Главная > Книга


1.3. Фиксация знаний

Следующий шаг в истории познавательной деятельности человека состоял в изобретении и использовании письменности (письма). С некоторых пор необходимым стало фиксировать знания для передачи его от человека к человеку. Было найдено единственное средство фиксации знаний - запоминание сообщений знаками (символами) на твердом носителе. Камень, бумага, магнитная лента и др. - все пригодилось для фиксации известного или нового знания. Символы и иероглифы, графика и рисунки, записанные на твердые носители, сохраняют знания на длительное время. Об истории письма также достаточно написано, здесь лишь устанавливается необходимая связь предметов, явлений или процессов с проблемами информатики лингвистики.

Средства любой письменности используются для представления знаний. Что дает письменность, чему явилась она основой? Для эффективности использования письма человечество выработало представление о понятии. Для передачи смысла темы в письме необходимо дать определение понятия: его имя (термин) и свойства, содержащие возможные значения (смыслы понятия) и данное или текущее значение, а также возможную связь с другими понятиями. Вес письма тем больше, чем точнее и емче сформулированное с его помощью определение понятия. В информатике огромная роль отводится смыслу и назначению понятия, с помощью которого в информатике составляются лексиконы - полное определение понятия. Конечно, некоторые понятия заведомо не определяются. Они остаются неизвестными до завершения исследований всего, что определяет или доопределяет понятие. В таком случае запрос пользователя связан с контекстным определением понятия.

Связь истории познания и использование ее в информатике может пониматься только через зафиксированные на твердом носителе знаки, используемые в соответствии с некоторым языком. Письмо успешно выполняет функцию фиксации знания, но главное назначение письма - утвердить, установить и закрепить точное предписание в понимании (определении) предмета, явления или процесса. Точное предписание или определение объекта возможно благодаря оформлению достаточного представления о свойствах и характеристиках предмета, явления или процесса. Письмо способствовало появлению средства для осмысления понятий через фиксацию их определений. Обычно понятие вводится в память ВМ с помощью его определения. Фиксация знания начинается с фиксации имени понятия и его толкования, а также его значения. Итак, фиксация знания используется для определения, распознавания, обоснования, открытия понятий.

Письменность определяется средством фиксации последовательностей знаков на некотором физическом носителе (камень, папирус, бумага, перфокарта, магнитный носитель и т.п.). Последовательность знаков составляется в соответствии с заданным языком. Она включает названия, имена, лексемы и абстрактные символы и слова естественного и формального языков. Информатика занимается проблемами ввода или передачи последовательностей знаков в и из памяти ВМ, обработкой введенной с помощью символов сведений или информации и выводом нового знания из этой информации. Письменность, используемая информатикой, унифицирована и не только в силу ограниченных возможностей СВТ, она полностью пригодна для исследования любых знаний, представленных письмом.

Форм для физического представления письма достаточно много. Пожалуй, их трудно перечислить. Информатика пока использует только бумажные и магнитные носители. Наступит момент, когда в информатике будут использовать все виды физических носителей, включая те, которые не может использовать человек (лазерные диски, светотехническая память на кристаллах и др.).

Письменность связана с теоретическими, техническими и технологическими проблемами кодирования. Действительно, средства обработки информации оперируют с кодами, не используемыми человеком непосредственно. Проблемы представления знаний являются информатическими, а проблемы их кодирования - кибернетическими. Они включают знаковое, табличное, формульное или программное кодирование и используют методы теории связи и передачи сигналов по каналам. Для понимания роли письма в информатике необходимо иметь в виду, что применение письменности связано с определением, распознаванием, обнаружением, измерением, выявлением или открытием понятий. Это центральная проблема той части информатики, которая связана с изучением средств фиксации знаний.

Третья ступень в познавательной деятельности человека состоит в применении письменности и определении знания о понятиях. Эта деятельность составляет третью ступень информатики. Письменность, обслуживающая естественные языки, является основной формой определения знаний, при этом возможно появление новых форм письменности, но ее информатическая сущность останется прежней.

Книгопечатание - это артиллерия мысли.

