Главная > Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»

на 2011/2012 учебный год

Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» составлен на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области, утвержденного приказом № 57 Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.05.2003г., приказа № 224 от 15.03.2010г. Министерства образования и науки Нижегородской области «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период», а также Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, Письма министерства образования Нижегородской области от 08.04 2011 № 316-01-52-1403/11 «О введении третьего часа физической культуры».

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» – общеобразовательная школа с классами возрастной нормы и специального (коррекционного) обучения на I и II ступенях обучения, а также с профильными классами на III ступени.

На I ступени обучения 12 классов: 1 «А»; 1 «Б»; 2 «А»; 2 «Б»; 3 «А»; 3 «Б»; 4 «А», 4 «Б» – классы возрастной нормы; 1 «В»; 2 «В»; 3 «В»; 4 «В» – специальные (коррекционные) классы VII вида. Вся начальная школа работает по традиционной программе, в том числе 2 «А», 3 «Б» и 4 «А» по УМК под ред. Н.Ф. Виноградовой. В первых классах используется УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова. Учащиеся 1-х классов обучаются по пятидневной учебной неделе, продолжительность уроков 35 - 40 минут; 2-4 классов – по шестидневной неделе, продолжительность уроков 40 минут.

На II ступени обучения 14 классов: 5 «А»; 5 «Б» 6 «А»; 7 «А»; 7 «Б»; 8 «А»; 8 «Б».; 9 «А», 9 «Б» – классы возрастной нормы; 5 «В»; 6 «В» 7 «В»; 7 «Г»; 9 «В» – специальные (коррекционные) классы.

На III ступени обучения 3 класса: 10 «А», 11 «А» классы естественно-математического профиля: вариант 3 – химико-биологической специализации, 11 «Б» класс технологического профиля: вариант 2 – Информатика и информационные технологии.

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Федеральный компонент учебного плана выполняется полностью. Начальное общее образование реализуется по традиционным программам с использованием УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова и УМК «Школа ХХI» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования первого поколения во 2 «А», 2 «Б» классах вводится, в 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б» продолжается изучение иностранного языка с целью формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции. Для введения нового предмета в начальной школе исполнены необходимые условия: учителя иностранного языка прошли курсы НИРО по раннему обучению иностранным языкам, приобретены учебники иностранного языка для 2 кл., для 3 и 4 классов.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования в 3 классе вводится, в 4 классе продолжается курс «Информатика и ИКТ» по первому варианту: 1час в неделю в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». Для введения нового предмета в начальной школе исполнены необходимые условия: учителя начальных классов прошли курсы по методике преподавания данного предмета, в школе имеется компьютерный класс, приобретены необходимые учебники.

Предмет ОБЖ изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир» (20% от объема учебного материала).

Во 2-х – 4-х начальных классах предметы компонента образовательного учреждения введены на основании запросов родителей обучающихся, более 72% родителей выразили желание того, чтобы их дети изучали данный курс. Курс изучается в объеме 1 часа в неделю и представлен предметами «Гражданское образование» и «История». Данные предметы введены в целях создания условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. По итогам административного контроля за изучением предметов компонента образовательного учреждения все учащиеся 2-4 классов успешно осваивают программы по «Гражданскому образованию» и «Истории».

В школе имеется УМК по данным курсам, учителя, работающие в этих классах, прошли соответствующую курсовую подготовку.

Часы компонента образовательного учреждения по запросам родителейиспользуются:

  • На изучение предметов «Гражданское образование» и «История» в 2 «А», 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б» классах;

  • На групповые занятия «Решение нестандартных задач по математике» (по 1 часу) во 2 «А»; 2 «Б» классах с целью развития мышления детей и владения различными способами решения нестандартных задач;

  • На групповые занятия «Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку и математике» в 2 «А», 2 «Б», 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б» классах для работы с мотивированными учащимися по выполнению заданий повышенной сложности.

  • На групповые занятия «Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку» в 2 «А», 2 «Б»классах для работы с мотивированными учащимися по выполнению заданий повышенной сложности,

  • На групповые занятия по программе социокультурного курса «Истоки» в 3«Б» классе – по запросу родителей.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ VII вида

Обязательные занятия по выбору в 4 «В» классе (1 час) и факультативные занятия во 2 «В», 3 «В» классах (по 1 часу) использованы на изучение предмета «Детская риторика» с целью развития навыка речи и культуры общения, навыка работы с различными видами текста, навыка владения различными жанрами речи.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия во 2 «В», 3 «В», 4 «В» классах используются на педагогическую, психологическую коррекцию и логопедические занятия (по 1 часу в каждом классе) для преодоления недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, регуляции эмоционального и социального поведения.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Федеральный компонент учебного плана на II ступени обучения реализуется полностью.

