Главная > Документ


плача и заламывая руки, повелела сжечь его тело и устроила пышные похороны.

Терзаясь скорбью по мужу, она приказала превратить его кости в прах, смешала его

с духами и, добавив воды, выпила. (";Ибо, - как добавляет Валерий Максим, - она

хотела стать живым памятником Мавсолу";.) Артемисия свою страстную любовь

проявила еще и другим способом. С безмерным старанием и щедростью она построила

для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, столь прекрасную, что ее

считают одним из семи чудес света. Она посвятила гробницу духу Мавсола и

повелела сложить о нем песнопения. С этой целью она назначила великую награду в

деньгах и других ценностях Сложить панегирики в честь Мавсола съехались многие

благородные мужи, известные своим талантом и красноречием... И пока она была

жива, она жила в печали, и печаль свела ее в могилу...";.

Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой

архитектуре в нем соединялись все три знаменитых стиля - дорический, ионический

и коринфский.

Основой всего сооружения был ";огромный пьедестал из про-коннесского мрамора";. На

самом деле он был только облицован мрамором, а его основу составлял массивный

фундамент из необожженного кирпича. Современники восхищались его размерами,

затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его

художественного оформления.

Мавзолей в Галикарнасе

35

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами 18,9x42,3x11,1 метра. На нем

стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме

24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещалось богатое

скульптурное украшение. Обломки мраморных львов и мифологических фигур,

найденные здесь в прошлом веке при раскопках, свидетельствуют, что скульптуры

выполняли великие мастера. Вершина пирамиды увенчана площадкой, на которой

возвышалась скульптурная группа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной

четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной

группы составляет 46 метров.

Проект гробницы разработали архитекторы Пифей и Сатир. ";Судьба осчастливила этих

двух, - писал Витрувий, - редчайшим и высочайшим даром. Их замысел воплощали в

реальность мастера, чьи произведения окружены вечной и немеркнущей славой.

Величайшие художники соревновались между собой, чтобы украсить Мавзолей и тем

самым способствовать его великолепию. И каждому досталось по одной стороне

здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Пракситель и, возможно, сам

Тимофей...";.

Скопасу досталась восточная часть Мавзолея. Он изобразил на ней битву греков с

амазонками. Значительная часть оформленного Скопасом восточного фриза

сохранилась, и мы можем восхищаться мастерством великого скульптора древности,

который умел ";передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека";.

Согласно античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея

стали героические подвиги Тесея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами.

Авторы замечательных скульптур львов, богов и героев, которые украшали колоннаду

храма, неизвестны. Трехметровую скульптурную группу Мавсола с Артемисией на

вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор

Мавзолея - Пифий, а по мнению современных исследователей - Бриаксис.

Артемисия умерла еще до завершения украшений Мавзолея, а сам Мавзолей простоял

19 веков. Землятресение XIII века немного повредило гробницу царя, но в XV веке

мавзолей был уничтожен родосскими рыцарями, которые брали его камни на

строительство крепости Святого Петра. В XIX веке были раскопаны его остатки,

которые сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.

Колосс на острове Родос

37

Колосс на острове Родос

ревнегреческий автор Филон так писал об этом острове: ";Остров Родос лежит в

бескрайнем море. В давние временна, когда он был еще погружен на дно, вынес его

Гелиос ia поверхность и попросил у богов для себя. Тут и стоит Колосс высотой в

70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий

бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям. Скульптору

потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и пришлось помогать

медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал родосцев таким

богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую высотой от земли до

неба?";

Античные авторы приводят разные сведения о высоте этой статуи: наименьшая ее

высота - 30-35 метров, некоторые же утверждают, что высота статуи равнялась 35-

40 метрам. А один из неизвестных авторов начала нашей эры сообщал, что Колосс

упирался ногами в две противоположные дамбы гавани и корабли, шедшие к Родосу,

должны были проплывать под ним. Плиния Старшего поразило то, что лишь немногие

люди могли обхватить руками большой палец статуи.

Современных людей размеры Колосса не удивляют. Что такое 35 метров? Но для

древнего мира металлическая статуя подобной высоты была действительно чудом

света.

