textarchive.ru

Главная > Документ


В 1937 была утверждена Система артвооружения на третью пятилетку (3848,37).

В 1937 году выдан первый валовый заказ на 45-мм бронебойно-химические снаряды. Данными о применении таких снарядов в Великую Отечественную войну автор не располагает (3861).

В 1937 году был выдан первый заказ на серийное производство 45-мм дымовых снарядов. 45-мм дымовой снаряд с взрывателем КТМ-2 имел индекс Д-240. Вес, габариты и баллистика его были близки к осколочному снаряду О-240 (3861).

В 1937 году для модернизированных 107-мм пушек планировалось начать производство колес с шинами ГК (3861).

В 1937 году на заводе им. Калинина (№ 8) был изготовлен опытный образец 25-мм самозарядной ротной противотанковой пушки МЦ Михно и Цырульникова, получивший заводской индекс 43-К (3861).

В 1937 году в АУ РККА кому-то пришла в голову ретроградская идея заменить в орудиях среднего калибра раздельно-гильзовое заряжание картузным. Единственный аргумент "за" это дешевизна (3861).

В 1937 году в КБ Кондакова (ОКБ-43 или КБ-АУ, основанное в 1932 году) был разработан оригинальный проект 76-мм дивизионной пушки (фактически она была полууниверсальная). Угол ВН составлял 5; +85, угол ГН 60 с колес и 360 с поддона. Пушка обладала прекрасной баллистикой при весе снаряда 7,1 кг и заряда 1,2 кг начальная скорость была 710 м/с. При таких вполне приемлемых данных вес пушки в боевом положении не превышал 1500 кг. Такой малый вес был достигнут за счет применения дульного тормоза, а главное, за счет любимой "изюминки" Кондакова выката ствола, который он применял в зенитных автоматах и противотанковых пушках. Выстрел происходил во время движения ствола вперед (выката) и значительная часть энергии отдачи уходила на гашение кинетической энергии откатных частей. Неясно, почему пушка с выкатом не была принята на вооружение. Тем более, что другие типы орудий Кондакова с выкатом ствола успешно проходили испытания (3861).

В 1937 году поскольку подрессорить трехдюймовку не удалось в КБ завода № 92 (Грабина) была изготовлена специальная подрессоренная тележка Ф-29 для возки трехдюймовки мехтягой. Орудие накатывалось на эту тележку и могло двигаться за автомобилем со скоростью 30-40 и более км/час по шоссе. Тем не менее ни тележка, ни металлические колеса распространения не получили, да и особой нужды в них не было. С мехтягой в Красной армии было неважно и дивизионные орудия как до войны, так и в 1941-1943 годах в подавляющем большинстве возились по-прежнему шестеркой лошадей (3861).

В 1937 году были репрессированы лица, ответственные по должности за создание новых артсистем зам. наркома обороны по вооружению М. Н. Тухачевский, начальник АУ Н. А. Ефимов, зам. начальника АУ Г. К. Савченко, председатель Арткома АУ И. И. Засонов и ряд других, виновных в авантюрах с динамо-реактивными пушками, подкалиберными и беспоясковыми снарядами (3861).

В 1937 году АНИОПом были составлены таблицы стрельбы для новых 368/220-мм подкалиберных снарядов весом 252,13 кг с активным снарядом весом 140 кг. При начальной скорости 1390 м/с дальность стрельбы была 120,5 км. 368-мм орудия должны были быть установлены на ж. д. транспортерах ТМ-1-14. Однако серийная переделка 356/52-мм орудий в 368-мм осуществлена не была в связи с загрузкой заводов "Большевик" и "Баррикады", относительно невысокой эффективностью 220-мм снарядов и отсутствием целей для сверхдальней стрельбы после 1939 года, так как основными целями сверхдальних ж. д. установок должны были стать военные и политические центры Прибалтики (3861).

В 1937 году было создано ОТБ НКВД (затем ОКБ-172) (3861).

В 1937 году к 203-мм пушке Б-23 был разработан подкалиберный снаряд 203/120 мм (калибр поддона/калибр активного снаряда). Вес подкалиберного снаряда 24 кг, начальная скорость 1400 мм/с, дальность стрельбы 78 км. (3861).

В 1937 году завод "Баррикады" изготовил малую серию Бр-2 из 7 единиц вместо 30 по плану. Пушки Бр-2 выпуска 1937 года комплектовались орудийной повозкой Бр-6, пушки Б-30 повозкой Б-29, а первый опытный образец Бр-2 вообще не имел орудийной повозки. Однако испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью 880 м/с живучесть стволов составляет около 100 выстрелов (97-104). Пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, поэтому срочно начали поиски путей повышения живучести. Наиболее эффективными было признано два способа, разработанные в АНИМИ удлинение ствола пушки и углубление нарезки (3861).

В 1937 году в Среднеазиатском военном округе были проведены первые опыты вьючки 45-мм ПТП обр. 1932 г. По результатам опытов завод им. Ворошилова в первой половине 1938 года разработал вьюки и другие приспособления для вьючки 45-мм ПТП обр. 1932 г. В состав вьючки входили 7 вьюков орудийных и 3 вьюка со снарядами. Все вьюки снабжены седлами системы Грум-Гржимайло (3861).

В 1937 году на заводе "Баррикады" был изготовлен опытный образец гусеничного хода для лафета Б-4, получивший индекс Бр-7. Однако он не выдержал полигонных испытаний и дальнейшая отработке не подлежал.

Триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную "войну" с его ходовой частью.

Так, при эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом "Большевик", постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б-29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр-10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два "Коминтерна" цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки Бр-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т. д.

В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр-10 и Б-29 от 7 августа 1938 года не без основания было сказано: "Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям".

Работы по созданию новых ходовых частей как к лафету Б-4, так и новых ствольных повозок, в 1936-1941 годах велись на многих заводах. Так, в 1937 году на заводе "Баррикады" был изготовлен опытный образец гусеничного хода для лафета Б-4, получивший индекс Бр-7. Однако он не выдержал полигонных испытаний и дальнейшая отработке не подлежал (3861).

В 1937 году КБ завода "Баррикады" внесло ряд изменений в конструкцию затвора. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, то есть затворы брались без всяких изменений от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г (3861).

В 1937 году опыты с нарезными снарядами были прекращены (3861).

В 1937 году для устранения влияния на конструкцию гаубицы Б-4 завод, который ее выпускал, была проведена работа по выпуску единых чертежей. Но, судя по всему, полной унификации гаубиц производства заводов "Большевик" и "Баррикады" добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод Новокраматорский (3861).

В 1937 году руководство РККА решило принять для тяжелых и средних танков 76-мм танковые пушки с баллистикой 76-мм пушки обр. 1902/30 г. в 30 клб. Такое решение было принято с учетом развития танкостроения за рубежом и опыта испанской войны. Задание на проектирование таких пушек было выдано Маханову (Кировский завод) и Грабину (завод № 92). Маханов попросту удлинил нарезную часть и упрочил механизмы противооткатных устройств пушки Л-10. Новая система получила индекс Л-11. Грабин же сделал новую пушку Ф-32 (3861).

Войсковые испытания в разных округах РККА гранатомёт прошёл в 1937 году, испытывался он и в частях НКВД. В 1937-1938 годах проводились сравнительные испытания миномётов и гранатомётов ротного звена различных конструкций, участвовал в них и автоматический гранатомёт Таубина. По результатам испытаний на вооружение был принят 50-мм ротный миномёт образца 1938 года конструкции Б. И. Шавырина. Для гранатомёта оставалось место в ВМС РККА (10780).

