Главная > Документ


реальные сооружения, хотя некоторые из них до сих пор остаются архитектурной

загадкой.

Величайшим архитектором и изобретателем древности был Дедал. Ему приписывают

множество необыкновенных изобретений' топор, бурав, клей, роботы, планеры и т.д.

Он высекал из белого мрамора такие дивные статуи, что казалось, будто они

смотрят и двигаются. И был у него племянник и ученик Тал, который с ранней

юности всех поражал своим талантом и изобретательностью Гениальный Дедал видел в

нем соперника и однажды столкнул юношу со скалы. Ареопаг приговорил Дедала за

это преступление к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу

На этом острове Дедал построил царю дворец, но Минос не разрешил ему покинуть

остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда. Дедал сделал

себе и сыну Икару крылья из птичьх перьев, скрепил их воском, и они улетели.

Икар не послушал отца, поднялся слишком близко к солнцу - воск растаял,

и Икар упал в море. А Дедал благополучно приземлился в Сицилии.

Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной

жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила

чудовище Минотавра - получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими

запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход.

Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и

семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался

добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил

Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую

дала ему Ариадна, дочь Миноса.

Так рассказывает древний греческий миф. Но был ли Лабиринт на самом деле? Многие

исследователи считают его тоже чудом света, хотя в те времена, когда греки

начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать. Тогда

каким же было это сооружение, если память о нем жива, а никаких исторических

документов нет?

Сегодня мы знаем об этом благодаря английскому археологу А.Эвансу, прибывшему

сюда в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в

Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Эванс

думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Геракли-ону

его внимание привлек холм Кефал, который показался ему сугробом над старым

городом.

И Эванс начал раскопки. Он вел их почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, но

равный по площади целому городу - Кнос-ский лабиринт. Это целые комплексы

построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора Расположены они

причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами,

некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались

ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала

эффект особой таинственности.

Вместе с Лабиринтом Эванс открыл великую древнюю культуру, ставшую, вероятнее

всего, жертвой природных сил, - возможно, извержения вулкана на острове

Санторин.

I

Щ

80

100 ЧУДЕС СВЕТА

Эванс и его помощники старательно расчистили настенные росписи Кносского дворца.

Но изучение их привело к новым вопросам: откуда, например, взялись изображения

элегантных дам в изысканных туалетах, с замысловатыми прическами, накрашенными

губами и кокетливыми улыбками? Исследователи назвали их ";парижанками";, ";дамами в

голубом";, ";придворными дамами";. Такие названия им очень подходят, хотя на самом

деле они были, наверное, жрицами, заклинательницами змей или даже богинями. У

них тончайшие талии, голубые или гранатовые платья с пышными кринолинами,

открытые корсажи, затейливые прически, перевитые жемчугом... Холеные обнаженные

руки, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой...

Почему критские юноши прогуливались по ";французским"; паркам с фонтанами и

клумбами, засаженными шафраном и лилиями, вместо того чтобы заниматься охотой?

Почему ни один художник не изобразил войну, битву или какое-либо другое военное

сражение? На одной из росписей критские ";артисты";, вступая в бой с быками,

делали стойку, держась за их рога, и кувыркались над спинами бегущих быков. Что

это - спорт или культовые обряды? Эванс попробовал разобраться в технике этих

игр, но испанские тореадоры сказали ему, что схватить на бегу быка за рога и

перевернуться через его спину при зигзагообразном беге быка выше человеческих

возможностей. А для жителей Крита это было любимой игрой.

Откуда взялись богатые орнаменты на критских вазах и фризах дворцов и как эти

карминные, лазурные, смарагдовые и коричневые краски не выцвели до сих пор?

Каким образом правители Крита научились строить в своих дворцах ванны, проводить

канализацию, систему вентиляции и регулировать подачу теплого и холодного

воздуха, поддерживая постоянную температуру? Как критские архитекторы пришли к

мысли, что для страховки зданий от землетрясений нужно возводить эластичные

стены, чередуя камень с деревянными вкладышами?