П. Буаст

1.4. Тиражирование знаний

Письмо в самом широком смысле этого слова доступно малому числу людей. Письмо доступно одному человеку, который держит его в своих руках. Развитие познавательных способностей человека, возможно, было только при обеспечении доступа многих или всех людей к письму. Переписывание (создание ручных копий) малоэффективно, необходима была автоматизация размножения написанного. Результатом поиска способа размножения знаний стала на первых порах книга, которая и обеспечила тиражирование знаний. Именно книга обеспечила длительное хранение знаний и доступ большинства людей к сохраняемым знаниям. Книги с некоторых пор стали не единственным средством тиражирования знаний. Сегодня имеются периодические издания, фотография, кино, телевидение и Интернет, которые выполняют функции книги значительно эффективнее и доступнее. Многие новые средства тиражирования знаний появятся и будут использованы в дальнейшем. Здесь условимся использовать понятие книги для обозначения всех имеющихся и возникающих способов тиражирования знаний.

Книга использует для передачи знаний, прежде всего знаки, соединенные в грамматически правильные и осмысливаемые последовательности. Содержание книги полностью соответствует предварительному письму. Но передача его из письма в книгу осуществляется ответственно и с многоступенчатым контролем над точностью и правильностью. Таким образом, книга в широком смысле слова обобщает три первых шага в познавательной деятельности человека и формирует следующий шаг. Книга - это средство накопления и распространения знаний. Оба действия важны в равной степени. Накопление знаний важно для перехода к следующему шагу, а второе действие - распространение знаний - важно для «увеличения вероятности вывода нового знания».

Издание книги потребовало развития средств и методов представления, показа, рисования, воспроизведения или отображения знаний. Самыми простыми примерами тому служат такие средства как тексты, рисунки, таблицы, графика, способы расположения печатного материала, методы классификации напечатанного материала, появление производных или вторичных публикаций и др. Средства представления должны удовлетворять требованиям, которые обеспечили бы быстрый и качественный поиск нового знания с помощью хранимых в книге знаний. В этом главный смысл и главное назначение книги для информатики как технологии обработки знаний. Конечно, здесь высказаны только информатические требования и соображения. Они никоим образом не претендуют на всеобщность.

Тиражирование знаний обеспечивает их длительное хранение и быстрый доступ к нему - вот главная часть определения понятия книги (радио, кино, телевидения, печатающих устройств и ВМ) с точки зрения информатики. ВМ обеспечила максимальную оперативность тиражирования и доступа к знаниям, что скачкообразно изменило представление об информатике, позволило сформулировать ее основы, методы и основания (обоснования). Сразу же возникли информационные и информационно-поисковые системы. Исторически видим, что с момента их создания стали обоснованно становиться и формироваться основы информатики. Несколько ниже будет обращено внимание на первые определения информатики, которые и были ориентированы на проблемы обработки «научной информации» или публикуемого материала.

Книги, кино и телевидение являются частью средств тиражирования знаний, но самое существенное средство тиражирования - это ВМ с ее возможностями хранения и доступа к знаниям на емких магнитных носителях. Когда ВМ стала связываться в сети ВМ, роль тиражирования знаний существенно возросла. Даваемые перечисления средств тиражирования в настоящее время трудно сделать полными. Перечисление и изучение таких средств не относится непосредственно к информатике, это скорее всего дело средств массовой информации. Информатика использует все имеющиеся средства тиражирования знаний в соответствии с требованиями решаемой на ВМ проблемы. Последнее составляет одну из внутренних проблем информатики.

Новое знание в данном случае добывается путем поиска сообщений, фактов или данных в справочниках или сборниках, вручную или с помощью ВМ. Несмотря на простоту постановки проблемы поиска нового знания информационно-поисковая работа становится все сложнее и сложнее при экспоненциальном росте объемов знания. Поэтому важна проблема поиска знаний по смыслу текстов, а не по ключевым словам. Проблема является информатической, судя по первым публикациям в информатике [Михайлов68а]. Поиск по смыслу возможен только тогда, когда определится алгоритм вычисления смысла текста, будет построена грамматика, состоящая из правил вычисления смысла фраз, и будут построены программы составляющие словари терминов по произвольному тексту.