Ещё один проект был разработан в ОКБ-16 в 1937 году на базе конструкции 40,8-мм автоматического гранатомёта, это был 60-мм универсальный гранатомёт с дальностью стрельбы до 2500 м. Масса системы составляла 70 кг. Им предполагалось вооружать пехотные подразделения Красной Армии. Также предлагалось установить гранатомёт на самолёты штурмовой авиации и на боевые катера (10780).

С 1937 г. на Т-26 стали устанавливать зенитные пулеметы на крыше башни и переговорное устройство ТПУ-3. Мощность двигателя увеличена до 95 л.с., боекомплект вырос до 107 выстрелов. Теперь уже все танки оснащались радиостанцией. Боевая масса достигла 9,75 т (3861).

С 1937 года на базе Т-26 выпускались танки-тральщики с навесным ножевым тралом (танк без пушки) или цепным тралом. Скорость траления противотанковых мин достигала 5-6 км/ч (3861).

В 1937 г. танки Т-26 получили конические башни, что позволило увеличить их пулестойкость, теперь стенки башни были сварены из листов толщиной 15 мм. Многие машины имели второй пулемет в кормовой нише башни и зенитный на крыше. Емкость топливных баков была увеличена с 182 до 290 литров, боекомплект составил 107 выстрелов. Боевая масса возросла до 10,25 т (3861).

В 1937 году танки БТ-7 получили конические башни. У части машин на крыше башни устанавливался зенитный пулемет калибра 7,62 мм. А некоторые серии имели еще пулемет в кормовой нише башни(3862).

С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда. На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков. Четырехскоростную коробку передач заменили трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили ведущие колеса колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода (3862).

В 1937 году завод №183 (этот номер ХПЗ получил во второй половине 1936 года) в соответствии с тактико-техническими требованиями АБТУ должен был спроектировать колесно-гусеничные танки БТ-7ИС и БТ-9, причем в том же году планировалось выпустить 100 единиц БТ-7ИС. Конструкторским бюро КБ-190 отдела "100" (танковое производство), которое с января 1937 года возглавлял М.И.Кошкин, эта работа была сорвана. Кроме того, Кошкиным всячески тормозилась и работа адъюнкта ВАММ им. Сталина военинженера 3-го ранга А.Я.Дика, специально направленного на ХПЗ для разработки нескольких вариантов эскизного проекта танка БТ-ИС (3862).

В 1937 г. на базе танка Т-37 коллективом конструкторов под руководством Н.А. Астрова был разработан плавающий танк Т-38. От своего предшественника он отличался формой корпуса, который в основном стал сварным и лишь частично клепаным. Была несколько изменена и конструкция подвески, что увеличило плавность хода и скорость движения на суше. Вместо автомобильного дифференциала Т-38 получил бортовые фрикционы, благодаря чему улучшилась его проходимость и маневренность. Бронезащита и вооружение остались прежними.

Двигатель ГАЗ-АА размещался по оси корпуса. Через сцепление крутящий момент с мотора передавался на четырехскоростную КП. К последней крепился редуктор отбора мощности на винт (3861).

В 1937 году, была проведена модернизация КПП Т-35, бортовых фрикционов, масляного бака, электрооборудования, изменена конструкция фальшборта, спроектированы и установлены на машины специальные уплотнения, предохраняющие машину от попадания внутрь воды. Кроме того, глушитель убрали внутрь корпуса, а наружу вывели лишь выхлопные трубы, закрытые бронекожухами. Благодаря этой модернизации надежность танка сильно возросла (3862).

В 1937 году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями (3862).

Начиная с 1937 года все танки Т-26 были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой (3862).

Двигательный отдел завода № 174 проделал такую работу, и танк, оснащенный более мощным бензомотором, в 1937 г. пошел в войска. И тут случилось то, что новые танки стали массово выходить из строя. У них вдруг пошел массовый об­рыв клапанов при движении под нагрузкой. Это привело к началу разборок и остановке выпуска Т-26 сроком на месяц. «Следственные мероприятия» про­шлись широким фронтом как по заводу, так и по КБ. Были отстранены от работ и арестованы многие конструкторы, но в результате выяснилось, что виной массового обрыва кла­панов была поставка несортового материала и потому вско­ре производство Т-26 было возобновлено, правда в прежней комплектации (с прежним двигателем). Если рождение Т-26 сразу поставило его в особые усло-.вия — наиболее сильного среди танков малой массы, то уже в 1935—36 гг. положение изменилось. В разных странах по­явились модели сходной боевой массы (до 10 т), имевшие сравнительную подвижность при сходной или лучшей бро-новой защите, хотя и при несколько более слабом вооруже­нии. Наиболее интересными с точки зрения советских спе­циалистов стали чехословацкие танки «Lt. vz. 34», «S-IIа», японский «Ха-Го», французские R 35, Н 35, FCM 36 (10733,332).

В сентябре—октябре 1936 г. двигательному отделу ХПЗ удалось форсировать мощность двигателя М-17 до 580 л.с., но только в 1937 г. эта модификация мотора пошла на танки Т-35 и некоторые Т-28. Кроме того, были доработаны бортовые фрикционы, масляный бак, электрооборудование. Для улучшения проходимости был облегчен фальшборт, а также введены новые уплотнения корпуса для предохране­ния от попадания воды внутрь машины. Бгушитель, распо­ложенный поперек кормовой части корпуса и прикрытый с боков броневыми щитками, был убран внутрь корпуса, а на­ружу выведены только выхлопные трубы. В машинах выпуска 1937—38 гг. значительно повыси­лась надежность работы танка в целом. Например, увели­чилось время межремонтного пробега, возрос и гарантиро­ванный пробег танков выпуска 1937 г., который составлял уже 1500—1800, до 2000 км на некоторых образцах (прежде было 1000-1300, до 1500 км). Однако успехи с силовой установкой разбивались об иные недоработки. Так, Мариупольский металлургический завод, осваивая в 1935 г. массовое производство бронелистов для Т-35, не смог обойтись без нарушения технологического процесса прокатки и термообработки, что привело к ухудшению качества бронелистов толщиной 20 мм. Для компен­сации упавшей бронестойкости листа, его пришлось утол­щать в среднем на 2,5—3 мм, что утяжелило серийный танк до 51,5—52 тонн. В середине 1936 г., считая танк перетяже­ленным, УММ санкционировал проведение ряда меропри­ятий по облегчению танка, для чего по согласованию с Наркомтяжпромом толщина крыш башен была уменьшена на 1-1,5 мм, тогда же прошли испытания облегченные опорные катки, топливный бак из фибры, «зауженные траки». Ука­занными мерами предполагалось облегчить Т-35 на 3,5-4 тонны, но по ряду причин выполнено это не было. Вообще учения 1935—36 гг. показали, что практически ни один Т-35 из числа принявших участие в маневрах, не избежал участи сломаться и пройти войсковой ремонт. Ре­путация танка хромала на все ноги. Т-35 на указанных ма­неврах били рекорды ненадежной работы почти всех своих агрегатов. Для изучения недостатков один серийный танк выпуска 1936 г. был передан комиссии недавно образованного Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА для проверки его «боевых и технических свойств при работе в различных условиях» (10733,364).

