Главная > Книга


интерес школьника к его предмету,

  • отличать методы преподавания по данному предмету,

  • вызывать интерес у школьника к стилю работы учителя,

  • воспитывать учащегося в духе удовлетворенности от знаний по предмету,

  • искать оптимальный вариант обучения многим параметрам,

  • функционально (подвижно) владеть методикой,

  • находить новые методы и стили.

    Это только общие требования к учителю.

    Активность учителя. Активность учителя должна быть постоянной и преследовать главные цели воспитания:

    • развивать наблюдательность (умения рассматривать, воспринимать и слушать) каждого учащегося,

    • увязывать знание во времени друг с другом (одной порции с другой) и между предметами,

    • сопоставлять свой взгляд на предмет с другими взглядами,

    • обеспечивать долговечность знания без назидательности и талмудизма,

    • развивать активность (пытливость) к исследованиям предметов, явлений и процессов,

    • подчеркивать роль знаний (и предсказания) в жизни, работе и отдыхе,

    • применять лозунг «научить учиться!» и выработать потребность в обучении.

    Логические приемы мышления. Два полушария человеческого мозга должны играть соревнующиеся по силе роли. Особое внимание следует обратить на левое полушарие, ответственное за логическое мышление. Совершенно не обязательно, что оно станет ведущим, но развитие способностей левого полушария крайне необходимо. Для этого надо применять различные приемы:

    • способы и методы мышления по отношению к каждым предмету, явлению и процессу,

    • анализ мышления состоит в возможности построении логических выводов до получения результата (изучение взаимосвязей),

    • надо явно определить мышление как применения правил логического вывода результата по известным фактам,

    • надо явно строить представления о каждом предмете, явлении и процессе,

    • формализация является основой конечного осмысления изучаемого,

    • четкая формулировка методов применения изученного материала,

    • мышление представляется как система.

    Для учителя важно преподать учащемуся то, как его обучают:

    • описательное преподавание (рассказ),

    • осмысливающее преподавание (объяснения),

    • терминологическое преподавание (побуждение),

    • наглядное преподавание (иллюстрации),

    • проблемное преподавание (обобщение),

    • прикладное преподавание (практика),

    • управленческое преподавание (системность).

    Приемы логического мышления базируются на сопоставлении следующих пар понятий:

    Рассуждение

    Нелогичность (их поиск)

    Индукция

    Дедукция

    Конкретизация

    Абстракция

    Систематизация

    Расчленение

    Классификация

    Обобщение

    Сравнение

    Поиск различия

    Анализ

    Синтез

    При этом работает не слово, а термин, который преподносится по всем своим атрибутам: описание термина, увязывание терминов друг с другом, примеры определения термина, рассмотрение понятий словаря и лексикона, важно знать о способах определения термина, применение термина - основа для глубокого его понимания, термин как система его атрибутов.

    Формы проверки. Известны, но не всегда соблюдаются формы проверки усвоенного материала. Известны также и методы проверок:

    - опрос короткий, но почти каждого,

    - язык учащегося - важная сторона усвоения,

    - письменная работа на уроке и дома,

    - умение читать с учетом количества, скорости и интонации,

    - формулировка законов (пусть даже неправильных) - важная часть усвоения,

    - диалог - основа окончательного усвоения материала,

    - умение постановки проблемы или вопроса.

    Качество обучения. Качество обучения оценивается умением учащегося:

    - включать в рассуждения неформальные методы,

    - делать занятия открытыми и понятными,

    - все понятия должны быть определенными,

    - конкретно иллюстрировать знания,

    - реалистично рассуждать об изученном,

    - самоконтролировать знания,

    - управлять процессами познания.

    Все показатели зависят от учителя, от умения его внушить учащимся такие способности. При этом необходимо применять приемы самоконтроля:

    сбор сведений и данных, эмоциональная ориентация, концентрация внимания, актуализация знаний, формирование мотивов и целей, планирование деятельности, контроль с оценкой хода усвоения.

    Функции учебника. Известно, что любой учебник является носителем содержания, а в нашем случае - содержания информатики как технологии по обработке знаний. Учебник является средством усвоения материала в дополнении к материалу, преподносимому учителем. В основе учебник должен содержать сведения, подтверждающие факты, учебные задачи и отражать тесную связь с жизнью. Если следовать новому определению информатики, то можно так сформулировать требования к учебнику по информатике и характеристики содержания:

    • Дать описательное понимание информатики, ее предмета и объекта изучения.

