Главная > Документ


Глава 6. Заключительные положения

Статья 15.

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Республики Карелия от 24 января 1995 года № 31-ЗРК «О культуре» (Собрание законодательства Республики Карелия, 1995, № 2, ст. 294), за исключением статьи 44 указанного Закона;

2) Закон Республики Карелия от 14 июля 1997 года № 204-ЗРК «О библиотечном деле» (Собрание законодательства Республики Карелия, 1997, № 9, ст. 966), за исключением статьи 33 указанного Закона;

3) Закон Республики Карелия от 18 сентября 1999 года № 365-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия “О библиотечном деле”» (Собрание законодательства Республики Карелия, 1999, № 9, ст. 1184);

4) Закон Республики Карелия от 16 июля 2001 года № 517-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия “О библиотечном деле”» (Собрание законодательства Республики Карелия, 2001, № 7, ст. 908);

5) Закон Республики Карелия от 15 апреля 2002 года № 585-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия “О культуре”» (Собрание законодательства Республики Карелия, 2002, № 4, ст. 380), за исключением пункта 27 статьи 1 указанного Закона;

6) статью 6 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2002 года № 630-ЗРК «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Республики Карелия в связи с вступлением в силу главы 4 Конституции Республики Карелия» (Собрание законодательства Республики Карелия, 2002, № 11, ст. 1344);

7) Закон Республики Карелия от 27 декабря 2004 года № 837-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия “О культуре”» (Собрание законодательства Республики Карелия, 2004, № 12, ст. 1404).

Глава Республики Карелия С. Л. Катанандов

Российская Федерация

Республика Карелия

ЗАКОН

от 26 декабря 2005 г. № 937-ЗРК

«О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Карелия

О порядке решения вопросов местного значения городских, сельских

поселений в Республике Карелия в 2006 году и о приостановлении

действия отдельных положений Закона Республики Карелия

О межбюджетных отношениях в Республике Карелия”»

Принят Законодательным Собранием 22 декабря 2005 года

Статья 1.

Внести в часть 1 статьи 2 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 919-ЗРК «О порядке решения вопросов местного значения городских, сельских поселений в Республике Карелия в 2006 году и о приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Карелия “О межбюджетных отношениях в Республике Карелия”» (Карелия, 2005, 30 ноября) изменение, дополнив ее пунктом 12 следующего содержания:

«12) организация библиотечного обслуживания населения.».

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Карелия С. Л. Катанандов

Региональные библиотечные мероприятия

Программа
Международной научно-практической конференции
«Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» –
III конференции Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

29 сентября (четверг)

«Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества в Республике Карелия»

г. Петрозаводск

ул. Судостроительная, д. 30

Конференц-зал санатория «Белые ключи»

09.30–10.00

Регистрация участников конференции

10.00–10.10

Открытие конференции

И. Г. Иванова, заместитель министра культуры и по связям с общественностью Республики Карелия

10.10–10.40

Республика Карелия встречает гостей

Н. В. Иванова, директор МУ «ЦБС» г. Петрозаводска, член Совета БАРК

10.40–11.10

Современная культурная политика в Республике Карелия

В. И. Нилова, начальник управления культурной политики и архивного дела Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия

11.10–11.40

Библиотечное обслуживание детей и юношества в Республике Карелия: состояние, проблемы, перспективы

В. А. Сакина, директор Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия, член Совета БАРК

11.40–12.10

Взаимодействие библиотек Республики Карелия как стратегия развития

И. А. Добрынина, директор Национальной библиотеки Республики Карелия, Президент БАРК

Д. Б. Гурьев, ведущий программист ПетрГУ, вице-президент БАРК

13.00–13.20

Молодежь Карелии в начале XXI века

В. К. Русанова, старший преподаватель кафедры экономики и политологии КГПУ

13.20–13.40

Библиотечное обслуживание юношества и новые информационные технологии

Е. И. Догоняева, заведующая сектором Интернет-зала и электронных ресурсов Национальной библиотеки Республики Карелия

