Главная > Документ


  • «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 № 01- 269 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2010-2011 учебный год»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»;

  • приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 №103/3431 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году;

  • настоящие рекомендации.

Школьный курс химии состоит из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Пропедевтический концентркурса химии может быть реализован за счет компонента образовательного учреждения с 7 класса в объеме 1 час в неделю. Пропедевтический курс способствует формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, преемственности химического образования на различных ступенях общего образования.

Пропедевтический курс может реализовываться в четырех направлениях (таблица 1).

Таблица 1

Основные направления реализации пропедевтического курса по химии

Направление реализации

Авторы курса

Характерные особенности курса

I направление - введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение предметов естественного цикла.

Естествознание: Учеб. для 6–7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Хрипкова, Р.Г. Иванова, Т.В. Иванова и др.; под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение.

Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаками химических элементов, химическими формулами, валентностью), классами неорганических соединений (кислотами и основаниями) и химическими явлениями, происходящими с ними (условиями протекания химических реакций, основными типами химических реакций – разложения, соединения, горения).

Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб. для общеобр. учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа.

Реализует идею интеграции учебных предметов «Физика» и «Химия» Этот курс знакомит учащихся 5-6 классов с учебным предметом «химия», строением вещества и химическими явлениями, научными методами познания, применяемыми в химии.

II направление

Четыре блока: «Вещество», «Химическая реакция», «Химические вещества и планета Земля», «Химия в быту».

Чернобельская, Г.М., Дементьев, А.И. Введение в химию: мир глазами химика: 7 кл.: учеб. пособие для общеобр. учрежд. / Г.М. Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: Владос.

Курс «Введение в химию» дает учащимся представление о химии, как науке о веществах и их превращениях. Блок «Вещество» дает учащимся представление: о чистых веществах и смесях, способах их разделения; о химическом элементе и химической символике (знаках и формулах), об относительной атомной и молекулярной массах. Блок «Химическая реакция» знакомит учащихся с признаками химических реакций и химическими уравнениями; дает первоначальное представление о скорости химической реакции. Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде, воде и составе воздуха; на примере кислорода рассматривается явление аллотропии. Блок «Химия в быту» содержит первоначальные сведения об органических соединениях (белках, углеводах, жирах, витаминах, лекарствах), препаратах бытовой химии и косметики. Содержание учебного материала позволяет осуществлять профилактику алкоголизма и наркомании.

III направление.

Четыре блока: «Химия в центре естествознания», «Математика в химии», «Явления, происходящие с веществами», «Рассказы по химии».

Габриелян, О.С., Остроумов, И.Г., Ахлебинин, А.К. Химия. 7 класс. Вводный курс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа.

Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы. Вторая тема курса «Математика в химии» позволяет формировать у учащихся расчетные умения и навыки, необходимые при решении химических задач. Раздел курса «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химических процессов на старшей ступени обучения. Тема курса «Рассказы по химии» описывает яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, что способствует формированию у школьников интереса к изучению предмета.

IV направление реализует идею раннего систематического изучения химии как составной части школьного курса химии, разгруженного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-ой. Курс включает шесть разделов: «Предмет химии и методы ее изучения», «Строение веществ и их агрегатные состояния», «Смеси веществ и способы их разделения», «Состав веществ. Химическая символика», «Простые вещества», «Сложные вещества».

Габриелян, О.С., Остроумов, И.Г. Химия. Введение в химию вещества. 7 кл.: учеб. пособие для общеобр. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Сиринъ.

Первый раздел «Предмет химии и методы ее изучения» знакомит учащихся с краткой историей и содержанием предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество». В разделе дается представление о физических и химических явлениях, об естественнонаучных методах познания. Раздел «Строение веществ и их агрегатные состояния» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества, основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое. Раздел «Смеси веществ и способы их разделения» знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ. Раздел «Состав веществ. Химическая символика» рассматривает понятия «химический элемент», «простые и сложные вещества», «химические формулы и расчеты на их основе». Раздел «Простые вещества» дает представление о классификации простых веществ, о важнейших представителях металлов и неметаллов. Шестой, заключительный раздел «Сложные вещества» содержит информацию об основных классах неорганических соединений и важнейших представителях этих классов.

Базовый концентр химического образования реализуется в основной школе. Инвариантной частью ОБУП (приказ ГУОиН от 01.07.2004 г. №02-678) на изучение базового систематического курса химии 8-9 класса отводится 2 часа в неделю (140 часов за два года).

В основу создания базисного учебного плана среднего (полного) общего образования положена идея двухуровневого (базового и профильного) государственного стандарта общего образования по каждому учебному предмету. Каждый предмет может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения на базовом или профильном уровне.

В рамках универсального (непрофильного) обучения предлагается изучение химии 1 час в неделю. Однако этого времени недостаточно для того, чтобы раскрыть основные законы и понятия химической науки. Рекомендуем образовательным учреждениям реализовывать 2-х часовую программу по химии за счет компонента образовательного учреждения. Дополнительный час в неделю может быть предоставлен из числа часов компонента образовательного учреждения.

