Главная > Автореферат диссертации


Восточное измерение Европейского Союза и Россия

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

БАЛТИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ

Восточное измерение

Европейского Союза

и Россия

Международная конференция

сборник докладов

Великий Новгород

14 ноября 2003 года

Под редакцией

Филиппа Казина

Владимира Кузнецова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2004

Восточное измерение Европейского Союза и Россия

Сборник докладов международной конференции, Великий Новгород, 14 ноября 2003 г.

©Балтийский Исследовательский Центр, 2004

©Центр Интеграционных исследований и проектов, 2004

Под редакцией:

Филиппа Казина,

Владимира Кузнецова

БАЛТИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

192019, Россия, Санкт-Петербург,

наб. Обводного канала, 24А, оф. 81

Тел./факс: (812) 325-20-26

e-mail:brc@

http://www.brcinfo

ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ

199178, Санкт-Петербург, В.О., 10-я линия, д. 33/35, к. 19

тел./факс: +7-812- 279-31-95

Электронная почта: kuznetsov@

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

Расширение Европейского Союза на восток, перешедшее из теоретической в практическо-правовую стадию, ставит перед исследователями ряд актуальных вопросов. ЕС уже превратился в важнейшего игрока на международной геоэкономической арене. Теперь одной из важнейших задач, стоящих перед ним, является формирование консолидированной политики ЕС в области безопасности и совместной обороны и, соответственно, превращение его во влиятельного геополитического игрока.

Для Российской Федерации Европейский Союз является важнейшим экономическим партнером. С обеих сторон заявлена воля развивать взаимодействие в области внешней политики и безопасности. Включение в состав ЕС стран Восточной Европы и Балтии еще больше увеличит долю ЕС во внешней торговле России, а также удлинит общую границу. При этом возникнет ряд новых вызовов и проблем в наших отношениях. Они будут касаться, прежде всего, вопроса о Калининградской области, которая в новых условиях превратится в российский эксклав, окруженный по суше территорией ЕС. Распространение Шенгенской системы на новых членов ЕС будет означать существенное ухудшение условий визового режима для граждан Российской Федерации. Данное обстоятельство будет связано с проблемами трансграничной преступности, нежелательной миграции, контраста в социально-экономическом развитии по обе стороны новой границы. Включение стран Восточной Европы и Балтии в систему единых таможенных границ ЕС поставит в новую плоскость вопрос о развитии торгово-экономических отношений России и ЕС.

Предсказуемость и понятность для российской политики и общественного мнения трансформации ЕС не только в пространственном, но и институционально-правовом плане, а также с точки зрения стратегии Евросоюза в отношении своих соседей (включая страны СНГ) имеет важное значение.

Предлагаемое Вашему вниманию издание, подготовлено совместно Центром интеграционных исследований и проектов (ЦИИП) и Балтийским исследовательским центром (БИЦ) по результатам международной конференции «Восточное измерение Европейского Союза и Россия», проведенной ЦИИП при поддержке Посольства Республики Польша 14 ноября 2003 года в Великом Новгороде. Настоящий сборник содержит материалы конференции, ставшей одним из первых российских форумов, на котором произошел обмен мнениями по данной теме, после выхода в свет концепции ЕС «Расширенная Европа – новое соседство».1 В нем приняли участие эксперты из России, Польши, Дании, стран Балтии и представители Европейской Комиссии. Помимо материалов, представленных участниками дискуссии, мы также публикуем основные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме и библиографическую подборку публикаций, в которых рассматриваются перспективы «восточной» политики ЕС.

Сам термин «Восточное Измерение», авторство которого принадлежит польским специалистам, появился в связи с очевидной необходимостью реформирования восточной политики ЕС в беспрецедентных условиях расширения. Также ясно, что успех сотрудничества с новыми соседями зависит, в частности, от совместной работы экспертов из разных стран, направленной на выработку единого концептуального понимания целей и содержания данной политики. Соответствующая дискуссия продолжает набирать обороты в России, Польше и других заинтересованных странах. Данный сборник отражает ее текущее состояние. На сегодняшний день нельзя сказать, что единое понимание выработано, однако общий интерес – стабильность и безопасность в Европе – стимулирует совместную работу, в результате которой концепция «Расширенная Европа – новое соседство» должна приобрести более четкие и ясные очертания. После этого наступит следующий этап - разработка практических Планов действий по взаимодействию ЕС с прилегающими государствами.