Работы над прибором, называвшимся теперь ПУАТ-35, продолжались и в 1937 г. В 1938 г. прибор демонстрировал­ся новому нач. АБТУ Д. Павлову, и в ноябрьском отчете с его визбй значились такие слова: «Прибор ПУАТ-35 являет­ся опытным и негодным для войсковой эксплоатации... К чис­лу недостатков прибора следует отнести большие габариты, вес и малую надежность работы... Серийная переделка тан­ков Т-35 под установку ПУАТ не представляется целесооб­разной из-за их малого количества, высокой стоимости само­го прибора и его сомнительной боевой ценности в условиях со­временной маневренной войны...» (10733,365).

В 1937 г. нарком оборонной промышленности М.Л. Рухимович направил на ХПЗ комиссию во главе с начальником ЦИАМ К.И. Белявским, в которую входили Чаромский, ведущий конструктор ОНД Т.П.Чупахин и два представителя наркомата. Комиссия должна была провести испытания и выявить причины отказов, а после этого определиться с перспективами серийного производства В-2 (новое обозначение двигателя). Одновремен-но следовало оценить возможность установки на танк циамовского двига-теля АН-1 с его серийным производством. Интересная ситуация - харь-ковский двигатель четыре года изготавливается в опытном производстве. Идут интенсивные испытания, доработки. Завод и специалисты получили ордена, готовятся к серийному производству. И вдруг такой поворот со-бытий. Затем на заводе во второй уже раз побывала комиссия во главе с профессором Военной академии моторизации и механизации Ю.Н. Степановым, с участием профессора М.А. Хайлова, доцента И.И. Гутермана. Эта комиссия в докладной записке указала на серьезность положения и нере-альность в имеющихся условиях выполнить принятые заводом на себя ус-ловия не только по выпуску дизеля, но и прохождения им в 1937 г. го-сударственных испытаний. Немыслимой представлялась доводка двигателя без экспериментальной базы, опытного цеха (11224).

В 1937 г. приказом наркома с подачи Бондаренко УНИАДИ перевели в состав завода как опытную базу моторостроения, без ведома Майера. В августе этого года Чупахин предложил сосредоточиться только на В-2, чтобы представить его на госиспытания в первом квартале 1938 г., к очередному из многих намечавшихся сроков. А уж потом доводить АД-1. С резким протестом выступил Майер, защищая детище института. Антагонизм представителей ЦИАМ и УНИАДИ, имевший длительную предысторию, все усиливался. Стороны конфликта обвиняли друг друга в присвоении автор-ства В-2. Да к тому же боролись между собой авиационное и танковое направления. Можно напомнить, что еще в конце 1935 г. были собраны и успешно испытаны два авиадизеля БД-2А с наддувом. Работой руководил Г.И. Аптекман. В октябре 1937 г. в Харьков привезли опытный образец АН-1, который на стенде проработал 100 часов. Несмотря на все протес-ты завода этот авиационный двигатель стал серийно производится под маркой М-40 (11224).

На ЧТЗ еще в 1937 г. освоили выпуск топливной аппаратуры. Представители харьковского моторного завода побывали в команди-ровке в Челябинске и с образцами прецизионных пар челябинско-го изготовления выехали в Москву к Горегляду. У него они попросили помочь в приобретении доводочных станков. Начальник главка приказал руководству ЧТЗ выделить Харькову один станок. Но это может показаться сейчас невероятным - никто и не по-думал распоряжение выполнять. Но в Харькове люди не сидели сложа руки, искали выходы. Чтобы добиться правильного и одина-кового распыления, равномерной подачи топлива были сделаны спе-циальные стенды, на которых проверялся весь комплект 12 форсу-нок со всеми трубопроводами и насосами. Очень изводило техно-логов зависание капель топлива на конце иглы (11224).

Двигательный отдел завода № 174 проделал такую работу, и танк, оснащенный более мощным бензомотором, в 1937 г. пошел в войска. И тут случилось то, что новые танки стали массово выходить из строя. У них вдруг пошел массовый об­рыв клапанов при движении под нагрузкой. Это привело к началу разборок и остановке выпуска Т-26 сроком на месяц. «Следственные мероприятия» про­шлись широким фронтом как по заводу, так и по КБ. Были отстранены от работ и арестованы многие конструкторы, но в результате выяснилось, что виной массового обрыва кла­панов была поставка несортового материала и потому вско­ре производство Т-26 было возобновлено, правда в прежней комплектации (с прежним двигателем). Если рождение Т-26 сразу поставило его в особые усло-.вия — наиболее сильного среди танков малой массы, то уже в 1935—36 гг. положение изменилось. В разных странах по­явились модели сходной боевой массы (до 10 т), имевшие сравнительную подвижность при сходной или лучшей бро-новой защите, хотя и при несколько более слабом вооруже­нии. Наиболее интересными с точки зрения советских спе­циалистов стали чехословацкие танки «Lt. vz. 34», «S-IIа», японский «Ха-Го», французские R 35, Н 35, FCM 36 (10733,332).

В 1937 году проектирование железнодорожного вариан­та на базе нового бронеавтомобиля БА-20 поручили конст­рукторскому бюро завода ДРО. Первый образец прошел ис­пытания в начале 1938 года. Как и ФАИ-жд, БА-20-жд обо­рудовался домкратом для вывешивания машины при переходе на железнодорожный ход. Однако в отличие от предшественника металлические бандажи устанавливались вместо колес, при этом колеса крепились на бортах и корме корпуса. БА-20-жд оборудовался демультипликатором, благодаря которому удалось поднять скорость движения зад­ним ходом при езде по железной дороге. Масса БА-20-жд с комплектом бандажей составила 2,78 т, при этом снизи­лась скорость движения по шоссе до 50 км/ч (11284).

С 1937 года химическую машину на трехосном шасси ЗИС-6, по­лучившую обозначение КС-18 запустили в производство, и к 1939 году их изготовили 94 штуки. Эта машина поступала на во­оружение рот боевого обеспечения танковых бригад — по штату в такой роте имелось 4 КС-18. Информации об их эксплуатации и использовании в войсках автору найти по­ка не удалось. Известно только, что в ходе советско-фин­ляндской войны в танковых бригадах Северо-Западного фронта имелось 9 машин КС-18, но об их использовании ничего не известно (11284).

В 1937 год в НКО были:

Мариупольский завод им. Ильича НК оборонной промышленности, 7 гл. управление

Место: Сартана, п/я 22

1940 год

Завод им. Ильича НК судостроительной промышленности, 3 гл. управление

Ввод в эксплуатацию – 1897 год

Восстановление после оккупации началось в сентябре 1943 года (8846).

Кулебакский металлургический завод им. С.М. Кирова НК оборонной промышленности, 7 гл. управление

1940 год

Кулебакский металлургический завод им. С.М. Кирова НК судостроительной промышленности, 3 гл. управление

Ввод в эксплуатацию – 1867 год

1941 год

Завод № 178 (Кулебакский металлургический завод им. С.М. Кирова) НК танковой промышленности

1937 год

Ижорский завод НК оборонной промышленности, 7 гл. управление

Место: Колпино Ленинградской области

В августе 1942 года постановлением Военсовета Ленфронта было предложено приступить к организации новой производственной базы на площадке бывшего завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде.

Номенклатура продукции: броневая точка для противотанкового ружья (ПТР), броневая вращающаяся пулеметная башня (ВПВ), броневая точка ЛВ-I и ЛВ-II, броневая точка ДОТ, броневые щиты.