Учебные предметы «Музыка» и «ИЗО» представлены следующим образом: в 8 классе 1 полугодие «Музыка», 2полугодие – «ИЗО», в 9 классе 1 полугодие «ИЗО», 2-е – «Музыка»

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 ";О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 ";Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"; в объем недельной учебной нагрузки в 5-х классах вводится третий час физической культуры. Введение третьего часа физической культуры продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни

В связи с социальным заказом общества, а, также опираясь на результаты анкетирования родителей и обучающихся (78-92% родителей выразили желание изучать этот курс). По итогам административного контроля за изучением предметов компонента образовательного учреждения все учащиеся 5-8 классов успешно осваивают программы по «Экономике», «Информатике и ИКТ», «Религии России», «Географическое краеведение», «Географическое краеведение», «Биологическое краеведение». Компонент образовательного учреждения представлен следующими учебными курсами:

  • «Экономика» продолжение курса в 7-8-х классах;

  • «Информатика и ИКТ» вводится в 5-х классах с дальнейшим продолжением курса в 6-7-х классах;

  • «Религии России» вводится в 8-х классах и продолжается в 9-х классах.

на изучение курсов:

  • «Географическое краеведение» – в 6-х классах. Он является первым курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве области. Изучение Нижегородской области в 6 классе направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.

  • «Биологическое краеведение» – в 6-х классах. Курс максимально направлен на формирование экологического мышления и культуры школьников, понимания ценности жизни, биологического разнообразия, формирование любви к малой родине.

Содержание компонента определялось с учетом наличия УМК и соответствующей подготовки учителей. По этим предметам есть учебные программы и учебники, вошедшие в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Учителя, ведущие эти предметы, прошли курсовую подготовку и имеют первую и высшую квалификационную категорию.

В 5-х – 8-х классах компонент образовательного учреждения учебного плана использован на групповые занятия по курсам:

  • «Секреты русской орфографии» (5, 7, 8 кл.),

  • «Практикум по решению сложных математических задач» (5, 6, 7, 8 кл.),

  • «Физика служит человеку» (8 кл.),

  • «Химия и окружающая среда» (8 кл.)

с целью повышения эффективности организации работы с одаренными обучающимися и качества обучения. Проведенный за три года анализ достижений учащихся в предметных олимпиадах, научных конференциях свидетельствует о недостаточной работе с одаренными детьми. Групповые занятия помогут обучающимся достигнуть более высоких результатов по изучению данных предметов и привлечь старших школьников (8 кл.) к научно-исследовательской работе. Механизм формирования групп для занятий стабилен в течение всего учебного года. Предполагается включить в них обучающихся с развитым понятийным мышлением, исходя из психологического мониторинга опытно-экспериментальной работы, с учетом уровня качества освоения ими предметов (7-10 человек). Для развития и углубления навыков различных видов речевой деятельности, для приобретения учащимися новых умений и навыков так называемой речевой компетенции языковых действий в 5-х классах вводится курс «Практика общения на английском языке», с его дальнейшим продолжением в 6-9 классах. Группы по курсам «Физика служит человеку», «Химия и окружающая среда» в 8-х классах будут формироваться на основе двух классов.

В 9-х классах 2 часа компонента образовательного учреждения используется:

на предметы «Экономика» и «Религии России» для полного завершения курсов.

В целях оказания подросткам педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной школы, в 9-х классах за счет школьного компонента вводится предпрофильная подготовка по программе ПМС-центра «Профессиональное самоопределение школьников».

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ

В 9 классе компонент образовательного учреждения «Обязательные занятия по выбору» используется на введение курса «Социальная адаптация».

Основная цель занятия: формировать профессиональное самоопределение подростков, оптимизировать освоение ими социальных профессиональных ролей. Диагностическое исследование обучающихся 8 «В» класса на конец 2010/2011 учебного года по анкетам «Ориентация», «Дифференциально-диагностический опросник» Климова показало, что 56% обучающихся данного класса не имеют определенных профессиональных намерений, интересы и склонности не дифференцированы. Поэтому введение профориентационного курса «Социальная адаптация» в 2011/2012 учебном году для обучающихся 9 «В» класса является актуальным и востребованным.

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отведены для занятий с обучающимися по основным предметам («Русский язык» и «Математика»), а также для занятий психологической и логопедической коррекции с целью развития основных процессов мыслительной деятельности, развития речи и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся.

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ

ЕСТЕСТВЕННО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Вариант 3 – химико-биологическая специализация

На профильном уровне в 10 «А» классе будут изучаться предметы: «Математика», «Биология», «Химия».

