Главная > Документ


Библиотечное законодательство Республики Карелия:

нормативно-правовые акты и практика деятельности библиотек

Деятельность любой из российских библиотек, будь то маленькая сельская библиотека, или библиотека субъекта Российской Федерации, или федеральная библиотека, направлена на выполнение основных родоначальных функций: формирование, хранение, использование фондов. Разница между этими библиотеками только в уровне ответственности: перед местным сообществом, если это сельская библиотека, перед населением субъекта Российской Федерации, если это центральная библиотека региона, перед страной, если это федеральная библиотека.

На любую библиотеку сегодня влияют все уровни законодательства: федеральное, региональное, муниципальное, локальное (внутрибиблиотечное), которые основываются на Конституции Российской Федерации, общегосударственных сводах законов и отдельных законах, кодексах и других нормативно-правовых актах. Правовое поле, на котором сегодня работают библиотеки, безгранично, практически нет ни одной отрасли в народном хозяйстве, с которым не соприкасались бы библиотеки.

Библиотечное законодательство Республики Карелия развивается вслед за библиотечным законодательством Российской Федерации. В базе данных «Законодательство Республики Карелия» () на ключевое слово «библиотека» по состоянию на 01.05.2004 г. выявлен 301 документ. Среди них документы, имеющие или прямое отношение к библиотекам, или документы,
в которых упоминаются библиотеки и библиотекари, или библиотеки называются исполнителями программ и проектов, планов и т. д. Среди нормативно-правовых библиотечных актов Республики Карелия есть и законы Республики Карелия, и распоряжения Главы Республики Карелия, и постановления Правительства Республики Карелия, и документы различных министерств нашей республики, и документы органов местного самоуправления, и документы общественных организаций, и внутренние документы библиотек.

Механизм разработки и принятия их на уровне республики не отличается от общероссийских норм. Как правило, после появления федеральных нормативно-правовых актов соответствующие органы власти и управления республики изучают их, при необходимости отражения региональных особенностей или выполнения этих актов на уровне республики готовят дополнения или планы мероприятий по внедрению федеральных документов и издают документы республиканского уровня. Именно по такому пути, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, соблюдая принципы федеративного государственного устройства и развивая региональное законодательство, прошли основные библиотечные законы нашей республики.

После принятия федеральных законов Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.) и «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.) были созданы рабочие группы из депутатов Законодательного cобрания Республики Карелия и работников учреждений культуры, в том числе библиотек. Рабочие группы «примеряли» федеральные законы к практике работы, сложившейся в учреждениях культуры и библиотеках республики, готовили дополнения и изменения к федеральным законам, вносили свои проекты законов
на рассмотрении Законодательного собрания Республики Карелия. После принятия в Законодательном cобрании Республики Карелия законы поступали на утверждение к Председателю Правительства Республики Карелия, и, таким образом, промульгация этих законов состоялась: в 1995 году был принят Закон Республики Карелия «О культуре», а в 1997 г. – Законы Республики Карелия «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия».

В большинстве своих статей эти республиканские законы повторяют нормы федеральных законов, но они для осуществления региональной государственной культурной и библиотечной политики на территории имеют весьма важное значение. Принятие Закона Республики Карелия «О культуре», внесение дополнений и изменений в него позволили сохранить в эти сложные годы большинство учреждений культуры и изменить взгляды общества на культуру как социальную сферу, призванную адаптировать человека в изменяющемся мире, и вывести культурную деятельность из разряда идеологической, политической, политизированной.

Ст. 4 Закона Республики Карелия «О культуре» относит к сфере культуры книгоиздание и библиотечное дело, деятельность по созданию произведений печати, их распространение и использование
и имеет весьма важное значение, т. к. закрепляет на законодательном уровне отнесение библиотечного дела к отрасли культуры. Ст. 19 этого же закона закрепляет целостность республиканского библиотечного фонда. Ст. 5 закона гласит, что культурные аспекты учитываются во всех государственных программах развития, а ст. 22 относит республиканские программы сохранения и развития культуры, их разработку и реализацию к сфере ответственности государства.

