Главная > Документ


Вопрос: «Какую роль играет взяточничество в повседневной жизни людей?»

Диаграмма 24

Как видим, о том, что коррупция неизбежное явление в повседневной жизни людей считают 50,0% - государственных служащих Министерства образования, 42,1% - Министерства финансов, налоговой службы – 20,6%, МВД – 20,0%.Роль государственных органов в борьбе с коррупцией.

Необходимо отметить, что на вопрос какую роль играют органы государственной власти в борьбе с коррупцией большинство респондентов (54,6% ) отметили, что органы пытаются бороться с коррупцией, 14,9% считают, что органы успешно борются с коррупцией, 12,3% придерживаются мнения, что органы мирятся с коррупцией, 9,3% убеждены, что они организуют коррупцию, а 8,9% опрошенных затрудняются ответить.

Вопрос: «Какую роль играют органы государственной власти в борьбе с коррупцией?»

Диаграмма 25

Государственные служащие таких органов как Министерство юстиции (20,0%) и налоговая служба (19,4%) считают, что органы государственной власти в борьбе с коррупцией ничего не предпринимают, мирятся с ней, тогда как государственные служащие департамента юстиции – 21,5% и ГУВД – 19,5% считают, что государственные органы успешно борются с коррупцией.

Основные антикоррупционные мероприятия и меры, принимаемые государственными органами.

По мнению 21,6% респондентов в нашем государстве государственными органами не применяются никакие антикоррупционные мероприятия и 0,6% считают что на сегодняшний день все известные меры не эффективны. Чаще всего указаны мероприятия в законодательной сфере (4,3%), в СМИ (1,7%), а также меры по повышению заработной платы (1,6%).

Таблица 4

Мероприятия

Данные

1.

Законодательные

4,3%

2.

СМИ

1,7%

3.

Повышение зарплаты

1,6%

4.

Курсы

1,3%

5.

Наказания

1,2%

6.

Постоянные проверки

1,1%

7.

Семинары

0,7%

8.

Телефоны доверия

0,8%

9.

Беседы

0,5%

10.

Социальные гарантии госслужащим

0,5%

11.

Контроль со стороны кадров

0,4%

12.

Ужесточение борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти

0,4%

13.

Прозрачность доходов

0,4%

14.

Работа КНБ и фин.полиции

0,4%

В основном же опрошенные придерживаются мнения, что меры принимаются в сфере наказания, телефоны доверия, постоянные проверки, беседы, социальные гарантии госслужащим. Были упомянуты также такие мероприятия, как протокольные совещания, возбуждение уголовных дел, контроль со стороны кадров, гласность рассмотрения в судах, работа КНБ и Финансовой полиции, повышение правовой грамотности и т.д.

Данные проведенного исследования показывают, что основными антикоррупционными мерами являются: законодательные – 4,3%, через СМИ – 1,7%, повышение зарплаты – 1,6% и наказание 1,2%.

Отношение респондентов к проблеме искоренения коррупции.

Характерно, что респонденты предложили искоренить коррупцию сначала в высших эшелонах власти, проводить более тщательный отбор на работу в государственные органы, при этом постоянно повышать нравственный и культурный облик государственных служащих. Иначе говоря, в возможность искоренения коррупции в нашей стране верят лишь 8,6%, подавляющее большинство (39,1%) государственных служащих считают принципиально возможным существенно уменьшить масштабы коррупции, 25,5% считают, что возможно только немного снизить уровень коррупции, 13,5% уверены, что это совершенно невозможно, а 13,4% респондентов затруднились в своем ответе.

Вопрос: «Как Вы считаете, возможно ли искоренить коррупцию у нас в стране?»

Диаграмма 26

Из всех опрошенных государственных служащих больше всего верят в искоренение коррупции в нашей стране такие органы, как акиматы – 12,1%, Министерство финансов – 10,5%, ГУВД – 8,8% и прокуратура – 8,3%.

