Главная > Документ


О проблемах сохранения и развития сельских библиотек

В России насчитывается около 38 тыс. сельских библиотек, что составляет 80% всей общедоступной библиотечной сети страны. Сельские библиотеки обслуживают больше 20 млн. читателей (в сельской местности проживает 38,8 млн. человек). В 2002 г. зарегистрировано около 190 млн. их посещений. Сельские библиотеки являются одними из немногих общедоступных учреждений культуры на селе, выполняющими целый ряд важных социальных функций. Они относятся к компетенции местных органов власти, являясь, как правило, филиалами библиотечных систем, центральные библиотеки которых находятся в районных центрах. Материально-техническая база сельских библиотек в последние 15 лет
в целом неуклонно ухудшалась, приобретение новой литературы находилось и остается на недопустимо низком уровне. Многие сельские библиотеки получают только 1–2 газеты. Расходы на приобретение новых изданий в 2002 году составили всего 3 рубля в расчете на одного жителя. Выход в Интернет имеет всего 100 библиотек. В результате жители села обладают весьма ограниченными возможностями получения информации и новых знаний. Отсутствие у органов местного самоуправления и региональных органов власти необходимых средств, а также общегосударственный масштаб и глубина деструктивных изменений в социально-экономической сфере на селе ставит задачу сохранения и развития сельских библиотек на уровень общегосударственных задач. К сожалению, органами власти на местах не всегда и не везде осознается необходимость решения проблем сохранения и развития сельских библиотек.
В то же время следует подчеркнуть, что, несмотря на существенное сокращение социально-экономической инфраструктуры села, сеть сельских библиотек в целом сохранилась. В последние годы наметились некоторые положительные тенденции: увеличивается приобретение новой литературы, начинается компьютеризация, в некоторых регионах созданы образцы современной сельской библиотеки – модельные сельские библиотеки. Государственная библиотечная политика в отношении сельских библиотек должна быть направлена на их техническую и технологическую модернизацию, развитие информационных функций, более активное вовлечение в процессы развития, которыми охвачены библиотеки федерального и регионального уровней. Необходимо тиражировать опыт создания модельных сельских библиотек, привлекать для их модернизации все уровни власти. Это будет содействовать устранению информационного неравенства и культурной изоляции жителей села.

Коллегия решила:

1. Одобрить основные подходы Отдела библиотек к формированию политики Минкультуры России
в отношении сельских библиотек, в настоящее время включающей в себя:

- мониторинг состояния и деятельности сельских библиотек страны;

- выработку научно-методических подходов к решению проблем сохранения и развития сельских библиотек;

- осуществление пилотных проектов, направленных на модернизацию сельских библиотек, выработку и распространение научно-методических рекомендаций по внедрению новых моделей и образцов;

- формирование и развитие партнерства с заинтересованными организациями, региональными органами власти и управления, а также координацию их деятельности;

- привлечение широкого внимания к этой проблеме федеральных, региональных и муниципальных органов власти, СМИ, некоммерческих организаций, фондов и других институтов гражданского общества.

2. Одобрить опыт работы:

- Межрегиональной ассоциации деловых библиотек, Межрегионального фонда «Открытая Россия», органов управления и библиотек Белгородской, Самарской, Тверской, Рязанской, Воронежской, Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Мордовия – по реализации проектов «Создание модельных публичных библиотек на селе» и «Создание компьютерных публичных библиотек на селе»;

- Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии, органов управления и библиотек Орловской области – по осуществлению проекта «Информационное поле орловского агрария» (Организация дистанционного обслуживания работников аграрного сектора Орловского региона ресурсами ЦНСХБ);

- Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» – по реализации программы «Сельская библиотека».

3. Отделу библиотек (Е. И. Кузьмин) обеспечить дальнейшее обобщение и распространение опыта модернизации сельских библиотек, изучить возможность привлечения различных источников финансирования для продолжения этой работы.

4. Структурным подразделениям Минкультуры России при формировании Федеральной целевой программы по проблемам культуры России на 2006–2010 годы рассмотреть возможность внесения вопросов сохранения и развития учреждений культуры на селе.

5. Рекомендовать органам управления культуры субъектов Российской Федерации при формировании целевых программ развития регионов и ежегодных бюджетов учитывать необходимость сохранения, модернизации и развития сельских библиотек.

