Главная > Анализ


Кроме того, с целью организации сетевого взаимодействия всех педагогических работников системы образования Приозерского муниципального района планируется создание форума по вопросам ФГОС, на котором участники смогли бы совместно обсуждать наиболее проблемные для них темы и делиться накопленным опытом в режиме он-лайн общения с коллегами.

3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

3.1.Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки административного и педагогического состава системы образования района по вопросам перехода и реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и подготовке к проведению государственной итоговой аттестации.

В 2011 г. в рамках введения и реализации ФГОС организован и проведен ряд мероприятий, направленный на оптимизацию данного процесса:

- 15 ноября 2011 г. в ЦИТ состоялся семинар на тему: «Информационная и методическая поддержка образовательных учреждений в условиях введения ФГОС НОО», организованный совместно с УМЦ факультета дошкольного и начального школьного образования ГАОУ ДПО «Ленинградского областного института развития образования». Ведущая семинара: доцент кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО, канд. пед. наук - Мостова О.Н. По итогам цикла семинаров по вопросам ФГОС 24 участникам выдана справка ЛОИРО о прохождении обучения.

- 16 ноября 2011 г. в ЦИТ проведено интернет – совещаниерегиональных координаторов введения ФГОС в субъектах РФ на тему: «Реализация ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы».

- 13 декабря 2011 г. на базе ЦИТ прошла видеоконференция на тему: «ФГОС НОО и региональный компонент образования: проблемы и опыт реализации в образовательных учреждениях Ленинградской области», организованная ГАОУ ДПО «ЛОИРО» совместно с центром «Интеллект».

В рамках подготовки к проведению государственной итоговой аттестации:

- 19 декабря 2011 г. на базе ЦИТ прошел семинар для учителей русского языка и литературы на тему: «Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку 9-11 классов в 2012 году». Ведущая семинара: старший методист УМЦ факультета гуманитарного образования ЛОИРО - Попкова В.Ю. В семинаре приняли участие: 26 учителей русского языка и литературы из 15 ОУ Приозерского муниципального района.

- 20 декабря 2011 г. на базе ЦИТ в целях подготовки к проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, в соответствии с планом подготовки к ГИА в 2012 г. состоялся практический семинардля учителей математики по итогам регионального семинара школы «Унишанс» на тему: «Математика – это просто!». Ведущая семинара: руководитель районного методического объединения учителей математики, учитель Громовской СОШ – Дмитренок М.Г. На семинаре присутствовали 18 учителей математики из 15 ОУ Приозерского муниципального района.

В 2012 г. продолжились мероприятия, направленные на рассмотрение актуальных вопросов введения и реализации ФГОС:

- 6 марта 2012 г. на базе ЦИТ в целях повышения квалификации педагогических работников ОУ в образовательной области «Технология» состоялась видеоконференция на тему: «Профессионально-технологическое образование как фактор инновационного развития региона». Ведущий видеоконференции: Топоровский Виталий Петрович - декан факультета развития профессионального образования, зав. кафедрой профессионального образования, д. п. н., профессор. Приозерский муниципальный район на видеоконференции представляли 13 педагогических работников: заместители директоров по УВР и учителя технологии из 9 образовательных учреждений района.

- 28 марта 2012 года на базе ЛОИРО состоялся семинар на тему: «Десять базовых признаков эффективного управления введением ФГОС», предназначенный для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, заместителей руководителей, методистов и учителей образовательных учреждений Ленинградской области. Ведущий семинара: Соломатин Александр Михайлович – канд. пед. наук, доцент, руководитель методической службы издательства «Академкнига/Учебник» представил вниманию слушателей наиболее обсуждаемые в настоящее время вопросы и проблемы организации образовательного процесса с учетом основных требований стандартов нового поколения. От Приозерского муниципального района в семинаре приняла участие Зверева И.С. - методист по инновационной работе МБОУ ЦДОД «Центр информационных технологий».