    • Указать на средства общения между людьми и человека с ВМ и рассказать об имеющихся средствах.

    • Рассмотреть терминологию и основные понятия в информатике с иллюстрациями примеров их использования.

    • Раскрыть понятие факта как первичного элементарного знания.

    • Изучить известные операции и законы для свойств операций. Дать понятие утверждения и логического уравнения. Показать примеры их решения.

    • Изучение методической основы информатики.

    • Преподнести основы интеллектуального программирования.

    Учебник по информатике не обязан быть идентичным руководству для программиста, как это сейчас наблюдается повсеместно. Он должен предназначаться для передачи точных и систематизированных научных и практических сведений, быть доступным читателю-школьнику, последовательным и понятным, без неожиданностей. В учебнике должны отсутствовать сложные или неопределенные понятия, определения должны быть простыми, все понятия должны определяться и иллюстрироваться. Учебник должен выдерживать прочную связь известного и незнакомого с пометкой того, что является новым, он должен вырабатывать навыки самостоятельной умственной деятельности, содержать общие положения, которые должны использоваться в конкретных ситуациях, иметь увязку с другими предметами. Понимание действительности должно преподноситься в учебнике не назойливо, своевременно и убедительно, с подсказками и «шпаргалками». Учебник должен содержать краткие исторические справки, а изложение должно соответствовать возрастному и интеллектуальному уровню ученика, который может повышаться со временем, и, конечно, обязательно должна быть связь с практикой и жизнью. В качестве приложений в учебнике следует помещать словари терминов (лексикон знаний по информатике), иллюстрации, справочники и подсказки, задания по освоению деловых игр. Современные учебники по информатике не удовлетворяют многим из перечисленных требований.

    Роль учебника. Учебник играет важную роль в познании. Можно выделить несколько ролей. Учебник играет информационную роль, роль усвоения накопленного знания по информатике. Учебник играет интерпретирующую роль, устанавливающую соотношение знания для человека и знания, передаваемого ВМ для решения задач. Учебник играет следующие роли:

    • направляющую,

    • воспитательную,

    • мотивационную,

    • стимулирующую,

    • потребительскую,

    • рационализаторскую,

    • активную,

    • развивающую,

    • закрепляющую,

    • самоконтролирующую,

    • трудовую

    • и трансформационную роли.

    Учебник должен содержать (как и все прочие учебники): основной текст, словарь основных слов и терминов, иллюстрации, подсказки, систематизацию, знания, умения и навыки, загадки и возвраты к сказанному.

    Основными методами обучения являются (в перечислении имеются повторы из перечислений, данных выше): наблюдение, применение эвристик, аналитические выкладки, репродукция знания, теоретические рассуждения, практическая работа и исследовательский подход.

    • Причем необходимо учитывать усваиваемые понятия, которые так или иначе представлены в текстах всех школьных предметов и дисциплин:

    • логические символы,

    • язык логики,

    • определение высказываний,

    • набор фактов,

    • формулы логики,

    • истинность формул,

    • построение новых формул.

    • Надо отметить важные стороны умения:

    • распознавание знаков,

    • связка знаков,

    • интерпретация,

    • подборка фактов,

    • вычисление истинности,

    • применение принятого знания,

    • распознавание нового знания.

    • Образование и подготовка учебного материала должны включать:

    • отбор дополнительных сведений,

    • выбор языка изложения материала,

    • демонстрацию зависимостей,

    • определение предметов, явлений и процессов,

    • систематизацию знаний,

    • формулировку вопросов, заданий и проблем,

    • выбор методов, методик и решений, управление вниманием и познавательной деятельностью;

    • При этом важна правильная организация диалога:

    • установление контакта,

    • распознавание «кода» сообщения,

    • определение цели диалога,

    • установление лексикона диалога,

    • согласование плана общения,

    • обмен результативными сведениями,

    • оценка результатов общения.

    • Признаками хорошего диалога являются:

    • полные сведения о материале,

    • объяснение ошибок,

    • одобрение знаний,

    • правильность ответов,

    • последовательность ответов,

    • выполнение диалога,

    • управление диалогом.