Как видим, существуют различные причины и условия, способствующие коррупционным правонарушениям среди государственных служащих.

Вместе с тем, коррупция же является одним из главных препятствий для расширения торговых отношений и привлечения иностранных инвестиций, так как она искажает нормальные деловые отношения. Иностранные инвесторы, принимая решение о привлечении инвестиций, ищут честные правила игры, от которых зависит их коммерческий успех. Коррупция же нарушает правила честного ведения бизнеса, делает его рискованным и непредсказуемым, что настораживает инвесторов. Коррупционная практика отбивает желание инвестировать, так как увеличивает стоимость инвестиций и делает товары на рынке неконкурентоспособными. Результатом этого является потеря рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.

Иностранные инвесторы оправданно сетуют на коррупцию, препятствующую нормальному экономическому сотрудничеству. Многие иностранные бизнесмены убеждены в том, что коррупция входит в число главных препятствий для нормального развития предпринимательства в Казахстане. В то же время многие представители иностранных компаний не брезгуют взятками для получения преимуществ в конкуренции. Более того, налоговое законодательство многих зарубежных стран поощряет такое поведение. Исключением служат законы США, напрямую запрещающие своим бизнесменам использование взяток на территории других стран. Таким образом, можно утверждать, что иностранный бизнес вносит свой весомый вклад в рост коррупции в нашей стране.

В Казахстане наиболее пораженными коррупционными правонарушениями, по мнению практикующих специалистов, являются сферы инвестирования, использования бюджетных средств, государственных и негосударственных пенсионных фондов, приватизации, государственных материальных ресурсов, объекты нефтегазоперерабатывающей промышленности, зерновой комплекс, кредитно-финансовая и банковская сфера. «Результаты экспертного опроса, проведенного группой VIProblem, показали, что наиболее отчетливо феномены коррупции в Казахстане проявились в процессе: выделения кредитов отечественным компаниям – 65%; передачи предприятий под иностранное управление – 55%; массовой приватизации – 50%; малой приватизации – 50%; формирование правящих элит на республиканском и местном уровне – 34%; разрешительных процедур в малом бизнесе – 17%.

Например, опрос, проведенный в Алматы, показал, что, по мнению граждан Республики, вступить в коррумпированные отношения позволяют следующие факторы: доступ к власти (37%); доступ к финансам (34,8%); служебный рост (13,6%); иное (13,4%) 38.

Как видим, причины и условия коррупции многообразны, и только своевременное их выявление ориентирует на её предупреждение, позволяет разработать конкретные предложения и рекомендации, направленные на разработку мер воздействия коррупционных правонарушений.

1.3. Причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений в судебной системе

В первых разделах настоящей работы было показано, что существуют общие и специфические причины и условия, способствующие коррупционным правонарушениям. Если остановиться на криминологической характеристике причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, то следует отметить, что общие причины и условия, способствующие коррупционным правонарушениям, свойственны и судебной системе. Это и относительно невысокая заработная плата работников судебной системы, не всегда соответствующий установленным требованиям уровень их правовой культуры, отсутствие действенного контроля за доходами судей и их законностью и т.д.

Изучение практики борьбы с антиобщественными действиями, совершенными работниками судебной системы, показывает, что они порождены сложным, зачастую скрытым комплексом жизненных обстоятельств и процессов – причин и условий, способствующих совершению правонарушений, в том числе коррупционных, которым присущи исходные объективные и субъективные экономические, психологические, бытовые и т.п. предпосылки, изучаемые в связи с общими закономерностями социального развития. В этой связи коррупционную преступность, как и любой другой вид преступности, следует рассматривать не в качестве отходов общественной жизнедеятельности, а в качестве одного из его качественных состояний и составляющих. Правильно отмечалось в юридической литературе, что если человек по природе своей противоречив и обречен не только нести в себе и сеять вокруг себя разумные и добрые начала, но и творить зло, то люди, объединившись в сообщество, делают таким же противоречивым и собственное общежитие. Следовательно, компромисс между обществом и коррупционной преступностью представляет собой проблему сложного отношения, в котором, с одной стороны, необходимо уравновесить социальную целесообразность и безграничную индивидуальность выбора, с другой – найти баланс между законодательно закрепленными правами и минимально допустимым причинением вреда за их нарушение39.