При обучении химии на базовом уровне целесообразно организовывать такие виды деятельности, как самостоятельная работа с текстом, составление обобщающих таблиц, описание свойств веществ и химических процессов по определенному плану, написание рефератов, творческих работ, позволяющих на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности. Поскольку одночасовой курс химии не предполагает большого числа лабораторных опытов и практических работ, то химические свойства веществ желательно рассматривать с учетом их практического применения. Химический эксперимент необходимо направить на развитие у школьников навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений выполнить, а затем проанализировать химический опыт, описать и объяснить наблюдаемые химические явления.

Профильный концентр изучения курса химии на старшей ступени школы может осуществляться в нескольких вариантах.

Вариант 1 – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс в объеме 70 учебных часов (1 час в неделю). Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально-экономический, гуманитарный, информационно-технологический, художественно-эстетический.

Вариант 2 – курс химии может изучаться на профильном уровне в объеме 140 учебных часов (2 часа в неделю). Этот вариант рекомендуется для физико-математического, агротехнологического и биолого-географического профилей.

Вариант 3 – изучение химии как профильного предмета в объеме 210-350 учебных часов, т.е. 3-5 часов в неделю (за счет компонента общеобразовательного учреждения). Этот вариант рекомендуется для классов химико-биологического и физико-химического профилей.

Особенности содержания курса химии для профильных классов.

В классах, где химия является профильным предметом, возможно использование эвристических и исследовательских методов, которые могут быть реализованы в виде проблемных лекций, дискуссий (семинаров), самостоятельных работ учащихся исследовательского, творческого характера, включающих выполнение опытов, конструирование приборов, изготовление моделей, отражающих строение веществ, построение графиков, схем, решение расчетных и экспериментальных задач. Химический эксперимент в профильных классах может иметь форму практикумов, позволяющих проводить исследования, подтверждающие изученные теоретические положения, выполнять опыты по распознаванию, получению и изучению свойств веществ и т.д.

В классах и школах физико-химического профиля больший удельный вес должна иметь общая и неорганическая химия, меньший – органическая химия. Содержание общей и неорганической химии предоставляет реальные возможности для налаживания межпредметных связей с физикой и математикой. У учащихся должно сложиться представление о химии как о точной науке, имеющей общие объекты, изучаемые физикой и химией, использующей общие методы познания. Акценты в содержании возможны при рассмотрении каждого блока примерной программы.

Так, раскрывая предмет изучения химии и химические методы познания, важно подчеркнуть существование наук – физической химии и химической физики, общность методов познания, общность законов и теорий: атомно-молекулярное учение (молекулярная теория в физике), закон сохранения массы и энергии, законы электролиза, теория строения веществ и др.

Химическую связь необходимо объяснять с акцентом на механизм ее образования и энергетические изменения при ее разрушении и воссоздании. Особое внимание должно быть уделено закономерностям химических реакций, выражаемым графиками, математическими формулами.

При рассмотрении химических реакций в водных растворах акцент может быть сделан на полярные растворители, кривые растворимости, величину диэлектрической проницаемости, тепловое движение молекул воды при растворении ионных кристаллов, электрическую проводимость растворов, электрическое поле и др.

Определенный акцент должен быть сделан при изучении органической химии, например, при объяснении механизма образования сигма - и пи - связей в молекулах, смещении общей электронной плотности связей в полярных молекулах, при рассмотрении влияния условий на ход реакций (давление, изменение тепловой энергии).

В классах и школах химико-биологического профиля больший удельный вес по сравнению с неорганической и общей должна иметь органическая химия. Учебный материал курса органической химии предоставляет возможности для более обстоятельного рассмотрения химической организации клетки как биологической системы (макро- и микроэлементы, углеводы, белки и др.). Знание состава и свойств веществ основных классов органических соединений позволяет более глубоко раскрыть сущность процессов брожения, дыхания, фотосинтеза, энергетического обмена в организме, круговорота веществ и потока энергии в биосфере под воздействием антропогенного фактора и др.

Содержание обучения определяется государственными образовательными стандартами, которые представляют собой инвариантное ядро, обязательное для усвоения всеми учащимися, независимо от профиля обучения.

Повышение уровня химической подготовки учащихся профильной школы может быть достигнуто за счет элективных курсов, содержание которых ориентировано на углубленное изучение отдельных разделов химии.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы:

  • элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

  • элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области химии могут быть: «Строение и свойства веществ», «Термодинамика», «Химическая кинетика», «Химия растворов». Ясно, что в элективных курсах такого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного «курса повышенного уровня».

  • элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области химии могут быть: «Механизмы реакций в органической химии», «Гетероциклические соединения».

  • прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов: «Химическая экология», «Химические катастрофы» «Химические технологии», «Агрохимия», «Экологические основы химии» и др.

  • элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Фундаментальные эксперименты в химии», «Химический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование», «Методы химических исследований», «Как делаются открытия».

  • элективные курсы, посвященные истории предмета: «История химии».

  • элективные курсы, посвященные изучению методов решения расчетных химических задач, составлению и решению задач на основе химического эксперимента.

