Главная > Автореферат диссертации


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИД БЕЛОРУССИИ ПО СУЩЕСТВУ КОНЦЕПЦИИ ОТНОШЕНИЙ ЕС С БУДУЩИМИ ГОСУДАРСТВАМИ- СОСЕДЯМИ

Беларусь приветствует разработку в рамках ЕС новой концепции углубленного сотрудничества между расширенным Евросоюзом и государствами Восточной Европы, которые в перспективе будут иметь общую с ним границу.

Мы выступаем за подключение к этому процессу всех заинтересованных государств и структур. Коллективный поиск решений, оптимальным образом отвечающих целям всех заинтересованных участников, является необходимой предпосылкой для налаживания подлинно демократических соседских отношений, предполагающих взаимное сближение и учет озабоченностей обеих сторон. Данный процесс призван служить делу укрепления партнерства, единства и процветания на европейском континенте, что, в свою очередь, составляет необходимый фундамент для успеха прогрессивных преобразований в государствах с переходными системами.

Предлагая свое видение комплекса отношений между расширенным ЕС и его будущими государствами-соседями белорусская сторона исходит из своей неизменной приверженности общеевропейским демократическим ценностям и идеалам и необходимости способствовать дальнейшему упрочению этих ценностей, как на национальном уровне, так и в масштабе всего восточноевропейского региона.

Наша страна вносит значительный вклад в развитие общеевропейского сотрудничества и заинтересована в более глубоком участии в интеграционных процессах. В этой связи полагаем, что диалог между Россией и ЕС относительно перспектив формирования общеевропейского экономического пространства, а также развития энергетического диалога не будет достаточно эффективным без участия всех объективно причастных к данным процессам сторон, в том числе, Беларуси. Обеспечение гармоничного и взаимодополняющего развития интеграционных процессов по обе стороны новой восточной границы расширенного ЕС, подчиненное задаче создания единого экономического пространства в масштабе «Большой Европы», должно явиться главенствующей целью соседской стратегии Евросоюза. Мы также заинтересованы в активном взаимодействии в рамках структур субрегионального сотрудничества в Европе (ЦЕИ, СГБМ, ОЧЭС, «Северное измерение» ЕС).

Стратегическое положение Беларуси на стыке восточноевропейского и балтийского регионов, а также европейского и евразийского интеграционных пространств требуют от нас особых усилий по недопущению разрыва комплекса сложившихся связей вследствие расширения ЕС, нейтрализации разделительных линий вдоль его будущих восточных границ и предотвращению их возникновения в будущем, а также минимизации прогнозируемых негативных последствий расширения для торгово-экономических отношений европейских стран. Без выполнения данного условия обеспечение подлинного единства и сплоченности ";Большой Европы"; на платформе общепризнанных демократических принципов не будет успешным.

Принципы соседского партнерства

• Характер соседского партнерства между расширенным ЕС и Беларусью, Украиной и Молдовой должен гарантировать учет национальных интересов и уважение суверенитета данных стран, исключать вмешательство в их внутренние дела, а также предоставлять им реальные преимущества от сотрудничества с Евросоюзом. Эти отношения должны служить укреплению региональной и общеевропейской стабильности и безопасности и не противоречить обязательствам стран-соседей в рамках других структур сотрудничества и интеграционных объединений.

• Подходы ЕС должны быть гибкими и предусматривать наличие как единой региональной стратегии, так и индивидуальных строковых программ сотрудничества либо планов действий, ориентированных на достижение практических целей, согласованных и реализуемых в рамках совместных органов. Поэтапное осуществление таких программ, направленных на бескризисное развитие переходных процессов в государствах-соседях, будет предполагать переход к более интенсивным и глубоким формам взаимодействия.

• Политика ЕС в отношении восточноевропейских стран должна носить дифференцированный характер, учитывающий специфику внутреннего развития и европейские устремленности каждого из них. Одновременно она должна предусматривать равноправное и неизбирательное вовлечение данных государств в сотрудничество на взаимоприемлемом уровне, на основе недискриминационного применения к ним принципа обусловленности.

• Опыт присоединения стран-кандидатов к ЕС и переходных процессов в этих странах должны максимально приниматься во внимание Евросоюзом при оформлении и воплощении концепции отношений с новыми соседями ЕС. В этой связи представляется целесообразным использовать в рамках соседского партнерства имеющиеся в этой связи позитивные наработки и пересмотреть не оправдавшие себя подходы, с тем, чтобы обеспечить необратимый характер реформ, основанных на устойчивом экономическом росте и социальной стабильности.

• Стратегия соседского партнерства ЕС должна опираться на более эффективные и совместимые между собой инструменты содействия. В ряде случаев следует дополнить их новыми транспарентными механизмами оказания помощи, адаптированными к специфике соседских отношений и обеспечивающими реальное сближение стран-получателей с государствами-членами ЕС в конкретных областях (правосудие и внутренние дела, трансграничное и межрегиональное сотрудничество и т.д.).

Содержание партнерства

Партнерские отношения между ЕС и новыми соседями должны в первую очередь включать в себя следующие компоненты:

1. Экономическое партнерство, как жизненно важная предпосылка для коренной модернизации системы общественных отношений и устойчивого экономического роста в постсоветских государствах.

Долгосрочной целью в этой связи является полная либерализация торговли путем поступательного перехода от режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле к формированию зоны свободной торговли как составной части будущего общеевропейского экономического пространства. Промежуточным этапом на данном направлении могло бы стать асимметричное открытие рынков ЕС и стран-соседей по отношению друг к другу посредством поэтапного снижения уровней таможенных пошлин и сокращения перечня товаров, облагаемых пошлиной. В краткосрочном и среднесрочном плане партнерство в данной сфере также должно включать пересмотр применяемых в отношенни стран-соседей нетарифных мер (отмена количественных ограничений, смягчение антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), скорейшее предоставление экономикам данных стран рыночного статуса, оказание им широкой поддержки в процессе вступления в ВТО, облегчение их доступа к финансовым ресурсам БС, страхование их внешнеторговых операций и значительное наращивание кредитно-инвестиционного сотрудничества. Важным элементом партнерства должно стать оздоровление хозяйственной сферы государств-соседей в целом и поощрение малого и среднего бизнеса в частности, в том числе через вовлечение национальных предприятий в систему общеевропейского делового сотрудничества. Свой вклад в достижение данной цели могло бы внести создание двусторонних бизнес-форумов, а также деловое «измерение» Восточноевропейского регионального форума (см. ниже).