В качестве элективных предметов учащимся предлагаются следующие курсы:

  • «Решение химических задач» - курс введен с целью надстройки профильного предмета «Химия», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;

  • «Методы решения физических задач» - курс введен в для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки;

  • «Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология»;

  • «Основы медицинской генетики» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология»;

  • «Человек и его здоровье»- курс введен с целью надстройки предмета «Биология» и получения специальных знаний об организме человека;

  • «Микробиология» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология»;

  • «Латинский язык» - курс введен с целью удовлетворения познавательного интереса обучающихся об основах латинского языка и медицинских терминов.

На профильном уровне в 11 «А» классе изучаются предметы: «Биология», «Химия», «География» и «Экология». Математика в 11 «А» классе из разряда профильных переведена на базовый уровень.

В качестве элективных предметов учащимся 11 «А» класса предлагаются следующие курсы:

  • «Решение химических задач» - курс продолжается с целью надстройки профильного предмета «Химия», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;

  • «Методы решения физических задач» продолжается в 11 «А» классе для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки;

  • «Основы медицинской генетики» - курс введен с целью надстройки предмета «Биология» и получения специальных знаний об организме человека;

  • «Человек и его здоровье»- курс введен с целью удовлетворения познавательного интереса обучающихся о человеке и развитии специальных знаний об организме человека;

  • «Микробиология» - курс введен с целью удовлетворения познавательного интереса обучающихся о причинах возникновения наследственных болезней и формирования практических навыков по основным методам генетического обследования.

  • «Экология» - курс продолжается с целью надстройки предмета «Биология», изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, ее групп и индивидуалов, влияние природной среды на человека.

  • «Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» вводится в 11 «Б» классе для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Вариант 2 – информатика и информационные технологии.

На профильном уровне будут изучаться предметы: «Математика»; «Физика», «Информатика и ИКТ».

Образовательная область «Естествознание» в базовых учебных предметах должна быть представлена учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология» по 1 часу. Так как предмет «Физика» изучается на профильном уровне (3ч.), то на базовом уровне он не изучается и 1 час переходит в учебный предмет «Химия» для развития содержания одного из базовых учебных предметов и получения дополнительной подготовки.

В качестве элективных предметов учащимся предлагаются следующие курсы:

  • «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» продолжается в 11 «Б» классе с целью надстройки предмета «Алгебра и начала анализа», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;

  • «Математические основы информатики» интегрированный курс продолжается в 11 «Б» классе с целью надстройки предмета «Информатика и ИКТ», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;

  • «Методы решения нестандартных задач по физике» продолжается в 11 «Б» классе с целью надстройки предмета «Физика», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным;

  • «Основы программирования на примере VISUAL » - курс введен в 11 «Б» с целью надстройки предмета «Информатика и ИКТ», чтобы дополненный предмет стал в полной мере углубленным.

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(пятидневная учебная неделя при продолжительности урока 35, 40 минут)

1 класс

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 «А»

1 «Б»

1 «В» С(К)К VII вида

Филология

Русский язык

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

Математика

Математика

4

4

4

Естествознание

Окружающий мир

2

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

ИЗО

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

2

Ритмика

1

Обязательная нагрузка

21

21

21

Максимальный объем недельной нагрузки

21

21

21



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Юго-восточное окружное управление образования

    Основная образовательная программа
    ... учебныйгод 2009-2010 учебныйгод 2010-2011учебныйгод2011-2012учебныйгод начало учебногогода 471 474 524 490 конец учебногогода ... потребностей и формирования учебногопланана2012-2013 учебныйгод. 4.Реализация общешкольного проекта ...
  2. Учебный план на 2011/2012 учебный год 3 курс для 10-12 групп 5 семестр

    Документ
    ... сессия с 02. 07. 2012 г. по 14. 07. 2012 г. Учебныйпланна2011/2012учебныйгод 3 курс для 13-18 ... групп 5 семестр № п/п Дисциплина Учебные часы Зачёт ...
  3. Учебный план на 2011/2012 учебный год Специальность «Социальная работа»

    Документ
    Учебныйпланна2011/2012учебныйгод Специальность «Социальная работа» Второй курс 3 ...
  4. Учебный план на 2011/2012 учебный год Специальность «Социология»

    Документ
    Учебныйпланна2011/2012учебныйгод Специальность «Социология» Первый курс 1 семестр 2 ...
  5. Учебный план на 2011-2012 учебный год (2)

    Литература
    Учебныйпланна2011-2012учебныйгод МОУ городского ... 3 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 1 1 Профильные учебные предметы Алгебра и начала анализа 4 Физика ... Русское речевое общение 1 1 1 Элективные учебные курсы Физика в биологии и медицине 1 ...
  6. Учебный план на 2011-2012 учебный год государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

    Закон
    ... В.А. Приказ от «16_» ___июня__ 2011 г. № _______ УЧЕБНЫЙПЛАННА2011-2012УЧЕБНЫЙГОД государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной ...

Другие похожие документы..