Главная > Анализ


В первом полугодии этого учебного года организовать обучение педагогических и административных работников информационным технологиям на базе ЦИТа не представилось возможным в связи с тем с отсутствием педагогов, которые могли бы вести данные курсы.

Во втором полугодии были организованы КПК (72 часа) «Основы компьютерной грамотности» для работников дошкольных образовательных учреждений. Было обучено 25 человек.

4. заочные (дистанционные) региональные и федеральные КПК ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» и др.

В течение всего учебного года информационно-методическим отделом ЦИТа регулярно направлялась информация в ОУ о заочных (дистанционных) КПК, предлагаемых различными организациями (как бесплатных, так и платных). На сегодняшний день довольно востребованы педагогами вебинары, организуемые различными издательствами, например, издательством «Просвещение», по написанию учебных программ по ФГОС начальной школы, освоению новых УМК и др. Педагоги школ самостоятельно, при желании, подавали заявки на эти КПК и проходили обучение.

Во втором полугодии этого учебного года согласно письма КО ЛО на муниципальном уровне было организовано участие педагогов ОУ в федеральном проекте «Разработка, апробация и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ» (дистанционные КПК, организованные ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет». В проекте приняли участие 15 педагогов из четырёх ОУ района (МБОУ СОШ№4, МБОУ СОШ№5, МБОУ СОШ№1 и МБОУ ЦДОД ЦИТ). Обучение будет завершено в июне 2012 года.

Выводы:

- учитывая тот факт, что прошлом учебном году из 220-ти заявленных на обучение в ЛОИРО педагогических и административных работников, лишь 190 закончили обучение и получили соответствующие удостоверения, руководителям образовательных учреждений следует усилить контроль за посещаемостью КПК работниками школ (согласно ежегодного приказа комитета образования МО Приозерский муниципальный район ЛО);

- в связи с введение ФГОС, значительно возросла потребность в соответствующем обучении педагогов и административных работников не только начальной и основной школ. Поэтому в следующем учебном году необходимо организовать КПК ЛОИРО по введению ФГОС для учителей основной школы на базе ЦИТа (аналогичные курсы проводились в этом учебном году для учителей начальных классов);

- педагогические работники образовательных учреждений, повышающие свою квалификацию, нуждаются в помощи при освоении дистанционных модулей КПК. Необходимо в начале следующего учебного года провести обучающий семинар для заместителей директоров по УР, для того, чтобы в дальнейшем они могли оказывать помощь педагогам школы при регистрации на сайте ЛОИРО, публикации на сайте материалов и т. д.;

- из 139-ти заявленных на обучение компьютерным технологиям на базе ЦИТа в этом году обучено всего 25 человек. На следующий учебный год необходимо запланировать курсы, семинары и практические занятия согласно запросам ОУ;

- всё большую популярность, как показывает практика, приобретают среди педагогов школ заочные (дистанционные) КПК и вебинары. В следующем учебном году планируется продолжать информирование ОУ о мероприятиях такого рода, организованных различными организациями;

  1. Оказание информационно-методической поддержки предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ

учебный год 2011/2012 для методиста по профильному обучению стал первый годом работы в данной должности, дата выхода на работу 23 октября 2012г. В связи с чем начальный период работы был прежде всего временем вхождения в вопросы профильного обучения (далее – ПО) и предпрофильной подготовки (далее – ППП) и составления единой картины о состоянии ПО и ППП в общеобразовательных учреждениях Приозерского района, а именно:

- изучение имеющейся в отделе документации (печатной и в электронном виде) по вопросам профильного обучения и предпрофильной подготовки в школах Приозерского района;

- изучение итогов эксперимента по ведению профильного обучения в городских школах в 2004-2007 гг.;

- изучение нормативно-правовой документации профильного обучения и предпрофильной подготовки;

- изучение результатов мониторинга ПО и ППП в ОУ Приозерского района за прошлый год по имеющимся в отделе анкетам;

