Главная > Документ


полукольцом гор, вырастающих прямо из лазурных глубин залива, а со стороны моря

словно оторочен белой кромкой песчаных пляжей в темной зелени пальм. Символом

города по праву считается статуя Спасителя, которая стоит на вершине холма

Корковаду на высоте 704 метров. Высота самой статуи - 30 мет-

ров, не считая семиметрового постамента. А слово Corcovado означает ";горб"; и

довольно метко характеризует форму холма.

Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие

независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на

лучший монумент - символ нации. Победителем был признан Эктор да Силва Коста,

который предложил воздвигнуть статую Христа, обнимающего распростертыми руками

город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Идея

Э.да Силвы Коста была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она

перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар грандиозного

памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по

всей стране сбор пожертвований на осуществление проекта. И в итоге через девять

лет статуя Спасителя уже стояла на своем месте.

Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже,

чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где

она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Затем

французский скульптор Поль Ландовский начал моделировать голову и руки, а

инженеры в это время занялись разработкой каркаса. Грандиозность и масштабы

стоявшей перед ними задачи наглядно демонстрируют следующие цифры: голова статуи

весит 35,6 тонны, кисти рук - по 9 тонн, а размах рук составляет 23 метра.

Затем готовая статуя была доставлена из Парижа в Рио-де-Жанейро и установлена на

холме Корковаду. 12 октября 1931 года состоялось ее первое торжественное

открытие и освящение. К этому же дню поторопились смонтировать и осветительную

установку. В 1965 году папа Павел VI повторил церемонию освящения, и по этому

случаю осветительная установка тоже была обновлена.

В 1981 году отмечалось 50-летие самой статуи, и опять здесь происходили большие

торжества. Построенная в 1985 году трамвайная линия ведет теперь почти на

вершину холма: конечная остановка трамвая находится всего в 40 метрах под

статуей. От нее надо только подняться по 220 ступенькам лестницы к постаменту,

на ко-

t

502

100 ЧУДЕС СВЕТА

тором расположена смотровая площадка. Отсюда хорошо видны протянувшиеся пляжи

Копакабаны и гигантская чаша стадиона ";Мараканы";. А со стороны моря возвышается

неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар.

Мир Диснея

У Уолта Диснея, создателя Микки Мауса и утенка Дональда, была заветная мечта: он

хотел построить город будущего, в котором бы все мальчишки и девчонки могли

ходить в школу, а у их родителей была бы работа. Город, в котором бы все дети

были счастливы, а взрослые вновь обрели утерянный рай своего детства.

У.Дисней всегда работал как одержимый, в страстном стремлении к совершенству он

не знал себе равных. И теперь, задумывая свое новое предприятие, он вовсе не

стремился повторить свой первый эксперимент - Диснейленд, открытый в 1955 году

близ Лос-Анджелеса. Этот Диснейленд вскоре привлек к себе внимание

многочисленных спекулянтов и дельцов, и в результате их деятельности исчезли

апельсиновые рощи, окружавшие парк зеленым кольцом. Их место заняли

малопривлекательные мотели и другие коммерческие постройки.

504

100 ЧУДЕС СВЕТА

Мир Диснея

505

На сей раз Дисней решил поступить иначе, его новый парк не только должен

предоставить желающим аттракционы и другие развлечения, но и возможности для

отдыха - кемпинги, пляжи, спортивные площадки и др.

15 ноября 1965 года У.Дисней, выступая перед журналистами, официально заявил о

своем намерении построить в центре Флориды огромный развлекательный комплекс.

Территорию этого американского штата часто сравнивают с совком, наполненным

песком и пропитанным водой: по краям его выступают твердые известковые породы, а

середину занимают озера (их здесь свыше 30 000) и обширные болота.

И именно в этом месте в 1971 году состоялось открытие нового гигантского парка

развлечений - ";Мира Диснея";. Позже на его территории будет создано уникальное

экспериментальное поселение будущего - ЭПКОТ. На обширных участках земли вдоль

дороги на Орландо выросли выставочные комплексы вроде ";Сиуорлд"; или ";Зала славы

всех звезд";.

А начиналось все значительно скромнее и проще. Власти штата Флорида охотно пошли

навстречу прославленному кинорежиссеру, предоставили ему налоговые льготы и

другие привилегии, и на месте развлекательного парка выросло миниатюрное

";государство в государстве";, имеющее даже собственную полицию, свои строительные

стандарты, не говоря уже об оригинальной системе транспорта со своими особыми

правилами движения и ограничениями.

Первая очередь строительства продолжалась четыре года. Работы велись по планам,

которые детально разработал сам Дисней, хотя самого его уже не было в живых. Он

умер в 1966 году - за полгода до того, как на территорию будущего парка начало

прибывать оборудование.