- 04 апреля 2012 г. на базе ЛОИРО при участии комитета общего и профессионального образования Ленинградской области состоялась научно-практическая конференция на тему: «Ресурсы развития современной школы», посвященная изучению вопросов управления образовательным процессов в новой школе с учетом всех требований ФГОС и ресурсов развития образовательного учреждения в настоящее время. Приозерский муниципальный район на конференции представляла делегация педагогических работников в следующем составе: Подолочная Г.В., Карабицкая Л.А., Зверева И.С., а также заместители директоров по УВР из 4 образовательных учреждений района. По итогам работы конференции всем присутствующим были выданы сертификаты участия.

- 17 апреля 2012 г. на базе ЦИТ в целях повышения квалификации педагогических работников ОУ в контексте введения и реализации стандартов нового поколения состоялась видеоконференция на тему: «Урок иностранного языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС-2». Ведущая видеоконференции: Веревкина Татьяна Анатольевна – главный специалист Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Приозерский муниципальный район на видеоконференции представляли 12 педагогических работников: заместители директоров по УВР и учителя иностранных языков из 9 образовательных учреждений района.

- 23 мая 2012 г. на базе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина при участии РАО и ОАО издательства «Просвещение» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательная среда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции: вице-губернатор Ленинградской области О.А. Уткин. Приозерский муниципальный район на видеоконференции представляли: методисты ЦИТ – Зверева И.С., Кригер Е.П. и Пенькова Н.Е. На конференции были рассмотрена вопросы реализации ФГОС ООО в условиях новой образовательной среды школы, а также возможности организации современного дистанционного образования с учетом стандартов нового поколения.

В настоящее время информационно-методическим отделом ЦИТ совместно с ГАОУ ДПО «ЛОИРО» в целях повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений Приозерского муниципального района на базе ЦИТ организовано проведение КПК по двум важным и значимым направлениям: КПК «Приоритетные направления и инновационные технологии совершенствования образовательного процесса в начальной школе в контексте современных требований» (руководитель курсов – Мостова О.Н., кандидат педагогических наук) и КПК «Основы религиозной культуры и светской этики» (руководитель курса – Срабова О.Ю. заведующая учебно-методическим центром факультета гуманитарного образования ЛОИРО). По итогам прохождения данных КПК в 2012 г. более 70-ти педагогических работников получат удостоверения о повышении своего профессионального мастерства в рамках введения стандартов нового поколения.

В рамках организации сетевого дистанционного обучения педагогических работниковпо решению Координационного советаорганизована постоянно действующая рассылка информационных писем в образовательные учреждения района о проведении интернет-семинаров, вебинаров и онлайн-конференций, проводимых АПК и ППРО и сетевой школой методистов (СШМ) по актуальным вопросам введения и реализации ФГОС. По итогам участия школ приказом комитета образования района запланировано проведение ежеквартальной отчетности об активности участия в новых формах повышения квалификации. Проведенный в марте 2012 г. отчет (см. приложение №5) показал, что не все образовательные учреждения имеют возможность и опыт участия в подобных мероприятиях (низкий показатель участия в вебинарах). С целью решения выявленной проблемы в новом учебном году планируется проведение просветительского семинара для педагогических и административных работников о правилах участия и регистрации в новых формах повышения квалификации с использованием сети Интернет.

Значимым событием в рамках введения и реализации ФГОС в Приозерском муниципальном районе стала практическая конференция «Механизмы реализации ФГОС: опыт введения», организованная 25 апреля 2012 г. на базе МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» при участии комитета образования Приозерского муниципального района и МБОУ ЦДОД «Центр информационных технологий». Главная цель данного мероприятия заключалась в обмене опытом реализации введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Приозерского района, а также анализе готовности ОУ к введению ФГОС ООО. В конференции приняли участие руководители ОУ, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, ответственные за введение ФГОС НОО и ФГОС ООО, методисты, учителя начальных классов, руководители учреждений дополнительного образования и библиотек, представители районного родительского комитета. Общее количество участников и гостей конференции составило 76 человек. Вела конференцию председатель комитета образования Приозерского муниципального района - Шкута Е.А. В пленарной части конференции выступила директор МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» Кондакова И.П., которая в своем выступлении в виде презентации представила опыт работы образовательного учреждения в рамках введения и реализации ФГОС НОО, так как СОШ №4 в настоящее время является региональной экспериментальной площадкой по апробации оценки качества образования в начальной школе. Далее о программе районной методической службы как региональной экспериментальной площадки по организации работы и методическому сопровождению внедрения ФГОС ООО в ОУ района подробно рассказал директор МБОУ «Центр информационных технологий» Мыльников В.Ю.

