Главная > Документ


В Государственной программе борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы также отмечается, что коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздей­ствует на политические и общественные институты демократического государст­ва, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.

Глава государства 1 марта 2006 года в исторически важном документе - «Казах­стан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», представляя программу вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, подчеркнул необходимость последовательной реализации комплексной общенациональной программы борьбы с коррупцией как с угрозой национальной безо­пасности и общественной стабильности.

Таким образом, политическая воля со стороны высшего должностного лица страны - Президента Республики проявлена решительно. Однако следует конста­тировать, что Республика Казахстан в борьбе с коррупцией по различным причинам пока существенных положительных результатов еще не добилась. Так, по данным международной организации Транспаренси Интернэшнл (Transparency International), по уровню коррумпированности наша страна находится рядом с такими странами, как Гватемала, Лаос, Замбия. Никарагуа и Парагвай. При 10 балльной шкале уровня коррумпированности оцен­ка Казахстана в 2,6 балла свидетельствует о высочайшем уровне коррумпирован­ности общества. По мнению специалистов, все, что ниже трех баллов, указывает на тревожную картину, на высокую коррумпированность государственных служащих.

Для успешной борьбы с коррупцией следует прежде всего выяснить, какие основные типы и виды коррупции существуют в обществе. Наиболее общие проявления (типы) коррупции состоят из частично совпадающих групп этических нарушений (отклонений) и правонарушений.

Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д.

Коррупция также различается по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ в результате совершения чиновником законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются правонарушениями, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, отношения к роду (жузу). Все это нарушает принцип справедливости при назначении на должность и существенно препятствует решению задач, поставленных перед сотрудником.

Коррупционные правонарушения делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и уголовные. Грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением подчас оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются однозначно ответить на вопрос: где оканчивается дисциплинарный проступок и начинается коррупционное преступление.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся взяточничество и другие перечисленные в примечании 5 к ст. 307 УК преступления. Всего 13 статей Особенной части УК предусматривают ответственность за коррупционные преступления.

Видами коррупции могут быть подкуп и продажность, коррупция «низов» и «верхов», коррупция в государственных органах и коррупция в учреждениях. Коррупция «низов» или бытовая коррупция, практикуется служащими, получающими низкую заработную плату, которым небольшая мзда сверх основного дохода помогает решать мелкие бытовые проблемы. Нередко в основе этого вида коррупции лежат мотивы выживания. Некоторые считают, что коррупция такого рода помогает фирмам и отдельным лицам обойти слишком жесткие требования, установленные законом, сокращает проволочки, а также избавляет от необходимости следовать невыполнимым инструкциям и платить непосильные налоги. В соответствии с такой точкой зрения, вознаграждения являются не чем иным как «смазкой», необходимой для нормальной работы в тяжелой обстановке. Однако если не вести решительную борьбу коррупцией «низов», то вряд ли можно добраться до «верха». Часто бытовая коррупция является основой и одновременно отражением коррупции «верхов».

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, предприниматель и сотрудник таможенных органов путем сговора перемещают через таможенную границу страны вещи без оплаты таможенных сборов.

Признаками коррупционных преступлений, в соответствии с действующим уголовным законодательством Республики Казахстан, являются:

  • непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти);

  • незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим или иным публичным служащим, преимуществ (имущества, услуг или льгот);

  • использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

  • наличие у совершившего коррупционное преступление, признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях 1-3 к ст.307 УК РК, за исключением дачи взятки (ст.312 УК РК);

  • наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Приведенные данные позволяют сделать некоторые выводы. Для предупреждения коррупции, на наш взгляд, необходимо решение целого комплекса мер политического, организационного, экономического, правового и идеологического характера. Среди них следует отметить назвать следующие:

- повышение материального благосостояния государственных служащих, особенно сотрудников правоохранительных органов, призванных бороться с этим негативным явлением;

- формирование негативной позиции граждан по отношению к коррупции;

- повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов;

- при назначении на должность государственного служащего, в особенности высокого ранга, больше уделять внимание на такие качества, как моральная устойчивость, честность, неподкупность;

- обеспечение реального контроля за доходами государственных служащих и законностью их деятельности;

- создание реальной рыночной среды, предусматривающей либерализацию экономики, снижение налогового пресса на производителя товаров и услуг;

- обеспечение принципа неотвратимости ответственности и наказания за коррупционные преступления;

- введение эффективного порядка конфискации преступных доходов и приобретенного имущества.

В любом обществе власть будет располагать определенными преимуществами и привилегиями. Нужно, чтобы привилегии, которые общество представляет людям, были четко оговорены законом, не превышали тот минимум, который необходим для их нормальной работы26.

