Главная > Документ


В Закон Республики Карелия «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия», который по построению и содержанию не отличается от аналогичного федерального закона, внесены дополнения его конкретными перечнями получателей обязательного экземпляра документов Республики Карелия и обязательного экземпляра документов муниципального образования (ст. 6–14). В законе достаточно четко прописан механизм доставки обязательных экземпляров, поэтому нет необходимости в подзаконном акте о порядке доставки и контроле за поступлением обязательного экземпляра его получателями.

В 2004 г. в Закон РК «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия» внесены дополнения и изменения. Если ранее в Книжную палату при Национальной библиотеке Республики Карелия поступало 2 экземпляра, то с момента принятия Закона РК № 768-ЗРК от 11.05.2004 г. «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия» эта норма изменена в соответствии с федеральным законом и прописана норма закона о поступлении 3-х обязательных экземпляров.

За 7 лет функционирования республиканского закона в республике сложилась система формирования национального библиотечно-информационного фонда Республики Карелия. Хотя из понятийного аппарата республиканского закона этот термин исключен, но в ст. 18 он прописан как «фонд организаций-получателей документов», которые, в соответствии со ст. 17, обеспечивают его постоянное хранение и общественное использование, доступность и информирование потребителей. За это время книгоиздательская отрасль Республики Карелия стабилизировалась, увеличилось число издательств
и издающих организаций (с 11 в 1997 г. до 22 в 2003 г.), увеличилось поступление названий книг и брошюр в Книжную палату при Национальной библиотеке Республики Карелия (со 132 в 1997 г. до 582
в 2003 г.).

Все издательства и издательские организации нашей республики знают об этом республиканском законе и стремятся его выполнять в части поставки обязательного экземпляра в Книжную палату при Национальной библиотеке Республики Карелия. Несколько проблематичнее обстоит дело с определением видов документов, входящих в состав обязательного экземпляра муниципальных образований. Ст. 5 дает право органам местного самоуправления определить эти виды документов, а ст. 13 определяет их количество – 2 экземпляра и место доставки – центральная библиотека муниципального образования, где изготовлен документ. Практика использования этой нормы закона показывает, что во всех муниципальных образованиях республики, хотя и нет распоряжений администраций о поставке обязательных экземпляров муниципального образования, в центральные библиотеки поступает периодика, официальные документы, неопубликованные документы; не поступают книги и брошюры. Проблематичным является поставка обязательного экземпляра документов субъекта Российской Федерации
в Российскую Книжную палату. Анализ полноты поступления, проведенный РГБ в 1998 г., показал, что
в фонде РГБ нет около 30% документов, изданных в Карелии и поступивших в Книжную палату при Национальной библиотеке Республики Карелия. В настоящее время эта проблема еще более обострилась в связи с приостановкой действия на 2001, 2003 и 2004 гг. ст. 15 федерального и республиканского законов о 50% скидке на тарифы почтовой связи, установленные для бюджетных организаций. Даже Национальная библиотека Республики Карелия как издающая организация не может своевременно оплачивать доставку в Российскую Книжную палату своих изданий в связи с отсутствием бюджетного финансирования на эти цели.

Популяризации Закона РК «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия» и информированию общества о составе национального библиотечного фонда служит республиканский конкурс «Книга года Республики Карелия». Нормативно-правовой базой проведения конкурса являются Постановление председателя Правительства Республики Карелия № 320 от 29.11.2000 г. и Указ Главы Республики Карелия № 134 от 20.09.2002 г. Все книги и брошюры, поступающие в течение года в Книжную палату при Национальной библиотеке Республики Карелия, представляются на выставке, жюри конкурса выбирает из них книги по четырем номинациям: «Лучшая книга для детей», «Лучшее полиграфическое исполнение издания», «Лучшее художественное оформление издания», «Лучшая книга на карельском, вепсском или финском языках». Книга, победившая в нескольких номинациях, удостаивается звания «Лучшая книга года». Ежемесячно в газете «Карелия» публикуется список книг «Издано в Карелии», по итогам года составляется информационно-статистический бюллетень «Печать Республики Карелия в ... году» и «Летопись печати Республики Карелия» (ежеквартально).