- изучение отдельных методических вопросов, связанных с результатами эксперимента по профильному обучению и настоящей ситуацией в школах;

- особо был изучен пакет документации, посвящённой работе Экспертного Совета в связи с необходимостью экспертизы элективных курсов;

- были получены консультации по вопросам профильного обучения у бывшего методиста по профильному обучению Ильиной И.В., зам.директора по учебной работе СОШ № 1 Комляковой Н.Н., зам.директора по УВР, ответственной за ПО и ППП СОШ № 4 Степановой Т.А., специалиста комитета образования Сидоренко С.Т., сотрудника ЛОИРО Жуковицкой Н.Н. (по всем консультациям сделаны записки для использования в работе).

В течение года собиралась информация от ОУ и заполнялись отчёты по мониторингам по профильному обучению и профориентационной работе (январь, июнь 2012 г.) в соответствии с письмами Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.

Вся собранная информация структурирована по электронным папкам и хранится в рабочем компьютере в папке «Профильное обучение» и на сайте ЦИТа. Материалы постоянно использовались в текущей работе.

В конце ноября на основе анализа текущей ситуации и в результате появившихся вопросов по процедуре утверждения элективных курсов мной была составлена Служебная записка по Экспертному Совету (приложение 1), где были представлены предложения по возобновлению деятельности Экспертного Совета и расширению его функций и полномочий в том числе для проведения экспертиз программ развития школ района для составления единой картины содержания их деятельности, налаживания взаимодействия школ, что в свою очередь могло бы послужить основой для создания единой муниципальнойпрограммыразвития образования и воспитания Приозерского района и для оценки возможности создания муниципальных экспериментальных площадок по различным направлениям модернизации образования и инновационной деятельности. Экспертиза элективных курсов должна была стать лишь частью работы Экспертного Совета. Предложения по Экспертному Совету готовились при совместном обсуждении с занимавшей должность заместителя председателя Экспертного совета Комляковой Н.Н., из первых рук знакомой с насущными проблемами и задачами.

24 ноября Служебная записка была представлена для принятия решения гл.специалисту КО Г.В. Подолочной, в результате чего внесение поправок в функции и полномочия Экспертного совета не было поддержано комитетом образования, а экспертизу элективных курсов было решено поручить предметным РМО.

В связи с чем мной был разработан новый «Порядок экспертизы программ элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Приозерского района» с пакетом необходимой документации, представленной в Приложениях к Порядку (6 приложений). Порядок был утверждён приказом комитета образования № 306 от 08.12.2011 г., разослан по школам и размещён на сайте ЦИТ в разделе «Профильное образование».

В начале декабря на сайте ЦИТа в разделе «Методическая работа» был создан раздел «Профильное обучение» (с подразделами «Документы», «Экспертный совет», «Элективные курсы», «Профильное обучение», «Профориентация») для размещения нормативных документов и всей необходимой информации по направлению. Наполнение раздела происходило в течение учебного года.

В октябре-ноябре 2011 г. в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в общеобразовательных учреждениях Приозерского муниципального района был проведён анализ основных показателей организации профильного обучения в 2010-2011 учебном году. Кроме того, в октябре 2010 г. и 2011 г. проводились мониторинги Областного Комитета образования по развитию предпрофильной подготовки, профильного обучения школьников в Приозерском муниципальном районе (ответственные за проведение - начальник ИМО ЦИТ Карабицкая Л.А. и гл.специалист КО Подолочная Г.В).

Представленные школами сведения были обобщены в начале декабря месяца в статистической таблице «Статистическая таблица на основе данных мониторинга КПМО и мониторинга по ПО комитета общего и профессионального образования Ленинградской области (октябрь-ноябрь 2011 г. и октябрь 2010 г.» (приложение 2).

