Главная > Документ


  1. Источники формирования имущества Федеральной нотариальной палаты

  1. Имущество Федеральной нотариальной палаты формируется за счет:

  1. членских и целевых взносов, уплачиваемых ее членами;

  2. безвозмездно переданного имущества, в том числе пожертвований;

  3. доходов от разрешенной законом и уставом деятельности;

  4. поступлений от использования имущества палаты;

  5. других, не запрещенных законом поступлений.

  1. Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Федеральной нотариальной палаты подлежит обязательному аудиту.

  1. Размер членских взносов членов Федеральной нотариальной палаты

  1. Членские и целевые взносы, необходимые для реализации целей и задач Федеральной нотариальной палаты, уплачиваются в Федеральную нотариальную палату нотариальными палатами.

  2. Членские взносы нотариальной палаты рассчитываются в размере не менее _____ процентов отчислений от ежемесячного индивидуального валового дохода каждого нотариуса нотариальной палаты.

  3. Размер членских взносов устанавливается собранием представителей нотариальных палат.

  1. Ревизионная комиссия

  1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Федеральной нотариальной палаты избирается ревизионная комиссия из числа президентов нотариальных палат сроком на три года.

  2. Количественный состав ревизионной комиссии определяется собранием представителей нотариальных палат по предложению правления Федеральной нотариальной палаты.

  3. Ревизионная комиссия на своем первом заседании избирает председателя ревизионной комиссии простым большинством голосов членов комиссии при открытом голосовании.

  4. Отчет ревизионной комиссии заслушивается и утверждается собранием представителей нотариальных палат.

  5. Члены ревизионной комиссии совмещают работу в ревизионной комиссии с нотариальной деятельностью.

  6. Члены ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в Федеральной нотариальной палате.

  1. Взаимодействие Федеральной нотариальной палаты и федерального органа юстиции

  1. Федеральная нотариальная палата ежегодно направляет федеральному органу юстиции доклад о деятельности нотариального сообщества и выполнении его органами задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставами палат.

Форма указанного в настоящей статье ежегодного доклада определяется федеральным органом юстиции.

  1. Федеральная нотариальная палата разрабатывает проекты нормативных правовых и иных актов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и вносит их на утверждение федерального органа юстиции.

Регламент разработки указанных актов устанавливается федеральным органом юстиции.

Федеральная нотариальная палата совместно с федеральным органом юстиции разрабатывает предложения по совершенствованию нотариальной деятельности и вносит их на рассмотрение соответствующих государственных органов.

  1. Контроль за нотариальной деятельностью

  1. Контроль за деятельностью нотариуса

  1. Органы, осуществляющие контроль за деятельностью нотариуса

Контроль за деятельностью нотариуса осуществляют федеральный орган юстиции, Федеральная нотариальная палата, территориальные органы юстиции, нотариальные палаты.

  1. Предмет контроля за деятельностью нотариуса

  1. При осуществлении контроля проверяются:

организация работы нотариуса;

исполнение нотариусами правил нотариального делопроизводства;

соблюдение нотариусами законодательства, регулирующего совершение нотариальных действий, Кодекса профессиональной этики нотариуса;

правильность исчисления и взимания нотариального тарифа.

  1. Федеральный орган юстиции, территориальный орган юстиции, нотариальная палата при осуществлении контроля не вправе:

обязывать нотариуса совершить нотариальное действие или отказать в совершении нотариального действия;

отменять совершенное нотариальное действие или вынесенное постановление об отказе в совершении нотариального действия.

  1. Формы контроля за деятельностью нотариуса

  1. Контроль за деятельностью нотариуса осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится нотариальной палатой по месту нахождения нотариальной конторы.

Внеплановая проверка проводится федеральным органом юстиции, территориальным органом юстиции или нотариальной палатой. Внеплановая проверка может проводиться по месту нахождения нотариальной конторы или путем истребования документов и объяснений нотариуса.

  1. Порядок проведения нотариальными палатами плановых и внеплановых проверок устанавливается Федеральной нотариальной палатой.

Порядок проведения проверок органами юстиции утверждается федеральным органом юстиции.

  1. Члены комиссии, а также иные лица, имеющие доступ к материалам проверки, обязаны соблюдать предусмотренные настоящим Федеральным законом требования о нотариальной тайне и несут ответственность за ее разглашение в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

  1. Осуществление нотариальной палатой контроля за
    деятельностью нотариуса

  1. Плановая проверка деятельности нотариуса проводится нотариальной палатой один раз в четыре года.

Первая плановая проверка нотариальной деятельности нотариуса проводится не ранее чем через один год и не позднее двух лет после наделения его полномочиями.