Уолт был неистощимым выдумщиком, и по задуманному им плану будущий парк должен

был состоять из собственно развлекательного комплекса, в который должны были

входить ";Волшебное царство";, ";Лагуна семи морей"; и ";Полинезийская деревня";

";Волшебное царство"; пересекала Главная улица - типичная улица провинциального

американского городка из не столь уж отдаленного прошлого. Дома, магазины, кафе,

аптеки - все как на-

стоящее, только в уменьшенном виде. А в нескольких минутах ходьбы от Главной

улицы можно сесть в вагон ультрасовременной бесшумной монорельсовой дороги.

Прошлое причудливо соединяется и соседствует с настоящим и будущим, реальность с

фантастикой.

Как и в Калифорнии, здешний парк разделен на участки. На одном из них, к

примеру, представлен Дикий Запад с Замком привидений. Здесь любителей острых

ощущений потешат и напугают сложные технические устройства с использованием

стереофонической аппаратуры, электронных систем управления, которые обрушивают

на зрителя целый каскад средневековых ";ужасов";: тут и парящие в воздухе трупы, и

поднимающиеся крышки гробов, и душераздирающие вопли духов, вампиров и прочей

нечисти.

По улицам ";Волшебного царства"; гуляют Микки Маус и Дональд Дак в натуральную

величину, вместе с другими героями диснеевских мультфильмов и в сопровождении

оркестра. Монорельс, паровозики, повозки с лошадьми или канатные дороги, откуда

открывается прекрасный вид на всю территорию, можно найти повсюду. Глубоко под

землей, не доступные публике, прорыты подземные ходы, которые бывают нужны Микки

Маусу и его друзьям, чтобы неожиданно выскочить где-нибудь в самой толпе.

В глубине парка стоит сказочный романтический Замок Золушки, увенчанный

остроконечными башнями и шпилями. А внутри дворца, в банкетном зале короля

Стефана, можно пообедать как в любом вполне современном ресторане.

Многие аттракционы флоридского парка впервые появились еще в Диснейленде, но

здесь они выполнены на более высоком техническом уровне и с большим размахом Это

относится, в частности, к ";одианиматронным"; фигурам - роботам, которые

управляются звуковыми сигналами, записанными на магнитофон. С помощью этих

сигналов приводятся в действие пневматические и гидравлические системы внутри

пластмассовой фигуры. Такие роботы можно видеть в Зале президентов, где Авраам

Линкольн, окруженный всеми своими предшественниками и преемниками, ";произносит";

речь. Здесь великие люди прошлых эпох обращаются к зрителям, да так

правдоподобно, будто живые.

Неизменным успехом у посетителей пользуется ";медвежий ор-

506

100 ЧУДЕС СВЕТА

Мир Диснея

507

кестр";. Полтора десятка роботов-гризли исполняют народную музыку, отчаянно при

этом фальшивя. Особенно привлекают зрителей ";глаза"; артистов: движения их так

точно запрограммированы, что кажется, будто на вас и в самом деле смотрят живые

существа.

После того, как ";Мир Диснея"; открыл путь к развлечениям, в Орландо появилось

много интересного для туристов. Здесь открылся аквариум ";Морской мир";, причем

самый большой на мире. В нем можно увидеть морское чудовище - кита-убийцу весом

в две тонны и его первенца, родившегося уже в самом аквариуме.

Специальный аттракцион называется ";Встреча с акулой";. Посетители попадают в

специальный тоннель, идущий через аквариум, в котором действительно плавают

акулы устрашающих размеров. Есть аттракцион ";Встреча с пингвином"; - искусственно

созданный полярный ландшафт, где содержатся 200 пингвинов и множество морских

птиц.

Совсем рядом, в Центральном зоопарке Флориды, в ";Мире рептилий"; и в зоопарке

";Гэйтерленд"; разводят аллигаторов. Стремительный прыжок, лязг челюстей, - и

подвешенная на веревке курица оказывается в пасти крокодила. Прыжок его всегда

неуловим. Аллигатор неожиданно взлетает в воздух, и это делает зрелище

захватывающе пугающим. Тем оно и притягивает тысячи туристов. Немало технической

выдумки, смекалки и остроумия вложено и в другие аттракционы. Опустившись в

глубь озера на подводной лодке, будто сошедшей со страниц жюль-верновских

романов, можно наблюдать жизнь рыб и даже русалок. А можно покататься на

колесном пароходе - точно таком же, на каком ходил лоцманом по Миссисипи Марк

Твен... С плота можно увидеть остров Тома Сойера и форт, где выставлены фигуры,

в которые можно выстрелить из игрушечного ружья... Или совершить путешествие в

джунгли, или встретиться с пиратами Карибского моря...

Но развлечения - это лишь одна сторона ";Мира Диснея";, пусть и самая

привлекательная. Не меньший интерес вызывает и то, как решены здесь проблемы

современного градостроительства.