В конце 1942 года завод организовал свое основное производство на площадке бывшего завода № 174 им. Ворошилова. Основной вид продукции в 1943 году – боеприпасы. Характерным является увеличение выполнения заказов ВМФ и элементов боеприпасов и снижение заказов Ленфронта по обеспечению укрепления переднего края обороны броневыми ДОТами, вращающимися броневыми башнями.

1944 год

Место: Колпино, п/я 1

Ввод в эксплуатацию – 1803 год

Производство боеприпасов, броневые объекты для НКСП и НКВ. В 1944 году завод продолжал производство реактивного снаряда М-31, освоенного в IV квартале 1943 года.

В августе 1944 года в связи с передачей завода № 174 Рембазе согласно приказа НКТП № 566с от 14 июля 1944 года Ижорскому заводу было предложено освободить площадку (8847).

В 1937 в составе НКОМ были:

В 1943 были:

Завод № 3 им. Володарского

Завод № 3 им. Володарского - Ульяновск

Завод № 4 им. Калинина

Завод № 4 им. Калинина

Завод № 5 “Краснознаменец”

Завод № 5 “Краснознаменец”

Завод № 6 им. Морозова

Завод № 6 им. Морозова

Завод № 7

Завод № 7

Завод № 8 им. Калинина

Завод № 8 им. Калинина

Завод № 9

Завод № 9

Завод № 10 им. Дзержинского

Завод № 10 им. Дзержинского

Завод № 11

Завод № 11

Завод № 12

Завод № 12

Завод № 13 им. Кирова

Завод № 13 им. Кирова

Завод № 14 им. Косякова

Завод № 14 им. Косякова

Завод № 15

Завод № 15

Завод № 17

Завод № 17

Завод № 20 - Москва

Завод № 37 им. Орджоникидзе

Завод № 40 им. Ленина

Завод № 40 им. Ленина

Завод № 42 им. Масленникова

Завод № 42 им. Масленникова

Завод № 46

Завод № 46 – Москва (Кунцево)

Завод № 48

Завод № 50 им. Фрунзе

Завод № 50 им. Фрунзе

Завод № 51

Завод № 51 - Москва

Завод № 52

Завод № 52

Завод № 53

Завод № 53

Завод № 55

Завод № 55

Завод № 58 им. Ворошилова

Завод № 58 им. Ворошилова - Москва

Завод № 59 им. Петровского

Завод № 59 им. Петровского

Завод № 60

Завод № 60

Завод № 62

Завод № 62

Завод № 63

Завод № 63

Завод № 65 им. Сталина

Завод № 65 им. Сталина

Завод № 67

Завод № 67

Завод № 68

Завод № 68

Завод № 69

Завод № 70 им. Владимира Ильича

Завод № 70 им. Владимира Ильича

Завод № 72

Завод № 72

Завод № 73 им. Коваля

Завод № 73 им. Коваля

Завод № 76

Завод № 76

Завод № 77 им. К. Либкнехта

Завод № 77 им. К. Либкнехта

Завод № 79 им. Ворошилова

Завод № 79 им. Ворошилова

Завод № 80 им. Свердлова

Завод № 80 им. Свердлова

Завод № 84 – Москва (Химки)

Завод № 92

Завод № 92

Завод № 91

Завод № 91

Завод № 93

Завод № 93 - Москва

Завод № 94

Завод № 94

Завод № 95 Москва (Кунцево)

Завод № 96

Завод № 96

Завод № 97

Завод № 97

Завод № 98

Завод № 98

Завод № 102

Завод № 102

Завод № 103

Завод № 104 им. Разумова

Завод № 105 им. Кагановича

Завод № 106 им. Молотова

Завод № 106 им. Молотова

Завод № 172 им. Молотова

Завод № 172 им. Молотова

Завод № 173

Завод № 173

Завод № 174 им. Ворошилова

Завод № 175

Завод № 175 им. С.М. Кирова – Большой Токмак

Завод № 176

Завод № 176

Завод № 178

Завод № 178 – Ленинград, 5, п/я № 361

Завод № 180

Завод № 180

Завод № 181

Завод № 181 – Ленинград, 9, п/я № 686

Отделение завода № 181 – Феодосия, п/я № 24

Завод № 182

Завод № 182 – Махач-Кала Дагестанской АССР

Завод № 183 им. Коминтерна

Завод № 184 им. Серго

Завод № 184 им. Серго

Завод № 185 им. Кирова

Завод № 186

Завод № 186

Завод № 189 им. Орджоникидзе

Завод № 190 им. Жданова

Завод № 191

Завод № 191

Завод № 192

Завод № 192 (В 1929-30 гг. на площадке Радиогородка в Москве предполагалось построить комбинат электротехнических заводов. В дальнейшем вопрос о комбинате отпал и с 1932 года размещены были на этой площадке объекты заводов №№ 205 им. Хрущева, 192 и НИИ-10)

Завод № 193

Завод № 193

Завод № 194 им. Марти

Завод № 195

Завод № 195 – Саратов

Завод № 196

Завод № 197

Завод № 197

Завод № 198 им. Марти

Завод № 200 им. “61”

Завод № 201 им. Орджоникидзе

Завод № 202 им. Ворошилова

Завод № 203

Завод № 203

Завод № 204

Завод № 204

Завод № 205

Завод № 205 (В 1929-30 гг. на площадке Радио городка в Москве предполагалось построить комбинат электротехнических заводов. В дальнейшем вопрос о комбинате отпал и с 1932 года размещены были на этой площадке объекты заводов №№ 205 им. Хрущева, 192 и НИИ-10)

Завод № 206

Завод № 206 – Ленинград, 51, п/я № 731

Завод № 208

Завод № 208

Завод № 209

Завод № 209 им. Кулакова – Ленинград, п/я № 499

Завод № 210

Завод № 210

Завод № 211

Завод № 211

Завод № 212

Завод № 212 – Ленинград, 46, п/я № 536

Завод № 213 им. Орджоникидзе

Завод № 213 им. Орджоникидзе - Москва

Завод № 214

Завод № 214 - Москва

Завод № 215 им. Петровского

Завод № 215 им. Петровского – Киев

Завод № 216

Завод № 217 - Москва

Завод № 218

Завод № 218 (Пирометр) - Ленинград

Завод № 224

Завод № 224 (Метприбор) - Ленинград

Завод № 225 им. Чубаря

Завод № 230

Завод № 230 (Тизприбор) – Москва

Завод № 379

Завод № 395

Завод № 923 (1943 год)

Завод № 924 (1943 год)

Завод им. лейтенанта Шмидта – Ленинград – производство аккумуляторов

Завод им. лейтенанта Шмидта – Ленинград – производство аккумуляторов

Саратовский завод свинцовых аккумуляторов

Саратовский завод свинцовых аккумуляторов

Саратовский механический завод – производство оборудования для аккумуляторных заводов

Саратовский механический завод – производство оборудования для аккумуляторных заводов

Завод “Мосэлемент” – Москва – производство гальванических элементов

Завод “Мосэлемент” – Москва – производство гальванических элементов

Завод “Востсибэлемент” – Иркутск – производство гальванических элементов

Завод “Востсибэлемент” – Иркутск – производство гальванических элементов

Завод “Точизмеритель” им. Молотова

Завод “Точизмеритель” им. Молотова - Москва

ОЗПО

ОЗПО - Владимир

Завод “Парострой” им. Лихачева

Завод “Парострой” им. Лихачева - Москва

Завод “Большевик”

Завод “Большевик”