Безусловно, данные меры предупреждения и борьбы с коррупцией не являются исчерпывающими. Мы охватили лишь основные проблемы, связанные с данным негативным социальным явлением. Коррупция требует повышенного изучения и анализа, в том числе зарубежного опыта, например, применение электронной аппаратуры для наблюдения при расследовании уголовного дела, банка данных о коррумпированных чиновниках и т.д.

Несмотря на трудности, с коррупцией можно и нужно бороться. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что уровень коррупции в разных странах далеко не одинаков. Успех борьбы с коррупцией зависит от правильно выработанной политики борьбы с ней.

В последнее время проблема коррупции и потенциальные пути ее решения привлекают все большее внимание не только теоретиков, но и практиков. Борьба с коррупцией требует к себе комплексного подхода, содержащего в себе различные меры и средства. Необходимы целенаправленные усилия со стороны государства и гражданского общества, необходима соответствующая антикоррупционная политика, включающая в себя научно обоснованную, последовательную, систематизированную деятельность институтов страны и гражданского общества по борьбе с коррупционными проявлениями.

Борьба с коррупцией может быть эффективной, если будут приняты научно обоснованные государственные программы борьбы с преступностью, в том числе и с коррупционной преступностью и если полностью будут реализовываться меры, предусмотренные в этих программах.

1.2. Причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений в государственных органах

В криминологии общепринято, что причины и условия преступности социальны как по происхождению, так и по своей сущности. В месте с тем, в литературе назывались разные и довольно многочисленные классификации причин и условий преступности и преступлений, но все криминологи единодушны во мнении, что преступность – явление социальное. Жизнь убедительно показывает, что причины преступности определяются теми реальными, жизненными условиями, в которых действуют люди. В их основе лежат противоречия, существующие в обществе, при этом наметилось смещение ценностных ориентаций отдельных слоев общества в сторону криминальных структур, коррумпированных сообществ.

Вместе с тем, криминологические исследования показывают, что существуют специфические причины и условия, способствующие коррупционным правонарушениям. Учитывая то обстоятельство, что в современный период особо отмечается рост экономических преступлений, то в числе главных причин этого явления можно назвать: несовершенство рыночных отношений в экономике; пробелы в законодательстве; издержки в формировании нравственной позиции граждан.

В качестве первоочередной задачи по искоренению экономических преступлений является разработка мер борьбы с коррупцией государственных служащих (запрещение заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе вступать в какие-либо сделки с частными компаниями и фирмами или принимать участие в их деятельности). Коррупция стремится порою к установлению монополии с государственными служащими в какой-либо конкретной отрасли хозяйства, промышленности.

Коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органов создают подходящие условия для действий преступных элементов, а это, в свою очередь, ведет к росту преступности и сокращению законных путей достижения общественно приемлемых целей27.

Безусловно, не правы те специалисты, считающие, что коррупция характерна только для стран рыночного, переходного периода. Например, в США в каждом организованном преступном формировании фиксировалась как минимум одна должность корруптера, которые и подкупают, и запугивают чиновников. Коррупция тесно связана с организованной преступностью. Еще известный американский криминолог Сатерленд отмечал, что беловоротничковые преступники - это «заслуживающие уважения лица, занимающие высокое общественное положение и совершающие преступления в процессе осуществления своей «профессиональной деятельности» без применения насилия»28.

По мере глобализации экономики существенно изменились как лицо «беловоротничковой» преступности, так и проблемы, которые она ставит перед контролирующими органами. Преступники постоянно приспосабливаются к изменяющейся ситуации, стараясь использовать возможности, появляющиеся в процессе технологических, политических и экономических изменений, в то же время избегая внешнего контроля.

Рост мировой экономической системы открывает новые возможности для совершения коррупционных преступлений. Простое мошенничество, основанное на завоевании доверия жертвы, или коммерческого мошенничества могут пересекать границы государств, благодаря широкому распространению новых средств связи. Полиция и следственные органы в регионах и в развивающихся странах не имеют средств, экспертов и других ресурсов, необходимых для расследования подобных дел. Даже богатые страны вынуждены производить выборочные расследование преступлений29.

Следует отметить, что стремление объяснить преступное поведение – вероятно, самое сложное в криминологии. Поиск причин преступности традиционно использует два подхода. В первом случае преступное поведение рассматривают как неотъемлемое или приобретенное качество индивидуума, имеющее генетические, биологические или психологические корни. Во втором преступность объясняют главным образом социологическими параметрами; предполагается, что источник преступности заключается в проблемах структурного или культурного склада общества. В некоторых социологических толкованиях преступника рассматривают в качестве пассивного объекта. Их авторы не пытаются объяснить, как именно социальные факторы побуждают индивидуума совершать преступления.

