Главная > Документ


Утверждаю Принято

директор школы педагогическим

Ходарина Т.С. советом

______________ №___от___________

Положение о методической (научно-методической) службе образовательного учреждения

  1. Общие положения

    1. методическая (научно-методическая) служба образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируются на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, обеспечивает:

- достижение гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

- построение воспитательно-образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- достижения единства федерального культурного и образовательного пространства; защиту и развитие средствами образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей; возрождение российской культуры, нравственности, духовности;

- адаптацию образовательного учреждения к новым условиям и особенностям развития обучающихся; построение общедоступного образования с учетом уровня современной педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания;

- светскость характера образования при сохранении свободы и многообразия образовательных систем и учреждений, их автономности;

- дальнейшую демократизацию управления воспитательно-образовательными процессами, закрепление государственно-общественного характера управления образованием.

1.2. Методическая (научно-методическая) служба предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств учителя, воспитателя, классного руководителя, повышение их профессионального мастерства.

1.3. Основными условиями организации методической деятельности, построения адаптивной модели методической службы и управления ею в образовательном учреждении являются:

- четкое распределение полномочий, прав и обязанностей;

- максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах методической службы;

- рассмотрение активного положительного опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической работы, федерального, регионального, территориального опыта и общих тенденций развития методической работы, теоретических подходов, разработанных наукой.

2. Цель и задачи

2.1. Цель методической службы – обеспечить действенность системы внутришкольного управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей жизнедеятельности образовательного учреждения, для чего:

- организовать активное участие членов педагогического коллектива образовательного учреждения в планировании, разработке и реализации программ развития, в инновационных и опытно - экспериментальных процессах;

- способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, классного руководителя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его самоопределение и самореализацию.

2.2. Для реализации поставленной цели методическая служба образовательного учреждения решает следующие задачи:

- создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно – методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;

- обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике воспитательно-образовательного процесса;

- организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения;

- способствует созданию программно-методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-эксперементальной и других видов творческой деятельности;

- обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;

- осуществляет контроль за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности учащихся;

- управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов.

3. Содержание работы

Содержание работы методической службы обеспечивает реализацию ее целей и задач по выполнению учебного плана образовательного учреждения и программы развития в соответствии с требованиями к современной школе и формируется на основе:

- целей и задач образовательного учреждения и перспектив его развития;

- глубокого изучения и понимания законов Российской Федерации, творческого осмысления нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ, региональных и муниципальных органов образования, устава образовательного учреждения, внутришкольных приказов, распоряжений, постановлений и других локальных актов;

- знания и активного использования достижений и рекомендаций педагогической и психологической наук, исследований других наук, способствующих повышению научно-теоретического уровня методической службы в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения;

- анализа диагностических данных (о состоянии воспитательно-образовательного процесса, уровня обученности и воспитанности учащихся, их здоровья и развития, о профессиональном росте педагогов), позволяющего определить, уточнить или сформировать заново основные задачи и проблемы методической работы, перспективы развития отдельных структур и методической службы в целом;

- использования в образовательно-воспитательной практике образовательного учреждения и в работе методической службы современных методов, форм и видов обучения, воспитания, новых педагогических технологий.

4. Структура и организация деятельности

4.1. Методическая (научно-методическая) служба как система управления научно-методической работой образовательного учреждения является общественным органом, имеет сложную организационную структуру, формируемую на добровольной основе. Структура методической службы и кандидатура руководителя закрепляется приказом директора образовательного учреждения.

4.2 Методическая служба – профессиональный орган, осуществляющий руководство методической и научно-исследовательской деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения, целостная система взаимосвязанных методических, информационных, диагностических и других подсистем (структур службы):

4.2.1. Методический (научно-методический) совет возглавляет методическую службу; формируется из опытных учителей высокой квалификации, классных руководителей и других педагогических работников, способных к творческой работе; руководит деятельностью методического совета заместитель директора по учебно-методической, воспитательной, научно-методической работе (научно-эксперементаной, научно-исследовательской и т.п.).

4.2.2. Методические объединения создаются в образовательном учреждении по учебным предметам, по видам воспитательной работы (классных руководителей), формы работы объединений могут быть коллективными и индивидуальными с оптимальным их сочетанием; работа методических объединений направлена на практическое решение проблем межпредметных связей, выработку единых педагогических требований к реализации государственного стандарта в образовании.

4.2.3. Информационная подсистема функционирует на базе методического кабинета, библиотеке (медиотеки), отбирает, систематизирует информацию, организует оперативное ознакомление учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования (родителей, общественности, учащихся) с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и другими документами, создает банк данных, организует своевременное поступление необходимой информации, сообщает о новых поступлениях.

4.2.4. Диагностическая подсистема осуществляет исследования по отслеживанию поэтапных результатов воспитательно-образовательного процесса, отдельных его сторон; разрабатывает, адаптирует к условиям образовательного учреждения имеющиеся мониторинговые методики и программы по длительному наблюдению (слежению) за педагогическими явлениями, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, воспитательно-образовательных процессов и образовательного учреждения в целом.