Во второй части конференции был наиболее полно представлен опыт работы учителей начальных классов по введению и реализации ФГОС начального общего образования. Занятия проходили в виде мастер-классов по шести темам. Следующая часть конференции проходила с режиме секционных заседаний на которых заместители руководителей ОУ и учителя начальных классов представили наиболее полезную и интересную информацию о работе по реализации Стандарта нового поколения в виде докладов по 4 направлениям: «Оценка достижений учащихся», «Здоровье и развитие учащихся», «Дополнительное образование учащихся», «Проектная деятельность учащихся».

Итогом работы конференции было обсуждение участниками проекта резолюции, в которой руководителям ОУ рекомендовано учитывать требования к реализации и результаты освоения основной образовательной программы в рамках ФГОС, а также в ОУ обсудить изменения в «Положении о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации». Педагогическим коллективам при выборе направлений внеурочной деятельности указано опираться на ряд приоритетных принципов. Кроме того, решением конференции была признана безусловная ценность портфолио школьника. Как значимое дополнение участниками конференции предложено объединить полученный опыт для создания общего электронного образовательного ресурса и организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, а также создать методическую «копилку» для улучшения профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений.

В настоящее время в соответствии с решением конференции в рамках введения ФГОС ООО ведется работа по трем направлениям:

1. Подготовка педагогических и руководящих работников к реализации ФГОС ООО: в ходе реализации данного направления 12 мая 2012 г. для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, участвующих в пилотном эксперименте по введению ФГОС ООО организован семинар в РАО по вопросам идеологии стандартов нового поколения и проблемам и правилам составления основной образовательной программы.

2. Обобщение и анализ материалов из опыта работы образовательных учреждений по вопросам введения и реализации ФГОС: в настоящее время по всем образовательным учреждениям района отправлено информационное письмо о сборе материалов выступающих на конференции. После обобщения предоставленных ОУ материалов в июле-августе 2012 г. планируется выпуск сборника статей о введении и реализации ФГОС в образовательных учреждениях Приозерского муниципального района (по тестам докладов выступающих), а также создание общего электронного образовательного ресурса и организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений на сайте ЦИТ (с размещением видеопрезентаций выступающих).

3. Организация проведения мониторинга готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ООО с 1 сентября 2012 г. в пилотных школах: СОШ №1, СОШ №4, СОШ №5: в ходе реализации данного направления подготовлен приказ о проведении мониторингового исследования, который направлен по образовательным учреждениям к исполнению. В настоящее время по предоставленным материалам из каждого ОУ составлена аналитическая справка в комитет образования о готовности ОУ к введению ФГОС ООО (см. подробнее п.1.3 настоящего документа).

3.2.Разработка и реализация программы «Организация работы муниципальной базовой площадки и методическое сопровождение внедрения ФГОС основного общего образования в образовательных учреждениях Приозерского муниципального района»

28 марта 2012 г. творческий коллектив МБОУ ЦДОД «Центр информационных технологий» (Мыльников В.Ю., Карабицкая Л.А., Зверева И.С.) под руководством директора Мыльникова В.Ю. принял участие и выиграл в конкурсе муниципальных методических служб с программой «Организация работы муниципальной базовой площадки и методическое сопровождение внедрения ФГОС ООО в Приозерском районе». Основная идея данной программы заключена в организации широкой разъяснительной работы о целях и задачах Стандарта, его актуальности и необходимости для системы образования среди основных участников и пользователей данной системы: это педагогической и родительской общественности. Основная цельпрограммыэто разработка и апробация модели системы методического сопровождения введения ФГОС ООО в лидерской группе образовательных учреждений Приозерского района. Достижение поставленной цели возможно через реализацию целого перечня мероприятий, направленных на организацию научно - методического и информационно - методического сопровождения перехода образовательных учреждений района на ФГОС ООО. Проведение мероприятий в рамках представляемой программы запланировано в 3 этапа и по 5 основным направлениям:

