Главная > Документ
Александр Исаевич Солженицын. Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть I
---------------------------------------------------------------
Воспроизведено с издания:
А. И. Солженицын. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ (1795 - 1995). Часть I.
";Исследования новейшей русской истории - 7";. М.: ";Русский путь";, 2001
г.
OCR: Борис Чимит-Доржиев, bch@, /
---------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ:
ВХОД В ТЕМУ.
КРУГ РАССМОТРЕНИЯ.
ЧАСТЬ I - В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ:
ГЛАВА 1 - ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК
ГЛАВА 2 - ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I
ГЛАВА 3 - ПРИ НИКОЛАЕ I
ГЛАВА 4 - В ЭПОХУ РЕФОРМ
ГЛАВА 5 - ПОСЛЕ УБИЙСТВА АЛЕКСАНДРА II
ГЛАВА 6 - В РОССИЙСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ
ГЛАВА 7 - РОЖДЕНИЕ СИОНИЗМА
ГЛАВА 8 - НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
ГЛАВА 9 - В РЕВОЛЮЦИЮ 1905 ГОДА
ГЛАВА 10 - В ДУМСКОЕ ВРЕМЯ
ГЛАВА 11 - ЕВРЕЙСКОЕ И РУССКОЕ ОСОЗНАНИЕ ПЕРЕД МИРОВОЙ ВОЙНОЙ
ГЛАВА 12 - В ВОЙНУ 1914-1916 ГОДОВ
ВХОД В ТЕМУ
Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз
соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений. Они то и дело
клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накаленные
страсти.
Я не терял надежды, что найдется прежде меня автор, кто объемно и
равновесно, обоесторонне осветит нам этот каленый клин. Но чаще встречаем
укоры односторонние: либо о вине русских перед евреями, даже об извечной
испорченности русского народа, -- этого с избытком. Либо, с другой стороны:
кто из русских об этой взаимной проблеме писал -- то большей частью
запальчиво, переклонно, не желая и видеть, что бы зачесть другой стороне в
заслугу.
Не скажешь, что не хватает публицистов, -- особенно у российских евреев
их намного, намного больше, чем у русских. Однако при всем блистательном
наборе умов и перьев -- до сих пор не появился такой показ или освещение
взаимной нашей истории, который встретил бы понимание с обеих сторон.
Но надо научиться не натягивать до звона напряженных нитей
переплетения.
Рад бы я был не пытать своих сил еще на такой остроте. Но я верю, что
эта история -- попытка вникнуть в нее -- не должна оставаться ";запрещенной";.
История ";еврейского вопроса"; в России (и только ли в России?) в первую
очередь богата. Писать о ней -- значит услышать самому новые голоса и
донести их до читателя. (В этой книге еврейские голоса прозвучат много
обильнее, нежели русские.)
Но, по порывам общественного воздуха, -- получается чаще: как идти по
лезвию ножа. С двух сторон ощущаешь на себе возможные, невозможные и еще
нарастающие упреки и обвинения.
Чувство же, которое ведет меня сквозь книгу о 200-летней совместной
жизни русского и еврейского народов, -- это поиск всех точек единого
понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого.
Как и все другие народы, как и все мы, -- еврейский народ и активный
субъект истории и страдательный объект ее, а нередко выполнял, даже и
неосознанно, крупные задачи, навязанные Историей. ";Еврейский вопрос";
трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и
самообманно. А ведь события, происходившие с любым народом в ходе Истории,
-- далеко не всегда определялись им одним, но и народами окружающими.
Слишком повышенная горячность сторон -- унизительна для обеих. Однако
не может существовать земного вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению
людьми. Увы, накоплялись в народной памяти взаимные обиды. Однако если
замалчивать происшедшее -- то когда излечим память? Пока народное мнение не
найдет себе ясного пера -- оно бывает гул неразборчивый, и хуже угрозно.
От минувших двух столетий уже не отвернуться наглухо. И -- планета же
стала мала, и в любом разделении -- мы опять соседи.
Я долго откладывал эту книгу и рад бы не брать на себя тяжесть ее
писать, но сроки моей жизни на исчерпе, и приходится взяться.
