концепции федерального государственного образовательного стандарта

6

2

4

Интеллектуальная карта результатов образования

1.1.

Соответствие концепций ФГОС НОО и системы развивающего обучения Л.В.Занкова.

2

1

1

Дискуссия

1.2.

Система Л.В. Занкова в 21 веке. Обновление цели, задач и содержания обучения, нацеленного на достижение новых образовательных результатов

2

1

1

Дебаты

Эссе

1.3.

Универсальные учебные действия как объекты оценивания в ФГОС НОО.

2

2

Практикум

Пакет диагностических материалов

2

Модуль2. . Организация целостного учебного процесса в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

20

8

12

Разработка учебно-методического пакета

2.1

Дидактические принципы и типические свойства системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

2

2

Инсерт-анализ статей Л.В. Занкова

2.2

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников. Содержание и структурные компоненты.

1

1

Практикум

2.3

Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

1

1

Практикум

2.4

Модели организации целостного педагогического процесса в современном российском образовании и системе образования Хабаровского края

4

4

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

2.5

Фундаментальное ядро образовательной области «Русский язык». Техники развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка

3

1

2

Проектирование учебного занятия

Учебные ситуации задачи, направленные на развитие УУД

2.6

Роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся. Технология анализа художественных произведений в их родовой и жанровой специфике.

3

1

2

Практикум «Анализ литературного произведения»

Сценарий урока

2.7

Новый курс математики в системе общего развития школьников.

3

1

2

Практикум «Развитие познавательных УУД на уроках математики»

Сценарий уроков

2.8

Теоретические основы курса «Окружающий мир» Особенности организации процесса обучения предмету.

3

1

2

Практикум «Квазиисследования на уроках окружающего мира»

Сценарий уроков

3

Модуль3.Образовательное пространство в системе развивающего обучения Л.В. Занков

6

2

4

Модель развивающего пространства школьника

3.1

Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

2

2

Практикум «Программа классного руководителя»

3.2

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника

2

2

Практикум, мастер-класс

3.3

Воспитательное пространство, направленное на развитие ума, чувств, воли и морально-нравственных качеств современного школьника

2

2

Семинар

Презентация урока

4

Модуль4.Мониторинг развития школьников в системе развивающего обучения

4

2

2

Контрольно-измерительные материалы по текущему или итоговому контролю

4.1

Мониторинговая деятельность образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО

2

2

4.2

Мониторинг достижения образовательных результатов в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

2

2

Концептуальная таблица

Итого

36

14

22

Тематическое содержание учебной программы

Модуль 1Концептуальные положения системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Соответствие системы концепции федерального государственного образовательного стандарта –6 часов

Тема 1.1. Соответствие концепций государственного образовательного стандарта начального общего образования и системы Л.В.Занкова

Преобразования в обществе и принципиально изменившийся ход его развития. Приоритеты начального общего образования. Современные вызовы общества к образованию.

Практическая работа. Дискуссия «Анализ материалов ФГОС НОО. Совпадения и несовпадения требований ФГОС НОО с концептуальными особенностями системы развивающего обучения Л.В. Занкова». Анализ структуры и содержания основных документов Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; анализ раздела ФГОС «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования (в части начального образования);анализ документов ФГОС НОО, раскрывающих требования к организации внеучебного процесса в начальной школе

Тема 1.2. Система Л.В. Занкова в 21 веке. Обновление цели, задач и содержания обучения, нацеленного на достижение новых образовательных результатов

Общие положения об изменениях в обществе и школе

- в организации учебного процесса;

- в педагогических технологиях, методах и формах обучения;

- в системе оценивания (безотметочное обучение, бальные и рейтинговые шкал, накопительные системы, коллективные оценки и т.д.);

- в содержании образования, что предполагает выбор образовательных систем, учебных планов, учебно – методических комплектов.

Практическая работа. Дебаты «Отвечает или не отвечает современное образование на вызовы общества»

Тема 1.3. Универсальные учебные действия как объекты оценивания в ФГОС НОО

Проблема УУД в педагогической науке. Формирование УУД – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность обучения. Ориентация Государственного стандарта нового поколения на новые цели начального обучения. Акцент на формирование отдельных компонентов учебной деятельности: понимание и четкое выполнение инструкции, понимание учебной задачи, самоконтроль. Межпредметный уровень решения задачи формирования общих учебных умений. Обеспечение успешности этой работы в системе Л.В. Занкова. Невозможность учебной деятельности без умственных действия (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Под действиями в данном случае имеются в виду умственные действия, которые в педагогике соотносятся с общеучебными интеллектуальными умениями. Таким образом, общеучебные Связь интеллектуальные умений с учебной деятельностью. Связь действия умственного плана с процессом усвоения (Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина). Актуальность познавательных умений в эпоху «информационного взрыва». Создания условий для особой самостоятельности учащихся: при приобретении не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний, овладения ими. Наличие в учебниках системы Л.В.Занкова особых типов комплексных учебных заданий, методически организующих процесс развития и его коррекцию.

