Главная > Документ


Охрана природы. Экология (частные вопросы).

Выборка представлена в виде библиографического списка (159 док.). Был проведен поиск для формирования коллекции ссылок на региональные ресурсы Интернет по экологии. Сформирована коллекция ссылок (88), в т. ч.:

  • на организации, занимающиеся природоохранной деятельностью в регионе (26),

  • на экологические программы, разработанные Администрацией г. Петрозаводска и общественными организациями Республики Карелия (13).

В 2005 г. ко Дню эколога (6 июня) на странице «Экологическое просвещение» был открыт раздел «Фотозарисовки». В разделе представлены 39 фоторабот сотрудников Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета, отражающих красоту природы нашего края. Коллекция будет
пополняться.

Создание экологической страницы на web-сайте НБ ПетрГУ дало возможность предоставить пользователям библиотеки полную разностороннюю информацию по экологии региона.

Мы видим, что электронная библиография существует и развивается как реальность. С середины 2002 г. в библиотеке ведется учет обращаемости пользователей к электронным ресурсам. Если для примера сравнить обращаемость к наиболее весомым библиографическим указателям Научной библиотеки ПетрГУ в электронном формате, то окажется, что за два полных года, 2003 и 2004, обращаемость резко возросла:

  • указатель «Страны Северной Европы»: 2003 г. – 833 обращения; 2004 г. – 1 186;

  • указатель И. М. Никольского: 2003 г. – 799 обращений; 2004 г. – 1 668;

  • указатель «О Евразии и евразийцах»: 2003 г. – 314 обращений; 2004 г. – 393.

Обращаемость к странице «экологическое просвещение» с 2004 г. – 1 802.

Научная библиотека ПетрГУ предоставляет бесплатный доступ своим пользователям к информационным ресурсам ведущих издательств и компаний ЕВSСО, ОVID, РubMed, МD Соnsult, Institute
of Physics, American Physical Society (АРS), Научная Электронная Библиотека РФФИ.

Подписка ПетрГУ на электронную коллекцию Literature Online компании PRO QUEST оказалась полезной для студентов, аспирантов и преподавателей филологического факультета, в частности, кафедры германской филологии. Электронная коллекция Literature Online – большой помощник в образовательном процессе, учитывая ограниченные финансовые возможности приобретения печатных изданий, и уникальный источник для литературных исследований.

Особенность подготовки студентов на кафедре германской филологии предполагает наряду с практическим освоением иностранного языка, изучение теоретических дисциплин по различным аспектам лингвистики и литературоведения (как в отечественной, так и в зарубежной науке).

Научная библиотека Петрозаводского государственного университета – единственная библиотека Карелии, которая осуществляет подписку на полнотекстовые базы данных компании ЕВSСО.

Пользователи баз данных – ученые, студенты, аспиранты и другие могут обратиться к службе электронной доставки документов, которая функционирует в Научной библиотеке ПетрГУ. Последние две группы пользователей обращаются к данному ресурсу как при подготовке курсовых и дипломных работ, так и для перевода текстов по специальности. Во многих случаях заказы на доставку документов
по межбиблиотечному абонементу выполняются именно благодаря имеющемуся доступу к ЕВSСО. Пользователи отмечают удобство использования ресурса, возможность получения не только библиографической информации или реферата документа, но и его полного текста.

Марокканская поговорка гласит: «Один вид книги устраняет печаль сердца».

Многообразие информационных ресурсов, предлагаемых библиотекой ПетрГУ, привлекает все новых и новых читателей. Ежедневно библиотеку посещают более 1 500 читателей.

Библиотека университета, как современный информационно-культурный центр, всегда была
и должна оставаться в наше время в структуре и концепции развития вуза важной составляющей
в формировании информационной культуры студентов. Именно библиотека обучает представителей молодого поколения, которые пришли в университет получать новые знания. В будущем – это ученые, которые оставят свой след в мировой науке и экономике нашей Родины, умению искать, обрабатывать
и творчески применять найденную информацию.

Некрасова Надежда Викторовна,

главный библиотекарь отдела планирования и развития

МУ «ЦБС» г. Петрозаводска

Муниципальная библиотека в системе информационной поддержки
образовательных программ школ

«Функция библиотечного сообщества в решении проблем построения общества знаний становится организующей и направляющей», – подчеркнул в своем докладе «Через библиотеки – к знаниям» заместитель председателя Российского комитета ЮНЕСКО «Информация для всех» Алексей Александрович Демидов.