Напротив, в таких теориях просто рассматривают соотношение между изменениями уровня преступности в обществе и изменениями других социальных условий. Сторонники других концепций стремятся объяснить преступное поведение путем поиска связи между социальными условиями и индивидуумом: каким образом эти условия производят изменения в членах общества? 30.

В свою очередь, коррупция наиболее часто встречается в тех обстоятельствах, когда имеются другие формы институциональной неэффективности, такие как: политическая нестабильность, бюрократические рогатки, слабая законодательная и судебная системы. Это ставит вопрос о том, возможно ли установить, что коррупция, а не другие коррелирующие с ней факторы, является по себе причиной низкого экономического роста. Регрессионный анализ представляет некоторые доказательства того, что если взять под другие формы институциональной неэффективности, такие как, например, политическая нестабильность, то коррупция все еще может способствовать снижению скорости экономического роста.

Тем не менее, весьма трудно однозначно продемонстрировать, что причиной проблемы является только коррупция, а не институциональные слабости, тесно связанные с нею. Правда состоит в том, что, видимо, все эти слабости внутренне взаимосвязаны, в том смысле, что они поддерживают друг друга (например, ограничения создают возможность для процветания коррупции, а коррумпированные бюрократы могут увеличить ограничения, чтобы смочь вымогать дополнительные взятки), и что избавление от коррупции помогает стране преодолеть свои институциональные слабости, также как сокращение других институциональных слабостей помогает вести наступление на коррупцию.

Одно из поразительных эмпирических фактов состоит в том, что бедные страны обычно считаются более коррумпированными. Этот результат следует рассматривать с осторожностью, поскольку он может быть основан на личных восприятиях наблюдателя. Однако если на момент допустить, что этот факт отражает истинно существующую корреляцию, то, возможно, было бы полезно изучить его источники.

Как известно, коррупция снижает темпы экономического роста и таким образом со временем способствует распространению бедности. В то же время бедность страны не может выделить достаточно средств для создания и соблюдения эффективной законодательной базы, либо потому что нуждающиеся люди более склонные не считаться со своими моральными принципами. Исследователи стали изучать связь между уровнем оплаты труда государственных служащих и степенью распространенности коррупции. Было предложено, что обеспечение рационального уровня заработной платы является необходимым, хотя и не самодостаточным условием для предотвращения коррупции.

Кроме того, в ходе либерализации внешнеэкономической деятельности были существенно расширены права предприятий различных форм собственности и сняты многие из ранее существовавших ограничений на осуществление подобной работы. Представители зарубежной и отечественной организованной преступности пытаются установить контроль за проведением экспортно-импортных операций.

Объектами коррупции в государствах могут быть самые разнообразные и многочисленные органы: полиция и другие правоохранительные органы; вооруженные силы, способные предоставлять упреждающую информацию о планах действий правоохранительных органов против организованной преступности; судебные органы для обеспечения благоприятных для преступников вердиктов или, по крайней мере, вынесения мягких приговоров; законодательные органы для предотвращения принятия жестких законов против преступности или устранения уже принятых законов. Важным объектом коррупции остаются высшие органы исполнительной власти, которые могут обеспечивать эффективное прикрытие и поддержку. Системная коррупция – наиболее опасный и разрушительный вид коррупции. Она подрывает роль права, законов, резко ослабляет государственные институты, подрывает способность государств выполнять нормальные функции по защите прав своих граждан 31.

Справедливо подчеркивает Кузнецова Н.Ф., что «... как по своим масштабам, так и по уровню разрушительного влияния, преступность формируется во властных структурах, что создает угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. С появлением элитно-властной преступности - этот новый термин я ввела в криминологию - гражданами утрачена вера во власть и закон»32, а «принадлежность к бюрократии дает возможность преступным дельцам успешно скрывать совершаемые ими широкомасштабные хищения с помощью взяток и манипулирования находящимися в их распоряжении документами»33.

Аналогичную мысль еще в 1970 году высказал бывший министр юстиции США Р. Кларк. Он писал: «Нападения, изнасилования, даже умышленные убийства исчисляются тысячами и десятками тысяч, однако жертвами самого жестокого из всех существующих видов преступлений, наносящего тяжелый урон, делающего жизнь людей несчастной, пустой и искалеченной, становятся миллионы. Это – преступление власти, господствующей над беспомощностью. Это – преступление против людей, у которых нет прав, преступление общества, которое пытается поддерживать порядок без права»34.

Следовательно, особая роль в угрозе конституционному строю принадлежит коррупции. Сталкиваясь с коррупцией должностных лиц государственных учреждений, общественность начинает проявлять глубокое недоверие к власти, испытывать страх и нежелание сотрудничать с ней. Это наносит серьезный ущерб структурам общества ввиду ослабления желания его членов поддерживать традиционные социальные структуры. Широко распространенная коррупция ведет к циничной и оппортунистической позиции тех, кто видит, что продажность государственных должностных лиц идет рука об руку с безнаказанностью преступников35.