  1. Решение о проведении внеплановой проверки принимается нотариальной палатой:

при поступлении информации о наличии в деятельности нотариуса нарушений законодательства Российской Федерации либо обращения гражданина, организации, органа власти или местного самоуправления на действия (бездействие) нотариуса о невыполнении или ненадлежащем выполнении им требований законодательства Российской Федерации;

в целях контроля за исполнением рекомендаций об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой проверки, проведенной нотариальной палатой, либо в ходе внеплановой проверки, проведенной территориальным органом юстиции или нотариальной палатой.

  1. Срок проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать двух недель.

  2. Нотариус обязан допускать членов комиссии в нотариальную контору. Нотариус, а также работники нотариальной конторы обязаны предоставить комиссии для ознакомления нотариальные акты, реестры, книги, иные документы и давать необходимые пояснения.

  3. Результаты проверки деятельности нотариуса оформляются актом, один экземпляр которого передается нотариусу.

  4. По итогам проведения проверки нотариальная палата вправе направить нотариусу рекомендации по совершенствованию нотариальной деятельности, устранению выявленных нарушений.

При выявлении в ходе проверки нарушений в деятельности нотариуса нотариальная палата рассматривает вопрос о применении к нотариусу мер воздействия или о направлении в суд общей юрисдикции заявления о лишении нотариуса полномочий.

  1. О результатах проведения внеплановой проверки и принятых по ним мерах нотариальная палата информирует лицо, чье обращение явилось основанием для принятия решения о ее проведении.

  2. В случае, если внеплановая проверка проводилась на основании информации (обращения), поступившей из федерального органа юстиции, его территориального органа или Федеральной нотариальной палаты, информация о результатах проверки направляется нотариальной палатой соответственно в федеральный орган юстиции, его территориальный орган или Федеральную нотариальную палату.

  1. Рассмотрение Федеральной нотариальной палатой жалоб (обращений) на действия (бездействия) нотариуса

  1. Поступившая в Федеральную нотариальную палату жалоба (обращение) на действия (бездействия) нотариуса направляется для проведения проверки в соответствующую нотариальную палату.

  2. При несогласии заявителя с результатами рассмотрения нотариальной палатой его жалобы или в случае неоднократного или грубого нарушения нотариусом законодательства Российской Федерации Федеральная нотариальная палата вправе самостоятельно провести дополнительную проверку по данной жалобе.

  3. По итогам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 2 настоящей статьи Федеральная нотариальная палата принимает одно из следующих решений:

  1. об отказе в удовлетворении жалобы;

  2. о направлении в нотариальную палату материалов о применении к нотариусу предусмотренных мер воздействия;

  3. о направлении в суд общей юрисдикции заявления о лишении нотариуса полномочий.

Нотариальная палата обязана в месячный срок сообщить в Федеральную нотариальную палату о результатах рассмотрения потупивших материалов.

  1. Осуществление территориальным органом юстиции контроля за деятельностью нотариуса

  1. Поступившие в территориальный орган юстиции информация или обращение гражданина, организации, органа власти или местного самоуправления на действия (бездействие) нотариуса о невыполнении или ненадлежащем выполнении им требований законодательства Российской Федерации направляются для проведения внеплановой проверки в нотариальную палату, членом которой является нотариус.

  2. Основаниями для проведения внеплановой проверки территориальным органом юстиции являются:

обращение гражданина, организации, органа власти или местного самоуправления о несогласии с результатами проведенной нотариальной палатой проверки и (или) принятыми нотариальной палатой мерами;

поручение федерального органа юстиции.

  1. При поступлении в территориальный орган юстиции обращения, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 настоящей статьи, территориальный орган юстиции истребует у нотариальной палаты материалы проведенной проверки.

В случае, если представленных нотариальных палатой материалов недостаточно для объективного и всестороннего рассмотрения всех поставленных в обращении вопросов, территориальным органом юстиции проводится повторная проверка нотариуса.

  1. На основании поручения федерального органа юстиции территориальный орган юстиции организует проведение внеплановой проверки деятельности нотариуса с участием нотариальной палаты.

  2. Срок проведения проверки не может превышать двух недель.

  3. Нотариус обязан допускать членов комиссии в нотариальную контору. Нотариус, а также работники нотариальной конторы обязаны предоставить комиссии для ознакомления нотариальные акты, реестры, книги, иные документы и давать необходимые пояснения.

  4. Информация о результатах проверки деятельности нотариуса направляется в нотариальную палату.

  5. По итогам проведения проверки территориальный орган юстиции вправе направить нотариусу рекомендации по совершенствованию нотариальной деятельности, устранению выявленных нарушений.

При выявлении в ходе проверки нарушений в деятельности нотариуса территориальный орган юстиции рассматривает вопрос о внесении в нотариальную палату представления о применении к нотариусу предусмотренных мер воздействия или о направлении в суд общей юрисдикции заявления о лишении нотариуса полномочий.