Информационные потребности юных читателей настолько стремительно меняются, что их невероятно сложно изучить. «Географические карты Петербурга с 1750 года», «Гражданские права подростков», «Радиационная безопасность России», «Современные теории происхождения жизни и человека», «Экология и научно-техническая революция» – это некоторые темы запросов, с которыми обращаются
в муниципальные библиотеки города школьники сегодня.

Задача информационной поддержки образовательных программ школ традиционно является приоритетной в деятельности муниципальных библиотек, обслуживающих детей.

Я хочу познакомить вас с опытом работы и перспективами развития Муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» г. Петрозаводска в этом направлении деятельности.

Муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система» состоит из двух центральных: Городской библиотеки имени народного писателя Карелии Д. Я. Гусарова, городской детской библиотеки имени карельского писателя В. Д. Данилова, двух библиотек-филиалов, обслуживающих взрослое население и юношество. Библиотечное обслуживание детей и юношества организуют 3 специализированные библиотеки и 8 библиотек смешанного типа. Количество читателей-детей на 01.01.05 года – 19 951 человек, что составляет 38 % от общего количества читателей. Образовательные услуги детям оказывают 43 общеобразовательных учебных заведения города.

Отношения со школьными и другими образовательными заведениями МУ «ЦБС» организует на основе договорных и партнерских отношений: заключены договора с Центром развития образования г. Петрозаводска и 20 договоров со школами и учреждениями дополнительного образования, что позволяет координировать деятельность, избегать дублирования в работе, осуществлять совместные проекты. Ежегодно специалисты МУ «ЦБС» организуют августовские семинары для библиотекарей школьных и муниципальных детских библиотек. В текущем 2005 году был организован семинар по теме «Информатизация библиотек как условие формирования нового качества образования», целью которого было осуществление координации деятельности муниципальных и школьных библиотек по вопросам поддержки образования в условиях развития новых информационных ресурсов.

Современное качественное образование невозможно без развития и применения компьютерных технологий. В данном контексте муниципальная библиотека выполняет две функции:

1. Организует свободный доступ к глобальным и локальным сетям Интернет, формирует фонд обучающих программ на CD, создает собственные электронные ресурсы.

2. Приобщает детей к работе в новом коммуникативном пространстве, обучает методам поиска
и использования информации, т. е. формирует информационную культуру учащихся. Без этих знаний
и умений современный ребенок не сможет самореализоваться как личность в обществе, основным
лозунгом которого становится – непрерывное образование в течение всей жизни.

Компьютерный парк, использующийся для создания, обработки и предоставления информации населению состоит из 30 компьютеров. Технически оснащены ЦГБ, в которой работает детское отделение, ЦГДБ, библиотеки-филиалы № 11, 22, библиотека-филиал № 3, обслуживающая взрослое население
и юношество. В пяти библиотеках работают компьютеры с подключением к сети Интернет, в Центральной детской библиотеке на сегодня есть возможность использовать ресурсы только карельского Интернет.

Благодаря разработанной и внедренной в 1999 году в республике программе «Корпоративная библиотечная система Республики Карелия», участницей которой является МУ «ЦБС» г. Петрозаводска, муниципальные библиотеки предоставляют пользователям доступ к электронным каталогам 19 библиотек разных систем и ведомств, из них – 10 библиотек города. К сожалению, школьные библиотеки создают электронный каталог в программе «МАРС» (участники Корпоративной библиотечной системы работают в программе «Фолиант»), что не дает возможности в перспективе создать единое информационное пространство города.

Правовые электронные базы «Кодекс», «КонсультантПлюс», ФАПСИ, базы данных которых постоянно обновляются, позволяют выполнять практически все справки правовой тематики.

Центральная городская библиотека имеет возможность представить пользователям электронную картотеку законодательных документов местного самоуправления (постановления и распоряжения главы местного самоуправления) по договору с Администрацией города о предоставлении библиотеке нормативно-правовых актов местного самоуправления.

Участие МУ «ЦБС» в проекте «МАРС» (Межрегиональная аналитическая роспись статей) позволяет обеспечить доступ пользователям городских библиотек к 938 изданиям российской периодической печати. Специалисты Информационно-библиографического отдела ЦГБ организуют аналитическую роспись журналов «Моделист-конструктор», «Приусадебное хозяйство», «Справочник руководителя учреждения культуры».