Уже у самого входа посетители понимают, что попали в совершенно необычный город:

въезд автомобилям сюда строго запрещен. Оставив ";авто"; на стоянке, они могут

воспользоваться любым

I

из предложенных здесь видов транспорта - монорельсовой дорогой, соединяющей все

гостиницы с ";Волшебным царством";, узкоколейной железной дорогой, электрокарами,

лодками, подвесной канатной дорогой.

В ";Стране будущего"; (один из павильонов ";Волшебной страны";) действует

транспортная система ";Пипл мувер";: небольшие вагончики (рассчитанные на четырех

пассажиров) бесшумно передвигаются на четырех вращающихсч роликах. Движение

происходит за счет трения между вагоном и роликами, соединенными с

электроприводами.

Одна из главных достопримечательностей ";Волшебной страны"; скрыта от глаз

посетителей: это огромный подвал. Здесь размещены механизмы, которые управляют

аттракционами, оборудование связи (никаких проводов над землей нет!),

всевозможные прачечные, склады, кафетерии для обслуживающего персонала. По

туннелям, пересекающим подвал во всех направлениях, курсируют электропоезда с

грузами.

Уже сама по себе постройка такого подвала на болотистой почве была делом

нелегким: строителям пришлось не только вынуть, но и спрессовать огромное

количество жидкого грунта. Например, когда потребовалось очистить озеро Бэй-Лейк

(самый большой естественный водоем парка, занимающий площадь 180 гектаров) из

него выкачали всю воду, вырыли со дна песок и перенесли на берег - получился

прекрасный пляж. А затем озеро вновь заполнили чистой водой.

Одну треть всей территории парка планировалось превратить в заповедник, где в

естественных условиях будут сохранены типичные для этих районов флора и фауна и

одновременно акклиматизироваться завезенные из других мест редкие виды деревьев,

птиц и зверей. Для создания такого заповедника потребовалось провести большой

объем мелиоративных работ, соорудить каналы для отвода вод из затопленных

районов, ведь три четверти территории парка каждое лето затоплялись водой.

Одна из самых главных проблем современного города - удаление и переработка

мусора и твердых отходов. В ";Мире Диснея"; использована разработанная в Швеции

пневматическая система ";AVAC";: из мусоросборников отходы попадают в трубу, по

кото-

508

100 ЧУДЕС СВЕТА

рой сжатый воздух с большой скоростью гонит его к прессовальной установке. За

один день таким образом можно переместить 55 тонн мусора. Затем спрессованный

мусор сжигается в печи, оборудованной фильтрами и скрубберами, очищающими дым от

твердых частиц с помощью воды. При этом не происходит загрязнения ни воздуха (из

трубы выходит чистый пар), ни воды (для этой цели используются сточные воды,

которые в свою очередь подвергаются очистке в специальном очистителе).

Еще одна проблема, волнующая сегодня экологов, - сброс в водоемы горячей воды,

отработанной электростанциями. Во флоридском парке она решена следующим образом:

горячая вода, поступающая от газотурбинных электроустановок, приводит в движение

холодильные машины, затем еще теплой идет для общественных нужд по трубам в

гостиницы и другие здания.

Строительство гостиниц началось одновременно с сооружением развлекательного

комплекса. Первые из них были собраны из готовых однокомнатных модулей на

стальном каркасе. Такие модули с полной внутренней отделкой изготовляет завод,

построенный в одном из районов парка. В обычном городе перевозка модулей таких

размеров (длина - 12 метров, ширина - 4,5 метра, высота - 2,5 метра) была бы

невозможной из-за ограничений, налагаемых правилами уличного движения. Но в

";Мире Диснея"; свои правила.

Самый большой отель - ";Контемпорари"; - построен на каркасе в виде буквы А.

Внутри него находится огромный (высотой в 14 этажей) вестибюль, через который

проходит монорельсовая дорога. Из-за своих размеров вестибюль получил название

";Большой каньон";, он служит еще и залом, где проводятся массовые зрелищные

мероприятия.

Гостиничный комплекс ";Полинезийская деревня"; выглядит совсем иначе. В пяти

длинных домах в таитянском стиле могут одновременно разместиться несколько сот

человек. Помимо крупных гостиниц, предусмотрены кемпинги для туристов, жилые

поселки для временных и постоянных жителей.

Когда Уолт Дисней еще только задумывал проект второго парка, у него возникла

идея создать здесь, помимо всего прочего, ";экспериментальный прототип города

будущего";. Имелось в виду,

Мир Диснея

509

построить небольшой городок или поселение, где постоянно будут испытываться на

практике все последние достижения градостроительной системы. Идея эта

осуществима, ведь ";Мир Диснея"; - не город в обычном понимании. Здесь не

приходится сталкиваться с типичными проблемами современного города -

безработицей, наркоманией, транспортными пробками и загрязнением воздуха. И в

этом тоже одна из притягательностей флоридского парка, а не только в его веселых

аттракционах.

