Главная > Документ


Положительным направлением нашего государства в сфере борьбы с коррупцией также необходимо отметить стремление республики к международному сотрудничеству.

  Казахстан присоединился в 2008 году к основной международной конвенции, направленной на борьбу с коррупцией: «Об уголовной ответственности за коррупцию» (Страсбург, 27 января 1999 г.). Движется вперед процесс присоединения «Об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов, добытых преступным путем» (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) и Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (31 октября 2003 г.).

В подготовке и осуществлении мероприятий, предусмотренных законодательством в области борьбы с коррупцией, помимо традиционно занятых этой проблемой силовых структур принимают участие такие специализированные организации, как Комиссия при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими, Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Народно-демократическая партия «Нур Отан».

Именно поэтому одной из ключевых тем программы партии «Нур Отан» «10 ударов по коррупции» указано совершенствование правосудия, укрепление авторитета и независимости судов и предупреждение коррупционных проявлений среди судей. Судейским корпусом страны в рамках установленных законом полномочий последовательно и целенаправленно осуществляется работа по реализации антикоррупционной политики государства.

Конституция Республики Казахстан провозглашает право каждого на судебную защиту его прав и свобод (пункт 2 статьи 13). Одно из условий реализации этого конституционного права связано со спецификой организации и деятельности самой судебной власти как государственного института.

В силу специфики судебной власти, ее роли в системе сдержек и противовесов, учитывая повышенный профессиональный риск судьи в целях обеспечения справедливого правосудия независимым, компетентным и беспристрастным судом, национальное законодательство, включая Конституцию Республики Казахстан, закрепило правовой статус судей, отличный от статуса других должностных лиц и граждан (Раздел 7 Конституции).

Статья 76 Конституции устанавливает, что «судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан». В одном из своих выступлений Председатель Верховного Суда К. Мами подчеркивал, что «законодательно закрепленные в Конституции принципы независимости и неприкосновенности судей стали одним из основополагающих начал деятельности суда»62. В развитие конституционной нормы правовой статус судей, неподчиненность их каким-либо органам и должностным лицам, а также невмешательство в осуществление правосудия закреплены в Разделе 3 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»63.

Конституция Республики Казахстан определяет наиболее общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Согласно ст.79 Основного закона судьями могут быть граждане достигшие 25 лет, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не мене двух лет и сдавшие квалификационный. Правовой основой судебной деятельности явился Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года. В настоящее время осуществляться меры по созданию эффективной системы комплектования судейских кадров. Отбор претендентов проводится строго на конкурсной основе с соблюдением принципов коллегиальности и прозрачности.

Уровень предъявляемых требований определяется общественными интересами: чем выше «планка», тем лучше кандидат в судьи, тем выше качественный состав судейского корпуса. И в этом контексте особое значение имеют качество приобретенного юридического образования, правового опыта и правового мышления, сформировавшегося на момент назначения судьей.

Кроме отсутствия судимости и не привлечения кандидата в судьи к административной ответственности необходимо иметь ввиду также такие человеческие качества, как честность, порядочность, чувство долга, ответственности, справедливости, дисциплинированности.

Учитывая всю важность проблемы комплектования судов достойными кадрами, в последние годы выработана и законодательно закреплена достаточно сложная процедура назначения кандидатов в судьи. Это сдача квалификационного экзамена, позволяющего выявить профессиональную и психологическую готовность претендента стать судьей, прохождение им стажировки в суде, получение по ее результатам положительного заключения, наконец, участие в конкурсе. То есть Конституцией и Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» установлен весьма прозрачный, демократический механизм подбора кадров в судьи.

Так, среди мер по противодействию коррупции особое место занимают вопросы комплектования судейских кадров кристально чистыми, честными и порядочными претендентами, и ужесточение требований к действующим судьям.