Практическая работа по группам. 1 группа: «Анализ учебных программ для выделения содержания основных групп требований к условиям осуществления образовательного процесса. Структура программ».

2 группа: «Анализ содержания программ с целью выявления ключевых для каждого отдельного предмета объектов и способов действий с ними».

3 группа: «Учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребенка проблемную ситуацию, (организация работы ребенка в зоне его ближайшего развития)».

Модуль 2. Организация целостного учебного процесса процесса в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – 20

Тема 2.1. Дидактические принципы и типические свойства системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Тип восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации. Характеристика принципов развивающего обучения. Опора дидактических принципов (Принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип прохождения материала быстрым темпом, принцип осознания школьниками самого процесса обучения, принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников и т.д.)системы Л.В. Занкова на ведущий вид деятельности младших школьников.

Практическая работа с авторскими текстами Л.В. Занкова. Инсерт анализ текста. Составление интеллектуальной карты принципов и типических свойства системы.

Тема 2.2. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников. Содержание и структурные компоненты

Понятие «деятельность», «учебная деятельность». Структура деятельности. Особенности структуры учебной деятельности в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Технологические особенности организации смыслообразующей деятельности младших школьников. Учебная проблема, учебная задача, учебная ситуация.

Практическая работа. Практикум: «Способы включения школьников в учебную деятельность. Моделирование учебных ситуаций».

Тема 2.3. Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

Концепция развития исследовательских способностей. Исследование в онтогенезе развития. Программа и методическое обеспечение исследовательского обучения.

Методы и приёмы организация исследовательской практики младших школьников. Тематика детских исследований. Самостоятельная исследовательская практика школьников. Функция саморазвития и её формирование. Организация исследовательской практики младших школьников

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска. Исследовательское поведение младшего школьника. Проблема результативности и мониторинга исследовательской деятельности.

Практическая работа. Тренинг исследовательских способностей по материалам методики исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова

Тема 2.4. Модели организации целостного педагогического процесса в современном российском образовании и системе образования Хабаровского края

Модель школы организации образования в ступенях обучения. Модель школы «Шанс». Модель «Школа выбора», Модель школы проживания тематических сюжетов. Модели реализации ФГОС НОО в пилотных школах Хабаровского края.

Тема 2.5. Фундаментальное ядро образовательной области «Русский язык». Техники развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Краткая характеристика УМК. Анализ учебников нового поколения по русскому языку.

Авторские курсы «Обучение грамоте» (Нечаева Н.В.), «Русский язык» (Полякова А.В.) их построение на основе дидактических принципов системы Л.В. Занкова. Реализация идеи функциональной грамотности обучающихся в начальной школе. Формирование чувства языка. Пути формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Единый методический подход к работе с текстом.

Урок с одиночной проблемой и урок с общими и частными проблемами. Пути усиления проблемности урока. Урок закрепления нового материала и формирования умений.

Практическая работа. Групповое проектирование учебного занятия.

Тема 2.6 Роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся. Технология анализа художественных произведений в их родовой и жанровой специфике

Интерес к чтению, способность к восприятию красоты, емкости художественного слова - нравственный потенциал личности. Профессиональное мастерство учителя в процессе дифференциации уровней: репродуктивного, продуктивного, творческого при усвоении литературных понятий. Формирование умения понять авторскую идею и насладиться словом. Поиск нравственных опор. Понятие образования (создание образа, как говорят психологи, образа «я»). Пути и способы организации личностно-образовательного процесса в рамках всей школьной жизни ребенка. Литературоведческая грамотность-основание комплекта. Читательская деятельность учащихся по анализу произведений. Модель современного урока чтения. Дидактическая игра. Увеличение степени самостоятельности ученика-читателя в творческой деятельности. Важность авторской идеи. Технология анализа художественных произведений. Осмысление сюжета через составление плана. Двигатели сюжета – герой или образ-персонаж. Образ литературного героя: портрет, поступки. Картинный и словесный план. Финал произведения. Неоднозначность финальных ситуаций. Идея – это главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы. Составление схемы произведения. Работа над заглавием произведения. Логика анализа басни. Оценка результатов учебной деятельности учащихся в рамках развивающего урока.