Никогда я не признавал ни за кем права на сокрытие того, что было. Не
могу звать и к такому согласию, которое основывалось бы на неправедном
освещении прошлого. Я призываю обе стороны -- и русскую, и еврейскую -- к
терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха, -- а так легко от
него отвернуться: да это же не мы...
Искренно стараюсь понять обе стороны. Для этого -- погружаюсь в
события, а не в полемику. Стремлюсь показать. Вступаю в споры лишь в тех
неотклонимых случаях, где справедливость покрыта наслоениями неправды. Смею
ожидать, что книга не будет встречена гневом крайних и непримиримых, а
наоборот, сослужит взаимному согласию. Я надеюсь найти доброжелательных
собеседников и в евреях, и в русских.
Автор понимает свою конечную задачу так: посильно разглядеть для
будущего взаимодоступные и добрые пути русско-еврейских отношений.
1995
Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и
поиска доброжелательных решений на будущее. Но надо и не упускать из виду:
за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что
исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими
нынешними российскими.
2000
КРУГ РАССМОТРЕНИЯ
Какие могут быть границы у этой книги?
Я отдаю себе отчет во всей сложности и огромности предмета. Понимаю,
что у него есть и метафизическая сторона. Говорят даже, еврейскую проблему
можно понять только и исключительно в религиозном и мистическом плане.
Наличие такого плана я, несомненно, признаю, но, хотя о том написаны уже
многие книги, -- думаю, он скрыт от людей и принципиально недоступен даже
знатокам.
Однако и все основные судьбы человеческой истории, конечно, имеют
мистические связи и влияния -- но это не мешает нам рассматривать их в плане
историко-бытийном. И вряд ли верховое освещение всегда обязательно для
рассмотрения осязаемых, близких к нам явлений. В пределах нашего земного
существования мы можем судить и о русских, и о евреях -- земными мерками. А
небесные оставим Богу.
Я хочу осветить вопрос -- в исторических, политических, бытовых и
культурных отношениях только, -- и почти только в пределах совместной
двухвековой жизни русских и евреев в одном государстве. Я и думать не смею
касаться четырех-трехтысячелетней глубины еврейской истории, уже внушительно
наслоенной в стольких книгах и в бережных энциклопедиях. Не берусь я
рассматривать историю евреев и в самых близких к нам странах -- Польше,
Германии, Австро-Венгрии. Я сосредоточиваюсь на русско-еврейских отношениях,
притом с перевесом на XX век, знаменательный и катастрофичный в жизни обоих
наших народов. На трудном взаимном опыте нашего сосуществования, и с
попыткой рассеять непонимание ошибочное и обвинения ложные, а напомнить и об
обвинениях справедливых. Книги, напечатанные в первые десятилетия этого
века, уже и сильно не поспели в охвате этого опыта.
Конечно, современный автор не может при том упустить из виду уже
полувековое существование государства Израиль и огромное влияние его на
еврейскую, и не только еврейскую, жизнь во всем мире. Не может, хотя бы для
объемности собственного понимания, не попытаться для себя самого сколько-то
вникнуть и во внутреннюю жизнь Израиля и духовные направления в нем, -- а
тогда невольно, боковыми отблесками, это может отразиться и в книге. Было бы
непомерной претензией со стороны автора включать сюда основательное
рассмотрение принципиальных вопросов сионизма и жизни Израиля. Однако я
большое внимание придаю публикациям современных культурных российских
евреев, проживших десятилетия в СССР, затем переехавших в Израиль и, таким
образом, имевших случай переобмыслить на своем опыте многие еврейские
проблемы.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
Глава 1 -- ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК.
В этой книге не рассматривается пребывание евреев в России прежде 1772
года. Мы ограничимся здесь лишь несколькими страницами напоминания о более
древнем периоде.
Первым русско-еврейским пересечением можно было бы счесть войны
Киевской Руси с хазарами -- но это не вполне точно, ибо хазары имели только
верхушку из иудейского племени, а сами были тюрки, принявшие иудейское
вероисповедание.
