Главная > Документ


племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена

Зенобия, которая была мачехой Героди-ану. Она якобы хотела устранить их обоих,

чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически

же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава

Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов

не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это

означает - дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно

даже на монетах, которые сохранили ее образ. ";Матовая, смуглая кожа и черные

поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась

в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие";.

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила

ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по

малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица

Зенобия, умнейшая и образованнейшая

Пальмира

65

женшина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель,

знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на

престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью

выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки

утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее

сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил

за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила

войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под

командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и

Забда присягнули на верность Зе-нобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре

овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и

Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Император Луций Домиций Аврелиан решил

выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась

отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось Оставалось

только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат - а там спасет ширина

реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана

следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и

порождает много догадок и предположений: будто свое-вольная царица была убита,

будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского

сенатора и она жила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При

императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция

Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы,

улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город,

66

100 ЧУДЕС СВЕТА

лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались

водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала

чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок...

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже

и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество

темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2-3 поколения никто уже и не помнил ни

имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре

подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по

всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной

истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти

человечества.

...Пальмиру пришлось открывать заново. В XX веке ею заинтересовались всерьез.

Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический

институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много

фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании

этих материалов профессор Ф.Успенский издал потом обстоятельный труд.

Другим русским ученым, внесшим вклад в изучение истории и культуры Пальмиры, был

Б.В.Фармаковский. ";Величественные памятники искусства древней Пальмиры, - писал

он в статье ";Живопись в Пальмире";, - давно уже привлекали внимание ученых и

любителей прекрасного. Отрезанные от мира громадной безводной пустыней и

расположенные среди леса пальм в далеком, роскошном оазисе, развалины

Пальмиры... всегда возбуждали воображение, всегда представлялись чем-то сказочно

великолепным...

Древняя Пальмира была одним из выдающихся культурных центров на Востоке. И здесь

было общество, у которого искусство было существеннейшей потребностью жизни,

которое любило и преклонялось перед его создателями";.

В самое последнее время стали известны фрески пещеры Мега-рет Абу-Сахель. Эта

пещера служила в древности, как и римские

ПальмиРа

67

катакомбы, местом для погребения умерших. В росписи пещеры в основном

присутствуют эллинистические мотивы: здесь сюжеты из греческой мифологии -

похищение Ганимеда орлом Зевса, Ахилл среди дочерей Ликомеда, крылатая богиня

победы Ника. Все они украшают простенки между отдельными погребальными камерами.

Здесь же перед нами проходит целая галерея жителей Пальмиры. Портреты в

медальонах сделаны тщательнее, чем остальные росписи катакомбы. Число лиц на

медальонах - 9, все они приблизительно одного возраста.

Среди портретов встречаются только два женских - на пилястрах, которые образуют

вход в комнату, расписанную фресками. Их изображения сделаны в натуральную

величину...

У входа в пещеру стоят два пилястра, и на них вверху изображены разводы

винограда, фигуры животных, меч, два гвоздя, воткнутые в центр круга. По обе

стороны от круга видны две птицы, а в нижней части круга находятся петух, змея,

тарантул и два скорпиона. Круг обозначал дурной глаз, на который нападают эти

животные, чтобы лишить его силы.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры манят к себе

путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие

Пальмиры - два Тадмора. Одна из них - древняя, другая - новая, молодая. В одной

из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года

стали селиться бедуины, бедный народ. Именно в этом году сирийское правительство

издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были

построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили

здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции

пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и

продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама

является ее продолжением.

Храм бога Амона в Карнаке

Храм бога Амона в Карнаке

69

эрод Уасет, который в Библии называется Но, греки называли Фивами. Фивы были

расположены близ нынешнего Луксора, а свой расцвет пережили в период Нового

царства, когда были столицей Египта. В 663 году до н.э. город был разрушен

войсками ассирийского царя Ашшурбанипала, и от него мало что осталось. Но до сих

пор величественные руины его храмов производят неизъяснимое впечатление на

посетителей.

Два великих храма было в Фивах - Карнак и Луксор, и посвящены они были богу

солнца Амону-Ра. Каждое утро он - юный и могучий - восходил в небесах, чтобы

дать жизнь земле. А к ве-

черу старел, умирал, чтобы завтра вновь родиться юным и могучим и вновь пройти

свой путь в небесах. Так боги предначертали и людям - стареть и умирать, чтобы

возродиться. В этом круговорот жизни...

Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими

головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов, ибо в праздники

священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой. В прошлом

веке некоторые памятники были еще покрыты песком, занесенным из пустыни, как

будто они лежали под саваном, скрывающим их от солнца. Однако храмовый ансамбль

в Карнаке с его воротами, дворами и залами, с бесчисленными колоннами,

скульптурами и обелисками, во всем своем великолепии и таинственной роскоши

представляет величественнейший памятник Древнего Египта и свидетельствует о

древней славе царя всех египетских городов.

Прекрасный и грандиозный Карнак - главное святилище страны. Это место земного

пребывания бога Амона. В 1828 году перед его развалинами стоял молодой

французский ученый Жан Франсуа Шампольон, счастливый оттого, что его направили

на раскопки к берегам Нила, в Египет. Это было прекраснейшее путешествие в его

жизни, и он по достоинству отблагодарил за это Францию, расшифровав впоследствии

загадочные иероглифы древних египтян.

Ученый предчувствовал, что его ждет - ведь уже Гомер в ";Илиаде"; восхищался

стовратными Фивами. Сердце его готово было выскочить из груди, когда он увидел

лежащий перед ним город. Пилоны (гигантские ворота) приветствовали его;

колоннады и залы с колоннами поражали прекрасными рельефами, статуями царей,

стенной живописью, изображающей сцены из жизни фараонов, жертвоприношения и

войны. Разрушенные храмы и молельни... Это было нечто неописуемое, но ученый все

равно записал в своем дневнике: ";Я наконец попал в Карнак, я увидел роскошь, в

которой жили фараоны. Все, что могли выдумать и создать люди в гигантских

размерах. Словно это были не люди, а гиганты ростом в сто футов";.

Когда Шампольон прошел через огромные ворота (почти 44 метра высотой и 113

метров шириной), чьи гигантские каменные бло-

";ЛИГИ _

70

100 ЧУДЕС СВЕТА

ки 15-метровой толщины защищали святилище, он очутился в огромнейшем дворе

одного из величайших храмов Древнего Египта. Самый большой храм Карнака был

посвящен Амону, богу ветров и воздуха. Его изображали в короне из двух высоких

перьев, а священным животным бога Амона был овен. Поначалу Амон был зависимым

местным божеством, но фараоны Нового царства превратили его в общенационального

бога. С XVI века Амон стал идентифицироваться с богом Солнца - Ра/В начале

периода Нового царства небольшой храм Амона был увеличен фараоном Тутмосом I, а

его преемники расширили храм еще больше.

В центре двора и по сторонам расположились колоннады, повсюду валялись

отколовшиеся куски статуй. И хотя Шампольон увидел горы развалин, он сразу

почувствовал то величие, которое заключалось в этих сооружениях. Второй пилон

привел его к Большому гипостильному залу, который занимает площадь в 5000

квадратных метров и сегодня стоит под открытым небом. На этой огромной площади

возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника. Рядами, по шестнадцать

колонн в каждом, стояли перед ним 134 колонны, и каждая из них вызывала немое

изумление. В середине поднимались 12 ";папирусных колонн"; высотой в 21 метр,

каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13

метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую

игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным

шедевром.

В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзе-са, и рядом с ним

хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити. ";Я поставил ее слева,

где мое сердце, ибо я люблю ее";.

Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем

раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались

над фоном. Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение

фараона. Бешено скачущие кони несли его колесницу, а он целился из лука в

убегающих врагов. Их крошечные фигурки казались жалкими перед гигантом-

победителем.

В ослепительных солнечных лучах сверкали краски бронзово-загорелого тела

фараона, белоснежной одежды, разноцветных оже-

бога Амона в Карнаке

71

релий, браслетов и голубого металла оружия. На стенах и обелисках начертаны

гимны богам, рассказы о битвах, имена фараонов в царских картушах. Среди них имя

единственной в истории женщины-фараона Хатшепсут. ";Вы, которые через века

увидите эти памятники, удивитесь! Чтобы позолотить их, я выдала столько золота,

словно это были мешки с зерном";.