Основная цель публикации данного сборника – стимуляция внутрироссийской и международной дискуссии по поводу восточной политики ЕС. Состоявшаяся конференция показала, что консенсус относительно стратегии реализации «Концепции Соседства» пока не достигнут. В то же время, начиная с лета 2004 года, стороны приступят к практической фазе переговоров по содержанию сотрудничества. Следовательно, к этому моменту российскому экспертному сообществу необходимо не только определиться концептуально, но и предложить конкретные механизмы и формы взаимодействия. Общая позиция российских специалистов, сформулированная в виде «Предложений» и апробированная на международных (в том числе специализированных) форумах станет хорошим вкладом в реализацию взаимовыгодной европейской инициативы.

В дальнейшем ЦИИП и БИЦ планируют продолжить исследование проблемы совместно со своими партнерами в России и за рубежом. Это предполагает открытие электронной страницы по Восточному измерению ЕС, на которой будут публиковаться официальные и аналитические материалы по проблеме. На ноябрь 2004 года планируется проведение очередной международной конференции, на которой будет проанализировано развитие ситуации в интересующей нас сфере.

Редакторы данного издания приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных экспертов. Вы можете связаться с нами по следующим контактным адресам:

БАЛТИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

192019, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д.24А, оф. 81

тел./факс: +7-812-325-20-26

Электронная почта: brc@

,

ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ

199178б, Санкт-Петербург, В.О., 10-я линия, д. 33/35, к. 19

тел./факс: +7-812- 279-31-95

Электронная почта: kuznetsov@

С уважением,
Филипп Казин, Владимир Кузнецов.

Польша и её место в Восточном измерении

Мариуш Войтан (Центр немецких и европейских исследований Вроцлавского университета)

В начале девяностых годов ХХ века Польша встала на путь общественно-экономических перемен, главными целями которых было членство в НАТО и EС. С точки зрения некоторых экспертов, эти цели свидетельствовали о безусловно западном направлении внешней политики Польши, которая осуществлялась в ущерб восточному.2 В то же время, некоторые аналитики говорят о равновесии в распределении внимания между Западом и Востоком.3 Географическое положение, опыт, накопленный в советскую эпоху, и то, что мы сделали для контактов с Востоком на протяжении последних 14 лет, заставляют уделять большое внимание восточным тенденциям в польской внешней политике.4 В рамках ЕС этот вектор включается в более широкое понятие Восточного измерения.

В поисках общего знаменателя для контактов с восточными странами, которые останутся вне структур EС после его расширения, по принципу аналогии с Северным измерением был разработан проект Восточного. Учитывая некоторые общие черты данного региона, такое понятие следует считать правомочным. Однако необходимо опровергнуть несколько стереотипов по этой проблеме.

Неверно представление о том, что регион гомогенен. Историческая и политическая специфика, различное отношение стран к процессам интеграции, сложность их внутреннего положения являются причинами существенной разницы между ними.

Следующая ошибка – убеждение в отличии восточной политики от других секторов внешней политики Союза с точки зрения инструментов реализации. Это убеждение может стать причиной хаоса и потери координации проекта. Следовательно, необходима разработка концепции контактов EС-Восток, которая отличалась бы индивидуализированной методологией при гомогеничности используемых средств.

Пока же надо ответить на несколько основных вопросов, которые помогут чётко определить границы Восточного измерения и укажут в нём место Польши.

Сведение этих границ до географического критерия привело бы к тому, что Польша оказалась бы среди той категории стран, которые, безусловно, существенны для CFSP, но, представляя собой культурную, политическую и религиозную разновидность, стали бы дезинтегрирующим элементом проекта. Поэтому ясно, что Восточное измерение должно охватывать те страны бывшего СССР, у которых в ближайшем будущем нет шанса на членство в Европейском Союзе, но у которых после расширении будет общая с ним граница. С польской точки зрения, этот список государств может быть еще короче, он будет включать страны, расположенные непосредственно за нашей восточной границей. Восточное измерение касалось бы России, Беларуси и Украины. С точки зрения EС, в этот круг также следовало бы включить Молдову.

