Главная > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»
на 2011/2012 учебный год
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» составлен на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области, утвержденного приказом № 57 Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.05.2003г., приказа № 224 от 15.03.2010г. Министерства образования и науки Нижегородской области «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период», а также Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, Письма министерства образования Нижегородской области от 08.04 2011 № 316-01-52-1403/11 «О введении третьего часа физической культуры».
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» – общеобразовательная школа с классами возрастной нормы и специального (коррекционного) обучения на I и II ступенях обучения, а также с профильными классами на III ступени.
На I ступени обучения 12 классов: 1 «А»; 1 «Б»; 2 «А»; 2 «Б»; 3 «А»; 3 «Б»; 4 «А», 4 «Б» – классы возрастной нормы; 1 «В»; 2 «В»; 3 «В»; 4 «В» – специальные (коррекционные) классы VII вида. Вся начальная школа работает по традиционной программе, в том числе 2 «А», 3 «Б» и 4 «А» по УМК под ред. Н.Ф. Виноградовой. В первых классах используется УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова. Учащиеся 1-х классов обучаются по пятидневной учебной неделе, продолжительность уроков 35 - 40 минут; 2-4 классов – по шестидневной неделе, продолжительность уроков 40 минут.
На II ступени обучения 14 классов: 5 «А»; 5 «Б» 6 «А»; 7 «А»; 7 «Б»; 8 «А»; 8 «Б».; 9 «А», 9 «Б» – классы возрастной нормы; 5 «В»; 6 «В» 7 «В»; 7 «Г»; 9 «В» – специальные (коррекционные) классы.
На III ступени обучения 3 класса: 10 «А», 11 «А» классы естественно-математического профиля: вариант 3 – химико-биологической специализации, 11 «Б» класс технологического профиля: вариант 2 – Информатика и информационные технологии.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Федеральный компонент учебного плана выполняется полностью. Начальное общее образование реализуется по традиционным программам с использованием УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова и УМК «Школа ХХI» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования первого поколения во 2 «А», 2 «Б» классах вводится, в 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б» продолжается изучение иностранного языка с целью формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции. Для введения нового предмета в начальной школе исполнены необходимые условия: учителя иностранного языка прошли курсы НИРО по раннему обучению иностранным языкам, приобретены учебники иностранного языка для 2 кл., для 3 и 4 классов.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования в 3 классе вводится, в 4 классе продолжается курс «Информатика и ИКТ» по первому варианту: 1час в неделю в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». Для введения нового предмета в начальной школе исполнены необходимые условия: учителя начальных классов прошли курсы по методике преподавания данного предмета, в школе имеется компьютерный класс, приобретены необходимые учебники.
Предмет ОБЖ изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир» (20% от объема учебного материала).
Во 2-х – 4-х начальных классах предметы компонента образовательного учреждения введены на основании запросов родителей обучающихся, более 72% родителей выразили желание того, чтобы их дети изучали данный курс. Курс изучается в объеме 1 часа в неделю и представлен предметами «Гражданское образование» и «История». Данные предметы введены в целях создания условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. По итогам административного контроля за изучением предметов компонента образовательного учреждения все учащиеся 2-4 классов успешно осваивают программы по «Гражданскому образованию» и «Истории».
В школе имеется УМК по данным курсам, учителя, работающие в этих классах, прошли соответствующую курсовую подготовку.
Часы компонента образовательного учреждения по запросам родителейиспользуются:
На изучение предметов «Гражданское образование» и «История» в 2 «А», 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б» классах;
На групповые занятия «Решение нестандартных задач по математике» (по 1 часу) во 2 «А»; 2 «Б» классах с целью развития мышления детей и владения различными способами решения нестандартных задач;
На групповые занятия «Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку и математике» в 2 «А», 2 «Б», 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б» классах для работы с мотивированными учащимися по выполнению заданий повышенной сложности.
На групповые занятия «Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку» в 2 «А», 2 «Б»классах для работы с мотивированными учащимися по выполнению заданий повышенной сложности,
На групповые занятия по программе социокультурного курса «Истоки» в 3«Б» классе – по запросу родителей.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ VII вида
Обязательные занятия по выбору в 4 «В» классе (1 час) и факультативные занятия во 2 «В», 3 «В» классах (по 1 часу) использованы на изучение предмета «Детская риторика» с целью развития навыка речи и культуры общения, навыка работы с различными видами текста, навыка владения различными жанрами речи.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия во 2 «В», 3 «В», 4 «В» классах используются на педагогическую, психологическую коррекцию и логопедические занятия (по 1 часу в каждом классе) для преодоления недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, регуляции эмоционального и социального поведения.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Федеральный компонент учебного плана на II ступени обучения реализуется полностью.
