Главная > Документ


Развитое правовое мышление обеспечивает социальное и юридическое качество профессиональной деятельности судьи, поскольку только с позиций адекватного правового подхода, например, можно обеспечить эффективную, стремящуюся к достижению целей уголовного закона практику наказания по уголовным делам. Фактически можно выносить любые приговоры в формальных рамках, определяемых уголовным законом, но при отсутствии должного подхода к ним эти приговоры могут оказаться социально вредными, пусть даже формально законными. В связи с этим следует учитывать правоприменительную практику германских судей, которые, с одной стороны, избегают критики закона и ссылок на его недостаточность, а с другой стороны, через толкование закона выявляют разумную и действительную волю законодателя. Технически это порождает углубленное внимание к тексту закона, к тщательному обоснованию суждений, овладению логикой сопоставления реального поведения и правовых моделей. Естественно, что такой подход возможен только в том случае, когда интеллектуальный уровень судьи является тождественным системе мировых научных достижений в области права. Хотя необходимо отметить, что здесь возможна и другая крайность, когда ситуативное решение задачи приводит к коррупционным правонарушениям. Это возможно, когда правовое регулирование конкретного случая осуществляется лишь в общем порядке, а судья, рассматривающий дело не обладает соответствующими морально-этическими качествами. В этом случае возможен простор для личного усмотрения, переходящего в произвол и беззаконие.

Но в целом, отсутствие развитого правового мышления, как правило, приводит либо к чрезмерно жесткому осуществлению буквы закона, т.е. к буквалистскому, догматическому подходу, либо конформистскому подходу, т.е. к согласию с мнением различных лиц и групп лиц, которые могут быть заинтересованы в определенном судебном решении. Такой подход не может не повлечь за собой правонарушения, в том числе и коррупционного характера. Кроме того, отсутствие ярко выраженного правового подхода часто приводит к соблазнам «проконсультироваться», переложить интеллектуальную ответственность на другого, выяснить мнение, поддаться на уговоры, наконец, принять решение в интересах людей, имеющих власть. В этой связи актуализируется проблема регулярной проверки качества профессиональной подготовленности судей и работников судебной системы через периодический контроль за ней. Актуальная профессиональная подготовленность должна быть постоянным, а не временным свойством личности судьи47. Для реализации этой задачи Верховным Судом Республики Казахстан разработана Стратегия судебного образования на 2009-2011 годы, призванная модернизировать систему судебного образования в целях повышения качества подготовки, переподготовки кадров судейского корпуса.

Судебное образование - один из наиболее важных и актуальных вопросов дальнейшего совершенствования судебной системы, поскольку профессионализм представителей правосудия является гарантией качественного и эффективного функционирования судебной системы. В связи с возникновением потребности в совершенствовании существующих и создания новых программ подготовки судей и повышения квалификации практикующих судей в Стратегии поставлены следующие задачи:

- сотрудничество с юридическими вузами по подготовке высококвалифицированных кадров для судебной системы;

- повышения уровня профессиональной подготовки кадров для судебной системы в Институте правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан;

- обеспечение непрерывного повышения квалификации судей;

- организация постоянного повышения квалификации служащих органов, обеспечивающих деятельность судебной системы;

- проведение научно-практических мероприятий;

- расширение и углубление международное сотрудничество в сфере судебного образования.

Стратегия включает разделы, в которых предусматривается анализ состояния судебного образования в Казахстане, определены цели, задачи и принципы Стратегии, отражены основные направления деятельности по реализации Стратегии, необходимые ресурсы и источники финансирования, определен механизм реализации Стратегии, также освещены ожидаемые результаты от ее реализации. Думается, что при соответствующей реализации данной Стратегии будет обеспечен такой теоретический уровень подготовки работников судебной системы, который будет тождественен системе научных достижений в области права и который будет духовно воспроизводить функционирующую и развивающуюся юридическую систему, ее мировые достижения.