Петровский механический завод

Петровский механический завод

Ижорский завод

Ижорский завод

Мариупольский завод им. Ильича

Мариупольский завод им. Ильича

Кулебакский завод им. С.М. Кирова

Кулебакский завод им. С.М. Кирова

Завод радиоприемной аппаратуры “Электросигнал” - Воронеж, Задонское шоссе

Завод радиоприемной аппаратуры “Электросигнал” - Воронеж, Задонское шоссе

Комбинат им. Кутузова

Комбинат им. Кутузова

КБ-21 (8198)

КБ-21 - Ленинград

Завод “Красный Октябрь”

НИИ-12 – Москва

10-й проектный институт – Москва

Оптико-механический завод ГОМЗ им. ОГПУ

Ленинградский оптико-механический завод ЛОМЗ

Ленинградский завод оптического стекла “Лензос”

Завод “Прогресс”

Изюмский завод оптического стекла им. Дзержинского

НИИ-10 (В 1929-30 гг. на площадке Радиогородка в Москве предполагалось построить комбинат электротехнических заводов. В дальнейшем вопрос о комбинате отпал и с 1932 года размещены были на этой площадке объекты заводов №№ 205 им. Хрущева, 192 и НИИ-10) – начало строительства – февраль 1934 года – Москва-24, п/я 2435

Машиностроительный завод “Двигатель” – Ленинград – 1937 год – строительство (8738)

В 1937 г. постановлением СНК было создано специальное проектное бюро (СПБ) в ведении НКОП. В 1939 г. СПБ передано в НКБ и переименовано в ГСПИ № 7. Его основным профилем стало проектирование оружейных предприятий. В 08.1941 г. институт эвакуирован в Свердловск, в 1945 г. вернулся в Москву. В деятельности института появляется новое направление- проектирование предприятий ракетной техники.

В 1965 г. ГСПИ-7 передан в ведение ГУ проектирования и строительства МОМ и по приказу от 6.03.1966 г. преобразован в Институт проектирования предприятий машиностроительной промышленности.

Имел отдел мощностей и перспективного планирования капвложений, отдел проектирования объектов экспериментальной базы.

В 1966 г. имел филиалы в Златоусте, Ижевске, Железногорске, Днепропетровске, которые в дальнейшем преобразованы в самостоятельные институты. Кроме того, действовали специализированные проектные бригады в Воронеже, Харькове, Оренбурге, Ленинграде, Омске.

Численность персонала (середина 1980-х г.)- 2000 чел.

Директор (после ВОВ)- Г.А. Дунаев, (1957-78 г.)- Ф.Г. Титенков, В.А. Суров.77

Гл. инженер (после ВОВ)- Ф.Г. Титенков, А.Ф. Утыро, Б.Н. Черкасов.

Гл. инженеры проекта: Б.Н. Баркан, Ф.И. Бибиков, В.С. Ивлев, Б.Э. Овандер, С.П. Фролов, А.Н. Полеткин, Ю.Д. Гурьев, М.Л. Белокрылов, В.А. Ермоленко.

Работали: (ВОВ)- Ф.Г. Титенков, Ф.С. Дулепов, М.Э. Рабинович; Л.Г. Ардашников, Л.Н. Буров, К.Н. Васильев, Л.В. Залесский, В.Т. Кудрявцев, П.М. Крылов, И.П. Райгородский, З.К. Брусбардис, Ю.Ф. Горбун, Ф.А. Грачев, М.М. Гольцман, Г.Б. Есаков, Н.Л. Клыков, О.П. Хлюпин, О.А. Чистяков, Е.О. Шпаков, В.А. Литвинов.

Создано: КВЦ ЦНИИмаш (1965-70), НИИ ИТ, испытательный комплекс НИИхиммаш, НИИ КП.

Государственный специальный проетный институт № 7 (ГСПИ-7) НКБ, СПБ НКОП, Институт проектирования предприятий машиностроительной промышленности (ИПМП, «Ипромашпром») МОМ, ОАО «Ипромашпром»

г. Москва (10776).

Филиал № 1 ГСПИ-7, Днепропетровский проектный институт МОМ

Украина г. Днепропетровск

Филиал № 1 ГСПИ-7 создан в 1955 г. для переоборудования цехов Днепропетровского автомобильного завода под производство новой продукции (РКТ). Спроектирован корпус № 76 Южмаша, приборостроительный завод Свердловского НПО автоматики, комплекс стендов в КБХА, корпуса по производству микроэлектроники в Киеве, Харькове, Смеле, Чернигове, Запорожье.

Имел филиал в Харькове.

Директор (1955 г.-)- Б.Е. Зипунов, (1966-85 г.)- Д.Е. Ярмольчук, (1985 г.-)- В.П. Кулинич.

Гл. инженер- А.Г. Мамайчук, С.Н. Галанин.

Работали: Н.П. Хмара, В.И. Россихин, Л.Н. Андреев, А.Х. Евстафьев, Н.И. Стрекозов, И.В. Тесленко, А.В. Анненков, А.В. Жак, Н.В. Подройко, В.Р. Григорьев.

Филиал № 2 ГСПИ-7, Уральский институт проектирования промышленных предприятий МОМ, ОАО «Уральский институт проектирования промышленных предприятий» («Уралпромпроект»)

г. Златоуст Челябинской обл.

Филиал № 2 ГСПИ-7 создан в 1955 г. для проектирования объектов Завода № 385 и СКБ-385. В 1986 г. Филиал № 2 преобразован в самостоятельный институт.

Создано: стенд вакуумных и динамических испытаний в КБ машиностроения (г. Миасс); комплекс по обработке деталей из спецсплавов в ПО «Корпус»; испытательный комплекс в Нижней Салде.

По решению правительства № 22-р от 9.01.2004 г. вошло в перечень стратегических предприятий.

Директор (1955 г.-)- А.А. Курдяев, (-1991 г.)- Е.Н. Кичигин, (1991 г.-)- Ю.М. Гайфулин, В.А. Савенков, В.Я. Фоменко.

Гл. инженер- Е.Н. Кичигин, (1976 г.-)- Ю.М. Гайфуллин.

Гл. инженеры проектов: (-1976 г.)- Ю.М. Гайфуллин, (1976 г.-)- В.П. Стигачев, (1984 г.)- И.М. Швецов, Ю.А. Костицын.

Начальники отделов: (1984 г.)- А.В. Игнатов, М.Г. Газизов, В.И. Малинин, С.А. Богачев, В.Г. Шапшал.77

Филиал № 3 ГСПИ-7, Сибирский институт проектирования промышленных предприятий МОМ, ФГУП «Сибпромпроект»

г. Железногорск Красноярского кр.

Филиал № 3 ГСПИ-7 создан в 1959 г. для проектирования объектов Красмаша и НПО ПМ. Затем спроектирован Юргинский машзавод.

Директор (1959 г.-)- Н.С. Цуканов, А.А. Беликов, Е.Г. Аникаев, М.Б. Рогачев, П.С. Кусонец, (2002 г.)- Н.Н. Поляев.77

Филиал № 4 ГСПИ-7, Прикамский институт проектирования промышленных предприятий («Прикампромпроект») МОМ, ОАО «Прикампромпроект»

Удмуртия г. Ижевск

Филиал № 4 ГСПИ-7 создан в 1966 г. для проектирования Ижевского автозавода. Проектировал объекты МОМ в Перми, Самаре, Калининграде, Серпухове, Коврове, Сыктывкаре, Саратове, Ижевске, на Байконуре. В 1980-е г. спроектированы корпус микроэлектроники для Ижевского мотозавода, комплекс приборных корпусов для Ижевского радиозавода.