Учебные предметы «Музыка» и «ИЗО» представлены следующим образом: в 8 классе 1 полугодие «Музыка», 2полугодие – «ИЗО», в 9 классе 1 полугодие «ИЗО», 2-е – «Музыка»
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 ";О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 ";Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"; в объем недельной учебной нагрузки в 5-х классах вводится третий час физической культуры. Введение третьего часа физической культуры продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни
В связи с социальным заказом общества, а, также опираясь на результаты анкетирования родителей и обучающихся (78-92% родителей выразили желание изучать этот курс). По итогам административного контроля за изучением предметов компонента образовательного учреждения все учащиеся 5-8 классов успешно осваивают программы по «Экономике», «Информатике и ИКТ», «Религии России», «Географическое краеведение», «Географическое краеведение», «Биологическое краеведение». Компонент образовательного учреждения представлен следующими учебными курсами:
«Экономика» продолжение курса в 7-8-х классах;
«Информатика и ИКТ» вводится в 5-х классах с дальнейшим продолжением курса в 6-7-х классах;
«Религии России» вводится в 8-х классах и продолжается в 9-х классах.
на изучение курсов:
«Географическое краеведение» – в 6-х классах. Он является первым курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве области. Изучение Нижегородской области в 6 классе направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.
«Биологическое краеведение» – в 6-х классах. Курс максимально направлен на формирование экологического мышления и культуры школьников, понимания ценности жизни, биологического разнообразия, формирование любви к малой родине.
Содержание компонента определялось с учетом наличия УМК и соответствующей подготовки учителей. По этим предметам есть учебные программы и учебники, вошедшие в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Учителя, ведущие эти предметы, прошли курсовую подготовку и имеют первую и высшую квалификационную категорию.
В 5-х – 8-х классах компонент образовательного учреждения учебного плана использован на групповые занятия по курсам:
«Секреты русской орфографии» (5, 7, 8 кл.),
«Практикум по решению сложных математических задач» (5, 6, 7, 8 кл.),
«Физика служит человеку» (8 кл.),
«Химия и окружающая среда» (8 кл.)
с целью повышения эффективности организации работы с одаренными обучающимися и качества обучения. Проведенный за три года анализ достижений учащихся в предметных олимпиадах, научных конференциях свидетельствует о недостаточной работе с одаренными детьми. Групповые занятия помогут обучающимся достигнуть более высоких результатов по изучению данных предметов и привлечь старших школьников (8 кл.) к научно-исследовательской работе. Механизм формирования групп для занятий стабилен в течение всего учебного года. Предполагается включить в них обучающихся с развитым понятийным мышлением, исходя из психологического мониторинга опытно-экспериментальной работы, с учетом уровня качества освоения ими предметов (7-10 человек). Для развития и углубления навыков различных видов речевой деятельности, для приобретения учащимися новых умений и навыков так называемой речевой компетенции языковых действий в 5-х классах вводится курс «Практика общения на английском языке», с его дальнейшим продолжением в 6-9 классах. Группы по курсам «Физика служит человеку», «Химия и окружающая среда» в 8-х классах будут формироваться на основе двух классов.
В 9-х классах 2 часа компонента образовательного учреждения используется:
на предметы «Экономика» и «Религии России» для полного завершения курсов.
В целях оказания подросткам педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной школы, в 9-х классах за счет школьного компонента вводится предпрофильная подготовка по программе ПМС-центра «Профессиональное самоопределение школьников».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ
В 9 классе компонент образовательного учреждения «Обязательные занятия по выбору» используется на введение курса «Социальная адаптация».
Основная цель занятия: формировать профессиональное самоопределение подростков, оптимизировать освоение ими социальных профессиональных ролей. Диагностическое исследование обучающихся 8 «В» класса на конец 2010/2011 учебного года по анкетам «Ориентация», «Дифференциально-диагностический опросник» Климова показало, что 56% обучающихся данного класса не имеют определенных профессиональных намерений, интересы и склонности не дифференцированы. Поэтому введение профориентационного курса «Социальная адаптация» в 2011/2012 учебном году для обучающихся 9 «В» класса является актуальным и востребованным.
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отведены для занятий с обучающимися по основным предметам («Русский язык» и «Математика»), а также для занятий психологической и логопедической коррекции с целью развития основных процессов мыслительной деятельности, развития речи и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся.
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ
ЕСТЕСТВЕННО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Вариант 3 – химико-биологическая специализация
На профильном уровне в 10 «А» классе будут изучаться предметы: «Математика», «Биология», «Химия».
