Главная > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Естественно-географический факультет

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

В МАГИСТРАТУРУ

Направление 050100 «Педагогическое образование»

Программа «Географическое образование»

(очная форма обучения)

Зав. кафедрой /Винокурова Н.Ф./

Зав. кафедрой /Михайлова Н.В./

Декан /Картавых М.А./

Нижний Новгород

2012

При поступлении в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» сдается вступительное испытание, включающее в себя блок вопросов по педагогике и по профилю магистерской программы.

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование»

  1. Общие закономерности воспитания как основа гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

  2. Осуществление принципов воспитания (ориентация на ценностное отношения; принцип субъектности; принятие ребенка как данность и др.) в процессе гуманизации и демократизации образования в современной школе.

  3. Гуманистические воспитательные системы в отечественном и зарубежном опыте.

  4. Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях гуманизации образования.

  5. Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеклассной работе.

  6. Формирование эстетическое культуры учащихся во внеклассной работе и на уроках литературы (или географии, истории и других предметов).

  7. Мир детей в нравственно-философской и художественной системе в ранних произведениях Достоевского 40-60-х гг.

  8. Новые технологии воспитательного процесса

  9. Технология организация и проведения коллективного творческих дел.

  10. Инновационные модели обучения в современной педагогической науке и практике обучения.

11. Инновационность в обучении: социально-педагогический аспект.

    1. Урок как целостная педагогическая система.

    2. Реализация межпредметных связей в современных образовательных программах общеобразовательной школы.

    3. Инновационный характер педагогического опыта учителей-новаторов и его использование при изучении конкретных учебных предметов.

    4. Профессиональная ориентация учащихся в условиях рынка труда.

    5. Система воспитательной работы с педагогически «запущенными» детьми.

17.Основы культуры педагогической деятельности воспитания.

18. Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания.

19. Философские основы воспитания и учет их в конкретной воспитательной практике.

20. Педагогизация среды воспитания в современной школе.

21 .Коллектив как фактор развития личности.

        1. Современное детское и молодежное движение как позитивный фактор развития личности.

        2. Неформальные объединения детей и молодежи: позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка.

        3. Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика.

        4. Позиция педагога-гуманиста в системе воспитательной работы современной школы.

        5. Методика и техника педагогической поддержки в воспитании «трудных» детей.

27.Организация и методика создания и развития ученического самоуправления в современной школе.

28.История развития подходов к возрастной периодизации в мировой практике.

29. Проблема человека в философско- и религиозно-педагогических воззрениях.

30. Развитие идей нравственного и гражданского воспитания в истории педагогики.

31.Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.

Литература:

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принят Государственной Думой 19 июля 1996 г. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 г. - М., 1996.

Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ. - М.,

1992.

Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, этапы реализации). - М., 1992. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ от 19.02.02 №492) // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 2002. - №6. - С. 10 - 40. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Дидакт. - 2002. - №5. - С.4 - 23.

Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека // Права человека: сб.универсальных и региональных международных документов. - М., 1990. -

С.28 - 34.

Конвенция о правах ребенка// Сов.педагогика. - 1991. - №10. - С.З - 18. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.

Акулова О.В. и др. Компетентностная модель современного педагога: учеб. - метод, пособие. - СПб., 2007.

Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М., 1980. - Т.2.

Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. - М., 1991.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.,

1984.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М., 1990. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1992. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М., 1990. Бим-Бад В.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. - М., 1994.

Бим-Бад В.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1994. Борцовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. - СПб., 2000. Брайан С. Общество и образование. - М., 1989.

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1981. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: учеб. пособие. - М.: «Дашков и К»;

2008.

Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. - М., 1991. Гершунский В.Г. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М., 1987.

Гершунский В.Г. Философия образования: научный статус и задачи // Сов.педагогика. - 1991. - №4.

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992. Гребешок О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М.: Владос-Пресс,

2003.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. - М., 1992. Дидактика средней школы. - М., 1982.

Глуздов В.А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимосвязи. - Н.Новгород, 2000.

Дидактика: учебно-методические материалы по курсу / под ред.О. А. Абдуллиной. - М., 1992.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1993.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1990. Загрекова Л.В. Теория обучения. Технология подготовки и проведения семинарских и практических занятий. - Н.Новгород, 2005. Загрекова Л.В., Неводниченко Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Технология подготовки и проведения семинарских занятий: учеб. пособие. - М., 2005.

Загрекова Л.В., Николина В.В.Теория и технология обучения. - М., 2004. Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика. - М., 2007. Зверева Н.М. Как активизировать обучение в вузе? - Горький, 1989. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. - М., 2001. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М., 1993.

Инновации в системе регионального образования: методология, теория, практика: Материалы межрегиональной науч. - практ. конф. / под ред. Л.В. Загрековой, С.В. Наумова. - Н.Новгород, 2005.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа учебно - воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2-5. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М., 1980.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. - М., 2004.

Коджаснирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред, проф. образования. - М., 2004.

Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и практики. - М., 1977. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. - 1991. - №1.

Краевский В.В. Методология педагогической науки: учеб. пособие. - М., 2001. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. -2002. -№1.

Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник. -М.: Академия, 2003. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2006.

Кукушин В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М., 2002.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

Лернер И .Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982.

Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М., 1995.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

Методы педагогических исследований / под ред.А.И. Пискунова. - М., 1979. Мышление учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1990. Николина В.В. Аксиологический подход к личности как методологический принцип проблем воспитания будущего педагога // Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: учеб. пособие. - Н.Новгород, 2001. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педагогика. - 1991. - №11.

Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

Орлов А.А. Формирование педагогического мышления // Сов. педагогика. - 1990. -№1.

Орлов А.А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. - 1994. - №2.

Орлов А.А. Педагогические теории и системы / авторская учебная программа // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. - М.,

1998.

Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2005.

Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2007. Педагогика: учеб. / под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2004. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. - М., 1999. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. - Тула, 1994.

Повшеднан Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя. - Н.Новгород, 2002.

Повшеднан Ф.В. Профессиональное самоопределение будущего педагога // Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя. - Н.Новгород, 2001.

Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.

Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания V Педагогика. - 1994. - №3.

Сафонова О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения. - Н.Новгород, 2001.

Сафонова О.А. Технология управления качеством образования в дошкольном учреждении. - Киров, 2004.

Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном учреждении. - Н.Новгород, 2004.

Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994 -

№5.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений ' В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2002. Сласгенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: в 2 ч. - М., 2002. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: учеб. пособие для студ., преподавателей и аспирантов. -М., 1998. Стоуне Р. Психопедагогика. - М., 1985.

Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. -

М„ 1995.

Учебные стандарты школ России: В 2 кн. / под ред.В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. -М., 1998.

Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире (1939-2005 гг.). - Н.Новгород, 2006.

Харламов И.Ф. Педагогика: учеб.пособие. - М., 2007.

Хуторский А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов. - СПб., 2004.

Чередой И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М., 1988.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., 1982.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе. - М., 1982.

Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание пжольников. - 1993. - №6.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного зоспитания: Кн. для

учителя. - М., 1986.

ДИСЦИПЛИНА: «ГЕОГРАФИЯ»

I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Раздел 1. Общее землеведение.

Тема 1. География как наука. Основные этапы истории науки. Теоретические и прикладные вопросы современной географии.

Современная география – система географических наук. Объект и предмет изучения географии. Эволюция содержания географии в процессе ее развития.

Этапы становления географической культуры. 1 этап – накопление географических знаний (с древних времен до второй половины XVII века). Географические представления первобытного человека. Развитее географической культуры в эпоху Древних цивилизаций. Античная география. Становление географии в период Средневековья. Эпоха Великих географических открытий.

2 этап – становление теоретической географии (с середины XVII века до второй половины XIX века). Развитие географической науки в России и за рубежом.