2. Углубленный политический диалог, в т.ч. в рамках усовершенствованных и диверсифицированных структур и механизмов взаимных консультаций на различном уровне, а также в международных организациях, и, при необходимости, осуществление совместных акций в кризисных ситуациях. Необходимо предусмотреть подключение в долгосрочной перспективе стран-соседей к процессу выработки решений в рамках общей внешней политики и политики безопасности ЕС посредством предоставления данным государствам статуса наблюдателя в его структурах и создания совместных рабочих органов. Институционализации политического диалога должно также способствовать создание Восточноевропейского регионального форума, объединяющего Беларусь, Украину, Молдову, а также Россию, структуры ЕС (в виде «тройки» ЕС), а также его заинтересованные страны-члены.

Данное измерение партнерства должно включать также поддержку проведения демократических реформ. Имеется в виду развитие комплексного, сбалансированного и недискриминационного диалога с государствами-соседями, как на правительственном, так и неправительственном уровне, в первую очередь для обеспечения сближения законодательной базы и правоприменительной практики этих стран с общеевропейскими стандартами. Возможно, следует предусмотреть создание специальных фондов поддержки реформ, деятельность которых координировалась бы Евросоюзом совместно с государствами-соседями и была открытой для их мониторинга. Особое внимание должно быть уделено укреплению общественного согласия и формированию целостной, консолидированной и стабильной социальной платформы для демократических преобразований. Содействие должно быть направлено как на стимулирование реформ, так и на минимизацию сопутствующих им социальных потрясений, предупреждение и нейтрализацию негативных социально-экономических явлений (коррупция, безработица, преступность, рост бедности) с учетом соответствующего опыта стран-кандидатов.

3. Партнерство в области правосудия и внутренних дел, прежде всего, по правоохранительным, таможенным и пограничным вопросам с целью совместного противодействия нелегальной миграции, торговле людьми, контрабанде оружия и наркотиков и трансграничной преступности. В этой же связи следует обеспечить поступательное сближение соответствующего законодательства Беларуси, Украины и Молдовы с внутренним законодательством и договорной базой ЕС. Необходимо обеспечить поэтапное вовлечение государств-соседей в процесс формирования «зоны свободы, безопасности и правосудия» Евросоюза, с предоставлением им права участия, на основе соответствующей схемы, во внутренних механизмах сотрудничества ЕС (Европол, Евроюст, Европейская судебная сеть, Европейский офис по борьбе с мошенничеством Бврокомиссии (OLAF), Европейский центр по мониторингу наркотиков и наркомании и т.д.). Помощь, предоставляемая постсоветским государствам в обустройстве их государственных границ согласно европейским стандартам, должна быть существенно расширена, оптимизирована, и гармонизирована с аналогичными программами в странах-кандидатах. Важным компонентом партнерства должно стать заключение между ЕС и Украиной, Беларусью и Молдовой соглашений о реадмиссии, сопровождающееся предоставлением этим странам адекватного содействия в их имплементации (в т.ч. в плане обеспечения депортации нелегальных мигрантов и создания необходимой инфраструктуры для их временного размещения).

4. Минимизация негативных последствий расширения ЕС. Следует в возможно короткие сроки установить упрощенную процедуру взаимных поездок для приграничного населения по обе стороны будущей границы ЕС, в том числе, максимально облегченный порядок получения виз жителями Беларуси, Украины и Молдовы для въезда в смежные с ними страны-кандидаты, с долгосрочной перспективой введения между ЕС и государствами - соседями безвизового режима. В преддверии и на начальном этапе присоединения новых членов ЕС к Шенгенской системе, Европейский союз должен оказать необходимое содействие Беларуси, Украине и Молдове в расширении сети их консульских учреждений в соседних с ними государствах-кандидатах.

Странам-соседям должна быть предоставлена компенсация за потери связанные с расширением. Новым государствам-членам ЕС должны быть предоставлены переходные периоды, дающие им возможность отсрочить присоединение к регулированию ЕС, которое изменит существующий режим торговли особенно чувствительными товарами со странами-соседями. Кроме того, техническое содействие странам-соседям в работе по гармонизации их национального законодательства с нормами и техническими стандартами ЕС должно быть существенно увеличено.

5. Другие области партнерства. В этом контексте приоритетами являются создание условий для экологически устойчивого экономического роста в странах-соседях посредством содействия в широком внедрении энергосберегающих и экологически чистых технологий, консервации и развития природных зон и заповедников. Особое внимание Европейским союзом должно быть уделено расширению сотрудничества с Беларусью и Украиной в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС и реабилитации пострадавшего населения. Кроме того, неотъемлемой частью партнерства должна стать интеграция Украины, Беларуси и Молдовы в панъевропейские и региональные инфраструктурные проекты.

Партнерство должно также распространяться на культурно-информационную, образовательную и научно-исследовательскую сферы, открывая возможности для реального сближения сторон, развития взаимных контактов, обмена опытом и реализации совместных взаимовыгодных проектов.

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Документы

“Address by Minister Włodzimierz Cimoszewicz at the inaugural Forum ‘Together - on the future of Europe’, Warsaw, February 18, 2002”, Materials and Documents, No. 2/2002, vol.1, p.44.

A northern dimension for the policies of the Union: An inventory of current activities, European Commission, April 2001.

Barcelona Declaration adopted at the Euro-Mediterranean Conference, 27-28.11.1995, at: URL , accessed on June 7, 2003.

Commission Staff Working Paper: 2002 Annual Progress Report on the Implementation of the Northern Dimension Action Plan, Brussels, 26.11.2002 SEC (2002), 1296

Commission Report «Paving the way for a New Neighborhood Instrument», Brussels, xxx COM(2003),393 final, Communication from the Commission.

Commission Regulation (EC) No 2760/98 of 18 December 1998.

“Common Position of 9 July 1998 defined by the Council on the basis of the Article J.2 of the Treaty on European Union, concerning Belarus” (1998/448/CFSP), OJ L 195/1, 11.07.1998.

„Common Strategy of the European Council of 19 June 2000 on the Mediterranean region” (2000/458/CFSP), OJ L 183/5, 22.7.2000.

“Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia”, (1999/414/CFSP), OJ L 157/1-9, 24.6.1999.

Communication from the Commission: Paving the way for a New Neighbourhood Instrument (COM 2003/393 final), Brussels, 1 July 2003.

Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Wider Europe – Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours, (COM 2003/0104 final), Brussels, 18.3.2003.

Communication from the Commission to the Council: A Northern Dimension for the policies of the Union, (COM 98/0589) Brussels 25/11/1998 Final.

Communication from the Commission to the Council. Kaliningrad: Transit, Brussels 18.9.2002, COM (2002) 510.

Communication from the Commission to the Council: The EU and Kaliningrad, Brussels, 17.01.2001.

Council Conclusions on Wider Europe – New Neighbourhood, Brussels, 16.6.2003.

Council Conclusions: New Neighbours Initiative, Brussels 18 November 2002 (14087/02).

Council Decision repealing Common Position 1998/448/CFSP concerning Belarus” (1999/156/CFSP) OJ L52/1, 24.02.1999.

“Council Regulation (EC) No 1260/1999 of 26 June 1999 and the INTERREG III Guidelines”, OJ C143, 23 May 2000.

“Council Regulation (EC, EURATOM) No 99/2000 of 29 December 1999 concerning the provision of assistance to the partner States in Eastern Europe and Central Asia”, OJ L 12/1, 18.1.2000.

Council Regulation (EC) No 2666/2000 of 5 December 2000.

Council Regulation (EC) No 2698/2000 of 27 November 2000.

“European Council Common Strategy of 11 December 1999 on Ukraine”, (1999/877/CFSP), OJ L 331/1, 23.12.1999.

“’European Union the day after enlargement: the Polish perspective’ Statement by Mr. Włodzimierz Cimoszewicz the Minister of Foreign Affairs of the Republic of Poland, London, 24 July 2002”, Materials and Documents 7/2002.

Informacja Ministra Spraw Zagranicznych Włodzimierza Cimoszewicza na temat polskiej polityki zagranicznej w 2003 roku. 4 kadencja, 40 posiedzenie Sejmu, dzień 2 – 22.01.2003 (Report on Poland’s Foreign Policy in 2003 Presented by Minister of Foreign Affairs, Mr. Włodzimierz Cimoszewicz at the 40th Plenary Session of the Diet, 22.01.2003), at: URL (accessed on May 6, 2003).

Неофициальный документ Министерства иностранных дел Республики Польша, Центр международных исследований Белорусского государственного университета, at: URL

";Non-paper with Polish proposals concerning policy towards new Eastern neighbors after EU enlargement";, at: URL U>http://www.msz.gov.pl/start.php>.

Polityka wschodnia Unii Europejskiej w perspektywie jej rozszerzenia o państwa Europy Środkowo-Wschodniej – polski punkt widzenia, Warszawa: Ministerstwo Spraw Zagranicznych 2001.

Предложения МИД Белоруссии по существу концепции отношений ЕС с будущими государствами-соседями,Центр международных исследований Белорусского государственного университета, at: URL

Proces integracji a rola Polski w Europie Środkowej i Wschodniej. Przemówienie ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej, Władysława Bartoszewskiego, podczas II Konferencji szefów niemieckich przedstawicielstw za granicą. Berlin, 3 września 2001.”, at: URL , accessed on May 26. 2003.

Speech to the seminar organised by the Ireland-Polish economic Association and the IEA by minister Jan Kułakowski, Chief Negotiator of Poland to the European Union”, European Document Series, No. 20, Summer 1998.

Statement of Minister of Foreign Affairs of the Republic of Poland Bronisław Geremek on Opening of Poland's Negotiations on Membership in the European Union, Brussels, March 31, 1998; at: URL (accessed on May 6, 2003).

The Eastern Dimension of the European Union. The Polish View. Speech by Włodzimierz Cimoszewicz, the Polish Minister of Foreign Affairs at the Conference ‘The EU Enlargement and Neighbourhood Policy’, Warsaw, 20 February 2003”, Materials and Documents 2/2003.

Влияние расширения ЕС и НАТО, проект «Россия и Прибалтика», Балтийский Форум, Совет по внешней и оборонной политике, at: URL

Working Document on the Implementation of the EU Common Strategy towards the Russian Federation, European Parliament, Committee on Foreign Affairs, Human Rights, Common Security and Defence Policy, Rapporteur: Arie M. Oostlander; 3 July 2000.

„Wspólne Oświadczenie Federacji Rosyjskiej i Unii Europejskiej o tranzycie między Obwodem Kaliningradzkim a pozostałym terytorium FR. Bruksela, 11 listopada 2002”, Obwód Kaliningradzki 11/2002.

II. Книги

Barcz Jan (ed.), Prawo Unii Europejskiej – zagadnienia systemowe, Warszawa: Wydawnictwo Prawo i Praktyka Gospodarcza 2002.

Batt Judy, Lynch Dov, Missiroli Antonio, Ortega Martin, Triantaphyllou Dimitrios, Partners and neighbours: a CFSP for a wider Europe (Chaillot Papers series no. 64), Paris: Institute for Security Studies 2003

Bieleń Stanisław (ed.), Patrząc na Wschód. Z polityki wschodniej III RP, Warszawa: Centrum Badań Wschodnich UW 1997

Cichocki Marek A. (ed.) Polska-Unia Europejska: w pół drogi. Wybrane problemy, Warszawa: Centrum Stosunków Międzynarodowych 2002.

Cooperation that counts – Russia (information leaflet), Brussels: European Commission 2001.

Дастанка А.А., Лойка Л.В. (eds.), Беларусь і свет. Том III, Мінск: РІВШ БДУ 2001.

Dunay Pál (ed.), The Effects Of Enlargement On Bilateral Relations In Central And Eastern Europe (Chaillot Papers series No. 26, June 1997).

Fairlie Lyndelle D. & Sergounin Alexander, Are Borders Barriers? EU Enlargement and the Russian Region of Kaliningrad, (series: Programme on the Northern Dimension of the CFSP, no. 13), Helsinki: Ulkopoliittinen instituutti & Institut für Europäische Politik 2001.

Haukkala Hiski, Medvedev Sergei (eds.), The EU Strategy on Russia. Learning the Grammar of the CFSP, Helsinki: Ulkopoliittinen instituutti / The Finnish Institute of International Affairs 2001.

