Главная > Методические указания
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Методические указания к изучению курса «Социология»
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители:
А.И. Верецкая,
А.П. Дьяков,
Ю.Б. Матюшина
ВОРОНЕЖ
2007
Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики факультетов года, протокол № .
Составители: А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов всех факультетов ВГУ, изучающих курс «Социология»
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса: развитие познавательной активности, творческое освоение научных категорий, развитие у будущих специалистов потребности и способности анализировать сложные социальные процессы и явления.
Задачи курса:
- дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук;
- помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа сложных социальных процессов и явлений;
- способствовать подготовке широко образованных специалистов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского общества.
Требования к уровню освоения содержания курса:
знать объект, предмет и методологию социологической науки;
освоить основные социологические категории и их характеристики;
владеть навыками социологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности;
уметь дать характеристику обществу как многомерной социальной системе, роли социальных институтов в функционировании развития общества;
знать основные социокультурные особенности и проблемы развития российского общества;
понять специфику социологического анализа культуры как ценностно-нормативной системы;
иметь представление о социологическом подходе к личности, о факторах ее формирования в процессе социализации;
знать источники социальных конфликтов, кризисов и способы их разрешения;
получить представление об особенностях современной цивилизации, глобализации социокультурных процессов в современном мире.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема | Лекции | Семинары | Самостоят. работа | Форма контроля |
1. Социология как наука | 2 | 2 | 1 | Опрос |
2. История становления и развития социологии | 2 | 2 | Реферат | |
3. Методология и методика социологических исследований | 2 | 2 | 2 | Практическая работа |
4. Общество как социальная система | 2 | 2 | Тестирование | |
5. Социальная структура и стратификация общества | 2 | 2 | 2 | Опрос |
6. Социология молодежи | 2 | 2 | Круглый стол | |
7. Личность как социальная система | 2 | 2 | 2 | Опрос |
8. Культура как ценностно-нормативная система | 2 | 2 | 1 | Опрос |
9. Социальные институты и социальные организации | 2 | 2 | 1 | Круглый стол |
10.Социальный процесс как взаимодействие социальных общностей и изменение социальной системы | 2 | 2 | Тестирование | |
11. Социальные конфликты и кризисы | 2 | 2 | 1 | Опрос |
Итого | 18 | 18 | 18 | 54 |
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Специфика социального познания общества. Социология как наука о социальных отношениях и социальных процессах, о поведении людей в социальных структурах, о становлении, эволюции и кризисах социальных систем.
Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические, отраслевые теории. Макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология. Мировое человеческое сообщество как объект мегасоциологии.
Основные методы социологической науки. Научные и социальные функции социологии.
Место социологии в системе социально-гуманитарных и естественных наук. Роль социологии в повышении культуры социального мышления и совершенствования социальной практики.
Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
СОЦИОЛОГИИ
Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Основоположники социологии. Позитивизм О. Конта. Эволюционная концепция Г. Спенсера.
Западноевропейская классическая социология (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).
Социологическая мысль в России в ХIХ - начале ХХ вв. Субъективное, психологическое и марксистское направления. Интегральная социология П.А. Сорокина.
Теоретические ориентации в социологии, сформировавшиеся в ХIХ-ХХ вв.: психологическое направление, бихевиоризм, структурный функционализм, символический интеракционизм.
Социологические исследования и социологические теории в 1920-х гг. Кризис социологии (30-50 гг. ХХ века). Возрождение отечественной социологии (1950-60 гг.). Современное состояние отечественной социологии.
Особенности современного этапа развития социологии. Сдвиг в сторону неклассической социальной методологии. Консолидация мирового социологического знания. Теоретические традиции и исследовательские техники в основных направлениях современной социологии: неопозитивизм), неомарксизм, понимающая социология, феноменология).
Социологическая мысль в России в последние десятилетия.
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Понятие методологии и методики в социологическом исследовании.
Факт и его интерпретация в социологии. Его роль в объяснении и построении теории. Понятие социального факта. Программа социологического исследования, ее задачи и функции.
Проблемы измерения в социологии. Типы и виды шкал, применяемых в социологическом исследовании (номинальные, ранговые, интервальные).
Выборочные методы в социологии. Типы и виды выборок. Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, объем выборки.
Основные методы сбора социологической информации. Соотношение качественных и количественных методов. Особенности метода наблюдения в социологии. Специфика применения метода анализа документов в социологических исследованиях. Контент-анализ документов. Опросные методы в социологии и особенности их применения. Экспериментальные методы в социологии и их специфика.
Сбор социологической информации с помощью метода фокус-групп: особенности организации и проведения. Особенности традиционного анализа документов, глубинного интервью. Метод экспертных оценок.