Таким образом, четвертая ступень или четвертый этап развития познавательной деятельности человека связаны с книгой (со средствами тиражирования знаний) и с методами представления, сбора и накопления знаний для эффективного восприятия человеком и ВМ. Эта деятельность человека составляет также четвертую ступень информатики.

1.5. Спецификация и обобщение знаний

Исследование средств тиражирования и представления знаний привело к формированию методов сжатия (кодирования) и обобщения (формализации) информации, представляющей знания. Методы сжатия и обобщения вызваны необходимостью разрешения проблем сохранения увеличивающихся по объему знаний (главным образом фактов). Экспоненциальный рост объема знаний не позволяет небрежно относиться к знаниям (в особенности к фактам), их в любом случае человек стремится сохранять. Сжатие и обобщение может осуществляться поиском или формулировкой зависимостей, законов или закономерностей. Совокупность таких методов представлений знаний формально определяет теорию, а совокупность средств определения теории - представлениями теоретического знания. Каждая теория в сжатой форме представляет факты реального мира. Общий объем знаний растет непрерывно (обычно считается экспоненциально, см. гл.7) и выдвигает требования к представлению знаний на ВМ. Когда фактов накопилось такое количество, что запоминание их становится невозможным, необходим метод сжатого представления совокупности фактов. Для этого используется, например утверждения о множестве фактов или правиле получения представления факта из известных представлений. Утверждения о множестве фактов обычно выражаются правилами, законами или закономерностями, связывающими отдельные факты. Идея правил и методы сжатия и обобщения могут применяться и к самим утверждениям о фактах. Идея правил может использоваться рекурсивно. Такова общая постановка вопросов обобщения знания. Они тесно связаны с понятием спецификации знаний.

В особенности следует обратить внимание на проблемы спецификации вообще и спецификации некоторого проекта в частности. Дело в следующем. Пользователь ВМ ставит или получает какое-либо задание (задачу, проблему), которое может быть представлено спецификациями работ, которые необходимо выполнить (техническое задание, проект и т.п.). Оно может быть представлено на ФЯ спецификаций, например программ. Разнообразие спецификаций велико. Условно в качестве примера можно сказать, что в т.2 рассмотрен общий подход к построению заданий в форме спецификаций. Язык Лейбниц предусматривает для задания разделы спецификаций типов данных, понятий, синонимов, знаний, запросов и др. Надо учитывать, что для Интеллсист спецификации строятся на фоне БЗ, которая является спецификацией класса заданий в данных предметной и проблемной областях.

Далее (в кн.6) будут представлены четыре этапа создания любого продукта: изобретание, проектирование, разработка и сопровождение. Здесь же рассмотрим понятие спецификации с точки зрения таких этапов процесса создания или синтеза информационного продукта. Понятие спецификации из-за его новизны в практике изобретания используется не всегда. Его начинают использовать только в процессе проектирования и определяют так. Спецификация - это подробное описание некоторой работы, подлежащей выполнению. Для программ, например, спецификация занимает промежуточное положение между требованиями Заказчика (или потенциального пользователя) и готовой программой. Дополнительные и уточняющие требования составляют уже часть спецификации. Если спецификация написана на некотором языке, для которого возможна достаточно эффективная интерпретация, прямое выполнение или автоматическое построение конечного продукта, то этап проектирования завершается написанием спецификации, а этап разработки - создание объекта - существенно сокращается. Имеющиеся спецификации уменьшают цену сопровождения продукта. Таково кратко положение о роли спецификации продукта (в частности, программ). А теперь чуть подробнее о спецификации.

1.5.1. Понятие спецификации. Роль спецификации отражается и в процессе сертификации продукта или его сопровождения, так как с помощью спецификации легче выяснить факт реализации той или иной функции продукта. Спецификация является частью соглашений между Заказчиком знания (или, в частности, программы) и его разработчиком. Соответствие знания спецификациям должно быть обосновано посредством доказательных рассуждений или демонстраций на примерах или тестах. Спецификация знаний важна в той же мере, что и спецификация любого продукта.