В качестве элективных предметов учащимся предлагаются следующие курсы:
«Решение химических задач» - курс введен с целью надстройки профильного предмета «Химия», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;
«Методы решения физических задач» - курс введен в для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки;
«Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология»;
«Основы медицинской генетики» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология»;
«Человек и его здоровье»- курс введен с целью надстройки предмета «Биология» и получения специальных знаний об организме человека;
«Микробиология» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология»;
«Латинский язык» - курс введен с целью удовлетворения познавательного интереса обучающихся об основах латинского языка и медицинских терминов.
На профильном уровне в 11 «А» классе изучаются предметы: «Биология», «Химия», «География» и «Экология». Математика в 11 «А» классе из разряда профильных переведена на базовый уровень.
В качестве элективных предметов учащимся 11 «А» класса предлагаются следующие курсы:
«Решение химических задач» - курс продолжается с целью надстройки профильного предмета «Химия», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;
«Методы решения физических задач» продолжается в 11 «А» классе для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки;
«Основы медицинской генетики» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология» и получения специальных знаний об организме человека;
«Человек и его здоровье»- курс введен с целью удовлетворения познавательного интереса обучающихся о человеке и развитии специальных знаний об организме человека;
«Микробиология» - курс введен с целью удовлетворения познавательного интереса обучающихся о причинах возникновения наследственных болезней и формирования практических навыков по основным методам генетического обследования.
«Экология» - курс продолжается с целью надстройки предмета «Биология», изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, ее групп и индивидуалов, влияние природной среды на человека.
«Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» вводится в 11 «Б» классе для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Вариант 2 – информатика и информационные технологии.
На профильном уровне будут изучаться предметы: «Математика»; «Физика», «Информатика и ИКТ».
Образовательная область «Естествознание» в базовых учебных предметах должна быть представлена учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология» по 1 часу. Так как предмет «Физика» изучается на профильном уровне (3ч.), то на базовом уровне он не изучается и 1 час переходит в учебный предмет «Химия» для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки.
В качестве элективных предметов учащимся предлагаются следующие курсы:
«Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» продолжается в 11 «Б» классе с целью надстройки предмета «Алгебра и начала анализа», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;
«Математические основы информатики» интегрированный курс продолжается в 11 «Б» классе с целью надстройки предмета «Информатика и ИКТ», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;
«Методы решения нестандартных задач по физике» продолжается в 11 «Б» классе с целью надстройки предмета «Физика», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;
«Основы программирования на примере VISUAL » - курс введен в 11 «Б» с целью надстройки предмета «Информатика и ИКТ», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(пятидневная учебная неделя при продолжительности урока 35, 40 минут)
1 класс
Образовательные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||
1 «А» | 1 «Б» | 1 «В» С(К)К VII вида | ||
Филология | Русский язык | 5 | 5 | 5 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | |
Математика | Математика | 4 | 4 | 4 |
Естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 |
ИЗО | 1 | 1 | 1 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 2 |
Ритмика | 1 | |||
Обязательная нагрузка | 21 | 21 | 21 | |
Максимальный объем недельной нагрузки | 21 | 21 | 21 |
Похожие документы:
Юго-восточное окружное управление образования
Основная образовательная программа... учебныйгод 2009-2010 учебныйгод 2010-2011учебныйгод2011-2012учебныйгод начало учебногогода 471 474 524 490 конец учебногогода ... потребностей и формирования учебногопланана2012-2013 учебныйгод. 4.Реализация общешкольного проекта ...Учебный план на 2011/2012 учебный год 3 курс для 10-12 групп 5 семестр
Документ... сессия с 02. 07. 2012 г. по 14. 07. 2012 г. Учебныйпланна2011/2012учебныйгод 3 курс для 13-18 ... групп 5 семестр № п/п Дисциплина Учебные часы Зачёт ...Учебный план на 2011/2012 учебный год Специальность «Социальная работа»
ДокументУчебныйпланна2011/2012учебныйгод Специальность «Социальная работа» Второй курс 3 ...Учебный план на 2011/2012 учебный год Специальность «Социология»
ДокументУчебныйпланна2011/2012учебныйгод Специальность «Социология» Первый курс 1 семестр 2 ...Учебный план на 2011-2012 учебный год (2)
ЛитератураУчебныйпланна2011-2012учебныйгод МОУ городского ... 3 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 1 1 Профильные учебные предметы Алгебра и начала анализа 4 Физика ... Русское речевое общение 1 1 1 Элективные учебные курсы Физика в биологии и медицине 1 ...Учебный план на 2011-2012 учебный год государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
Закон... В.А. Приказ от «16_» ___июня__ 2011 г. № _______ УЧЕБНЫЙПЛАННА2011-2012УЧЕБНЫЙГОД государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной ...