Главная > Документ


Влияние места жительства респондентов на структуру досуга

Количество респондентов (9 классы), не знающих чем себя занять и скучающих в зависимости
от типа поселения (в процентах):

Еженедельно

Ежедневно

г. Петрозаводск

12,9

0,8

Районные города Карелии

8,2

5,1

Поселки Карелии

19,4

6,5

Количество старшеклассников (9 классы), никогда не посещавших театр, кинотеатр, концерты классической и легкой музыки (в процентах):

Место проживания

Петрозаводск

Районные города
Карелии

Поселки Карелии

Никогда не были в театре

49 (35,5 %)

82 (79,6 %)

118 (81,4 %)

Никогда не были в кино

14 (10,2 %)

45 (43,7 %)

110 (75,9 %)

Никогда не были на концерте классической музыки

95 (68,8 %)

82 (80,4 %)

132 (91,7 %)

Никогда не были на концерте легкой музыки

88 (65,2 %)

67 (65,7 %)

124 (86,7 %)

Частота просмотра телевизионных программ в зависимости от места проживания (респонденты – школьники 9-х классов), (в процентах):

Частота просмотра телепрограмм

Место проживания

Петрозаводск

Районные города

Карелии

Поселки Карелии

Никогда

1,4

1,0

1,4

Редко

1,4

1,9

2,8

Еженедельно

11,6

12,5

4,8

Ежедневно

85,6

84,6

91

Результаты исследования выявили общую тенденцию сокращения свободного времени, существенная часть которого используется подростками для того, чтобы найти постоянную или временную работу, или же участвовать в различных формах семейного производства. В изменении приоритетов молодежи Карелии в сфере досуга имеют место некоторые общемировые тенденции, такие как снижение интереса к регулярному чтению книг и увеличение времени на работу с компьютером. Сохраняются гендерные различия досуговых приоритетов подростков. Девушки, в целом, более активны в занятиях творческой деятельностью, посещении театра, концертов, музеев. Юноши больше занимаются спортом, читают спортивные издания и смотрят спортивные программы и соревнования.

В заключении хотелось бы отметить, что в ходе выполнения проекта создана обширная база данных по различным аспектам жизни молодого поколения, которая в дальнейшем может стать основой для мониторинговых исследований, сравнения и выявления основных тенденций изменения социального статуса, условий жизни и планов на будущее основных групп молодежи Республики Карелия.

Догоняева Елена Ивановна,

заведующая сектором Интернет-зала и электронных ресурсов
Национальной библиотеки Республики Карелия

Библиотечное обслуживание юношества
и новые информационные технологии

Одной из определяющих черт последних десятилетий стало бурное развитие информационных технологий. Мы являемся свидетелями прихода эпохи информационного общества, в котором информация и ее высшая форма – знание, становятся решающим фактором развития человечества.

Информационное общество – это комплекс технических, правовых, культурных и организаторских мероприятий, задачей которого является строительство благополучия общества с помощью качественных информационных услуг.

Отличительными чертами информационного общества являются:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам
    и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Информационная культура – систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей в информации. Информационная культура отражает степень владения человеком основами знаний в области методов
и технологии работы с информацией, а также наличие опыта, навыков выполнения информационных процедур.

Информационная культура предполагает владение совокупностью знаний, умений и навыков:

  • формулировка и анализ потребности;

  • выявление и оценка вероятностных источников;

  • поиск и обнаружение конкретных ресурсов;

  • изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов;

  • критический анализ ресурсов;

  • фиксация и сортировка информации;

  • интерпретация, анализ, синтез и оценка.

Первичными навыками – информационной грамотностью должны владеть все члены информационного общества. Они формируются в начальной и средней школе. Развитые навыки предполагают владение методологией и методикой работы с информацией. Они должны сформироваться в старшей школе.

Профессиональными навыками – свободным владением методами отбора, использования и анализа информации должны владеть студенты и специалисты в профессиональной деятельности.

Основными задачами библиотек любого уровня являются предоставление доступа к информации
в полном объеме и формирование информационной культуры пользователей.