13.40–14.00

Ресурсы Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета
в обеспечении учебного процесса

А. А. Николаева, ведущий библиограф Научной библиотеки ПетрГУ, член Совета БАРК

15.00–15.20

Муниципальная библиотека в системе информационной поддержки образовательных программ школ

Н. В. Некрасова, главный библиотекарь отдела планирования и развития
МУ «ЦБС» г. Петрозаводска

15.20–15.40

Социальная роль школьной библиотеки

Е. П. Гришкалаускене, заведующая библиотекой Пряжинской средней школы им. М. В. Мелентьевой

15.40–16.00

Стратегия развития библиотечного обслуживания юных читателей в Прионежской ЦБС

М. И. Героева, главный библиотекарь Прионежской ЦРБ

16.00–16.20

Академия семейного чтения как одно из направлений работы библиотеки с детьми

Л. В. Бруснина, заведующая сектором семейного чтения Центральной городской детской библиотеки г. Кондопога

16.20–16.40

Системность работы с молодежью в библиотеках Беломорской ЦБС

Н. В. Щурихина, заведующая отделом информационных технологий Беломорской Центральной районной библиотеки, член Совета БАРК

16.40–17.00

Проект Концепции библиотечного обслуживания детей и юношества в Республике Карелия

С. В. Золотова, заместитель директора Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия

30 сентября (пятница)

09.00–10.00

Собрание членов БАРК

«Выбор стратегии библиотечного обслуживания детей и юношества:
опыт регионов России»

10.00–10.20

Состояние и перспективы развития библиотечного обслуживания юношества в Российской Федерации

Ю. В. Овчинникова, заместитель директора по научно-методической работе РГЮБ

10.20–10.40

Видеть перспективу! Опыт устойчивого развития региональной библиотечной поли-тики Липецкой области

Л. А. Боева, заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки

10.40–11.00

Достижения и проблемы социального партнерства в библиотечном обслуживании детей Подмосковья

С. И. Полежаева, заместитель директора Московской областной государственной детской библиотеки

11.00–11.20

Деятельность Фонда «Пушкинская библиотека» по повышению престижа чтения
в обществе

А. С. Дашкевич, начальник отдела по работе с библиотеками НФ «Пушкинская библиотека»

11.20–11.40

Областные программы читательского развития: творческое сотрудничество читателя и библиотекаря

Л. В. Краснова, директор Челябинской областной детской библиотеки
им. В. Маяковского

11.40–12.00

«И дольше века длится День…»

Л. В. Тарарова, главный библиотекарь по координации библиотечных проектов и программ МУК «Библиотечный центр для детей и юношества “Читай-город”» (г. Великий Новгород)

12.30–12.50

Детская библиотека в контексте социального партнерства в интересах детей

Т. Н. Садовникова, заведующая отделом обслуживания читателей «Детство» Белгородской государственной детской библиотеки им. А. А. Лиханова
(г. Белгород)

12.50–13.10

Приключения и ориентирование

Р. Пилппула, директор библиотеки г. Йоэнссу (Финляндия)

13.10–13.30

Мультимедиауслуги как новая стратегия библиотечного обслуживания

О. Н. Самохина, заведующая отделом медиатеки РГЮБ

15.00–15.20

Детско-юношеская библиотека Республики Карелия сегодня: презентация электронного диска

А. А. Роганина, заведующая научно-методическим отделом Детско-юношес-кой библиотеки Республики Карелия

15.20–16.30

Открытый микрофон, подведение итогов, принятие итогового документа

В. А. Сакина, директор Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия, член Совета БАРК

МАТЕРИАЛЫ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Сакина Валерия Алексеевна,

директор Детско-юношеской библиотеки
Республики Карелия, член Совета БАРК

Библиотечное обслуживание детей и юношества

в Республике Карелия: состояние, проблемы, перспективы

Библиотечное дело Карелии – наиболее обширная развивающаяся сфера культуры республики.