С 2005 года МУ «ЦБС», участвуя в реализации проекта «Электронный Петрозаводск», предлагает пользователям муниципальных библиотек ресурсы Карельского Интернет. Это позволяет выполнять тематические запросы юным горожанам по истории, культуре и экологии города и республики. Такие, например, как «Нормативы потребления воды в городе Петрозаводске», «Особо охраняемые территории Карелии», «Экология лесной и целлюлозно-бумажной промышленности РК» и др.

Собственные электронные ресурсы детские библиотеки пока не создают, к сожалению, техническое оснащение детских муниципальных библиотек началось только с конца прошлого года. Однако результатом состоявшегося в августе семинара «Информатизация библиотек как условие формирования нового качества образования» было решение организовать электронный предметный каталог по художественной литературе для детей младшего и среднего возраста. Цель создания данного каталога –
продвижение и поддержка детского чтения. Известно, что самым авторитетным для ребенка является мнение его сверстника, поэтому предполагается, что аннотации на книги будут писать сами дети. Опыт проведения анкетирования детей по теме «Эта книга мне понравилась» в этом году в рамках программы «Летние чтения» показал, что дети грамотно, интересно и неформально рекомендуют книги своим сверстникам. Идея организации предметного каталога была поддержана библиотекарями школ и ДЮБ РК.

На семинаре прозвучал опыт создания электронных версий библиотечно-библиографических уроков библиотекаря финно-угорской школы г. Петрозаводска Сысоевой Татьяны Анатольевны, после чего было принято решение разработать электронные версии уроков по формированию информационной культуры детей специалистами МУ «ЦБС». Необходимость для современного человека в освоении новых информационных технологий, в формировании умений ориентироваться в информационном потоке,
извлекать из него необходимые, важные, полезные и достоверные знания очевидна. МУ «ЦБС» понимает всю важность и ответственность этой задачи. Совместно со школьными библиотеками города разработан проект программы «Информационная культура учащихся», цель которой – создание системы воспитания информационной культуры с самого детства, привитие основных информационных умений
и навыков в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению, стимулирующей
желание непрерывного самообразования.

Программа включает в себя занятия по методике информационного поиска, правилам оформления библиографических записей, составлению списков литературы для учебных и научных работ, освоению навыков работы с литературой. Важной частью деятельности библиотек по формированию информационной культуры детей является индивидуальная работа (консультации, разъяснения, беседы).

Центральная детская библиотека разработала программу формирования информационной культуры, частью которой стали планы индивидуальных и групповых консультаций по правилам работы
на компьютере.

Специалистами МУ «ЦБС» было разработано пособие «Компьютер для веселья и в помощь», предназначенное для детей младшего и среднего возраста в качестве самостоятельного пособия по освоению навыков работы на компьютере.

Активно развиваются в МУ «ЦБС» и традиционные информационные ресурсы в помощь образованию. Библиотеки-филиалы организуют подписку на научные, методические и информационные журналы в помощь образованию, в 1-м полугодии 2005 г. в МУ «ЦБС» была организована подписка на 34 наименования журналов данной тематики, разработан аннотированный список данной периодики для школьных библиотекарей города, имеется электронная презентация журналов.

Ежегодно библиотекари выполняют более 40 000 тысяч справок, оказывают педагогам школ консультационную помощь, проводят Дни информации и Дни специалиста, готовят списки по новым педагогическим технологиям, организуют обзоры новой прозы по художественным журналам в помощь старшеклассникам, что способствует информационной поддержке образовательных программ школ.

Так, библиотека-филиал № 22 работает по программе «Книга. Библиотека. Экология». Библиотека формирует документальный фонд по проблемам природопользования центральных и местных издательств, формирует справочный аппарат по проблемам экологии, созданы и постоянно обновляются картотеки «Экология» и «Экология Карелии», ежеквартально выпускается экологический вестник. Библиотека поддерживает и стимулирует исследовательскую деятельность учащихся по экологическим проблемам микрорайона. В 2003 году в библиотеке была организована научно-практическая конференция «Экология микрорайона Древлянка». Библиотека формирует фонд лучших исследовательских работ юных читателей, они также включены в тематическую картотеку библиотеки.

Муниципальные библиотеки города активно занимаются сбором, систематизацией и хранением материалов краеведческого характера, практически во всех библиотеках собран и систематизирован материал по истории и культуре, социальной жизни микрорайонов, в которых работают библиотеки, огромную помощь в этой деятельности им оказывают школы и учреждения дополнительного образования.
В 2003 году был организован конкурс «Работа библиотек по краеведческому направлению», приуроченный к 300-летию города, итогом конкурса стал собранный и систематизированный документальный
материал по городским микрорайонам.

В 2005 году совместно со школами был осуществлен проект «Расскажи мне о войне», основной частью которого стал конкурс для детей, посвященный истории Великой Отечественной войны в разрезе их семьи. По итогам конкурса был собран уникальный материал на тему «Война глазами ребенка»
о родных сегодняшних девчонок и мальчишек, которые в пору войны были их ровесниками.

Библиотеки организуют различные «подготовительные» программы воспитания будущего читателя (приобщение к книге, литературное развитие самых маленьких). Это прекрасно зарекомендовавшая себя программа библиотеки-филиала № 19 «Моя первая библиотека», программа «Семейный круг» Центральной городской детской библиотеки, «Пробуждение. Шаг за шагом» – библиотеки-филиала № 20.
В целях расширения литературного горизонта школьников работает клуб «Краеведы с улицы “Калевалы”», программа «Уроки детских классиков» детского отделения ЦГБ. Практически каждая детская библиотека работает по собственной программе развития: это и программа МУ «ЦБС» «Летние чтения», Неделя детской книги и другие. Итогом семилетнего проекта «Конкурса юных поэтов» к 300-летию города Петрозаводска была издана книга «Мой город детства», признанная лучшей детской книгой на республиканском конкурсе «Книга года Республики Карелия – 2004». На занятиях клуба «ЛИК» (литература, искусство, культура), который давно стал культурным центром микрорайона Кукковка, все желающие участвуют в обсуждении новинок литературы («Феномен Виктора Пелевина»), в диспутах и обсуждениях («Современная массовая литература: за и против»), презентациях книг карельских писателей (Т. Мешко «Колдун здесь»).

В «Концепции библиотечного обслуживания детей в России» указано: «Основная задача современной детской библиотеки – грамотно организовывать помощь школьной библиотеке, работать “за страницами учебников”, углубляя и расширяя интересы и знания детей. В связи с информатизацией культуры
и образования в ближайшие годы необходимо решить задачи объединения, согласованности ресурсов детских, публичных и учебных библиотек, создания единого информационного пространства региона, формирования информационной культуры и потребности в непрерывном образовании».

Разнообразные формы деятельности библиотек, работа в партнерстве с образовательными учреждениями позволяют оказывать поддержку образовательным программам школ в контексте целенаправленного развития личности ребенка.

Гришкалаускене Елена Петровна,

заведующая библиотекой Пряжинской средней школы
им. М. В. Мелентьевой

Социальная роль школьной библиотеки

Библиотечное сообщество хорошо знает и помнит популярное выражение недавних лет: «Библиотека в школе – это кабинет № 1». Но в последние годы все труднее удержать внимание и интерес учащихся к школьной библиотеке как центру чтения и информации. В поисках сохранения авторитета книги и библиотеки совместно с педагогическим коллективом мы избрали новую концепцию обслуживания пользователей. Модель построена на основе партнерства, приоритета и активности пользователя, тем самым осуществляя на практике идеи личностно ориентированного подхода ко всем субъектам образовательного процесса.

Опираясь на сложившуюся в школе систему взаимодействия библиотеки с методическими объединениями учителей, состоящую из 3 уровней (уровня информационного обслуживания, уровня сотрудничества и уровня сотворчества), библиотеке удалось найти новые нетрадиционные активные формы привлечения юношества в библиотеку, сохранить авторитет библиотеки, значительно расширить сферу влияния. Возможность библиотеки для развития образовательного пространства школы мы реализовали через несколько направлений: активное участие библиотеки в исследовательской работе учащихся, объединение работы библиотеки с музеем школы, расширение библиотечного влияния через кружки
и факультативы.

В школе накоплен интересный опыт проведения литературных игр в старших классах, построенный на сотворчестве учителей литературы и библиотечного факультатива «Основы книжной культуры».
В форму интеллектуальной литературной игры объединены знание учащимися художественного текста, глубокое, продуманное и прочувствованное чтение и умение работать с книгой, знать основы библиографии.