Тема 2.7 Новый курс математики в системе общего развития школьников

Цели изучения математики в начальной школе на современном этапе. Своеобразие отбора и структурирования учебного материала, ориентированного на формирование общих умственных действий. Обновлённый учебник математики, авторы: И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. Система заданий учебника, построенных на трёхуровневой основе. Тетради для практических работ «Геометрия вокруг нас», автор Кормишина С.Н. Текстовые задачи в системе Занкова. Типы заданий, способствующие развитию общеучебных умений. Урок математики в системе Занкова. Специфика предметного диалога на уроках математики. Результативность обучения математике, направленная на общее развитие школьника.

Практическая работа. Практикум «Развитие познавательных УУД на Самостоятельная работа слушателей «Моделирование уроков»

Тема 2.7 Теоретические основы курса «Окружающий мир» Особенности организации процесса обучения предмету

Цели и задачи курса «Окружающий мир» на современном этапе. Интегрированный курс «Окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков – рекомендованный курс для начальной школы в УМК по системе Л.В. Занкова. Психолого-педагогические принципы системы Л.В. Занкова и отбор содержания курса «Окружающий мир» по классам. Реализация в курсе диалектического единства теоретического и практического содержания, сравнение его с традиционным вариантом. Разнообразие и разноуровневость связей – условия для продуктивной деятельности младших школьников. Общеучебные умения младших школьников, выделенные в программе курса. Этапы организации учебного процесса. Особенности урока окружающего мира. Структура уроков разной целевой направленности. Формирование универсальных учебных умений средствами предмета «Окружающий мир». Специфика проблемного диалога на уроках естествознания. Реализация задач общего развития учащихся в учебном курсе. Факультативные курсы: «Я – гражданин России», «Экономика». Практическая работа. Моделирование уроков в составе мини-группы. «Квазииследования на уроках окружающего мира».

Модуль3. Образовательное пространство в системе развивающего обучения Л.В. Занкова 6 ч.

Тема 3.1. Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО – 4 ч.

Понятие «социализация». Условия социализации школьников. Взаимосвязь социализации, развития и воспитания личности. Социально-психологический подход социализации младшего школьника. Развитие социального опыта младшего школьника.

Тема 3.2.Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном учреждении как основная характеристика развивающего пространства школьников

Пространства развития. Уровни и стратегии достижения личностного результата. Методический конструктор внеурочной деятельности.

Практическая работа: Мастер-класс педагогов пилотных школ.

Тема 3.3.Воспитательное пространство, направленное на развитие ума, чувств, воли и морально-нравственных качеств современного школьника

Понятие воспитательного пространства. Нравственно-этическая ориентация как личностный результат образования. Условия для освоения нравственно-этической ориентации. Духовно-нравственные регулятивы поведения: ответственность, доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим.

Практическая работа. Практикум Планирование совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и других социальных партнеров.

Литература:

Модуль 4.Мониторинг развития школьников в системе развивающего обучении 4 часа

Тема 4.1.Мониторинговая деятельность образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО

Тенденция к усилению общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» как основной документ стандарта. Оценка как средство ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития. Личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

Тема 4.2. Мониториг достижения образовательных результатов в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Особенности форм и методов текущего оценивания образовательных результатов обучающихся. Открытость и конструктивность процедуры оценивания, предполагающей отношения сотрудничества и партнерства между обучающимися и педагогом. Соотношение абсолютной и относительной успешности обучения школьника как показатель соответствия внутренних и внешних условий. Рефлексия, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Материально-техническое обеспечение:

1. Аудитории МБОУ СОШ № 30 (ПК с доступом в Интернет).

2. Автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доступ в Интернет).

3. Презентации к практитумам и тренингам.

4. Электронные информационные источники (Диски CD с учебными фильмами и др.)

5. Учебные видеофильмы.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

  3. Аргинская И.И.Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник для 1 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  4. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика. Учебник для 2 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  5. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика. Учебник для 3 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  6. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика. Учебник для 4 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  7. Асмолов А.Г. Культурно–историческая психология и конструирование миров. – М.; Воронеж, 1996.

  8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  9. Бершадский М.Е. Интеллект или креативность? // Народное образование. –2002. – №7.