После долгих лет раскопок и кропотливой реконструкции археологи сумели

восстановить образ стройного архитектурного ансамбля. Вокруг просторного

вымощенного камнем двора размером 50x50 метров были выстроены самые

разнообразные сооружения.

Лабиринт на Крите

81

Этажи дворца опирались на колонны и соединялись между собой монументальными

лестницами. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов,

служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и

невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских

ремесленников.

Во дворце было множество переходов, потайных ходов, лестниц, коридоров, наземных

и подземных сооружений. Кажущийся беспорядок в расположении помещений ученые

объясняют сооружением новых дворцов над фундаментами прежних, которые были

разрушены землетрясениями, а также пожаром 1380 года до н.э. Свежий воздух и

солнечные лучи проникали во все помещения через специальные окна верхнего света,

отверстия в сводах и двери.

В ";тронном"; зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны - мифические

существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены

цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее они похожи на беспечных

обитателей райского сада, на ручных декоративных существ. У них длинная

лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. С таким

грифоном можно играть и резвиться на лугу.

Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца

покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на

каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно

пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то

сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове, но трудно

сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не

обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на

Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте.

Здесь чувствуется совсем иное отношение к миру, не скованное никакими канонами.

Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения

двустороннего топорика. Это символический

82

100 ЧУДЕС СВЕТА

знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были

найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию,

родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется ";лабрис";. Ученые

предполагают, что именно отсюда происходит слово ";лабиринт";, которым пер

воначально называли ";дом двойного топора"; - дворец царя Ми носа.

Жители Крита оставили после себя и письменные памятники Но каково происхождение

критской культуры? К какой семье на родов относились критяне? Пока удалось

прочитать только вто рую, более молодую письменность (";линейное письмо Б";). Это

случилось в 1952 году, и самое удивительное, что сделал это открытие (после

напрасных стараний многих выдающихся ученых) 30-летний английский архитектор

Майкл Вентрис, который занимался дешифровкой критского письма как любитель.

Но до сих пор не удалось никому прочитать ни одного знакд из более раннего

критского письма (";линейного письма А";). Не расшифрованы и еще более древние

критские иероглифы, с ними не могут справиться даже компьютеры. Ученые ничего

определенного не могут сказать и о том, на какой основе выросла культура

древнего Крита, его искусство и изумительная архитектура, его политическое

устройство, жизнерадостное мировоззрение, его религия, которая не знала храмов.

Абу-Симбел

Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам

света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками

Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л.Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор,

построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора

каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его

следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были

категорически ";против"; наме-

84

100 ЧУДЕС СВЕТА

Абу-Симбел

85

рений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте

найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и

искатель кладов Д.Б.Бельцони. Правда, знаме-j нитый археолог Говард Картер,

откопавший гробницу Тутанхамо-на, называл его ";одним из самых замечательных

деятелей во ecei истории египтологии";.

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 roj и проведший юность

в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В ";вечном городе"; он

собирался стать монахом, н< армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони,

замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники

утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-

Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он

оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для

Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рам-зеса II были,

несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как

пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда

Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они

обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

";Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии... Наше удивление

возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и

великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями...";.

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел:

храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке

статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н.э.). По

мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи - сведения о времени

постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй.

...Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было

воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было

ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на

престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую

правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и

пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона -

по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая

статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без

единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь

расстояние от одного уха статуи до другого - более четырех метров. Некогда

каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

Некоторые античные авторы описывали их как утреннее пение, другие - как рыдание.

В поэтических легендах колоссы - это изображение древнегреческого героя Мемнона,

убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя - богиня утренней зари

Аврора - каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого ";пения"; долгое время оставалась неясной. Греческий географ

Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав ";пение";

статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил

обман.