    Этими перечислениями завершается игра в 7.

    Программа по информатике в средней школе.

    Программа может уточниться и детализироваться. Необходимо выделить научную и прикладную части. Основной упор в программе сделан на представление знаний и только частично и в соответствии с весом их использования на представление алгоритмического знания. Опыт рукописи «Информатика» подсказывает пути совершенствования программы и точной привязки к имеющимся программам других дисциплин. Если данный набросков программы получит положительный отклик, то целесообразно представить полное описание программы по существующим правилам.

    Полное описание программы необходимо, поскольку она является нормативным документом, средством фиксации процесса обучения, отражением содержания учебного предмета, распределения ресурсов учащегося. Главное, что необходимо учесть в программе по информатике - это выработку у учащегося наблюдательности, навыков, активности, работоспособности и умения, знания и стремления к самообучению.

    Широко известные методы преподавания в школе должны учитываться при создании конкретной программы по информатике. В частности необходимо учитывать следующее. Приемами самоконтроля учащегося являются: сбор сведений и данных, эмоциональная ориентация, концентрация внимания, актуализация знаний, формирование мотивов и целей, планирование деятельности, контроль с оценкой хода усвоения. Образование и подготовка учебного материала состоит из следующих разделов: отбора учителем дополнительных сведений, демонстрации зависимостей, определения предметов, явлений или процессов, систематизация знаний, формулировка вопросов, заданий и проблем, выбор методов, методик и решений, управление вниманием и познавательной деятельностью. Признаками положительности диалога между учителем и учениками являются: полные сведения о материале, объяснение ошибок, одобрение, правильность ответов, последовательность ответов, выполнение диалога, управление диалогом. Ниже дан набросок программы по информатике для учащихся средней школы.

    1 Программа для пятого класса

    Глава 1. Возможности человека (информатическая концепция) по приобретению знаний. Органы чувств - инструмент познания мира. Зрение (передача зрительных сведений - картинок). Слух (передача звуковых сведений - музыка). Обоняние (передача зрительных сведений - картинок). Осязание. Вкус. Знаки и наборы знаков.

    Глава 2. Факты - основа знания человека через органы чувств. Предметы, явления и процессы (объекты). Связи объектов, источники фактов. События - повторяемость явлений. Опыты - добывание новых фактов. Обоснование фактов. Понятие о системах человек-компьютер. Связи явлений, действия, процессы.

    Глава 3. Понятие о знании. Фиксация знаний. Связность знаний. Четкость знаний. Представление знаний. Научность знаний. Применимость знаний. Новации из знаний

    Глава 4. Описательное определение информатики. Мир знаний. Описание знаний. Понимание смысла. Определение понятия. Представления знаний. Закономерности. Использование фактов. Новые знания.

    Глава 5. Знание - сила, усиление способностей человека. Логические высказывания. Естественный язык. Что такое понятие. Слова и термины. Основы логики, аксиомы.

    Глава 6. Важность знания для жизни, для обучения, для производства, для сельского хозяйства, для информирования , для вычислений, для игры. Правила преобразования

    Глава 7. Как добывается новое знание. Методика, практика, внеклассные занятия - игры. Схемы действий в жизненных ситуациях. Графы, формулы, переменная, лабиринт. Приложения: Морзе, Брайль, Катакана.

    2. Программа шестого класса

    Глава 1. Язык - основа общения людей. Знаки и символы. Алфавиты древнего, слепого человека. Современные алфавиты. Азбука флажкового семафора. Слова и словари. Представление данных - предметная область.

    Глава 2. Осмысление фактов. Использование органов чувств. Усилители органов чувств. Языки и грамматики. Грамматические машины. Алгоритмы.

    Глава 3. Связь обучения с жизнью. Определение языка. Что такое естественный язык. Количество естественных и искусственных языков. Основы семантической грамматики - правила вычисления смысла фраз.

    Глава 4. Искусственные языки. Язык слов, простой язык Эллочки. Язык правил, порождения текстов. Примеры языков данных, знания и смысла. Слова и словари, синонимы и антонимы. Профессиональные слова, заимствованные слова. Представление дат и времени.

    Глава 5. Переход к формальным языкам. Развитие семантической грамматики. Языки целых и рациональных чисел. Связь с естественными языками. Основы распознающей грамматики.