Пройдя аттестацию по категории «педагог дополнительного образования», я получила возможность, используя ресурсы библиотеки, развивать новые направления.

Уже первый опыт исследовательской работы старшеклассников по теме «История библиотеки Пряжинской средней школы» показал большой интерес к работе и у самих исследователей и у ребят, которые с живым интересом воспринимают работу, записанную теперь уже в электронном варианте. Третий состав выпускников исследует и дополняет тему, а отзывы у школьников неизменны: «Здорово! Очень трудоемкая и интересная работа. Спасибо Вам за этот урок, я получила удовольствие от услышанного!», «Эта исследовательская работа доказала значимость нашей библиотеки и не только сейчас!», «Мне было чрезвычайно интересно вновь услышать главы нашей работы. Слушая, я каждый раз узнаю что-нибудь новое, интересное. Я считаю, что эта работа важна».

В год 60-летия Победы на базе уникального фонда библиотеки по краеведению написаны три исследовательские работы. Две из них – «Пряжинской школе – имя героя» (к 60-летию присвоения школе имени Героя Советского Союза М. В. Мелентьевой) и «Освободители Пряжи – 69-я морская стрелковая бригада» заняли призовые места на республиканских конференциях.

Интересным примером и иллюстрацией сотрудничества библиотеки и музея школы стала презентация проспекта «Музей боевой славы». Три опорных странички в проспекте демонстрируют активное участие библиотеки в работе кружковцев: циклы экскурсий, перечень тем исследовательской работы и библиографическая закладка. Экскурсии музея «Книга в подарок» и «Образ Марии Мелентьевой в художественной литературе» сочетают элементы традиционной экскурсии и библиографического обзора. Библиотечка книг о Марийке, начиная с первого издания рассказа Г. С. Фиша «Карельские девушки» и заканчивая дарственной книгой А. С. Гордиенко, написанной в 2005 году, подарочные книги от авторов-ветеранов 69-й морской стрелковой бригады, освобождавших Пряжу в 1944 году, представлены и как музейный экспонат, и как большая библиографическая редкость.

За работу над рефератами-исследованиями, подготовку и проведение обзоров-экскурсий, участие
в викторине «Памяти достойны», организованной газетой «Лицей» и детским морским центром «Норд-Вест», читателями библиотеки-активистами кружков получено 11 республиканских грамот. Неоднократно мы выезжали в Петрозаводск в Музей изобразительных искусств, морской центр «Норд-Вест», школы города. Группа старшеклассников осенью 2004 года побывала в Санкт-Петербурге по приглашению
администрации Петроградского района города.

Сложившаяся система кружковой и факультативной работы имеет библиотечное сопровождение
с 8 по 11 класс:

8–9 классы – кружок «Светочи России»;

10–11 классы – факультатив «Основы книжной культуры»;

10–11 классы – кружок «Активисты школьного музея».

Такое сопровождение старшеклассников стало возможным благодаря интеграции работы с детской библиотекой. В одно целое мы объединили массовую работу, создав друг другу условия для индивидуальной и творческой работы с определенным читательским возрастом, подписку на периодику (не дублировать названия), обмен информацией, полученной через курсы и профессиональную периодику.

Интересные перспективы для библиотеки открываются с нового учебного года. В рамках Федерального проекта «Информатизация системы образования» в школе появился межшкольный методический центр. Цель его работы – обучение ИКТ-компетентности (способность индивида использовать информационные и коммуникационные технологии). В библиотеке школы запланировано создание медиакабинета. Читатели получат доступ к нетрадиционным носителям информации.

Героева Марина Ивановна,

главный библиотекарь Прионежской центральной
районной детской библиотеки

Стратегия развития библиотечного обслуживания юных читателей
в Прионежской ЦБС

В основных стратегических направлениях развития библиотечного обслуживания детей в области координации и кооперации ресурсов («Конвенция библиотечного обслуживания детей в России», принятая на Всероссийском совещании директоров детских библиотек России «Библиотека и население» 25.11.02 г.) определена главная задача – широкое информирование населения о возможностях библиотек, углубленная работа с семьей, организация ознакомления родителей с основами педагогики, с детской литературой. «Библиотекарям важно научиться просто и понятно говорить о библиотеке и ее возможностях».