Основные направления работы зала Интернет Национальной библиотеки РК:

1. Справочно-библиографическое обслуживание включает в себя:

  • Справки, консультации (адреса ресурсов, в т. ч. каталоги библиотек, справочно-библиографи-ческих ресурсов, электронной справки, полнотекстовых библиотек и т. п.).

  • Тематические подборки (подборки материалов в электронном виде по теме).

  • Доступ к полнотекстовым БД (помощь в выборе БД, консультирование по составлению запроса, выводу и сохранению информации).

  • Экскурсии по залу, ознакомление с ресурсами зала.

  • Виртуальная экскурсия для начинающих пользователей библиотеки. Виртуальная экскурсия – новый для нас вид работы. Мы попытались создать диск, который бы ответил на основные вопросы, возникающие у пользователей НБ РК, как то: какие услуги и на каких условиях можно получить в НБ РК, кто может стать читателем библиотеки, как найти информацию наиболее
    рациональным способом. На диске информация построена в форме выбора, в зависимости
    от ответа читатель адресуется к тому или иному разделу. Диск может быть установлен на всех компьютерах библиотеки и использован в качестве информационно-обучающего пособия в других библиотеках.

  • Информация о ресурсах в Интернет (СМИ, буклеты, на сайте НБ РК, тематические списки адресов).

2. Работа с дисками:

  • Коллекция Зала Интернет составляет 484 диска.

  • С диском можно поработать в Зале или взять на дом под залог.

  • Списки CD-ROM есть в Зале Интернет и на сайте НБ РК.

  • Регулярно проводятся презентации новых дисков для читателей и библиотекарей.

  • На каждый диск составляется описание для начинающих (подключение, содержание, представленные форматы).

  • Выпускается ежегодный буклет «Компакт диски из фонда зала Интернет».

  • Работа с компанией «Кирилл и Мефодий»: распространение дисков по школам и библиотекам, помощь в комплектовании дисками.

3. Работа с полнотекстовыми базами данных.

Если вы не нашли журнал в библиотеке, возможно, он есть в Интернет. С компьютеров Зала Интернет НБ РК можно войти в полнотекстовые БД, доступные по подписке. Это в основном англоязычные журнальные базы по медицине, экономике, праву и т. д.

В 2005 году библиотека подписалась на российскую БД – Интегрум, в которой можно найти статьи из центральной и региональной прессы на русском языке.

4. Учим и учимся.

Зал Интернет – центр повышения квалификации библиотекарей в области новых информационных технологий. Здесь проводятся занятия по различным темам от основ компьютерной грамотности до овладения профессиональными программами.

С помощью сотрудников зала проводятся интегрированные уроки для школьников по различным темам (поиск информации в Интернет, ресурсы Интернет в помощь образованию, работа с отдельными дисками из фонда НБ РК).

На базе зала проводится обучение специалистов различных отраслей. За два года в зале было обучено более 900 специалистов. Среди организаций, прошедших обучение: антимонопольный комитет, Карельское территориальное управление, ассоциация общественных организаций инвалидов Карелии, гимназия № 30 имени Д. Н. Музалева, государственная жилищная инспекция, государственный ансамбль песни и танца «Кантеле», государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», ГОУ «Институт повышения квалификации работников образования РК», детская музыкальная художественная школа № 2 г. Петрозаводска, детская школа искусств № 4, детский дом № 1 г. Петрозаводска, детский дом № 2 г. Петрозаводска, детское объединение № 22, Карельский Государственный краеведческий музей, Карельское училище культуры, республиканский центр детского и юношеского туризма г. Петрозаводска, судостроительный завод «Авангард», Центр занятости населения г. Петрозаводска, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК, молодежный информационно-правовой центр коренных народов «Nevond», республиканская больница имени В. А. Баранова
и многие другие.

5. Технические услуги. У нас вы можете:

  • Сохранить информацию на дискете, диске и других носителях.

  • Отсканировать бумажный источник.

  • Распечатать информацию на принтере.

  • Проверить дискеты на вирус.