    Глава 6. Применение языков: порождение, распознавание принадлежности языку, понятие грамматической ошибки. Перевод математических задач в формулы. Правила преобразования.

    Глава 7. Поиски смысла. Игра в языки и графы, языки формул. Игра в алгоритмы. Какая-нибудь ПЭВМ, синонимы, антонимы, профессиональные слова, заимствованные слова. Упражнение деревья, массивы, простейшие записи, части речи в русском языке Красота чисел Фибоначчи

    3. Программа седьмого класса

    Глава 1. Описание фактов в изученных науках. Формальное представление фактов.

    Глава 2. Смысл, передаваемый письменностью и текстами. Книга - основа знаний.

    Глава 3. Понятие и его определение. Примеры из информатики и других дисциплин.

    Глава 4. Представление определений. Игра в запоминание слов. Синонимы, антонимы, профессиональные слова, заимствованные слова. Части речи в семантической грамматике русского языка.

    Глава 5. Аксиомы - средство определения. Истина. Имена предметов, явлений и процессов. Термины. Естественные или синтаксические, языковые или семантические, структурные или прагматические, концептуальные, логические или рассудительные, прикладные или алгоритмические и системные аксиомы.

    Глава 6. Использование терминов, словарей и аксиом. Мы говорим истинами.

    Глава 7. Системы понятий. Словари. Специальные словари. Классы словарей. Таблицы. Игры в слова.

    4. Программа восьмого класса

    Глава 1. Понятие графа. Вершины и дуги в графе. Определение графа. Классы графов. Понятие о матрице смежности. Игры на графах.

    Глава 2. Запись и рисунок графа. Гамак. Граф языка, порождение и распознавание слов и формул по графу.

    Глава 3. Виды знаний. Примеры представления знаний. Переход от одного способа представления к другому.

    Глава 4. Представления знаний текстами, таблицами, графами. Представление знаний рисунками, графически и предметно.

    Глава 5. Средства обработки знаний. Математические машины. Машина Минского и Тьюринга. определение и классификация ЭВМ, устройства, дисплей, клавиатура, система команд.

    Глава 6. Использование представлений, управление, потоки данных. Различные схемы систем. Исходные данные, результат, алгоритм, понятие программы.

    Глава 7. Систематизации и классификации понятий и знания. Примеры из известных дисциплин и наук.

    5. Программа девятого класса

    Глава 1. Науки и роль их в жизни. Обобщение фактов. Правила получения новых фактов.

    Глава 2. Назначение науки. Языки науки. Отношение к миру. Понятия смысла.

    Глава 3. Определение науки. Определение информатики. Информатические науки.

    Глава 4. Понятие логического уравнения. Решение логических уравнений. Понятие отношений и предикатов.

    Глава 5. Теории. Сложные логические уравнения. Основы информатической логики. Аксиомы и правила вывода решений логического уравнения.

    Глава 6. Применения - алгоритмы решения логических уравнений и правила вывода решений.

    Глава 7. Системы знаний. Вера и разум. Отношение к действительности.

    6. Программа десятого класса

    Глава 1. Значение и применение информатики и компьютера. Понятие методологии. Приобретение знаний и ввод в память компьютера.

    Глава 2. Естественные и искусственные языки для записи алгоритмов. Соотношение знаний и алгоритмов. Взаимный переход от одного вида знаний к другому.

    Глава 3. Методология информатики и этапы работ: изобретание, проектирование, разработка и сопровождение объектов (и программ) в деятельности человека. Фазы и работы - составные части этапов.

    Глава 4. Данные и программы. Базы данных. Базы знаний. Системы управления данными и знаниями.

    Глава 5. Методы в изобретании, проектировании, разработке и сопровождении любого продукта (на примерах).

    Глава 6. Инженерное программирование, понятие технологии изготовления программ.

    Глава 7. Понятие об интеллектуальных системах. Определения и классификация. Понятие о системах программирования.

    7. Программа одиннадцатого класса

    Глава 1. Понятие о законах в жизни и в науках. Мировоззрение. Философия - знание. Религия - вера. Законы природы и диалектики: материальность мира, взаимосвязь всего, единство противоположностей, количество в качество, отрицание отрицания, все в движении, изменении и развитии, философия информатики.

    Глава 2. Языки в информатике и в интеллектуальных системах. Языки представления законов и закономерностей.