Следует отметить, что проблема формирования достойного кадрового потенциала судов, повышения авторитета суда и сегодня остается одной из приоритетных задач, определяющих лицо судебной власти. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

В соответствии с изменениями, внесенными в Конституционный закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» произошло слияние Высшего Судебного Совета и Квалификационной Коллегии Юстиции в один самостоятельный орган64. Согласно новым нормам все судейские кадры будут назначаться по рекомендации Высшего Судебного Совета, который становится независимым и автономным органом и призван обеспечивать гарантии независимости судей, осуществлять на конкурсной основе отбор на должность судьи, выполнять иные полномочия по совершенствованию судебной системы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе. По итогам конкурса Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

Таким образом, формирование кадрового резерва осуществляется в несколько этапов: отбор и проверка кандидатов областными комиссиями по кадровому резерву, обсуждение кандидатур на пленарных заседаниях областного суда, рассмотрение комиссией Верховного Суда и утверждение списка судей, зачисленных в кадровый резерв на руководящие должности местных судов.

Верховным Судом проводится работа и с вновь назначенными судьями. В целях создания для молодых судей условий, способствующих более быстрой адаптации к новой роли, повышению профессиональной квалификации введен институт наставничества, цель которого - получение опыта судейской работы под началом квалифицированного наставника, в качестве которых выступают судьи старшего поколения, судьи в отставке.

Важность работы по укреплению этого звена судебной системы, повышению его авторитета ещё раз подчеркнул Глава государства на прошедшем съезде судей, назвав совершенствование работы районных судов «краеугольным камнем» судебной реформы. За годы реформ сделано немало в плане улучшения материально-технического обеспечения местных судов. Однако все еще имеется существенный перекос в оплате труда судей районных судов, а значит, законодательно закрепленный принцип единого статуса судей в их отношении еще не подтвержден всеми необходимыми правовыми и социальными мерами и не адекватен той большой и сложной работе, которую они ежедневно выполняют. Будет справедливо, если оплата труда судей районных судов будет максимально приближена к оплате труда судей вышестоящих судов. Поэтому действующему судье устанавливаются дополнительные пенсионные взносы, а также выплата единовременного выходного пособия при отставке судьи со стажем судейской работы двадцать

и более лет.

В настоящее время Верховным Судом проводится ряд дополнительных организационных и законодательных мер, направленных на выработку новых подходов в вопросах формирования судейского корпуса, обучения и повышения квалификации судей.

Председателям областных судов указано на необходимость уделять должное внимание этому важному этапу подготовки кандидатов на должность судьи, а пленарным заседаниям областных судов рекомендовано исключить формальный подход при рассмотрении итогов стажировки и вынесении заключения. Например, в 2007 году пленарными заседаниями областных судов рассмотрены отчеты об итогах стажировки 277 кандидатов на должность судьи, из них положительное заключение получили 256 или 92 %, отрицательное 21 или 8 %.

В связи с созданием в республике специализированных судов (административные, финансовые, хозяйственные, по работе с несовершеннолетними), требуется высокая квалификация судей для работы в этих судах. По результатам изучения материалов, считаем целесообразным включить в законодательство дополнительные требования для кандидатов в судьи специализированных судов, такие как сдача дополнительного квалификационного экзамена по избранной специальности.

Однако хотелось бы отдельно остановиться на стадии прохождения стажировки кандидатов на должность судьи, поскольку она помогает изучить индивидуальные особенности, профессиональные, морально-этические и психологические качества кандидата в судьи. Прохождение стажировки и получения положительного опыта пленарного заседания суда является одним из требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи (пункт 1 статьи 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан») Условия и порядок прохождения стажировки определены Правилами прохождения стажировки и Типовой программой стажировки кандидатов в судьи. Вопросы прохождения стажировки кандидатом в судьи регулируются Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан.

Согласимся с мнением Темировой Е.А., что «правильно было бы предусмотреть, чтобы кандидат проходил стажировку по предстоящему месту работы»65.Согласно последним изменениям и дополнениям в Конституционный закон РК ««О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» пункт 4 статьи 29 указывает о том, что «кандидаты в судьи проходят стажировку в суде на постоянной основе». Данные изменения направлены на упразднение формального прохождения стажировки. Поэтому для эффективности прохождения стажировки кандидатом, предлагаем дополнить Положение о прохождении стажировки нормой, устанавливающей прохождение стажировки «с отрывом от производства».