Обработка и статистический анализ социологических данных. Обобщение и анализ. Разработка рекомендаций, представление результатов социологического исследования
Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Общие положения системного подхода. Понятие системы. Внутреннее строение системы: элемент, связь, целостность. Понятия, характеризующие функционирование системы: функция, равновесие, устойчивость, прямая и обратная связь. Понятия, описывающие развитие систем: генезис, становление, эволюция, кризис, распад. Система и подсистемы, система и среда.
Специфика социальных систем. Понятия социальных связей, отношений взаимодействия.
Общество как социальная макросистема. Методологические парадигмы изучения общества (структуралистская, функционалистская, историко-генетическая, конфликтологическая).
Социетальная система и подсистемы. Взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества.
Типология обществ: традиционное, открытое, закрытое, индустриальное, постиндустриальное. Понятие гражданского общества.
Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и группы как структурные элементы и субъекты социальных отношений. Классификация социальных общностей: классовые, национально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные как элементов социального пространства.
Понятие “класс” в интерпретации различных социологических школ (марксистской, функционалистской и др.).
Теории социальной стратификации. Понятие социальной стратификации. Концепции социальной стратификации М. Вебера, П. Сорокина, К. Девиса, У. Мура, Р. Мертона, Т. Парсонса.
Соотношение понятий “класс” и “страта”. Классовая и стратификационная иерархия социального пространства. Типы социальных отношений.
Социальная дифференциация и социальное расслоение. Проблемы социального неравенства, его оснований и типов.
Взаимодействие социальных общностей и проблема целостности, устойчивости общества или социальной системы.
Динамика классовых и стратификационных изменений в современных обществах. Социально-классовые и стратификационные процессы в современной России.
Процессы мобильности как изменения социальных статусов людей. Горизонтальная и вертикальная мобильности. Многообразие проявления мобильности в различных сферах жизнедеятельности.
Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Молодежь как объект социального познания. Структура, функции, методы и основные этапы становления и развития социологии молодежи.
Интерпретация проблем молодежи в отечественной и зарубежной социологии.
Молодежь как социально-демографическая группа: возрастные и социально-психологические характеристики молодежи, ее социальный статус, динамика социальной мобильности. Социально-групповые, демографические, территориальные, профессиональные и другие признаки дифференциации молодежи.
Взаимосвязь, преемственность, различия и противоречия во взаимоотношениях разновозрастных поколений. Проблема конфликта «отцов» и «детей» в социологии. Особенности взаимоотношений поколений в условиях трансформирующегося общества.
Отрочество, юность и молодость как этапы социального, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе.
Влияние переходного процесса в России на формирование потребностей и интересов молодежи, мотивацию жизнедеятельности молодежи, ее ценностные ориентации, труд, образование, культуру и отношение к органам власти и государственной политике.
Особенности и многообразие форм проявления молодежных субкультур.
Актуальные проблемы государственной молодежной политики в современном российском обществе.
Тема 7.ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Социологическое понятие личности. Основные концепции личности в зарубежной и отечественной социологии.
Личность как субъект социальных отношений. Социальный статус и роль личности. Социальные отношения, ценностные ориентации и позиции личности.
Социализация личности как процесс ее формирования и развития. Типы, способы, факторы и формы социализации. Первичная и вторичная социализация. Социализация и воспитание. Образование как один из ведущих факторов социализации. Социализация и самоопределение индивида как личности. Явления десоциализации, ресоциализации и распада личности.
Механизмы жизнедеятельности личности. Потребности, интересы, образ и стили жизни. Проблемы прав, свобод и ответственности. Нормативное и девиантное поведение. Социальные типы личностей.
Личность в переходных процессах трансформации общества. Социальные проблемы личности в современной России.
Тема 8.КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА
Специфика социологического подхода к проблемам культуры. Культура как система социальных ценностей, норм, способов организации жизнедеятельности, качественных характеристик общества и личности.
Понятия социальных норм и ценностей.
Репродуктивные и креативные комплексы в культуре. Культура, субкультура, контркультура. Особенности современной молодежной субкультуры.
Социальные функции культуры. Нормативно-ценностная регуляция и саморегуляция жизнедеятельности и поведения людей.
Социально-исторические типы культуры и способы регуляции и саморегуляции. Интегративная роль культуры. Взаимодействие культур.
Социокультурная характеристика современного российского общества.
Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социальный институт как устойчивая форма организации и регулирования взаимосвязей в процессе жизнедеятельности людей в обществе.
Функции социальных институтов: интеграции социальных связей и отношений людей в системе, воспроизводства общества как системы, коммуникации, социального контроля, социальной защиты.
Семья как социальный институт и малая группа. Брак как социальный институт. Типология семьи. Эволюция функций семьи. Статусно-ролевая структура современной семьи. Внутрисемейные конфликты. Причины и мотивы распада семьи и расторжения браков. Социальные проблемы семьи в современном российском обществе.
Социальные институты экономики. Сущность, функции и типы социальных институтов экономики. Статусные и договорные социально-экономические отношения как детерминанта социального взаимодействия в социальных институтах экономики.