    Глава 3. Понятие о законах в информатике. Формулировки законов информатики. Интеллект, интеллектуальность и интеллектуализации.

    Глава 4. Понятие о лексиконах по областям знаний и в науках. Стандартная и пользовательская части лексикона. Использование систем Интернета для получения знаний.

    Глава 5. Обоснование законов на основе информатической логики.. Отладка знаний. Непротиворечивость, независимость и полнота знаний.

    Глава 6. Применение законов о видах знаний. Понятие о формализации знаний.

    Глава 7. Понятие о теории и методах изобретательства. Интеллектуальные системы, их назначение, структура и применение.

    Вузовское преподавание информатики.

    Институтское направление: «Вычислительное дело и информатика»

    Каждый выпускник вуза должен уметь использовать ВМ в своей работе. Ныне это обязательное требование жизни, не зависящее от профиля института. Объем получаемых студентом знаний по информатике определяется возможностями преподавательского состава института, оснащенностью СВТ и пониманием важности новой информатики для работы со знаниями. Если рассмотреть спектры курсов по информатическому направлению в различных институтах, то можно определить перечень основных курсов, способствующих образованию по информатике. Ниже приведен примерный перечень курсов, который может приниматься полностью, с развитием или с некоторым сокращением. Некоторые курсы могут выступать объединенным курсом, если профиль института имеет гуманитарное направление. Некоторые курсы могут быть факультативными.

    Перечень курсов по информатизации

    Ключевые слова: автомат, алгоритм, базы данных, базы знаний, вычислительная геометрия, вычислительная техника, данные, жизненный цикл, знания, интерфейс, информатика, логика, изобретание, интеллектуальные системы, моделирование, представления, программа, проектирование, разработка, системы, сопровождение, структуры, теории, управление от ЭВМ, языки.

    1. Введение в компьютеризацию

    (Институтский цикл, 1 семестр, 75 часов)

    1.1. История вычислительной техники

    1.2. Классификация и использование ЭВМ

    1.3. Экономика и маркетинг ЭВМ

    1.4. Авторское право, патентование, стандартизация, верификация и сертификация

    1.5. Направления в информатике, история развития информатики

    1.6. Образование и библиография

    1.7. Персоналия

    2. Основы теории структур и комплексов ЭВМ

    (Факультетский цикл, 1-2 семестры, 100 часов)

    2.1. Архитектура средств вычислительной техники (СВТ): память, процессоры, внешние устройства ввода, хранения и вывода данных, каналы связи.

    2.2. Основы проектирования СВТ, жизненный цикл проекта структуры, узлов, блоков и элементной базы.

    2.3. Микропроцессоры и микропрограммирование.

    2.4. Характеристики СВТ: память, быстродействие и размеры.

    2.5. Принципы организации ЭВМ: арифметика, адаптируемость, надежность, ориентация на языки высокого уровня, эффективность. Структуры СВТ: потоковые, стековые, гибридные, распределенные, встраиваемые, персональные и сетевые.

    2.6. Развитие структур ЭВМ: представлений данных, переключательных схем, каналов передачи сообщений, интерфейсов, комплексов и сетей ЭВМ.

    2.7. Системы автоматизации проектирования СВТ (САПР). Информационное, лингвистическое, техническое и технологическое обеспечение.

    3. Программное обеспечение ЭВМ

    (Факультетский цикл, 1,2,3,4 семестры, 280 часов)

    1. Методология программирования: наука информатики, технология

    программирования и фольклор (прагматика). Жизненный цикл программы. Человеческий фактор. Инженерное программирование.

    1. Методы изобретания.

    3.2. Проектирование программного обеспечения. Методы представления и структурирования множеств данных, проблемное, логическое, объектно-ориентированное и декларативное программирование, создание, ведение и управление проектами и библиотеками программ, программирование в спецификациях.

    3.3. Разработка программ. Тестирование и отладка. Методы информатики ( на основе методов программирования): модульное, блочное, последовательное, параллельное, структурное, сверху вниз, снизу-вверх, программирование реального времени, временных диаграмм и астрономического времени.

    3.4. Сопровождение программ. верификация. Методы обеспечения надежности, эффективности и переносимости, доступа к ресурсам ЭВМ, сопряжения языков программирования, машинной зависимости и независимости, повторного использования, унификации процедур обмена, читаемости и документируемости программ и процессов программирования.