Когда-то сам Дисней сказал о своих мультиках: ";Мои фильмы предназначаются людям,

которые еще не разучились смеяться и плакать!";. Для таких людей он и хотел

построить город мечты, где среди всего окружающего властвовала бы только

Гармония.

Сиднейская опера

511

Сиднейская опера

Теперь Оперный театр в Сиднее стал таким же неотъемлемым символом Австралии,

какими еще совсем недавно были кенгуру или коала. Он стоит в восточной стороне

сиднейской бухты, и его легкие белые крыши, напоминающие раковины, восхитительно

выглядят с любой точки.

В конкурсе проектов нового здания оперы в Сиднее, объявленном в 1954 году,

приняли участие 233 специалиста из 32 стран. Когда 29-летний датский архитектор

Йорн Устцон прислал на этот конкурс свой весьма эскизный и чрезвычайно

рискованный проект, в компетентном международном жюри разгорелись жаркие споры.

Самым распространенным был упрек автору в произвольном решении десяти сводов,

расположенных один за другим и достигающих высоты 60 метров. По мнению

оппонентов, своды лишены всякого практического смысла, не имеют связи между

внешним и внутренним пространством. В довершение всего, высокая четырехугольная

коробка почему-то перекрывалась огромным сводом в форме птичьего крыла.

Но архитектор и не скрывал, что в своем произведении хочет уйти за пределы

утилитарности. После долгих дискуссий проект был принят. Так, победителем

оказался в этом конкурсе почти

никому не известный тогда датчанин. Как и многие другие участники конкурса, Йорн

Устцон никогда не видел, а только знал по фотографиям то место, где должна была

строиться Опера. Работая над эскизом, он был вдохновлен парусами яхт в

сиднейском порту и - отчасти - храмовыми постройками майя и ацтеков, виденными

им в Мексике.

Реализовать техническую идею Устцона было очень сложно, но, с другой стороны,

она резко отличалась от других, была интересной и увлекательной. Как сам проект,

так и расходы на его осуществление вызывали дебаты и накалили страсти жителей

Сиднея. Здание строили долго, мучительного, затратили гораздо больше денег, чем

предполагалось. Строительство стоимостью в семь миллионов долларов должно было

закончиться к 1963 году. В действительности же оно длилось на десять лет дольше

и потребовало расходов в 100 млн долларов. Большую часть этих денег удалось

получить через лотереи.

Проект приходилось осуществлять, постоянно преодолевая бурный поток возмущения,

постоянно защищаясь от нападок. В 1966 году, после всех технических,

политических и финансовых неудач, Устцон в полном расстройстве отстранился от

всех дел. Выяснилось, что большие бетонные паруса (эллиптические параболоиды,

как их называют в архитектуре) нельзя сконструировать по первоначальному

замыслу. Но если изменять их, значит, надо переделывать и весь проект. Много

компьютерных расчетов потребовалось для того, чтобы решить все технические

проблемы. Окончательный вариант этого здания - не только триумф проект Йорна

Устцона, но и триумф технической мысли четырех австралийских архитекторов,

которые реализовали смелую идею датчанина.

Официальное открытие Оперы состоялось 20 октября 1973 года в присутствии

английской королевы Елизаветы II. Сейчас многие утверждают, что Опера - самое

красивое здание из всех, что были построены после Второй мировой войны. А

некоторые заявляют, что это вообще самое красивое здание на свете. Лучше всего

любоваться им с борта корабля. Тогда оно кажется гигантским белым лебедем,

который уже распустил крылья и вот-вот взлетит. Прекрасно оно и ночью, все

залитое светом.

512

100 ЧУДЕС СВЕТА

1

Здание Оперы стоит в гавани, на Беннелонг Пойнт. Это место так названо по имени

австралийского аборигена, друга первого губернатора колонии. Когда-то здесь был

форт, потом трамвайное депо. Здание оперы занимает площадь в 2,2 гектара, паруса

крыши весят 161 000 тонн и достигают в высоту 67 метров, они облицованы шведской

плиткой, сверкающей на солнце.

Под наземной скорлупой находятся пять отдельных залов для симфонических

концертов, оперной музыки, камерных и театральных постановок. Внутренние

помещения выполнены в стиле, который в архитектуре назвали ";готикой космической

эры";. В здании сиднейской Оперы висит самый большой в мире театральный занавес.

По эскизу австралийского художника Коберна его выткали во Франции из шерсти в

стиле ковров Обюссона. Коберн назвал свое произведение ";Занавес солнца и луны";,

так как использовал в своем эскизе именно эти мотивы. Каждая из двух половин

занавеса равна 93 квадратным метрам.

