Главная > Документ


ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ

БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

Астана

2008

ББК

М

Под общей редакцией Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, доктора юридических наук, профессора

Мами К.А.

Коллектив авторов:

Введение - Шамшиев Д.А., Абдрасулов Е.Б.

1.1. Рахметов С.М., Абилкаиров М.Р.

1.2. Мауленов Г.С., Доскалов В.А.

1.3. Смолин А.С.,Абдрасулов Е.Б.

2.1. Абдрасулов Е.Б., Сыздыков А.

2.1.1. Алимбеков М.Т.

2.1.2. Юрченко Р.Н

2.2. Борисов В.М., Тюзюльбаева Б.И.

2.3. Каженов А.Б., Тюзюльбаева Б.И.

2.4. Касимов А., А. Бектурова Г.Н., Кабиева Р.М.

2.5. Алимбеков М.Т., Ниязгулов Д.

2.5.1 Алимбеков М.Т., Абдрасулова Г.Э.

3.1. Камназаров М.М., Сарсенов А.

3.2. Камназаров М.М., Сарсенов А.

Заключение Абдрасулов Е.Б.

ISBN

Научно-исследовательский проект «Противодействие коррупции в судебной системе», подготовленный Центром по исследованию судебной системы Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан совместно судьями Верховного Суда, депутатами Парламента Республики Казахстан, профессорами вузов и учеными в форме монографии, раскрывает актуальные вопросы противодействия правонарушениям среди судейского корпуса и сотрудников аппаратов судов.

Материалы данного проекта будут полезны для судей, прокуроров, адвокатов, следователей и дознавателей, практикующих юристов, а также широкому кругу читателей, интересующихся развитием судебной системы современного Казахстана.

ISBN УДК

ББК

© Верховный Суд Республики Казахстан, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

  1. Противодействие коррупции как одно из главных направлений государственной политики в современных условиях

    1. Коррупция как социально негативное явление…………………….4

    2. Причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений в государственных органах …23

    3. Криминологическая характеристика причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений в судебной системе ………………………………………………………………42

  1. Механизмы противодействия правонарушениям в судебной системе Республики Казахстан и пути их совершенствования

    1. Антикоррупционное законодательство – главный элемент в механизме правового регулирования отношений, связанных с противодействием правонарушениям в судебной системе………52

      1. Коррупционные правонарушения и актуальные вопросы совершенствования национального законодательства ………….73

      2. Некоторые аспекты несовершенства системы права и коррупционная преступность……………………………………...79

    2. Дисциплинарно-квалификационная коллегия и ее роль в предупреждении и пресечении правонарушений в судебной системе ………………………………………………………………87

    3. Деятельность комиссии по судейской этике по предупреждению и пресечению правонарушений в судебной системе ………………96

    4. Взаимодействие судебной системы и средств массовой информации в противодействии правонарушениям в судебной системе ……………………………………………………………..105

    5. Высокая профессиональная культура как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе ……...121

2.5.1.Взаимодействие и взаимовлияние правовой культуры общества и профессиональной культуры судей…………………………………………

  1. Роль международных организаций в борьбе с коррупциейи опыт противодействия правонарушениям в судебных системах зарубежных государств

3.1. Роль международных организаций в борьбы с коррупцией ………133

3.2. Анализ национальных законодательств зарубежных государств в

сфере борьбы с коррупцией ………………………………………...155

Заключение ………………………… ………………………………….181

Приложение……………………………………………………………..

  • Материалы научно-практического семинара «Профессиональная культура как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе»

  • Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. «О борьбе с коррупцией»

  • Указ Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года «О Государственной программе борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы»

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

  • Закон Республики Казахстан от 11 июля 2001 г. «О квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан».

  • Положение о Комиссии по судейской этике

  • Выступления Президента РК (ежегодные послания народу, выступления на Совете Безопасности по противодействию коррупции)

Введение

Коррупция как социальный феномен в разной степени свойственна всем современным государствам. Об этом пишут газеты, научные статьи, монографии. Осознавая пагубность этого явления, его негативное воздействие на политическое, экономическое и духовное возрождение; более того, четко представляя, что коррупция превращается в угрозу национальной безопасности страны, многие государства ищут пути выхода из системы сложившихся отношений, в основе которой, в самом фундаменте заложена колоссальная коррупционная составляющая.

Изучая причины коррупционной преступности, одни исследователи полагают, что коррупционное преступление, как и любое другое, есть нормальная реакция человека на ненормальные условия существования, когда огромное число людей попадает в коррупционную воронку поневоле — иначе, как им кажется, невозможно ни уцелеть, ни жить, ни работать. Близка к этому подходу концепция, рассматривающая правонарушителя как особый тип личности, сформировавшейся под воздействием неблагополучной среды.