За воротами находился огромный двор, в котором, словно в зарослях папирусов на

берегу Нила, человека обступали связанные пучками стебли с цветами и

нераскрывшимися бутонами. Действительно ли один из строителей храма решил

использовать для колонн формы растений, увиденные в природе? Кто знает... Но

хрупкие стебли и нежные тонкие лепестки цветов, увеличившись в тысячи раз,

превратились в капители колонн. Сами колонны символизируют пальмы, которые (по

египетской мифологии) росли на Острове Творения, с которого начинался мир. Эти

колонны поддерживали крышу, которая когда-то покрывала гипостильный зал на

высоте 24 метров.

Одиноко и задумчиво стоял Шампольон среди гигантских сооружений, среди

молчаливой красоты далекого прошлого. А ведь он еще не знал про папирус Гарриса,

где было сказано, что в священном Карнаке стояло когда-то 86 000 статуй.

Шампольон и так уже был потрясен открывшимся перед ним величием.

Воздвигнутый Рамзесом храм затмил все, что было построено на планете до него. Он

строился очень много лет. Один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки

тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место

умерших пригоняли новых, а храм все строился и рос, утверждая несравненное

могущество фараона и всесильных богов.

Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и

подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и

фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках -

что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого

построен храм - бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жиз-. ни, а диск на

его короне изображает Солнце.

В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом

от всех святилище, в священной барке, в ко-

72

100 ЧУДЕС СВЕТА

торой (как считали египтяне) Солнце совершает свои путь по небу. Во время

больших праздников (например, когда верховный жрец объявлял о начале разлива

Нила) из ворот Карнака выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух

обелисков, но сейчас второй обелиск находится не в Карнаке. Он был увезен

Наполеоном и теперь украшает площадь Согласия в Париже.

Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой

лошадей, выезжал фараон, богу подобный. На его плечах накидка из шкуры гепарда,

в руках золотой жезл и плеть... За ним под барабанную дробь и свист дудок

следовали все прочие - писцы, придворные, судьи. Красочную-процессию замыкали

лучники и стража.

У ворот Луксорского храма их встречали бритоголовые жрецы и препровождали к

жертвеннику, где курились благовония и лежала уже заколотая туша быка. Фараон

просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова, а тысячеголосая толпа за

стенами храма жадно ловила каждый звук, подхватывая молитву.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал

губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали

лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и

его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали

пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не

могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их

взглядов А в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и

недоступном храме...

Храм в Баальбеке

Многие ученые (например, физик М.Агрест) считают, что на Земле сохранились

остатки древних сооружений, которые поражают своими масштабами, особенностью

конструкции и другими ";загадочными"; деталями. К их числу относят кромлехи

Стоунхенджа, загадочные трилитоны Баальбек-ской террасы, которые представляют

собой гигантские, грубо обработанные глыбы. Каменные платформы Баальбека имеют

длину до 20 метров и весят около 1000 тонн. Эти глыбы привезены из каменоломни и

подняты на высоту до 7 метров - задача, которую трудно разрешить даже с помощью

мощных средств современной техники. В самой каменоломне остался огромный

отесанный, но еще не отделенный от скалы монолит. Его длина - 21 метр, ширина -

почти 5 метров, высота - 4,2 метра. Потребовались бы объединенные усилия 40 000

человек, чтобы сдвинуть такую глыбу с места. До сих пор остаются нерешенными

такие вопросы, как: кем, когда и для каких целей были высечены эти громадные

плиты, положенные в основание Баальбека?

...Но сначала был Гелиополис - небольшой, но богатый семитский город, названный

так селевкидами в честь бога Солнца. А раньше город назывался Баал Бек - Город

Ваала, который был центром финикийской религии Мужчины в этом городе славились

своим красноречием, а женщины - красотой, здесь жили

74

100 ЧУДЕС СВЕТА

самые лучшие флейтисты мира и стояли прекрасные храмы, посвященные Солнцу.

