Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное образование Приморско - Ахтарский район

станица Бриньковская

Утверждено Утверждено

Начальник управления образования решением педагогического совета

администрации муниципального образования МБОУ СОШ №5

Приморско – Ахтарский район протокол №1 от 30 августа 2011г.

_______________В.А. Ясиновская директор __________ Т.А.Тудина

« _______________ 2011г.» 30 августа 2011г.

Основная образовательная программа

МБОУ СОШ №5

353875Краснодарский край Приморско –Ахтарский район

станица Бриньковская ул. Красная, 79

Начальное общее образование

Принята управляющим

Советом МБОУ СОШ №5

Протокол № ____ от ____2011г.

____________ /Строцкая И.А./

председатель совета

Раздел 1.

Пояснительная записка

Раздел 1.

Пояснительная записка

1.1.Актуальность

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Образовательная программа МБОУ СОШ № 5разработана на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Разработка школой основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления: Управляющего совета и Рабочий группы, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательного учреждения и направлена на удовлетворение потребностей:

- учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

- общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

- ст. Бриньковской — в сохранении и развитии традиций станицы, как малой родины Кубани и культурного потенциала России.

Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Единство всех программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития МБОУ СОШ №5.

1.2. Цель программы.

Создание благоприятных условий для формирования у учащихся младших школьников базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

1.3. Задачи реализации ООП НОО:

  1. Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  2. Обеспечить духовно-нравственное воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России в рамках национальной культуры Кубани.

  3. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие, обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  4. Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).

  5. Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

1.4. Принципы построения программы

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Принципы построения программы:основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

1.5.Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МБОУ СОШ № 5 г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образованияна начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.);

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утверждёны приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г.; №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.1178-02»;

  • Устав МБОУ СОШ № 5 (утв. Приказом УО МО Приморско-Ахтарский район от 10 мая 2011 года № 322);

  • Правила внутреннего распорядка МБОУ СОШ № 5;

Юридический и фактический адрес МБОУ СОШ №5, реквизиты лицензии и свидетельства о государственной аккредитации:

  • 353876 Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, ст. Бриньковская ул. Красная 79

  • лицензии № 00842 от 04. июня 2010 г. серия 23 № 002206

  • свидетельство о государственной аккредитации № АА 007723 от 12 ноября 2003 года

Программа разработана членами рабочей группы по введению ФГОС НОО МБОУ СОШ №5:

  • Пояснительная записка – Квач Н.Ф.;

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образованияКвач Н.Ф..;

  • Учебный план начального общего образования – Квач Н.Ф.;

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – Квач Н.Ф.;

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов – Ярош С.А., Зикрань И.А., Кумпан Н.Н., Мищенко Л.Д., Садым О.Н., Апиравичуюс Т.М., Мандрыка А.В., Мищенко Г.В., Зикрань И.Н.

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования – Квач Н.Ф.

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни- Квач Н.Ф.

  • Программа коррекционной работы - Квач Н.Ф., Кумпан Н.Н.

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – Квач Н.Ф.

1.6. Общая характеристика ООПНОО

Программа соответствуетосновным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с:

• изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности;

• моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое

мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д. связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Эффективность выполнения миссии школы обеспечивается следующими условиями:

  • тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ ребенка (ИОП на всех ступенях школьного обучения);

  • включение детей всех возрастов в образовательные события и социальные проекты различного уровня – от школьного до всероссийского;

  • возможность проявлять инициативу учащимся, родителям, педагогам, самостоятельно определять цели, содержание и формы проведения образовательных событий, критерии оценивания результатов участия;

  • обеспечение возможности накопления школьниками опыта выбора;

  • публичное представление намерений и результатов;

  • новый подход к оцениванию учебных результатов: безотметочных форм оценивания (ИЗО, музыка, физическая культура), портфолио (на всех ступенях обучения);

  • широкое использование в образовательном процессе современных педагогических технологий

1.7. Технологии обучения.

Для повышения эффективности образовательного процесса в МБОУ СОШ № 5 применяются следующие технологии обучения:

Название

Цель

Сущность

Механизмы

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые активно усваивает знания.

Поисковые методы постановки познавательных задач.

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей.

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий выявления задатков, развития интересов и способностей.

Усвоение учебного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного стандарта.

Методы индивидуального обучения.

Игровое обучение

Обеспечение личностно – деятельного характера усвоения знаний, навыков и умений.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

Проектное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности

Достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, овладение различными способами деятельности

Совместная учебно-познавательная деятельность, создание готового продукта.

Информационное обучение

Формирование умения работать с информацией.

Развитие коммуникативных способностей, исследовательских умений, овладение компьютерной грамотностью.

Диалоговый характер обучения, оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы

Здоровьесберегающее обучение

осознание необходимости быть здоровым и стремление к этому

умение соблюдать личную гигиену, режим дня;

выполнять комплексы физзарядки, знать правила и играть в простейшие спортивные игры, вести ЗОЖ

Практические приемы владения основными физкультурно-оздоровительными упражнениями, умениями и навыками

1.8. Портрет выпускника начальной школы.

Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов опроса учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой; любознательность, активность в познании мира; готовность действовать

самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Начальник Управления образования решением педагогического совета

    Основная образовательная программа
    СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА НачальникУправленияобразованиярешениемпедагогическогосовета __________(Н.Н.Веселова) Протокол № 1 от 29 ... 10-11»,С.Н. Чистякова, М.,Просвещение 2006г. Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе в 2009 ...
  2. Зам главного санитарного врача Начальник управления образования

    Основная образовательная программа
    ... Зам.главного санитарного врача Начальникуправленияобразования, На педагогическомСовете учреждения территориального отдела ... объектов; Постановка и решение проблемы: Самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные планирование ...
  3. І Н Ф О Р М А Ц І Я управление образования Горловского городского совета о результатах работы учебных заведений в 2009-10 уч г и задачах на новый 2010-2011 уч г

    Документ
    ... внешкольного образования детей, психолого-педагогического и методического сопровождения педагогического процесса ... структурное подразделение управленияобразованиярешением городского совета 20. ... нас всех. Начальникуправленияобразования М.И.Кружилін ...
  4. Начальник управления образования (1)

    Документ
    Утверждаю Начальникуправленияобразования администрации Вязниковского района ... обеспечение системы образования (приказы, инструктивные письма) 1. Приказы управленияобразования: - О согласовании решенийпедагогическихсоветов общеобразовательных ...
  5. Начальник Управления образования Распоряжением Комитета

    Документ
    ... следующий класс производится по решениюпедагогическогосовета Школы. По решениюСовета Школы за совершение ... и расторгает НачальникУправленияобразования Нюрбинского района. 6.3. К компетенции директора Школы относится решение следующих вопросов ...

Другие похожие документы..