В соответствии со ст. 22 Закона Республики Карелия «О культуре», а также с Законом Республики Карелия «О республиканских целевых программах» (1996 г.) в 1999 г. была подготовлена республиканская целевая программа «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 г.», утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия № 153-П от 29.11.1999 г. Постановлением Правительства Республики Карелия № 217-П от 01.10.2001 г. в эту программу были внесены дополнения и изменения. Приоритетными направлениями развития культуры как в законе, так
и в программе определены: государственная поддержка юных талантов и творческой молодежи, развитие культуры в сельской местности, развитие культуры коренных народов (карел, вепсов), сохранение культурного наследия. Среди составителей программы были и библиотечные работники, во всех разделах программы есть разделы по библиотекам.

Ст. 29 закона относит к компетенции органов государственной власти РК формирование фондов развития культуры и утверждение объемов финансирования культуры из республиканского бюджета,
а также региональных нормативов финансирования культурной деятельности.

Ст. 35 развивает ст. 29 и устанавливает, что на финансирование культуры и культурной деятельности из средств республиканского бюджета направляется не менее 6%. Анализ реализации бюджетных обязательств Республики Карелия свидетельствует, что, хотя наблюдается рост вложений бюджета
в культуру (в 2003 г. – 3,6%; 2002 г. – 3,6%; 2001 г. – 3%; 2000 г. – 2,8%; 1999 г. – 2,7%; 1998 г. – 2,4% составила доля бюджетного финансирования отрасли от объема республиканского бюджета), достичь гарантированного законом размера – до 6% – удастся не очень скоро. Представляет интерес вопрос о доле или размере финансирования библиотек из этого объема финансирования культуры, который не проработан ни на федеральном, ни на республиканском уровне, поэтому потребуется провести исследование показателей деятельности по содержанию и оценке деятельности библиотек. В целом же
по республике при росте бюджетных вложений в культуру наблюдается снижение уровня финансирования библиотек (в 2003 г. 19% составляют затраты на библиотеки от затрат на культуру,
в 2001 г. – 24%, в 2000 г. – 27%).

Ст. 44 закона имеет принципиальное значение, в нее несколько раз вносили дополнения
и изменения. С 1998 г. библиотекарям, как и работникам культуры, искусства, кинематографии и образовательных учреждений культуры, устанавливается надбавка к должностному окладу за выслугу лет
в следующих размерах: от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 лет до 10 лет – 20%, от 10 до 15 лет – 30%,
от 15 лет и выше – 40%. С 1995 года за выполнение редакционно-издательских работ на карельском, вепсском и финском языках, использование этих языков в библиотеках и других учреждениях культуры устанавливается 25-процентная надбавка к должностным окладам. Эта статья используется во всех республиканских и некоторых муниципальных библиотеках республики, но ее внедрение в практику работы библиотек других ведомств, особенно федерального подчинения, имеет трудности. Если руководители учреждений, имеющих библиотеки, понимают правовое поле деятельности библиотек как единое для всех библиотек, то они используют эти статьи, если же понимают правовое поле деятельности библиотек как единое, но не имеют средств в бюджете, ссылаются на отсутствие нормы закона, распространяющей закон на библиотеки других ведомств, то библиотекари других библиотек не имеют надбавок за выслугу лет и использование языков коренных народов в практике библиотечной деятельности.

Вопрос о нормативах финансирования культуры, а значит и библиотек, в условиях нестабильного финансирования имеет жизненно важное значение для развития любого учреждения культуры. Указ Президента РФ № 769 от 23.05.1996 г. «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов» и распоряжение Правительства РФ № 1063-р от 03.07.1996 г. стали базой для разработки этих нормативов в Республике Карелия. Закон РК «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» (2000 г.) установил минимальные социальные нормативы по обеспечению населения важнейшими социально-культурными, в т. ч. библиотечными, а также жилищно-коммунальными, медицинскими, образовательными услугами, и минимальные финансовые нормативы на необходимые расходы бюджета на основании социальных нормативов. За 4 года действия в него 5 раз вносили дополнения и изменения, прокурор Республики Карелия направлял протест Главе Республики Карелия по названию самого закона и его тексту из-за несоответствия федеральным нормам.