Орган в концертном зале тоже считается самым большим механическим органом в

мире, он имеет 10 500 труб. Оперный зал рассчитан на 1550 зрителей, а концертный

- на 2700. В этом же здании дает концерты и филармонический хор Сиднея. Здесь

располагаются библиотека, кинозал, 60 гримерных для актеров, а также рестораны и

бары.

Неподалеку от Оперы находится портовый мост, который рань- ";I ше был символом

Сиднея. Это функциональная стальная конст- j рукция серого цвета, которую сами

жители Сиднея называют ";вешалкой для одежды";. Арка моста сочетает в себе

одновременно мощность и элегантность. Проект его был разработан австралийским

инженером-железнодорожником Дж.Дж.К.Брэдфилдом. С первых дней истории Сиднея

городу требовался мост через гавань, заходила даже речь о подводном туннеле. Но

19 мая 1932 года по мосту было пущено движение, и этот день стал звездным часом

Дж.Дж.К.Брэдфилда: дорога через мост носит его имя - Брэдфилд хайвэй.

Здание Оперы, порт и портовый мост представляют собой картину гармоничного

единства. Паруса в сиднейской гавани и вдох-

Сиднейская опера

513

новили Йорна Устцона на создание именно такой крыши для оперного театра. Сегодня

здание оперы опередило по рангу портовый мост и само стало прекраснейшей

достопримечательностью города.

К.Н.Тауэр

515

К.Н.Тауэр

Побив все рекорды, Эйфелева башня с 1889 по 1931 год оставалась самым высоким

сооружением в мире. В 1931 году этот статус перешел к нью-йоркскому небоскребу

Эмпайр Стейт Билдинг, а спустя сорок лет его получила Останкинская телебашня в

Москве, высота которой составляет 537 метров. Но в 1975 году рекорд побила башня

Канадиен Нэшенл Тауэр (сокращенно К.Н.Тауэр) в Торонто.

Теперь это самое высокое сооружение в мире, высота которого вместе со шпилем

антенны равняется 553,5 метра. Строили башню в течение трех с половиной лет.

Идея заключалась в том, что-

бы башня могла принимать и передавать сигналы, но при этом многочисленные

небоскребы Торонто не создавали бы ей помех. К.Н.Тауэр, кроме своего

практического назначения, стала еще и местом многочисленных развлечений,

достопримечательностью для туристов и, главное, - известным теперь уже во всем

мире символом Торонто.

Группа экспертов и специалистов еще до февраля 1973 года, когда начались работы,

отправилась в путь для изучения самых различных башен, которые имеются во многих

странах. Их задача заключалась в том, чтобы новейшая из них стала не только

самой высокой, но и самой привлекательной для посетителей. А это означало, что

новое сооружение должно иметь соответствующий вид, место для огромного числа

гостей и одновременно выполнять функции смотровой вышки.

Эксперты, собрав всю возможную информацию, спроектировали стройную башню с

круглой капсулой Скайпод на высоте 351 метр. Эта капсула внутри и снаружи

оборудована смотровыми галереями, а для очень смелых на высоте 447 метров есть

еще одна видовая площадка - Спэйс Дэк (самая высокая в мире). Именно на этой

площадке заметно, что башня слегка покачивается. Посетителям обязательно

объясняют, что так должно быть и бывает со всеми высотными зданиями мира: при

турбулентном движении воздуха было бы значительно опаснее, если бы башня стояла

неподвижно.

Строительство К.Н.Тауэр потребовало более чем серьезных размышлений о

безопасности. Сложности самой конструкции в сущности были известны еще из опыта

возведения небоскребов, но этот проект был все-таки шагом в неизведанное,

поэтому все его характеристики должны были быть исключительно надежными.

Первый этап работы, к которому было привлечено большое число архитекторов,

заключался в обсуждении бесчисленных предложений, пока наконец не утвердили

окончательный вариант (в первом проекте были заложены три башни, связанные между

собой мостами). Фотовыставка, развернутая в капсуле Скайпод, рассказывает об

истории строительства К.Н.Тауэр, о всех его этапах. Цифры здесь называются

просто невероятные: в дело пошло 40 522 кубометра бетона, 129 кубометров

предварительно напряженно-

516

100 ЧУДЕС СВЕТА

1

го железобетона и 5080 тонн стали. На строительстве были заняты 1537 рабочих,

которые для начала должны были выкопать котлован 15-метровой глубины, то есть

поднять наверх 63 000 тонн земли] и сланцевой глины.