На 01.01.2005 г. библиотечным обслуживанием в Республике Карелия занимаются 276 библиотек республиканского и муниципального уровней, в том числе 32 детские библиотеки и одна Детско-юношеская библиотека РК. Помимо этого в Республике – 306 учебных библиотек (библиотеки общеобразовательных школ, школ-интернатов, профессиональных образовательных учреждений, ссузов и вузов). Таким образом, библиотечным обслуживанием детей и юношества в республике занимаются
582 библиотеки независимо от их организационно-правовой формы.

Всего в Республике Карелия

582 библиотеки,

обслуживающие детей и юношество

32 детские

В каких городах и районах Республики Карелия функционируют муниципальные детские библиотеки: Петрозаводск – 4, Костомукша – 1, Сортавала – 3, Кемский район – 2, Кондопожский район – 1, Питкярантский район – 1, Сегежский район – 2, Калевальский район – 1, Лахденпохский район – 1, Лоухский район – 3, Медвежьегорский район – 5, Муезерский район – 2, Олонецкий район – 1, Прионежский район – 1, Пряжинский район – 1, Пудожский район – 3.

Из 32 детских библиотек 16 имеют статус центральных, выполняющих функции методических центров по проблемам библиотечного обслуживания детей и юношества: это библиотеки в Петрозаводске, Костомукше, Сортавале, Кеми, Кондопоге, Питкяранте, Сегеже, Калевале, Лахденпохье, Лоухах, Медвежьегорске, Олонце, Пряже, Пудоже, в Муезерском и Прионежском районах. В сельской местности находится 8 библиотек (Кемский район – 1, Лоухский район – 1, Медвежьегорский район – 2, Пудожский район – 2, Муезерский район – 1, Прионежский район – 1).

В Карелии развита сеть библиотек разной организационно-правовой формы, которые занимаются библиотечным обслуживанием социально незащищенных слоев общества – детей и юношества.

Одна из важнейших проблем обслуживания детей и юношества в библиотеках нашей республики – недостаточное взаимодействие и сотрудничество библиотек, что послужило объективной причиной
начать процесс разработки стратегии библиотечного обслуживания детей и юношества в Карелии.

Понимая под стратегией долгосрочное планирование поставленных целей, я раскрою основные
составляющие этого детального комплексного плана:

– пользователь;

– услуга (фонды, доступ к фондам, информатизация);

– управление (кооперация, социальное партнерство, моделирование, кадры, финансирование).

Стратегия «Пользователь»

В центре всех концептуальных основ деятельности библиотек находится пользователь.

Нельзя не согласиться с высказыванием Мэри Сомервилл, Президента Ассоциации библиотечного обслуживания США 1996–97 гг., что «каждый пользователь библиотеки начинается с ребенка». По состоянию на начало текущего года в Республике Карелия количество детского населения от 0–14 лет составляет более 37 тысяч, от 15–25 – почти 145 тысяч человек. Таким образом, дети и юношество в Карелии составляют одну четвертую часть от общего числа жителей.

В прошлом году в библиотеках нашей республики было зарегистрировано свыше 375 тысяч пользователей, относящихся к категории детей и юношества. Республиканские и муниципальные библиотеки обслужили 180,7 тыс. читателей, школьные библиотеки – 81,3 тыс. читателей, библиотеки вузов – 22 тыс. читателей, библиотеки ссузов – 81,2 тыс. читателей, библиотеки ПУ – 9,9 тыс. читателей. Данная статистика свидетельствует о большой читательской активности среди подрастающего населения
и социальной востребованности на библиотечно-информационные и культурно-досуговые услуги детьми и юношеством (каждый житель Республики Карелия в возрасте до 24 лет является в среднем пользователем двух библиотек одновременно).

Интересно, что количество детей и юношества, пользующихся услугами, к примеру, только республиканских и муниципальных библиотек, примерно равно. Это подтверждает следующая статистика:
читателей-детей до 14 лет – 99,4 тыс. человек, от 15 до 24 лет – 81,3 тыс. человек.