Реализация Стратегии судебного образования будет способствовать и внедрению в нашей Республике принципа меритократии, когда путь на судейские должности будет открываться только перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. Выявление склонностей к профессиональной деятельности юриста будет происходить еще в школе, а дальше будущих профессионалов ждет поддержка: помощь при поступлении в вузы, отправление на учебу и стажировку за границу, поощрение успехов и т.д. Так постепенно судебная система будет обновляться правильно выученными и воспитанными кадрами, которые регулярно пополняют ряды судейского корпуса.

Причинами совершения правонарушений в судебной системе являются и проблемы неполной реализации принципа открытости судебного разбирательства, которые связаны с организационными и материальными аспектами обеспечения судебной деятельности. Залы судебных заседаний в нынешних судах в основной своей массе маловместительны, не рассчитаны на возможность присутствия большого количества граждан, что создает дополнительные сложности и самому суду, особенно по публично значимым процессам. Особенно важно в целях предупреждения правонарушений обеспечение гарантий информационной доступности итоговых решений судов, информации о времени и месте слушаний назначаемых к рассмотрению дел, а также иной информации, обеспечивающей доступность правосудия для населения. Судебная власть должна способствовать общественной доступности сведений о судах, их местонахождении, времени работы и приема населения, их полномочиях, подведомственных им спорах, порядке обжалования отказа в принятии заявления и т.п. Обеспечение в полном объеме принципа транспарентности, открытости организации и деятельности судебной власти будет серьезным заслоном от проявлений коррупционной преступности48. Транспарентности будут способствовать и последние нововведения в судебной системе – автоматическое распределение дел в судах и аудио-видеозапись процессов. Правильное применение этих средств максимально исключат произвол руководителей и коррупционные подозрения у участников процесса.

Еще одним немаловажным фактором, способствующим совершению правонарушений, являются внеслужебные коммуникации. Конечно, деятельность судьи невозможно представить без взаимодействия с другими людьми, т.е. процесс межличностных коммуникаций неизбежен в работе, поскольку все, что делает судья, воплощается в обращениях к третьим лицам, группе людей и т.д. Вместе с тем, работнику судебной системы необходимо быть более осторожным в выборе знакомств, ибо тесная дружба, к примеру, судьи и работающего в рискованном бизнесе человека вызывает много вопросов. В этой связи внеслужебные коммуникации, включая повседневное общение, требуют от судьи тщательной осмотрительности, взвешенного подхода.

В целях ограждения судей от внепроцессуальных и личных контактов с посторонними людьми в некоторых зарубежных странах предусмотрены такие конструкции зданий судов, которые не позволяют посетителям вступать в несанкционированные межличностные отношения. Так, в Англии, несмотря на то, что особое внимание уделено принципам гласности и открытости судопроизводства и вход в задание суда свободный и ограничен лишь проверкой на наличие предметов холодного и огнестрельного оружия и разного рода записывающих и фотографирующих устройств, в целях обеспечения безопасности судей здание поделено на две функциональные части. Одна часть предназначена для свободного доступа посетителями и работниками аппарата суда, а вторая часть – только для судей, которые используют отдельный вход, оснащенный системой кодовых замков. При этом не все работники аппарата суда имеют право доступа в эту часть здания. Данная система полностью устраняет внепроцессуальные и личные контакты судей с гражданами, что исключает правонарушения, связанные с должностными полномочиями судьи.

Сокращению количества внепроцессуальных контактов способствовало бы и введение института помощников судей. Анализируя статистические данные пилотного проекта, реализованного в Бостандыкском районном суде г. Алматы, Центр по исследованию судебной системы Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан пришел к выводу, что введение института помощников судей (организаторов судебного процесса) положительно отразится на отправлении правосудия, если на помощников судей возложить некоторые функциональные обязанности, выполняемые судьями, которые не связаны напрямую с отправлением правосудия. Пилотный проект показал, что введение института помощников препятствует непроцессуальным контактам судей со сторонами, и в тоже время дает возможность населению получать консультации в области материального и процессуального права49.