Важной проблемой является присутствие России в этой группе государств. РФ в виду своей значительной роли в международной политике заслуживает особого внимания. Важно, что Россия участвует в Северном измерении и что будущее Восточное измерение затронет довольно чувствительную часть её территории, т.е. Калининградский округ. Последний – один из самых экономически отсталых районов Европы. Проблемой является также его статус эксклава, который он приобретет после 1 мая 2004 года. Это связано с темой контактов русских граждан, проживающих в округе, с остальной частью русской территории и с проблемой товарного транзита. Комплекс калининградской проблематики был бы неполным без политического контекста, который проявился в дискуссии о визах. Нет сомнения, что важность этих вопросов заставляет включить округ в Восточное измерение.

Нельзя, однако, забывать, что особенно деликатной проблемой для России являются инициативы, которые могли бы нарушить её территориальное единство. Любые действия, которые вызовут радикальное изменение экономической обстановки в округе, одновременно повлияют на внутреннюю политику России.

С другой стороны, исключение Калининградского округа и тем самым России из инициативы Восточного измерения угрожает драматическими последствиями для единства концепции. Общественная жизнь Украины и Беларуси очень тесно связана с политикой России по отношению к ним.

Существуют идеи ограничения кооперации с Россией до определенных секторов, например, до вопросов безопасности или же проблематики, связанной с энергетикой и топливом.5 Исходя из требования единства инструментов, такое же ограничение по идее должно применяться и по отношению к остальным государствам, но это невозможно. Запросы Украины гораздо шире. В случае с Беларусью, в виду политики президента Лукашенко доступ к области безопасности и вопросам энергетики кажется сомнительным. Это усугубляется союзом с Россией и захватом русскими фирмами данного сектора. Последнее в некоторой степени относится также и к Украине, что подтверждает тезис о существенном влиянии России на внутреннее положение этих стран.

Определяя значение Польши в Восточном измерении, нужно выделить два возможных варианта. Первый учитывает первостепенную роль Польши в создании и развитии этой инициативы, аналогичную роли Финляндии в Северном измерении. Второй вариант, не отрицая ни значения, ни возможностей нашей страны, склоняется к коллективной концепции содействия.

Объективно вторая формула создает гораздо лучшие условия для реализации Восточного измерения. Надо обратить внимание на два основных момента. В контексте важности восточного направления в CFSP не все члены ЕС одобрят польское доминирование. Это связано со слишком коротким стажем в Союзе, с американо-польскими отношениями, а также с частными интересами европейских стран. Второе – отсутствие соответствующей транспортной инфраструктуры, позволяющей сыграть важную роль в товарном транзите.6

Вариант равноправного участия в проекте всех стран учитывает инициативы других государств в общей конструкции Восточного измерения. С устранением доминирования исчезнут, по всей вероятности, угрозы, связанные с конкуренцией. Очень важен опыт остальных постсоветских стран, вступающих в ЕС, то есть, Литвы, Латвии и Эстонии. Восточное измерение также должно быть открытым для нынешних членов ЕС, например, Франции или Германии. Для Польши особенно полезной может быть кооперация с Германией. Это дало бы возможность оживления двусторонних контактов. Кроме того, совместные инициативы были бы более эффективны. Польша могла бы рассчитывать на поддержку таких инициатив «немецким авторитетом» в политическом и экономическом аспектах. Это также способствовало бы польскому стратегическому партнёрству с Украиной. Последняя пока что остаётся terraincognita для большинства стран-членов EС, хотя следует отметить повышенную заинтересованность Германии украинским вопросом.7 Таким образом, защита польских интересов осуществляется автоматически, что является последствием уже упомянутых географического положения8 и опыта.

Особенно важно в Восточном измерении использование индивидуального подхода. Его реализация – обязательное условие успеха проекта.

Подводя итоги, следует сказать, что создание Восточного измерения необходимо вытекает из факта расширения EС на Восток, следовательно, оно не является надуманным польским продуктом, созданным для политического самоопределения Польши в расширенном Союзе. Эта платформа сотрудничества должна послужить передаче на Восток стандартов поведения и кооперации, формируя благоприятные условия для взаимодействия с EС. Независимо от направления внешней политики государств, охваченных проектом, расширение возможностей сотрудничества с экономически высокоразвитым регионом, несомненно, принесёт пользу. Для стран, которые, как Украина или Молдова, проявляют желание войти в Союз, это могло бы стать новым средством для постепенного достижения своей цели. ЕС, в том числе Польша, заинтересован в реализации соответствующих экономических проектов и общественно-политической стабилизации на восточной границе.

