Главная > Документ


Решения Microsoft для управления информационно-образовательными ресурсами и учебным процессом

Данилин А.В., Microsoft, Руководитель отдела по работе с государственными организациями Департамента консалтинга и технической поддержки

В документе кратко рассматриваются подходы компании Microsoft к решению следующих задач:

  • Создание репозитория и системы доставки цифрового информационно-образовательного контента (национального уровня и уровня отдельных регионов и муниципальных образований)

  • Построение архитектуры систем управления учебным процессом и образовательным контентом для организаций среднего и высшего образования

Репозиторий и система доставки цифрового образовательного контента

Подход Microsoft к созданию репозитория и системы доставки цифрового образовательного контента основывается на опыте реализации проектов национального масштаба, таких как проект создания он-лайновой системы создания, хранения и доставки образовательных курсов BBC в Великобритании, проект создания национального портала и системы управления образовательными ресурсами Венгрии и многих других.

Архитектура репозитория и системы доставки образовательного контента, предлагаемая Microsoft, обеспечивает решение следующих задач:

  • обеспечение гарантированного уровня предоставления услуг (SLA – Service Level Agreement) в соответствии с заданными параметрами на объем, количество пользователей, уровень доступности и прочими характеристиками

  • возможность обеспечения работы до 350000 одновременно работающих пользователей

  • Доступность услуг по работе с контентом на основе стандартов Интернет, в частности использование Web-браузера

  • использование существующей сетевой инфраструктуры образовательной среды (единой транспортной сети)

  • обеспечение базовых функциональных возможностей виртуальной среды обучения

  • обеспечение инфраструктуры для создания и хранения образовательного контента, а также инструментария для работы с ним

  • совместимость с международными стандартами на образовательный контент (его упаковку, последовательность и работу с ним), такими как SCORM

Пользователями сервисов репозитория и системы доставки цифрового образовательного контента могут быть школы и высшие учебные заведения (включая учащихся и преподавателей), люди, занимающиеся самостоятельным обучением, анонимные пользователи.

Функциональные возможности репозитория и доставки образовательного контента обеспечивают:

  • возможности использования образовательных ресурсов, разработанных в соответствующих системах его создания

  • обеспечение соответствия и мапирование информационно-образовательного контента на существующие национальные образовательные стандарты

  • поиск и просмотр

  • упаковка уроков, в том числе для работы с ними в режиме оф-лайн

  • быстрое время отклика за счет использования, как возможностей транспортной сети, так и технологии кэширования

Предлагаемое Microsoft решение также предоставляет инструменты, обеспечивающие эффективное использование информационно-образовательных ресурсов:

  • «Разработчик уроков»: обеспечивает функции создания уроков и лекций из существующих образовательных объектов

  • «Мои уроки»: персональное рабочее окружение, обеспечивающее пользователю работу с его набором уроков, лекций и образовательных ресурсов

  • «Планирование занятий»: назначение определенных наборов образовательных ресурсов и уроков группам пользователей

Решение также реализует следующие обеспечивающие функции:

  • Средства совместной работы: он-лайновые форумы, новостные группы, помощь и справочные материалы

  • Администрирование пользователей и групп, установка предпочтений и профилей

Перечисленные выше характеристики позволяют использовать данную архитектуру для реализации проектов создания центров или репозиториев и систем доставки информационно-образовательного контента как национального уровня, так и уровня отдельных регионов и муниципальных образований.

Архитектура систем управления учебным процессом и образовательным контентом для организаций среднего и высшего образования

«Эра монолитных электронных систем поддержки образовательного процесса завершилась. Происходит переход от построения крупных, закрытых систем к гибкой архитектуре, которая обеспечивает взаимодействие компонент и образовательного контента, которая основана на открытых стандартах обмена информацией и интеграции компонент». Эта цитата взята с сайта Лаборатории архитектуры информационных систем для обучения Института Карнеги-Мелона, одного из ведущих университетов мира в области преподавания информационных технологий.

Действительно, сегодня исчезают традиционные барьеры между административными информационными системами и системами поддержки учебного процесса. Многие административные, бэк-офисные системы (с информацией о студентах, финансовые, библиотечные и др.) постепенно становятся доступными студентам и требуют интеграции с системами обеспечения учебного процесса.