На основе приведённых в таблице данных была составлена «Аналитическая справка по результатам организации профильного обучения в общеобразовательных школах Приозерского муниципального района» (приложение 3). В ней был сделан обзор состояния профильного обучения в районе по численности учащихся района, охваченных профильным обучением, по имеющимся в школах профилям, по критериям эффективности профильного обучения. В заключении были подведены итоги, сделаны выводы и запланированы задачи для профильного обучения на вторую половину учебного года (неизбежно подвергшиеся в дальнейшем корректировке текущими задачами).

Таблица и Аналитическая справка были представлены 12.12.2011 г. для ознакомления главному специалисту комитета образования Г.В. Подолочной и размещены на сайте ЦИТа в разделе «Профильное образование».

В течение ноября изучался вопрос о целесообразности введения профильного обучения в Мельниковской и Отрадненской СОШ на основе анализа результатов итоговой аттестации выпускников 11 класса и особенностей условий образовательного процесса, в результате чего была составлена «Аналитическая справкао целесообразности введения профильного обученияна старшей ступенив «МОУ Мельниковская СОШ» и «МОУ Отрадненская СОШ»в 20012/2013 уч. году» (приложение 4).Справка была предоставлена для рассмотрения гл.специалисту КО Г.В. Подолочной, которой ранее была поставлена задача введения в 2012/2013 уч.году профильного обучения в указанных школах.

В декабре 2011 года подробно изучался вопрос о связи вопросов профильного обучения с подпрограммой «Одарённые дети» в свете новой образовательной парадигмы, направленной на своевременное выявление индивидуальных способностей учащегося и организацию продуманной программы сопровождения - «дар» – как потенциальные возможности каждого ребёнка, но требующие своевременного выявления и развития. Была составлена «Аналитическая справка по результатам организации работы с одарёнными детьми в общеобразовательных школах Приозерского муниципального района в 2010/2011 учебном году» (приложение 5).

На основе сравнительного анализа различных показателей Всероссийской олимпиады школьников нынешнего и прошлого учебных лет, по итогам экзаменов по профильным предметам был сделан вывод о недостаточном внимании к интеллектуальной одарённости детей (в отличие от творческой, художественной). В результате изучения сложившихся в других районах (и регионах) систем работы с интеллектуально одарёнными детьми и беседы с деканом кафедры дополнительного образования в ЛОИРО Н.Н. Жуковицкой был сделан вывод о целесообразности объединения вопросов (и источников финансирования) профильного обучения с программой «Одарённые дети» и возможностей дополнительного образования.

В Приозерском районе в настоящее время не принята муниципальная программа «Одарённые дети», поэтому этап выявления и сопровождения индивидуальных способностей учащихся практически не продуман, так как олимпиадное движение делает ставку на учащихся, уже проявивших свои способности, кроме того, за редким исключением, это учащиеся начиная с 8 класса. В то время как период наибольшей любознательности к различным областям человеческой знания (а не мотивации в учебном процессе как постановки конкретной прагматичной цели) приходится именно на младший подростковый возраст (5-6 класс). В 7-8 классах, если не был выявлен индивидуальный учебный интерес и по причине кризиса подросткового возраста на первый план выходят проблемы взаимоотношений со сверстниками и поиск ответов на «главные» вопросы, которые практически не находят своего адекватного отражения в школьных программах. В связи со всем вышеизложенным основное место в работе с «одарёнными детьми» в Приозерском районе – художественное творчество, а основная форма организации - мероприятия, в которых необходимо прежде всего демонстрировать свои достижения.

В настоящее время существует ряд научных исследований, где говорится о повышенной уязвимости «одарённых» детей в сфере отношений со сверстниками и взрослыми: собственный перфекционизм, стремление или требования окружающими от такого ребёнка быть лидером и вместе с тем повышенная чуткость и острое переживание социальной несправедливости. Поэтому таким детям требуется дополнительная помощь для того, чтобы разобраться в переживаниях окружающего мира и общества. Следовательно, психолого-педагогическая поддержка должна стать неотъемлемой частью программы «Одарённые дети».