Но все-таки тайну ";озвученной"; статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали

потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко

повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное ";пение"; камней

неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при

императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов - скульптуры членов многочисленной

семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два

ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи

86

100 ЧУДЕС СВЕТА

87

прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей,

сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами,

восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-

ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель

искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог

ветра), Ра (бог восходящего j солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два

раза в году в оп-; ределенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20

февраля - в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и i освещал лицо

фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца

выхватывал из полутьмы еще j две статуи - богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог

потустороннего мира - оставался в тени. ";Оптическое чудо"; поражало не только

современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего

времени.

Дважды в год Рамзес ";показывался"; народу в храме. Это происходило после

торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники

освещали колонны, скуль-! птуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда ко- j ленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и

напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец

произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч

солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру

солнечного бога - Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних

строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом - пылающие диски солнца с двумя

смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех

провинившихся. Ниже - перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка),

они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, ко-

торый покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в

89 лет, вел долгие войны на юге Египта - в Эфиопии, Нубии и других районах

своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его

деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться

египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались

в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их

хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона

возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги

Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало

укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни

богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за

пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм

Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и

прекрасные изваяния ";божественной"; Нефертити.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный

козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе

стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а

сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида

(богиня небес и земли), четыре мужские - бог Птах, бог Амон-Ра, ";бог"; Рамзес II

в качестве фараона Верхнего Египта и ";бог"; Рамзес II как фараон обоих Египтов -

Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские - облик

Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из

скалы ..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те

годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое

выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер

разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых

местах будет до 100 метров. Оно за-

88

100 ЧУДЕС СВЕТА

топит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и

оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось

более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но

уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но

нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из

Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их

железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов:

распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В

работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали

египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали

на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной

дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем

и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили

препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм

(диаметром - 58 метров, высотой - 30 метров), внутри него ; разместили все

помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было

просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной

Нефертити.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до

последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не

вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится

в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в

феврале.

Храм Соломона

Хотя Первый Иерусалимский Храм был построен царем Соломоном, но приготовления к

его постройке были начаты .еще в предшествующее царствование. Царь Давид

приобрел место для храма, сделал обширные заготовления строительного материала,

составил план храма, скопил денежные средства.

Иерусалим того времени был гораздо меньше нынешнего, из четырех его холмов был

заселен только один - гора Сион. После занятия города Давид обнес его стеною. К

Сиону с восточной стороны примыкала довольно высокая гора Мориа. Она была занята

полем одного местного жителя, иевусея Орны. Среди поля, на верхнем хребте горы,

было устроено гумно. Царь Давид купил эту гору у Орны за 50 сиклей серебра (по

другим источникам, за 600 сик-лей золота). Вполне возможно, гора покупалась по

частям: снача-

90

100 ЧУДЕС СВЕТА

ла небольшая часть ее за 50 сиклей серебра, а потом и другие прилегающие к ней

участки - всего на 600 сиклей золота.

После приобретения места Давид немедленно освятил его созданием жертвенника. По

преданию, это было то самое место, на котором Авраам готовился принести в жертву

своего сына Исаака.

Заготовленный царем Давидом строительный материал для храма - это золото,

серебро (хотя оно в отделке Храма Соломона не упоминается), медь, драгоценные

камни, железо, кедровые балки, мрамор, камень. Иерусалимский Храм был

единственным для всего израильского царства и поэтому требовал всевозможного

великолепия.

Давид выполнил план Храма в общем и частностях, переданных им наследникам в

торжественном завещании и с настойчивым требованием исполнить его.

Несмотря на множество заготовленного Давидом строительного материала, его было

недостаточно даже для начала работ, особенно мало было камней и строевого

дерева. Поэтому царь Соломон, приступая к постройке Храма, заключил соглашение с

тирским царем Хирамом, по которому тот обязывался- снабжать Соломона кедровым и

кипарисовым деревом, тесаными готовыми камнями с ливанских гор; вырубку

строевого леса и обработку камней предоставлять людям, присланным Соломоном, но

для руководства поставить над ними еще и финикийских мастеров, как более опытных

в деле, деревянные брусья доставлять с Ливана морем на плотах до Яффы, ближайшей

к Иерусалиму пристани. Со своей стороны Соломон должен был поставлять в Тир

пшеницу, вино, масло. Есть свидетельство, что подобный договор царь Соломон

заключил и с египетским царем.