  10. Блонский П.П. Избранные педагогические и псих. соч.: В 2-х тт. – М., 1979.

  11. Ванцян А.Г. О нетрадиционных способах решения задач.// Практика образования. 2007, № 1,2.

  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

  13. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. // Новые ценности образования. – Вып. 6. – М., 1996.

  14. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998.

  15. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. – 2001. - №10.

  16. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

  17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

  18. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога (междисциплинарный подход). // Классный руководитель. – 2002. – №7.

  19. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 1 кл. в 2 частях. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  20. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008

  21. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  22. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  23. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 3 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  24. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 кл. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  25. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. в 2 частях. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  26. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 кл.

  27. Дмитриева Н.Я. «Урок в осеннем лесу».// Практика образования. 2006, № 3.

  28. Жакова Е.М. Мы – дети Земли. // Практика образования, 2006, № 2,3,4.

  29. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М.: Ищ, 1998.

  30. Зебзеева В.А. Экологическая субкультура детства.// «Начальная школа», 2008, № 6.

  31. Краевский В.В. Содержание образования – бег на месте. – М.: Издание РАО, 2000

  32. Кормишина С.Н. Изменения в учебнике математики.// Практика образования. 2008, № 3.

  33. Кирикова Т.Т. Преемственность в обучении решению текстовых задач.// Практика образования. 2008, № 3.

  34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2т. – М., 1983

  35. Маланов С.В. К вопросу о составе и структуре теоретического мышления// Мир психологии, 2001, №1

  36. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Изд. дом Федоров, 2006.

  37. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. Часть 2 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.:Просвещение. 2011. с.96

  38. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих на­чальную школу/ Н.Ф.Виноградова и др . — М: МО РФ, Дрофа, 2001.-128 с.

  39. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анашенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение,2009.-120с.

  40. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.

  41. Степанов Е.Н. «Педагогический контроль в процессе воспитания» - М., «Творческий центр», 2006 г.

  42. Сериков В.В. «Личностно-ориентированное образование»» - М. «Педагогика», 1994

  43. Цветкова И.В. «Как создать программу воспитательной работы» - М.»Просвещение», 2006 г

  44. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира. Книга для чтения. Изд. дом Фёдоров, 2008

  45. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие. Книга для чтения. Изд. дом Фёдоров, 2008.

  46. Смирнова В.А. Тестовые задания на уроках окружающего мира.// «Начальная школа», 2008, № 6.

  47. Устинскова Е.В. Новое открываем сами. Математика, 4 класс.// Практика образования. 2007, № 4.

  48. Юдина Е.Г. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – Начальная школа: плюс-минус, 2001, №9.

Интернет-ресурсы:

  1. / методической поддержки учителей начальных классов Хабаровского края

  2. « Учительница первая.ru » выложены методические материалы по системе Л.В. Занкова

  3. Сайтhttp://www.zankov.ru. содержит материалы разнообразной направленности по системе Л.В. Занкова.

  1. http://www.ed.gov.ru— сайт Министер­ства образования и науки Российской Фе­дерации.

  2. http://www.rfh.ru— Российский гума­нитарный научный фонд.

  3. http://www.int-edu.ru - сайт Институ­та новых технологий.

  4. http://www.rsl.ru— Российская госу­дарственная библиотека.

  5. http://www.gnpbu.ru— Государствен­ная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

  6. http://www.lib.msu.suбиблиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.

  7. http://www.rsl.ru/rjframe. asp?http:// orel.rsl.ru— открытая русская электронная библиотека OREL.

  8. http://www.lib.ru— библиотека Мак­сима Мошкова.

  9. http://www.pedlib.ru— педагогическая библиотека.

  10. http://www.dic.academic.ru - словари и энциклопедии on-line.

  11. http://www.dictionary.fio.ruПедаго­гический энциклопедический словарь.

  12. http://www.km.ru— портал компании «Кирилл и Мефодий».

  13. http://www.maro.newmail.ruсайг Международной ассоциации «Развиваю­щее обучение» — МАРС) (система Д.Б. Эль-конина — В.В. Давыдова).

  14. http://www.mccme.ru- сайт Москов­ского центра непрерывного математическо­го образования.

  15. http://www.ug.ru— сайт «Учительской газеты».

  16. http://www.poisknews.ruИнтернет-газета научного сообщества «Поиск».

  17. http://www.edu.nsu.ru/~su/index. html— журнал «Сибирский учитель».

  18. http://education.recom.ruжурнал «Образование и общество».