Сложившаяся на сегодня ситуация в Прионежской ЦБС такова, что мы не можем отвечать современному уровню технической оснащенности, быть технически привлекательными, но наша деятельность зависит не только от состояния материально-технической базы.

Сегодня отделы обслуживания ЦРБ и ЦРДБ фактически объединились, т. к. вынуждены уже второй год работать в одном помещении площадью 64,5 кв. м, предоставленном нам Шуйской средней школой. Несомненными минусами являются менее комфортные условия для всех пользователей библиотеки. Нарушено право детей на свою территорию, на организацию библиотечного обслуживания согласно возрастным особенностям детей. Но при этом выявились положительные стороны такого сосуществования:

  • рост количественных показателей;

  • возможность пользоваться фондом всей библиотеки читателями-детьми наравне со взрослыми (и наоборот). Сохранение преемственности;

  • если раньше родители посещали детскую библиотеку редко, ограничиваясь пассивным ожиданием ребенка, то теперь они с интересом наблюдают за тем, что происходит в детской библиотеке. Скептическое «да к вам теперь, наверное, дети редко ходят, больше за компьютерами
    сидят» сменилось на удивленное «как же вы с ними справляетесь?»;

  • дети приводят родителей в библиотеку, и те становятся читателями библиотеки и, наоборот, взрослые читатели к своему удивлению видят, что и 2–3-летних детей можно приводить в библиотеку и с удовольствием вместе выбирать книги и вместе читать;

  • читатели-взрослые становятся зрителями и даже участниками мероприятий, проводимых в библиотеке.

Почти 2 года существует в библиотеке «Шуйское книжное издательство». В Неделю детской книги проводится конкурс на лучшую рукописную книгу. Но пополняется фонд нашего «Самиздата» постоянно. Книги эти пользуются спросом у читателей-детей и вызывают интерес у взрослых читателей.

В марте 2005 года состоялась презентация «Книги рекордов читателей» нашей библиотеки.

Лето 2005 года в библиотеке прошло под девизом «Напиши письмо другу». Предлагалось написать письмо, открытку, записку другу, подруге, однокласснику, любому человеку, если, конечно, он посещает библиотеку. Можно позвонить ему или намекнуть при встрече, что в библиотеке его ждет сюрприз. Такого успеха не ожидал никто. Приятным сюрпризом для нас оказалось желание детей написать письма
не только сверстникам, но и мамам, бабушкам, и нам, библиотекарям.

Вопросы, обращенные к библиотекарям, привели к возрождению клуба «Почемучка», который теперь решено назвать «Вопрос. Еще вопрос!». А слова благодарности в детских записках: «Наша библиотека самая лучшая в мире», «Вы хорошо работаете», «Вы – классный библиотекарь» – самая высокая оценка нашей деятельности, лучшая награда!

Бруснина Людмила Васильевна,

заведующая сектором семейного чтения

Центральной городской детской библиотеки г. Кондопога

Академия семейного чтения
как одно из направлений работы библиотеки с детьми



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник нового века педагогика

    Список учебников
    ... на­значение каждого из них в современной социокультурнойситуации. 6. Что является результатом воспитания? ... образования; • сценирования складывающихся в обществе новыхсоциокультурныхситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения ...
  2. Учебник нового века педагогика

    Список учебников
    ... на­значение каждого из них в современной социокультурнойситуации. 6. Что является результатом воспитания? ... образования; • сценирования складывающихся в обществе новыхсоциокультурныхситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения ...
  3. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии I «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации

    Документ
    ... искать для себя какие-то новыесоциокультурные организованности. И тогда нередко их взгляды ... . Основные «напряжения» современной социокультурнойситуации и системное движение 1. Характеристика социокультурнойситуации будет по необходимости очень ...
  4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Документ
    ... предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурнуюситуацию в различных социальных “системах координат”: ... значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского ...
  5. Современная историческая наука новые подходы концепции методы феноменологическая концепция источниковедения в познавательном пространстве постпостмодерна

    Документ
    ... ответственность интеллектуальной элиты. В новойсоциокультурнойситуации на новом уровне необходимо осмыслить ба­зовые принципы ... в новойситуации исторически изменчивых гра­ниц субъектов истории, их локализация в социокультурном пространстве возможна ...

Другие похожие документы..