Главная > Документ


а) двусторонней сделке, при которой лицо, находящееся на государст­венной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возмож­ностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организован­ным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность ис­пользовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обога­щения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.;

б) вымогательстве служащим вознаграждения;

в) инициативном, активном подкупе служащих, нередко с одновремен­ным сильным психическим воздействием на них.

Для социальной коррозии власти не имеет существенного значения ка­ким образом происходит «разъедание» этой власти. Принципиально важным является другое - власть перестает быть государственной (в прямом смысле этого слова). Теряя свое изначальное предназначение, она перестает быть способом защиты граждан и превращается в носителя опасности для их прав и свобод. Последнее характерно для организованной преступности16.

Коррупция в большей или меньшей степени присутствует и в самых благополучных государствах, и в государствах с молодой демократией, как наш Казахстан.

О коррупции в Российской Федерации и развитых странах Запада говорится в работах Радаева17 и Л. Тимофеева18, а также диссертационном исследовании И. Кузнецова19.

Исследования указанных ученых позволяют утверждать, что коррупция, наряду с теневой экономикой, теневой политикой, теневым правом и т.п., сформировавшимися в большинстве стран, образовавшихся после распада СССР, в том числе в Республике Казахстан еще в годы советской власти и сохраняющимися по сей день (пусть иногда в измененном обличии), образуют реальность, не считаться с которой, значит не понимать реальную социальную действительность, происходящие в обществе процессы, а, следовательно, находиться в плену иллюзий.

Дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют заключить, что коррупция - ровесник человечества.

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Наказание за подкуп чиновников и получение взятки предусматривалось законами Хаммураби (четыре тысячи лет назад). История развития человечества показывает, что «коррупция – это хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов»20.

В России коррупция становится массовым, тотальным злом к ХV111 в. Петр 1 был потрясен ее масштабами. Он пытался с ней бороться привычными репрессивными мерами вплоть до смертной казни (Указы 23 августа 1713 г., 24 декабря 1714 г., 5 февраля 1724 г.). Были казнены за взяточничество сибирский губернатор князь Матвей Гагарин, обер-фискал (Главный прокурор) Алексей Нестеров и др. Но все было тщетно (напомним, что ближайший сподвижник Петра – князь А. Меньшиков был и крупнейшим коррупционером…).

Безмерная коррупция царствовала в стране и при наследниках Петра – Екатерине 1, Елизавете, Екатерине 11 и др. К ХХ в. в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни»21. Дореволюционный Казахстан, входивший в состав Российской империи, также был заражен элементами коррупции.

Проблемы борьбы с коррупцией имеют долгую историю. Они поднимались в трудах древних философов. Так, одной из мер воздействия на преступность Аристотель видел в борьбе с коррупцией, предлагая запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей. Борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности: "Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться"22. Н.Макиавелли считал коррупцию свидетельством общего заболевания государства, разрушающего его добродетель. В Римском праве слово «cоrrumpire» имело несколько значений: разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать.

Дитер Фриш, бывший генеральный директор программы по развитию Европейской комиссии, заметил, что коррупция повышает стоимость товаров и услуг; она увеличивает государственный долг (и переносит текущие расходы по обслуживанию долга на будущее); приводит к снижению стандартов за счет поставок второсортных товаров и использования некачественных или бесполезных технологий; ведет к тому, что при выборе тех или иных проектов более важную роль начинает играть капитал (поскольку это выгодно коррумпированному чиновнику), а не людские ресурсы, что могло бы способствовать целям развития.

Наиболее ощутимые результаты борьбы с коррупцией были достигнуты в европейских странах начиная с конца XVIII века, где в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданые содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции».

В Республике Казахстан в переходный период ее развития коррупция не только сохранилась, а стала еще больше распространяться. Это связано с возникновением элементов рыночных отношений, когда многие стали действовать по принципу: «Все можно сделать за деньги». Такой принцип стал господствовать потому, что произошли довольно большие перемены, что повлекло перелом в сознании людей, падение уровня морали населения. Особенно в первые годы после развала СССР стали наблюдаться массовые нарушения законности во всех сферах жизни общества, игнорирование законов, вседозволенность в поведении многих лиц, в том числе и чиновников.

Издержки и просчеты, до­пущенные в ходе реформ, ослабление государственного и общественного контроля над преступностью, отсутствие необходимой законодательной ба­зы превратили угрозу коррумпированности многих сфер общественной жизни в реальность.