  19. http://www.vestniknews.ru/main/enter /main.php— журнал «Вестник образова­ния».

  20. http://www.viofio.ru/vio_site/default. htm— журнал «Вопросы Интернет-образо­вания».

  21. http://www.courier.com.ruежеме­сячный электронный журнал «Курьер об­разования».

Дополнительная литература к программе

  1. Актуальные задачи современной модели образования. // Приложение к письму, 08.05.2008 № 03-946

  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов.// Практика образования. 2008, № 2.

  3. Асмолов А.Г. Теория Занкова и современное образование.// Практика образ

  4. Ванцян А.Г. Специфика и особенности урока в системе Л.В. Занкова.// Практика образования. 2008, № 2.

  5. Волков А., Кузьминов Я., И Реморенко и др. // Модель инновационной экономики: российское образование – 2020. // Материалы доклада, 2008.

  6. Григорьева А.А. Искусство и нравственность. М., 1986.

  7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Вопросы воспитания. М., 1999.

  8. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций / М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

  9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – № 9, 1989.

  10. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Обруч. –№ 3, 2004.

  11. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. М.: Баласс, 2006.

  12. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М, 2006.

  13. Мурзина Н.П. Учебная программа курсов повышения квалификации по теме «Концепция, учебно-методические комплексы и технологии обучения системы развивающего обучения Л.В. Занкова» - Омск, 2003г.

  14. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н.Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Изд. дом Фёдоров, 2006.

  15. Нечаева Н.В. Современные приоритеты образования и система Л.В. Занкова.// Практика образования. 2006, № 4.

  16. Непомнящий В.С. Добрым молодцам урок // В кн.: Поэзия и судьба: Книга о Пушкине. М., 1999.

  17. Писатели о писателях: Литературные портреты. М., 2003.

  18. Русские детские писатели ХХ века: Библиографический словарь. М., 2001.

  19. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. Изд-во Московского университета, 1981.

  20. Щуркова Н.Е. За гранью урока. М., 2004.

  21. Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.// 1998, № 9.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы // 2.4.1.1249-03: Гигиена детей и подростков.

  22. Пискарёва – Арапова Н.А. О российских программах дошкольного образования // Дошкольное воспитание. № 8, 2005.

  23. Подготовка к школе как аспект создания единого образовательного пространства // Начальная школа. № 9, 2006,

  24. Селевко Г. К. Технологии развивающего образования // М., 2005.

  25. Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками: формирование готовности к учебной деятельности. // М. 2006

  26. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? // М., 2005.

  27. Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно ориентированном образовании. // «Педагогика». Вып.4. – М., 2000.

  28. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

  29. Яковлева С.Г. Заповеди занковского урока.// Практика образования. 2006, №

  30. Яковлева С.Г. Особенности урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.// Практика образования. 2007, № 4.

  31. Плотникова А.Ю. Работа с информацией при подготовке к уроку.// Практика образования. 2008, № 3.

Электронные информационные источники:

  1. Диск CD 50 лет системе Л.В.Занкова. 15 лет на страницах газеты ";Начальная школа"; (Методические рекомендации и уроки).- Самара: «Федоров», 2007

  2. Диск CD. Система общего развития школьника (система Л.В.Занкова).Каталог-справочник методиста и учителя. Самара: «Федоров»,2007

  3. Диск CD. Реализация Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами системы общего развития Л.В.Занкова.

  4. Диск СД. Реализация ФГОС НОО средствами системы Л.В.ЗанковаУчебный фильм «Русский язык. Литературное чтение».- Самара: «Федоров»

Приложение 1

Темы для эссе

  1. 1. Учебные задачи и учебные ситуации.

  2. Организация образовательной среды в начальной школе в системе РО.

  3. Особенности учебной деятельности учащихся начальной школы.

  4. Формирование навыков рефлексии у учащихся начальной школы.

  5. Реализация стандартов второго поколения в развивающих системах образования.

  6. Диагностический инструментарий качества сформированности читательской, математической, естественной, гражданской грамотности, компетентностей. ( выбрать любой вид грамотности или компетентность).

  7. Основы построения учебных книг нового поколения.

  8. Механизмы формирования нравственных установок младших школьников.

  9. Сущность организации личностно- ориентированного обучения младших школьников.

  10. Особенности гуманно-личностного общения в начальной школе.

  11. Способы развития критического мышления младшего школьника.

  12. Развитие памяти и идеи развивающего обучения.

  13. Развитие мышления и идеи развивающего обучения.