Содержание закона как в части социальных, так и в части финансовых нормативов, какими бы ни казались они жестокими и суровыми, учитывают специфику республики. Если в выше названном распоряжении Правительства РФ среди показателей норматива обеспечения населения библиотеками речь идет о населенных пунктах от 500 человек, то в республиканском законе этот показатель снижен
до 300 человек. Эта норма республиканского закона имеет принципиальное значение для нашей северной республики, где населенный пункт с числом жителей от 300 человек является крупным. Плотность населения в республике составляет 4 человека на квадратный километр. В районных и городских центрах муниципальных образований проживает от 8,8 тысяч человек до 34,9 тысяч человек, за исключением города Петрозаводска, где проживает 266,2 тысячи человек. В среднем же в населенных пунктах республики проживает по 1 015 человек, а в сельских – 262 человека. Как в федеральном, так и в республиканском законах нет норм по библиотечному обслуживанию населенных пунктов с числом жителей до 100 человек. 45% населенных пунктов республики, где постоянно проживает население, не обеспечено библиотечным (стационарным или внестационарным) обслуживанием. Из 19 ЦБС только в одной ЦБС есть библиобус, который эксплуатируется уже более 20 лет.

При разработке этого республиканского закона в него не были включены центральные библиотеки, библиотеки-филиалы, как учреждения культуры в населенных пунктах; при этом также как среди федеральных, так и среди республиканских показателей не прописан сам факт существования ЦБС как учреждения культуры. В настоящее время Министерство культуры Республики Карелия и республиканские библиотеки готовят предложения по внесению дополнений и изменений в республиканский закон и считают необходимым включить в количественную величину показателей учреждений культуры среди библиотек: в центре муниципального образования (района, города) иметь одну центральную библиотеку, при ней – библиотеку-автомобиль; одну центральную детскую библиотеку; на территории муниципального образования – одну централизованную библиотечную систему.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
в соответствии с которым к вопросам местного значения относится организация библиотечного обслуживания, развивает Законы РК «О культуре» и «О республиканских социальных и финансовых нормативах». Органы власти и управления, а также библиотеки – методические центры стоят перед необходимостью разработки критериев и норм для муниципальных библиотек. Чем отличается библиотека населенного пункта с числом жителей от 300 до 5 тыс. человек от библиотеки населенного пункта с числом жителей от 5 до 15 тысяч человек и библиотеки в центре муниципального образования? Каковы их общие и отличительные черты? Как оценить эффективность их работы? На эти и многие другие вопросы Национальная библиотека Республики Карелия как методический центр попыталась ответить, разрабатывая дополнения к Закону РК «О республиканских социальных и финансовых нормативах», ведь
от проработки закона сегодня будет долгие годы зависеть уровень минимального финансирования библиотек.

В связи с предполагаемым в ближайшие годы изменениями механизма финансирования учреждений культуры, в том числе и библиотек на основании заказа, целесообразно отнести все формы библиотечного обслуживания к заказу. Муниципальные и республиканские библиотеки оказывают услуги всему населению, и эти услуги можно и нужно отнести к муниципальному и, соответственно, относительно к республиканским библиотекам, к социальному государственному заказу. Муниципальные и республиканские органы власти и управления, содержащие библиотеки, делают заказ библиотекам на библиотечное обслуживание населения и на формирование и сохранение библиотечных фондов и библиотек. Ни одно другое учреждение на уровне муниципального образования или столицы республики эти услуги всему населению не оказывает.

Крайне важными для разработки норматива финансирования библиотек являются критерии и нормативы. К критериям оценки качества библиотечных услуг по библиотечному обслуживанию населения муниципального образования – а это родоначальная, главная функция библиотек – можно, наверное, отнести: процент охвата населения библиотечным обслуживанием; процент населенных пунктов, имеющих библиотечное (стационарное, внестационарное, через библиотеку-автомобиль) обслуживание; обеспечение возможности для чтения (количество пользовательских рабочих мест, в т. ч. автоматизированных); степень вовлеченности пользователей библиотек в обслуживание по МБА, ВСО, ЭДД; количество мероприятий по пропаганде чтения; обновляемость фонда; объем новых поступлений в названиях и экземплярах; количество пользователей, выданных документов, посещений библиотеки. Для центральной библиотеки, кроме вышеперечисленных показателей, нужно отнести дополнительные показатели, характеризующие ее роль как центральной библиотеки: наличие концепций, программ, проектов; количество компьютерной техники; количество услуг, предоставляемых пользователям, в т. ч. в автоматизированном режиме; число обращения к электронному каталогу; наличие собственного сайта; количество командировок; количество мероприятий системы повышения квалификации; статистическое наблюдение за библиотеками.

