Главная > Анализ


В связи с тем, что в течение года очень часто информация передавалась в методический отдел с опозданием (или вовсе не передавалась), часто отчёты и справки делаются в рекордно сжатые сроки, что даёт необъективную поверхностную информацию (так как школы не могут зачастую даже понять смысл некоторых граф отчётов), а проводимые вебинары и интернет-семинары оказываются в нашем районе без слушателей.

Необходимо усовершенствовать НОТ в электронном документообороте и делопроизводстве комитета образования, скоординировать систему взаимодействия комитета и методического отдела для своевременного выполнения документа и ликвидации психологического напряжения между теми, кто решает общие задачи во имя общей цели.

1.5. Сделать «прозрачной» работу комитета образования для информационно-методического отдела.

На данный момент методический отдел не имеет доступа к годовому плану работы комитета образования, в котором поставлены цели и задачи системной работы по основным направлениям деятельности. Если стратегию определяет комитет, а методический отдел разрабатывает тактику под стратегические задачи, то не знать эти задачи тактикам никак нельзя, иначе получается работа разрозненная, отрывочная, не являющаяся системной, но единовременной.

2. Разработать и принять муниципальную программу «Одарённые дети» с финансированием на 2013 год.

В нашем районе в настоящее время не существует муниципальной программы «Одарённые дети», неизвестно, насколько продумана и как организована данная работа в каждой отдельно взятой школе. В связи с тем, что в настоящее время в программе «Одарённые дети» могут быть аккумулированы многие возможности профильного обучения и дополнительного образования, необходимо создание муниципальной программы с учётом всех указанных направлений.

3. Принять конкретные меры по действенной реализации государственного заказа по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и подростков

Решение задач духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях в настоящее время является государственным заказом по сохранению человеческого потенциала нашей страны, а значит должно решаться на должном уровне со всеми необходимыми затратами, что невозможно без создания единой продуманной программы, регулярного обсуждения данного вопроса на уровне руководителей школ, создания постоянно действующего лектория по вопросам педагогики, психологии и нравственности.

С целью закладки прочного фундамента для реализации программы духовно-нравственного воспитания необходимо создание должности методиста, курирующего и координирующего данное направление в ДОУ Приозерского района, занимающего системной поддержкой.

С учётом удалённости ДОУ необходимо создание хорошо насыщенного и регулярно поддерживаемого информационного ресурса (возможно, раздела на будущем сайте комитета образования) для дошкольных учреждений Приозерского района.

В связи с тем, воспитание подрастающего поколения является приоритетной государственной программой, необходимо вдумчиво и ответственно изучать существующие проблемы нравственного воспитания, являющиеся источником проблем и качества образования в целом, и в случае недостаточного финансирования для их решения обращаться за поддержкой к депутатскому корпусу.

Поскольку вопросы духовно-нравственного воспитания могут и должны решаться объединёнными усилиями искренне обеспокоенных энтузиастов, необходимо использовать все возможности социального взаимодействия и сотрудничества с коллегами Санкт-Петербурга, где в этом направлении уже накоплен определённый опыт.

В первую очередь необходимо использовать возможности предметов гуманитарного цикла, а для этого необходимо проведение мастер-классов и обучающих семинаров педагогами, имеющими методические разработки с приоритетным направлением – духовные и нравственные ценности национальной культуры. В настоящее время имеются контакты с педагогами Санкт-Петербурга, опыт которых представляет ценность в данном направлении, необходимо решить вопрос о формах их сотрудничества с нашим районом.

В программе ДНВ можно и нужно использовать возможности элективных курсов, создавая такие элективы, где подростки имели бы возможность размышлять над смысложизненными вопросами, где была бы создана ситуация педагогического содействия мировоззренческому развитию личности учащегося.

«Насущность проблемы поиска смысла жизни для подросткового возраста не вызывают сомнения. Отсутствие в сознании подростка высокого нравственного смысла жизни приводит к тому, что он начинает небезопасное для своей жизни и здоровья экспериментирование. Это подтверждается, в частности, письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» № 01-130/07-01 от 20.09.2004 г1.