А теперь перейдем к анализу факторов, способствующих правонарушениям в судебной системе.

Во-первых, это выбор ценностей работниками судебной системы, которые являются критериями значимости и ориентирами их деятельности, отражением личностных смыслов. Главным ориентиром в деятельности судей должно быть стремление к достижению благородных целей, т.е. ориентация на служение интересам человека и гражданина, самого ценного достояния государства и общества. К сожалению, в судебную систему нередко попадают люди с «четко выраженной потребительской ориентацией, когда сумма материальных благ и возможностей рассматривается как единственный критерий и содержание жизненного успеха». Анализ коррупционных правонарушений в судебной системе приводит к выводу, что в характеристике ее работников, совершивших коррупционные преступления, существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Такой выбор ценностей и такие характерологические черты зачастую приводит работника судебной системы к правонарушениям, в том числе и коррупционным.

Во-вторых, негативным явлениям в судебной системе способствует не всегда качественный отбор кадров, в результате которого она может пополняться потенциальными правонарушителями. В связи с этой проблемой судья Верховного Суда РК Касимов А.А. отмечал, что разовый прием квалификационного экзамена с привлечением самых независимых экзаменаторов на основе самой передовой компьютерной программы не обеспечит выявление грамотных и готовых быть судьями лиц. Аргументируя данную мысль, автор подчеркивает, что некоторые претенденты легко набирали на компьютере 90 баллов, а при устной форме ответа не могли связать и двух слов, показывая низкий общий интеллектуальный уровень40.

Однако, на наш взгляд, в таких случаях «сбои» обусловлены некачественным составлением тестов, на которые может легко ответить человек с «низким интеллектуальным уровнем», либо «утечкой» информации, когда ключи ответов становятся доступными для отдельных лиц. К тому же есть и другой барьер перед претендентами, уровень знаний которых не соответствует установленным требованиям, но которые легко проходят компьютерное тестирование, – это устный опрос. Другое дело, что необходимо таким образом обеспечить правовое регламентирование приема экзаменов, чтобы не было никакой благодатной почвы для нарушений и злоупотреблений: один состав комиссии может обеспечить качественный прием экзамена только в том случае, если количество экзаменующихся не будет превышать 20 человек в один рабочий день; результаты экзаменов после их обсуждения комиссией за закрытыми дверями должны быть объявлены в тот же день перед всеми экзаменующимися с аргументированными возражениями на несогласие претендентов с выставленными оценками; итоговый протокол сдачи экзамена, подготовленный на каждого претендента, должен быть подписан всеми членами комиссии и т. д. Это означает, что сегодня особенно актуальным становится повышение роли органов, обеспечивающих подбор и расстановку кадров для судебной системы. Именно они реализуют критерий профессиональной пригодности кандидата в судьи. Высший Судебный Совет должен будет учитывать общую квалификацию претендента, итоги его предыдущей юридической деятельности, данные о поведении в тех пределах, которые определяются статусом судьи, предъявляемыми к нему требованиями с учетом социально-психологических, характерологических черт судьи. Практика показывает, что люди, склонные к истерии, самолюбованию, могут погубить работу любого суда и принести существенный вред обществу41.