Если следовать изложению солидного еврейского автора уже середины
нашего века Ю. Д. Бруцкуса, какая-то часть евреев из Персии через
Дербентский проход переместилась на нижнюю Волгу, где с 724 после Р. Х.
выросла Итиль -- столица хазарского каганата1. Племенные вожди тюрко-хазаров
(еще тогда идолопоклонников2) не желали мусульманства, чтобы не подчиняться
багдадскому халифу, ни христианства -- чтоб избежать опеки и византийского
императора; и оттого около 732 племя перешло в иудейскую религию. -- Само
собой была еврейская колония и в Боспорском царстве (Крым, Таманский
полуостров), куда император Адриан переселил еврейских пленников в 137,
после подавления Бар-Кохбы. Впоследствии еврейское население в Крыму
устойчиво держалось и под готами, и под гуннами, и особенно Кафа (Керчь)
сохранялась еврейской. -- В 933 князь Игорь брал, на время, Керчь, Святослав
же Игоревич отвоевал от хазаров Придонье. В 969 руссы уже владели всем
Поволжьем, с Итилем, и русские корабли появлялись у Семендера (дербентское
побережье). -- Остатки хазаров -- это кумыки на Кавказе, а в Крыму они
вместе с половцами составили крымо-татар. (Караимы и евреи-крымчаки, однако,
не перешли в магометанство.) -- Добил хазаров Тамерлан.
Впрочем, ряд исследователей полагает (точных доказательств нет), что в
каком-то объеме евреи переместились в западном и северо-западном направлении
через южнорусское пространство. Так, востоковед и семитолог Аврахам Гаркави
пишет, что еврейская община в будущей России ";была образована евреями,
переселившимися с берегов Черного моря и с Кавказа, где жили их предки после
ассирийского и вавилонского пленений";3. К этому взгляду близок и Ю. Д.
Бруцкус. (Есть мнение и: что это -- остатки тех ";пропавших"; десяти колен
Израиля.) Такое движение, может быть, доканчивалось еще и после падения
Тмутаракани (1097) от половцев. -- По мнению Гаркави, разговорным языком
этих евреев, по крайней мере с IX века, был славянский, и только в XVII
веке, когда украинские евреи бежали от погромов Хмельницкого в Польшу,
языком их стал идиш, каким говорили евреи в Польше.
Разными путями евреи попадали и в Киев и оседали там. Уже при Игоре
нижняя часть города называлась Козары; сюда Игорь добавил в 933 пленных
евреев из Керчи. Потом прибывали пленные евреи в 965 из Крыма, в 969 --
козары из Итиля и Семендера, в 989 -- из Корсуни (Херсонеса), в 1017 из
Тмутаракани. Появлялись в Киеве и западные евреи: в связи с караванной
торговлей Запад -- Восток, а может быть, с конца XI в., и от преследований в
Европе при первом крестовом походе4.
Также и более поздние исследователи подтверждают хазарское
происхождение ";иудейского элемента"; в Киеве XI в. Даже ранее: на рубеже IX-Х
вв. в Киеве отмечено наличие ";хазарской администрации и хазарского
гарнизона";. А уж ";в первой половине XI в. еврейский и хазарский элемент в
Киеве... играл значительную роль";5. Киев IX-Х веков был многонационален и
этнически терпим.
Таким образом, в конце X века, к моменту выбора Владимиром новой веры
для руссов -- не было недостатка евреев в Киеве, и нашлись из них ученые
мужи, предлагавшие иудейскую веру. Но выбор произошел иначе, чем в Хазарии
за 250 лет до того. Карамзин перелагает так: ";Выслушав иудеев, [Владимир]
спросил: где их отечество? -- ";В Иерусалиме";, -- ответствовали проповедники,
-- ";но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым";. -- ";И вы,
наказываемые Богом, дерзаете учить других?"; -- сказал Владимир. -- ";Мы не
хотим, подобно вам, лишиться своего отечества";";6. -- После крещения Руси,
добавляет Бруцкус, приняла христианство и часть козарских евреев в Киеве; и
даже: из них? -- был затем, в Новгороде, один из первых на Руси христианский
епископ и духовный писатель -- Лука Жидята7.