Структурно Восточное измерение должно войти в сектор внешней политики EС, который охватывает отношения с соседними странами. Это будет способствовать координации инструментов при одновременной индивидуализации методов их использования по отношению к отдельным странам. Данный процесс станет более эффективным, если перед применением этих инструментов будет дана точная концептуализация измерения. Надо определить его субъективную и объективную орбиты влияния. Чрезвычайно значимым является прояснение места России и объёма реализованного сотрудничества. Независимо от принятой точки зрения, представляется необходимым включение в эту платформу программ развития гражданского общества, что особенно важно в отношении Беларуси. Это одновременно было бы защитой от «финляндизации» концепции,9 то есть, сведения ее к экономическим аспектам.

Представляется, что самая оптимальная модель создания и развития проекта – его открытие для всех стран EС. Их роли будут обусловлены объективными характеристиками: географическим положением, политическим потенциалом, степенью развития контактов и масштабом опыта, степенью приемлемостиих присутствия со стороны восточных партнёров и т.д. Потенциальной угрозой может быть монополизация контактов с Востоком каким-то государством или группой государств, что, несомненно, привело бы к снижению эффективности проекта.

Также необходимо выработать стандарт взаимодействия Восточного измерения с реализованной восточноевропейской интеграцией, охватывающей страны, которые 19 сентября 2003 года подписали пакт о создании Общей экономической зоны. Однако независимо от темпа и направления развития этой последней, Восточное измерение следует считать не альтернативой, а скорее только дополнительной плоскостью для повышения уровня экономического развития.

Перспективы взаимоотношений Россия ЕС:
взгляд из Латвии

Армандс Гутманис ( МИД Латвии, Рига)

Хотелось бы сказать несколько слов о динамике взаимоотношений ЕС – Россия, которая сложились за последние годы. Представляется, что она демонстрирует нарастание нормального оппортунизма. То есть, господствует не поступательная политика, когда желание присоединиться к Европейскому Союзу приносит политические, экономические и юридические выгоды, но нечто другое, некий оппортунизм по принципу: если очень надо, то делаем, если можно избежать, то не делаем. Я думаю, что эта стратегия сложилась уже после 90-х годов и она, скорее всего, сохранится из-за отсутствия реальных взаимных интересов и на высоком уровне отношений ЕС – Россия, и на более низком уровне двусторонних отношений России с Балтийскими странами как членами Евросоюза.

Конечно, появились новые концепции взаимоотношений ЕС – Россия, и они достаточно интересны. Но кроме обсуждения концепций надо обдумать и конкретные вопросы, например: в каком сотрудничестве с Европейским Союзом Россия заинтересована? Этот вопрос уже звучал сегодня. Когда-то мы в Латвии и других государствах, поставивших задачу вступления в ЕС, ответили на вопрос о нашей заинтересованности так. Европейский Союз для нас – это инструмент модернизации политической и экономической системы, и мы этот инструмент готовы использовать. В России же этот вопрос так не ставится, поэтому и интересы в отношении ЕС у нее другие.

Второй вопрос – экономический. Какие цифры инвестиций и товарооборота между двумя сторонами мы имеем? Эти цифры асимметричны. ЕС кажется более важным для России, чем она для Евросоюза. В ближайшее время эта тенденция ассиметричных отношений сохранится, а потому сохранится и оппортунизм во взаимоотношениях.

Что касается перспектив построения безвизового режима, то ЕС сообщил России, что необходимо сделать для его установления. Не думаю, что по этому направлению возможно быстрое продвижение. Я могу сказать, что в предыдущие годы мы в Латвии проделали огромную работу, чтобы соответствовать требованиям Европейского Союза в области визовой политики. Работа заняла очень много времени, потребовалась большая помощь иностранных экспертов, в частности, из министерства внутренних дел Германии. Думаю, что и от России потребуется то же самое.

Что же касается режима облегченных виз, то проблема заключается в том, что не все страны ЕС готовы на его введение. Есть несколько стран, которые хотели бы облегченных виз с Россией, но есть и другие, которые по каким-то причинам этого не хотят. То есть, быстрого прорыва здесь ожидать не приходится.