С горного перевала видна широкая долина, по другую сторону которой располагаются

рыжие и фиолетовые склоны Антиливанской гряды, на вершинах которой по полгода

лежит снег Южная часть долины - заросшее тростником озеро, к северу местность

повышается, и там среди речек, стекающих к озеру, стоит Баал Бек

Главный храм города, построенный в незапамятные времена, был посвящен

арамейскому богу молнии и грома Хададу, который властен был послать дождь на

поля, чтобы зрел урожай И властен был послать ливень, чтобы этот урожай

уничтожить . Голова бога была увенчана лучами. Во времена селевкидов Хадад

отождествлялся с богом Солнца, и поэтому храм Хадада стал храмом Юпитера

Гелиополитануса Его перестроили и расширили, число паломников росло, и

получивший известность храм дал новое название городу - Гелиополис.

При императоре Каракалле в полную силу развернулось строительство храма, который

еще Антоний Пий решил возвести на месте старого храма Юпитера. Храм Солнца (и

вообще весь акрополь, перестроенный императором) приводил в восхищение

путешественников и пилигримов. Ничто не могло сравниться с этим акрополем в

самой столице, да и во всей Римской империи Через много лет, когда Баальбеком

завладели арабы и превратили акрополь в крепость, они были уверены, что построил

его великий царь Соломон Ведь никто, кроме него, не обладал властью над

джиннами, а кроме джиннов, никто бы не мог построить такой храм.

Строительство акрополя затянулось, а императоры, правившие империей в период ее

заката, не хотели вкладывать огромные деньги в создание храма Однако храм уже

настолько был близок к своему завершению, что при Каракалле смог

функционировать. Тогда, правда, мало кто догадывался, что первоначальные планы

архитекторов не были осуществлены и храм был сооружен в менее пышных масштабах,

чем задумывалось.

Громадная лестница, на которой мог бы разместиться целый легион, вела к

колоннаде главного входа в акрополь. Арка входа, ук-

Храм в Баальбеке

75

ращенная скульптурами, была высотой в 15 метров и шириной в 10 метров. Пройдя

под ней, посетитель попадал в шестиугольный двор, тоже окруженный колоннадой. За

ним находился главный двор акрополя, который занимал площадь больше гектара.

Посреди этого двора возвышался громадный алтарь.

Колонны, окружавшие площадь, ценились чуть ли не на вес золота. Эти порфировые

колонны были вырублены в каменоломнях Египта, неподалеку от Красного моря. Их

обработали и отшлифовали в Египте, потом приволокли к Нилу, погрузили на корабли

и отвезли в Бейрут. А оттуда уже волоком через горы доставили в Гелиополис.

Такие же колонны найдены в Риме и даже в Пальмире. По сравнению с колоннами

самого храма Юпитера они могут показаться и небольшими, но все-таки вес их

достигает нескольких тонн.

Храм стоял на громадной платформе, которая в свою очередь располагалась на

плитах Длина каждой плиты - 20 метров, высота - почти 5 метров, ширина - больше

4 метров. Вырубить и доставить к месту такую плиту было нелегко, но строители

делали это не ради легенд о джиннах царя Соломона или неземных пришельцах. Под

храмом располагались обширные подвалы, и плиты служили им перекрытиями, а

главное - район Гелиополиса подвержен частым землетрясениям, поэтому и было

решено соорудить основание храма как можно большим.

Но работа оказалась не под силу даже лучшим строителям Римской империи. Только

три плиты были полностью сделаны и уложены в основание храма. Они и получили

впоследствии название ";трилитонов";. Каждая из них весит почти тысячу тонн, в

каждой достаточно камня, чтобы соорудить здание длиной 20 метров, высотой - 15,

со стенами в полметра толщиной.

В основании храма должна была лежать четвертая плита, но ее место занято

несколькими плитами меньшего размера. А сама она так и осталась в каменоломне

неподалеку от Баальбека. Плита настолько велика, что человек, взобравшийся на

нее, кажется муравьем на чемодане. На ней заметны многочисленные следы зубил,

которыми каменотесы обтесывали ее бока, так что вопрос об инопланетных

пришельцах отпадает. Но некоторые современные исследователи продолжают считать

строителей этого невероятного

i

";";*

¦цМВГг: •*¦- -*'

76

сооружения фанатиками, самоистязателями. Казалось бы, можно было без особых

усилий положить несколько десятков камней, но баальбекские строители водружали

один - огромный, хотя это требовало неимоверных физических усилий Изучив

четвертую плиту, ученые смогли восстановить не только процесс их изготовления,

но и метод их транспортировки к храму, требовавший длительного труда тысяч рабов

На платформе, образованной плитами-гигантами и их меньшими сестрами, стоит храм

Юпитера К нему ведет лестница в тр пролета, и каждый пролет вытесан в виде

гигантских трехгранны призм по 11-13 ступенек в каждой части. А вес каждой такой

ча сти около 400 тонн'