Председатель коллегииМинистр М. Е. Швыдкой

Министерство культуры Российской Федерации

СПРАВКА

на Коллегию Минкультуры России по вопросу

«О проблемах сохранения и развития сельских библиотек»

Сельские библиотеки в основном относятся к компетенции органов местной власти. Организационно они, как правило, несамостоятельны и являются филиалами централизованных библиотечных систем, административно подчиняясь центральной библиотеке, находящейся в районном центре. Такая система библиотечного обслуживания населения сложилась в 70-е годы прошлого века и в целом продолжает сохраняться.

На 1 января 2003 г. в России насчитывалось около 38 тыс. сельских библиотек, что составляет около 80% всей общедоступной библиотечной сети страны. Сельские библиотеки обслуживают больше 20 млн. читателей (в сельской местности проживает 38,8 млн. человек). В 2002 г. зарегистрировано около 190 млн. их посещений.

Сеть сельских библиотек в основном стабилизировалась, в последние годы она сокращается ежегодно менее, чем на 0,5%.

23,7% сельских населенных пунктов имеют стационарные библиотеки, более половины поселений (52,4%) охвачено внестационарными формами.

Почти четверть сел и деревень (23,9%) лишена библиотечного обслуживания.

В то же время, в последние годы стабильно уменьшается число библиотек, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, с 1998 г. число таких библиотек сократилось на 1/3.

Своеобразие организационной структуры сети сельских библиотек определяется многообразием территориальных особенностей, числом обслуживаемых населенных пунктов, удаленностью их друг
от друга.

За 5 лет в 3 раза увеличилось число библиотек, имеющих компьютеры, но это всего 550 библиотек
и 850 компьютеров. На 20% увеличилось число библиотек, имеющих копировально-множительную технику, но это менее 700 библиотек. Значительно уменьшилось число библиотек, владеющих транспортом, их осталось менее 200.

5 лет назад факсимильную связь имело всего 8 сельских библиотек, сегодня – 28, число телефонов постоянно уменьшается и сейчас только 5,5 тыс. сельских библиотек имеет телефонную связь, а это менее 15% библиотек. Интернетом и электронной связью сегодня пользуется 100 библиотек, но это всего 0,3% даже от числа сельских. Хотя 5 лет назад ни одна сельская библиотека не имела выхода в Интернет.

Медленно, но начался рост новых поступлений в библиотечные фонды, причем стабильно увеличивается количество приобретаемых аудиовизуальных и электронных изданий. Расходы на приобретение новой литературы в 1999 г. составляли менее 1 руб. на душу населения. В 2002 г. эта цифра увеличилась до 3 руб. Тем не менее, следует особо подчеркнуть, что библиотечные фонды, в основном сформированные в 70–80-е гг. и очень слабо пополняемые впоследствии, катастрофически изношены
и в большинстве своем морально устарели.

Состояние сельских библиотек обусловлено социально-экономическим состоянием села в целом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 была принята Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Необходимость разработки и реализации такой долгосрочной целевой программы обусловлена социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе оказалась в кризисном состоянии, еще более увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30–34 лет.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

Происходящие деструктивные процессы не могли не затронуть и культурно-досуговую сферу в сельской местности. Так, число клубов и домов культуры сократилось на 23%, киноустановок – на 7%, библиотек – на 6%. Таким образом, в настоящее время в среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения
и около 25 библиотек.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.

В последние два года наметились некоторые тенденции к оживлению экономики, увеличились бюджетные ассигнования на комплектование сельских библиотек со стороны субъектов Российской Федерации.

Сельские библиотеки являются неотъемлемой и самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующими социальному и духовному возрождению сел, сохранению историко-культурного наследия России. Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь единственным источником информации и знаний для сельчан, сельские библиотеки в значительной мере выполняют функции социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры.

Потребность в библиотечных услугах приводит в сельские библиотеки разнообразные группы населения: представителей сельской администрации, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных, беженцев, людей с ограниченными возможностями, социально незащищенных. Сельская библиотека сегодня осуществляет самые разнообразные функции – образовательную, досуговую, развлекательную, самообразовательную, культурно-просветительскую, мемориальную, историко-краеведческую, оказывает социальную помощь населению. Последняя особенно развивается в отдаленных мелких деревнях и «глухих» селах, в которых нет возможности создать специализированные службы социальной поддержки населения. В последние годы в меру своих возможностей сельская библиотека стала выполнять информационные потребности различных категорий сельских жителей.