Данная справка была представлена в комитет образования 13 января 2012 года, но не получила оценки и указаний о направлении действий. Вопрос о создании ресурсного центра был воспринят как заведомо неосуществимый. Самое же парадоксальное, что в подготовке отчёта о проделанной за год (2011/2012) работе к Совету Северо-Западного образовательного округа, проходившему в г. Приозерске в апреле 2012 г., выяснилось, что в решениях прошлогоднего Совета как раз и было запланировано создание такого ресурсного центра для одарённых детей. В связи с чем в очередной раз встаёт вопрос о существовании двух никак не связанных друг с другом миров – бумажно-бюрократическом и реальном школьном процессе.

В декабре 2011 года изучался вопрос организации обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам, в связи с чем была совершена поездка в «СОШ № 3» пос. Сиверский Гатчинского района для изучения подобного опыта в школе с малой наполняемостью (300 учащихся). После подробной беседы с директором Сиверской школы О.А. Воропаевой и изучения любезно предоставленной информации по организации расписания и учебного плана был запланирован выездной семинар для руководителей ОУ Приозерского района для изучения опыта школы.

Выездной семинар, первоначально назначенный на февраль, по объективным причинам (прохождение Сиверской школой процедуры аттестации и местные обстоятельства) состоялся 15 марта 2012 г. Сиверской СОШ была предложена программа для руководителей ОУ Приозерского района с обзорной экскурсией по школе, выступлениями зам. директора и директора школы по вопросам организации обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) и посещениями уроков в малых профильных группах в рамках элективных курсов.

В семинаре приняли участие 11 директоров Приозерского района (1 человек отсутствовал по болезни). Администрация и сотрудники школы уделили директорам нашего района серьёзное внимание: щедро делились наработками и опытом, уроки с малых профильных группах проводились по различным предметам, благодаря чему можно было составить достаточное представление о преимуществах организации учебного процесса по такой схеме. Директора были воодушевлены уровнем знаний и заинтересованностью учащихся, а также энтузиазмом и творчеством своих коллег. Кроме того, приём был чрезвычайно щедрым и радушным, а масштабы школы соизмеримы со школами района. Информация о состоявшемся семинаре была размещена на сайте ЦИТ. Во все школы разосланы необходимые материалы для организации учебного процесса по ИУП.

29 марта состоялось Совещание руководителей общеобразовательных учреждений Приозерского муниципального по вопросам профильного обучения «Профильное обучение: опыт, перспективы развития», вела совещание зам. председателя КО Тысячная Г.Ф.

За месяц до проведения совещания по школам были разосланы анкеты, посвящённые вопросам профильного обучения, результаты опроса были проанализированы и представлены в таблицах и выводах на совещании 29 марта. В выступлениях директоров средних школ был представлен опыт организации профильного обучения в школах, в том числе в школах, входящих в региональную экспериментальную площадку, а так же обсуждались существующие на данный момент трудности и проблемы профильного обучения.

Мной как методистом в схемах и таблицах были представлены результативность ПО и поставлена проблема удовлетворения образовательных запросов учащихся, поступивших в ВУЗы вне профиля, в котором они обучались в 10-11 классах. Схематически показано распределение учащихся по профилям в условиях дублирующихся профилей городских школ. Представлены варианты организации межшкольных элективных курсов в других регионах, система элективных курсов старшеклассников в «Сиверской СОШ», представлены образцы нормативной документации для организации сетевого взаимодействия городских школ в профильном обучении и представлены образцы заявлений для помощи учащимся и родителям в определении профиля.

На совещании выступила также зам.декана факультета «Естествознание. Туризм» ЛГУ им. А.С. Пушкина доцент Гаджиева Е.А. с предложениями о возможных вариантах взаимодействия ЛГУ с образовательными учреждениями Приозерского района, впоследствии варианты сотрудничества были изложены в официальном письме от ректора ЛГУ на имя председателя комитета образования.