Haukkala Hiski, Towards a Union of Dimensions. the effects of eastern enlargement on the Northern Dimension. FIIA Report 2/2002, Helsinki: The Finnish Institute of International Affairs 2002.

Kempe Iris, Meurs Wim van, Toward a Multi-Layered Europe: Prospects and Risks Beyond the EU Enlargement, Munich: Bertelsmann Group for Policy Research, Center for Applied Policy Research, Ludwig Maximillian University Munich 2002.

Kowal Paweł (ed.), Wymiar wschodni UE – szansa czy idée fixe polskiej polityki? (Eastern Dimension of the EU – an Opportunity or Idée Fixe of Polish Policy?), Warszawa: Centrum Stosunków Międzynarodowych 2002.

Kuźniar Roman, Szczepanik Krzysztof (eds.), Polityka zagraniczna RP 1989-2002, Warszawa: Wydawnictwo ASKON 2002.

Madej Zbigniew (ed.) Powiązania gospodarcze Polski z partnerami wschodnimi na tle integracji z Unią Europejską, Warszawa: Wyższa Szkoła Zarządzania i Marketingu 2002.

Материалы конференции «Новая восточная политика Польши как вызов для польско-германских отношений»,2001.

Между Востоком и Западом: Украина и Белоруссия на европейском пространстве/ Московский Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2003.

Михайленко Βладимир В., Петркович Сыльвия (сост.), Россия и Польша: мост в XXI век (Vol. III), Санкт-Петербург: Астерион 2002.

New Neighbourhood – New Association. Ukraine and the European Union at the Beginning of 21st Century’. Report No. 6 . Warsaw: Stefan Batory Foundation. March 2002.

Ojanen Hanna (ed.), The Northern Dimension: Fuel for the EU? (series: Programme on the Northern Dimension of the CFSP, no. 12), Helsinki: Ulkopoliittinen instituutti & Institut für Europäische Politik 2001

Owsiannik Siergiej, Striełkowa Jelena, Władza a społeczeństwo. Białoruś 1991-1998, Warszawa: Presspublica, Centrum Stosuków Międzynarodowych 1998.

Paszewski Tomasz, Maciejewski Andrzej, Kaliningrad w perspektywie rozszerzenia UE, (Raporty i Analizy 2/02), Warszawa: Centrum Stosunków Międzynarodowych 2002.

Pełczyńska-Nałęcz Katarzyna, Duleba Alexander, Póti László, Votápek Vladimír, Eastern Policy of the EU: the Visegrad Countries’ Perspective, Warsaw: Centre for Eastern Studies 2003.

Polityka Unii Europejskiej wobec sąsiadów. Lekcje z historii, Warszawa: Fundacja im. Stefana Batorego 2003.

Polityka zagraniczna Niemiec w XXI wieku, Polityka 3, Fundacja Konrada Adenauera, Warszawa 1997.

Polska i Białoruś, pod redakcja A.Eberhardta i U.Ulachowicza. Warszawa 2003.

Polska i Unia Europejska. Wyzwania polityczne i społeczne, Warszawa: Klub Obywatelski 2002.

Staffansson Mats et al., Stosunki Unii Europejskiej z Rosją w czasie prezydencji Szwecji (Raporty i Analizy 4/01), Warszawa: Centrum Stosunków Międzynarodowych 2001.

Starzyk Joanna, Wspólna Polityka Zagraniczna i Bezpieczeństwa Unii Europejskiej, Warszawa: Oficyna Wydawnicza ASPRA-JR 2001.

The EU and Ukraine: Working together on the closure of Chornobyl, Brussels: European Commission 2000.

The Forgotten Neighbour – Belarus in the Context of EU Enlargement to the East. Report No. 4. Warsaw: Stefan Batory Foundation. September 2001.

Тиммерманн Хайнц, Отношения Белоруссии и России в общеевропейском контексте, Москва: Комитет «Россия в объединённой Европе», 2003.

Unia Europejska a Rosja – strategiczne partnerstwo? Wyzwania dla polskiej polityki zagranicznej. Materiały z konferencji CSM (Raporty i Analizy 2/01), Warszawa: Centrum Stosunków Międzynarodowych 2001.

Z czym do Unii?, Więź, Nr.1 (531), styczeń 2003.

Wymiar północny Unii Europejskiej (Raporty i Analizy 1/02), Warszawa: Centrum Stosunków Międzynarodowych 2002.

Zając Justyna, Polityka Unii Europejskiej w regionie Morza Śródziemnego, Warszawa: Adam Marszałek 2002.

Zięba Ryszard, Europejska Tożsamość Bezpieczeństwa i Obrony. Koncepcja – struktura – funkcjonowanie, Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Scholar 2000.

Zięba Ryszard, Unia Europejska jako aktor stosunków międzynarodowych, Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Scholar 2003.

III. Статьи

Bartoszewski Władysław, „Polish foreign policy in the new international situation”, Dialogue and Universalism, No. 3/2001.

Бартошевский Владислав, «Страх перед Великой державой? Германий и Польша после перемен», Международная политика, №9, 2000.

Bastian Katrin, Kaliningrad: A Case Study of EU Actorness and the Multilateralisation of German-Russian Relations, (Paper presented at the International Russia-EU Conference ‘Russia and the European Union: Strategies of Interaction’, Ekaterinburg, 17 April 2002), at URL , accessed on May 25, 2003.

BBC Monitoring Europe, 30.01.03, „Polish proposals for a new EU eastern policy”.

BBC Monitoring Europe, 25.11.2003, „Poland not turning back on Belarus, deputy foreign minister says”.

BBC Monitoring Former Soviet Union, 04.05.2003, “Moscow still keen to stop Kaliningrad";s westward progress - Lithuanian paper”.

BBC Monitoring Former Soviet Union, 27.05.2003, “Lithuanian politician welcomes EU";s ";eastern dimension"; initiative”.

BBC Monitoring Kiev Unit, 19.11.2003, „Ukraine";s foreign minister says EU is priority”.

БЕЛТА, 29.04.2003., «В. Вячорка: Важно не допустить изоляции от объединенной Европы белорусского общества».

Browning Christopher S., “The Internal/External Security Paradox and the Reconstruction of Boundaries in the Baltic: The Case of Kaliningrad, COPRI Papers 21/2002.