Учитывая, что моральный и профессиональный облик судьи имеет особое значение, введена практика опубликования в СМИ списков кандидатов в судьи. Так согласно пункту 13 Положения о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года по прибытии стажера-кандидата в районный суд, председатель суда назначает из числа судей руководителя стажировки, а также публикует информацию о стажере-кандидате в средствах массовой информации. Такой метод позволяет довести сведения о кандидатах в судьи до широкой общественности, и отзывы населения помогут в формировании достоверной оценки личностных качеств и деловой репутации кандидатов.

Немаловажное значение имела бы и информация об имущественном положении претендентов, их материальном положении до занятия должности судьи, что исключит возможные подозрения в том, что он использовал этот пост в коррупционных целях. Все это вкупе с предлагаемым является расширения полномочий дисциплинарно-квалификационных коллегий, наделением их правом возбуждения дисциплинарного производства призвано создать действенный механизм, обеспечивающий дисциплинарную ответственность судей с использованием правовых и общественных рычагов воздействия.

В настоящее время по данным мировой практики, в каждом государстве регистрируется приблизительно 1/10 часть совершаемых преступлений, а «беловоротничковая» преступность остается латентной66. В своей работе Акылбеков С.С. утверждал, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов, судей и прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа67. Однако существует точка зрения о том, что противодействием коррупции в судах препятствует принцип неприкосновенности судей – противоречащий принципу равенства всех перед законом и судом68.

Вместе с тем вопросы ответственности судей являются составной частью противодействия и предупреждения коррупции. Судьи ответственны за принятие решения, имеющего обязательную силу, и в силу профессионального положения подвергнуты риску коррупции со стороны заинтересованных лиц.

Судейская неприкосновенность в отношении судьи выступает в качестве механизма и способа обеспечения независимости судей, однако не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности. То есть судейская неприкосновенность направлена на защиту интересов правосудия.

Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» закрепляет положения, предусматривающую дисциплинарную ответственность судей. В связи с чем необходимо отметить, что, как и во многих зарубежных странах, в законодательстве Республики Казахстан предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственности судей.

В целях обеспечения независимости и неприкосновенности судей в Казахстане установлена специфичная процедура привлечения судей к ответственности.

Так, пункт 2 статьи 79 Конституции гарантирует неприкосновенность судей. «Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений».

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, собственности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества.

Пункт 2 статьи 27 Конституционного закона предусматривает возбуждение уголовного дела в отношении судьи только Генеральным прокурором Республики Казахстан. Специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции прокурора.

В связи с этим в вопросах предупреждения коррупционных проявлений среди судей особая роль принадлежит председателям судов. С учетом этого в статью 9 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» внесено дополнение, предусматривающее обязанность председателей судов обеспечивать работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики69.

Полномочиями по привлечению судей к дисциплинарной ответственности наделены квалификационные коллегии судей.

Согласно статье 41 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит:

1) Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегии - в отношении любого судьи Республики;

2) областным дисциплинарно-квалификационным коллегиям - в отношении судьи областного суда, председателя и судьи районного суда.

На основании данной нормы закона практикуется решение вопроса об ответственности председателя суда, не сумевшего наладить работу по предупреждению этого негативного явления среди судейского корпуса, в результате чего судья этого суда замечен в совершении коррупционных действий.

Назначение кандидатов на должности председателей и председателей коллегий местных судов осуществляется из числа лиц, зачисленных в кадровый резерв, имеющих стаж судейской работы не менее 3-х лет и соответствующую квалификацию, безупречную репутацию и не имеющих дисциплинарные взыскания.

В целях пресечения коррупционных проявлений и одновременного обеспечения защиты судей, что в настоящее время также актуально, в Верховном Суде создан отдел внутренней безопасности и обеспечения защиты судей. Аналогичные региональные службы внутренней безопасности созданы во всех областных и приравненных к ним судах и в администраторах судов областей, городов Астаны и Алматы.

Данные службы укомплектованы сотрудниками, имеющими практический опыт оперативно-розыскной деятельности. В своей повседневной работе они тесно взаимодействуют с правоохранительными органами в вопросах борьбы с коррупционными преступлениями.