4.3. Успешность функционирования методической службы во многом определяется четкой организацией деятельности всех подструктур, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками методической (научно-методической) работы, а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы образовательного учреждения, сложившимся в нем традициям.

Утверждаю Принято

директор школы педагогическим

Ходарина Т.С. советом

______________ №___от___________

Положение о методическом (научно-методическом) совете образовательного учреждения

  1. Общие положения

    1. Методический (научно-методический) совет – коллективный общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе членов педагогического коллектива образовательного учреждения в целях осуществления руководства методической (научно-методической) деятельностью.

    2. Методический совет координирует работу подструктур методической службы, направленную на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инноваций, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива.

  1. Цель и задачи деятельности

    1. Цель деятельности методического совета – обеспечить гибкость и оперативность методической работы образовательного учреждения, повышение квалификации педагогический работников, формирование профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.

    2. Задачи методического совета:

- создать сплоченный коллектив единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы, стремящихся к постоянному профессиональному самосовершенствованию, развитию образовательных процессов в учреждении, повышению продуктивности преподавательской деятельности;

- способствовать поиску и использованию в воспитательно-образовательном процессе современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических и образовательных технологий;

- изучать профессиональные достижения учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, обобщать ценный опыт каждого и внедрять его в практику работы педколлектива;

- широко информировать об опыте образовательного учреждения в печати, средствах теле- и радиовещания целью использования имеющего опыта в других образовательных учреждениях города, региона, страны;

- создавать условия для использования в работе учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования диагностических методик и мониторинговых программ по прогнозированию, обобщению и оценке результатов педагогической деятельности;

- стимулировать инициативу и активизировать творчество членов педколлектива в научно-исследовательской, опытно-эксперементальной и другой творческой деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие воспитательно-образовательного процесса в учреждении и работе учителя;

- проводить первичную экспертизу стратегических документов образовательного учреждения (программ развития, образовательных и учебных программ, учебных планов и др.);

- контролировать ход и результаты комплексных исследований, проектов, экспериментов, осуществляемых образовательным учреждением;

- анализировать результаты педагогической деятельности, выявлять и предупреждать ошибки, затруднения, перегрузки учащихся и учителей; вносить предложения по совершенствованию деятельности методических подструктур и участвовать в реализации этих предложений;

- способствовать развитию личностно ориентированной педагогической деятельности, обеспечивать условия для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога.

3. Содержание деятельности

3.1. Содержание деятельности методического совета определяется целями и задачами работы образовательного учреждения, особенностями развития школы и образовательной политикой региона.

3.2. Содержание деятельности методического совета предусматривает повышение квалификации педагогических работников образовательного учреждения, совершенствование воспитательно-образовательного процесса и состоит в следующем:

3.2.1. Выработка и согласование подходов к организации, осуществлению и оценке инновационной деятельности; организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.

3.2.2. Осуществление контроля и оказание поддержки в апробации инновационных учебных программ и реализации новых педагогических методик и технологий.

3.2.3. Разработка планов, графиков и программ повышения квалификации и развития профессионального мастерства педагогических работников.

3.2.4. Обсуждение рабочих, инновационных, экспериментальных программ и рекомендация их педагогическому совету для обсуждения и утверждения.

3.2.5. Оценка деятельности членов педагогического коллектива, рекомендации по аттестации учителей, присвоению категорий, разрядов, представлению к званиям, наградам и другим поощрениям.

3.2.6. Организация общего руководства методической, научной, инновационной деятельностью, проведение школьных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров, симпозиумов, «круглых столов», методических конкурсов, выставок, смотров, методических недель, декад и др.

3.2.7. Анализ и рекомендации к печати и внедрению методических пособий, программ и другой продукции методической деятельности образовательного учреждения.

3.2.8. Планирование и организация работы временных творческих коллективов, которые создаются по инициативе учителей, руководителей школы, ученых-педагогов с целью изучения, обобщения опыта и решения проблем развития школы, а также для разработки инновационных программ, организации диагностических и мониторинговых исследований, разработки новых технологий, стратегических направлений деятельности школы, изучения социальных запросов к образовательному учреждению.

3.2.9. Определение направлений работы школы молодого учителя и наставничества.

4. Структура и организация деятельности

4.1. Членами методического совета являются руководителями школьных методических объединений, зам директора по учебно-методической, учебно-воспитательной, воспитательной работе, заведующий методическим кабинетом, представители научного общества учащихся, руководители творческих коллективов, учителя-новаторы, учителя-исследователи (экспериментаторы), а также приглашенные лица из других учреждений образования, науки, культуры и т.п.

4.2. Во главе методического совета стоит председатель, который избирается или назначается.

4.3. В своей деятельности председателя подчиняется педагогическому совету образовательного учреждения.