Нотариальная палата обязана в месячный срок сообщить в территориальный орган юстиции о результатах рассмотрения представления.

В случае, если в указанный срок нотариальная палата не приняла решение по внесенному территориальным органом юстиции представлению или при несогласии с принятым нотариальной палатой решением, территориальный орган юстиции вправе поставить перед собранием членов нотариальной палаты вопрос о переизбрании исполнительных органов нотариальной палаты.

  1. Полномочия федерального органа юстиции при осуществлении контроля за деятельностью нотариуса

  1. Поступившие в федеральный орган юстиции информация или обращение гражданина, организации, органа власти или местного самоуправления на действия (бездействие) нотариуса о невыполнении или ненадлежащем выполнении им требований законодательства Российской Федерации направляются для проведения внеплановой проверки в нотариальную палату, членом которой является нотариус, или в территориальный орган юстиции.

  2. Федеральный орган юстиции вправе непосредственно проводить проверку деятельности нотариуса в случае, если поступило:

обращение гражданина, организации, органа власти или местного самоуправления о неоднократном или грубом нарушении нотариусом законодательства Российской Федерации. При этом гражданин, организация, орган власти или местного самоуправления направляли обращение на действия (бездействие) нотариуса в нотариальную палату и территориальный орган юстиции, но с результатами проведенной ими проверки и (или) принятыми мерами не согласны;

обращение нотариуса и (или) нотариальной палаты о нарушении территориальным органом юстиции положений настоящего Федерального закона при осуществлении контроля за деятельностью нотариуса.

  1. Федеральный орган юстиции проводит проверку путем истребования соответствующих материалов проверки из нотариальной палаты и (или) территориального органа юстиции, а также объяснений нотариуса. При необходимости у нотариуса могут быть запрошены дополнительные материалы и документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения поступившего обращения.

  2. Обращение рассматривается федеральным органом юстиции с участием Федеральной нотариальной палаты в срок, не превышающий одного месяца с момента поступления обращения.

  3. Информация о результатах рассмотрения обращения в установленный срок направляется заявителю.

  4. По итогам рассмотрения обращения, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 настоящей статьи, федеральный орган юстиции принимает одно из следующих решений:

  1. об отказе в удовлетворении требований, указанных в обращении;

  2. о внесении в нотариальную палату представления о применении к нотариусу предусмотренных мер воздействия;

  3. о направлении в суд общей юрисдикции заявления о лишении нотариуса полномочий.

Нотариальная палата обязана в месячный срок сообщить в федеральный орган юстиции о результатах рассмотрения представления.

В случае, если в указанный срок нотариальная палата не приняла решение по внесенному федеральным органом юстиции представлению или при несогласии с принятым нотариальной палатой решением, федеральный орган юстиции вправе поставить перед собранием членов нотариальной палаты вопрос о переизбрании исполнительных органов нотариальной палаты.

Одновременно с направлением в суд общей юрисдикции заявления о лишении нотариуса полномочий федеральный орган юстиции принимает решение о приостановлении статуса нотариуса.

  1. По итогам рассмотрения обращения, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, федеральный орган юстиции принимает решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в обращении, либо в установленном порядке принимает меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

  1. Контроль за совершение нотариальных действий иными специально уполномоченными должностными лицами

  1. Контроль за совершением нотариальных действий уполномоченными должностными лицами местного самоуправления

  1. Контроль за совершением нотариальных действий уполномоченными должностными лицами местного самоуправления осуществляют территориальные органы юстиции в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

  2. Территориальный орган юстиции в целях осуществления контроля проверяет:

соблюдение органами местного самоуправления требований настоящего Федерального закона при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

организацию работы по совершению нотариальных действий;

исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

  1. Проверка деятельности должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, осуществляется на основании получения территориальным органом юстиции информации о наличии в деятельности должностного лица местного самоуправления, уполномоченного на совершение нотариальных действий, нарушений законодательства Российской Федерации, а также жалоб на действия (бездействие) должностного лица местного самоуправления, уполномоченного на совершение нотариальных действий, связанных с невыполнением им требований законодательства Российской Федерации.

  2. Должностные лица местного самоуправления, уполномоченные на совершение нотариальных действий, обязаны предоставлять территориальному органу юстиции по его запросу документы, связанные с осуществлением ими нотариальной деятельности.

  3. Территориальный орган юстиции при осуществлении контроля не вправе:

обязывать уполномоченное должностное лицо совершить нотариальное действие или отказать в совершении нотариального действия;

отменять совершенное нотариальное действие или вынесенное постановление об отказе в совершении нотариального действия.

  1. По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:

внести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

  1. Внесенные предписание и (или) представление территориального органа юстиции подлежат обязательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения предписания или представления должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений законодательства Российской Федерации.