Budzyńska Izabela, “Północny wymiar” w polityce Unii Europejskiej Biuro Studiów i Ekspertyz Kancelarii Sejmu, Informacja nr 658, at: URL (accessed on February 18, 2003).

Burbank John, “What to do about Kaliningrad?”, Europe, November 2002.

Butsyk Tatyana, The EU’s Position: a Stumbling or Building Block in Russia’s WTO Accession Process? (Paper presented at the International Russia-EU Conference ‘Russia and the European Union: Strategies of Interaction’, Ekaterinburg, 17 April 2002), at URL , accessed on May 25, 2003.

Cameron F., “The Europe We Need”, EPC Issue Paper N.1, 10.06.2003 at: URL <>

Cameron Fraser, Primatarova Antoinette, “Enlargement, CFSP and the Convention: the Role of the Accession States”, EPIN Working Paper No. 5, June 2003.

Чалий Олександр, „Євроінтеграційна політика України та актуальний стан відносин між Україною та Європейським Союзом”, Інформаційний бюлетень, №4, червень 2002, at URL <.ua/integration/f1023706245.pdf>, accessed on May 28, 2003.

Chomette Guy-Pierre, “Sur les marches orientales de l'Union européenne”, Le Monde diplomatique, mars 2003.

Цихоцкий Б. “Сегодняшние дилеммы будущей восточной политики Европейского Союза”,Европа, Том 3, №3 (8), 2003.

De Spiegeleire Stephan, «Towards a genuinely Common EU Strategy on Russia», Challenge Europe, 4 March 2003 ().

Ellemann-Jensen Uffe, “Zimny prysznic dla Rosji”, Rzeczpospolita, 25.07.2002.

Эмерсoн M. Слон и Медведь. Европейский союз, Россия и их ближнее зарубежье. Брюссель, Москва, 2001.

Федоров Г., „Концепция «прямого соседства» Евросоюза и российские позиции на Балтике”, Региональные проблемы географии. Труды XI СъездаРГО, Т. 4. СПб.: РГО. 2000.

Financial Times (London, England), 28.01.2003, “Poland suggests new eastern policy for EU”.

Financial Times (London, England), 15.04.2003, “Bringing ";Ostpolitik"; to the EU table: Poland still retains an empathy with neighbour countries such as Ukraine, Belarus and Moldova”.

Financial Times (London, England), 10.06.2003, “A thumping Yes: Poland will give the EU a new eastern dimension”.

Garnett Sherman W., “Poland: Bulwark or Bridge?”, Foreign Policy No. 102, Spring 1996.

Gheorghiu Valeriu, “Moldova – Unwelcome Neighbour of the European Union”, at: URL , accessed on November 30, 2003.

Gower Jackie, “EU-Russian Relations and the Eastern Enlargement: Integration or Isolation?”, Perspectives on European Politics and Society, 1/2001.

Góralczyk Bogdan, “Poland’s Foreign Policy after the 2001 Parliamentary Elections”, Poland’s Foreign Policy Yearbook 2002.

Grabbe Heather, “The sharp edges of Europe: extending Schengen eastwards”, International Affairs, Vol. 76, No. 3, 2000.

Haukkala H., “The Case of the “Eastern Dimension” in the Yearbook of Finnish Foreign Policy, 2003.

Hiski Haukkala, “New Forms of EU Neighborhood Policy: The Case of the “Eastern Dimension”, The Yearbook of Finnish Foreign Policy, 2003.

Hydle Joanna, Kutysz Miryna, “Litwini pod presją Moskwy – problem rosyjskiego tranzytu do Kaliningradu”, Materiały OSW at: URL

, accessed on November 13, 2001.

«Ян Маринус Вирсма: Европейский Союз не закрывает двери для Украины (02.10.2003)», сайт украинских социалистов «Товарищ», at: URL <.ua/news/Za_rubezhom/news/Partyinaia_zhyz/Yan_Marynus_Vyr.html>

Jesień Leszek, “The EU’s Eastern Dimension from the Union’s Perspective – a critical analysis”,

Материалы международной конференции «Восточное измерение ЕС и Россия», Великий Новгород, 14-15 ноября 2003.

Joenniemi Pertti, “Kaliningrad as a discursive battle-field”, COPRI Working Papers 15/1999.

Joenniemi Pertti, The European Union’s Two Dimensions: The Northern and the Eastern. Выступление на международной конференции «Европа и Россия: границы, которые объединяют», Калининград, 21 февраля 2002 г.

Joenniemi Pertti, „The new Saint Petersburg: a case of border-making or border-breaking?” COPRI Working Papers 8/2002.

Joenniemi Pertti, „The Polish Proposal for an Eastern Dimension”, Institute of International Studies Newsletter 2/2003, at: URL , accessed on December 1, 2003.

Юенниеми П. “Два измерения Европейского Союза: северное и восточное”, Европа, том 3 №1 (6), 2003.

Ignatavičius E., „In the Centre of Europe, Between Two Europes”, Выступление на международной конференции «Европа и Россия: границы, которые объединяют», Калининград, 22 февраля 2003 г.

Казин Филипп, «Какая «Большая Европа» нам нужна? Взгляд из России на стратегию нового соседства ЕС», Содружество, at: URL <:8081/analytics/issue>

Kivikari Urpo, “The Northern Dimension – The Name for the Neighborhood Policy of the Enlarged EU”, Russian-European Centre for Economic Policy Working Papers Series, September 2002, p. 6, at URL <>, accessed on May 6, 2003.

Конончук Войцех, «Восточное измерение ЕС: польская позиция», Содружество, at: URL <:8081/analytics/issue>

Конончук Войцех, «Российско-польские отношения как часть будущей восточной политики Европейского Союза», Содружество, at: URL <:8081/analytics/issue>

Kuzio Taras, «Ukraine, Poland and the EU’s Wider Europe Initiative», RFE/RL Poland, Belarus and Ukraine Report , Prague, Vol.5. N. 25, 1 July 2003.

Leshukov I., ‘In Case You Missed It ... the EU Is Offering a New Deal’, The St.-Petersburg Times, March 18, 2003.

Likhachev Vassily, “Russia and the European Union”, International Affairs: A Russian Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations, 2002, Vol. 48, Issue 3.