Следующим фактором, способствующим совершению коррупционных правонарушений в судебной системе, являются проблемы материальной независимости судей, поскольку в данный момент далеко не полностью реализованы требования статьи 80 Конституции Республики Казахстан о необходимости выделения объема финансирования судов, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Во всех странах, где отмечаются большие успехи в борьбе с коррупцией, заработная плата высших государственных служащих, в том числе судей, высчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе и доходят до $20—25 тысяч в месяц. И, несмотря на то, что парламентарии и население в целом воспринимали такие начинания с недоверием и неодобрением, правительства таких стран (Сингапур, Южная Корея, США) публично обосновывали их целесообразность, подчеркивая, что правительству необходимы профессионалы в своей области, поэтому им выплачивают заработную плату, близкую к их рыночной ценности. Было бы нереалистично ожидать, что талантливые люди пожертвуют своей карьерой и семьями на многие годы, чтобы удовлетворять требования зачастую не ценящей их усилия общественности и государства. Если бы государство не получало в распоряжение высшей политической власти лучших специалистов, это бы закончилось посредственными работниками исполнительной, судебной и контрольной власти, неудовлетворительной денежной политикой и коррупцией50.

Именно с такой проблемой сегодня сталкивается судебная система, когда из-за несоответствия ежегодно возрастающего количества судебных дел количеству судей, в особенности рассматривающих дела по первой инстанции, в несколько раз увеличивается нагрузка на судей. При этом рост заработной платы несравнимо отстает от доходов лиц, успешно работающих в частном секторе (адвокатов, банкиров и т.д.), хотя на эту проблему обращал внимание Президент Республики Казахстан в своем Послании к народу еще в 2005 году, отмечая, что необходимо «поднимать заработную плату госслужащих, приближая ее к уровню зарплаты в бизнесе»51. Вследствие этого многие талантливые судьи, убеждаясь, что общество не ценит их усилий по честному отправлению правосудия, уходят с судейской работы. У некоторых судейских работников в результате такого подхода происходит профессиональная деформация, рост правового нигилизма, что приводит к коррупционным правонарушениям.

В связи с этим следует обратить внимание на необходимость полной реализации требования статьи 80 Конституции Республики Казахстан о выделении объема финансирования судов, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия. В связи с этим предусмотреть в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей» нормы, устанавливающие:

- самостоятельное формирование судебной властью бюджета судебной системы с последующим его согласованием с Правительством Республики Казахстан;

- подходы к начислению заработной плату судьям согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц (адвокатов, банкиров и т.д.).

- сохранение прежней заработной платы судьям при реорганизации или упразднении суда, сокращении общего числа судей, назначенных на должность судьи равнозначного или нижестоящего суда;

- предоставление судьям ежегодного отпуска продолжительностью сорок пять календарных дней и выплату судьям, находящимся на пенсии и в отставке, пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов судьи, работающего в соответствующем суде.

- выплату пребывающему в отставке судье при наличии стажа работы судьей не менее пятнадцати лет не облагаемого налогом ежемесячного пособия в размере пятидесяти процентов заработной платы судьи, работающего в соответствующем суде;

- реализацию системы обеспечения судей жильем и научно обоснованные нормы нагрузки судей и работников судебной системы;

Вместе с тем, для предупреждения коррупционных проявлений следует предусмотреть более конкретный и реальный контроль за имуществом и доходами сотрудников судебной системы, расширить запреты, пресекающие возможность для судей в той или иной форме лоббировать интересы коммерческих организаций и предпринимательских структур, получать имущественные и неимущественные выгоды, постоянно выявлять факты, создающие потенциальную возможность для принятия коррупционных решений и совершения коррупционных действий.