Внушительная и одновременно элегантная К.Н.Тауэр весит около 132 080 тонн. В

башне имеется четыре лифта, которые поднимаются наверх со скоростью шесть метров

в секунду. За час они могут перевезти в одном направлении 1200 человек. Поездка

до капсулы Скайпод длится меньше минуты (58 секунд) и очень напоминает взлет

самолета. Поскольку строители опасались, что скорость, высота и теснота при

каком-нибудь исключительном стечении обстоятельств могут вызвать у людей панику,

они обратились за советом к психологам. В результате консультации были

спроектированы кабины, вид и форма которых создают ощуще- > ние покоя и

безопасности. В каждом лифте имеется одна стеклян- > ная стена, через которую

открывается изумительный вид на город, s и это тоже помогает посетителям

преодолеть ощущение замкну- ¦ того пространства. При сильном ветре скорость

движения кабин может уменьшаться. Только в результате тщательного проектиро- ¦

вания и продуманной технологии могло быть построено такое гармоничное

сооружение, как К.Н.Тауэр.

Тоннель под Ла-Маншем

Впервые идея создания дороги под Ла-Маншем родилась в 1750 году - в стенах

Амьенского университета. Именно там была обещана специальная премия тому, кто

разработает проект тоннеля, ведущего из Франции в Англию. И самым первым

инженером, рассматривавшим идею тоннеля в 1753 году, был француз Демаре. Так

началась долгая и богатая событиями история этого интереснейшего проекта.

А первым государственным деятелем, выступившим с мыслью связать Францию и Англию

тоннелем, был Наполеон. В 1802 году он всерьез изучал проект французского

инженера А.Матье, предусматривающий возведение 15-километровой тоннельной

секции. Другие 15 километров должны были прокладывать со своей стороны

англичане, а обе секции соединялись бы в центре Ла-Манша на отмели, которая

представляла бы собой искусственный остров.

Правда, для претворения проекта в жизнь требовались не только технические и

финансовые средства, но и согласие обеих стран, а Великобритания отнеслась к

этой идее с настороженностью. В Лондоне не раз раздавались голоса, что

возведение тоннеля ослабит безопасность Англии как островной державы. Отмечалось

даже, что не инженерные и не финансовые проблемы - главная помеха строительству,

а оппозиция английского правительства.

В 1832 году французский горный инженер Томе де Гамон предлагал прорыть тоннель с

13 вентиляционными трубами или построить мост, который опирался бы на насыпные

острова.

Наполеон III и королева Виктория в 1860 году одобрили новый французский план

тоннеля, предусматривавший установку ящи-

518

100 ЧУДЕС СВЕТ4

кообразных сборных элементов на морском дне, но уже вскоре этот замысел был

вновь отклонен. Правда, в конце XIX века дело,| казалось, сдвинулось с мертвой

точки: на обоих берегах начались земляные работы. С французской стороны тоннель

протянулся почти на два километра, более чем на полтора километра продвинулась

галерея с английской стороны. Однако и на этот раз в Лондоне взяли верх

";соображения предосторожности";.

После этих событий прошло не одно десятилетие, а потом разразилась Вторая

мировая война. Только после ее окончания вновь заговорили о строительстве

тоннеля под Ла-Маншем, ибо необходимость улучшения транспортных связей Англии с

континентом неуклонно росла. Но понадобилось еще целых 10 лет, чтобы англичане

смогли преодолеть свои опасения.

В 1955 году во Франции была возобновлена концессия с внуком первого

концессионера Леруа-Болье, который получил ее еще в 1876 году для постройки

железной дороги под Ла-Маншем. Проектом заинтересовалась оставшаяся не у дел

компания Суэцкого канала. Она располагала большим свободным капиталом и изъявила

готовность принять участие в осуществлении столь давней затеи. Дело даже опять

сдвинулось с мертвой точки, но тут сразу же появились конкуренты, которые

выдвинули свой контрпроект. Они предложили не тоннель, а гигантский мост над Ла-

Маншем. ";Королям автострад";, конечно же, не хотелось, чтобы новая коммуникация

через пролив попала в руки железнодорожных магнатов. Их проект сулил крупные

заказы на сталь в течение долгих лет, поэтому он получил еще поддержку и

металлургических концернов.

Между сторонниками двух проектов - моста и тоннеля - разгорелся ожесточенный

спор. Каждый, конечно же, расхваливал свой проект и охаивал конкурента.

Соперники устраивали пресс-конференции, рассылали проспекты, интриговали,

пытаясь заручиться поддержкой правительства. И правительства обеих стран

действительно не могли остаться в стороне от дела государственного значения. А

все кончилось тем, что проект строительства пути под Ла-Маншем опять был

отодвинут...

Вновь работы начались только в 1974 году в районе английского города Дувр и

возле французского города Кале. Но тут забеспо-

Тоннель под Ла-Маншем

519

коились жители южно-английского графства Кент: по их мнению, стройка может

нанести огромный ущерб природной среде...

И вот в наши дни в который уже раз возник интерес к реализации давней идеи. И на

этот раз был разработан целый ряд проектов, из которых были выбраны сначала

четыре, а потом из этих четырех остался один.