Возможно, и впрямь Колосс Родосский был слишком тяжел для земли: она держала его

всего чуть более полувека, а потом он упал. Но ";и лежащий, - пишет Плиний, - он

все еще был чудом";.

От античного города Родос осталось очень мало: остатки храмов и общественных

зданий, театра, стадиона, главной площади. Но в тени его славы и на его руинах

вырос новый город.

Родос - это огромная средневековая рыцарская крепость, окруженная могучими

крепостными стенами, выстланная разноцветным ковром из крыш византийских дворцов

и сверкающих куполов мечетей с их филигранными минаретами. У подножия

стометровых растрескавшихся скал, выступающих прямо из морских глубин, тянутся

два пояса гранитных стен. На них стройные ряды безголовых великанов с

раскинутыми руками - ветряные мельницы... Во времена упадка таких выдающихся

центров греческой культуры, как Афины и Эфес, Родос стал средоточием лучших

достижений искусства и науки. Он имел своих философов (Клеобул Линдский,

Аристипп, Иероним Родосский), своих поэтов (Аполлоний Родосский), были на Родосе

и свои ораторы, ученые, писатели, художники, скульпторы.

В III веке до н.э. на остров напал македонский царь Деметрий

38

100 ЧУДЕС СВЕТА

Полиоркет. Однако одолеть родосцев ему не удалось, несмотря на специальные

осадные машины. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную осадную башню,

обитую железом, с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для

десанта. Это была гелеополида, которая приводилась в движение 3400 воинами. Она

была тоже своего рода чудом света и вместо разрушения принесла городу

неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, прибывшие в город,

купили у родосцев ге-леополиду как ";металлолом за 300 талантов";. Это были

баснословные деньги, на них и возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса.

Великолепную статую родосцы поручили создать скульптору Ха-ресу, ученику

прославленного Лисиппа. Ему заказали статую таких размеров, ";чтобы она

превосходила все остальные";.

Предложение поставить Колосс не встретило в родосском народном собрании

единодушия. Некоторые утверждали, что такая огромная и дорогая статуя ни к чему;

другие - что Гелиос будет оскорблен, ";когда напротив солнца взойдет новое

солнце";, и тд. Были и пророчества, что такая большая статуя наверняка рухнет и

ее падение будет одновременно и падением Родоса.

Легенда и правда об этой статуе так слились, что лишь с трудом можно отобрать

достоверные факты. Статую описали многие античные авторы, хотя ни один из них не

видел ее стоящей.

Голландец Мартин ван Хеемскерк (XVI век) изобразил его медно-красным гигантом

высотой в 35-40 метров, который держит над головой чашу с раскаленным углем и

стоит, широко расставив ноги, у входа в порт (ширина входа 300 метров).

А вот другое описание Колосса... Это статуя в 45 метров, которая стоит на

пьедестале посреди города Родос, на холме, где позже была поставлена часовня

Иоанна Родосского.

Есть якобы еще свидетельства, что император Нерон повелел перенести статую с

одного места на другое, убрать голову Колосса и взамен укрепить его собственную,

отлитую в бронзе. И что после него это повторил император Коммод! Но факт этот

не доказан. Родос и в самом деле был близок Нерону, там он провел свою

молодость, там начал свою карьеру.

Но в XIX веке выяснилось, что все авторы имели в виду совсем

Колосс на острове Родос

39

другой колосс, почти 30 метров высотой, который изваял скульптор Зенодор, придав

ему сходство с Нероном. Скульптура, отлитая из бронзы и позолоченная, стояла

вблизи римского Колизея. После смерти Нерона ее объявили статуей бога Гелиоса.

Согласно Филону, описание которого считается наиболее достоверным, Колосс

представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого сверкающего

мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера,

что ";сами по себе превышали многие статуи";. В вытянутой руке Колосс держал

факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Однако есть и

такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой

руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли

покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову его

украшал венец из расходящихся в стороны лучей. Филон предполагает, что для

сооружения статуи таких размеров, Харес призвал помощников, что Колосс не был

";творением одного человека";.