Вместе с тем, прав Касимов А.А., когда утверждает, что профессиональная подготовка претендентов на должность судьи должна быть многоэтапной, в ходе которой должны быть выявлены не только знание законов, но и морально-этическая характеристика претендента, поскольку при нынешней системе отбора «…из представленных материалов нельзя сказать, обладает ли претендент логическим мышлением, глубоким чувством справедливости, умением четко и последовательно изложить свои суждения в письменной форме, есть ли у него выдержка и чувство такта, хладнокровие и самообладание и многие другие качества, необходимые судье»42. Такое же мнение излагается и в научно-исследовательском проекте Верховного Суда «Введение института помощников судей», где подчеркивается, что нередки случаи, когда на должность судьи претендует юрист, проработавший несколько лет в небольшой фирме, не имеющий широкой юридической практики или специализировавшийся на узкой проблеме. Более того, при таком методе отбора не всегда возможно учесть весь комплекс индивидуальных качеств судьи-профессионала: это и безупречные морально-этические качества, и опыт в правоприменительной деятельности, предполагающий ориентацию правосознания работников судебной системы на истинные ценности права. В связи с этим нами уже отмечалось в предыдущих работах43 о необходимости введения института организатора судебного процесса в систему аппарата судов. Организаторы судебного процесса (помощники судей), выполняя аналитическую техническую, информационную и иную работу, имею возможность постоянно совершенствовать свои знания в области отправления правосудия, приобретать практические (судейские) навыки, опыт, знания, необходимые для работы судей. При этом на этой стадии председатели судов, коллегий и другие судьи могут выработать определенное мнение об организаторе судебного процесса, о его знаниях и опыте, психологических и морально-этических качествах. При положительной оценке профессионального опыта, работы в качестве организатора судебного процесса, он может быть рекомендован на занятие должности судьи.

Качественный отбор кадров для судебной системы исключит вовлечение работников в такие конкретные жизненные ситуации, которые приводят в действие уже имевшиеся у данного работника судебной системы антиобщественных взглядов, убеждений, наклонностей и вызывают решимость совершить проступок или преступление.

Следующим фактором, способствующим правонарушениям в судебной системе, является информационная среда, формирующая порой снисходительное и даже поощрительное отношение к нарушениям закона. Останавливаясь на отрицательной роли такой информационной среды, председатель Верховного Суда Мами К.А. отмечал, что в подобной «атмосфере личность, постоянно узнающая о многочисленных фактах правонарушений и других проявлений правовой деформации, далеко не всегда влекущих их профилактику, предупреждение и пресечение, не видит сдерживающих факторов для своего личного обогащения или получения других выгод»44.

Негативная информационная среда, в которой приходиться работать законопослушному человеку, обычно способствует возникновению требований со стороны других лиц к судье, чтобы он вынес «соответствующие» решения либо ему внушается мысль об их выгодности. Такая среда пропагандирует возможность и даже неизбежность недоброкачественного труда, пренебрежение интересами граждан, бессилие перед преступниками, обосновываемый тезисом о всесилии коррупции, невозможности борьбы с ней. Информационно-социальная среда с наличием в ней лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет коррупционной и иной криминальной деятельности, наличие у некоторых лиц дорогостоящих привычек, интересов и т.д., не соответствующих уровню их официальной заработной платы, негативно влияет на законопослушного человека и при определенных обстоятельствах могут подтолкнуть его к совершению коррупционных правонарушений, приводит к наступлению вредного для общества результата. Такая атмосфера возможна при слабости системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, упущения в организации профилактической работы, недостатки в управленческих аспектах деятельности руководителей.

В связи с этим необходимо усилить систему контроля, организацию предупредительной работы, совершенствовать управленческие аспекты деятельности руководителей различного уровня. В Послании Главы нашего государства народу Казахстана от 7 февраля 2008 года говорится, что «правоохранительная и судебная система должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств. Приоритетной целью в этой в сфере должно стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия».

Профилактика правонарушений в судебной системе — это социально-правовая деятельность уполномоченных структур судебной системы, а также отдельных ее работников по выявлению, устранению или нейтрализации причин и условий правонарушений и оказанию позитивного воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений.

Профилактика коррупционных правонарушений и преступлений признается основным направлением в борьбе с преступностью. Тем не менее, эта деятельность требует серьезного ресурсного обеспечения, в первую очередь высокопрофессиональными кадрами, материальными и финансовыми средствами, специальной технической оснащенности и социально-правовой защиты.