Сосуществование христианской и иудейской религии в Киеве не могло не
привести ученых мужей к напряженному сопоставлению их. В частности, это
родило знаменательное в русской литературе ";Слово о Законе и Благодати";
(сред. XI в.): утверждение христианского самосознания у русских на века
вперед. ";Полемика здесь так свежа и жива, как она представляется в посланиях
апостольских";8. Ведь это был всего лишь первый век христианства на Руси.
Тогдашних русских неофитов иудеи остро интересовали именно по размышлениям
религиозным -- а в Киеве как раз и были возможности контактов. Этот интерес
был выше, чем при новом потом соседстве с XVIII века.
Затем больше столетия евреи интенсивно участвовали в обширной торговой
деятельности Киева. ";В новых городских стенах (закончены в 1037) имелись
Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал";9. Евреи Киева не
встречали ограничений или враждебности от князей и даже имели
покровительство их, особенно Святополка Изяславича, так как торговля и
предпринимательство евреев были выгодны для казны.
В 1113, когда, после смерти Святополка, Владимир (будущий Мономах) все
еще, из совести, колебался занять киевский престол ранее Святославичей, --
";мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского... и всех Жидов,
бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого
Святополка... Причиною Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев:
вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников
неумеренными ростами";10. (Есть указания, например в ";Уставе"; Мономаха, что
киевские ростовщики брали до 50% годовых.) При том Карамзин ссылается и на
летописи, и на добавление В. Н. Татищева. У Татищева же находим: ";Потом
Жидов многих побили и домы их разграбили за то, что сии многий обиды и в
торгах христианом вред чинили. Множество же их, собрався к их Синагоге,
огородись, оборонялись, елико могли, прося времяни до прихода Владимирова";.
А после его прихода киевляне ";просили его всенародно о управе на Жидов, что
отняли все промыслы Христианом и при Святополке имели великую свободу и
власть... Они же многих прельстили в их закон";11.
По мнению М. Н. Покровского, киевский погром 1113 носил социальный, а
не национальный характер. (Правда, приверженность к социальным толкованиям
этого ";классового"; историка хорошо известна.)
Владимир, заняв киевский престол, так отвечал жалобщикам: ";Понеже их
[Жидов] всюду в разных княжениях вошло и населилось много и мне не пристойно
без совета князей, паче же и противо правости... на убивство и грабление их
позволить, где могут многие невинные погинуть. Для того немедленно созову
князей на совет";12. На совете принят был закон об ограничении ростов,
который Владимир включил в Устав Ярославов. А Карамзин, следуя Татищеву,
сообщает, что по решению совета Владимир ";выслал всех Жидов; что с того
времени не было их в нашем отечестве";. Но тут же оговаривается: ";В летописях
напротив того сказано, что в 1124 году [в большой пожар] погорели Жиды в
Киеве: следственно их не выгнали";13. (Бруцкус поясняет, что это был ";в
лучшей части города целый квартал... у Жидовских ворот рядом с Золотыми
Воротами";14.)
По крайней мере один еврей был в доверии у Андрея Боголюбского во
Владимире. ";В числе приближенных к Андрею находился также какой-то Ефрем
Моизич, которого отчество -- Моизич, или Моисеевич, указывает на жидовское
происхождение";, и он, по словам летописца, был среди зачинщиков заговора,
которым был убит Андрей15. Но есть и такая запись, что при Андрее
Боголюбcком ";приходили из Волжских областей много Болгар и Жидов и принимали
крещение";, а после убийства Андрея сын его Георгий сбежал в Дагестан к
еврейскому князю16.
Вообще же по периоду Суздальской Руси сведения о евреях скудны, как,
очевидно, и их численность там.
Еврейская энциклопедия отмечает, что в русском былевом эпосе
";";Иудейский Царь"; является... излюбленным общим термином для выражения врага
христианской веры";, как и Богатырь-Жидовин в былинах об Илье и Добрыне17.