Многие зарубежные и казахстанские исследователи указывают на то, что большинство населения лояльно относится к коррупции, не понимая ее опасности. Это препятствует успешной борьбе с этим явлением. В связи с этим следует отметить, что коррупция причиняет огромный, иногда непоправимый вред интересам общества, государства и отдельных граждан. Это проявляется в следующих возможных ее последствиях:

  • коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним задач (например, назначение на должность за взятку ведет к снижению эффективности работы государственных органов и учреждений и приносит огромные убытки);

  • коррупция портит инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

  • коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (взяточничество в конечном итоге отражается на налогоплательщике, и в результате он вынужден платить за услуги в несколько раз больше);

  • коррупция оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат как в государственной, так и негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работы («общий уровень этики снижается, и каждый задает себе вопрос, почему именно он должен быть единственным, кто соблюдает нормы нравственности»);

  • коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

  • коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;

  • коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот у кого больше денег и меньше нравственных самозапретов;

  • коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах.

Коррупции негативно влияет на национальную экономику страны, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках. К примеру, по оценке казахстанских ученых, именно коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает всё население страны.

Коррупция парализует действия малого и среднего бизнеса. Ежегодные убытки от коррупции в стране составляют миллиарды тенге. По данным Агентства финансовой полиции Республики Казахстан только за 9 месяцев 2008 года сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам о коррупционных преступлениях и преступлениях в сфере экономической деятельности составила 192,1 млрд. тенге.

Особую опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность - обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. Так как именно в этих сферах чиновничий аппарат своим бездействием подрывает доверие общества к органам государственной власти. Сотрудник полиции, за взятку оставивший безнаказанным опасного преступника, отказывающийся без "подмазки" защитить законные прав гражданина от преступных посягательств, работник акимата, требующий от предпринимателя деньги за выполнение свих обязанностей, главный врач больницы, вымогающий деньги у больного за бесплатное по закону лечение, школьный учитель или преподаватель ВУЗа, ставящий оценки в соответствии с "подношением" - все это унижает людей, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям. Так образуется своего рода "корневая система" коррупции, питающая ее верхние эшелоны.

Исследования показали, что коррупция в системе государственной службы как в развитых, так и развивающихся странах принимает примерно одинаковые формы и охватывает одни и те же сферы деятельности. Областями деятельности, наиболее подверженными коррупции, являются:

  • государственные закупки;

  • операции с земельными участками;

  • сбор налогов;

  • назначение на ответственные посты в органах государственной власти.

К сферам деятельности, (помимо выше перечисленных) которые в наибольшей степени подвержены коррупции, относятся:

  • лицензирование и регистрация предпринимательской (в том числе, банковской) деятельности;

  • выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

  • получение кредитов (в том числе и государственных целевых);

  • таможенное оформление импортируемых товаров;

  • получение экспортных квот;

  • строительство и ремонт за счет бюджетных средств;

  • возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование;

  • контроль за безопасностью дорожного движения;

  • прием экзаменов на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений;

  • контроль за соблюдением правил техники безопасности, пожарной безопасности, санитарного состояния учреждений и организации;

  • контроль за соблюдением условий лицензирования;

  • надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

  • государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;

  • поступление в специализированные общеобразовательные школы;

  • прием в дошкольные воспитательные учреждения;

  • прием на службу (работу) на высокооплачиваемые либо позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и местных органах (таможенные органы, органы налоговой инспекции, подразделения МВД по обеспечению безопасности дорожного движения).

Коррупция проявляется в многообразных формах. Но наиболее опасной формой коррупции является сращивание преступ­ных элементов с государственными структурами, в результате чего чиновник прежде всего работает в целях личного обогащения.

Коррупция обеспечивает прикрытие преступных действий отдельных лиц, использующих свое официальное положение, договоренностью по получению помощи на постоянной основе. Зачастую коррупция имеет свои денежные фонды, формирующиеся из отчислений от преступных средств, направленных на подкуп должностных лиц.

Преступные группы специально стремятся к вовлечению в свой круг полезных преступному сообществу лиц - отдельных коррумпированных работников государственных органов и общественных организаций, которые обеспечивают:

- создание условий, препятствующих организации борьбы правоохранительных органов с коррупцией;

- компроментацию либо нейтрализацию деятельности работников различных контролирующих, правоохранительных органов;

- принятие мер по освобождению членов преступной группы от уголовной ответственности либо смягчение наказания;

- консультации по правовым вопросам;

- обучение формам и методам деятельности органов МВД, КГБ и прокуратуры в борьбе с организованной преступностью;

- обеспечение преступников различного рода документами прикрытия.

Следует отметить, что коррупция связана и с хищением, рэкетом, контрабандой, незаконным оборотом, контрабандой наркотиков и т.д. Коррупция является пита­тельной средой и катализатором организованной преступности. Коррупционные правонарушения совершаются, как правило, участниками устойчивых преступных объединений, деятельность которых направлена на извлечение максимальной прибыли из преступного бизнеса. Коррупция является крайне негативным социальным явлением, имеющей такие характерные признаки как масштабность преступной деятельности, устойчивость и системность в различных отраслях народного хозяйства.

Коррупция имеет различные виды и способы выражения как экономического, общеуголовного, так и смешанного характера. У должностных лиц, занимающихся коррупционными правонарушениями, безусловно имеются покровители, лица, занимающие ответственные государственные посты. В связи с этим рассматриваемые преступления отличаются тщательность подготовки, планированием, распределением ролей и по характеру решительности действий. Для таких преступных групп характерен четкий сценарий поведения ее участников вплоть до задержания и вызова в правоохранительные органы. В частности, нравственная позиция коррумпированных лиц характеризуется "четко выраженной потребительской ориентацией, когда сумма материальных благ и возможностей рассматривается как единственный критерий и содержание жизненного успеха. Этим лицам присущи такие эмоционально - волевые свойства, как эгоизм, зависть, распущенность, несамокритичность, а для значительной части - и слабоволие, неумение противостоять "ситуации соблазна23".

Коррумпированные лица, как правило, осуществляют в преступном сообществе идеологические, организационные и управленческие функции разрабатывают поиск новых форм приложения преступной активности, изучают изменения стратегии и тактики деятельности правоохранительных органов борьбы с преступностью в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий, продумывают вопросы, связанные с безопасностью и управлением преступных групп.

Коррупция особо связана с теневой экономикой, где происходит разделение сфер влияния. Изучение зарубежного опыта показывает, что коррупция оказывает значительное влияние на политику и экономику, что наглядно видно, например, на сегодняшней ситуации в Колумбии.

Практика показывает, что финансовый потенциал теневой экономики является фундаментом для преступности, а так называемой "крышей" являются коррумпированные сотрудники государственного аппарата.

Коррупция — одно из наиболее разрушительных криминальных явлений, влияющее не только на правосознание, но и в целом на образ жизни людей и угрожающее проведению реформ. Таким образом, коррупция оказывает крайне негативное влияние на нравственно-политический климат в обществе, способствует возникновению негативного отношения к прово­димым политическим, экономическим и социальным преобразованиям. Народ, разочаровавшийся во власти, теряет уважение к закону.

Для коррупции характерны ряд признаков. Во-первых, в обществе, пораженном ею, устанавливается и становится известным заинтересованным лицам такса услуг. Например, такса поборов сотрудниками дорожной службы, таксы в сфере «правоохранительной деятельности»: плата за прекращение уголовного дела, невозбуждение уголовного дела, за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи, за смягчение наказания, за прохождение таможенных процедур с нарушением законодательства, за продвижение по должности и т.п. Вторым необходимым признаком коррупции является возможность ее только в сфере государственной службы. Этот признак отражает особенность законодательства нашей страны, так как во многих других странах используется более широкое понятие коррупции, в соответствии с которым коррупция возможна не только в государственных органах и учреждениях, но и в других негосударственных органах и организациях, в том числе и международных организациях.

Согласно статистике, удельный вес коррупционных преступлений составляет всего 0,95-1% от общего количества преступлений по нашей стране. Подавляющее большинство коррупционных преступлений (особенно взяточничество) носит скрытый характер и не регистрируется. Именно поэтому регистрация случаев коррупции в официальной статистике носит неполный, фрагментарный характер. Это подтверждается результатами проведенного нами анкетирования 560 сотрудников финансовой полиции Республики Казахстан. 96,4% опрошенных отметили, что далеко не все коррупционные преступления регистрируются и по мнению только 3,6% опрошенных все коррупционные преступления регистрируются. Из числа скрытых коррупционных преступлений, по мнению опрошенных, наиболее часто совершаются следующие: злоупотребление должностными полномочиями (60,7% опрошенных указали на это преступление), присвоение или растрата вверенного чужого имущества, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения (60,2% опрошенных указали на это преступление), получение взятки (47,2% опрошенных указали на это преступление), дача взятки (44,5% опрошенных указали на это преступление), служебный подлог (37,1% опрошенных указали на это преступление), превышение власти или должностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям (35,4% опрошенных указали на это преступление). В целом 40,4% опрошенных отметили высокий уровень латентности коррупционных преступлений, 40,2% – средний и лишь 7,5% опрошенных указали на низкий уровень латентности указанных преступлений.