Отдельные показатели должны быть прописаны и для республиканских библиотек. Кроме вышеназванных показателей, качество библиотечных услуг, предоставляемых республиканскими библиотеками, можно оценить по таким критериям: наличие специализированных и информационных подразделений
в библиотеке; физическое состояние фонда; перевод коллекций на другие носители информации; участие в реализации государственной библиотечной политике; наличие исследовательских работ и внедрение в практику результатов научных исследований; объем подготовленных изданий для библиотек республики; наличие специализированного обслуживания отдельных групп пользователей. Все эти критерии были выбраны как основные, характеризующие деятельность библиотек и соответствующие «Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки», работу над внедрением которого в практику работы библиотек республики, библиотеки – методические центры и Библиотечная Ассоциация Республики Карелия начинают в 2004 г.

Закон РК «О библиотечном деле» (1997 г.) построен по схеме федерального закона,
но в республиканском законе есть особенности. Если в федеральном законе в понятийный аппарат введено 6 понятий, в республиканском – 13 понятий, среди них такие, которых нет в федеральном законе: универсальная библиотека, информация, библиотечный фонд, рукописный фонд, центральная библиотека, МБА.

Включение дополнительных понятий во время подготовки проекта республиканского закона, а это 1994–1995 гг., было вынужденной мерой. Депутаты Законодательного Собрания РК, специалисты библиотек, принимавшие участие в подготовке проекта закона, считали эти понятия весьма важными. Опыта законотворческой работы в области библиотечного дела тогда не было, пользуясь правом законодательной инициативы, депутаты стремились подготовить такой проект закона, который был бы понятен всем. Понятный для библиотекарей термин «ЦБС» был дополнен расшифровкой структуры ЦБС, поэтому в термин «ЦБС» после слов «добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование» добавлены слова «в структуру ЦБС входят центральные библиотеки и библиотеки-филиалы».

Отличается от федерального закона статья республиканского закона об основных видах библиотек. Среди государственных библиотек отдельно выделена Национальная библиотека РК. Эта норма закона была сознательно включена разработчиками в перечень государственных библиотек. До 1991 г. Национальная библиотека Республики Карелия именовалась Государственной публичной библиотекой КАССР, ее функции были типичными для областных универсальных библиотек. Изменение статуса библиотеки, расширение ее функций, содержания работы, признание ее главной библиотекой республики, закрепленное постановлением Совета Министров КАССР № 327 от 05.12.1991 г. «О работе государственной публичной библиотеки Республики Карелия по организации библиотечного обслуживания» и узаконенное ст. 4 и ст. 19 Закона РК «О библиотечном деле» позволили библиотеке стать активным участником законотворческого процесса и дали возможность влиять на библиотечное дело Республики Карелия.

К государственным библиотекам в этой же статье отнесены республиканские библиотеки, но без их поименного перечисления. В период разработки нашего закона в республике функционировало, кроме Национальной библиотеки Республики Карелия, еще 3 республиканские библиотеки: Республиканская детская библиотека, Юношеская библиотека Республики Карелия, Карельская республиканская библиотека для слепых. В течение 1997–2003 гг. Министерство культуры Республики Карелия неоднократно рассматривало деятельность Республиканской детской библиотеки и Юношеской библиотеки Республики Карелия, в результате анализа их функций и роли в организации библиотечного обслуживания было принято распоряжение Правительства Республики Карелия № 457р-п от 25.11.2003 г. о реорганизации этих библиотек в форме слияния, с образованием Государственного учреждения «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия». Практика законотворчества показала дальновидность разработчиков закона и эта статья не закрывает возможность образования новых республиканских библиотек.