Самым существенным недостатком профилактической работы во многих случаях является ее формализм. В большей степени этому подвержена индивидуальная профилактика. Не в полной мере отработан правовой механизм осуществления этой деятельности. Во многом он не исключает возможности принятия произвольных решений, подрывающих саму идею индивидуальной профилактики, которая состоит в том, чтобы путем упреждающего воздействия не допустить становления на преступный путь. Не вполне четко определены правовые основания для начала индивидуальной профилактики, объемы и границы ее проведения. Отсутствие четкого контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. Таким образом, признание коррупции в том или ином микроколлективе нормальным явлением является фактором формирования криминальной мотивации.

Поэтому строгое выполнение руководителями различного уровня правовых норм, своевременное пресечение и профилактика коррупционных правонарушений, адекватная правоприменительная практика, уважение к запросам и нуждам работников и граждан, безусловно, будут способствовать утверждению в их сознании уверенности в незыблемости положений закона, его общественной справедливости, а это, в свою очередь, приводит к убеждению в необходимости активного выполнения его требований. В этой связи необходимо отметить опыт работы председателя суда г. Астаны, где в мае 2006 года разработаны и приняты, а в ноябре 208 года переработаны и дополнены Правила организации работы суда с участниками судебных процессов и посетителями, в которых регламентированы все действия судей и работников суда, начиная с пропускного режима и заканчивая выдачей судебных документов, которые не регламентированы нормами процессуального права. Анализируя уголовные дела о привлечении судей к уголовной ответственности, председатель суда г. Астаны С. Джакишев приходит к выводу, что коррупционные проявления в большинстве случаев происходят именно в период подготовки дел к рассмотрению в кабинетах судей и специалистов, где происходят встречи с участниками процесса без посторонних лиц и не исключены и провокационные действия со стороны участников процесса. Предусматривая эти негативные возможности, Правила устанавливают, что судьи проводят досудебную подготовку только в залах судебного заседания и обязательно с участием секретаря судебного заседания. И это не выражение недоверия к судье, а необходимые действия, направленные на предотвращение различных негативных проявлений, в том числе и провокации45.

Здесь необходимо коснуться и другого вопроса, опосредованно влияющего на рассматриваемую проблему и в различной степени затрагивающего авторитет судебной власти. Это и вопрос о том, как следует поступать, если, например, один из родственников совершил преступление во время пребывания судьи на должности; во-вторых, стоит ли учитывать информацию об административных правонарушениях, если да, то учитывать ли их количественные и качественные характеристики; в-третьих, является ли, например, расторжение брака порочащим поступком, являются ли порочащими поступками несколько разводов46 и т.д. В каждом конкретном случае следует индивидуально рассматривать вопрос о том, являются или являлись ли действия работника порочащими и умаляющими авторитет судебной власти.

Немаловажную роль в совершении правонарушений, в том числе коррупционных, нередко играет и недостаточный уровень социально-правового мышления судей, которое представляет собой интеллектуальную деятельность, состоящую в решении различного рода задач, связанных с использованием правовых средств или правовых аргументов, и направленную на формулирование законных утверждений, т.е. позиций, оценок, выводов. Развитое правовое мышление, как правило, противостоит возможности смещения правового и иных направлений мышления, когда правовые задачи решаются на основе личностных, корыстных, экономических или иных аргументов, но не права, что обычно приводит к правонарушениям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жоғарғы сот кітапханасы астана

    Автореферат диссертации
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА введение института помощников судей Астана 2008 ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... службе», «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, ... как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе» А.2008, ...
  2. Жоғарғы сот кітапханасы юридическая природа нормативных постановлений верховного суда республики казахстан под общей редакцией

    Монография
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... , связанных с коррупцией» уточняется, что ... и силы, противодействующие этому. Объективно ... судебной системе и статусе судей» нормы, устанавливающие: - самостоятельное формирование судебной властью бюджета судебной системы ...

Другие похожие документы..