Вместе с тем, сельская библиотека, как самое востребованное учреждение культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишена условий, необходимых для удовлетворения запросов населения
и реализации своих потенциальных возможностей. В большинстве случаев наблюдается нарушение конституционных прав сельских жителей на доступ к информации. Модернизация сельских библиотек катастрофически отстает от общего уровня российских библиотек других типов.

Резко ухудшилось состояние книжных фондов сельских библиотек. Относительно высокий показатель книгообеспеченности на селе достигается, как и в прежние годы, благодаря значительному удельному весу неиспользуемой (устаревшей) части фонда. Из-за отсутствия финансовых средств, в сельские библиотеки в последнее десятилетие почти не поступала новая литература и сокращалась подписка на периодические издания, в ряде регионов до 2–3 наименований. Ситуация с периодикой стала немного улучшаться. По последним данным научных исследований количество названий периодики увеличилось в 45% сельских библиотеках, сохранилось на достигнутом уровне в 32%, сократилось – в 22% библиотек. Значительная часть сельских читателей неудовлетворена отраслевым составом фондов – отсутствует историческая, филологическая, педагогическая, другая отраслевая литература, несмотря на все возрастающую потребность на нее читателей села. Так, например, лишь пятая часть работников сельской администрации получает необходимую профессиональную информацию в сельских библиотеках. Все более критическим становится отставание сельских библиотек в оснащении техническими средствами, очень слаба их материально-техническая база, наблюдаются только зачатки процессов компьютеризации библиотек.

Cредний показатель финансовых поступлений на одну сельскую библиотеку составил 16 тыс. руб.,
в то время как на одну городскую – 457 тыс. руб. Муниципальные бюджеты районов с многочисленной сетью учреждений не в состоянии обеспечить все необходимые расходы библиотек, помимо заработной платы, текущих коммунальных платежей и минимальной подписки на периодику. Таким образом, за рамками многих муниципальных бюджетов по-прежнему остается финансовое обеспечение комплектования библиотечных фондов, технической оснащенности, укрепления материальной базы. Такая финансовая поддержка дает возможность библиотекам только выживать, но не развиваться.

На местном уровне развитие и модернизация сельских библиотек трудноразрешима в силу ограниченности средств, которыми располагают регионы. Так, в проекте программы правительства Кировской области «Социальное развитие села на 2003–2010 годы» на модернизацию библиотек запланировано 9 млн. руб. на 733 сельские библиотеки, что составляет лишь 1,6 тыс. руб. в год на одну библиотеку.

Острой проблемой, несмотря на получение ряда надбавок, по-прежнему остается низкая оплата труда сельских работников (при этом и коммунальные услуги оплачиваются не всем библиотекарям). Наблюдается серьезное устаревание профессиональных знаний, слабое освоение информационных технологий, недостаточно активная, заинтересованная позиция самих библиотекарей, что во многом влияет на обновление облика сельской библиотеки.

Старая, некомпьютеризированная, не оснащенная современной аудио- и видеовоспроизводящей техникой, не имеющая доступа в Интернет, лишенная газет, журналов и новых книг, законсервированная сельская библиотека становится тормозом, угрозой для современного и успешного развития страны, поскольку воспроизводит эталоны, образцы и алгоритмы 70-х, в лучшем случае 80-х годов прошлого века.

Эта опасность была осознана библиотечными работниками несколько лет назад и началась активная работа по привлечению общественного внимания к проблемам сельских библиотек, а следовательно, сельских жителей. Значительные усилия были предприняты на всех уровнях библиотечного сообщества. В результате сегодня уже наметились определенные положительные изменения.

Министерство культуры Российской Федерации в рамках программы «Культура России
(2001–2005 гг.)» стало осуществлять финансирование ряда проектов по модернизации сельских библиотек. В 2001–2002 гг. во многих регионах России были разработаны целевые программы в помощь развитию сельских библиотек.

В Российской Федерации прошли различные акции, направленные на поддержку сельских библиотек – первый съезд сельских библиотекарей Центрального Федерального округа России (г. Брянск), форумы, круглые столы сельских библиотекарей в Кемеровской, Курской, Нижегородской, Белгородской, Тульской, Владимирской, Вологодской, Псковской областях и многих других регионах. Характерными чертами этих мероприятий является их многоканальное финансирование, межрегиональный характер и участие, наряду с работниками библиотек, представителей органов управления разных уровней, общественных организаций и СМИ.

В ряде регионов прошли научно-практические конференции, посвященные проблемам деятельности сельских библиотек. Опубликованы сборники методических материалов, семинаров и конференций, обобщающие опыт работы сельских библиотек. Российской национальной и Российской государственной библиотеками проведено исследование «Библиотеки российского села».