На данный момент в утверждённых комитетом образования перечне элективных курсов явно ощущается недостаточность курсов гуманитарной направленности, курсов, направленных на создание условий педагогической поддержки становления мировоззрения и самоопределения школьников.

Так в Джатиевской ООШ разработан элективный курс «Профилактика рискованного поведения, наркомании и ВИЧ-инфекции «Ладья», который построен на структурировании вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана: «счастье», «я и моя жизнь», «мир чувств», «общение и дружба» и осознании теснейшей связей этих категорий с безопасностью жизни человека.

Программа, разработанная старшим психологом ОПНиА Санкт-Петербургской Епархии В.М. Кудиновым и помощником благочинного Приозерского округа по работе с молодёжью А.В. Вдовиченко, может и должна быть предложена к использованию в других учебных заведениях Приозерского района либо послужить основой для разработки своих программ, причём не только в 8-х классах (целевая аудитория программы), но и в тех, где подобный курс не проводился.

Это серьёзный и конкретный пример сотрудничества школы и Православной Церкви в совместном решении задач государственной значимости в соответствии с заключённым соглашением о подобном сотрудничестве. Необходимо максимально использовать многолетний опыт работы Центра реабилитации наркозависимых, расположенного в пос. Сапёрное при Храме Казанской иконы Божией Матери, который является уникальным в масштабах всей России, методы и показатели которого признаны официальной медициной и который признано необходимым распространять по всей стране.

Таким образом, элективные курсы данного направления связывают вопросы безопасности жизнедеятельности человека с поиском смысла жизни и могут быть представлены как отдельные межпредметные курсы профильной подготовки широкого круга профилей, а также входить в содержание курса основ безопасности жизнедеятельности для любого профиля (например, с названием «Информационно-психологическая безопасность личности», «В поисках смысла жизни», «Учение о человеке»).

Поиск высокого смысла жизни и высокого предназначения человека связан с культурой, нравственностью и историей нашего народа, в связи с чем это могут быть курсы культурологического и эстетического направления (« Ценности отечественной культуры в современной жизни», «Русское искусство», «Русская культура», «Мировая художественная культура»), но глубинной их целью будет постановка и обсуждение с подростками нравственных, мировоззренческих дилемм.

Понятно, что успех реализации столь важных задач зависит от личности педагога, ведущего курс, его искренней заинтересованности и обеспокоенности данной проблемой и требует консолидации всех усилий в заботе о душевном и духовном здоровье наследников нашей страны.

4. До 20 июня необходимо решить вопрос о печати в достаточном количестве (500-600 экз.) буклета по профильному обучению и межшкольным элективным курсам для учащихся 9, 10 классов в цветной полиграфии.

5. До 1 сентября 2012 г. необходимо разработать схему с помощью специалистов экономического отдела схему финансирования труда педагогов при сетевом взаимодействии школ с учётом количества учащихся малых профильных групп.

  1. Информационно-методическая поддержка введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения

За текущий период 2011-2012 г. можно уверенно отметить, что направление информационно-методической работы, связанное с введением и реализацией стандартов нового поколения является для образовательных учреждений Приозерского муниципального района одним из самых приоритетных и одновременно проблемных направлений.