Lietuvos Respublikos Prezidento Rolando Pakso kalba LR ambasadorių suvažiavime (РечьпрезидентаЛитовскойРеспубликинасобраниипословЛР), 27 февраля 2003 г. at: URL

Лукьянов Федор, „В Европу вступают сорок миллионов”, at URL , accessed on June 9, 2003.

Malfliet Katlijn, The European Union and Russia: towards a Common Strategy?, St. Petersburg: European Documentation Centre 2002, at: URL , accessed on June 24, 2003.

Martynov Sergey N., “The EU and Belarus: the Need for New Solutions”, at: URL , accessed on December 4, 2002.

Мазаева Ольга, “Заплатите нам неустойку. Белорусский МИД рассчитывает на компенсации за расширение Евросоюза”, Независимая Газета, # 103 (2936) 27 мая 2003 г.

Мартынов С. «ЕС – Беларусь: требования времени », Беларусь в мире, №2, 2002.

Мировые дискуссии, 28.01.2003, «Польша предлагает ЕС новую политику к восточным соседям» at: URL <>

Мировые дискуссии, 18.03.2003, «Политика ЕС в отношении западных и южных соседей» at: URL <>

Мировые дискуссии, 24.07.2003, «Украина – ЕС: политика соседства» at: URL <>

Мировые дискуссии, 09.09.2003, «Инициативы восточноевропейских государств» at: URL <>

Мировые дискуссии, 03.11.2003, «Бзежинский: переходя к «Киевскому раунду»» at: URL <>

Missiroli Antonio, „The European Union and Its Changing Periphery: Stabilisation, Integration, Partnership”, Occasional Paper Series No. 32

Najder Z., „Polska w roli partnera. Groźby i wyzwania przed europejską polityką wschodnią”, Rzeczpospolita, 26.10.2001.

Независимая газета. 20.11.2002. «ЕС нацелился на Минск, Кишинев и Киев. Инициатива «нового соседства» может обернуться для России потерей Белоруссии, Молдавии и Украины».

Некоторые комментарии в отношении проекта «концепции восточной политики» Министерства иностранных дел Польши (Взгляд из Минска), Европа t.3, № 1 (6) 2003, Warszawa.

Patten Chris, “Szansa dla Kaliningradu”, Rzeczpospolita, 9.04.2001.

Павлив Владимир, „Россия и «восточное измерение» политики ЕС — глазами польских исследователей”, at URL , accessed on May 13, 2003.

Pełczyńska-Nałecz K. „Poszerzona Unia Europejska wobec wschodniego sąsiedztwa: problemy i rozwiązania”, OSW. Punkt Widzenia. Warsaw, October 2003.

Pełczyńska-Nałecz K. “Russia, a Top Neighbour to the European Union”, Материалымеждународнойконференции «ВосточноеизмерениеЕСиРоссия», ВеликийНовгород, 14-15 ноября 2003.

Piotrowski Marcin Andrzej, “Kaliningrad District: Laboratory for Co-operation or Battleground?”, Poland’s Foreign Policy Yearbook 2002.

„Po drodze jest Polska”, Unia & Polska Nr. 25(53), 22.01.2001.

“При Кучме Украина не станет членом Евросоюза”, at: URL <.ua/ru/archive/2003/march/12/news/12.shtml>, accessed on June 10, 2003.

Pugsley Sophia, «A Wider Europe – In Search of the Final Frontier», March 2003, at: URL

Расширение Европейского Союза и Беларусь: в поиске новой политики. Материалы международной научно-практической конференции (28-29 ноября 2002 г.). Минск 2003.

Radziwinowicz Wacław, “Co na to Rosja?”, Gazeta Wyborcza, 20.02.2002.

Reed John, “Poland Acts as Broker for Eastern Neighbours’ Ambitions”, Financial Times, 16 October 2002.

Sabik Małgorzata, “Polska polityka wschodnia a polityka Unii Europejskiej wobec krajów Europy Wschodniej”, Euro-Limes 2/2002.

Shemiatenkov Vladimir, The “Wider Europe”: Can the Idea be “Sold” in the East?» at: URL .

Skubiszewski Krzysztof, “Polska polityka zagraniczna w 1991 roku”, [in:] Rocznik polskiej polityki zagranicznej 1991, Warszawa: Ministerstwo Spraw Zagranicznych 1992.

The Economist, 30.08.2003, “A nervous new arrival on the European Union’s block - Poland and the EU”.

Улахович В. “Беларусь и Европейский Союз: десять лет сотрудничества”, Актуальные вопросы международных отношений и внешней политики Беларуси, Минск 2003.

Улахович В. “Беларусь и Европейский Союз: шаг за шагом”, Беларуская думка №10б кастрычнік 2003. Мінск.

Улахович В. Некоторые последствия расширения Европейского Союза для Республики Беларусь, Актуальні проблемиміжнароднихвідносин. Випуск 40. Частина 1, Киiв 2003.

Vasylchenko Olena, «Ukraine and Border of Wider Europe» at: URL

Weltner-Puig Rina, „Common Foreign and Security Policy in the EU and the Mediterranean Region”, OBS Working Paper no. 10, Octubre 2001, at: URL , acessed on June 24, 2003.

White Stephenet al., “Enlargement and the New Outsiders” in Journal of Common Market Studies, vol. 40(1), 2002.

Whitman Richard G., Five years of the EU's Euro-Mediterranean Partnership: progress without partnership? at: URL , accessed on June 18, 2003.

Жалило Ярослав, «Польша – за «Восточное измерение» Евросоюза», Центр антикризових дослiджень, Экономика: тенденции недели, at: URL

Zamyatin Viktor, “Poland’s Courteous Visa Gesture to Kyiv”, The Day, 8 June 2003, at:

URL , accessed on June 10, 2003.

IV. Интернет ресурсы

Балтийский Исследовательский Центр, at: URL <>

European Commission, EU announces formal recognition of Russia as ";Market Economy"; in major milestone on road to WTO membership. Press release, Brussels, 29 May 2002, at: URL , accessed on May 28, 2003.

European Commission, The EU’s relations with Belarus – Overview, at: URL , accessed on June 25, 2003.

European Commission, The EU’s relations with Eastern Europe and Central Asia – Tacis, Overview, at: URL , accessed on October 15, 2003.