В рамках реализации «нормативно-правового обеспечения» предполагается проведение анализа требований ФГОС к содержанию и условиям организации образовательного процесса в основной школе, и как следствие, приведение нормативно-правовой базы каждого образовательного учреждения района в соответствие с ФГОС ООО.

В рамках реализации «кадрового обеспечения» предполагается обеспечение повышения квалификации педагогических и административных работников образовательных учреждений района в вопросах введения и реализации ФГОС через организацию видео - конференций и циклов семинаров на базе ЦИТ по наиболее важным и значимым направлениям. Кроме того, запланирована организация семинаров, основная цель которых заключена в передаче опыта педагогическим работникам через педагогов-тьюторов, обучаемых на Федеральной стажировочной площадке по направлению: «Региональные факторы и ресурсы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Также, в рамках данного направления будет постоянно реализовываться информирование каждого образовательного учреждении о проведении новых вебинаров, сетевых семинаров и онлайн-конференций для обеспечения возможности дистанционного участия в современных моделях повышения профессиональной компетентности педагогов.

В рамках реализации «организационного обеспечения» предполагается постоянное проведение заседаний инструктивно-методических совещаний с директорами, заместителями директоров и координаторами введения и реализации ФГОС ООО в образовательных учреждениях района. Запланирован целый ряд мероприятий, направленных на создание условий развития инновационных процессов в муниципальной системе образования, на выявление талантливых педагогов и одаренных детей, возможности и способности которых позволят совершенствовать образовательный процесс и поддержать позитивный эмоциональный настрой и положительную мотивацию в процессе освоения Стандарта: (Ярмарка инноваций, конкурсы «Учитель года!», «Классный, самый классный!», «Ученик года!», проведение праздника: «К вершинам знаний!»). Основным моментом организационных мероприятий можно считать также и разработку и постоянное проведение мониторинговых исследований, посвященных изучению готовности и последующей оценке текущего состояния дел по вопросам введения и реализации ФГОС ООО в образовательных учреждениях района.

В рамках реализации «информационного обеспечения» предполагается организация и проведение постоянной информационно-разъяснительной работы по вопросам введения и реализации ФГОС ООО среди не только педагогических работников, но и родителей учащихся образовательных учреждений, через составление статей, новостей и информационных писем и брошюр, а также работы интернет-сайта ЦИТ по разделам ФГОС и организации дистанционного сопровождения всех участников образовательного процесса.

В рамках реализации «научно-методического обеспечения» планируется создание модели подростковой школы, в которой основными направлениями будут являться разработка программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации подростков, а также создание оптимальных форм организации деятельности учащихся, связанных с профильной ориентацией. Кроме того, в рамках данного направления планируется создание на базе информационно-методического отдела фонда научно-методической литературы по вопросам ФГОС ООО, что будет способствовать разработке содержания учебных программ, входящих в состав ООП с учетом современнейших требований стандарта нового поколения.

Проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволит в итоге получить следующие продукты инновационной деятельности административных и педагогических работников Приозерского муниципального района: нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие деятельность методической службы по введению ФГОС ООО; образовательные программы, ориентированные на работу по ФГОС ООО; программы работы с педагогами-тьюторами по повышению компетентности педагогических работников образовательных учреждений района; методические разработки, представленные на конкурсы различного уровня, для выступлений на конференциях, семинарах и методических совета, посвященных наиболее острым и обсуждаемым вопросам введения и реализации ФГОС ООО.

В настоящее время в сотрудничестве с РАО разработана модель муниципальной методической службы по сопровождению образовательных учреждений района по вопросам введения ФГОС основного общего образования (см. приложение №6).