Все это означает, что необходимо на новом уровне рассматривать вопросы построения архитектуры информационных технологий учебных заведений.

Отвечая на решение этих задач, компания Microsoft разработала Microsoft Learning Gateway (MLG) - основанную на стандартах, модульную архитектуру информационных систем для образовательных организаций. Эта архитектура основана на использовании ряда стандартных серверных продуктов Microsoft. MLG обеспечивает инфраструктуру создания порталов для доступа учащихся, преподавателей и родителей к образовательной информации и сервисам.

Основные задачи, которые ставились при создании Microsoft Learning Gateway:

  • Высокая масштабируемость (до 1,5 млн. пользователей)

  • Предоставление всех сервисов через Web-браузер

  • Единая регистрация (single sign-on)

  • Работа с порталам на основе ролей

  • Максимальное использование готовой функциональности продуктов Microsoft

  • Возможность легкой интеграции других компонент от Microsoft и иных поставщиков решений (открытая инфраструктура)

  • Возможность как централизованного, так и децентрализованного развертывания

Логическая архитектуре Microsoft Learning Gateway включает в себя набор продуктов и технологий Microsoft, каждый из которых обеспечивает часть общей функциональности. При этом развертывание MLG можно начинать «с нуля» или использовать уже имеющуюся инфраструктуру Microsoft.

Составной частью архитектуры Microsoft Learning Gateway является система управления учебным процессом Microsoft Class Server. Этот серверный продукт Microsoft обеспечивает функции планирования учебного процесса, подготовки учебных материалов и контрольных заданий, распространения учебных материалов и заданий, контроль знаний и мониторинг успеваемости. Он также включает в себя смарт-клиент учителя для подготовки контента и заданий для студентов. Таким образом, учебное заведение для решения перечисленных задач может воспользоваться функциональными возможностями Microsoft Class Server, либо использовать разработки других компаний или свои собственные.

Кроме этого, были дополнительно разработаны компоненты, в том числе так называемые веб-части (Web Parts) и шаблоны, которые в среде SharePoint обеспечивают ряд функциональных возможностей, ориентированных на использование в образовательной среде.

MLG предполагает возможность создания на основе единой технологии иерархии сайтов для различных факультетов (школ), сайты для студентов, преподавателей, родителей, заданий и учебных проектов, учебных групп (или классов), кафедр и сайты по отдельным предметным или тематическим областям.

MLG сопровождается документацией, в которой содержатся рекомендации по развертыванию этой инфраструктуры в зависимости от размера образовательной организации, количества учащихся, требований по надежности и доступности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе

    Документ
    ... образовательныересурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебногопроцесса ...
  2. «Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе средней школы проблемы и опыт внедрения» Первая региональная научно-практическая конференция 4-5 декабря 2007 г

    Документ
    ... учащихся решению физических задач в условиях применения в учебномпроцессе аппаратных средств информационных ... и проблематичность. ДЛЯ ЗАМЕТОК Научное издание ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХРЕСУРСОВ В УЧЕБНОМПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: ...
  3. Об особенностях использования cd - rom образовательного назначения в учебном процессе

    Документ
    ... образовательного назначения в учебномпроцессе. Новые информационные ... данных длярешения конкретных учебных ... внешней ориентированности ресурсовдля последующего размещения ... (Microsoft Word, Microsoft Publisher, Microsoft ... щелчок) и управление лекцией ( ...
  4. Об особенностях использования cd - rom образовательного назначения в учебном процессе

    Документ
    ... образовательного назначения в учебномпроцессе. Новые информационные ... данных длярешения конкретных учебных ... внешней ориентированности ресурсовдля последующего размещения ... (Microsoft Word, Microsoft Publisher, Microsoft ... щелчок) и управление лекцией ( ...
  5. (спбгэту) управление информационными ресурсами предприятия

    Учебное пособие
    ... процессаУправление знаниями 129 Вопросы для самопроверки 142 Глава 1. Классификация информационных (ИТ) ресурсов предприятия Системы управленияинформационнымиресурсами ... объединены в решенияMicrosoftдляуправления – MSM (Microsoft Solutions for ...

Другие похожие документы..