Таким образом, спецификация любого информационного продукта является ориентированным на человека представлением знаний о продукте (программе или проектируемом предмете), которые сопровождают его на всем жизненном цикле. И чем сложнее знания (по своему размеру или составу выполняемых функций) или решаемые проблемы, тем выше роль спецификации. Можно сослаться на пример усиления роли спецификации, она поддерживает риюз [Красилов91а] - многократное использование идей, методов и программ для новых разработок аналогичного продукта. С этой точки зрения ФЯ программирования слабо поддерживает риюз, он пригоден только для создания библиотек программ. Интересен и такой пример спецификации. Обычно в литературе, которая посвящена описанию новой теории, излагается лишь спецификация этой теории (ее исчисление).

Средства спецификации подразделяются по степени формализации (словесные, неформальные или формальные) и по методам представления исходных данных (например, простые или структурированные). Наиболее простым классом средств является класс словесных спецификаций, но этот класс сложен в реализации в силу сложности обработки текстов на ЕЯ. Другой крайний класс средств и методов спецификации - использование строгого формализма, которые являются весьма сложными при практическом использовании прямым пользователем ВМ. Этот класс обеспечивает контроль непротиворечивости реализации и спецификации. Его реализация сложна и малоэффективна. Для спецификации заданий в информатике используется ЯПП, построенной на основе языка Лейбниц.

После общего представления о спецификации можно чуть точнее сформулировать ее определение. Самое общее определение спецификации таково: Спецификация (буквально понимается как описание или получение требований) - это строгое формализованное описание свойств, характеристик или функций системы (объекта, программы, знаний, отчета и др.), ее связи с другими системами и соглашение об их использовании в контексте с другими системами. Общее определение обычно не устраивает пользователя, поскольку оно не определяет технических и полезных свойств методов и спецификаций вариантов (проектируемых) систем. Поэтому понятие спецификации постепенно будет уточняться применительно к БЗ или запросам. Уточнение производится через описание свойств частей спецификации (лексиконов и БЗ) и через их применения для решения конкретных задач. Многие сведения можно заимствовать из литературы [Агафонов87, Требования84], которая может помочь пользователю ближе познакомиться с положением вещей в области автоматизации спецификации и помогает разработчикам при реализации современной версии системы автоматизированной спецификации.

Общематематическое понимание спецификации (для разработчиков систем автоматизации работ перехода от спецификации к проектируемому объекту) можно почерпнуть в [Агафонов87]. В этой книге рассматриваются фундаментальные понятия таблицы, подстановки, графа, отношения и операции над объектами, являющимися значениями таких понятий. Кратко рассматриваются языковые средства спецификации программ. С точки зрения этой книги сложно подойти к разрешению проблем спецификации систем, несмотря на то, что графовое задание значений понятия в ней рассмотрены. Плохо в информатике проработан вопрос, связанный с метаязыковым описанием спецификаций. Это и сузило взгляды пользователей на проблемы спецификации. Лучше представлены проблемы общей спецификации систем в работе венгерских математиков [Деметрович89]. В ней уделено достаточно внимания вопросам метаязыкового описания проблем спецификации и применения их для спецификаций любых систем. Наконец, основной работой по практическим проблемам реализации идей спецификации систем является сборник статей [Требования84]. Будем ориентироваться на рекомендации этой работы. До настоящего времени в практике системных разработок все еще не удается освободиться от плохо определенных понятий и утверждений. Более того, процесс разработки системы зачастую начинается еще до полного понимания проблемы. Следствием этого нередко достигается низкий уровень надежности систем. В информатике Интеллсист все эти трудности связаны с задачей спецификации заданий через лексикон и БЗ. При этом значительная часть трудностей спецификации (и формализации) знаний устранена из-за применения ЯПП.

1.5.2. О методах спецификации. В силу имеющихся трудностей проблемы развитию средств и методов спецификации проблем или заданий уделяется в настоящее время большое внимание. Растет число языков спецификаций в различных отраслях или областях знаний, создаются средства поддержки разработки спецификаций и методики их использования. Теоретические и практические достижения в области исследования и создания средств и методов спецификации проблем различных классов отражены в многочисленных публикациях. К сожалению, в отечественной литературе эти вопросы освещены недостаточно. Основная проблема для информатики в области спецификаций состоит в унификации разнообразных средств. ЯПП способствует существенному продвижению к унификации и разрешению проблем спецификации.