European Commission, The EU’s relations with Russia – Overview, at URL , accessed on May 30, 2003

European Commission, The EU’s relations with Ukraine – Overview, at: URL , accessed on November 29, 2003

European Commission, Ukraine - EU: Chronology of Bilateral Relations, at: URL , accessed on November 29, 2003.

European Commission, Commissioner Patten in Ukraine, 10-11 November 2003: Wider Europe Conference and bilateral visit, at URL , accessed on November 30, 2003.

European Commission, General Affairs & External Relations Council (GAERC). Extracts from successive General Affairs & External Relations Councils at: URL , accessed on November 30, 2003.

The Center for European Policy Studies, Russia, Ukraine, Moldova and Belarus at: URL .

1 Сommunication from the European Commission to the Council and the European Parliament. “Wider Europe – Neighborhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern neighbors”, t/comm/external_relations/we/intro/

2 По мнению Влодзимежа Цимошевича, «Польша не располагает никакой четкой восточной политикой». // Конференция «Новая восточная политика Польши как вызов для польско-германских отношений»,, 2001 г. См. также: Po drodze jest Polska, Unia & Polska Nr 25(53), 22 января 2001.

3 Aleksander Smolar, Polska polityka wschodnia i członkostwo w Unii Europejskiej, w: Paweł Kowal (red.), „Wymiar wschodni” UE – szansa czy idée fixe polskiej polityki?, CSM, Warszawa 2002, s. 3.

4 Информация правительства на тему польской внешней политики в 2003 году (представлена министром внешних дел на заседании Сейма от 22 января 2003 года).

5 Jacek Cichocki, Marek Cichocki, Paweł Kowal, Polska a ";Wymiar Wschodni"; UE, w: Paweł Kowal (red.), „Wymiar wschodni” UE – szansa czy idée fixe polskiej polityki?, CSM, Warszawa 2002, s. 10.

6 Der Tagesspiegel от 23.04.02 поместил текст, в котором, подводя итоги рапорта, опубликованного дрезденским Институтом по делам экологического территориального развития, показал недостатки в системе коммуникации, которые мешают приграничному сотрудничеству с Польшей. По Biuletyn Codzienny, Департамент системы информации MИД, №81 (2612), 25 апреля 2002.

7 Polityka zagraniczna Niemiec w XXI wieku, Polityka 3, Fundacja Konrada Adenauera, Warszawa 1997, ss. 38-39.

8 Польша – единственная из вступающих в ЕС стран, имеющая общую границу и с государствами бывшего СССР, которые останутся вне расширения, и с территорией Союза.

9 Najder Z., Polska w roli partnera. Groźby i wyzwania przed europejską polityką wschodnią, Rzeczpospolita, 26.10.2001.

10 Такие документы были подготовлены в Лондоне, Стокгольме, Копенгагене, Варшаве и Брюсселе.

11 Сommunication from the European Commission to the Council and the European Parliament. “Wider Europe – Neighborhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern neighbors”, t/comm/external_relations/we/intro/

Commission Report «Paving the way for a New Neighborhood Instrument» Brussels, xxx COM(2003),393 final, Communication from the Commission.

12 ";Non-paper with Polish proposals concerning policy towards new Eastern neighbors after EU enlargement"; http://www.msz.gov.pl.

13 Английские версии опубликованы на сайте Европейского Союза и МИД Польши соответственно. Русские - на сайте центра международных исследований БГУ (http://www.centis.bsu.by/rus/y2003/centis_rus_act3_8.htm).

14 Hiski Haukkala, “New Forms of EU Neighborhood Policy: The Case of the “Eastern Dimension” in The Yearbook of Finnish Foreign Policy, 2003. P. 94.

15 “Although the political, economic and social context varies from border to border , the key co-operation objectives to be addressed are broadly valid for all. The approach to be followed under the future new Neighborhood Instrument should thus be applied equally, mutatis mutandis, to the current and future EU/Western NIS borders, EU/Western Balkans borders and EU/Mediterranean borders”. (Brussels, COM(2003),393 final, Communication from the Commission, “Paving the way for a New Neighborhood Instrument”).

16 См. специальный номер журнала Pro et Contra, Россия и Европейский Союз, Зима 2003, том 8, N.1.

17 ВВП на душу населения: Украина – 973 долл., Молдавия – 428 долл., Белоруссия – 1331 долл., Россия – 3028 долл..

18 Taras Kuzio, «Ukraine, Poland and the EU’s Wider Europe Initiative» in RFE/RL Poland, Belarus and Ukraine Report , Prague, Vol.5. N. 25, 1 July 2003.

19 Olena Vasylchenko, «Ukraine and Border of Wider Europe» (www.uran.donetsk.ua~masters/2002/fem/vasylchenko/lib/libl.htm, Sophia Pugsley, «A Wider Europe – In Search of the Final Frontier», March 2003, (/perihelion/articles2003/march/weurope.htm).

20 БЕЛТА, 29.04.2003., «В. Вячорка: Важно не допустить изоляции от объединенной Европы белорусского общества».

21 Предложения МИД Белоруссии по существу концепции отношений ЕС с будущими государствами- соседями (http://www.centis.bsu.by/rus/y2003/centis_rus_act3_8.htm).

22 Brussels, xxx COM(2003),393 final, Communication from the Commission, “Paving the way for a New Neighbourhood Instrument” , Ibid.

23 «…. The Copenhagen European Council reaffirmed that enlargement will serve to strengthen relations with Russia, and called for enhanced relations with Ukraine, Moldova, Belarus and the Southern Mediterranean countries…» (Сommunication from the European Commission to the Council and the European Parliament. “Wider Europe – Neighborhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern neighbors”, t/comm/external_relations/we/intro/.

24 Olena Vasylchenko, Sophia Pugsley, Taras Kuzio, Винцук Вячорка, Ibid.

25 Stephan De Spiegeleire, «Towards a genuinely Common EU Strategy on Russia» in Challenge Europe, 4 March 2003 () .

26 Vladimir Shemiatenkov, The “Wider Europe”: Can the Idea be “Sold” in the East?» (/en/default.asp?TYP=SEARCH&LV=279&see=y&PG=CE/EN/detail&AI=262&l=).

27 The Center for European Policy Studies, Russia, Ukraine, Moldova and Belarus (http://www.ceps.be/Research/Wider%20Europe/RussiaUMB.php).