Через несколько статей закона проходят понятия «юридическое лицо» и «учредитель библиотеки», которые взаимосвязаны между собой. У большинства глав местных администраций
и у большинства библиотечных работников эти понятия воспринимаются как что-то абстрактное, эфемерное, необязательное. В 1997 г., когда был принят закон РК «О библиотечном деле», только 2 ЦБС
из 19 имели статус юридического лица, в 2004 г. их стало 12. И главы администрации местного самоуправления, и библиотекари задают один и тот же вопрос: зачем это надо ЦБС получать статус юридического лица? Это свидетельствует о сложившемся в доперестроечные времена стереотипе мышления о роли библиотеки как опорной базы партийной организации. Парадокс ситуации в тех муниципальных образованиях, где пока и не думают о ЦБС как о юридическом лице, как самостоятельном учреждении, как хозяйствующем субъекте, состоит в том, что ЦБС юридически несамостоятельное учреждение, является непонятно чем: то ли подразделением местной администрации, при этом ее сотрудники не являются муниципальными служащими; то ли частью отдела культуры, которые сколько хотят, столько и дают денег, утверждая при этом, что их заработали клубы, а библиотеки ничего не сделали для зарабатывания дополнительных средств.

У ЦБС впереди трудные времена. Становление ЦБС как юридического лица заставляет взглянуть
на библиотеки с точки зрения экономической целесообразности и стоимости библиотечных услуг. Органы местного самоуправления, что очевидно, будут финансировать только те услуги, которые востребованы местным сообществом и которые ни одно другое учреждение не оказывает. Овладение маркетингом и внедрение инноваций, предоставление современных, адекватных ожиданиям пользователей библиотечных услуг – вот единственный путь развития ЦБС как самостоятельного учреждения.

Ст. 12 Закона дает библиотекам право на объединение в общественные профессиональные движения и ассоциации. Изменение ситуации в социально-экономической жизни в республике, проявление кризисных явлений в библиотечном деле, внедрение информатизации подтолкнули библиотеки к объединению, и в 2002 г. на I съезде библиотечных работников Республики Карелия была создана Библиотечная Ассоциация Республики Карелия (БАРК). Среди ее учредителей – республиканские библиотеки, ЦБС республики, Петрозаводский государственный университет, Карельский научный центр РАН, Институт повышения квалификации работников образования Республики Карелия. Совет БАРК свою деятельность направляет на развитие координации и кооперации в библиотечном деле республики, повышение имиджа библиотечной профессии, внедрение «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки».

Разделы о правах и ответственности пользователей, о правах и обязанностях библиотек в федеральном и республиканском законах практически не отличаются друг от друга, есть только отличие
об условиях получения копий документов. Федеральный закон не устанавливает условий получения копий, республиканский закон в ст. 10, п. 3г устанавливает, что копию документа можно получить за установленную плату.

Разделы республиканского закона об обязанностях и компетенциях органов государственной власти и местного самоуправления также не имеют особого отличия от федерального закона, но в них весьма четко обозначена роль Законодательного cобрания Республики Карелия (ст. 7), Главы Республики Карелия (ст. 7), органов местного самоуправления (ст. 8) в области библиотечного дела. Но все же есть один пункт федерального закона (ст. 15, п. 1, п.п. 7) об отнесении к обязанностям федеральных органов государственной власти организации государственного статистического учета библиотек, который
не нашел никакого отражения в республиканском законе. Во время подготовки и принятия республиканского закона республиканский орган госстатистики – Госкомстат РК – находился в ведении федеральных органов власти, наверное, именно поэтому в республиканском законе не прописана организация статистического учета библиотек РК. Практика же ее организации в РК показывает, что поскольку составлением сводного статотчета по библиотекам системы Министерства культуры Республики Карелия, проведением паспортизации всех библиотек республики занимается Национальная библиотека Республики Карелия, то необходимо внести дополнения в республиканский закон и определить сферу ответственности Госкомстата Республики Карелия и Национальной библиотеки Республики Карелия
в организации статистического учета библиотек Республики Карелия и организации статистического наблюдения в библиотеках Республики Карелия.