  14. Развитие познавательных процессов и идеи развивающего обучения.

  15. Смысловая структура текста и проблемы его понимания в начальной школе.

  16. Система работы учителя начальных классов по развитию общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

  17. Тема, самостоятельно сформулированная слушателем.

Приложение 2

Протокол экспертизы урока

Учитель____________Предмет____________

Эксперт____________

Вид и цель экспертизы________________________________________________

Этапы учебного занятия

Критерии оценки эффективности учебного занятия

Комментарии

Оценка

уровня отработан-

ности результатов

1.Мотивационно-ориентировочный

1.1.Создание ситуации успеха:

  • наличие данной ситуации;

  • форма представленности данной ситуации;

  • средства реализации.

1.2.Создание учебной ситуации:

  • методические средства создания ситуации;

  • использование известных знаний и способов деятельности учащихся;

  • форма организации работы;

  • позиция ученика (активная или пассивная);

  • позиция учителя и его роль;

  • создание ситуации «дефицита» способностей у учащихся;

  • логика вопросов, заданий и рассуждений.

1.3.Постановка учебной задачи (УЗ):

  • возникла ли УЗ у учащихся;

  • форма фиксации УЗ;

  • способ постановки УЗ.

1.4.Организация коллективно-распределительной деятельности:

  • способность вести дискуссию на разных уровнях;

  • умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание;

  • методика организации работы в малой группе, в паре; индивидуально

  • соответствие формы коллективно-распределительной. деятельности поставленным целям

10бал.

2.Исполнительский

2.1.Создание ситуации принятия учебного действия моделирования

  • способ принятия действия;

  • виды моделей и обоснованность выбора модели;

  • связь с предыдущим действием;

  • форма организации сотрудничества при выполнении данного действия;

  • уровень понимания учащимися построенной модели;

  • является ли модель ООД дальнейшей деятельности.

2.2.Создание ситуации принятия учебного действия преобразование модели и отработки открытого способа

  • средства введения ученика в данную ситуацию;

  • механизм введения нового понятия и использования открытого способа;

  • анализ условий конкретно-практических задач;

  • форма организации решения частных задач;

  • форма и уровень взаимодействия ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа;

  • характер позиции учителя и его роль на данном этапе;

  • уровень частных задач, их «интересность», наличие «ловушек» и приемов «провокаций» для объективации открытого способа

10 бал.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1.Создание ситуации принятия учебного действия контроля

  • выбор способа контроля и его целесообразность;

  • степень автоматизированности и самостоятельности;

  • уровень организованности учащихся на выполнение действия;

  • уровень направленности (что контролируется?);

  • наличие критериальной базы;

  • формы и время контроля;

  • отбор предметного материала для контроля;

  • понимание учащимися значимости действия для решения учебной задачи;

3.2.Создание ситуации принятия учебного действия оценки

  • средства и механизм введения данного действия;

  • наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;

  • наличие самооценки или прибегают к оценке учителя, степень самостоятельности;

  • учет содержания выполненного действия;

  • учет позиций ученика и понимание субкультуры класса;

  • системность и цикличность организации действия оценки;

  • набор средств и форм для освоения этого действия учащимися

.

10 бал

Экспертное заключение_____________________________________________

Варианты:

Приложение 3

Компонентами модели условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий могут быть компоненты:

1) Мотивационный ресурс. Что необходимо сделать, чтобы появилось желание и понимание необходимости сотрудничества, коммуникативных действий? Описание учебных ситуаций.

2) Учебная цель

3) Когнитивный ресурс. Какими знаниями должен овладеть ученик? Где он получит эти знания? Какие учебные задачи при этом будут предложены?

4) Операциональный ресурс. Какие учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) должен освоить ученик? Где кроме урока он их осваивает?

Деятельность по созданию модели воспитательной системы класса

Основные направления

Задачи

Средства реализации задач

(формы)

Изучении учащихся класса, отношений,

общения деятельности в классном коллективе

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

Сплочение и развитие классного сообщества, создание развивающей среды личности ребенка

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Базовая площадка

    Основная образовательная программа
    ... базовойплощадки директор МБОУ лицея «РИТМ» ___________ /Бирюкова Т.В../ Хабаровск 2011 КРАЕВАЯСТАЖИРОВОЧНАЯПЛОЩАДКА (КСП) «РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕСОВРЕМЕННЫХМОДЕЛЕЙДОСТУПНОГО И КАЧЕСТВЕННОГООБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМКРАЕ» ...

Другие похожие документы..