Здесь могут быть и остатки воспоминании о борьбе с Хазарией. И тут же
проступает религиозная основа той враждебности и отгораживания, с какою
евреев не допускали в Московскую Русь.
С нашествия татар прекратилась оживленная торговая деятельность в
Киевской Руси, и многие евреи, видимо, ушли в Польшу. (Впрочем, еврейские
поселения на Волыни и в Галиции сохранились, мало пострадав от татарского
нашествия.) Энциклопедия сообщает: ";Во время нашествия татар (1239),
разрушивших Киев, пострадали также евреи, но во второй половине 13 в. они
приглашались великими князьями селиться в Киеве, находившемся под верховным
владычеством татар. Пользуясь вольностями, предоставленными евреям и в
других татарских владениях, киевские евреи вызвали этим ненависть к себе со
стороны мещан";18. Подобное происходило не только в Киеве, но и в городах
Северной России, куда при татарском господстве открылся ";путь многим купцам
Бесерменским, Харазским или Хивинским, издревле опытным в торговле и
хитростях корыстолюбия: сии люди откупали у Татар дань наших Княжений, брали
неумеренные росты с бедных людей, и в случае неплатежа объявляя должников
своими рабами, отводили их в неволю. Жители Владимира, Суздаля, Ростова
вышли наконец из терпения и единодушно восстали, при звуке Вечевых
колоколов, на сих злых лихоимцев: некоторых убили, а прочих выгнали";19. В
наказание восставшим грозил приход карательной армии от хана,
предотвращенный посредничеством Александра Невского. -- ";В документах 15 в.
упоминаются киевские евреи -- сборщики податей, владевшие значительным
имуществом";20.
";Движение евреев из Польши на Восток";, в том числе и в Белоруссию,
";замечается и в 15 в.: встречаются откупщики таможенных и других сборов в
Минске, Полоцке";, Смоленске, но еще не создается там их оседлая общинная
жизнь. А после короткого изгнания евреев из Литвы (1495) ";движение на Восток
возобновилось с особой энергией в начале 16 в.";21.
Проникновение же евреев в Московскую Русь было самым незначительным,
хотя приезду извне ";влиятельных евреев в Москву не чинили тогда
препятствий";22. Но в конце XV в. у самого центра духовной и административной
власти на Руси происходят как будто и негромкие события, однако могшие
повлечь за собой грозные волнения или глубокие последствия в духовной
области. Это так называемая ";ересь жидовствующих";. По выражению противоборца
ей Иосифа Волоцкого: ";Благочестивая земля Русская не видала подобного
соблазна от века Ольгина и Владимирова";23.
Началось это, по Карамзину, так: приехавший в 1470 в Новгород из Киева
еврей Схариа ";умел обольстить там двух Священников, Дионисия и Алексия;
уверил их, что закон Моисеев есть единый Божественный; что История Спасителя
выдумана; что Христос еще не родился; что не должно поклоняться иконам, и
проч. Завелась Жидовская ересь";24. С. Соловьев добавляет, что Схариа достиг
этого ";с помощью пятерых сообщников, также Жидов";, и что эта ересь была,
";как видно, смесь иудейства с христианским рационализмом, отвергавшая
таинство Св. Троицы, божество Иисуса Христа";25. После этого ";поп Алексий
назвал себя Авраамом, жену свою Саррою, и развратил, вместе с Дионисием,
многих Духовных и мирян... Но трудно понять, чтобы Схариа мог столь легко
размножить число своих учеников Новогородских, если бы мудрость его состояла
единственно в отвержении Христианства и в прославлении Жидовства...
вероятно, что Схариа обольщал Россиян Иудейскою Каббалою, наукою
пленительною для невежд любопытных и славною в XV веке, когда многие из
самых ученых людей... искали в ней разрешения всех важнейших загадок для ума
человеческого. Каббалисты хвалились... что они знают все тайны Природы,
могут изъяснять сновидения, угадывать будущее, повелевать Духами...";26.