В целях ужесточения требований к судьям расширены полномочия дисциплинарно-квалификационных коллегий судей, в компетенцию которых переданы вопросы о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судей, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращения.

Важную роль в вопросах повышения ответственности судей за выполнение ими своих служебных обязанностей по отправлению правосудия призвано сыграть Судебное жюри, созданное при Верховном Суде, которое на регулярной основе дает заключение о профессиональной пригодности действующих судей, причем его отрицательная оценка профессиональной пригодности судьи является основанием для освобождения его от занимаемой должности, лишения его всего пакета социальных льгот.

Судьи осуществляют свою деятельность в обстановке значительного возрастания объемов и темпов работы, применения разных форм воздействия на них, создания заинтересованными силами условий и обстоятельств для «отключения» у судей внутренних преград к восприятию негативных влияний.

Так, за 2006 год осуждено за совершение преступлений, в основном, коррупционных, 11 судей и 2 бывших судей, в 2007 году- 3 действующих судей и 4 бывших судей, за истекший период 2008 года осуждено 4 судьи и один бывший судья. В то же время за 6 месяцев 2008 года оправдано 3 судей и в отношении одного судьи уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям.

Указанные факты свидетельствуют о том, что требуется комплексный подход к профилактике коррупции среди судей, который включает в себя, прежде всего, повышение эффективности правосудия за счет улучшения его качества, формирование достойного судейского корпуса, усиление авторитета судебной власти путем очищения его кадров от недостойных высокого звания судьи, неуклонное соблюдение принципа гласности, внедрение в судебную деятельность современных технологий и т. д.

Таким образом, проводимые в Республике антикоррупционные меры во многом зависят и от эффективности работы судебной системы. А ее открытость — не только ключевое условие доверия к судебной власти в целом, но одно из важнейших условий эффективности правосудия. Принцип гласности закреплен лишь в процессуальных законах, однако в Конституции принцип открытости и гласности в деятельности судов не провозглашен. Данные понятия неразделимы. При этом нельзя сводить принцип гласности лишь к определенному порядку судебного заседания, хотя и возможность свободного доступа всех желающих в зал судебных заседаний тоже важна. С развитием современных компьютерных технологий гласность и открытость трансформируются. Компьютеры позволяют сделать доступными широкому кругу специалистов десятки и сотни тысяч судебных решений.

Публичность в современном цивилизованном судопроизводстве начинает восприниматься не только как официальность, но и как «способность суда равно слышать голоса всех, а не только сильнейших»70.

Отметим, что именно переустройство судебной системы так, чтобы она максимально обратилась лицом к народу, может явиться средством борьбы с коррупцией и эффективным способом воспитания ими «снизу» государственного аппарата.

Кроме того, в настоящее время исключается возможность внепроцессуальных контактов судей с участниками процессов, их адвокатами, представителями и родственниками.

В случае выявления таких фактов рассматривается вопрос об ответственности судьи, вплоть до освобождения его от занимаемой должности.

В целях исключения таких внепроцессуальных контактов вся процедура организации судебного процесса возложена на секретаря судебного заседания и на судебных приставов. В настоящее время обсуждается вопрос введения помощников судей, которые будут заниматься исключительно организационными вопросами, не касаясь сути самого рассматриваемого дела и его результатов.

Рассматривая механизмы борьбы с коррупцией в судебной системе, целесообразно, на наш взгляд, предусмотреть и профилактику правонарушений среди сотрудников аппаратов судов.

В отправлении правосудия и его организационном обеспечении важная роль принадлежит аппаратам судов.

Следует отметить, что профилактика правонарушений среди сотрудников аппаратов судов включает в себя следующие меры по предупреждению нарушений норм права в их деятельности, предупреждению совершения административных правонарушений и уголовных (в том числе коррупционных) преступлений, пресечению внепроцессуальных контактов сотрудников аппаратов судов с другими лицами; соблюдению норм этики государственного служащего.