Основной задачей данного направления, как и в предыдущем году, является ознакомление административных и педагогических работников с идеологией стандарта, его целями, задачами, основными идеями и отличительными особенностями. Кроме того, актуальными и в настоящий период являются вопросы нормативно-правовой базы образовательных учреждений уже в соответствии с переходом на новую ступень - ФГОС ООО, а также вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов по ФГОС ООО. Однако появился и новый проблемный вопрос, требующий пристального внимания и разрешения – это вопрос преемственности ФГОС начальной общего образования и ФГОС основного общего образования. Для решения данных задач в течение 2011 – 2012 учебного года были проведены исследования и мероприятияпо четырем основным направлениям деятельности:

1.Мониторинговые исследования (составление аналитических справок и отчетов по вопросам введения и реализации ФГОС в образовательных учреждениях Приозерского муниципального района на основе анкетирования сотрудников и анализа таблиц КПМО),

2.Организационно-управленческие мероприятия (участие в заседаниях Координационного совета и совещаниях по введению и реализации ФГОС; участие в заседаниях территориальной экзаменационной комиссии; организация работы сайта Центра информационных технологий по разделам: «Образовательные стандарты» и «Государственная итоговая аттестация»).

3.Информационно-методические мероприятия (организация повышения квалификации работников районной системы образования: проведение семинаров, интернет-совещаний, видеоконференций, практических конференций, курсов повышения квалификации для административных и педагогический работников по вопросам ФГОС в сотрудничестве с ЛОИРО, центром «ИНТЕЛЛЕКТ», АПК и ППРО; участие в конкурсе программ муниципальных методических служб, разработка плана мероприятий и модели новой школы в соответствии с ФГОС в сотрудничестве с РАО),

4.Психолого-педагогические исследования (анкетирование учащихся образовательных учреждений района о психологической готовности к прохождению ГИА в новой форме, анкетирование педагогов ОУ района о готовности к переходу и реализации ФГОС (по итогам практической конференции и запросу РАО).

1. МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Период введения ФГОС НОО.

В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в октябре – ноябре 2011 г. в образовательных учреждениях Приозерского муниципального района на основании опроса учителей о реализации ФГОС НОО был проведен анализ основных показателей внедрения ФГОС НОО по двум основным направлениям: переход на новые образовательные стандарты и повышение квалификации и профессиональной подготовки учителей по ФГОС. Результат обобщения статистических данных ОУ района выявил следующие показатели системы образования по ситуации на 1 ноября 2011 г.:

В отношении перехода на новые образовательные стандарты: общая численность учащихся по ФГОС НОО в ОУ района составляет 685 человек, из них 492 учащихся 1-х классов и классов-комплектов и 193 учащихся 2-х классов и классов – комплектов. Общее количество классов, учащиеся которых обучаются по ФГОС НОО составляет – 35. Из них количество 27 – 1-х классов, 8 – 2-х классов. 350 обучающихся по новым ФГОС обеспечены возможностью пользоваться учебным оборудованием для практических работ и 499 обучающихся по новым ФГОС обеспечены возможностью использования интерактивных учебных пособий. В ОУ района рассчитано и среднее количество часов плана внеурочной деятельности по каждому направлению (см. приложение №1).

Результаты статистических данных повышения квалификации и профессиональной переподготовкируководителей ОУ, их заместителей и учителей показали, что за период с 1 января 2011 г. до 1 октября 2011 г. курсы повышения и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС прошли: 17 из 21 руководителей ОУ, в 16 из 21 ОУ есть заместитель директора, курирующий реализацию ФГОС в начальной школе, 12 из них обучены в соответствии с ФГОС, также обучение прошли 43 учителя, ведущих учебные часы в начальной школе и 33 учителя, ведущих русский язык и/или математику в начальной школе. Таким образом, всего в районе 98 учителей, ведущих русский язык и/или математику в начальной школе. То есть, еще 65 учителям необходимо прохождение курсов. Анализ опроса о предпочитаемом учебно-методическом комплексе при ведении русского языка показал, что наиболее часто учителями применяется учебник из УМК «Школа России» (см. приложение №2).

В январе 2012 г. в ходе проведения в рамках КПМО повторного опроса педагогических работников был проведен сравнительный анализ результатов по основным показателям перехода на новые образовательные стандарты. Динамика изменений представлена в приложении №3.

На настоящий момент (май 2012 г.) по данным КПМО в каждом образовательном учреждении района разработана основная образовательная программа начального общего образования, которая соответствует структуре, заданной стандартами нового поколения.