Храм обнесен колоннами, диаметр которых около 3 метров П высоте они выше 6-

этажного дома Каждая из колонн состоит hj трех частей и весит не намного меньше

плит, причем каждая увенчана пышной капителью, держащей многотонный фриз и

карниз.] Колонны так прекрасны, что один французский писатель сказал] о них'

";Если бы их не было, то было бы меньше красоты в мире и меньше поэзии под небом

Ливана"; i

Внутри храма стояла золотая статуя бога Античные авторы пи-| сали, что был он

безбород, юн, одет в тунику колесничего, в правой руке держал бич грома, в левой

- молнию и сноп пшеницы. В дни ежегодных празднеств статую выносили на руках

самые знатные жители Гелиополиса, которые долго готовились к этому дню -

обривались наголо, блюли пост и воздержание

В сокровищнице храма были спрятаны священные черные камни, подвалы храма были

заполнены золотом и драгоценностями. Слева от храма Юпитера и чуть пониже его

стоял другой зна-: менитый храм акрополя - храм Венеры, который почему-то вплоть

до наших дней носит имя Бахуса Так он называется в ис-: торических трудах и

записках путешественников

По сравнению с храмом Юпитера он казался небольшим, но это совсем не значит, что

он и на самом деле был маленьким Сохра- i нившаяся дверь в 15 метров высотой

уже говорит о его размерах. | Фриз храма был облицован каменными панелями,

украшенными барельефами с изображениями Марса, Бахуса в короне из виноградных

листьев, Меркурия, Плутона и Венеры, прижимающей к груди разбаловавшегося

Купидона

Храм в Баальбеке

77

В христианские времена император Феодосии I в IV веке приказал возвести собор на

месте алтаря, как раз посреди центральной площади акрополя. Но собор строился в

спешке, подешевле и попроще и поэтому разрушился через несколько десятилей,

почти не оставив следа. Враждебные силы природы тоже как будто поджидали момента

ослабления Гелиополиса. Несколько землетрясений одно за другим налетели на

город, и каждое приносило многочисленные разрушения. Но храм Юпитера держался.

Когда после византийцев пришли арабы, они с новой силой начали перестраивать

акрополь. К тому времени простоявшие уже более 500 лет здания потеряли былую

прочность: упало несколько великолепных колонн храма Юпитера, их капители

откатились далеко по двору акрополя. Землятрясение уничтожило большую часть

стены акрополя и вход в него.

Арабы превратили акрополь в крепость, а из отвалившихся плит и колонн соорудили

новые стены и бастионы, среди развалин была построена мечеть Но колоннам Юпитера

еще раз довелось увидеть смену богов. Крестоносцы захватили крепость и некоторое

время оборонялись в ней от дамасской армии. Они успели разорить мечеть и на

скорую руку восстановить власть христианского бога. Через несколько недель они

отступили, и в мечеть вернулись муллы.

В первые годы нашего века Гелиополисом заинтересовался сам кайзер Германии.

Немецкие археологи начали проводить планомерные раскопки города, расчистили

маленький круглый храм Фортуны, который почти не пострадал от времени.

Но никакие бурные перипетии не смогли полностью стереть с лица земли Баальбек и

акрополь. Римские и ливанские зодчие строили так основательно и серьезно, что в

Баальбеке больше всего сохранилось именно от римской эпохи. Шесть колоссальных

колонн, лестница и платформа храма Юпитера и сегодня потрясают каждого, кто

побывает в Баальбеке. Желтоватый теплый камень загорается, когда заходит солнце,

и колонны, видимые за много километров, кажутся триумфальной аркой ..

Лабиринт на Крите

79

Лабиринт на Крите

Мифы и легенды приносят из глубины веков образы прекрасных и смелых сооружений.

В своих золотых чертогах пируют на Олимпе бессмертные боги, в пучине моря стоит

дивный дворец Посейдона. Как оказалось, многие легенды воссоздают вполне



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  2. История христианской церкви (1)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  3. История христианской церкви (3)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  4. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в "золотом" штате повторяется снова и ...

  5. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в "золотом" штате повторяется снова и ...

Другие похожие документы..