Как же выглядит этот окончательный проект, выдвинутый англо-французским

консорциумом? По этому проекту предполагалось проложить два железнодорожных

тоннеля на глубине 40 метров под дном пролива. Диаметр тоннелей - 7,3 метра,

длина каждого - около 50 километров, из которых 37 будут проходить под толщей

воды. Специальные поезда с платформами, предназначенными для загрузки

автомобилей и автобусов с пассажирами, должны будут отправляться каждые

несколько минут. А вся поездка при скорости 160 км/час займет всего 30 минут.

Для технического обеспечения работы этих двух тоннелей предполагалось построить

третий тоннель, служебный, с выходами к основным магистралям через каждые 375

метров.

Авторы проекта отказались от автосообщения в тоннелях: скопление выхлопных газов

создаст неразрешимые проблемы, а езда по 50-километровому тоннелю потребовала бы

от водителей огромного напряжения физических и духовных сил, приводила бы к

стрессовым ситуациям и неминуемо вызывала аварии. Поэтому и было отдано

предпочтение электропоездам: на многорамповые платформы будут грузиться

автомашины, водители которых смогут оставаться за рулем.

До момента стыковки 450 водителей 120 шахтных локомотивов вывозили породу из

забоев, ежемесячно проделывая путь, равный двум расстояниям вокруг Земли.

В международном конкурсе за право получить заказ на рельсы для тоннеля

участвовало более 2000 фирм. Французские заказчики отдали предпочтение одному из

советских заводов, который сумел обеспечить высокое качество металла и точный

график поставок. Тысячи тонн рельсов были поставлены к устью Луары в точно

назначенный срок.

...И вот летом 1994 года состоялось официальное открытие железной дороги под Ла-

Маншем. Правда, этому предшествовала

520

100 ЧУДЕС СВЕТА

довольно комическая ситуация: в тоннель еще до первых экспрессов пустили молодых

туристов, которые под землей стали петь, танцевать и вообще, как говорится,

совать свой нос куда не следует. И только после того, как 118 молодых людей

прошли пешком до берегов Франции, - пустили пробный электропоезд. А потом уже

стали регулярно ходить челноки - составы с автомобилями туристов. По двум путям

курсируют поезда ";Шаттл";, которые перевозят легковые автомобили, туристические

автобусы, грузовики с контейнерами, а также и просто пассажиров.

Расстояние от английского города Фолкстон до французского Кале преодолевается

всего за 30 минут вместо полутора часов на скоростном пароме через Ла-Манш.

Мост Сэто-Охаси

Стремительный послевоенный подъём Японии отразился в целом ряде смелых

технических проектов: железные дороги, тоннели и мосты. В 1964 году Япония

поразила мир открытием новой государственной железной дороги Синкансэн,

соединяющей Токио и Осаку. Далее ее протянули на юг в сторону Кюсю, а из Токио

она идет на север до Ниигаты и на северо-восток до Мориоки. Протяжённость

железных дорог Синкансэн равна сегодня 1800 километрам. Для этих веток были

спроектированы специальные, мощностью почти в 16 000 лошадиных сил. локомотивы,

которые способны тянуть за собой 16 вагонов весом в 880 тонн.

Но самым значительным техническим предприятием Японии на сегодняшний день

является мост Сэто-Охаси, открытие которого состоялось 10 апреля 1988 года. Он

соединил между собой четыре самых крупных острова страны, благодаря чему можно

совсем быстро от северного, по-сибирски холодного Хоккайдо, - через Хондо -

добраться к субтропически тёплым гаваням Хонсю и храмам Сикоку на юге,

заполненным паломниками.

Новый мост перекинут через Внутреннее море Японии (Сэто) от острова Хонсю до

острова Сикоку, причём это один из самых прекрасных островных ландшафтов мира.

Мост (проезд по которому платный) соединяет города Курасики на Хонсю и Сакайдэ

на Сикоку. Он элегантно проходит через пять маленьких островов и преодолевает

тем самым расстояние в 12 километров.

Вообще правильнее было бы назвать мост Сэто-Охаси ";мостами";, потому что этот

невероятный проект включает в себя именно несколько мостов, построенных по

разным техническим принципам. У самого длинного южного моста Бисан расстояние

между опорами составляет 1100 метров - по длине это пятый мост в мире. Высота

большей из двух его свай - 194 метра, это в полтора раза больше пирамиды Хеопса

и составляет примерно две трети от высоты Эйфелевой башни. Рассказывают, будто

бы стальные канаты, которые использовались при строительстве моста, были такой

длины, что трижды могли бы опоясать земной шар.

Когда бывают приливы, мост всё равно находится на высоте 65 метров над водой, и

это позволяет танкерам и океанским судам беспрепятственно входить во Внутреннее

Японское море.