Другие ученые несколько по-иному подходят в понимании преступника, рассматривая его как ущербного человека, отягощенного фатально преступными наклонностями, производными от антропо-биологических, генетических аномалий, либо противоборствующих инстинктов подсознания (концепции природной наследственности).

Не умаляя роли этих направлений, можно с уверенностью сказать, что в качестве ближайших причин коррупционной преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно - криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.

Состояние коррупционной преступности, ее угроза политической и экономической стабильности вызывают серьезную озабоченность Президента Республики Казахстан, который борьбу с коррупцией возвел на сегодняшний день в одну из главных составляющих государственной политики. В связи с этим сформулированы основные направления концепции по искоренению коррупции в масштабах государства, принят и действует Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»1. Кроме того, Республика располагает наиболее развитым антикорррупционным законодательством: Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы2, соответствующие Указы Президента РК, в том числе Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан3 и др.

Сегодня идет активная реализация этих программных документов, однако необходимо заметить, что процесс реализации правовых установлений, в отличие от ряда других процессов, имеет ярко выраженный субъективный аспект, который характеризуется личным отношением субъектов к реализуемым правовым требованиям, их установками и волей в момент совершения правовых требований. При этом личное отношение может выражаться в самых разных формах, включая личную заинтересованность субъектов реализации закона по долгу или в силу моральных стимулов, в силу страха наказания или иных мотивов. К сожалению, эти общие закономерности не обходят стороной и процессы претворения в жизнь норм права, противодействующих коррупционным правонарушениям.

Более того, принимаемые государством меры по противодействию коррупции, преломляясь в системе социальных отношений, в политическом, нравственном и правовом сознании, в господствующем общественном мнении, получают иногда искаженное, деформированное выражение. Нередко случаются моменты, когда все общество или его структуры и подсистемы пребывают в состоянии «неготовности» к решительным противодействиям коррупции, и потому многие преобразования, выраженные в законах, не воспринимаются реально, отторгаются, вызывают негативные последствия. Это относится и к самой судебной системе как структурной части общества и государства, функционирование которой связано не только с действующим в данное время законодательством. Во многом на ее функционирование влияет господствующая правовая идеология, юридические традиции и обыкновения, заложенные в ней «дух» и «сущность», устойчивая настроенность на коренные преобразования. Учитывая длительный период советского тоталитаризма, мы можем сегодня представить силу сопротивления старых традиций новым веяниям, искажения разумной модели правового регулирования, устанавливаемой государством, в процессе реализации судебно-правовой реформы.

Серьезность, масштабность и глубина существующих проблем в сфере реализации антикоррупционной политики отразилась и в последних программных документах Главы нашего государства. В своем Послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики»4, в выступлении на оперативном совещании правоохранительных органов, состоявшемся в рамках расширенной коллегии Генеральной прокуратуры 25 января 2008 года, Президент Республики Казахстан указал на необходимость дальнейшего углубления судебной реформы в рамках и во взаимосвязи с социальными и административными реформами с учетом экономических возможностей государства. Судебная реформа должна быть направлена на окончательное решение проблемы доступности правосудия, исключения фактов бюрократической волокиты в разрешении судебных дел и вынесения ошибочных судебных решений, фактов совершения работниками судебной системы коррупционных и иных видов правонарушений.

В целях реализации этих важных установок Верховным Судом Республики Казахстан проведено исследование вопросов противодействия правонарушениям в судебной системе. В подготовке научного проекта приняли участие судьи Верховного Суда, депутаты Парламента, профессора вузов и ученые страны. Несмотря на то, что проблемам борьбы с коррупционной преступностью уделяется немало внимания в отечественной юридической литературе ( Агыбаев А.Н., Алауханов Е.О., Мауленов Г.С., Рахметов С.М., и др.) анализ научных работ, посвященных коррупции и проблемам, возникающим в связи с противодействием этому криминальному явлению, свидетельствует, что в теоретико-методологическом плане с криминологических позиций и феномен коррупции, и меры противодействия нуждаются в дальнейшем исследовании. В этом плане настоящая работа является первой работой монографического характера, отражающей специфические причины и условия существования, развития и предупреждения коррупционной преступности, связанной преимущественно с государственной службой в судебной системе.

Научная разработка авторского коллектива посвящена многим аспектам существующей проблемы, выполнена в контексте задач и интересов оздоровления и укрепления законности в Республике Казахстан.