Сначала Харес ";отлил и поставил ноги Колосса";. Потом постепенно отливал

остальные части тела, ";соединяя их с теми, которые уже стояли";. Статуя росла, и

он ";обкладывал ее вокруг массой глины и песка, закрывая таким образом

законченную часть статуи, а потом засыпал еще и камнями, чтобы все держалось

вместе";. Технически это было возможно, хотя и достаточно сложно. Если к тому же

учесть, что бронза плавится при 900°С, медь при 1088°С, а железо от 1100 до

1200°С, можно представить, как было трудно поднимать на такую высоту

расплавленный металл.

Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов,

которые выполняли роль опор. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись

железными поперечными балками.

Статуя сооружалась 12 лет. Когда голову статуи украсили лучистым венком и

разобрали насыпь вокруг нее, пораженные родосцы увидели великолепное

произведение искусства

Статуя простояла более 50 лет (некоторые исследователи называют более точную

цифру - 66 лет), вплоть до землетрясения 225 года до н.э. Самым уязвимым местом

оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова

•?•

40

100 ЧУДЕС СВЕТА

и плечи ее уперлись в землю. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного

гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов

меди. Правда, Страбон, который посетил Родос в начале нашей эры и сведения

которого всегда считались достоверными, писал, что ";из-за какого-то пророчества

родосцы больше его уже не поставили";.

Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. Последнее свидетельство

о Колоссе относится к 653 году. В этот год Муавия, будущий халиф Дамаска,

завоевал остров Родос и якобы продал обломки Колосса ";какому-то еврею из

Эдессы";. Об этом свидетельствует Зонар, византийский историк XII века.

В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из проектов

Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в полой голове его предполагается

устроить бар для туристов.

Фаросский маяк

Александр Македонский, завоевывая мир, заложил немало городов. Он основал

Александрию при Иссе, Александрию на ^Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию

Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и

много других, а в 332 году до н.э. и Александрию Египетскую.

Нынешняя Александрия насчитывает более двух миллионов жителей, она протянулась

на 25 километров по песчаной косе, которая когда-то перерезала морской залив,

образуя большое соленое озеро. Но у современной Александрии совсем другие

очертания. На северо-западе, где ныне расположен вытянутый полуостров с густо

заселенным арабским кварталом и великолепной мечетью Абу аль-Аббаса, в древние

времена было море, точнее, две морские пристани - Большая пристань и пристань

Счастливого возвращения. Со стороны моря их прикрывал скалистый остров Фарос,

служивший естественным молом.

Во времена первых Птолемеев и был построен на острове Фарос маяк, по

свидетельству древних и средневековых авторов, он был выше самой высокой

пирамиды. Но в то время, когда его посе-

42

100 ЧУДЕС СВЕТА

Фаросский маяк

43

тил Страбон, маяк уже не очень отличался от других сооружений. Он был наполовину

разрушен. Его самая высокая часть рухнула, и ее обломки лежали около башни,

которую покрыли временной деревянной крышей, ";и жило в ней несколько сторожей";.

Строительство маяков началось в глубокой древности и связано это с развитием

мореплавания. Сначала это были просто костры, расположенные на высоких берегах,

а затем искусственные сооружения. Александрийский светящийся маяк был сооружен в

283 году до н.э., строительство этого гигантского сооружения длилось всего пять

лет.

Маяк имел от основания до вершины высоту 180 метров. Такой подсчет сделали на

основании свидетельств историка Иосифа Флавия. По другим описаниям, его высота

была 120 метров, Ибн аль-Сайха (XI век) называет цифру 130-140 метров. По мнению

современных специалистов, с чисто практической точки зрения такая высота была

излишней, даже если принимать во внимание, что древние маяки должны быть выше

ввиду слабости их огня. Величайший европейский маяк в устье Гаронны у Бордо

имеет высоту 59 метров над уровнем моря. Построили его римляне, взяв за образец

маяк на острове Фарос. В первоначальном виде он сохранялся до XVI века, потом

его перестроили. Маяк на мысе Гаттерас имеет высоту 58 метров, маяк на

коралловых рифах у Флориды - 48 метров. Ни один из современных маяков не

достигает высоты Александрийского.