Социальные институты политики. Понятие и реализация политической власти социальными институтами политики. Легитимность власти. Государство как институционализированная политическая власть. Типы государственной власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая. Правовое государство.
Религия как социальный институт. Понятие, функции и элементы религии. Религия как общемировой социальный институт, включающий в себя множество видов и форм религиозных верований.
Социальные институты образования и науки. Общественная и личностная ценность образования. Основные функции образования. Образование как фактор роста социокультурного потенциала общества, социализации личности и социальной мобильности. Типы, виды, уровни и формы образовательных систем. Высшая школа в системе образования. Социальные проблемы образования в современной России и политика государства. Тенденции развития образования в современном мире: всеобщий характер, диверсификация и интеграция, возрастание роли и динамика общественного развития.
Социальная ценность науки. Наука и общество. Наука как фактор научно-технического прогресса, экономического и социального прогресса. Наука как социальный процесс производства знаний. Наука в современном российском обществе и государственной политике.
Тема 10.СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ И ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Социальное взаимодействие как взаимное влияние сфер, явлений и процессов, индивидов или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности. Социальное взаимодействие важнейшее условие и основа существования социальных систем. Уровни и типы социального взаимодействия.
Социальные процессы. Процессы функционирования и развития. Прогрессивные и регрессивные процессы. Революционные и эволюционные формы развития. Основные социальные процессы: социализация, институализация, социальная стратификация, мобильность, этносоциальные процессы, девиантное поведение, аномия. Критерии социального процесса.
Социальные предпосылки и механизмы социального процесса. Противоречия как источник социальных процессов.
Роль социально-экономических, политических, и социокультурных факторов в развитии национально-этнических процессов. Типы национально-этнических отношений. Истоки, социально-политическая сущность и многообразие форм национализма и шовинизма.
Сущность социальных изменений в обществе. Истоки, движущие силы и факторы социальных изменений, их уровни и критерии. Восприимчивость социальных систем к инновациям. Социальные традиции и инновации. Консерватизм и инновационность. Социальные революции и реформы как способы социальных изменений. Модернизация общества.
Проблема преемственности и нововведения социальных изменений в динамике общественного развития.
Социальные изменения российского общества в конце ХХ – начале XXI веков.
Тема 11.СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Понятие и природа социального конфликта. Основные методологические парадигмы анализа социальных конфликтов. Диалектические теории конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа, конфликтный функционализм Г. Зиммеля и Л. Козера, общая теория конфликта В. Боулдина и др. Структура и функции конфликтов в общественной жизни.
Основания и мотивация конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт. Ролевой конфликт в организации. Типология социальных конфликтов: по субъектам, сферам развертывания; характеру используемых средств; масштабу и интенсивности; роли в общественной жизни; степени правового регулирования.
Динамика социального конфликта: конфликтная ситуация латентная стадия; стадия открытых действий; интенсификация эскалация конфликта; завершение конфликта. Стратегия поведения противоборствующих сил в конфликте. Значение восприятия конфликта в конфликтном взаимодействии.
Предупреждение, урегулирование и разрешение конфликта. Основные способы и методы разрешения социального конфликта. Переговоры и посредничество в урегулировании конфликтов.
Социальные конфликты в России в конце ХХ – начале XXI в.в.: природа, основания, особенности протекания.
Понятие социального кризиса и кризиса социальных систем. Основные критерии определения и анализа кризиса в социологии. Типы социальных кризисов. Кризисы роста и кризисы распада. Формационные и цивилизационные кризисы.
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации научно-исследовательской работы» направление подготовки 030600 – история
Учебно-методический комплекс... учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Приложения и методическиеуказания ... И. Методология научного исследования: Учеб. пособиедлявузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. ...О т ч е т о результатах самообследования кафедры «биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 4 06 2011
Документ... учебныхкурсовдля ... 2011 Учебники 2 - - - - - 2 (2) Учебныепособия 30 9 (1) - 3 6 9 3 (1) Методическиеуказания 1 1 - - - - - Методические разработки 12 5 - - 4 3 - Монографии ... 7 Социология 06БТ ... изучения экологии человека в учебном процессе вуза ...Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)
Методические рекомендации... учебно-методических материалов и пособий, необходимых дляизучениякурса как для учителя, так и для ... , лингвистики, социологии и пр. ... Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов // Под ... игры». Методическиеуказания Министерства ...Учебно-методический комплекс дисциплины 03 история россии (1945-2007 гг ) для специальности 032600 история аннотация
Учебно-методический комплекс... Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература Основная: 1. Барсенков, А.С. 1917-2007 [Текст]:учебноепособиедлявузов ... 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации ...По учебно-методической работе и качеству образования д
Методические указания... СОЦИОЛОГИЯМетодическиеуказания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для ... к чтению курса, преподаватель ... социология. Учебноепособие. – М.: Экслибрис-Пресс, 2009. Гунин В.Н. Управление организацией. Учебник для студентов вузов ...