Напротив, Ю. И. Гессен, еврейский историк XX века, считает, правда не
указывая никаких источников: ";вполне установлено, что ни в насаждении
ереси... ни в ее дальнейшем распространении евреи не принимали никакого
участия";27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона утверждает, что
";собственно еврейский элемент не играл, кажется, в этом учении особенно
видной роли и сводился к некоторым обрядам";28. Современная же ему Еврейская
энциклопедия пишет: ";спорный вопрос о еврейском влиянии на секту ныне, после
опубликования ";Псалтири жидовствующих"; и других памятников... следует
считать решенным в утвердительном смысле";29.
";Новогородские еретики соблюдали наружную пристойность, казались
смиренными постниками, ревностными в исполнении всех обязанностей
благочестия";30, и это ";обратило на них внимание народа и содействовало
быстрому распространению ереси";31. И когда, после падения Новгорода, Иоанн
III посетил его, то обоих начальных еретиков, Алексия и Дионисия, за все
достоинства их благочестия в 1480 взял с собой в Москву и возвысил в
протоиереев Успенского и Архангельского соборов в Кремле. ";С ними перешел
туда и раскол, оставив корень в Новогороде. Алексий снискал особенную
милость Государя, имел к нему свободный доступ, и тайным своим учением
прельстил"; не только нескольких крупных духовных и государственных чинов, но
убедил великого князя возвести в митрополиты -- то есть во главу всей
русской Церкви -- из своих обращенных в ересь архимандрита Зосиму. А кроме
того обратил в ересь и Елену, невестку великого князя, вдову Иоанна Младого
и мать возможного наследника престола, ";внука благословенного"; Дмитрия32.
Поразителен быстрый успех и легкость этого движения. Они объясняются,
очевидно, взаимным интересом. ";Когда переводилась на русский язык с
еврейского ";Псалтырь жидовствующих"; и другие произведения, имеющие целью
обольщение неискушенного русского читателя и иногда отчетливо
антихристианские, можно было бы думать о заинтересованности в них только
евреев и иудаизма";. Однако и ";русский читатель был заинтересован... в
переводах еврейских религиозных текстов";, отсюда и -- ";какой успех имела
пропаганда ";жидовствующих"; в разных слоях общества";33. Острота и живость
этого контакта напоминает ту, что возникла в Киеве в XI веке.
Однако архиепископ новгородский Геннадий около 1487 раскрыл ересь,
прислал в Москву несомненные ее доказательства и продолжал розыск и
обличение ереси до тех пор, пока для ее разбора не был собран в 1490
Церковный Собор (под вождением только что поставленного митрополитом
Зосимы). ";С ужасом слушали Геннадиеву обвинительную грамоту... что сии
отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы
болванами, грызут оныя зубами, повергают в места нечистые, не верят ни
Царству Небесному, ни воскресению мертвых и, безмолвствуя при усердных
Христианах, дерзостно развращают слабых";34. ";Из [соборного] приговора видно,
что жидовствующие не признавали Иисуса Христа Сыном Божиим... учили, что
Мессия еще не явился... почитали ветхозаветную субботу ";паче Воскресения
Христова";";35. На Соборе предлагали казнить еретиков -- но волею Иоанна III
их осудили на заточение, а ересь прокляли. ";Такое наказание по суровости
века и по важности разврата было весьма человеколюбиво";36. Историки
единодушно объясняют эту сдержанность Иоанна тем, что ересь уже завелась под
его собственной крышей, ее приняли ";люд[и] известны[е], могущественны[е] по
своему влиянию";, в том числе ";славный своею грамотностию и способностями";
Иоаннов всесильный дьяк (как бы иностранных дел министр) Федор Курицын37.
";Странный либерализм Москвы проистекал от временной ";диктатуры сердца"; Ф.
Курицына. Чарами его секретного салона увлекался сам великий князь и его
невестка... Ересь не только не замирала, но... пышно цвела и
распространялась... При московском дворе... в моде были астрология и магия,
вместе с соблазнами псевдонаучной ревизии всего старого, средневекового
мировоззрения";, это было широкое ";вольнодумство, соблазны просветительства и
власть моды";38.