Как отрадный факт по консолидации усилий сельских библиотекарей следует отметить образование в 2001 году на VI Ежегодной конференции Российской Библиотечной Ассоциации (РБА) секции сельских библиотек.

Все большее значение приобретает деятельность движения «Содружество павленковских библиотек», насчитывающее 330 библиотек в своих Свердловском, Пермском, Челябинском, Кировском, Коми-Пермяцком, Орловском, Удмуртском филиалах. Движение реализует долговременную культурно-просветительскую программу «Не дать свече погаснуть» – программу сохранения и развития сельской культуры с опорой на библиотеку как самый активный и востребованный институт.

Активная деятельность в помощь сохранению и развитию сельских библиотек была развернута в последние годы со стороны Института «Открытое общество».

С 2000 года Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» совместно с Министерством культуры при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Россия и софинансировании со стороны региональных и местных органов власти осуществляется программа «Сельская библиотека». Программа реализуется по следующим направлениям: систематическое комплектование фондов сельских библиотек, повышение профессионального уровня сельских библиотекарей, развитие сельских библиотек как центров местного сообщества. В ней принимает участие 85 регионов РФ.

В рамках этой программы в 2000–2003 гг. в сельские библиотеки поступило более 4,5 млн. экз. книг, составивших ядро библиотечного фонда. Около 500 000 экз. передано в дар сельским библиотекам, находящимся в сложных социальных и экономических условиях, пострадавшим от стихийных бедствий
и террористических актов.

В 37 регионах прошли съезды, форумы сельских библиотекарей. На базе 20 областных, краевых, городских и районных библиотек создаются региональные тренинг-центры для непрерывного профессионального образования сельских библиотекарей.

По итогам конкурса «Сельская библиотека – центр местного сообщества» поддержано 17 партнерских проектов, в которых приняли участие более 77 библиотек (от областных и районных
до сельских). Результатом их осуществления стало создание на базе сельских библиотек общедоступных центров информации по актуальным для данного региона вопросам, таким как: право, сельское хозяйство, образование, экология, туризм, краеведение и т. п. В рамках проекта библиотекам предоставляется необходимое компьютерное оборудование, теле-, видео- и аудиоаппаратура, доступ
в ИНТЕРНЕТ и т. п.

В 2003 году в Республиках Марий Эл, Башкортостан, Коми и в Ростовской области, совместно с местными администрациями, республиканскими, областными и районными библиотеками, были модернизированы 6 сельских библиотек.

В 2003 году совместными усилиями Администрации Волгоградской области, Института «Открытое общество» и Фонда «Пушкинская библиотека» был осуществлен проект по созданию первой в России модели БИБЛИОБУСА – передвижного информационого библиотечного центра для обслуживания населения, проживающего в отдаленных районах.

Цель программы «Сельская библиотека» – создание условий для комплексного развития сельских библиотек, формирование на их базе современных информационных и просветительских центров, привлечение внимания к социальным проблемам провинции, преодоление различий культурного статуса города и деревни.

С 2002 года начал осуществляться проект «Информационное поле орловского агрария (Организация дистанционного обслуживания работников аграрного сектора Орловского региона ресурсами ЦНСХБ)», рассчитанный до 2005 года.

Участниками проекта являются: Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии (ЦНСХБ), расположенная в Москве, Орловская областная библиотека им. И. А. Бунина, муниципальные централизованные библиотечные системы Орловской области и их сельские филиалы.
В настоящее время в 3-х районах Орловской области реально функционирует четырехуровневая модель информационно-библиотечного обслуживания сельских пользователей. Создан канал дистанционного продвижения информационных ресурсов от ЦНСХБ через областную, районную и сельскую библиотеки до аграриев.

За два года реализации межведомственного регионального проекта компьютеризированы 3 районных и 5 сельских библиотек. Создана первая в стране система дистанционного обслуживания работников аграрного комплекса на базе существующей инфраструктуры орловских библиотек. К концу 2005 года большая часть районов области войдет в единую библиотечную региональную систему оперативного информационного обслуживания сельских пользователей.

В 2002 году Министерством культуры Российской Федерации и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек на средства Региональной общественной организации «Открытая Россия», а также региональных и местных органов власти и спонсоров, реализован проект «Создание модельных публичных библиотек на селе» по модернизации 20 сельских библиотек в Белгородской, Рязанской, Самарской
и Тверской областях. Сельские библиотеки получили компьютеры, выход в Интернет, оргтехнику, новые книги, аудиовизуальные и электронные издания, библиотекари и актив пользователей библиотек обучены навыкам работы с электронной информацией и в сети Интернет.