  1. Механизмы противодействия правонарушениям в судебной системе Республики Казахстан и пути их совершенствования

2.1. Антикоррупционное законодательство – главный элемент в механизме правового регулирования отношений, связанных с противодействием правонарушениям в судебной системе

Комплексное исследование причин и условий, способствующих совершению правонарушениям в судебной системе, неразрывно связано с проведением анализа антикоррупционного законодательства как механизма противодействия правонарушениям в судебной системе.

В данной главе мы попытаемся раскрыть антикоррупционное законодательство как элемента правового регулирования отношений, связанных с противодействием правонарушениям в судебной системе.

Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений. В теории права термин «правовое регулирование» рассматривается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, в ходе референдума проводится всенародное голосование в связи с принятием важных законов или внесением в них изменений.

Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Согласно статьи 1 Конституции Республики Казахстан общие юридические и социальные цели правового регулирования в Республике Казахстан выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, утверждении незыблемости ее демократической основы.

Рассматривая правовое регулирование, необходимо сформулировать его определение. Так, правовое регулирование - это воздействие нормы права на поведение людей посредством юридических способов и средств в целях упорядочения и совершенствования общественных отношений52.

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. Так, право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее, следует отметить определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют целый системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

В юридической науке и практике правовые нормы совершенно

справедливо считаются нормативной основой механизма правого регулирования, так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствуют потребностям и интересам граждан правового государства.

Так, в процессе правового регулирования весьма отчетливо выделяются как минимум три главные стадии:

а) стадия формирования и действия юридических норм, характеризующихся тем, что введенные в правовую систему нормы общим образом регламентируют, направляют поведение участников общественных отношений, устанавливают для них тот или иной правовой режим;

б) стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений), характеризующаяся тем, что на основе юридических норм при наличии предусмотренных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности – индивидуализированные меры поведения;

в) стадия реализации прав и обязанностей, характеризующаяся тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.

Кроме того, нередко возникает необходимость в дополнительной, факультативной, четвертой стадии, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это – стадия применения права, характеризующаяся тем, что компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивидуальный акт.

В соответствии с указанными стадиями правового регулирования четко выделяются три, а с учетом особой, факультативной стадии – стадии применения права – четыре основных элемента механизма правового регулирования 53:

– юридические нормы,

– индивидуальные предписания применения права (факультативный элемент),

– правоотношения,

– акты реализации прав и обязанностей.

Каждый из основных элементов механизма правового регулирования выполняет в процессе правового регулирования свои, специфические функции.

Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей

осуществляется через элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Одним из элементов в механизме правового регулирования отношений, связанных с противодействием правонарушениям в судебной системе выступает антикоррупционное законодательство.

Совершенствованию законодательства, как одному из механизмов противодействия правонарушениям в судебной системе, в юридической литературе уделено достаточно много внимания.54 Представляют научный и практический интерес работы, посвященные изучению судебной власти как важнейшего государственного феномена.55

Вместе с тем, следует констатировать, что многие актуальные и проблемные вопросы, требующие глубокого анализа, достаточно слабо освещены в литературе. На наш взгляд, все еще нерешенными проблемами в сфере судебной власти и требующими научного исследования и безотлагательного разрешения являются вопросы, связанные с обеспечением независимости судей, открытости и доступности правосудия, проблемы несовершенства законодательства о статусе судей и процессуальных норм, которые дают возможность для злоупотребления должностными полномочиями со стороны судейского корпуса. Далеко не все их них изучены и не все находят отражение и решение в правовых документах.

В этой связи комплексное исследование причин и условий, способствующих совершению коррупции, поставили задачу дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства и методов ведения борьбы с ней.

Вопросы противодействия коррупции приобретают в современных условиях всю большую значимость. Коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни. Придавая особое значение проблеме эффективного противодействия коррупции, законодатель Республики Казахстан принял целый комплекс нормативных правовых актов в борьбе с коррупцией.