4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Итоги анкетирования учащихся 9-х классов с целью выявления уровня психологической готовности к прохождению государственной итоговой аттестации в 2012 г. (декабрь 2011 г. – январь 2012 г.)

В декабре 2011 – январе 2012 г. по приказу комитета образования Приозерского муниципального района № 307 от 08.12.2012 г. во всех образовательных учреждениях Приозерского района проведено анкетирование учащихся 9-х классов с целью выявления уровня психологической готовности к прохождению государственной итоговой аттестации в 2012 году.

В анкетировании приняло участие 791 человек, из которых 430 - учащиеся 9-х классов и 355 - их родители (см. приложение №7). В Мельниковской СОШ, Отрадненской СОШ, Петровской СОШ и Джатиевской ООШ отмечен 100 % охват учащихся в анкетировании. Кроме того, в Петровской СОШ и Джатиевской ООШ 100% участие в анкетировании приняли и родители учащихся.

Анкетирование проводилось с применением следующих методик: анкета «Готовность к ГИА» предназначенная для выявления готовности к ГИА с позиции учащегося через следующие параметры: способность к самоорганизации, уровень тревоги, знакомство с процедурой экзамена и анкета экспресс-диагностики детей группы риска предназначенная для выявления трудностей подготовки учащихся к ГИА с позиции родителя через следующие параметры: своеобразие учебной деятельности учащихся, индивидуальные особенности учащихся, характер трудностей освоения процесса подготовки и сдачи ГИА учащимися (познавательные или личностные).

Сравнительный анализ результатов анкетирования по результатам методики «Готовность к ГИА» (средние значения по 10-ти бальной шкале) позволил сделать следующие выводы о состоянии психологической готовности учащихся 9-х классов по всем ОУ района:

1. Наиболее высокий уровень знакомства с процедурой проведения государственной итоговой аттестации выявлен у учащихся Степанянской ООШ, Запорожской ООШ и Шумиловской ООШ. Низкие результаты по данному показателю получены у учащихся в Красноозерненской СОШ, Красноармейской ООШ и Петровской ООШ (см. приложение №8).

2. Наиболее высокий уровень тревоги в ситуации проверки знаний при прохождении государственной итоговой аттестации выявлен у учащихся в пяти образовательных учреждениях района: Запорожской ООШ, Коммунарской ООШ, Степанянской ООШ, Мичуринской СОШ и Раздольской СОШ. Низкий уровень тревоги у учащихся отмечен в Отрадненской СОШ, Громовской СОШ и Джатиевской ООШ (см. приложение №9).

3. Наиболее развито владение навыками самоконтроля и самоорганизации в ситуациях итоговой проверки знаний отмечается у учащихся в Степанянской ООШ, Мельниковской СОШ, Запорожской ООШ и Шумиловской СОШ. Недостаточное владение вышеуказанными навыками выявлено в Красноозерненской СОШ, Сосновской СОШ и Мичуринской СОШ (см. приложение №10).

Сравнительный анализ результатов анкетирования по результатам экспресс-диагностики детей группы риска позволил выявить группы детей, испытывающих личностные или познавательные трудности в процессе подготовки и участия в ГИА. Знание подобных психологических особенностей учащихся позволит педагогам выстроить более конструктивное взаимодействие с выпускными классами и помочь в более качественной подготовке к процессу прохождения государственной итоговой аттестации, а также позволит снизить уровень тревожности обучающихся в процессе проведения самой процедуры экзамена. Результаты диагностики учащихся представлены в каждое образовательное учреждение (см. приложение №11).