О результатах принятых мер должно быть сообщено в территориальный орган юстиции в письменной форме должностным лицом, которому внесено предписание или представление.

Внесенные территориальным органом юстиции предписания и (или) представления могут быть оспорены в судебном порядке.

  1. Уполномоченное должностное лицо местного самоуправления несет ответственность за неправильное совершение нотариального действия или неправомерный отказ в его совершении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Вред, причиненный неправильно совершенным нотариальным действием или отказом в его совершении уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, подлежит возмещению муниципальным образованием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  1. Контроль за совершением нотариальных действий консульскими должностными лицами

  1. Контроль за совершением нотариальных действий консульскими должностными лицами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

  2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в целях осуществления контроля:

организует деятельность по совершению нотариальных действий;

обеспечивает исполнение консульскими должностными лицами правил нотариального делопроизводства;

проверяет соблюдение консульскими должностными лицами законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

  1. Порядок и сроки осуществления контроля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

  2. Консульское должностное лицо несет ответственность за неправильное совершение нотариального действия или неправомерный отказ в его совершении в соответствии с законодательством Российской Федерации

  3. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами, возмещается за счет казны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  1. Нотариальное производство

  1. Общие положения

  1. Нотариальные действия

  1. Виды совершаемых нотариальных действий, лица, уполномоченные на их совершение, определяются федеральными законами.

  2. Порядок совершения нотариальных действий определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

  3. В случае введения нового нотариального действия порядок его совершения устанавливается настоящим Федеральным законом.

До внесения соответствующих изменений новые нотариальные действия совершаются в соответствии с порядком, регулирующим сходные виды нотариальных действий.

  1. Бесспорность совершаемого нотариального действия

  1. Не допускается совершение нотариальных действий при наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в бесспорности оцениваемых юридических фактов либо прав и обязанностей лиц, обратившихся за совершением нотариального действия.

  2. Лицо, совершающее нотариальное действие, содействует согласованию позиций заинтересованных лиц путем правовых консультаций, организации переговоров между ними, использования примирительных процедур.

  1. Отвод и самоотвод нотариуса, иных специально уполномоченных лиц на совершение нотариального действия

  1. При наличии обстоятельств, указанных в части 2 статьи 10, пункте 1 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона нотариус, иные специально уполномоченные лица обязаны заявить самоотвод.

По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, обратившимися за совершением нотариального действия.

  1. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до возбуждения нотариального производства.

Заявление самоотвода или отвода в ходе нотариального производства допускается только в случае, если обстоятельство, послужившее основанием для этого, стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, в ходе нотариального производства.

  1. Вопрос о самоотводе или отводе разрешается лицом, которому он заявлен.

  1. Последствия удовлетворения заявления об отводе

  1. В случае отвода нотариуса совершение нотариального действия осуществляется другим нотариусом того же нотариального округа.

  2. В случае отвода нотариуса, который является единственным в нотариальном округе, в котором согласно закону должно быть совершено данное нотариальное действие, определение другого нотариуса производится нотариальной палатой.

  3. В случае отвода уполномоченного должностного лица местного самоуправления совершение нотариального действия осуществляется другим уполномоченным должностным лицом местного самоуправления либо нотариусом.

  4. В случае отвода консульского должностного лица совершение нотариального действия осуществляется иным консульским должностным лицом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... Основ законодательства РоссийскойФедерации о нотариате устанавливает, что нотариальные действия в РоссийскойФедерации совершают нотариусы, ... что проектФедеральногозакона "О вступлении в должность вновь избранного Президента РоссийскойФедерации" в ...
  2. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... Основ законодательства РоссийскойФедерации о нотариате устанавливает, что нотариальные действия в РоссийскойФедерации совершают нотариусы, ... что проектФедеральногозакона "О вступлении в должность вновь избранного Президента РоссийскойФедерации" в ...
  3. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

    Закон
    ... нотариальнойдеятельности ... нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. Федеральногозакона ... проект ... РоссийскойФедерации"; Федеральныйзакон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации"; Федеральныйзакон ...
  4. Комментарий к федеральному закону " об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации"

    Документ
    ... . 26 Федеральногозакона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации"; определения границ нотариальных округов в пределах территории субъекта РоссийскойФедерации ...
  5. Толкушкин (постатейный) к Федеральному закону от 16 июля 1998 г N 102-ФЗ " Об ипотеке (залоге недвижимости)" - Система ГАРАНТ 2005 г Предисловие

    Закон
    ... РоссийскойФедерации о нотариате была введена Федеральнымзаконом от 02.11.2004 N 127-ФЗ. Нотариальный ... в РоссийскойФедерации региональные программы ипотечного жилищного кредитования; - координация деятельности по разработке проектов нормативных ...

Другие похожие документы..