1.2. Период введения ФГОС ООО.

По результатам проведенного в мае 2012 г. мониторинга готовности образовательных учреждений Приозерского муниципального района выявлен общий процент готовности школ, принимающих участие в пилотном эксперименте по введению ФГОС основного общего образования. Наиболее высокий общий показатель готовности к введению ФГОС ООО выявлен в МБОУ «СОШ №1» (67,4%). С частности в данном образовательном учреждении помимо 100 % финансового и психолого-педагогического обеспечения имеется достаточно высокий уровень готовности организационно-методического, информационного и кадрового оснащения в сравнении с двумя образовательными учреждениями, принимающими участие в эксперименте. Наиболее низкое организационно-методическое и материально-техническое обеспечение в МБОУ «СОШ №4» (соответственно 50% и 47,1%), низкие процентные показатели по нормативно-правовому и кадровому обеспечению отмечены в МБОУ «СОШ №5» (соответственно 17,2% и 59,2%).

100% показатель по каждому образовательному учреждению выявлен только по параметру «Финансовое обеспечение и параметру «Укомплекопованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками». Значительно низкие показатели во всех образовательных учреждениях, в сравнении с необходимым уровнем, установлены по параметру нормативно-правовое обеспечение.

Анализ среднего балла в процентном соотношении выявил наиболее низкие показатели по параметрам «нормативно-правовое» и «материально-техническое» обеспечение, наиболее высокие по показателям «финансовое» и «психолого-педагогическое» обеспечение (приложение №4).

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

2.1. Координационный совет по введению и реализации ФГОС

С целью организации организационно-управленческой деятельности по обеспечению готовности муниципальных общеобразовательных учреждений к переходу и реализации федеральных государственных стандартов нового поколения приказом комитета образования Приозерского муниципального района №251 от 09.11.2011 г. создан Координационный совет по введению ФГОС ООО на 2011-2012 г.

06.12.2011 г. состоялось заседание районного совета, на котором был утвержден состав, обсуждены положение, основные задачи и примерный план заседаний. В состав совета были включены: председатель комитета образования, главный специалист комитета образования, методист по инновационной работе, а также директора и заместители директоров ОУ Приозерского муниципального района. Основными задачами действующего Координационного совета в настоящее время являются, прежде всего, информационная, организационная и ресурсная поддержка введения ФГОС ООО в ОУ; мониторинг введения ФГОС ООО в ОУ; утверждение результатов введения ФГОС НОО и подготовка предложений по стимулированию деятельности учителей по разработке и реализации проектов введения ФГОС ООО на всех ступенях ОУ. По итогам заседания КСбыли приняты следующие решения: согласовать систему внешнего мониторинга по введению и реализации ФГОС НОО, ООО; утвердить план-график введения ФГОС общего образования в 2011/2012 учебном году на муниципальном уровне; рекомендовать методическому отделу ЦИТ, руководителям ОУ организовать обучение всех учителей начальных классов, административных работников по программам введения ФГОС; разработать инструктивно-методические материалы по организации внутришкольного контроля за реализацией ФГОС НОО и др.

В целях наиболее оптимального решения поставленных муниципальным Координационным советом задач, представители совета и образовательных учреждений, имеющие непосредственное отношение к реализации ФГОС в районе приняли участие в ряде заседаний Регионального Координационного совета, посвященных актуальным вопросам и проблемам введения и реализации ФГОС:

22 ноября 2011 г. на базе Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области состоялось заседание регионального Координационного совета по введению ФГОС общего образования второго поколения в системе образования Ленинградской области по теме: «Обеспечение реализации ФГОС начального общего образования в системе образования Ленинградской области».

01 марта 2012 г. на базе МБОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5» состоялось заседание межрегионального Координационного совета по введению ФГОС общего образования второго поколения в системе образования Ленинградской области по теме: «Введение и реализация ФГОС общего образования в системе образования Ленинградской области».