  1. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: «Химия Космоса», «Эволюционная химия», «Естествознание», «Элементы биохимии», «Синергетика», «Естественнонаучная картина мира».

  2. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам. Приведем примеры таких курсов, базирующихся на химическом содержании: «Химические основы этологии», «Химия древних цивилизаций» и др.

Методические подходы к организации обучения химии в условиях профильного обучения, особенности предметного содержания и специфика учебно-познавательной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Методические подходы к организации обучения химии в условиях профильного обучения

Про-филь

Цель химического образования в классе данного профиля

Особенности содержания

Специфика учебно-познавательной деятельности

Гуманитарный

Раскрытие роли химических знаний как части общей культуры

Историко-методологический аспект:

-история развития вещества как части природы;

-история химического производства;

-история развития и становления химии как науки;

-жизнь и деятельность ученых-химиков

Работа с литературными источниками, подготовка докладов к конференции, презентации, лабораторный эксперимент с исторической справкой, моделирование проблемной ситуации с опорой на исторический факт, использование кинофрагментов и видеоматериалов, преимущество дедукции

Искусствоведческий аспект: (роль химии в становлении живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.)

Создание исследовательских проектов

Филологический аспект:

-этимология слов

-анализ литературных источников

Работа со словарями

Экологический аспект

Практикумы

Прикладной аспект:

- общеобразовательные прикладные знания - утилитарные знания, необходимые для применения в повседневной жизни

Экскурсии, опора на субъектный опы.

Региональный аспект:

Работа в музеях, экскурсии на производство

Естественнонаучный

Углубление системы химических знаний и умений для развития индивидуальных способностей учащихся, обеспечивающих профессиональное самоопределение в области естественных наук

Прикладной аспект

Расширение эксперимента

Интегративный компонент

Установление межпредметных связей

Экологический компонент

Экологический практикум, решение задач экологического содержания

Методологический аспект

Использование эмпирических и теоретических методов познания

Физико-математический

Раскрытие методологической роли системы химических знаний в формировании естественнонаучного мировоззрения

Методологический аспект

- использование законов физики для понимания химических знаний;

- использование эмпирических и теоретических методов познания

Решение задач на установление аналогий, установления причинно-следственных связей, составление логических схем, таблиц.

Математический компонент

- геометрия молекул и ее влияние на свойства веществ;

- использование математического аппарата при решении задач (системы уравнений, неравенств, графиков);

- применение метода математических доказательств

Для физико-химического профиляможно рекомендовать следующие элективные курсы: «Методика решения химических задач», «Методика решения экспериментальных задач», «Химия растворов», «Химическая термодинамика и кинетика», «Учение о дисперсных системах и поверхностных явлениях», «Основы физической химии», «Подготовка к сдаче ЕГЭ по химии».

Для учащихся химико-биологического профиля будут полезны следующие элективные курсы: «Методика решения химических расчетных задач», «Решение задач повышенного уровня сложности по химии», «Методика решения экспериментальных задач по химии», «Основы химического анализа», «Химия и жизнь», «Пространственное и электронное строение органических соединений», «Химия высокомолекулярных соединений».

Приведенные темы элективных курсов только примерные. При выборе элективных курсов для профильного обучение учитель должен ориентироваться на материальную базу общеобразовательного учреждения, действующие учебно-методические комплекты и рекомендации по существующим курсам, методическую обоснованность сочетания курсов с профессиональной ориентацией старшеклассников.

Преемственность преподавания предмета на различных ступенях общего образования обеспечивается государственными образовательными стандартами на основе концентрического подхода, а также итоговой аттестацией в форме ЕГЭ.

Преподавание учебного предмета «Химия» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться по учебникам утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (таблица 3, 4).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях

    Список учебников
    ... 822 «Обутверждениифедеральныхперечнейучебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательномпроцессе в образовательныхучреждениях, реализующихобразовательныепрограммыобщегообразования и имеющихгосударственнуюаккредитацию ...
  2. « об утвержд ении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию

    Документ
    ... 822 «Обутверждениифедеральныхперечнейучебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательномпроцессе в образовательныхучреждениях, реализующихобразовательныепрограммыобщегообразования и имеющихгосударственнуюаккредитацию ...
  3. « об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию

    Документ
    ... 822 «Обутверждениифедеральныхперечнейучебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательномпроцессе в образовательныхучреждениях, реализующихобразовательныепрограммыобщегообразования и имеющихгосударственнуюаккредитацию ...
  4. « об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (1)

    Список учебников
    ... 379 «Обутверждениифедеральныхперечнейучебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательномпроцессе в образовательныхучреждениях, реализующихобразовательныепрограммыобщегообразования и имеющихгосударственнуюаккредитацию ...
  5. Об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (4)

    Список учебников
    ОБУТВЕРЖДЕНИИФЕДЕРАЛЬНЫХПЕРЕЧНЕЙУЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ (ДОПУЩЕННЫХ) К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕПРОГРАММЫОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ И ИМЕЮЩИХГОСУДАРСТВЕННУЮАККРЕДИТАЦИЮ, НА ...

Другие похожие документы..