Николаева Александра Александровна,

ведущий библиограф Научной библиотеки
Петрозаводского государственного университета,

член Совета БАРК

Ресурсы Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета
в обеспечении учебного процесса

Современная университетская библиотека сегодня – не только хранилище знаний, источник идей, мыслей, но и информационный центр, предоставляющий услуги своим пользователям, как в локальном, так и удаленном доступе.

Шестьдесят пять лет вместе с Петрозаводским государственным университетом успешно развивается Научная библиотека.

Основная задача Научной библиотеки – содействие вузу в выполнении учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности, в подготовке высококвалифицированных специалистов, обеспечении свободного доступа к информации, удовлетворении современных информационно-библиографических потребностей пользователей библиотеки.

В структуре НБ ПетрГУ – 12 отделов и отраслевая библиотека по ихтиологии Северного научно-исследовательского института рыбного хозяйства в Петрозаводске, 4 библиотеки в филиалах
ПетрГУ в других городах. Ресурсный потенциал Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета высок. В настоящее время фонд научной библиотеки ПетрГУ с филиалами – свыше
1 300 000 экз. Ежегодно библиотека обслуживает более 59 000 читателей.

О научном потенциале библиотеки свидетельствуют не только значительная доля научной литературы, журнального фонда, иностранной литературы, но и объем новых поступлений научных изданий.

В 1992 г. Научная библиотека ПетрГУ первой в Республике Карелия приступила к созданию
электронного каталога, и сегодня электронный каталог НБ ПетрГУ представлен в Интернет почти
600 000 записей. С 1 января 2004 г. приостановлено пополнение систематического каталога каталожными карточками на новые поступления, выросло число обращений к электронному каталогу. Продолжается плодотворное сотрудничество с библиотеками-партнерами, которые входят в корпорации «Арбикон»
и «МАРС».

В начале 90-х годов библиотека приступила к созданию собственных электронных библиографических ресурсов в помощь образованию и учебному процессу в вузе. В апреле 1996 г. библиотека получила доступ к ИНТЕРНЕТ, что положительно отразилось на качестве информационно-библиографического обслуживания.

Весной 1997 г. на сервере «Карелия» был создан Web-раздел «Научная библиотека Петрозаводского государственного университета», где можно найти всю необходимую информацию о библиотеке.
С созданием сайта библиотеки появилась возможность представить свою библиографическую продукцию, формировать систему пособий ретроспективной научно-вспомогательной библиографии в электронном формате, доступном любому пользователю библиотеки, даже отдаленному.

Широкое развитие взаимовыгодных контактов со странами Северной Европы, научное сотрудничество кафедры истории стран Северной Европы ПетрГУс ведущими университетскими центрами скандинавских стран и Финляндии привели в последние годы к появлению большого числа работ по самым разнообразным вопросам культурной, экономической и политической общественной жизни этих стран.

По просьбе ученых кафедры истории стран Северной Европыв 1992 году в рамках проекта по созданию Открытого Северо-Европейского университета НБ ПетрГУ приступила к работе по созданию библиографического указателя «Страны Северной Европы: (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия): экономика, политика, культура, право, история, образование, телекоммуникации». Научный руководитель библиографического указателя – Лев Вальтерович Суни, профессор исторического факультета.

В течение 1993–1994 гг. подготовлены I и II выпуски указателя, включающие литературу с 1982
по 1993 гг. Материал сгруппирован в шесть разделов. В первый раздел включена литература по общим проблемам Скандинавских стран и Финляндии, каждый последующий раздел отражает литературу
по одной из стран региона. При отборе материала использовались каталоги и картотеки библиотек
Карелии. В 1997 г. на основе II выпуска создана электронная версия указателя.

В 1998 г. раздел пополнился I и II частями библиографического указателя ученого-краеведа И. М. Никольского «Природа, население, экономика, история и культура Карелии». Указатель представлял собой опыт создания ретроспективной краеведческой библиографии, где собрана литература второй половины XIX – первой трети XX века о Карелии. Указатель состоит из трех основных частей и четвертой, содержащей вспомогательные указатели. Отбор литературы закончен Иваном Михайловичем Никольским в 1934 г., с тех времен сохранилось два рукописных указателя (один находится в фонде CБО НБ ПетрГУ, второй в Национальной библиотеке РК). Однако пользование указателем затруднено из-за неточности библиографических сведений, отсутствия вспомогательного аппарата и ветхого вида рукописи.