4.4. Периодичность заседаний совета определяется его членами (рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть).

Утверждаю Принято

директор школы педагогическим

Ходарина Т.С. советом

______________ №___от___________

Положение о методическом объединении

  1. Общие положения

    1. Методическое объединение (М/О) является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, объединяющим учителей по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы (классных руководителей, воспитателей, наставников и др.).

    2. М/О создается при наличии не менее трех учителей, преподающих один учебный предмет (образовательную область); возглавляется учителем-предметником (классных руководителем) высшей и первой категории.

    3. М/О могут быть общешкольными или, при необходимости, дифференцированными по ступеням обучения.

    4. Деятельность М/О основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с типом и видом образовательного учреждения и программой его развития.

    5. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы М/О определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и утверждаются методическим советом образовательного учреждения.

  1. Цели и задачи деятельности

    1. Целью деятельности М/О является создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем межпредметных связей, выработки единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем, используемой терминологии образовательных областей и учебных предметов.

    2. Деятельность М/О направлена на выполнение следующих задач:

- обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;

- постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы;

- проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;

- выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания; обеспечивать постоянное освоение современной педагогической теории и практики;

- создавать условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работой коллектива.

3. Содержание работы

3.1. Диагностика затруднений учителей, воспитателей, классных руководителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей.

3.2. Планирование и анализ деятельности.

3.3. Разработка рекомендаций, положений о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности; повышения эффективности организации учебно-воспитательной работы.

3.4. Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).

3.5. Совершенствование содержания образования, рецензирование, первичная экспертиза учебных программ, методик, технологий и др.

3.6. Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта.

3.7. Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах.

3.8. Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов М/О.

3.9. Совершенствование педагогического мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя, руководство работой школы молодого педагога, педагогической мастерской, временными творческими коллективами учителей.

3.10. Участие в аттестации педагогических работников.

4. Структура и организация деятельности

4.1. М/О в лице его руководителя, работая совместно с научно-методическим советом образовательного учреждения, осуществляет взаимосвязи с педагогическим советом, директором и его заместителями, координирует действия по реализации целей и задач методической, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.

4.2. Свою работу М/О организует в соответствии с планами (программами развития) образовательного учреждения, а также Научно-методического центра ГУО, Департамента образования, областного ИУУ, Министерства образования РФ, вузов, НИИ и других организаций с целью привлечения научного потенциала данных учреждений к методической, научно-исследовательской работе.

Утверждаю Принято

директор школы педагогическим

Ходарина Т.С. советом

______________ №___от___________

Положение о научном обществе учащихся

  1. Общие положения

    1. Научное общество учащихся (далее-НОУ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством педагогов, учителей и других специалистов.

    2. НОУ может иметь свое название, эмблему, девиз, члены НОУ, удостоверение.

    3. Членами научного общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству, рекомендованные учителями. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.

    4. Членами НОУ являются школьники, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

  1. Цели и задачи деятельности

    1. Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

    2. Задачи НОУ:

- воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

- готовность к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

- развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

- формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;

- осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями (ДОУ, вуз, библиотека) по использованию их материально-технической базой.

3. Содержание деятельности НОУ

3.1. Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.

3.2. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

3.3. Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.

3.4. Организация творческих встреч с исследователями и учеными.

3.5. Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий.

3.6. Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общие положения (88)

    Документ
    ... Дебаты» в городском округе Тольятти. Общие положения. Настоящее положение определяет порядок подготовки и проведения III ... 3.3 В полномочия оргкомитета входит: 3.3.1 утверждение положения о проведении чемпионата; 3.3.2 утверждение расписания распорядка ...
  2. Общие положения (11)

    Документ
    ... достижений педагогов) МБОУ Воднобуерачной СОШ Общие положения Комплексный характер последних реформ в системе ...
  3. Общие положения (26)

    Документ
    ... акции «Весеннее ускорение» (с дополнением) Общие положения 1.1. Акция «Весеннее ускорение» (далее - Акция) ... тарифный план Услуги согласно п. 2.2. настоящего Положения. 3.3. Заявки на подключение Услуги на ...
  4. Общие положения (29)

    Конкурс
    ПОЛОЖЕНИЕ о городском историко-краеведческом конкурсе юных ... художеств и ее питомцы в пространстве Петербурга» Общие положения В 2011-2012 учебном году командный ...
  5. Общие положения (54)

    Документ
    ... организации, проведения и координации работы Фестиваля. Общие положения Международный фестиваль «Во славу Отечества ... сайт фестиваля, в котором содержится: - общая информация о фестивале; - Положение о фестивале; - информация об организаторах ...
  6. Общие положения (56)

    Документ
    Общие положения Первичная профсоюзная организация ... Статутом первичной профсоюзной организации, данным Положением, программными документами и решениями ... комитета: Организует выполнение установленных положений, профсоюзных органов; Без доверенности ...

Другие похожие документы..