Рассматривая проблему в комплексе, авторы исследования придают большое значение изучению обстоятельств коррупционных правонарушений для установления групп причин и условий, способствующих их совершению. Были ли это неблагоприятные условия формирования личности работника, приведшие к возникновению у него антиобщественных представлений, наклонностей, черт характера. Или же конкретная жизненная ситуация приводит, как правило, в действие уже имевшиеся у конкретного человека системы антиобщественных взглядов, убеждений, и которая вызвала решимость совершить проступок или преступление. Возможно, причиной правонарушений являются слабость системы контроля, упущения в организации предупредительной работы, недостатки в управленческих аспектах деятельности руководителей различного уровня5. Все эти вопросы нашли свое отражение в данном исследовании.

Немаловажное значение отводится в работе и анализу антикоррупционного законодательства, опыту зарубежных стран в борьбе с этим негативным явлением, предлагаются конкретные пути решения поставленных вопросов.

1. Противодействие коррупции как одно из главных направлений государственной политики в современных условиях

1.1. О коррупции как социально негативном явлении

Каждый день мы читаем в газетах, слушаем по телевидению информацию о коррупции, о том, что отдельные чиновники используют свои служебные полномочия целям удовлетворения своих постоянно растущих личных потребностей, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами. Коррупция — одно из наиболее разрушительных криминальных явлений, влияющее не только на правосознание, но и в целом на образ жизни людей и угрожающее сегодня проведению реформ в Казахстане.

Коррупция – сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности. Социальный феномен продажности особенно заметен в обществе развитых товарно-денежных отношений. Именно в условиях товарно-денежных, вещных, отчужденных отношений становится возможным купить на деньги многие товары, стать обладателем ценностей, пользоваться благами. Деньги становятся символом межчеловеческих отношений. Они губят природу вещей, порождают продажность.

Коррупция - непременный спутник любого современного государства, сопровождающий его на протяжении всей истории его существования. В целом ряде специальных источников, посвященных исследова­нию отмеченного явления6, обращается внимание на то, что данный термин трактовался весьма разнообразно (от лат. «corrumpere»).

Термин означал повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы, упускать возможности, истощать источник, истреблять насекомых, уничтожать имущество пожаром, губить свободу, обольщать женщин, развращать молодежь, искажать смысл, фальсифицировать результаты, позорить достоинство. Среди прочего «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех - народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, подарками.

Понятие коррупции7, достаточно широко используемое в современной правовой литературе, а также в практике борьбы с преступностью и имеет глубокие исторические корни.

Уже вантичной Греции у термина «corrumpere», появляется социальный смысл - приведение в упадок нравов, расстройство порядка. Примерно в это же время понятие коррупции приобретает значение подкупа. Более детальный анализ происхождения термина показывает, что изначально коррупция в со­циальном своем значении предполагала двух соучастников (одно из значений приставки «cor» совместность, сопричастность). В более позднее время в Древнем Риме укореняется одно из специальных значений понятия коррупции - подкуп судьи8.

Свое современное значение коррупция приобретает в XV - XVI вв. - в период длительного политического кризиса, охватившего Европу и сопровож­давшегося необыкновенным расцветом коррупции среди властителей. Начи­ная с этого времени под коррупцией понимается подкупаемость и продаж­ность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей9.

Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimi est pessima - «извращение наилучшего есть самое худшее». Гай нередко высказывался в том смысле, что сговор или бездействие одного не должны нарушать права другого (alteri jus corrumpi)10.

В течение следующих почти тысячи лет - в период средневековья, поня­тие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значе­ние - как обольщение, соблазн дьявола. Corruptibilitas - означало бренность человека, подверженность разрушению, но отнюдь не его способность брать и давать взятки. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением гре­ховности, а «грех есть беззаконие».

В последующем акцент в понимании коррупции был перенесен на ее криминологическую и уголовно-правовую стороны. Томас Гоббс в своем «Ле­виафане» пишет: «люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают пре­ступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпиро­вания государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения»11. К ним же он относил «имеющих много могуществен­ных родственников или популярных людей, завоевавших себе высокую репу­тацию», которые осмеливаются нарушать законы в надежде, что им удастся оказать давление на власть, исполняющую закон. Коррупция, по Гоббсу, «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам»12. Вывод, сделанный в середине XVII в., оказался актуален и в начале XXI.

Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Но­вого времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем. Важный импульс к осмыслению коррупции в нынешнем понимании дают труды Никколо Макиавелли.

Коррупцию он сравнивал с болезнью. Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государства. Если своевременно обнару­жить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавить­ся от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.

Получившему свободу, но развращенному народу, по Макиавелли, край­не трудно остаться свободным. Римские цари, писал он, дошли до такой сте­пени развращенности (a guanta corruzione), что если бы за ними последовало еще два-три подобных им преемника, то падение Рима становилось бы уже необратимым (MuchiavelliN. Opere. Milano, 1954. Р. 137,139.).