Работа над указателем продолжается. Многие библиографические записи требуют уточнения из источников, которые находятся вне территории Карелии.

Планируется отредактировать III ч. указателя и подготовить к изданию IV ч.

В 2000 г. в рамках проекта при поддержке Института «Открытое общество ";Фонда Сороса (Мегапроект ";Развитие образования в России";)» создана электронная версия библиографического указателя
«О Евразии и евразийцах». Материалы указателя охватывают 1920–1996 гг. Указателю предпослана статья Александра Васильевича Антощенко, представляющая собой историографический обзор важнейших отечественных исследований о евразийстве.

Источниками при разыскании литературы служили каталоги (в том числе электронные) и картотеки крупнейших библиотек Карелии, России, США и Финляндии.

Кроме библиографических указателей, созданных в рамках проектов, на web-сайте библиотеки можно найти биобиблиографические указатели трудов преподавателей нашего университета, созданные СБО к юбилеям ученых:

  • Библиографический указатель научных трудов профессора Игоря Николаевича Григовича (184 назв.). (Указатель создан при поддержке кафедры детской хирургии медицинского
    факультета ПетрГУ и РЦНИТ.)

  • Указатель научных трудов профессора Юрия Васильевича Лупандина (205 назв.). (Указатель создан при поддержке кафедры физиологии человека и животных медицинского факультета ПетрГУ и РЦНИТ.)

  • Список научных трудов Александры Ивановны Афанасьевой, который вошел составной частью
    в сборник «Вопросы истории Европейского Севера».

Материалы для указателя предоставлены кафедрой дореволюционной истории России ПетрГУ.

Нужен был новый виток в развитии новых информационных технологий в справочно-библиографи-ческом обслуживании.

Для создания своих библиографических баз данных необходимо было разработать программное обеспечение или использовать уже существующее. Мы решили использовать программы, которые применяются при создании электронного каталога автоматизированной поисковой системы «Фолиант»
и создавать наши базы в формате RUSMARC, только для поиска набор полей был ограничен самыми необходимыми.

Пробным шагом была работа в 2002 г. над созданием базы данных «Американское правоведение
и политология в русской печати». Было внесено 512 названий. База проходит последнюю редакцию
и скоро будет размещена в сети, сейчас она доступна локально в справочно-библиографическом отделе Научной библиотеки ПетрГУ.

Следующим шагом в представлении своих ресурсов в сети было создание в 2002 г. нового раздела справочно-библиографического отдела на Web-сайте библиотеки. Раздел знакомит пользователей
с новинками справочных и энциклопедических изданий, поступающих в фонд отдела, с режимом и правилами работы СБО. Предоставляется возможность воспользоваться богатой коллекцией ссылок
на ресурсы сети Интернет, в т. ч. и на полнотекстовые библиотеки.

Для оказания помощи удаленным пользователям Научной библиотеки ПетрГУ, например, студентам-заочникам в оформлении библиографического аппарата курсовых и дипломных работ, сотрудниками нашего отдела Беляевой Р. М. и Николаевой А. А. было создано методическое пособие «Оформление справочно-библиографического аппарата курсовых и дипломных работ» и размещено на сайте библиотеки. Там же можно ознакомиться с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Характерной чертой нашего времени стало осознание значимости информационного обеспечения экологических проблем. Для сохранения здоровья людей и улучшения экологической обстановки необходимо предоставить населению сведения о возможных факторах риска, способах их оценки и прогнозирования, а также методах охраны окружающей среды. При этом интерес к экологическим проблемам, с точки зрения их дальнейшего решения, должен основываться на действительных фактических материалах и экологическая информация должна хранится в библиотеке в доступном для читателя виде.

Великий бельгийский драматург Морис Метерлинк сказал: «Мир не кончается у дверей дома».

Одна из задач библиотек России сегодня – консолидация усилий в формировании единого информационного пространства по экологии и создание эффективной сети обмена и распространения экологической информации.