Птолемеи построили этот фантастический небоскреб на скале не только для

практических целей. Прежде всего маяк был символом могущества их империи,

символом богатства и величия, подобно свету во тьме

Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180-190 метров

(другие источники приводят другие цифры) На этом основании стоял большой дворец

с четырьмя башнями по углам. Из его центра поднималась массивная четырехугольная

башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами.

На этой башне стояла еще одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая

заканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу стояли колонны,

поддерживавшие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей

Посейдона высотой 8 метров.

На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск

которого при помощи сложной системы зеркал был виден за 100 миль. Через весь

маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница.

По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные

ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.

Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей

использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские

суда задолго до того, как они появлялись у берега.

Это сооружение, так же как пирамиды, возникло из пота и труда рабов, и во

времена его строительства также свистели бичи надсмотрщиков. Но были у него и

два принципиальных отличия. Во-первых, маяк на острове Фарос приносил

";общественную пользу";. Во-вторых, в те времена, когда создавалось это последнее

чудо античного мира, техника достигла немалых высот. Уже были известны винт и

полиспаст Архимеда, подъемные приспособления, различные строительные инструменты

Основными строительными материалами для маяка были известняк, мрамор, гранит.

Строительством руководил известный греческий архитектор Сострат Книдский. По

окончании работ Сострат высек на камне сооружения надпись: ";Сын Дексифана

Сострат - богам-хранителям, на благо плавающим";. Эту надпись Сострат покрыл

цементом и сверху обозначил имя Птолемея Со-тера, правившего в то время. Вскоре

цемент осыпался, и все увидели первую надпись. Посидипп, современник Сострата,

воспел его в стихах, которые пережили маяк и донесли до нас имя его создателя.

А имя это было широко известно в античном мире. Современные ученые установили,

что сооружений, подобных ";висячим садам"; Семирамиды, было несколько, и одно из

них - ";висячая променада"; на острове Книд. Архитектором и инженером ее был

Сострат. Ему приписывают и еще одно инженерное сооружение: во время боев за

Мемфис он якобы отвел воды Нила, чтобы захватить город.

Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться

средиземноморским ";кибернетос";, так называли кормчих

44

100 ЧУДЕС СВЕТА

древние греки. Маяк страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена

императоров Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во

время землетрясения в IV веке. Во времена арабского господства в середине VII

века он служил лишь дневным маяком. Во времена первых султанов-мамлюков

(середина XIII века) материк настолько приблизился к острову, что пристани

занесло песком и он уже не нужен был и как дневной маяк. В самом начале XIV века

его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.

В 1960-х годах, во время исследования прибрежных вод, неизвестный итальянский

ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у крепости султана, нашел две

мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую богини Исиды

Фарос-ской, которая некогда стояла в близлежащем храме. В 1980 году группа

археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка. Тогда же на

глубине 8 метров обнаружили развалины дворца легендарной царицы Клеопатры...

Вавилонские стены и дорога Мардука

о-разному называли эту древнейшую страну, но одно имя оставалось у нее

неизменным - Месопотамия. Так назы-зали ее греки, и значит, это - Междуречье, то

есть область между двух рек, Евфратом и Тигром. Обе реки для Месопотамии - то же

самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся

мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного

орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. С давних

времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем

теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата

стоял город Вавилон.

Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне

(2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности

местные жители называли Вавилон ";Бабили"; (";Врата бога";), греки трансформировали

это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как

";Бабилон";.

Когда древнегреческий историк Геродот посетил его, город был лишь памятником

своей былой славы и мощи. В 539 году до н.э.

46

100 ЧУДЕС СВЕТА

Вавилонские стены и дорога Мардука

47

(лет за сто до Геродота) в один осенний день в него вступил персидский царь Кир

- с большой армией и не без помощи местных предателей. Захваченное им

Нововавилонское царство было уже отблеском, хотя и ослепительным, но все же лишь

отблеском Древневавилонского царства, давно обескровленного нападениями с севера

и присоединенного перед этим к Ассирии. Вавилон в то время, когда его посетил

Геродот, выглядел еще как при царе Навуходоносоре II, ибо после него город уже

не расширялся, но за прошедшие сто лет еще не успел захиреть.