28 Независимая газета. 20.11.2002. «ЕС нацелился на Минск, Кишинев и Киев. Инициатива «нового соседства» может обернуться для России потерей Белоруссии, Молдавии и Украины».

29 Независимая газета. 20.11.2002. Указ.соч.

30 Wider Europe – Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours’. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Brussels, 11.3.2003, COM (2003) 104 final.

31 NWIS – Newly Western Independent States.

32 ‘Wider Europe – Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours’. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Brussels, 11.3.2003, COM (2003) 104 final, p. 5.

33 Pelczynska-Nalecz K., Duleba A., Poti L., Votapek V. ‘Eastern Policy of the EU: the Visegrad Countries’ Perspectives’. Warsaw: The Center for Eastern Studies. (February) 2003. P. 35.

34 Cichocki J., Cichocki M., Kowal P. ‘Poland and the EU’s “Eastern Dimension”’ in P. Kowal (ed.) The EU’s “Eastern Dimension” – an Opportunity for or Idee Fix of Poland’s Policy? Warsaw: The Center for International Relations. 2002. P. 6.

35 Wider Europe – Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours’. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Brussels, 11.3.2003, COM (2003) 104 final, p. 5.

36 Joenniemi P. The European Union’s Two Dimensions: The Northern and the Eastern. Выступление на международной конференции «Европа и Россия: границы, которые объединяют», Калининград, 21 февраля 2002 г.

37 Pelczynska-Nalecz K., Duleba A., Poti L., Votapek V. ‘Eastern Policy of the EU: the Visegrad Countries’ Perspectives’. Warsaw: The Center for Eastern Studies. February 2003. P. 36.

38 ‘New Neighbourhood – New Association. Ukraine and the European Union at the Beginning of 21st Century’. Report No. 6 . Warsaw: Stefan Batory Foundation. March 2002. P. 12. Аналогичные рекомендации сделаны и по отношению к Беларуси. См.: The Forgotten Neighbour – Belarus in the Context of EU Enlargement to the East. Report No. 4. Warsaw: Stefan Batory Foundation. September 2001. P. 12.

39 Появления «Инструмента соседства» можно ожидать начиная с 2007 г., в 2004-2006 гг. на цели «Нового соседства» предполагается перераспределить чуть менее 1 млрд. евро с других инструментов, главным образом – INTERREG. Cf.: Paving the way for a New Neighbourhood Instrument, Communication from the Commission, 1 July 2003, COM (2003) 393 final.

40 ‘The Eastern Dimension of the European Union. The Polish View’. Speech by Włodzimierz Cimoszewicz,
Polish Minister of Foreign Affairs, at the Conference “The EU Enlargement and Neighbourhood Policy”
Warsaw, 20 February 2003.

41 Non-paper, Polish Ministry for Foreign Affairs, December 2002.

42 Lietuvos Respublikos Prezidento Rolando Pakso kalba LR ambasadorių suvažiavime (Речь президента Литовской Республики на собрании послов ЛР), 27 февраля 2003 г. // www.president.lt

43 Ignatavičius E., In the Centre of Europe, Between Two Europes. // Выступление на международной конференции «Европа и Россия: границы, которые объединяют», Калининград, 22 февраля 2003 г.

44 Интервью С. Миксера ИА «Росбалт», 1 февраля 2003 г. // /2003/02/01/83530.html

45 Main Guidelines of Estonia's Foreign Policy, Address by the Minister of Foreign Affairs of the Republic of Estonia Kristiina Ojuland to the Riigikogu on behalf of the Government of Estonia, 4 November 2003 // www.vm.ee

46 К примеру, вместо поиска взаимовыгодных решений с Россией по вопросу о транзите нефти через терминал в Вентспилсе, глава МИД Латвии С. Калниете пишет письмо-жалобу в Брюссель с просьбой приструнить Москву.

47 Cм. например.: Leshukov I., ‘In Case You Missed It ... the EU Is Offering a New Deal’ // The St.-Petersburg Times, March 18, 2003.

48 Федоров Г., Концепция «прямого соседства» Евросоюза и российские позиции на Балтике. // Региональные проблемы географии. Труды XI Съезда РГО, Т. 4. СПб.: РГО. 2000. С. 77.

49 создание паспортов с высокой степенью защиты, борьба с нелегальной миграцией, контроль на границах, обустройство границы с Казахстаном.

50 Украина и Молдова заключили соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, а Белоруссия – нет. Кроме того, все официальные связи между Белоруссией и ЕС, ОБСЕ и Советом Европы прерваны.

51 COM(2003) 104, 11 March 2003

52 Council Regulation (EC) No 1260/1999 of 26 June 1999 and the INTERREG III Guidelines, OJ C143, 23 May 2000

53 Commission Regulation (EC) No 2760/98 of 18 December 1998

54 Council Regulation (EC, Euratom) No 99/200 of 29 December 1999

55 Council Regulation (EC) No 2666/2000 of 5 December 2000

56 Council Regulation (EC) No 2698/2000 of 27 November 2000

77



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Балтийский исследовательский центр

    Документ
    ... ДОКУМЕНТЫ, АНАЛИТИКА, КОММЕНТАРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ2004Сборник подготовлен БалтийскимИсследовательскимЦентром специально для проведения конференции: Россия и ЕвропейскийСоюз: вопросы сотрудничества через ...
  2. Международные отношения (7)

    Библиографический указатель
    ... сотрудничества России и ЕвропейскогоСоюза: роль региона Балтийского моря: Сборник материалов международного «круглого стола», Москва, 15 мая 2004 ...
  3. Международные отношения (1)

    Библиографический указатель
    ... катынастары. 2005: сборник документов и материалов / ПосольствоРеспублики Казахстан в РФ. ... России и ЕвропейскогоСоюза: десять лет после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве: материалы международной научной конференции, 1 октября 2004 ...
  4. Международные отношения (2)

    Библиографический указатель
    ... катынастары. 2005: сборник документов и материалов / ПосольствоРеспублики Казахстан в РФ. ... России и ЕвропейскогоСоюза: десять лет после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве: материалы международной научной конференции, 1 октября 2004 ...
  5. Международные отношения (9)

    Библиографический указатель
    ... В.Н. Россия и ЕвропейскийСоюз в международной системе (дипломатия, политика, право), 1998–2004 гг. / В.Н. Лихачев. – М.; Казань: Центр инновационных технологий, 2004 ...

Другие похожие документы..