Глава государства в своем выступлении на Антикорррупционном форуме отметил, что «в современных условиях коррупция постепенно из внутригосударственной проблемы превращается в глобальную проблему»56.

В связи с этим в принятом на Антикоррупционном форуме Общенациональном плане действий по борьбе с коррупцией приоритетным явилось совершенствование антикоррупционного законодательства.

Как отмечал Гаухман Л.Д. , что «наличие, отсутствие или степень коррупции в государстве зависит, прежде всего, и главным образом, от законодателя, определяющего и закрепляющего в законах политику государства, в том числе политику, характеризующую отношение государства к коррупции»57. Кроме того, состояние коррумпированности общества во многом зависит и от того, как используется система нормативного правового регулирования поведения, какова направленность законов. Некоторые законы создают благоприятные условия для коррупционных проявлений, стимулируют коррупцию в обществе58.

Необходимо также подчеркнуть, что по уровню антикоррупцинной деятельности Казахстан занимает одну из лидирующих позиций среди стран СНГ.

Например, одним из первых Указов, направленных на обеспечение национальной безопасности, явился Указ Президента Республики Казахстан от 17 марта 1992 года «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией», в котором были закреплены основные организационные, технические, правовые направления борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Существенную роль в борьбе с коррупцией внес Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией»59. Закон определил стратегию антикоррупционной политики государства, обозначил направленность поставленных при этом целей, конкретизировал параметры антикоррупционной деятельности всех государственных органов и послужил основой для разработки принятых в установленном порядке действующих республиканских, региональных и ведомственных программ указанной направленности.

Для успешной реализации указанного Закона с 2001 года осуществляются государственные программы борьбы с коррупцией, направленные на снижение ее уровня во всех сферах жизни общества путем повышения эффективности работы государственных органов и улучшения взаимодействия с институтами гражданского общества.

Сейчас повсеместно принимаются активные усилия по реализации мероприятий в соответствие с утвержденной Указом Президента Республики Казахстан Государственной программой борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы. Программа предусматривает снижение уровня коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества путем повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества.

Кроме того, в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» органы прокуратуры осуществляют проверку антикоррупционного законодательства. Например, в 2007 году в республике всеми органами прокуратуры произведены 2276 проверок применения антикоррупционного законодательства, по результатам которых выявлены 7404 нарушения законности. По итогам проверок возбуждено 146 уголовных дел, из которых 121 дело направлено в суд.60

Согласно статистическим данным за 2007 год в сравнении с аналогичным периодом 2006 года выявляемость коррупционных преступлений снизилась на 11,7% (с 2005 до 1771).
Снижение связано с принятым 21 июля 2007 г. Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией»61, в соответствие с положениями которого коррупционными признаются преступления, предусмотренные пунктом г) части третьей статьи 176, пунктом в) части второй статьи 192, пунктом а) части третьей статьи 193, пунктом а) части третьей статьи 209, статьей 307, пунктом в) части четвертой статьи 308, статьями 310 — 315, статьей 380 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, в случаях получения лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ.
Снижение допущено по фактам служебного подлога на -31,4 % (с 606 до 416), злоупотребления должностными полномочиями на -23 % (с 517 до 398), превышение власти или должностных полномочий на -12,7 % (с 71 до 62), бездействия по службе на -64,6 % (с 48 до 17), незаконного участия в предпринимательской деятельности на -25 % (с 4 до 3).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жоғарғы сот кітапханасы астана

    Автореферат диссертации
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА введение института помощников судей Астана 2008 ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... службе», «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, ... как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе» А.2008, ...
  2. Жоғарғы сот кітапханасы юридическая природа нормативных постановлений верховного суда республики казахстан под общей редакцией

    Монография
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... , связанных с коррупцией» уточняется, что ... и силы, противодействующие этому. Объективно ... судебной системе и статусе судей» нормы, устанавливающие: - самостоятельное формирование судебной властью бюджета судебной системы ...

Другие похожие документы..