2.2. Заседания территориальной экзаменационной комиссии

С целью организации организационно-управленческой деятельности по обеспечению подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в образовательных учреждениях района приказом комитета образования Приозерского муниципального района создана территориальная экзаменационная комиссия на 2011-2012 уч. год. В состав ТЭК были включены: председатель ТЭК – Шкута Е.А., заместитель председателя ТЭК – Подолочная Г.В., ответственный секретарь ТЭК – Зверева И.С. и члены ТЭК: руководители и заместители руководителей ОУ района. В рамках работы ТЭК были проведены следующие заседания:

01 декабря 2011 г. на базе комитета образования района прошло первое заседание ТЭК по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования в 2012 году, на котором были приняты следующие решения: согласовано положение о ТЭК, ТПК, ТКК, ОН, согласован состав председателей ТПК, согласован перечень ОУ-ППЭ с участием ТЭК. Кроме того, решено провести тренировочное тестирование выпускников 9 классов в указанные сроки с участием Регионального «Центра ЕГЭ», привлечь состав ТПК для работы в тренировочном тестировании и направить председателей территориальных предметных комиссий на обучение в ЛОИРО согласно графику проведения.

19 декабря 2012 г. на базе ЦИТ прошло совещание заместителей директоров по УВР на котором были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы: о проведении контрольно-педагогических измерений по русскому языку по материалам единого государственного экзамена для обучающихся 11 (12) классов общеобразовательных учреждений Приозерского муниципального района (Подолочная Г.В.); о результатах муниципальных диагностических контрольных работ по русскому языку и математике в 9-х класса образовательных учреждений Приозерского района (Карабицкая Л.А.), о результатах анкетирования психологической готовности учащихся 9-х классов к прохождению ГИА (Зверева И.С.) На совещании присутствовали: заместители директоров по УВР из 17 образовательных учреждений района.

09 февраля 2012 г. базе комитета образования района прошло второе заседаниетерриториальной экспертной комиссии по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации. Были приняты следующие решения: приняты к сведению анализ исполнения плана-графика по подготовке к ГИА и распоряжение КО и ПО об установлении шкалы перевода первичного балла в пятибалловую шкалу по предметам; согласована схема формирования состава организаторов, ОУ рекомендовано назначить чтецов для проведения экзамена по русому языку из числа учителей русского языка, внесены предложения по работе ТПК при проведении ГИА в основной период, определены места проверки бланков ответов членами ПК; в состав ПК решено ввести работников ЦИТ для обеспечения компьютерной обработки результатов. Кроме того, решено организовать регистрацию участников ГИА в новой форме, обучение организаторов ГИА в новой форме в указанные сроки, а также сформировать списки участников ГИА и согласовать список общественных наблюдателей.

12 мая 2012 г. было проведено заключительное третье заседаниетерриториальной экспертной комиссии по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации, которое также было посвящено итоговому обсуждению вопросов организации и проведения государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях Приозерского муниципального района.

2.3. Организация работы сайта ЦИТ по разделам «Образовательные стандарты» и «Государственная итоговая аттестация»

С целью своевременного и качественного информирования административных и педагогических работников образовательных учреждений Приозерского муниципального района по актуальных вопросам введения и реализации ФГОС в районе, а также вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 2012 г. на сайте ЦИТ были проанализированы, пересмотрены и реформированы разделы «ФГОС» и «ГИА».

Так как ранее информация по данным разделам была размещена бессистемно, а некоторые документы не являлись действующими и актуальными. Итогом аналитической работы с материалами сайта стало полное изменение структуры и содержания его разделов. В декабре 2012 г. на сайте ЦИТ появился новый спроектированный структурированный раздел «Образовательные стандарты», который включил в свой состав подразделы: «ФГОС», «ФГОС НОО» и «Методическая помощь руководителям и учителям ОУ». В подразделе «ФГОС» были размещены все имеющиеся и действующие документы по актуальным вопросам введения ФГОС, определены ключевые термины направления, представлено нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение, а также размещен единый квалификационный справочник должностей. Кроме того, в данном разделе представлены все материалы о деятельности Координационного совета в районе и материалы семинаров и конференций по вопросам ФГОС.