Осуществление этих мер всецело возложено на Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде и Администраторов судов областей, поскольку вопросы по комплектованию кадров аппаратов судов входит в их полномочия. Важно отметить, что с принятием закона «О государственной службе»71 подбор кадров на должности сотрудников аппаратов судов осуществляется не самими судами и даже не вышеназванными органами по судебному администрированию, а Агентством по государственной службе, в связи с чем, влиять так или иначе на формирование этих кадров председатели судов не имеют возможности. Им приходится работать с теми кадрами, отбор которых произведен Агентством по государственной службе и их областными подразделениями и приняты на работу Администраторами судов. Такое разделение в вопросах подбора и формирования кадров вызвано с необходимостью освобождения судов от организационной, то есть не связанной с отправлением правосудия, работы. С одной стороны - это хорошо, поскольку освобождает судей от выполнения функций, не связанных с отправлением правосудия, с другой – они лишены возможности подбирать кадры по своему усмотрению. Председатели судов также не могут решать вопросы ответственности работников аппарата, а направляют Администраторам судов соответствующие представления по этим вопросам.

Тем не менее, председатели судов и судьи вполне могут осуществлять меры по предупреждению правонарушений среди сотрудников аппаратов, поскольку последние работают непосредственно с судьями. Именно судьи должны требовать от них неуклонного соблюдения норм права при осуществлении специалистами судов деятельности по организационному обеспечению рассмотрения судебных дел. В этом плане задача облегчается тем, что председатели судов и судьи дают конкретные поручения специалистам, подлежащие исполнению со стороны последних.

Соблюдение указанными должностными лицами норм этики государственного служащего также находится под непосредственным контролем председателей судов и судей. В частности, судьи постоянно должны работать над тем, чтобы со стороны секретарей судебных заседаний не допускалось фактов грубости, невежливого обращения с лицами, обратившимися в суд, чтобы не допускались внепроцессуальные контакты с участниками судебных процессов. Хотя последнее не всегда легко проследить, тем не менее, если судья контролирует всю работу секретаря, то предупредить такие негативные явления все же можно.

Гораздо труднее предупредить совершение сотрудниками аппаратов судов административных и уголовных правонарушений. В связи с этим, на председателей судов и судей возлагается обязанность постоянно заниматься вопросами повышения уровня должностных лиц аппаратов судов, контролировать их поведение на службе, предупреждать их о необходимости должного поведения в быту.

Четкий контроль за работой должностных лиц аппаратов судов призван не допустить и таких фактов, когда тот или иной специалист, по роду своей работы обязанный выдавать участникам судебных процессов копии судебных документов, выдает их за определенное вознаграждение.

Необходимо отметить, что специалисты аппаратов судов должны обладать тем же набором человеческих качеств, как и судьи.

Исследуя вопрос антикоррупционного законодательства как главного элемента в механизме правового регулирования отношений, связанных с противодействием правонарушениям в судебной системе, отметим, что законодательство Республики Казахстан содержит целый ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективного противодействия коррупции как опасному социально-негативному явлению. Вместе с тем недостатки законодательства отражаются в практике его применения случаями привлечения к уголовной ответственности лиц, которые не являются должностными, признанием преступлениями должностных проступков и, наоборот, исключением ответственности за деяния, фактически содержащие признаки служебного преступления, неправильной квалификацией содеянного.

Рост коррупции дает основание для поиска эффективных способов использования мер уголовно-правового воздействия, в том числе путем расширения круга субъектов коррупционных преступлений. В соответствии со ст. 3 Закона РК «О борьбе с коррупцией»72 от 2 июля 1998 года за правонарушения, связанные с коррупцией, несут ответственность все должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи, а также лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним.

Таким образом, субъектом коррупционных правонарушений является физическое или юридическое лицо. Кодекс РК об административных правонарушениях 2001 г.73 признает юридических лиц в качестве субъектов административных правонарушений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жоғарғы сот кітапханасы астана

    Автореферат диссертации
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА введение института помощников судей Астана 2008 ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... службе», «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, ... как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе» А.2008, ...
  2. Жоғарғы сот кітапханасы юридическая природа нормативных постановлений верховного суда республики казахстан под общей редакцией

    Монография
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... , связанных с коррупцией» уточняется, что ... и силы, противодействующие этому. Объективно ... судебной системе и статусе судей» нормы, устанавливающие: - самостоятельное формирование судебной властью бюджета судебной системы ...

Другие похожие документы..