Навуходоносор очень много строил в Вавилоне. Превратив столицу в неприступную

крепость, он приказал высечь в камне надпись: ";Я окружил Вавилон с востока

мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного

кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие

ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги,

замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я

окружил его мощными, как морские волны, водами. Чтобы предотвратить прорыв с

этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я

тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость";.

250 башен защищали город, имевший сто медных ворот и около 60 миль в окружности.

Евфрат разделял его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный

дворец. Превосходный мост соединял оба берега, а в царствование Семирамиды был

даже вырыт тоннель под Евфратом. Один из двух дворцов был цитаделью, а другой -

местом пребывания царей.

У древних авторов есть прекрасные описания Вавилона, одного из величайших

городов древности. В исторической науке бытовали различные мнения об основании

города. Одни ученые считали, что он был основан ассирийским царем Нином, другие

называли основателем города Бэла, а некоторые считали основательницей города

легендарную Семирамиду. Рассказывают, что для сооружения этого города

(возникшего за 2000 лет до Р.Х.) было собрано два миллиона рабочих и все зодчие

обширной Ассирии.

...Роберт Кольдевей читал курс лекций по канализации в архитектурном училище

города Герлиц, когда от этого занятия его ото-

рвало предложение директора Берлинского музея - предложение, от которого у него

перехватило дыхание: возглавить раскопки в Месопотамии.

Девятнадцать лет копал там Кольдевей, израсходовав почти два миллиона марок на

скромную оплату труда рабочих, на лопаты и тачки. Он освободил Вавилон от

библейских легенд и сделал его реальным фактом.

Сначала экспедиция Кольдевея раскопала два ряда вавилонских стен, которые

тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше

окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лондон того времени насчитывал

более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было

проживать в Вавилоне?

А в начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали еще и третий

пояс вавилонских стен. Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то

получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч километров. Им можно было бы

опоясать земной шар по экватору 12-15 раз... Вторая стена была из обожженного

кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250

заводов с годовой производительностью десять миллионов штук кирпича.

Каково же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских

орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха?

Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками,

покрытыми орнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с

оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров

стен, Кольдевей нашел почти тысячу больших и малых обломков от их украшений:

львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий... И все 19 лет

раскопок находки продолжались'

По описаниям древних авторов и по книге Р.Кольдевея ";Воскресший Вавилон"; теперь

уже можно представить город времен Навуходоносора.

На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными

и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за

этими стенами и

48

100 ЧУДЕС СВЕТА

башнями - еще более великолепные и высокие. В центре столицы возвышается самое

высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня.

И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от

нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала

возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона.

Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скрепленных

асфальтом. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь

мир) поразило другое открытие - ";Дорога смерти";, или, точнее, ";Дорога для

процессий бога Мардука";.

Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона -

Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-

метровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар

(мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского

дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука. Посередине дорога была вымощена

большими каменными плитами, и во всю длину ее обрамляли красные кирпичные

полосы. Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было

залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью:

";Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопа-ласара, царя Вавилона. Вавилонскую

дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными

плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!";.

Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. В

сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-

шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон ее

обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между

которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни. Внутренняя сторона

стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем

фоне ее грозно вышагивали львы с ярко-желтой гривой и оскаленной пастью с

клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников, за ними со

стен ворот богини Иштар скалили пасти драконы, ро-

Вавилонские стены и дорога Мардука

49

гатые полукрокодилы, полупсы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями

вместо лап. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.

Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге?

Ведь вавилонская религия, хотя и была полна магии, чудес и фантастических

существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство

страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют

окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не

смогли ответить. Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  2. История христианской церкви (1)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  3. История христианской церкви (3)

    Документ
    ... ; однако первый греческий историк, отецистории, Геродот в своем повествовании, например ... под заглавием “Асta sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur,” т.е. ... в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою ...
  4. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в "золотом" штате повторяется снова и ...

  5. Документ
    ... />

    Знаменитый Бродвей восхищает сравнительно дешевыми шмотками ... Форестир (ну и имечко дал ему отец, державший своего свободолюбивого отпрыска в ... ;

    История в "золотом" штате повторяется снова и ...

Другие похожие документы..