В 1986 г. Филиал преобразован в самостоятельный «Прикампромпроект».

Имел Волжский филиал в Куйбышеве (руководитель (1990-е)- В.Ф. Жучков).

Численность персонала (1991 г.)- более 1000 чел.

Директор (1972-91 г.)- В.А. Савенков, (1991 г.-)- В.Я. Фоменко.

Главные инженеры проектов: Г.Г. Наумов, А.А. караваев, В.А. Семенов, А.А. Трапицын, Е.И. Шпаков.

Работали: М.М. Брюхов, А.И. Карижский, В.Д. Малышев, С.Т. Морилов, А.З. Сагдатуллин, В.Д. Сивец, А.Е. Суслов, С.А. Батура (10776).

В 1937 году Левков предъявил катер на воздушной подушке Л-5 флоту для испытаний в морских условиях. Водоизмещение 8,6 т, мощность двух винтомоторных установок 1780 л. с. скорость хода 70-73 узла. Длина наибольшая 24 т, ширина 5,35 м. Предполагалось использовать этот аппарат с борта ледокола "Красин" для поиска папанинской экспедиции, но во время пробных испытании натер ударился о ледяные торосы, был поврежден и не участвовал в экспедиции. "Первые выходы в море (испытания проходили на Балтике в заливе) прошли успешно. Катер, послушный рулю. двигался вперед и назад, парил над водой и разворачивался чуть ли не на месте при работе воздушных потоков "враздрай" Мы развивали скорость до 130 км проверили мореходные качества при волне в три балла — все отлично! Кончилась осень. На смену ноябрьским дождям и штормовым дням пришли декабрьские морозы. В заливе появился блинчатый лед, а у берега его уже прочно схватило морозом. Все катера дивизиона поставили в эллинги — навигаци окончилась. А наш Л-5 продолжал испытания. Почти каждое утро прогревали моторы, проверяли работу всех механизмов... Короткие доклады о готовности, и И. Ф. Кудин, командир Л-5, ведет судно по пологому берегу к заливу. Катер проходит над сплошным льдом, над отдельными льдинами, которых с каждым днем все больше в бухте, и, наконец, взревев моторами, мчится над серой, стылой водой". К концу испытаний выявились не только достоинства, но и недостатки новичка. При перекладке воздушных рулей на большой угол катер на повороте сильно кренился и грозил опрокинуться. Другим, более серьезным минусом оказался перегрев моторов: их приходилось время от времени останавливать, чтобы не расплавить подшипники. В это врем катер опускался на воду и превращался в обычное судно (19261).

В 1937 в США по советским ТЗ разрабатывали проекты линкоров-авианосцев. Самым интересным был проект Гиббс и Кокс (3412,3).

Первой в 1937 г. начали переоборудование подводной лодки XII серии под опытную энергетическую установку "РЕДО" (регенеративный единый двигатель особого назначения). Эта подлодка получила наименование С-92 и бортовой номер Р-1. Принцип работы установки "РЕДО" состоял в следующем: в подводном положении выхлопные газы дизеля очищались от механических примесей и влаги, охлаждались и направлялись обратно на всасывающий коллектор дизеля. Затем к ним добавлялся газообразный кислород. Избыток выхлопных газов отсасывался компрессором и сжимался, при этом углекислый газ, составлявший около 75 % объема избыточных газов, превращался в жидкую углекислоту, которая сливалась в специальные баллоны и периодически удалялась за борт. Газообразный остаток, в основном кислород, снова возвращался в цикл.. В связи с тем, что к окончанию войны и в первые послевоенные годы были разработаны и проверены в действии более простые циклы единых двигателей, к испытаниям "РЕДО" не возвращались. После войны подводная лодка использовалась для отработки других типов единых двигателей (10735).

Армия:

В 1937 году на основе артиллерийских дивизий начато формирование трех корпусов ПВО, на базе которых впоследствии был создан новый вид войск СССР. Это – 1-й корпус ПВО Московского военного округа, 2-й корпус ПВО Ленинградского военного округа и 3-й корпус ПВО Бакинского военного округа. 25 января 1937 года начальником Управления ПВО назначен Александр Седякин (10109).

Жизнь и внутренняя политика:

В 1937 году килограмм хлеба пшеничного из обойной муки стоил 1 руб, ситный хлеб из муки 1 сорта 2-80, батон с изюмом 400 гр 2.22. Т.е. за 100 руб, можно было купить до 100 кг хлеба (11150).

В 1937 г. весь мир показывал свои достижения на Всемирной промышленной выставке в Париже, куда «Ростсельмаш» отправил свой комбайн «Сталинец-1». Сложнее всего оказалось организовать его доставку до места проведения выставки – комбайн везли на открытой платформе, возле которой около каждой станции собиралось много желающих посмотреть на невиданную машину. В то время в каждом советском совхозе таких машин было больше, чем во всей Франции. По результатам выставке в Париже комбайну «Сталинец-1» была присуждена высшая награда – диплом «Grand Prix».

Ростсельмашевские комбайны завоевали большую популярность по всей стране. Передовые комбайнеры устанавливали на них мировые рекорды уборки. Например, в Чкаловской области за сезон убрали 6012 га (вместо 378 га), при этом было сэкономлено 16 тонн горючего. На сцепе двух комбайнов «Сталинец–1» было заменено 1637 человек, 373 лошади, 25 жаток, 25 молотилок, 25 веялок, 40 сортировок, а при уборке вручную на эту работу потребовалось бы 3323 человека.

В 1938 г. в Москве открылась сельскохозяйственная выставка, где «Ростсельмаш» получил диплом первой степени. 14 июня 1940 г. на главном конвейере был собран уже 50–тысячный комбайн «Cталинец–1».

Во время войны тысячи ростсельмашевцев уходили добровольцами на фронт, их места у станков занимали жены, сестры, дети. Цеха предприятия быстро перестраивались на выпуск военной продукции. Станки устанавливались без фундамента, на «лагах», позволявших производить демонтаж и перестановку оборудования в течение нескольких часов.

Когда немецкие войска были уже на подступах к Ростову, ростсельмашевцы выпускали продукцию для фронта и одновременно возводили оборонительные сооружения и бомбоубежища. 13 октября 1941 года коллективу Ростсельмаша был дан приказ начать демонтаж оборудования и отправку его в Ташкент. Эвакуация завода стала титанической работой. Вся заводская территория превратилась в сплошной поток движущихся грузов, которых доставляли с помощью лебедок, катков, авиации. Более 3500 вагонов потребовалось для эвакуации завода. 19 октября 1941 г. с завода выехала последняя группа работников во главе с директором Титаренко М.М.

В Ташкенте тоже вершился подвиг. Для размещения завода в Ташкенте были предоставлены площадки в разных частях города. Этого было не достаточно и часть оборудования пришлось отправлять в Узбекистан г. Чирчик в 60 км от Ташкента. Таким образом, в Узбекистане образовалось 4 филиала Ростсельмаша – 3 в Ташкенте и один в Чирчике.

На 33–й день после прибытия оборудования в Ташкент завод снова начал выпускать продукцию для фронта. Монтаж станков и конвейеров шел под открытым небом или в наскоро приспособленных сараях и других помещениях. На 35–й день непрерывной работы был выплавлен первый чугун. За 3 месяца на пустом пространстве площадью 12 тыс. кв. м выросли цеха перебазированного в тыл завода. Ростсельмаш давал фронту мины калибра 82 мм и 120 мм, боеголовки к снарядам РС (катюша), фугасные авиабомбы (ФАБы) 50 кг, 100 кг и 250 кг.