Таким образом, дошедшие до нас правовые памятники цивилизации по­зволяют заключить, что коррупция - ровесник человечества. Нетрудно заме­тить, что распространенность и общественная опасность этого явления скач­кообразно возрастают в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновремен­ным ростом зависимости населения от произвола чиновников. Современная Россия - не исключение. Важно видеть принципиальные различия между «первородной» причиной коррупции, которая, возможно, коренится в самой сущности общества, и причинами ее роста или, напротив, угасания13.

Представляется, что определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно базироваться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок вещей в общест­ве, в результате чего происходит; «порча», «коррозия» власти. Если говорить образно, коррупция в функционировании государства и общества ставит все с ног на голову: власть, носителем и единственным источником которой являет­ся народ, начинает использоваться во вред государству и обществу. Корруп­ция предполагает использование власти и связанных с ней возможностей не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц или в интересах оп­ределенной группы лиц. Иными словами, коррупция предполагает неправо­мерную эксплуатацию публичной власти в частных интересах. Коррумпиро­ванное лицо или другие лица, в интересах которых совершается коррупцион­ные деяние, неправомерно, лишь благодаря занимаемой таким лицом долж­ности, получают определенные блага, льготы, преимущества или иную выго­ду. Причем эта выгода не обязательно должна носить материальный харак­тер.

Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продаж­ность государственных чиновников, должностных лиц, а также общест­венных и политических деятелей вообще. Однако существуют и другие оп­ределения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Большинство ев­ропейских стран, и в том числе Россия, договорились о достаточно широком понимании коррупции.

Группа криминалистических исследований (ГКИ) Федеральной уголовной полиции (Bundeskriminalamt) Германии, занимаясь исследованиями как по са­мому феномену «коррупции», так и по превентивным мерам ее преодоления, предложила следующее определение данного термина, который по всей ви­димости является достаточно исчерпывающим:

«Коррупция есть злоупотребление служебным положением, политиче­ским мандатом или своими должностными обязанностями с целью предос­тавления выгод другому лицу, совершенное по побуждению со стороны та­кого другого лица, или самими чиновниками по их собственной инициативе и ради получения выгоды для самих себя или третьих лиц, которое ведет или может вести к убыткам или иному ущербу для общества (в случае выпол­нения государственных или политических функций) или для отдельной компании (при исполнении функций предпринимателя)».

Настоящее определение также охватывает случаи так называемой «пофазной коррупции», а именно, использование предварительных действий, или тех действий, которые нацелены на создание такого климата, в котором кор­рупция становится приемлемой при достижении конечной цели в злоупотреб­лении сотрудниками в будущем их служебным положением (т.е. простое пре­доставление выгод с целью «развития хорошего климата на рабочих местах»). Однако было бы неверным считать, что коррупция везде и всегда про­является одинаково, что одинаковы ее причины и последствия. Определяю­щее значение здесь имеют национальные менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга.

Сущность наиболее опасных проявлений коррупции двуедина. С одной стороны, она выражается в использовании лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях полу­чения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставле­нии лицу преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп). Разделять, а тем более противопоставлять друг другу эти стороны коррупции для поиска наиболее эффективной модели ограничения ее распространенности нецеле­сообразно. Тем не менее, традиционно считается, что в противоречивом единстве рассматриваемых сторон доминирует (в том числе, с точки зрения большей общественной опасности) продажность лиц, осуществляющих госу­дарственные функции14.

Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление госу­дарственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Формами проявления коррупции выступают специфические виды нару­шений этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Примером этических нарушений может служить со­вершение государственным служащим действий, которые могут отрицательно повлиять на общественное мнение о состоянии законности на государствен­ной службе, хотя прямо и не запрещены законом или нормативным актом (систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, кон­троль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица: бес­платное пользование услугами, подлежащими оплате, при отсутствии призна­ков правонарушения)15.

Не менее интересен и механизм коррупции, который проявляется в:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жоғарғы сот кітапханасы астана

    Автореферат диссертации
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА введение института помощников судей Астана 2008 ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... службе», «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, ... как важный фактор противодействия правонарушениям в судебнойсистеме» А.2008, ...
  2. Жоғарғы сот кітапханасы юридическая природа нормативных постановлений верховного суда республики казахстан под общей редакцией

    Монография
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... , связанных с коррупцией» уточняется, что ... и силы, противодействующие этому. Объективно ... судебнойсистеме и статусе судей» нормы, устанавливающие: - самостоятельное формирование судебной властью бюджета судебнойсистемы ...

Другие похожие документы..