Если провести параллель с ДЮБ РК и сравнить соотношение этих же категорий пользователей,
то мы увидим аналогичную картину. Для нашей библиотеки это свидетельство того, что в условиях объединения двух библиотек, нам удалось достичь «золотой середины» в обслуживании и детей, и юношества.

Известен тот факт, что демографическая ситуация в течение ближайшего десятилетия в Российской Федерации и Республике Карелия будет переживать свой кризис: продолжает иметь место старение общества, низкая рождаемость, сокращение числа студентов вузов и ссузов, а значит, логично предположить, что потенциальных пользователей у библиотек должно становиться меньше. Влияет ли демографическая ситуация в РК на количество пользователей библиотек, обслуживающих детей и юношество?

Парадоксально, но, при «глобальном поседении» человечества (выражаясь американской терминологией) в библиотеках появилась новая категория читателей «от 0 до…», это подтверждает мировую тенденцию к резкому омоложению пользователей, за счет которых увеличивается процент читателей
в возрасте до 24 лет. По статистике в нашей республике юные пользователи (дети, юношество) составляют 52 % от общего количества пользователей библиотек РК.

В настоящее время стратегия библиотек РК, обслуживающих детей и юношество, направлена
на 100-процентный (максимальный) охват детского и юношеского населения, независимо от ухудшения демографической ситуации. Следует отметить, что направление этой стратегии действует ныне, в первую очередь, в библиотеках небольших поселений. Примеры работы этой стратегии нашли подтверждение в ЦБС г. Медвежьегорска, где из 2 796 зарегистрированных детей в возрасте до 14 лет, пользователями трех библиотек являются – 2 722.

Проиллюстрируем востребованность библиотек детьми и юношеством и на примере посещаемости. В учебных библиотеках вузов и ссузов Республики Карелия (в первую очередь, в НБ ПетрГУ) средняя посещаемость составляет 13,7, что намного превышает среднюю посещаемость по республике (8,5).

Среди более 2,5 млн посещений во всех библиотеках республиканского и муниципального уровней посещение только детей достигает более полумиллиона, что составляет около 20 % от общего числа посещений. Причем, из них на массовых мероприятиях в детских библиотеках побывало около 60 тыс. чел. Это подтверждает тот факт, что библиотеки, обслуживающие детей и юношество, в настоящее время являются широко востребованными. Примерами того, что библиотеки стали своего рода центрами общественной жизни, обслуживающими все население в целом, могут послужить Коткозерская
и Пряжинская школьные библиотеки.

В связи с наблюдающимся снижением престижа чтения в структуре интересов современных детей
и юношества, мы приветствуем государственную и общественную инициативу в поддержку чтения в нашей стране. Бесспорно, что чтение и библиотека – это важнейшие факторы развития и социализации детей и юношества.

Что касается Детско-юношеской библиотеки, то неслучайно год назад в ее структуре появился Центр чтения, за время существования которого активизировался процесс координации с муниципальными библиотеками города Петрозаводска. Уже совместно реализованы проекты в рамках Недели детской и юношеской книги, Летних чтений.

Все это убедило нас в необходимости разработки в самое ближайшее время республиканской программы «Чтение», особенностью этой Программы станет ее межведомственный характер. Цели ее – объединение сил всех учреждений, занимающихся чтением – образования, культуры, дополнительного образования, СМИ; консолидация усилий библиотекарей, педагогов, родителей, книгоиздателей в области поддержки чтения; создание (выпуск) издательского плана литературы, необходимой для обязательного прочтения детьми; разработка и координация системы поддержки чтения у детей, начиная
с рождения.

Стратегия «Услуга»

Предоставление услуг находится в зависимости от востребованности их пользователями, поэтому между составляющими стратегии «Пользователь» и «Услуга» существует тесная взаимосвязь.

Отмечу только тот факт, что услуги, предоставляемые детям и юношеству, коренным образом
не отличаются от услуг, предоставляемых взрослому населению, но имеют свою специфику, об этом очень наглядно изложено в Рекомендациях проектов мирового значения – Пулман, Калимера.