Год работы этих модельных библиотек показал, что их востребованность жителями села значительно возросла, увеличилось количество читателей, они в 2–3 раза чаще стали посещать библиотеку. Примерно 60% справок выполняется за счет ресурсов Интернет. В библиотеки вернулась утраченная в последние годы категория пользователей – работающие граждане, значительно увеличилось количество посещений библиотеки детьми и молодежью. Все участники проекта отмечают, что существенно возросла роль библиотеки в жизни села. Каждая модернизированная библиотека стала объектом посещения профессионалов, органов власти всех уровней, СМИ, общественных организаций. Библиотеки привлекли внимание не только к себе, но и к самим селам.

В 2003 году проект был чуть изменен и продолжен в виде создания компьютерных публичных библиотек в сельской местности. В Чувашии, Мордовии, Воронежской и Нижегородской областях модернизировано 8 библиотек районного и 16 библиотек сельского уровней. Реализация проекта явилась катализатором модернизационных процессов в сельских библиотеках регионов. Уже полностью
на собственные средства многие участники проекта, используя созданные образцы, продолжают модернизировать сельские библиотеки. Наибольший размах это движение приобрело в Чувашской республике, где издан Указ Президента о создании в 2003–2004 гг. ста модельных библиотек. В настоящее время их открыто 36. Планируется продолжить работу и в последующие два года модернизировать еще 250 сельских библиотек.

Предпринимаемые меры следует считать только началом большой и трудной работы по сохранению и развитию сельских библиотек. В целях преодоления кризисного состояния сельских библиотек, сокращения разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности права на доступность информации, удовлетворение потребностей населения, а также в целях реализации общегосударственных задач
по возрождению села, необходима корректировка политики в отношении сельских библиотек на федеральном, региональном и местном уровнях, концентрация сил и возможностей всех заинтересованных организаций, осуществление комплексного подхода в оказании помощи этим библиотекам в модернизации, увеличение объемов их финансирования.

Заседание Комитета по образованию, культуре и делам молодежи

Законодательного собрания Республики Карелия

«О ходе выполнения законодательства Республики Карелия
в части сохранности и безопасности библиотек и библиотечных фондов»

7 апреля 2004 года состоялось заседание Комитета Законодательного собрания Республики Карелия по образованию, культуре и делам молодежи, где рассматривался вопрос «О ходе выполнения законодательства Республики Карелия в части сохранности и безопасности библиотек и библиотечных фондов».

Предлагаем вашему вниманию справку «О сохранении и безопасности библиотек и библиотечных фондов», с которой выступила на заседании исполнительный директор БАРК, заместитель директора НБ РК В. П. Лапичкова, а также Решение Комитета Законодательного собрания Республики Карелия
по образованию, культуре и делам молодежи.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, КУЛЬТУРЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    ... Республики Карелия»). БиблиотечныйвестникКарелии: Сб. Вып. 9 (16): – Петрозаводск, 2004. – 148 с. «Сохранение библиотечных фондов Республики Карелия». БиблиотечныйвестникКарелии ...
  2. Библиотечный вестник Карелии (3)

    Документ
    Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики КарелияБиблиотечныйвестникКарелии Выпуск 15 (22) «Безопасность библиотечных фондов» Петрозаводск ...
  3. Библиотечный вестник Карелии

    Документ
    ... ? …………………………………………………………………………. Издания Национальной библиотеки Республики Карелия ……………………………… 136 140 БиблиотечныйвестникКарелии Выпуск 4 (11) Краеведческая деятельность ...
  4. Библиотечный вестник карелии выпуск 2 2 (29) библиотеки карелии в 200 6 году

    Документ
    ... издание, освещающее библиотечную жизнь Республики Карелия. «БиблиотечныйвестникКарелии» является продолжением ... включены в «Концепцию «БиблиотечноговестникаКарелии». Концепция «БиблиотечноговестникаКарелии» Концепция издания представляет собой ...
  5. Библиотечное обслуживание детей и юношества в республике карелия в 2007-2008 годах

    Документ
    ... в муниципальных библиотеках Карелии: характеристика библиотечной сети, основные показатели работы / Е. А. Проскурякова // БиблиотечныйвестникКарелии. Вып. 26 ...

Другие похожие документы..