Анализ состояния внедрения и использования Закона Республики Карелия «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия» показывает, что он оказал положительное влияние на формирование краеведческого фонда библиотек Республики Карелия, который для каждой библиотеки является предметом особой заботы и гордости. Независимо от политической ситуации, библиотеки формируют и сохраняют фонд краеведческой литературы, создают краеведческую библиографию, проводят активную работу по пропаганде краеведческих знаний и информации. В былые времена библиотеки на основе изучения запросов пользователей формировали списки литературы на переиздание и направляли их издателям. Распад централизованной системы книгоснабжения привел к нулевому значению работу по участию библиотек в формировании издательских планов, на уровне же Республики Карелия появилась возможность решения этой проблемы через Совет по книгоиздательской деятельности в Республике Карелия, в состав которого входит представитель главной библиотеки республики. Нормативной базой деятельности этого Совета являются Постановление Председателя Правительства Республики Карелия № 177 от 19.07.2001 г. и Указ Главы Республики Карелия № 155 от 28.10.2002 г.

Деятельность Совета направлена на координацию книгоиздательской деятельности и определение приоритетов выпуска изданий, финансируемых за счет средств республиканского бюджета. Отбор изданий, выпускаемых при государственной поддержке, осуществляется на основе конкурса, который проводит Совет на основе заявок книгоиздающих изданий. Приоритетными направлениями конкурсного отбора изданий определены: литература для детей и юношества, справочно-энциклопедическая литература, художественная литература, литература по культуре и искусству, учебная и учебно-методическая литература, научная и научно-техническая литература, литература к знаменательным датам.

Заседания Совета вызывают большой интерес у авторов и издателей, т. к. появилась возможность открытого участия в открытом конкурсе заявок на издание и реального получения бюджетных средств. За 2003 г., например, при государственной поддержке издано 20 книг, выделено на эти цели из республиканского бюджета 1 284 тыс. руб. Библиотеки получили реальную возможность приобрести книги, изданные при господдержке, потому что договором на получение бюджетных средств предусмотрена передача части тиража этих книг в библиотеки.

Одним из предназначений библиотек, всегда присутствующим в их деятельности, является участие в общественной жизни местного сообщества, изучение мнений, взглядов населения, приобщение
к взаимоотношениям с различными социальными институтами и органами власти.

Примером организации работы органов власти с населением через библиотеки в Республике Карелия является создание общественных приемных «Диалог» главного федерального инспектора в Республике Карелия и Главы Республики Карелия на базе библиотек. Нормативной базой работы общественных приемных «Диалог» являются распоряжения Главы Республики Карелия № 241-р от 19.09.2002 г.
и № 42-р от 27.01.2004 г. Главной целью создания приемных «Диалог», как обозначено в Положении
о совместной общественной приемной «Диалог» главного федерального инспектора в Республике Карелия и Главы Республики Карелия, является установление прямого взаимодействия с населением через получение информации от жителей и принятие решений по вопросам, беспокоящих население. Социальная направленность приемных «Диалог» очевидна, именно поэтому 5 из 17 приемных «Диалог», работающих в Республике Карелия, созданы на базе библиотек, в остальных приемных библиотекари входят в состав рабочих групп. Участие библиотек в приеме населения способствует информационной поддержке приемных «Диалог» и оказывает влияние на содержание работы библиотек.

За 2003 г. в приемные «Диалог» обратилось 2 175 человек. Постоянный мониторинг позволяет выделить наиболее острые проблемы, с которыми обращаются граждане: 29,9% – вопросы жилищно-коммунального хозяйства, 28,1% – вопросы социального обеспечения и социальной защиты населения, 7,7% – вопросы защиты трудовых прав, нарушений трудового законодательства, 6,5% – вопросы работы учреждений здравоохранения, 4,8% – вопросы образования, 4,4% – вопросы торговли и др. В практике работы приемных «Диалог» используются самые различные формы работы: прием населения членами Правительства Республики Карелия, изучение общественного мнения, анкетирование, обсуждение планов социально-экономического развития территорий, прием населения различными специалистами администраций местного самоуправления, проведение благотворительных акций и др.

Как свидетельство признания возможностей в развитии культуры со стороны власти библиотечное сообщество расценивает постановление Председателя Правительства Республики Карелия № 175
от 16.07.2001 г. «О премиях Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы». Премии присуждаются один раз в два года, среди них в числе премий в области культуры есть специальная номинация «Библиотечное дело». Пока лауреатов этой премии нет, но сам факт возможности получения премии Республики Карелия за достижения в области библиотечного дела – радостное явление.

Особого рассмотрения требует вопрос об ответственности за нарушения библиотечного законодательства Республики Карелия. Во всех республиканских основных библиотечных законах предусмотрены статьи об ответственности за их нарушение в соответствии с действующим законодательством. Если по уголовным и гражданским делам понятен их процессуальный порядок, то по практике использования Кодекса РФ об административных правонарушениях возникает много вопросов. В перечне правонарушений в сфере библиотечного дела, которые могут быть квалифицированы как административные правонарушения, перечислены такие: нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (ст. 7.13); уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17); мелкое хищение (ст. 7.27); нарушения в области информации (глава 13), в т. ч. нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов (ст. 13.23) и другие, которые могут встречаться
в библиотечной жизни.