Но ЕС готов развивать другие направления, – например, оплатить исследования по северному газопроводу, который может стать долгосрочным и важным экономическим проектом.

В построении общего экономического пространства в течение последних лет никакого прогресса не наблюдалось. Да и особых взаимных экономических интересов, кроме области нефти и газа, тоже нет.

Между Россией и Латвией идут достаточно плодотворные переговоры на уровне экспертов по вопросу вступления РФ в ВТО. Российская сторона в этом весьма заинтересована, и работа продвигается нормально.

Несколько слов о политике «новых соседей». Интересно посмотреть, как она будет развиваться в отношении Украины и Молдовы (Россия, конечно, является особым случаем). В политике «новых соседей» уже есть наработки в сфере конкретных шагов по развитию сотрудничества ЕС – Россия. Украина заявила о стратегической цели построения единого экономического пространства с ЕС. Посмотрим, удастся ли составить «дорожную карту» для продвижения к этой цели. С Россией такую «карту» создать пока не удалось.

Такой же оппортунизм и стагнация наблюдаются и в отношениях между Россией и Латвией как страной Европейского Союза. С одной стороны, есть положительный опыт сотрудничества, например, работающий уже в течение месяца договор по таможне, совместные операции по борьбе с контрабандой. С другой стороны, масса и негативных моментов. Так, с 1998 года лежит без движения договор по трансграничному сотрудничеству. Консульство Латвии в Калининграде не удается открыть уже второй год.

Что касается развития экономических отношений, то лишь 5% латвийского экспорта и 10% импорта связаны с Россией. Это достаточно маленький показатель для соседних государств. 1.580 совместных предприятий – тоже не очень много.

Деньги ЕС – это достаточно важная тема для Латвии. Ясно, что деньги найдутся не для всех проектов. Так, будет профинансировано развитие и модернизация железной дороги Рига – Москва. Но вот «Rail Balticа» в ближайшее время вряд ли будет поддержана. Может быть, это случится немного позднее.

«Conditional approach» (условный подход), который уже упоминался в плане взаимодействия ЕС – Россия, действует и в отношениях Латвии и РФ, и он привел к некоторой стагнации. Доминируют старые темы – история, меньшинства, но политической воли для решения этих проблем нет. Кажется, что сейчас в Латвии нет большого политического и экономического интереса к России. Конечно, часть латвийского, вернее сказать, латышского общества, заинтересованы в РФ; здесь перемешались и старые страхи, и новое положительное отношение. Конечно, многие обращают внимание на то, как Россия будет меняться в связи с выборами, а также на то, как будет развиваться политика ЕС в сфере международных отношений и безопасности, в частности, на российском направлении.

Но пока я не вижу больших возможностей для новых прорывов. Думаю, что последовательной долгосрочной политики в отношениях ЕС и России не будет еще долго.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Балтийский исследовательский центр

    Документ
    ... ДОКУМЕНТЫ, АНАЛИТИКА, КОММЕНТАРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ2004Сборник подготовлен БалтийскимИсследовательскимЦентром специально для проведения конференции: Россия и ЕвропейскийСоюз: вопросы сотрудничества через ...
  2. Международные отношения (7)

    Библиографический указатель
    ... сотрудничества России и ЕвропейскогоСоюза: роль региона Балтийского моря: Сборник материалов международного «круглого стола», Москва, 15 мая 2004 ...
  3. Международные отношения (1)

    Библиографический указатель
    ... катынастары. 2005: сборник документов и материалов / ПосольствоРеспублики Казахстан в РФ. ... России и ЕвропейскогоСоюза: десять лет после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве: материалы международной научной конференции, 1 октября 2004 ...
  4. Международные отношения (2)

    Библиографический указатель
    ... катынастары. 2005: сборник документов и материалов / ПосольствоРеспублики Казахстан в РФ. ... России и ЕвропейскогоСоюза: десять лет после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве: материалы международной научной конференции, 1 октября 2004 ...
  5. Международные отношения (9)

    Библиографический указатель
    ... В.Н. Россия и ЕвропейскийСоюз в международной системе (дипломатия, политика, право), 1998–2004 гг. / В.Н. Лихачев. – М.; Казань: Центр инновационных технологий, 2004 ...

Другие похожие документы..