На данный момент ни одно из предложений ЛГУ не востребовано школами: остался без внимания проект создания профильной группы с направлением «сельский туризм» на базе одной из городских школ. Причина в том, что старшеклассники Приозерска не имеют опыта перехода за профилем в другую школу (проблемы социализации, подкреплённые немотивированностью администрации школ, заинтересованной в количестве учеников при подушевом финансировании и демографическом кризисе).

Не востребовано и предложение по организации обучающих курсов для учителей профильных классов школ, причина в том, что администрация школ не ставит задачи введения дополнительных профилей, а существующее на данный момент качество методической работы учителей профильных классов оценивается исключительно администрацией отдельно взятых школ.

По итогам совещания было принято решение совещания руководителей, утверждённое приказом КО № 130 от 26.04.2012 (приложение 6). Поскольку со дня совещания до дня подписания решения прошёл едва ли не месяц, ранее по школам были направлены образцы анкет для сбора информации об организации внепрофильных элективных курсов (компенсирующие учебные курсы для учащихся, не укладывающихся в «прокрустово ложе» профиля своей школы) и межшкольных элективных курсов в г. Приозерске. В связи с серьёзной загрузкой школ различными мониторингами, отчётами и обширной бюрократической перепиской, заполнение анкет и сбор сведений длился дольше, чем это предполагалось.

По результатам были составлены аналитическая справка и таблицы (приложение 7). За исключением нескольких школ, одна из них – Отрадненская, которая в этом году имела универсальное обучение, а в следующем решила использовать возможности элективных курсов для решения вопросов индивидуализации обучения - идея внепрофильных элективных курсов не была активно поддержана руководителями школ района.

Особенно тревожит, что индивидуальные потребности старшеклассников не учитываются в рамках школ РЭП, так как по итогам поступления прошлого года 70% ребят поступают вне установленного профиля «сельский туризм» (эколого-технологическое и социально-экономическое направления), а значит, серьёзная часть старшеклассников этих школ и впредь должна удовлетворять свои образовательные запросы, минуя учебный план школы.

По Решению совещания руководителей о начале сетевого взаимодействия между городскими школами по итогам анкетирования составлены списки межшкольных элективных курсов. На их основе составлен проект буклета, который должен быть напечатан в достаточном количестве для будущих десяти- и девятиклассников. На данный момент проводится окончательная выверка городскими школами информации в проекте буклета. Выпуск буклета предполагается к 20 июня 2012 г.

В Решении совещания руководителей одной из задач, в которой объединяются цели подпрограммы «Одарённые дети» и задачи профильного обучения, является организация со следующего учебного года конференции для старшеклассников по различным предметным областям.

На данный момент практически закончена подготовка проекта Положения о районной учебно-исследовательской конференции учащихся «Паруса Приозерья», разработан пакет необходимых методических материалов (приложение 8). В основу была взята идея «Купчинских юношеских чтений», наиболее созвучная воспитательным и образовательным целям и задачам в нашем районе. В связи с чем я посетила научно-методический центр Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где встретилась с зам.директора по методической работе и методистами, отвечающими за «Купчинские чтения» и занимающимися проблемами мировоззренческих поисков современных подростков. Руководство ИМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга готово к оказанию нам методической помощи и открыто для сотрудничества по различным областям, в том числе в изучении опыта учителей в рамках перехода на ФГОС второго поколения.

Если работа в летнем лагере при ЦИТ «Омега» оставит возможность для продолжения работы в июне, то в течение этого месяца работа над Положением и приложениями будет окончена, в противном случае это произойдёт в августе, ближе к началу года. На последнем этапе потребуются управленческие решения для назначения ответственных лиц, курирующих отдельные направления районной конференции для учащихся.

В течение 2011/2012 учебного года в разделе «Новости» сайта ЦИТа регулярно размещались информационные статьи, посвящённые мероприятиям, связанным с вопросами профильного обучения и духовно-нравственного воспитания.