Проанализировав классификацию услуг, которые предоставляют наши библиотеки юным пользователям, мы пришли к некоторым выводам:

  1. Номенклатура услуг для детей и юношества в библиотеках РК зависит от статуса библиотек различных типов. Если брать муниципальный уровень, то услуги библиотек муниципальных образований, т. е. библиотек сельского, городского поселений, библиотек муниципального района, городского округа отличаются от библиотек, имеющих республиканский статус. Понятно, что
    в крупной ДЮБ РК возможности внедрения инновационных услуг значительно больше, чем
    в маленькой сельской.

  2. Полнота реестра услуг, предоставляемых пользователям библиотеками РК, обслуживающими детей и юношество, в целом достаточно широка. Но практически все муниципальные библиотеки опираются преимущественно на документационные и коммуникативные (культурно-досуговые) услуги, компенсируя тем самым отсутствие условий, необходимых для внедрения новых, современных услуг – офисных и сервисных.

  3. Информационные услуги в помощь образовательному процессу предоставляют в основном НБ РК и библиотеки учебных заведений (высших и средних).

  4. Внедрение платных услуг связано с рядом проблем, в первую очередь, с отсутствием копировально-множительной техники, которой практически нет во всех детских библиотеках, с отсутствием средств на ремонт.

  5. Расширение спектра услуг ведет к увеличению статистических показателей библиотеки.

  6. Внедрение новых и модернизация существующих видов библиотечных услуг, кроме всего,
    активно способствует формированию положительного имиджа библиотек.

  7. Успех распространения новых услуг зависит от готовности кадрового потенциала библиотек,
    обслуживающих детей и юношество.

  8. Качество библиотечных услуг с точки зрения пользователей, особенно юных, ассоциируется
    и с комфортными условиями библиотеки: дизайнерское оформление помещения библиотеки
    с учетом психологических, возрастных особенностей, адаптированная для детей мебель, путеводители по библиотеке, создание особой информационной среды, способной заинтересовать пользователя и др.

Внедрение и расширение спектра услуг зависит от состояния фондов, системы доступа к ним и новых информационных технологий.

Стратегия «Услуга» включает в себя 3 компонента: фонды, доступ к фондам, информатизация.

Подстратегия «Фонды»

Разрабатывая фондовую стратегию, мы внимательно изучили общее положение в библиотеках РК, обслуживающих детей и юношество. Вырисовывается следующая картина:

1. Недостаточное комплектование, связанное с нестабильным финансированием.

2. Небольшой репертуар периодических изданий.

3. Небольшой процент от общего количества документов на электронных носителях.

4. Морально устаревший фонд.

5. Дублетность.

6. Не отвечающие требованиям условия для хранения.

Понятно, что представленная картина может варьироваться в зависимости от организационно-правовой формы библиотеки. Лучшие собрания литературы для детей представлены в ДЮБ РК, для юношества – в НБ РК, НБ ПетрГУ, ДЮБ РК.

До прошлого года, когда муниципальные библиотеки комплектовались в рамках Республиканской программы «Комплектование», положение было удовлетворительным.

Для детских библиотек в 2004 году Детско-юношеской библиотекой РК было приобретено –
5 067 экз. документов на сумму 234 634 рубля (в среднем 240 экз. на каждый район). Высокая средняя стоимость книги сказывается на уменьшении количества приобретаемых изданий. Большинство библиотек попали в зону так называемой «информационной изоляции». К примеру, приток новых поступлений
в детских библиотеках РК в среднем едва достигает 2 % от общего объема фондов, а в сельских библиотеках – еще меньше. Например, в Калевальской центральной районной детской библиотеке, где на конец 2004 года числилось 672 юных читателя, в течение года поступило всего 188 экз.; в Пряжинском районе 1 300 читателей получили 364 экз.; для 1 200 читателей Муезерского района фонд пополнился 384 экземплярами. Проблема комплектования не менее остро стоит в школьных библиотеках.