14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов. Город лежал в развалинах. Разрушены были почти все предприятия, в том числе Ростсельмаш и его поселок. Восемь суток перед сдачей немцы планомерно взрывали и жгли завод. В груды развалин превратились все цеха, жилые дома, дворец культуры на ул. Клубная, здание института Сельхозмашиностроения и т.д. Материальный ущерб, нанесенный заводу, составил свыше 180 млн. рублей.

23 февраля, на 10–й день освобождения стали работать первые 33 станка Ростсельмаша. Одновременно развернулась подготовка и по выпуску военной продукции, организован ремонт танков, тракторов, автомашин. Для восстановления завода пришлось расчистить 150 тысяч кубометров завалов, уложить 21 млн. кирпичей, 37 тысяч кубометров бетона, смонтировать 8 тысяч тонн металлоконструкций, уложить 185 тысяч кубометров кровли. За короткое время было введено в действие 145 тысяч кв. м. производственных площадей.

Пока шло интенсивное восстановление завода, сельмашевские специалисты Красниченко А.А., В.В. Прошунин и И.И. Попов создали конструкцию комбайна «Сталинец–6». А 30 апреля 1947 года в цехе уборочных машин были собраны новые комбайны «Сталинец–6». Разработчики новой конструкции получили звание Лауреатов Сталинской премии.

В середине 50-х годов в народном хозяйстве страны наметилась специализация промышленных предприятий. С августа 1955 г. согласно решению июльского Пленума ЦК КПСС «Ростсельмаш» стал специализироваться на выпуске зерноуборочных комбайнов. Были сняты с производства плуги и кукурузоуборочные комбайны, завод постепенно переходит на выпуск только зерноуборочных комбайнов.

В конце 1955 г. заводу было предложено начать подготовку выпуска новой уборочной машины – комбайна «РСМ-8». Также как и «Сталенец-1» и «Сталенец-6», этот комбайн был разработан конструкторами завода Ростсельмаш. Он имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Комбайн «РСМ-8» производился чуть более года (конец 1956 г. – начало 1958 г.) и был выпушен в количестве 50 тысяч.

В марте 1958 г. завод получил новое ответственное задание – в пятимесячный срок перестроиться на выпуск самоходных комбайнов «СК-3». 15 марта в 17.30 с главного конвейера сошел последний комбайн «РСМ-8», а 12 июля, ровно через 100 рабочих дней, приемщик Министерства сельского хозяйства принял первые 27 самоходных комбайнов, изготовленные «Ростсельмашем» по разработкам конструкторов Таганрогского ГСКБ под руководством Изаксона. 24 января 1961 г. выпущен уже 100-тысячный самоходный комбайн СК-3.

В феврале 1962 г. «Ростсельмаш» начал выпуск следующей серийной модели – СК-4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. На международной выставке в Лейпциге в 1963 г. машине был присужден диплом I-ой степени, в Чехословакии (1964 г.) модель завоевала медаль и в том же году в Венгрии получила высшую награду - «Серебряный Кубок». Комбайн СК-4 был признан самой награждаемой моделью среди зерноуборочных машин всего мира. В августе 1969 г. завод «Ростсельмаш» выпустил свой миллионный комбайн.

В 1973 г. завод осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур. Кроме того, в этот период изготавливались томатоуборочные комбайны, молотилки для обработки льна, приспособления для уборки крупяных культур. В 70-е годы завод «Ростсельмаш» был полностью обновлен. Вследствие реконструкции завод превратился в специализированное предприятие, готовое обеспечить сельское хозяйство страны современной для того времени техникой.

К своему 50-летнему юбилею в 1979 г. завод занимал стабильное лидирующее положение в своей отрасли. В начале 80-х «Ростсельмаш» преступил к разработке и внедрению в производство высокоэффективных зерноуборочных комбайнов семейства «Дон». Это был уже седьмой по счету переход завода на производство новых машин. В феврале 1984 г. с главного конвейера «Ростсельмаша» сошел 2-миллионный комбайн, а уже в октябре 1986 г. в серийное производство была запущены первые «Доны» (11220).

За рубежом:

Только в 1937 г. военные расходы Франции превысили уровень 1930 г. Франция стала тратить на оборону до 30 процентов госбюджета, но все же средств было недостаточно, чтобы переоснастить вооруженные силы. Промышленное производство было слабее германского и британского. В 1937 г. Франция могла выпускать 370 самолетов, тогда как Германия - 5 600 (3871).

В 1937 г. в Боливии была национализирована американская нефтяная компания "Стандарт Ойл"

В 1937 г. Вальтер доложил результаты своих опытов руководству германских ВМС и заверил всех в возможности создания подводных лодок с парогазовыми турбинными установками с невиданной скоростью подводного хода - более 20 узлов (10735). Командование кригсмарине приняло решение о форсировании создания лодки. В процессе ее проектирования решались вопросы, связанные не только с применением необычной энергетической установки. Для получения проектной скорости подводного хода порядка 25 узлов обводы корпуса обычной подводной лодки и способы управления ею в подводном положении стали неприемлемы (10735). Пришлось прибегнуть к опыту авиастроителей. Выбирая оптимальную форму и размеры корпуса лодки, испытали несколько моделей в аэродинамической трубе (10735). В 1938 г. в Киле заложили первую в мире опытную подводную лодку с энергетической установкой на перекиси водорода водоизмещением 80 т, получившую обозначение V-80. Проведенные в 1940 г. испытания буквально ошеломили - подлодка развила под водой скорость 28,1 узла (10735). Несмотря на великолепные результаты испытаний, дальнейшие работы застопорились - шла Вторая мировая война, и германское командование сделало ставку на уже отработанные образцы вооружения. Только в 1941 г. началась разработка, а затем постройка подводной лодки V-300 с парогазовой турбиной, работавшей по так называемому "горячему" циклу (10735). U-791 так и не достроили, зато заложили четыре опытно-боевые подводные лодки двух серий - Wa-201 (Wa - Вальтер) и Wk-202 (Wk - Вальтер-Крупп). По своим энергетическим установкам они были идентичны, но отличались конструкцией корпуса. С 1943 г. начались их испытания. В частности, лодка U-792 (серия Wa-201), имея запас перекиси водорода 40 т, почти четыре с половиной часа шла под форсажной турбиной и четыре часа поддерживала подводную скорость 19,5 узла. Не дожидаясь окончания испытаний опытных подлодок, в январе 1943 г. германской промышленности был выдан заказ на постройку еще 12 кораблей с аналогичными энергетическими установками. До окончания войны немцы успели спустить на воду только пять единиц, три из которых прошли испытания. Ни одна из лодок с двигателями Вальтера в боевых действиях не участвовала (10735). Перед капитуляцией все они были затоплены экипажами. Но, воспользовавшись тем, что это произошло на мелководье, две лодки подняли. Затем U-1406 отправилась в США, a U-1407 - в Великобританию. Там специалисты тщательно изучили немецкие новинки, а британцы даже провели натурные испытания U-1407 (10735).