В качестве методической помощи к итогам анкетирования создана видео - презентация на тему: «Психологические особенности учащихся, имеющих личностные и познавательные трудности в процессе подготовки к ГИА», которая содержит краткое изложение основных стратегий поддержки учащихся в период проведения государственной итоговой аттестации. Кроме того, по запросу заместителя директора по УВР МБОУ «Отрадненская СОШ» дополнительно проводилось диагностическое исследование 11 класса (обследовано 12 человек). На основе общего диагностического материала (по 9-11 классам) составлен комплекс мероприятий для всех участников ГИА: учащихся, родителей и учителей. В данный комплекс включен перечень занятий для учащихся, направленный на ознакомление с процедурой проведения экзамена, снятие тревожности и поддержание уверенности в своих силах. В помощь классным руководителям составлен перечень тематических родительских собраний, посвященных основным вопросам и проблемам ГИА, в котором к каждой теме предложены методические разработки с подробными указаниями о проведении занятий. С классными руководителя 9 и 11 классов МБОУ «Отрадненской СОШ» проведена личная консультация по результатам диагностического исследования учащихся и вопросам применения представленного комплекса мероприятий по подготовке учащихся к ГИА.

4.2. Итоги анкетирования педагогов и участников практической конференции: «Механизмы реализации ФГОС: опыт введения» (апрель 2012 г.)

В апреле 2012 г. по итогам работы практической конференции «Механизмы реализации ФГОС: опыт введения» было проведено диагностическое анкетирование педагогов образовательных учреждений района. Главной целью указанного анкетирования являлось выявление общего мнения о результативности, эффективности и значимости, представленного на конференции теоретического и практического опыта, возможности его применения в дальнейшей педагогической деятельности. Кроме того, участникам предлагалось выделить наиболее положительные и интересные моменты в работе конференции, а также сформулировать наиболее проблемные темы в вопросах реализации и введения ФГОС. В анкетировании приняло участие 70 педагогических работников (руководители ОУ, заместители руководителей ОУ, учителя начальных классов). Совместным решением участников конференции всего было заполнено 27 анкет, так как в обсуждении ответов на вопросы одной анкеты принимала участие команда из 3-х педагогических работников.

Анализ результатов показал следующее:

1. По вопросу эффективности полученного на конференции теоретического (секционные доклады) и практического опыта (мастер-классы) введения и реализации ФГОС в образовательных учреждениях Приозерского муниципального района в 19 из 27 анкет (70% от общего количества) участники отметили, что как теоретический, так и практический опыт, полученный на конференции является эффективным в работе каждого образовательного учреждения, в 7 анкетах (26% от общего количества) участники отметили значимость только практического опыта, полученного на конференции и в 1 из 27 анкет (4% от общего количества) указана значимость только теоретического материала для работы образовательных учреждений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. За отчетный период 2010 учебный год

    Доклад
    Государственное образовательное учреждение Центр развития ребенка - уникальный клубный детский сад (далее – Учреждение) был открыт в 2007 году на территории муниципального района «Крылатское».
  2. Учебно-методическое обеспечение учебного плана 1-11 классов в 2011-2012 учебном году

    Учебно-методическое обеспечение
    И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Коллектив авторов. Природоведение. Биология. Экология.: 5 – 11 классы: программы.
  3. Учебный план МБОУ «СОШ № 10» на 2011-2012 учебный год

    Пояснительная записка
    Учебный план составлен на основе регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013
  4. Анализ работы педагогического коллектива лицея №2 за 2011-20 12 учебный год в 2011-2012 учебном году работа педагогического коллектива строилась в соответствии с программой развития лицея и комплексно - целевым планом работы в соответствии

    Анализ
    -Продолжить апробацию и реализацию дополнительных программ образования; программ элективных курсов для предпрофильной подготовки профильного обучения учащихся
  5. 2011-2012 учебный год (4)

    Конкурс
    - Московский педагогический марафон учебных предметов, День учителя начальной школы, семинары по теме «Формирование и развитие УУД и достижение планируемых результатов в условиях ФГОС НОО», сертификат участника, 24.
  6. Публичный доклад моу лицей № 1 п нахабино 2011-2012 учебный год содержание

    Доклад
    Лицей №1 п. Нахабино – самая первая школа, которая появилась на территории поселка Нахабино. У школы богатая история и большой путь от поселковой школы к школе с углубленным изучением отдельных предметов, к лицею.
  7. Учебно-программное обеспечение моу «сош с березина речка» на 2011-2012 учебный год

    Литература
    1. Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец Азбука. Учебник по обучению грамоте для 1 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2011

Другие похожие документы..