Что дает сегодня библиотекам Кодекс РФ об административных правонарушениях? Несомненно, возможность правового регулирования взаимоотношений с пользователями, нарушающими правила пользования библиотеками и причиняющими вред библиотекам. Но пока практики его использования
в нашей республике нет, как нет и однозначного ответа на вопрос о необходимости внесения дополнений и изменений в Закон РК «Об административных правонарушениях» (1992 г.). Основной вопрос библиотек, регулирующий обязанности граждан, утративших или испортивших издания из фондов библиотек, регламентируется во всех библиотеках республики Постановлением Совета Министров КАССР № 318 от 07.08.1992 г. По этому постановлению пользователи библиотек обязаны или заменить, или возместить в десятикратном размере рыночную стоимость утраченных или испорченных изданий. Этот нормативно-правовой документ Республики Карелия активно используется библиотеками, применяется
в судебных делах и способствует решению вопросов сохранения библиотечных фондов. Все средства, получаемые библиотеками в качестве компенсации за утраченные или испорченные книги, используются на приобретение новой литературы, тогда как при поступлении средств при административных нарушениях они должны зачисляться в бюджет. Для нас представляет интерес опыт использования Закона Иркутской области «Об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела в Иркутской области» (1999 г.) в библиотеках, потому что сам факт наличия этого закона в одном из субъектов РФ при его успешном использовании значительно может облегчить прохождение аналогичных законов в других субъектах РФ.

Муниципальное библиотечное законодательство нашей республики находится в самом начале становления. Это связано прежде всего с весьма небольшим опытом нормотворческой работы муниципальных библиотек. Вопросы работы ЦБС, организации библиотечного обслуживания весьма редко рассматриваются органами муниципальной власти, но если и рассматриваются, то это вопросы открытия или закрытия сети; утверждения концепций развития ЦБС, программ, в т. ч. формирования фондов, информационного обеспечения населения и др.; установления доплат и надбавок библиотечным работникам; придания статуса юридического лица ЦБС, проведения аттестации библиотечных работников; утверждения категории ЦБС и показателей работы и т. д.

Муниципальное библиотечное законодательство развивается в основном последовательно за республиканским библиотечным законодательством. После принятия и утверждения республиканской целевой программы «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 г.» почти во всех муниципальных образованиях (районах, городах) были приняты аналогичные программы развития культуры в городах и районах республики, где нашло отражение развитие библиотек. В период подготовки «Концепции развития библиотечного дела в Республике Карелия до 2010 г.», принятой I съездом библиотечных работников Республики Карелия в 2002 г., во всех ЦБС были разработаны проекты собственных концепций развития, но, к сожалению, не везде они были рассмотрены в органах муниципального самоуправления.

Наибольшее количество нормативно-правовых актов органов местного самоуправления касается сети библиотек. За последние 10 лет сеть общедоступных библиотек Республики Карелия сократилась на 112 библиотек, «рекордным» в этой «грустной» цифре стал 2003 г., когда были приняты решения о закрытии 51 библиотеки. Оправдывая свои действия оптимизацией (а по сути – ликвидацией) бюджетной, в том числе библиотечной сферы, органы местной власти, невзирая ни на какие законы, открыто их нарушают, закрывая библиотеки в крупных населенных пунктах, насчитывающих 500 и даже 1000 жителей.

Спорить с местными властями, а тем более подавать документы в суд для отстаивания интересов библиотечного дела, сегодня не решается ни один руководитель ЦБС. Не помогает в отстаивании
и защите интересов пользователей библиотек общественное мнение, рекомендации библиотек – методических центров и органов вышестоящей власти. Местные власти пока еще в большинстве своем
не видят роли муниципальных библиотек в жизни местного сообщества, и библиотекам предстоит очень многое сделать в изменении взглядов власти на библиотеки.

Локальные (внутрибиблиотечные) нормативно-правовые акты достаточно активно развиваются
и внедряются в каждой библиотеке, ведь библиотеки привержены четкой внутренней организации, соблюдению технологии и стандартов, хотя и являются самыми консервативными, в лучшем понимании этого слова, учреждениями культуры, в них весьма быстрыми темпами развиваются инновации. В каждой ЦБС, во всех республиканских библиотеках есть Уставы, правила пользования библиотеками, правила предоставления платных услуг, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, технологические инструкции и еще множество различных документов. Внутрибиблиотечная документация также развивается последовательно за федеральными, республиканскими или муниципальными нормативно-правовыми актами.