    3.5. Инструментальное программное обеспечение. Среда и окружение систем программирования. Методы создания интерфейса человек-ЭВМ.

    3.6. Наука программ. Метрика программ.

    3.7. Автоматизированное и автоматическое программирование. Языки высокого и сверхвысокого уровней, системы проектирования и синтеза программ.

    4. Теория вычислений

    (Институтский цикл, 3-6 семестры, 210 часов)

    4.1. Моделирование. Физическое, лингвистическое, концептуальное, информационное, математическое, вычислительное (алгоритмическое) и системное моделирование.

    4.2. Автоматы. Линейные, стековые и ленточные, вероятностные автоматы.

    4.3. Алгоритмы: формализм, методы построения, алгоритмизация, формализация вычислений.

    4.4. Вычислимость и сложность вычислений.

    4.5. Стили вычислений: последовательное, параллельное, вероятностное, недетерминированное, иерархическое; нечисловые вычисления.

    4.6. Правильность и корректность алгоритмов и программ.

    4.7. Виды вычислений: функциональное, логическое, таблицы решений, геометрическое, графовое, графическое, интеллектуальное.

    5. Вычислительная математика

    (Институтский цикл, 4 и 5 семестры, 140 часов)

    5.1. Теория погрешностей.

    5.2. Аппроксимация, интерполяция, экстраполяция, сглаживание.

    5.3. Численное интегрирование и дифференцирование.

    5.4. Решение трансцендентных уравнений и систем.

    5.5. Решение алгебраических уравнений.

    5.6. Решение дифференциальных уравнений.

    5.7. Решение интегральных уравнений.

    5.8. Решение уравнений в частных производных.

    5.9. Статистические методы.

    5.10. Численная оптимизация и основы математического программирования.

    6. Логика и формальные языки

    (Институтский цикл, 6-7 семестры, 100 часов)

    6.1. Языки исчисления высказываний.

    6.2. Языки исчисления предикатов.

    6.3. Алгоритмы дедукции, индукции и традукции.

    6.4. Языки рекурсивных функций.

    6.5. Алгоритмические языки: синтаксис, семантика и прагматика.

    6.6. Функциональные языки, ЛИСП.

    6.7. Логические языки, Пролог.

    6.8. Порождающие и распознающие грамматики.

    6.9. Классы распознавателей языков.

    7. Структуры данных

    (Факультетский цикл, 5 семестр, 80 часов)

    7.1. Основные типы данных.

    7.2. Основные структуры данных: массивы, записи, списки, деревья, графы, тексты, подпрограммы.

    7.3. Базы данных и системы управления базами данных.

    7.4. Словари, кодирование, хеширование, защита данных.

    7.5. Редакторы данных, упаковка данных и распределение в памяти.

    7.6. Языки и системы представления и преобразования данных, лингвистические процессоры.

    8. Математика информатики

    (Факультетский цикл, 6 семестр, 80 часов)

    8.1. Множества: операции над множествами, отношения, формализации.

    8.2. Арифметика и комбинаторика: малые и большие числа, масштабирование, операции с двоичными и многозначными числами.

    8.3. Представления векторов и матриц: малые и большие размерности, разреженные и сверхбольшие матрицы.

    8.4. Основы теории графов: представления, маршруты, циклы и связность, функции на графах, алгоритмы с графами.

    8.5. Теория отношения.

    8.6. Интуиционистская и информатическая логики.

    8.7. Основы аналитических выкладок с помощью ЭВМ.

    8.8. Вычислительная геометрия.

    9. Системное программирование

    (Факультетский цикл, 7 семестр, 80 часов)

    9.1. Системы программирования: интерпретаторы, компиляторы, трансляторы, ассемблеры, загрузчики.

    9.2. Интерфейс: меню, пиктограммы, методы доступа.

    9.3. Операционные системы: основы теории, безопасность, сегментация данных и программ, синхронизация, файловые системы, управление заданиями, распределение ресурсов ЭВМ.

    9.4. Программирование вычислений в реальном времени.

    9.5. Основы технической документалистики.

    9.6. Системы автоматизации документирования.

    10. Машинная графика

    (Базовый цикл, 6 семестр, 80 часов)

    10.1. Устройства ввода, хранения и вывода графической информации и их классификация.