Мост Сэто-Охаси - двойной, по нему проходят и железная дорога, и автострада.

Верхняя часть моста представляет из себя четырёхполосную магистраль, а нижняя

предназначена для поездов, в том числе и для Синкансэн.

Внутреннее Японское море обычно спокойно, но, как известно, сама местность

находится под угрозой землетрясения. Но мост спроектирован таким образом, что

выдержит землетрясение в 6,5 балла (по шкале Рихтера).

Строительство моста продолжалось около десяти лет, а расходы на него составили

более 9 миллионов долларов. В кульминационный период строительства здесь

трудились 50000 человек.

Мост этот действительно очень велик, но в последнее время даже ему пришлось

отступить на второй план перед другим, ещё более длинным. С 1988 года

осуществляется проект нового двойного моста между островами Хонсю и Сикоку, и

через 10 лет (в 1998 году) этот мост должен быть уже сдан в эксплуатацию. У

этого огромного моста Акаси-Кайкио по плану расстояние между опорами будет 1780

метров, а это значит, что он будет самым длинным подвесным мостом в мире.

Воздействие этих новшеств на остров Сикоку будет, конечно, очень велико. Сикоку

- самый маленький из четырёх основных островов Японии, к тому же и самый

изолированный. Остров привлекает больше паломников, чем туристов, которые

прибывают в 88 расположенных здесь храмов. Все храмы связаны между собой именем

буддийского святого Кобо-Дайси, который в 774 году родился на Сикоку, а в 806

году основал японскую секту Сингон. Чтобы все храмы обойти пешком, потребуется

примерно около двух месяцев, но теперь, видимо, жизнь этого спокойного острова

переменится.

Содержание

Вступление;

Египетские пирамиды; Висячие сады; Храм Артемиды в Эфесе; Зевс Олимпийский;

Мавзолей в Галикарнасе; Колосс на острове Родос; Фаросский маяк; Вавилонские

стены и дорога Мардука; Вавилонская башня; Стоунхендж; Пальмира; Храм бога Амона

в Карнаке; Храм в Баальбеке; Лабиринт на Крите; Абу-Симбел; Храм Соломона;

Карфаген - город финикийской царицы; ";Вечный город";; Колизей; Пантеон; Термы

Каракаллы; Царьград - Константинополь - Стамбул; Барельеф царя Дария; Акрополь;

Храм богини Афины на Акрополе; Город библейского Моисея; Мусейон; Великая

Китайская стена; Сиань; Нимруд-даг; Погибшие Помпеи; Тиауанако - город в горах;

Священная Мекка; Паленке; Гроб Господень в Иерусалиме и животворящий огонь на

Пасху; Пещерные церкви Каппадокии; ";Картинная галерея"; в Пампа-де-Наска; Великая

церковь Айя София; Мечеть Скалы в Иерусалиме; Мечеть Омейядов в Дамаске; Храм на

каменных слонах; Зал Большого Будды в Великом храме Востока; Венеция; Ангкор -

город, забытый в джунглях; Древняя соперница Багдада; София Киевская; Лондон;

Лондонский кафедральный собор Святого Павла; Хрустальный дворец; София

Новгородская,; Собор Святого Петра; Нотр-Дам де Пари; Храм Покрова на Нерли;

Пизанская башня и другие; Каменное диво Эфиопии; Каменный комплекс Зимбабве;

Кельнский собор; Гугун - запретный город; ";Храм Неба"; и другие; Альгамбра;

Троице-Сергиева лавра; Улица мавзолеев в Самарканде; Обсерватория Улугбека;

Символ Швейцарии; Алтарь России; Успенский собор Кремля; Церковь Пресвятой Девы;

Храм Покрова Святой Богородицы на Рву; Храм Христа Спасителя; Эскориал; Потала;

Тадж-Махал; Версаль; Исаакиевский собор; Янтарная комната; Петров двор; Памятник

Петру; Статуи на острове Пасхи; Кижи; Покровская церковь и колокольня; Сан-Суси;

Самый древний, самый большой, самый молодой (храмы Таиланда); Храм мормонов;

Суэцкий канал; Замок безумного короля; Золотая ступа в Рангуне; Пагода Кутодо;

Церковь Саграда Фамилия; Небоскрёбы; Эйфелева башня; Деревянное чудо в городе

Верный; Статуя Свободы; Портреты на горе Рашмор; Бобур; Статуя Спасителя в Рио-

де-Жанейро; Мир Диснея; Сиднейская опера; КНТауэр; Тоннель под Ла-Маншем; Мост

Сэто-Охаси.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  2. История христианской церкви (1)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  3. История христианской церкви (3)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  4. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в "золотом" штате повторяется снова и ...

  5. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в "золотом" штате повторяется снова и ...

Другие похожие документы..