Главная > Инструктивно-методическое письмо


Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании предмета «Биология»

в общеобразовательных учреждениях Белгородской области

в 2011-2012 учебном году»

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Биологическое образование в общеобразовательной школе вносит существенный вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая развитие научного мировоззрения школьников, их мыслительных и творческих способностей.

В результате освоения содержания биологического образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Цели и задачи биологического образования сегодня:

•  Развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, охраны природы.

•  Овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы.

•  Формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.

•  Установление гармоничных отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников.

•  Формирование генетической грамотности – основа здорового образа жизни, сохранение психического, физического и нравственного здоровья человека.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Нормативными документами, определяющими содержание общего образования, являются: Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы.

В целях обеспечения единого образовательного пространства в системе Российского школьного образования разработан ряд федеральных и региональных документов.

II. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ (примерный перечень)

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) ";Об образовании";;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

  • Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

  • Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения;

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362);

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред.приказа МОН от 09.03.2010года;

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70);

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075);

  • Приказ от 9 марта 2010 г. № 170 «О внесении изменений в порядок проведения единого государственного экзамена», утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 24 февраля 2009 г. № 57;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2006 года №03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений»;

Региональный уровень

  • Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);

  • Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».

  • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

  • Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2009-2010 года» членами федеральной предметной комиссии по биологии.

  • Методическое письмо «Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009-2010 года в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях». Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по биологии на основе обработки данных, полученных из базовых регионов.

III. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДМЕТУ

Федеральным базисным учебным планом (ФБУП) 2004 г. в 2011/2012 учебном году предусмотрено изучение учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования в 6- 9 классах в количестве часов:

2 ступень (основное общее образование)

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Биология

Природоведение

(2 часа/неделя)

1

2

2

2

3 ступень (среднее (полное) общее образование):

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

10 класс

11 класс

1

Биология

(базовый уровень)

1

1

2

Биология

(профильный уровень)

3

3

Базисный учебный план для V-IX и X классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год для V-VIII классов, для IX и XI класса – на 34 недели (без учёта государственной (итоговой) аттестации). (Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от «12» мая 2011 года № 1339)

В средней (полной) школе состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов и элективных курсов.

В профилях, где биология не является профилирующим предметом, возможно два варианта изучения курса «Биология»:

интегрированный курс «Естествознание» (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах);

самостоятельный курс «Биология» наряду с курсами химии и физики (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).

Организация изучения содержания образования краеведческой направленности на ступени основного общего образования возможна как через введение самостоятельных учебных курсов за счет часов школьного компонента, так и через преподавание краеведческих модулей в рамках учебных предметов федерального компонента.

При введении краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология», следует при составлении рабочей программы логически ввести темы краеведческого модуля в содержание программы курса «Биология». При составлении календарного планирования записи будут иметь следующий вид (например):

1. Программная тема

2. Краеведение. Тема …

Профильный уровень рассчитан на выбор учащимися соответственно их личным склонностям, способностям и потребностям и ориентирован на подготовку к следующему этапу образования – профессиональному или профессиональной деятельности.

Профильное биологическое обучение обеспечивается не только за счет изучения биологии из расчета 3 часов в неделю, но и за счет введения в образовательный процесс предметно-ориентированных и межпредметных элективных курсов (см. письмоминистерства образования и науки российской федерации департамент государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»).

Биология в профильной школе представлена в базовых предметах физико-математического, физико-химического, универсального, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического и др. профилей 2 часа за два года. В химико-биологическом, биолого-географическом, агротехнологическом профилях биология представлена в профильных предметах до 6 часов в каждом профиле.

Место биологии в ФБУП профильной школы

Профиль

Уровень

Кол-во часов

Физико- химический

базовый

2 часа за 2 года

Универсальный

базовый

2 часа за 2 года

Химико- биологический

профильный

6 часов за 2 года

Биолого- географический

профильный

6 часов за 2 года

Агротехнологический

профильный

6 часов за 2 года

В профилях, где биология является профилирующим предметом, на ее изучение отводится по 3 часа в неделю в 10 классе, 3 часа в неделю в 11 классе.

Программно-методическое обеспечение профильного обучения по биологии представлено в Приложении 4.

Желательно усиление профильного курса и предпрофильного обучения элективными курсами (до 2 часов в неделю).

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII-IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения (в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки).

Элективные учебные курсы профильного обучения – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента образовательного учреждения.

На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные.

Ориентационныеэлективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить (хотя бы приблизительно) проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Пробные элективные курсы создаются для того, чтобы ученик утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеют два подвида:

предметно-ориентированные пробы, которые дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);

профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях – работа с архивными документами, оригинальными текстами, в лингвистике – с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) – социальных партнёров школы.

Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе:

элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета - (могут иметь как тематическое, так и временное согласование с профильным учебным предметом);.

- элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;

- элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу и др.

Особую группу предметных элективных курсов составляют репетиционные элективные курсы, задачами которых может являться:

- ликвидация имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы;

- подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.

Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:

  • обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;

  • внутреннее рецензирование;

  • рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы;

  • утверждение директором школы;

  • внешнее рецензирование, если программа авторская.

Рекомендуемые для работы в средней полной школе элективные курсы, имеющие полный УМК, см. в Приложении 1.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация внеклассной деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, способствуют созданию положительной мотивации учебной деятельности в целом. Чаще всего организация внеклассной работы связывается с углублённым изучением биологии в специальных классах или группах. Однако внеклассная работа, нацеленная на работу с учащимися, интересующимися предметом, не ограничивается рамками учебной программы.

Во внеклассной работе по биологии большое внимание должно уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессионального самоопределения учащихся и понимания роли биологии в жизни человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 2006-2007 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    ... квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо о преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационные ... профиль (специализация в области биологии и химии): «Компьютерное моделирование ...
  2. И профессиональной переподготовки специалистов инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета «физика» в общеобразовательных

    Инструктивно-методическое письмо
    ... квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях ... предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... г. Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предметаБиология ” ... -тематическое планирование, инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании учебного предмета “Обществоведение” в ...
  4. Инструктивно - методическое письмо «о преподавании математики в 2010-2011 учебном году

    Примерная программа
    ... переподготовки специалистов Инструктивно - методическоеписьмо «О преподавании математики в ... предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений». Инструктивно-методическоеписьмо ... задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, ...
  5. Инструктивно - методическое письмо «о преподавании математики в 2010-2011 учебном году

    Примерная программа
    ... переподготовки специалистов Инструктивно - методическоеписьмо «О преподавании математики в ... предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений». Инструктивно-методическоеписьмо ... задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, ...

Другие похожие документы..