Во всем мире информационные ресурсы библиотек приобрели значение стратегических. Фонды – это стратегический ресурс, составляющий информационный потенциал общества. Сейчас идет пересмотр основ формирования фондов с учетом возрастания роли электронных документов, полнотекстовых ресурсов, мультимедийных средств.

Нашу стратегию можно представить в форме таблицы:

Таблица 1

Способ

Результат

1. Распределенное комплектование (сфокусированное)

Экономия средств и площадей для хранения.

Устранение дублирования в комплектовании.

Рациональное и активное использование фонда.

Достижение максимальной полноты общего фонда библиотек РК.

Увеличение количественных показателей деятельности библиотек.

2. Обменно-резервный фонд

Ликвидация дублетных и непрофильных экземпляров.

Экономия площадей.

Прибыль от продажи дублетов.

3. Приобретение цифровых документов

Увеличение объема фонда.

Экономия места.

Возможность большого количества людей одновременно обращаться
к фондам в той форме, которая их устроит.

Одновременное пользование документом множеством пользователей.

Обеспечение документного фонда.

4. Мониторинг потребностей пользователей

Более эффективное расходование средств на комплектование.

Привлечение большего количества читателей.

Стратегия «Фонды» включает в себя и такое понятие как обеспечение доступа к ним.

Подстратегия «Доступ к фондам»

В чем суть стратегии доступа сегодня? Наша стратегия направлена на систему создания облегченного доступа пользователей к фондам. Что мы можем предложить своим читателям в этом направлении?

Таблица 2

Открытый доступ

Активное использование фонда.

Доступ к фондам в онлайновом режиме (через ЭК и полнотекстовые БД)

Активное использование фонда одновременно большим количеством
людей.

Появление новых форм обслуживания (выездной читальный зал)

Рост статистических показателей.

МБА, ДД – разработка новых моделей удаленной доставки документов

Свободный доступ к информации всех категорий пользователей, независимо от возрастной, территориальной, национальной принадлежности.

Сокращение временных затрат на доведение до пользователей запрошенной информации.

Экономия финансовых средств. Разделение обязанностей среди библиотек-партнеров.

Оперативная доставка документов, электронных копий из фондов других библиотек.

Увеличение количества выдачи документов.

Обеспечение сохранности фонда.

Передвижные библиотеки (библиобусы)

Обслуживание населения удаленных территорий.

Увеличение статистических показателей.

Обеспечение графика работы учреждения, отвечающего потребностям семейного пользования

Создание положительного имиджа библиотеки как надежной информационной среды.

Увеличение количественных показателей.

Организация библиотечного обслуживания детей, находящихся в летних оздоровительных лагерях, больницах, детских садах и т. д.

Больший охват детского населения.

Увеличение количественных показателей библиотеки: пользователей,
посещений, выдачи документов.

Подстратегия «Информатизация»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник нового века педагогика

    Список учебников
    ... на­значение каждого из них в современной социокультурнойситуации. 6. Что является результатом воспитания? ... образования; • сценирования складывающихся в обществе новыхсоциокультурныхситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения ...
  2. Учебник нового века педагогика

    Список учебников
    ... на­значение каждого из них в современной социокультурнойситуации. 6. Что является результатом воспитания? ... образования; • сценирования складывающихся в обществе новыхсоциокультурныхситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения ...
  3. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии I «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации

    Документ
    ... искать для себя какие-то новыесоциокультурные организованности. И тогда нередко их взгляды ... . Основные «напряжения» современной социокультурнойситуации и системное движение 1. Характеристика социокультурнойситуации будет по необходимости очень ...
  4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Документ
    ... предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурнуюситуацию в различных социальных “системах координат”: ... значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского ...
  5. Современная историческая наука новые подходы концепции методы феноменологическая концепция источниковедения в познавательном пространстве постпостмодерна

    Документ
    ... ответственность интеллектуальной элиты. В новойсоциокультурнойситуации на новом уровне необходимо осмыслить ба­зовые принципы ... в новойситуации исторически изменчивых гра­ниц субъектов истории, их локализация в социокультурном пространстве возможна ...

Другие похожие документы..