С 2003 г. ГПНТБ России совместно с библиотеками и информационными центрами субъектов Российской Федерации осуществляет совместный проект создания сети экологических информационных центров по информационному обеспечению экологических проблем регионов.

НБ ПетрГУ приступила к работе над проектом по созданию комплексных электронно-информацион-ных ресурсов по экологии, способствующих улучшению эффективности и качества обслуживания ученых, специалистов, преподавателей и студентов вузов. Стоит вспомнить, что в 1999 году на web-сайте библиотеки ПетрГУ /psu/Structure/Library/home_a.htm была создана первая страница «Экологическое просвещение» /psu/Structure/Library/new/rus_ecol1.htm.

Информация на странице носила просветительский характер. Приводились сведения:

  • План выставок, проводимых библиотекой по экологии, экологический календарь.

  • Частично раскрывался фонд библиотеки по экологии (справочные и библиографические издания по экологии в фондах НБ ПетрГУ).

  • Была рекомендована методика поиска в каталогах НБ ПетрГУ информации экологической тематики.

Начиная с 2003 года, данный раздел был дополнен новыми ресурсами по экологии Республики Карелия. Новая версия сайта /activity/ecology.shtml была создана в 2004 г. для повышения уровня экологической культуры пользователей библиотеки и обеспечения доступа к региональным экологическим ресурсам в электронной среде.

Благодаря накопленному в НБ ПетрГУ опыту по работе с изданиями экологической тематики,
работа по договору была проведена в короткие сроки.

В библиографическую базу данных «Экология Карелии» вносились публикации последних лет (2000–2004 гг.). Часть информационного массива составили публикации за 1990-е годы. В базу включались также и наиболее значительные публикации более раннего периода (1980-е, 1970-е гг.). Публикации, представленные в базе данных, отражают достаточно широкий круг тем по изучению экологии
и проблемам охраны окружающей среды. Включены научные монографии, статьи из журналов и газет, материалы научных конференций, ориентированные на специалистов в области экологии, студентов
и преподавателей эколого-биологических факультетов и на тех пользователей, кто интересуется данной
тематикой.

Параллельно с созданием библиографической базы данных создавалась полнотекстовая база данных по периодике «Экология Карелии 2000–2004 гг.». Была проведена работа по составлению библиографического списка на полные тексты статей. Каждая библиографическая запись является ссылкой
на статью. Сделана выборка из информационно-правовой системы «Кодекс» (регионального представительства в Карелии) по экологическому законодательству региона, включающая семь тем:

        • Государственный экологический контроль и экспертиза.

        • Захоронение отходов и материалов.

        • Нормирование качества окружающей среды.

        • Особо охраняемые природные территории и объекты.

        • Охрана атмосферного воздуха.

        • Охрана и использование животного мира.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник нового века педагогика

    Список учебников
    ... на­значение каждого из них в современной социокультурнойситуации. 6. Что является результатом воспитания? ... образования; • сценирования складывающихся в обществе новыхсоциокультурныхситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения ...
  2. Учебник нового века педагогика

    Список учебников
    ... на­значение каждого из них в современной социокультурнойситуации. 6. Что является результатом воспитания? ... образования; • сценирования складывающихся в обществе новыхсоциокультурныхситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения ...
  3. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии I «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации

    Документ
    ... искать для себя какие-то новыесоциокультурные организованности. И тогда нередко их взгляды ... . Основные «напряжения» современной социокультурнойситуации и системное движение 1. Характеристика социокультурнойситуации будет по необходимости очень ...
  4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Документ
    ... предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурнуюситуацию в различных социальных “системах координат”: ... значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского ...
  5. Современная историческая наука новые подходы концепции методы феноменологическая концепция источниковедения в познавательном пространстве постпостмодерна

    Документ
    ... ответственность интеллектуальной элиты. В новойсоциокультурнойситуации на новом уровне необходимо осмыслить ба­зовые принципы ... в новойситуации исторически изменчивых гра­ниц субъектов истории, их локализация в социокультурном пространстве возможна ...

Другие похожие документы..