3 этап – становление «Новой географии» (с середины XIX века до наших дней). Теоретические основы современной географии и их роль в развитии науки.

Тема 2. Формирование представлений о положении планеты Земля в космическом пространстве, о формах и размерах Земли. Движения Земли и их географические следствия.

Место Земли в Солнечной системе. Система Земля – Луна: двойная планета. Размеры Земли и их географические следствия. Состав, внутреннее строение, масса и плотность Земли.

Осевое вращение Земли, его скорость и следствия. Доказательства вращения Земли. Географические полюса, экватор, параллели и меридианы. Сила тяжести, ее составляющие и роль в формировании фигуры Земли. Сутки – звездные и солнечные. Время местное, поясное, декретное, всемирное. Смена дня и ночи. Суточная ритмика в географической оболочке.

Обращение Земли вокруг Солнца и его следствия. Доказательства вращения Земли вокруг Солнца. Год звездный и год тропический. Афелий и перигелий. Моменты равноденствия и солнцестояния. Тропики и полярные круги. Изменение наклона солнечных лучей и продолжительности дня на разных широтах. Пояса освещенности. Смена времен года. Годовая ритмика в географической оболочке.

Тема 3. Погода и климат. Факторы образования климата. Климатические пояса земного шара (по В.П. Алисову). Влияние человека на климат, прогноз изменения климата.

Погода. Элементы погоды. Классификация погоды: генетическая, комплексная. Погода внутримассовая и фронтальная. Погода в циклоне и антициклоне. Местные признаки погоды. Служба погоды. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды. Карта погоды. Методы предсказания погоды и ее анализ. Вычислительные методы. Использование радиолокационных и космических наблюдений в прогнозах погоды.

Климат. Ретроспективный обзор формирования понятия «климат». Процессы климатообразования - теплооборот, влагооборот, циркуляция атмосферы. Факторы климатообразования (солнечная радиация, широта места, характер деятельной поверхности и т.д.). Классификация климатов (по Кеппену, Бергу, Алисову). График элементов климата. Карты климатов. Изменения и колебания климата. Проблема прогноза климата будущего. Проблема преобразования климат. Воздействие человека на климат.

Тема 4. Гидросфера. Науки, изучающие гидросферу. Реки. Гидрологическая характеристика реки. Проблема охраны рек.

Возникновение и развитие гидросферы. Виды вод гидросферы и их объем. Распространение воды на Земле. Происхождение природных вод. Гидрология как наука. Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов.

Круговорот воды на Земле. Большой и малый круговороты. Активность водообмена. Значение круговорота воды для географической оболочки. Мировой водный баланс.

Мировой океан и его составные части. Единство и прерывистость Мирового океана. Океанология как наука. Основные физико-химические свойства океанской воды и закономерности их изменения. Тепловой режим Мирового океана. Теплообмен в системе «океан – атмосфера».

Циркуляция вод и другие виды движения воды в океане. Волны. Причины возникновения волн. Элементы волны. Приливы. Приливообразующие силы. Роль океанских приливов в географической оболочке. Течения. Происхождение океанских течений. Их классификация. Общая схема поверхностных течений. Водные массы Мирового океана и гидрологические фронты. Океан как среда жизни. Зональность Мирового океана. Природные ресурсы Мирового океана. Охрана океана.

Воды суши как одно из звеньев мирового круговорота воды.

Подземные воды. Виды воды в почвогрунтах. Почвенные воды и верховодка. Грунтовые воды, их залегание, движение и режим в зависимости от физико-географических условий. Зональность грунтовых вод. Межпластовые воды, напорные и ненапорные, их характеристика. Артезианские воды. Подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах. Подземные воды в областях многолетней мерзлоты. Источники, их типы и режим. Происхождение подземных вод. Роль подземных вод в физико-географических процессах. Рациональное использование подземных вод.