Разделы республиканского закона о библиотечных фондах и особых условиях сохранения
и использования фондов библиотек как национального достояния до сих пор носят декларативный характер. Национальная библиотека Республики Карелия, центральные библиотеки муниципальных образований, а также другие организации, получающие обязательный бесплатный экземпляр документов Республики Карелия и обязательный бесплатный экземпляр документов органов местного самоуправления, должны быть отнесены к национальному и культурному достоянию народов РК и включены в «Перечень национального и культурного достояния народов РК». Нерешен вопрос о порядке отнесения библиотек и библиотечных фондов, комплектующихся на основе обязательного экземпляра, к особо ценным объектам культуры РК и их охране. Библиотечная общественность республики надеется, что принятый
в 2002 г. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов РФ» поможет разрешить эту проблему и станет нормативной базой, дополняющей эти статьи закона «О библиотечном деле», после подготовки проекта аналогичного республиканского закона.

Ст. 20 республиканского закона закрепила сложившуюся в республике систему методических центров и центральных библиотек и по своему содержанию она конкретизирует аналогичную статью федерального закона. В нашей республике уже давно нет ЦНТБ, но ее функции все же как центральной библиотеки по научно-технической информации возложены на библиотечно-библиографическую службу Карельского ЦНТИ. Будущее этой службы – весьма проблематично, требует специального рассмотрения на уровне Правительства Республики Карелия. Функции методцентра для библиотек высших и средних специальных учебных заведений возложены на Научную библиотеку Петрозаводского государственного университета, но поскольку университет относится к учреждению федерального подчинения, требует дополнительного решения вопрос о финансировании их методической функции и выплаты надбавок
за стаж, гарантированных республиканским законом.

Наиболее отличаются статьи федерального и республиканского законов о социальных гарантиях работникам библиотек. Вопросы оплаты труда и льгот отражены в специальной 33 статье, в соответствии с которой устанавливаются стажевые надбавки библиотечным работникам.

Закону Республики Карелия «О библиотечном деле» уже 7 лет, за это время депутаты Законодательного cобрания Республики Карелия и специалисты библиотек четыре раза готовили в него дополнения и изменения, на очереди в текущем году очередная доработка ведущего библиотечного закона.

Закон Республики Карелия «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия» (1997 г.) – второй по важности библиотечный закон нашей республики. Он принимался практически одновременно с Законом Республики Карелия «О библиотечном деле». Рабочая группа разработчиков закона состояла из депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия и библиотечных работников, перед которыми стояла сложная задача – убедить власти в принятии отдельных законов и заложить
в региональный закон особенности территории. Для разработки и принятия закона в республике сложилась благоприятная ситуация. Изменение статуса главной библиотеки в 1991 г. и преобразование
в структуре Национальной библиотеки Республики Карелия сектора государственной библиографии
в отдел Книжная палата при Национальной библиотеке Республики Карелия в 1995 г. показали своевременность этих решений уже при изучении федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    ... Республики Карелия»). Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 9 (16): – Петрозаводск, 2004. – 148 с. «Сохранение библиотечных фондов Республики Карелия». Библиотечный вестник Карелии ...
  2. Библиотечный вестник Карелии (3)

    Документ
    Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 15 (22) «Безопасность библиотечных фондов» Петрозаводск ...
  3. Библиотечный вестник Карелии

    Документ
    ... ? …………………………………………………………………………. Издания Национальной библиотеки Республики Карелия ……………………………… 136 140 Библиотечный вестник Карелии Выпуск 4 (11) Краеведческая деятельность ...
  4. Библиотечный вестник карелии выпуск 2 2 (29) библиотеки карелии в 200 6 году

    Документ
    ... издание, освещающее библиотечную жизнь Республики Карелия. «Библиотечный вестник Карелии» является продолжением ... включены в «Концепцию «Библиотечного вестника Карелии». Концепция «Библиотечного вестника Карелии» Концепция издания представляет собой ...
  5. Библиотечное обслуживание детей и юношества в республике карелия в 2007-2008 годах

    Документ
    ... в муниципальных библиотеках Карелии: характеристика библиотечной сети, основные показатели работы / Е. А. Проскурякова // Библиотечный вестник Карелии. Вып. 26 ...

Другие похожие документы..