Незарегистрированная часть коррупционных преступлений по оценкам российских экспертов в среднем в десять раз больше зарегистрированной24. Коэффициент латентности взяточничества, по данным проведенного в 1992 году российскими учеными опроса экспертов из числа сотрудников подразделений органов внутренних дел по экономическим преступлениям составил 18. Однако уже в 1995 году уровень латентности взяточничества оценивался аналогичной группой экспертов коэффициентом, превышающим 200025.

В 2007 году в Республике Казахстан было зарегистрировано по ст. 307 УК 543 преступления, по ст. 308 – 189 преступлений, по ст. 310 – 4, по ст. 311 – 256, по ст. 312 – 336, по ст. 313 – 17, 314 – 582, 315 – 36, 380 – 154 преступления. Из числа зарегистрированных преступлений были направлены в суд по статьям УК: 307 – 349 уголовных дел (что составляет 64,3% от числа возбужденных); 308 – 113 уголовных дел (что составляет 36,7% от числа возбужденных); 311 – 220 уголовных дел (что составляет 85,9% от числа возбужденных); 312 – 333 уголовных дел (что составляет 99,1% от числа возбужденных); 313 – 9 уголовных дел (что составляет 52,9% от числа возбужденных); 314 – 452 уголовных дел (что составляет 77,7% от числа возбужденных); 315 – 19 уголовных дел (что составляет 52,8% от числа возбужденных); 380 – 113 уголовных дел (что составляет 73,4% от числа возбужденных). По статье 310 УК из числа возбужденных ни одно не было направлено в суд.

В Республике Казахстан за последние два года (2005-2006 гг.) окончено расследованием 1844 уголовных дел по коррупционным преступлениям. Из них направ­лено в суд 1215 дел. Остальные прекращены: по нереабилитирующим основаниям - 304 дела, по реабилитирующим основаниям - 325 дел. Приостановлено по раз­личным основаниям 179 дел. Судом осуждено к лишению свободы всего 219 лиц, из которых 127, то есть более половины - до трех лет. К условной мере наказания осуждено 440 лиц. При этом судом первой инстанции и в апелляционном порядке уголовные дела прекращены в отношении 247 лиц и оправдано 30 человек.

Эти данные подтверждают мнение о том, что большинство коррупционеров не привлекаются к уголовной ответственности за совершенные деяния, а в отношении некоторых из них уголовное преследование прекращается или дело производством приостанавливается и не доходит до суда. На скамью подсудимых попадают в основном мелкие коррупционеры.

Сотрудники финансовой полиции указали, что применяемыми формами и методами противодействия коррупционным преступлениям довольны 31,6% опрошенных, а большинство опрошенных (54,0%) считают, что борьба с коррупцией ведется неэффективно, потому что применяются неправильные, устаревшие методы.

На вопрос: «Что мешает борьбе с коррупцией» 48,7% отметили недостаточное техническое оснащение, 38,7 % – утечку информации, 25,9% – недостаточную законодательную базу, а 3,4% опрошенных указывают на незаконное вмешательство в расследование уголовного дела со стороны вышестоящих руководителей и органов прокуратуры.

На вопрос: «Кто чаще совершает коррупционные преступления» 55,2% опрошенных назвали сотрудников таможенных органов, 46,4% – сотрудников ОВД, 40,0% – сотрудников органов прокуратуры, 18,7% – сотрудников органов КНБ.

На вопрос: «Как опрашиваемый относится к коррупции» 66,8% отметили крайне негативное отношение, 6,6% опрошенных – нейтральное, 1,7% – положительное, из них 0,5% опрошенных считают, что коррупция не представляет серьезной опасности.

Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, например, чахоткой. Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государства. Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.

Непринятие радикальных эффективных мер в борьбе с коррупцией может привести к тому, что из криминальной, экономической и социальной проблемы она может перерасти в политическую и приобрести масштабы национального бед­ствия, подрывающие основы конституционного строя страны. Вот почему Прези­дент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в ка­честве одного из семи основных приоритетов нашего государства назвал реши­тельную и беспощадную борьбу с коррупцией. При этом он особо отметил, что только эффективное сдерживание коррупции является общепризнанным условием построения правового государства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жоғарғы сот кітапханасы астана

    Автореферат диссертации
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА введение института помощников судей Астана 2008 ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... службе», «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, ... как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе» А.2008, ...
  2. Жоғарғы сот кітапханасы юридическая природа нормативных постановлений верховного суда республики казахстан под общей редакцией

    Монография
    ... ЖОҒАРҒЫ СОТ КІТАПХАНАСЫ ... , связанных с коррупцией» уточняется, что ... и силы, противодействующие этому. Объективно ... судебной системе и статусе судей» нормы, устанавливающие: - самостоятельное формирование судебной властью бюджета судебной системы ...

Другие похожие документы..