Река и ее характеристики. Определение понятия «река». Гидрографическая сеть. Речные системы и их типы. Главная река и ее притоки. Исток и устье реки. Густота речной сети. Бассейн и водосбор реки. Водоразделы. Главный водораздел. Русло реки и его элементы. Поперечное сечение русла и его морфометрические характеристики. Продольный профиль реки. Падение и уклон.

Движение речного потока. Скорость течения. Распределение скоростей в живом сечении реки. Расход воды в реке. Питание и водный режим рек. Источники питания рек. Фазы водного режима. Уровенный режим рек.

Речной сток и его характеристики: объем, модуль, слой, коэффициент стока. Физико-географические факторы стока. Влияние хозяйственной деятельности на сток. Годовые и многолетние колебания стока. Классификация рек по источникам питания и водному режиму (по А.И.Воейкову, М.И.Львовичу). Зональные типы водного режима рек. Твердый сток рек. Формирование речных наносов. Гидрограф реки. Методы расчленения гидрографа реки по видам питания. Химический состав речных вод и его изменение в зависимости от природных условий Связь минерализации с условиями водного питания рек. Загрязнение рек и их охрана. Тепловой режим рек и зависимость его от климатических условий. Ледовые явления на реках.

Озера. Определение понятия «озеро». Озерные котловины, их происхождение и морфометрические характеристики. Водные массы озер. Географическое распространение озер. Водный баланс и уровенный режим озер.Химический состав озерных вод. Газовый режим. Прозрачность и цвет озерной воды. Термический режим озер. Нагревание и охлаждение воды в озере. Распределение температуры по глубине и ее сезонная динамика. Термическая классификация озер. Движение воды в озерах. Волны, течения, сейши. Озеро как природный аквальный комплекс. Озера эвтотрофные, олиготрофные, дистрофные. Рациональное использование озер.

Водохранилища, их гидрологический режим и значение. Воздействие водохранилищ на окружающую природу.

Болота. Определение понятий «болото» и «заболоченные земли». Образование болот и их эволюция. Водный и тепловой режим болот. Ландшафтно-генетическая классификация болот. Закономерности развития и распространения болот. Болото как природный комплекс. Роль болот в географической оболочке. Мелиорация и хозяйственное использование болот.

Ледники. Понятие «ледник». Современное оледенение Земли, его размеры и распространение. Хионосфера и ее границы. Снеговая линия: климатическая и орографическая, ее высота на разных широтах. Условия возникновения и развития ледников. Питание ледников. Строение ледника. Движение ледников. Морфологические типы ледников. Динамика современного оледенения. Значение ледников в географической оболочке. Проблема пресной воды на Земле.

Тема 5. Литосфера. Рельеф поверхности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена в магистратуру направление 050100 «педагогическое образование» программа «географическое образование»

    Программа
    ... ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» Естественно-географический факультет ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ Направление 050100 «Педагогическое образование» Программа «Географическое образование» (очная форма ...
  2. Программа вступительного экзамена в магистратуру направление – 050100 - педагогическое образование магистерская программа – культурологическое образование

    Программа
    ... экзамена в магистратуру направление050100 - Педагогическое образование магистерская программа – Культурологическое образование Екатеринбург– 2012 Программа вступительного экзамена в магистратуру. Направление 050100педагогическое образование ...
  3. Содержание программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100

    Пояснительная записка
    ... программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» магистерские программы «Правовое образование», «Правовая защита детства» 5 3 Процедура проведения вступительного экзамена ... , географическими, ...
  4. 1 программы вступительных испытаний для поступающих по программам бакалавриата (специалиста) в фгбоу впо «пггту» в 2012г программа вступительных испытаний по русскому языку

    Программа
    ... по программам магистратуры в ФГБОУ ВПО «ПГГТУ» в 2012г. Направления подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» . Пояснительная записка. Программа вступительных испытаний ...
  5. Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 050100 68 педагогическое образование магистерская программа географическое образование (ландшафтоведческий аспект)

    Программа
    ... Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование. Магистерская программа: Географическое образование ... комиссии в рамках программы вступительного экзамена. Полнота и качество ...

Другие похожие документы..