    10.2. Графические языки, интерфейс пользователя.

    10.3. Геометрические и графические объекты: точки, линии, поверхности. Операции преобразования: отображения, размерности, сечения, масштабирования, проекции, стерео, сдвига и переноса.

    10.4. Представления графической информации: литеры, кадры, фигуры, мультикадры.

    10.5. Вычислительная геометрия.

    10.6. Алгоритмы обработки графической информации: генераторы изображений, затенения, прозрачность, тени и цвет, построение поверхностей, фильтрация информации.

    10.7. Системы обработки графической информации.

    11. Основы информатики

    (Базовый цикл, 9-10 семестры, 160 часов)

    11.1 Знания. Виды знаний: лингвосемиотические, семантические, концептуальные, фактографические, теоретические, алгоритмические, кибернетические.

    11.2. Теория распознающих грамматик: граф языка, машины грамматического разбора, классификация языков.

    11.3. Концептуальная информатика.

    11.4. Представление знаний, системы управления базами знаний, формальные языки представления знаний.

    11.5. Теоретические основы информатики, методы решения логических уравнений.

    11.6. Методы информатики: изобретание, проектирование, разработка и сопровождение предметов, явлений и процессов.

    11.7. Системы программирования на основе знаний: доказательное, эвристическое, логическое, интеллектуальное, продукционное и аксиоматическое программирование, программирование без программистов.

    12. Интеллектуальные системы

    (Базовый цикл, 10 семестр, 80 часов)

    12.1. Базы знаний и системы управления базами знаний, формальные языки генерации баз знаний.

    12.2. Языки профессиональной прозы и лексиконы.

    12.3. Формирование запросов интеллектуальной системе, вопросы интеллектуальной системы.

    12.4. Свойства интеллектуальных систем в зависимости от вида знаний.

    12.5. Логические исчисления и машины логического вывода решения логических уравнений.

    12.6. Многозначные логики и модификации машин логического вывода.

    12.7. Структуры интеллектуальных систем, видеотексов, экспертных систем, трансляторов естественных языков и языков профессиональной прозы.

    12.8. Автоматизация обучения с помощью ЭВМ.

    Базовые курсы по специализации кафедры

    «Прикладная информатика»

    1. Системы управления от ЭВМ и обработки сигналов (6-8 семестры, 150 часов).

    2. Теория цифровых систем управления (7-8 семестры, 80 часов).

    3. Проектирование ВМ и СБИС: информационное, лингвистическое, концептуальное, предметное, логическое, техническое и технологическое проектирование (7-8 семестры, 130 часов).

    1. Операционные системы управления объектами сложной организации

    (8 семестр, 50 часов).

    5. Сети и комплексы ЭВМ заданного направления использования (5 семестр, 40 часов).

    6. Информатика технических систем для исследований, конструирования и производства (7-8 семестры, 100 часов).

    7. Анализ и синтез электронных схем автоматики (9 семестр, 80 часов).

    8. Методы обеспечения надежности и эффективности производства и эксплуатации ЭВМ (6 семестр, 80 часов).

    9. Диалоговые языки и системы (9-10 семестры, 80 часов).

    10. Специальные системы программирования: моделирование, аналитические выкладки, масштабирование программ, программы синтеза и др. (7 семестр, 50 часов).

    11. Технология программирования систем реального времени (6 семестр, 50 часов).

    Знания = (Люди + Информация)Распространение



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Информатика в семи томах том 6 методы информатики

      Документ
      А.А. КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 6. Методы информатики (Изобретание, проектирование, разработка и сопровождение) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная ...
    2. А а красилов информатика в семи томах том 1 основы информатики

      Книга
      ... КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том 3. Концептуальная информатика ...
    3. Информатика в семи томах том 3 концептуальная информатика

      Документ
      А.А. КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 3. Концептуальная информатика (Толковый словарь по информатике Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика ...
    4. Информатика в семи томах том 2 информатика смысла

      Документ
      А.А. КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том 3. Концептуальная ...
    5. А а красилов информатика в семи томах том 4 представление знаний

      Документ
      ... КрасиловИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 4. Представление знаний (Структуры данных) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основыинформатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика ... Настоящее описание “Информатика” в семитомах. 2. Языки ...

    Другие похожие документы..