В подразделе «ФГОС НОО» размещены материалы об организации, содержании и основных подходах ФГОС НОО. Имеются требования к условиям реализации ООП НОО, прописаны критерии готовности образовательного учреждения к внедрению ФГОС НОО, а также представлена аналитическая информация о введении ФГОС НОО в ОУ Приозерского муниципального района.

В подразделе «Методическая помощь руководителям и учителям ОУ» размещены документы концептуального характера (концепция духовно-нравственного воспитания гражданина РФ, фундаментальное ядро развития содержания общего образования, концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ и воспитания школьника в Ленинградской области), представлен базисный учебный план образовательных учреждений РФ, реализующих ФГОС НОО, представлена примерная образовательная программа, а также методические материалы о системе оценки достижения планируемых результатов и организации внеурочной деятельности в ОУ.

Раздел «Государственная итоговая аттестация» был структурирован по четырем направлениям: «нормативные документы», «результаты ГИА», «информация о ГИА для учителей» и «информация о ГИА для выпускников». В каждом подразделе материалы обновлены в соответствии с действительностью и размещены по соответствующему назначению. В мае 2012 г. в раздел добавлен временно действующий подраздел «ГИА-2012», где размещены основные нормативные документы о проведении ГИА в 2012 в ОУ Приозерского муниципального района.

В настоящее время разделы сайта ЦИТ: «Образовательные стандарты» и «ГИА» регулярно обновляются новыми нормативно-правовыми и информационно - методическими документами и материалами. Кроме того, рамках реализации программы ММС «Организация работы муниципальной базовой площадки и методическое сопровождение внедрения ФГОС основного общего образования в Приозерском районе», на сайте создан отдельный раздел «ФГОС ООО», посвященный вопросам и проблемам введения стандартов нового поколения в основной школе. В новом разделе размещены документы и материалы о реализации ФГОС ООО в образовательных учреждениях района.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. За отчетный период 2010 учебный год

    Доклад
    Государственное образовательное учреждение Центр развития ребенка - уникальный клубный детский сад (далее – Учреждение) был открыт в 2007 году на территории муниципального района «Крылатское».
  2. Учебно-методическое обеспечение учебного плана 1-11 классов в 2011-2012 учебном году

    Учебно-методическое обеспечение
    И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Коллектив авторов. Природоведение. Биология. Экология.: 5 – 11 классы: программы.
  3. Учебный план МБОУ «СОШ № 10» на 2011-2012 учебный год

    Пояснительная записка
    Учебный план составлен на основе регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013
  4. Анализ работы педагогического коллектива лицея №2 за 2011-20 12 учебный год в 2011-2012 учебном году работа педагогического коллектива строилась в соответствии с программой развития лицея и комплексно - целевым планом работы в соответствии

    Анализ
    -Продолжить апробацию и реализацию дополнительных программ образования; программ элективных курсов для предпрофильной подготовки профильного обучения учащихся
  5. 2011-2012 учебный год (4)

    Конкурс
    - Московский педагогический марафон учебных предметов, День учителя начальной школы, семинары по теме «Формирование и развитие УУД и достижение планируемых результатов в условиях ФГОС НОО», сертификат участника, 24.
  6. Публичный доклад моу лицей № 1 п нахабино 2011-2012 учебный год содержание

    Доклад
    Лицей №1 п. Нахабино – самая первая школа, которая появилась на территории поселка Нахабино. У школы богатая история и большой путь от поселковой школы к школе с углубленным изучением отдельных предметов, к лицею.
  7. Учебно-программное обеспечение моу «сош с березина речка» на 2011-2012 учебный год

    Литература
    1. Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец Азбука. Учебник по обучению грамоте для 1 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2011

Другие похожие документы..