Что такое спецификация Интеллсист как разработки? Одно из основных определений спецификации, которое имеется в Оксфордском словаре, гласит, что спецификация - это «подробное описание некоторой работы, подлежащей выполнению». Спецификация Интеллсист построена на основе описания нового определения информатики и ее оснований - ИЛ. Что же такое спецификация задания для Интеллсист? Рождается она для пользователей на этапах изобретания и проектирования лексикона и БЗ и занимает промежуточное положение между предварительными требованиями заказчика и готовым продуктом. Дополненные и уточненные требования - это уже спецификация. Если спецификация написана на языке, для которого возможна достаточно эффективная интерпретация или прямое выполнение, либо автоматическое построение (синтез) программ, то этап проектирования на этом и закончится, да и второй этап жизненного цикла программы - разработка - заметно сократится. Такой подход к созданию спецификаций заданий для Интеллсист и ее применений принят здесь, он базируется на инструментарии Интеллсист. Можно надеяться на то, что задание для Интеллсист (запрос) с одной стороны является спецификацией и, с другой стороны, оно завершает работу пользователя по получению разрешения задания.

Однако гораздо чаще переход от спецификации к БЗ или программе - это довольно сложный и длительный процесс, охватывающий и этап разработки. В ходе этого процесса спецификация на пути к БЗ или программе может претерпеть множество изменений, оставаясь спецификацией до тех пор, пока задание не сможет быть выполнено на ВМ или пока это исполнение не станет достаточно эффективным. Иногда полезно различать внешнюю спецификацию, обращенную к пользователю, заказчику или потребителю лексикона и БЗ, и внутреннюю спецификацию, обращенную также к пользователю и знаниеведу. Первая соответствует исходной спецификации, а вторую можно считать одной из промежуточных спецификаций, связанной с отладкой знаний. Благодаря такому положению спецификаций в разработке программ так называемые языки проектирования программ и языки разработки программ обычно либо оказываются языками спецификации, либо включают в себя такие языки. Языком же разработки БЗ является ЯПП. Разработка спецификаций БЗ с точки зрения пользователя Интеллсист значительно упрощается или вовсе отсутствует, когда применяется готовая БЗ вместе с лексиконом.

Исходная спецификация - это документ, который служит заданием на разработку БЗ. Из него разработчик программы (т.е. Интеллсист) должен извлечь все, что ему нужно знать о стоящей перед ним проблеме синтеза программы. Хорошая спецификация БЗ значительно уменьшает вероятность того, что будет логически запрограммирована «не тот» класс проблем. Такая ошибка особенно тяжела, если она обнаружена в конце разработки по результатам выполнения задания или применения БЗ. При проверке БЗ или запроса спецификация служит для выяснения того, решает ли программа исходную проблему. Спецификация является частью соглашения между заказчиком знаний и разработчиком. Соответствие спецификаций знаний или программы должно быть обосновано посредством доказательных рассуждений или демонстраций с помощью примеров или тестов. Такое же обоснование требуется при переходе к промежуточной спецификации на этапах проектирования и разработки знаний или программы. И все-таки, необходимо иметь в виду, что БЗ разрабатывается единожды для области знаний. Поэтому основное внимание должно уделяться разработкам запросов или заданий для Интеллсист, что по объему значительно меньше задания на программирование.

На этапе сопровождения БЗ спецификации класса задач или запросов облегчают внесение в них необходимых изменений, так как помогает разобраться в синтезированной программе и составляющих ее частях. Процесс внесения изменений одинаков по времени и по цене на всех этапах жизненного цикла знаний. Напомним, что внесение изменений в программу при ее сопровождении в 200 раз дороже внесения изменений на этапе проектирования. При внесении изменений желательно, чтобы структура знаний или программы (входящие в нее самостоятельные части, модули, процедуры, абстрактные типы данных и др.) были согласованы со структурой спецификации. Если изменения программы меняют решаемую программой проблему, то соответствующие изменения должны вноситься автоматически и в спецификацию модифицированной программы.