Среди внутрибиблиотечных документов, например, Национальной библиотеки Республики Карелия особое значение имеет договор об обслуживании, заключаемый с 2003 г. с каждым физическим лицом, пользующимся библиотекой. В договоре определены обязанности и права пользователя и обязанности
и права библиотеки. Договор освобождает библиотеку от обязанностей предупреждать пользователя
об истечении сроков пользования книгами и другими документами и дает право устанавливать Правила пользования библиотекой, определять условия доступа к фондам библиотеки, утверждать перечень платных услуг и штрафов и устанавливать их размер, определять размер залога при выдаче документов под залог. Договор облегчил работу с пользователями и создал условия в соответствии с действующим законодательством для обращения в суд при взыскании задолженности по невозвращенным книгам
и уплате штрафа. В суде г. Петрозаводска за 2003–2004 гг. рассмотрено и выиграно более 100 дел, возвращено в библиотеку по исковым документам за утерянные книги около 31 тыс. руб., в виде штрафов – около 82 тыс. руб. Кроме того, читатели в уплату штрафа принесли книг на сумму около 29 тыс. руб., заплатили штрафов на сумму около 230 тыс. руб. Этот небольшой опыт работы по обслуживанию пользователей мы считаем успешным и рекомендуем для внедрения в ЦБС, имеющих юридическое лицо.

Подводя итоги развития библиотечного законодательства Республики Карелия за последние 10 лет, можно отметить его положительное влияние на деятельность библиотек. Сегодня нет тем в библиотечном деле, законодательно не обеспеченных, основная же проблема все-таки заключается в более эффективном использовании имеющихся нормативно-правовых актов и своевременном внесении изменений и дополнений в основные библиотечные законы и документы.

Список использованных документов

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Социздат, 2002. – 256 с. – (Б-ка журн. «Соц. защита»; № 5).

  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 28 авг. 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 35. – С. 6541–6564.

  3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 окт. 1992 г.
    № 3612-1 // Рос. газ. – 1992. – 17 нояб.; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 46. – С. 3388–3410.

  4. О библиотечном деле: Федер. закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 1. – С. 18–28.

  5. Об обязательном экземпляре документов: Федер. закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 1. – С. 7–18.

  6. Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 // Библиотека и закон. – М., 1996. – Вып. 1. – С. 169.

  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1036 [социальные нормы и нормативы] // Библиотека и закон. – М., 1996. – Вып. 1. – С. 170–172.

  8. Об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела в Иркутской области: Закон Иркут. обл. от 10 окт. 1999 г. № 47–03 // Библиотека и закон. – М., 2002.
    – Вып. 13. – С. 3–6.

* * *

  1. Об административных правонарушениях: Закон Республики Карелия от 3 июля 1992 г. // Северный курьер. – 1992. – 14 июля.

  2. О культуре: Закон Республики Карелия от 24 янв. 1995 г. № 31-ЗРК // Собрание законодательства Республики Карелия. – 1995. – № 2 (5). – С. 55–77.

  3. О республиканских целевых программах: Закон Республики Карелия от 1 апр. 1996 г. № 111-ЗРК // Карелия. – 1996. – 11 апр. – С. 7.

  4. Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия: Закон Республики Карелия
    от 5 мая 1997 г. № 185-ЗРК // Собрание законодательства Республики Карелия. – 1997. – № 7. – С. 7–13.

  5. О библиотечном деле: Закон Республики Карелия от 14 июля 1997 г. № 204-ЗРК // Собрание законодательства Республики Карелия. – 1997. – № 9. – С. 18–29.

  6. О республиканском конкурсе «Книга года Республики Карелия»: Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 29 нояб. 2000 г. № 320 // Собрание законодательства Республики Карелия. – 2000. – № 11. – С. 96–98.

  7. О премиях Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы: Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 16 июня 2001 г. № 175 // Карелия. – 2001. – 4 авг.

  8. О совете по книгоиздательской деятельности в Республике Карелия: Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 19 июля 2001 г. № 177 // Собрание законодательства Республики Карелия. – 2001. – № 7. – С. 389–390.

  9. О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия: Закон Республики Карелия от 25 июля 2002 г. № 615-ЗРК // Собрание законодательства Республики Карелия. – 2002. – № 7, ч. I. – С. 132–182 (с прил.).

* * *

  1. Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 года: Республиканская целевая программа / Министерство культуры Республики Карелия. – Петрозаводск, 2001. – 104 с.