Еврейская энциклопедия еще предполагает, что Иоанн III ";из политических
соображений не выступал против ереси. С помощью [С]харии он надеялся усилить
свое влияние в Литве";, а кроме того хотел сохранить расположение влиятельных
крымских евреев: ";князя и владетеля Таманьского полуострова Захарии де
Гвизольфи"; и крымского еврея Хози Кокоса, близкого к хану Менгли-Гирею39.
После Собора 1490 Зосима еще несколько лет гнездил тайное общество, но
был раскрыт и он, и в 1494 великий князь повелел ему, без суда и шума, как
бы добровольно удалиться в монастырь. ";Ересь, однако, не ослабела: одно
время (1498) последователи ее едва не захватили в Москве всей власти и
ставленник их Димитрий, сын княгини Елены, был венчан на царство";40. Но
вскоре Иван III помирился с женой Софьей Палеолог, и с 1502 трон наследовал
ее сын Василий. (А Курицын к тому времени умер.) И еретики после Собора 1504
одни были сожжены, другие заточены, третьи бежали в Литву, ";где формально
приняли иудаизм";41.
Отметим, что преодоление ереси ";жидовствующих"; дало толчок духовной
жизни Московской Руси конца XV--начала XVI века, осознанию необходимости
духовного просвещения, школ для духовенства, а с именем епископа Геннадия
связано собирание и издание на Руси первой церковно-славянской Библии, еще
не существовавшей как единое собрание на Православном Востоке. С
изобретением книгопечатания, ";через 80 лет эта самая Геннадиева Библия...
напечатана была в Остроге (1580-82 г.), как первопечатная
церковно-славянская Библия, и тогда еще опередившая этим своим появлением
весь православный Восток";42. Широко обобщает это явление и акад. С. Ф.
Платонов: ";Движение ";жидовствующих"; несомненно заключало в себе элементы
западноевропейского рационализма... Ересь была осуждена; ее проповедники
пострадали, но созданное ими настроение критики и скепсиса в отношении догмы
и церковного строя не умерло";43.
Похожие документы:
Александр Исаевич Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995)
ДокументАлександрИсаевичСолженицын. Двестилетвместе (1795 - 1995). Часть I --------------------------------------------------------------- Воспроизведено с издания: А. И. Солженицын. ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ (1795 - 1995). Часть I. "Исследования новейшей ...Александр исаевич солженицын (2)
Библиографический указатель... правдолюбца – АлександраИсаевичаСолженицына. Краткая биография А.И.СолженицынаАлександрСолженицын родился 11 ... Солженицын, А. И. Двестилетвместе (1795-1995) / А.И.Солженицын. – М.:Рус.путь, 2001. Ч.1. – 508 с. Рец.: Мелихов А.М. Двестилет ...Двести лет вместе Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН
Документ... 1795-1995 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Глава 1 ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК Глава 2 ПРИ АЛЕКСАНДРЕ ... и 1795 состоялись ... АЛЕКСАНДРАИСАЕВИЧА Журнал "МОСКВА": ДИСКУССИЯ ПО КНИГЕ "ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ" Дмитрий Быков: ДВЕСТИЛЕТВМЕСТО Ник Пэтон-Уэлш: СОЛЖЕНИЦЫН ...Двести лет вместе Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН
Документ... 1795-1995 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Глава 1 ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК Глава 2 ПРИ АЛЕКСАНДРЕ ... и 1795 состоялись ... АЛЕКСАНДРАИСАЕВИЧА Журнал "МОСКВА": ДИСКУССИЯ ПО КНИГЕ "ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ" Дмитрий Быков: ДВЕСТИЛЕТВМЕСТО Ник Пэтон-Уэлш: СОЛЖЕНИЦЫН ...Александр исаевич солженицын
Документ... -ая, -ое АлександрИсаевичСолженицын (Творческая биография) АлександрИсаевичСОЛЖЕНИЦЫН (по отцу — ... Солженицына «Двестилетвместе» (1795—1995) // Вышгород. Таллин, 2001. № 6. С. 163—169. 7860. Медведев Р. Андрей Сахаров и АлександрСолженицын ...