Таким образом, спецификация БЗ является как бы «ориентированным на человека» двойником логической программы, который сопровождает программу на всем ее жизненном пути. Роль этого двойника тем больше и важнее, чем больше и объемнее решаемая проблема. Особенно она важна для «сверхбольших» программных систем со сложной внутренней организацией. Заметим, что все сказанное относится к случаю разработки программ с помощью Интеллсист.

1.5.3. Роль спецификации знаний. Еще одна полезная и перспективная роль спецификаций связана с постепенным изменением характера программирования, с переходом от построения БЗ или программ «с нуля» или из «кирпичиков», предоставляемых современными языками программирования или ЯПП, к автоматическому построению программ из крупных блоков, готовых модулей. Спецификации нужны как понятные описания модулей, позволяющие использовать их, руководствуясь только их внешними описаниями и не вникая в их внутреннее устройство. Размер спецификаций проблем, возникающих в реальной жизни, обычно очень велик, и человек не в состоянии воспринять их полностью. Поэтому важно представлять спецификации в форме, пригодной для машинной обработки в особенности знаний, и развивать методы накопления, управления и документирования спецификаций с помощью вычислительных средств и Интеллсист. Инструментарий Интеллсист обеспечивает автоматизацию значительной части работ по разработке спецификаций знаний и программ.

Простейший путь автоматизации спецификации состоит в написании вербальных спецификаций и использовании для их обработки обычного текстового процессора. Однако возможности использования таких спецификаций чрезвычайно бедны, и, конечно, эти спецификации не могут служить информационными объектами в БД. Другая крайность - получение спецификаций строгим формальным способом с использованием математически точного формализма, обеспечивающих при необходимости полное определение семантики. Наиболее важными подходами в этом направлении являются, например, Венский метаязык, язык Aleph. Преимущество формальных спецификаций состоит в том, что потенциально программы могут автоматически генерироваться по их спецификациям, благодаря чему автоматически решается задача обеспечения непротиворечивости между спецификацией и программой. К спецификациям БЗ это не относится, поскольку любой формализм полезен только в качестве исходных данных, если требует того проблема.

Фундаментальная трудность использования формальных спецификаций состоит, с одной стороны, в том, что сам процесс приобретения знаний является в значительной мере итеративным и потому на начальных этапах семантически не формализуемым. На этапе обсуждения требований к разрабатываемой сложной системе обычно существуют лишь расплывчатые идеи, которые по своей природе являются временными. C другой стороны, автоматическая генерация программного кода по спецификациям системы едва ли является узким местом в стоящих ныне проблемах программирования. Однако этап разработки действительно непротиворечивых и полных спецификаций является задачей ключевой, имеющей к тому же значительно меньшую технологическую поддержку. Инструментарий Интеллсист поддерживает любую степень формализма и продуктивно его использует. Для программирования в этом случае необходим разумный компромисс между степенью формализации, ослабляющей связи спецификации с программой, и мощностью средств формирования и итеративной обработки спецификаций. Этой цели способствуют методологии «структурированных» спецификаций, которые хотя и используют формальные дескриптивные языки, безразличные к семантическому формализму, но в отличии от двух крайностей - вербальной и формальной спецификаций - представляют такие элементы спецификации, как информационные объекты БД. Этот путь обеспечивает эффективные средства обработки спецификаций и итеративно накапливаемых алгоритмических знаний. Одним из ранних примеров такого подхода является язык PSL - ФЯ спецификации проблем. Для Интеллсист таким языком является язык Лейбниц.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатика в семи томах том 6 методы информатики

    Документ
    А.А. КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 6. Методы информатики (Изобретание, проектирование, разработка и сопровождение) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная ...
  2. А а красилов информатика в семи томах том 1 основы информатики

    Книга
    ... КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том 3. Концептуальная информатика ...
  3. Информатика в семи томах том 3 концептуальная информатика

    Документ
    А.А. КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 3. Концептуальная информатика (Толковый словарь по информатике Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика ...
  4. Информатика в семи томах том 2 информатика смысла

    Документ
    А.А. КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том 3. Концептуальная ...
  5. А а красилов информатика в семи томах том 4 представление знаний

    Документ
    ... КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 4. Представление знаний (Структуры данных) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика ... Настоящее описание “Информатика” в семитомах. 2. Языки ...

Другие похожие документы..