На месте строительства Храма не было слышно ни топора, ни молота, ни другого

железного орудия: работы по отделке дерева и камня производились в Ливане,

литейные работы исполнялись в иорданской долине.

Прежде чем приступить к постройке Храма, требовалось найти для него

соответствующее плану место. В первоначальном виде хребет горы Мориа был очень

обрывистым, на нем едва могли разместиться корпус храма и жертвенник. Для

дворов, которые должны были со всех сторон окружать Храм, места не было совсем.

Соломона

91

Кроме того, по своему первоначальному направлению хребет горы Шел по диагонали -

не прямо с севера на юг, а с север-запада на joro-восток. А Храм и его дворы

должны были быть четко ориентированы (подобно скинии) в правильном отношении к

четырем сторонам света. Поэтому при подготовке к строительству Храма

требовалось: а) расширить верхнюю часть горы до размеров, предусмотренных планом

Храма, б) изменить или выровнять направление кряжа так, чтобы приготовленная для

Храма площадь была возможно точнее обращена к четырем сторонам света.

И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы,

начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронской долины, большую и

твердую каменную стену в направлении, которое должна была иметь стена двора

Храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы

засыпать землей.

В общем, Храм Соломона был построен по плану, данному для скинии Моисеевой,

только в больших размерах и с теми приспособлениями, какие были необходимы в

богатом неподвижном святилище. Храм разделялся на Святае Святых, святилище и

притвор, но был обширнее и великолепнее скинии

Кругом внутреннего отделения Соломонова Храма была устроена большая площадь -

отделения для народа (или большой двор). Второй внутренний двор, или двор

священников, по размерам вдвое превосходил скинию. Соответственно умывальнику

скинии при жертвеннике Храма имелась целая система сосудов омовения: 10

художественно сделанных омывальников на подставках и большой бассейн для воды,

по величине своей называвшийся морем

Притвор храма представлял собой коридор 20 локтей в длину (по ширине корпуса

Храма) и 10 локтей в глубину Перед ним стояли две большие медные колонны.

Внутренняя величина Храма была частично удвоенною, частично утроенною величиной

скинии.

Святая Святых и святилище разделялись каменной стеной с дверью из масличного

дерева. Стены самого Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи

обложены белым мрамором, но, как и двери скинии, внутри были покрыты деревянной

обкладкою, а потом еще обложены листовым золотом Золотом же были покрыты и

двери, и потолок, и кипарисовый пол Храма

92

100 ЧУДЕС СВЕТА

На стенах скинии были изображены фигуры тех же херувимов, что и на расшитом

покрове, который драпировал ее внутренние стены. И на стенах Храма Соломона были

изображены херувимы, только прибавился еще орнамент в виде растений

Внешне вид Храиа поражал своим величием, массивностью и крепостью, а внутри -

богатством и великолепием, не слыханными даже в древнем мире Вся внутренность

Храма была выложена деревом - стены и потолок кедром, а пол - кипарисом, так что

камня внутри Храма не было видно. Стенные доски были украшены резьбою из

вырезанных внутрь (а не выступавших вперед) рельефов, глубоко вырезанные главные

сюжетов картин никогда не выдавались выше шоскости стены. На картинах опять же

были изображены фигуры херувимов, но к ним прибавились еще изображения пальм,

колокинтов (род диких огурцов) и распустившихся цветов. Выбор пальмы объясняется

не только тем, что это было самое красивое и полезное дерево - символ красоты,

величия и нравственных совершенств По признанию древних, родиной пальмы была



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  2. История христианской церкви (1)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  3. История христианской церкви (3)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  4. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в &quot;золотом&quot; штате повторяется снова и ...

  5. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в &quot;золотом&quot; штате повторяется снова и ...

Другие похожие документы..