* * *

  1. О работе государственной публичной библиотеки Республики Карелия по организации библиотечного обслуживания населения: Постановление Совета Министров КАССР. – Петрозаводск, 1991. – 3 л. – Неопублик. док.

  2. О мерах по сохранности библиотечных фондов республики: Постановление Совета Министров КАССР от 7 авг. 1992 г. № 318. – Петрозаводск, 1992. – 1 с. – Неопублик. док.

  3. Распоряжение Главы Республики Карелия от 19 сентября 2002 г. № 241-р [об общественных приемных «Диалог»]. – Петрозаводск, 2002. – [6] с. – Неопублик. док.

  4. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2003 г. № 457-р-П
    [о создании детско-юношеской библиотеки]. – Петрозаводск, 2003. – 1 с. – Неопублик. док.

  5. Распоряжение Главы Республики Карелия от 27 января 2004 г. № 42-р [об общественных приемных «Диалог»]. – Петрозаводск, 2004. – 2 л. – Неопублик. док.

* * *

  1. Борисова Е. И. Библиотечное законодательство Российской Федерации: некоторые итоги развития на рубеже тысячелетия // Библиотека и закон. – М., 2000. – Вып. 11. – С. 93–95.

  2. Гриханов Ю. А. Правовое регулирование библиотечной деятельности в субъектах Российской Федерации // Библиотека и закон. – М., 1997. – Вып. 2. – С. 51–61.

  3. Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий государственной политики
    и управление библиотечным делом: смена парадигмы. – М.: Либерия, 1999. – 223 с. – Библиогр.:
    с. 197–215.

  4. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки / Российская библиотечная ассоциация. – Новоуральск: ЦГБ, 2002. – 23 с.

  5. Фирсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек / Российская национальная библиотека. – СПб, 2000. – 256 с. – Библиогр.: с. 233–256.

  6. Фирсов В. Р. Формирование территориального библиотечного законодательства в России // Библиотека и закон. – М., 2000. – Вып. 8. – С. 186–196.

  7. Шилов Б. В. Модель Закона субъекта Российской Федерации об обязательном экземпляре документов // Библиотека и закон. – М., 2000. – Вып. 9. – С. 80–97.

  8. Эйдемиллер И. В. Региональное законодательство об обязательном экземпляре документов: современное состояние, проблемы, перспективы / Библиотека и закон. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 99–130.

  9. Юрьева Т. Ю. Стандарт публичной библиотеки и его применение в муниципальных библиотеках // Информационный бюллетень РБА. – 1999. – № 15. – С. 67–77.

Официальная информация

Коллегия Министерства культуры Российской Федерации

«О проблемах сохранения и развития сельских библиотек»

24 декабря 2003 года в Минкультуры России состоялось расширенное заседание коллегии, на котором были рассмотрены проблемы сохранения и развития сельских библиотек. Справку о состоянии
и перспективах развития сельских библиотек на Коллегию представил начальник Отдела библиотек Министерства культуры РФ Евгений Иванович Кузьмин.

Министерство культуры Российской Федерации

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

24 декабря 2003 г. № 21



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    ... Республики Карелия»). БиблиотечныйвестникКарелии: Сб. Вып. 9 (16): – Петрозаводск, 2004. – 148 с. «Сохранение библиотечных фондов Республики Карелия». БиблиотечныйвестникКарелии ...
  2. Библиотечный вестник Карелии (3)

    Документ
    Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики КарелияБиблиотечныйвестникКарелии Выпуск 15 (22) «Безопасность библиотечных фондов» Петрозаводск ...
  3. Библиотечный вестник Карелии

    Документ
    ... ? …………………………………………………………………………. Издания Национальной библиотеки Республики Карелия ……………………………… 136 140 БиблиотечныйвестникКарелии Выпуск 4 (11) Краеведческая деятельность ...
  4. Библиотечный вестник карелии выпуск 2 2 (29) библиотеки карелии в 200 6 году

    Документ
    ... издание, освещающее библиотечную жизнь Республики Карелия. «БиблиотечныйвестникКарелии» является продолжением ... включены в «Концепцию «БиблиотечноговестникаКарелии». Концепция «БиблиотечноговестникаКарелии» Концепция издания представляет собой ...
  5. Библиотечное обслуживание детей и юношества в республике карелия в 2007-2008 годах

    Документ
    ... в муниципальных библиотеках Карелии: характеристика библиотечной сети, основные показатели работы / Е. А. Проскурякова // БиблиотечныйвестникКарелии. Вып. 26 ...

Другие похожие документы..