Авиапромышленность:

В период 1937-40 разрабатыва­лись и проходили испытания легкие са­молеты-штурмовики конструкции П.Д.Грушина Ш-Тандем (другие на­звания машины: Ш-МАИ, МАИ-Тан­дем) с моторами М-87 и М-87А, ОКБ С.А.Кочеригина Ш-1 с мотором М-88 и Ш-2 с мотором М-87А (созданы на базе скоростного дальнего разведчика СР М-85). По причинам несоответствия летно-боевых данных штурмовиков тактико-техническим требованиям ВВС эти машины в серию не запускались. В планах опытного самолетострое­ния предусматривалась постройка од­номестного Ш-Тандем с мотором М-63 в варианте бронированного штур­мовика. Но этот самолет реализован не был (6269).

Другие оборонные отрасли:

В 1935-1937 годах на заводе № 48 в Харькове по проекту изобретателя-самоучки командира взвода 4-го танкового полка Украинского военного округа Н.Ф.Цыганова на базе БТ-5 и БТ-7 были построены колесно-гусеничные танки типа БТ-ИС. Главным их отличием от серийных БТ являлся привод колесного хода на три пары опорных катков. Машины довольно успешно прошли испытания, но серийно не строились. По проекту того же Цыганова был построен танк БТ-СВ-2 "Черепаха" с новой формой бронекорпуса и башни. В опытном порядке создавались командирский КБТ-7 с неподвижной рубкой вместо башни; огнеметный ОТ-7; химический ХБТ-7, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы; мостоукладчик СБТ; радиоуправляемые танки (по тогдашней терминологии - телетанки) ТТБТ-7 и ТУБТ-7. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости - болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т.д. (3862).

В 1936-1937 гг. небольшой серией выпускался танк артиллерийской поддержки БТ-7А. На башне нового образца устанавливалось 76-мм орудие марки КТ, два 7,62-мм пулемета и зенитный 7,62-мм пулемет на крыше башни. Боекомплект к орудию состоял из 50 выстрелов, а к пулеметам - из 3339 патронов(3862).

В 1936-1937 годах на Кировском заводе были построены два мотоброневагона "МБВ" с силовой установкой и трансмиссией, а также орудийными башнями Т-28, немного отличавшиеся друг от друга. Они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение (3918).

В 1937-З8 г.г. Московский Авиационный Институт по проекту своего технического бюро (начальник т. Евангулов) изготовил в своих производственных мастерских несколько специальных тормозов для испытаний торпедных двигателей.

В процессе эксплоатации тормозов, в 1941 году была окончательно отработана конструкция тормоза, тип "Т-2-Д-А":

С началом войны изготовление тормозов прекратилось, вследствие чего флоты не смогли получить необходимого ко­личества тормозов.

За годы Отечественной войны на вооружение Военно-Морского Флота поступил ряд новых образцов скоростных тор­пед с мощностью двигателя'до 500л.с.,вследствие чего имею­щиеся на флотах тормоза в результате их маломощности ока­зались совершенно непригодными для эксплоатации.

Невозможность получения с импорта тормозов требуе­мой мощности вынуждает НКВМФ поставить перед Вами вопрос о восстановлении производства отечественных гкдро-тормозов и изготовления для первоочередных нужд ВМФ в 1945 году, хотя бы 10-12 машин типа "Т-2-Д-А".

Предварительным выяснением установлено, что МАИ принципиально не возражает против изготовления тормозов, при условии оказания. следующей помощи:

1. Выделить 15-20 единиц металлорежущего, универ­сального станочного оборудования.

2. Возвратить в МАИ с заводов НКАП, из числа ранее работавших в конструкторском бюро по гидротормозам, 12-15 специалистов ИТР и рабочих.

3. Выделить небольшой фонд на режущий и мерительный инструмент.

О Вашем решении прошу сообщить (2595,11).

Армия:

Всего в 1937-1941 гг. в войне с Япо­нией участвовали 3665 советских воен­нослужащих, 211 из них погибли в боях или умерли от ран. Летчики в воздуш­ных боях потеряли около 100 человек, еще столько же погибло в авиакатаст­рофах при перелетах к местам боев. Как пишут историки из КНР, «совет­ские летчики лишили японцев господ­ства в воздухе, нанесли им серьезное поражение и заставили отодвинуть авиабазы от линии фронта на -500 км. По неполным подсчетам, с начала 1938 г. помай 1940 г. советские летчики уча­ствовали более чем в 50 крупных воз­душных боях, сбив (совместно с китай­цами) 81 самолет, подбив (т.е. подо­жгли) 114 самолетов, повредили 14 крупных военных кораблей (10743).

За рубежом:

В 1937-1941 гг. в Англии китайцы закупили 36 самоле­тов Глостер «Гладиатор» Мк.1, во Фран­ции - 24 «Девуатин» 0.510, в США -112 «Хоук» 75. (Последних в Китае собрали не более двух десятков.) По ленд-лизу из США в 1942-1945 гг. китайцы полу­чили 1038 истребителей, в том числе Р-43 -108 машин, Р-66 -129, Р-40 - 377, Р-51 - 50, Р-5 (разведывательный ва­риант Р-38 «Лайтнинг») - 5. Всего за восемь лет японско-китайской войны, ВВС Гоминьдана получили 2351 иност­ранный боевой самолет, из них 244 американских бомбардировщика. Срав­нение этих данных с 563 советскими истребителями и 322 бомбардировщи­ками само за себя говорит о масштабах военной помощи Китаю от СССР (10743).

Год большого испуга (Испания и Китай), что мы не первые больше и попыток применить стандартные методы, давшие успех в 1929.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К Новому 1937 году в Воронеже изготовили всего один бомбардировщик ДБ-3

    Документ
    1937 Авиапромышленность: К Новому1937году в ВоронежеизготовиливсегоодинбомбардировщикДБ-3, да и тот недо­укомплектованный. В частности, ... (7576). В 1937 г. в Москве на 39 заводе изготовиливсего лишь 33 бомбардировщика ДБ3. Московские ...
  2. ГОД ВЫПУСКА 2004 СТРАНИЦ

    Документ
    ... предприятие, способное изготовить гигантский дирижабль, ... установили двадцать новых кают. 3 мая 1937года, в ... , опять над Воронежем. 4 октября ... самолеты ДБ-ЗТ ... торах», бомбардировщиках американского производства; один из ... января 1946 года, всего через ...
  3. К 1945 г - времени прекращения серийного производства - было построено 6784 ДБ-3/Ил-4

    Документ
    ... в Воронеже ( ... 1935-1937годах сотрудник автотракторного ... году еще 250. В 1957 году завод № 9 изготовилновых ... бом­бардировщиков - 80 самолето-вылетов. Всего в годы ... только одинбомбардировщик, ... ДБ-3 ДБ-3 ДБ-3Т ДБ-3ПТ ДБ-3Б ДБ-3 ДБ-3Б ДБ-3Б ДБ-3М ДБ-3Ф ДБ ...
  4. К 1932 году завод Саркомбайн выпустил более 120 самолетов

    Документ
    ... год – подготовка производства к новому изделию 1936 год – РД, 14 самолетов гл. конструктора Туполева 1937годДБ ... он связан с бомбардировщиком. Истребитель имеет две кабины для экипажа. Один человек на ...
  5. К началу 1930 года Артиллерийское управление заказало 130 45-мм батальонных гаубиц обр

    Документ
    ... 1937году реорганизована в Юго-Восточный филиал с местонахождением в Воронеже. В 1940 году ... требования под новыйбомбардировщик с М- ... выпущен всегоодин опытный ... закончена, - изготовитьодин опытный образец к ... КБ С.В.И. Серийно делали ДБ-3, И-Z, И-15, И- ...

Другие похожие документы..