Коррупция обеспечивает прикрытие преступных действий отдельных лиц, использующих свое официальное положение, договоренностью по получению помощи на постоянной основе. Зачастую коррупция имеет свои денежные фонды, формирующиеся из отчислений от преступных средств, направленных на подкуп должностных лиц. Надо отметить, что коррупция связана и с хищением, рэкетом, контрабандой, незаконным оборотом и контрабандой наркотиков.

Коррупция, несомненно, имеет место и в нашем государстве. Бандитизм, наемные убийства, нелегальная торговля оружием, организация азартных игр и притонов, наркобизнес, банковская и валютная преступность, рэкет, хищения в особо крупных размерах, грабежи и разбои в настоящее время, как правило, являются сферами влияния и деятельности преступных группировок, связанных в той или иной мере с коррупцией.

В республике уже отмечались факты деятельности высокоорганизованных преступных сообществ. Однако выявление коррупционных правонарушений очень сложный процесс, так как это связано с ее латентностью и глубокой конспиративностью. Поэтому изучение влияния коррупции на общество необходимо учитывать при определении уголовной политики государства, так как коррупция имеет тенденцию активизации внедрения во многие сферы социальной, экономической и политической жизни общества.

Причиной роста коррупционных правонарушений, к сожалению, можно назвать как экономический спад и безработицу, так и резкое имущественное расслоение среди населения. Для предупреждения коррупции, на наш взгляд, необходимо решение целого комплекса мер экономического, правового и политического характера:

-повышение материального благосостояния государственных служащих;

-формирование нравственной позиции граждан по отношению к коррупции;

-профессионализм сотрудников правоохранительных органов;

-моральная устойчивость государственных служащих;

-реальный контроль за доходами и их законностью государственных служащих;

-введение эффективного порядка конфискации преступных доходов и приобретенного имущества;

-усиление контроля по периметру казахстанской границы с целью пресечения контрабанды товаров, сырья и особенно наркотиков.

Крупные преступные сообщества с участием коррумпированных должностных лиц разработали высокоэффективные механизмы «перекачки» в свои карманы государственных безвозвратных и беззалоговых кредитов, а также гуманитарной помощи. В этих условиях коррупция в судах может влиять на законность принятия решения, через волокиту повлиять на сроки рассмотрения дел, исполнение судебных решений, на проникновение в судейский корпус, аппарат суда, лиц недостойных высокого звания судьи, судебных работников36.

Результаты исследований специалистов показывают, что при выявлении степени наибольшей/наименьшей подверженности правоохранительных, фискальных органов и судебной системы по ответам респондентов, если следовать балльной системе подсчета, ранжируя полученные результаты по баллам от 1 (наибольший балл) до 8 (наименьший балл), выявился следующий рейтинг:

А) таможенная служба – 98 баллов;

Б) дорожная полиция – 110 баллов;

В) налоговая служба – 127 баллов;

Г) органы внутренних дел (кроме дорожной полиции) – 144 балла;

Д) финансовая полиция – 152 балла;

Е) суды (кроме Комитета по судебному администрированию) – 165 баллов;

Ж) прокуратура – 193 балла;

З) Комитет по судебному администрированию при Верховном суде – 219 баллов;

И) органы национальной безопасности – 262 балла.

Таким образом, согласно ответам опрошенных, наиболее подверженной коррупции признана таможенная служба республики 37.

В целях выявления истинных причин и условий коррупционных правонарушений два года назад было проведено исследование в 14 областях и гг. Алматы и Астана: социологическое исследование общественного мнения служащих государственных учреждений по проблеме коррупции. По квотной, случайной выборке были опрошены 1500 государственных служащих различных учреждений. Результаты опроса могут рассматриваться как репрезентативные относительно общего количества государственных служащих данных регионов. Доверительный интервал в результатах опроса составляет ±4% по линейным (одномерным) распределениям по «закрытым» вопросам (с вариантами ответов) и ±5% по парным (двухмерным) распределениям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жоғарғы сот кітапханасы астана

    Автореферат диссертации
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА введение института помощников судей Астана 2008 ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... службе», «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, ... как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе» А.2008, ...
  2. Жоғарғы сот кітапханасы юридическая природа нормативных постановлений верховного суда республики казахстан под общей редакцией

    Монография
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... , связанных с коррупцией» уточняется, что ... и силы, противодействующие этому. Объективно ... судебной системе и статусе судей» нормы, устанавливающие: - самостоятельное формирование судебной властью бюджета судебной системы ...

Другие похожие документы..