В течение всего учебного года мной координировалось проведение видеоконференций центра «Интеллект» для учащихся старших классов (от момента извещения школ вплоть до отчёта по присутствию и переписки с организатором В. Самсоновым).

В течение года посещала мероприятия, касающиеся профориентационной работы со старшеклассниками, совещания и заседания, касающиеся вопросов профориентационной работы и близких направлений в ЛОИРО, участвовала в вебинарах и интернет-семинарах. Получила свидетельство об участии в вебинаре, посвящённом организации проектно-исследовательской деятельности учащихся (вопрос, корреспондирующий напрямую с методиками профильного обучения и организацией работы конференции «Паруса Приозерья»).

В декабре-январе входила в состав оргкомитета по подготовке Первых Рождественских педагогических чтений в г. Приозерске.

По итогам решения Первых Рождественских педагогических чтений в феврале-марте мной разрабатывались предложения для программы духовно-нравственного воспитания в Приозерском районе (приложение 9). Предложения, к сожалению, не получили никаких отзывов и не имели следствий.

В марте-мае осуществлялась координация взаимодействия ДОУ и проекта «Наследники великой России» в рамках работы секции «Дошкольное образование» Рождественских педагогических чтений. Итогом стало участие двух коллективов ДОУ в конференции творческой педагогики, проходившей 24 мая 2012 г. в СПб АППО, по результатам участия была составлена служебная записка на имя председателя комитета образования Шкуты Е.А. (приложение 10).

Выводы и предложения:

1. Ввести системное изучение содержания образования разных ступеней обучения.

1.1. Необходимо создание органами управления образования продуманной системы работы именно с содержанием учебного процесса различных общеобразовательных учреждений, в частности общеобразовательных программ ОУ и конкретно с изучением их реализации. Программы развития школ района были приняты поспешно и, по всей видимости, не прошли необходимых экспертиз, а даже если прошли, их содержание является закрытым для других, не подлежит анализу, обсуждению, в связи с чем отсутствует совместный поиск решения зачастую общих проблем и единых проблем. Неудовлетворительные показатели ГИА и ЕГЭ должны быть проанализированы и в тесной связи с программами обучения по предметам, и методиками обучения начиная уже с 5 класса (а то и начальной школы, так как часто ошибки, допускаемые в выпускных классах, касаются базовых знаний по предмету).

1.2. Назначить методистов по предметам из числа наиболее квалифицированных педагогов.

Поскольку в штате методической службы не предполагается наличие методистов по предметам (как в подавляющем большинстве районов области), то предполагается, что вся методическая работа ведётся руководителями предметных РМО, однако загруженность их как педагогов зачастую лишает возможности заниматься научной методической работой. Необходимо в 2011/2012 уч.году назначить методистов-кураторов по предметам, занимающихся именно содержательной стороной, изучением методик, организацией семинаров по методическим темам и обеспечить мотивацию за счёт стимулирующей части заработной платы.

1.3. Разработать и принять муниципальную программу развития образования.

Для повышения качества образования, продуманной и последовательной работы по инновационной деятельности, а также для предупреждения рисков перехода на ФГОС и решения задач профильного обучения, необходимо создание единой муниципальной программы развития образования, в которой будут прописаны механизмы системного изучения взаимосвязи качества образования с содержанием и методиками преподавания и создан единый план методической работы по предметам под руководством высококвалифицированных педагогов.

1.4. Наладить своевременную и чёткую систему доведения информации, поступающей в адрес комитета образования и предназначенной для выполнения методистами до начальника информационно-методического района.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. За отчетный период 2010 учебный год

    Доклад
    Государственное образовательное учреждение Центр развития ребенка - уникальный клубный детский сад (далее – Учреждение) был открыт в 2007 году на территории муниципального района «Крылатское».
  2. Учебно-методическое обеспечение учебного плана 1-11 классов в 2011-2012 учебном году

    Учебно-методическое обеспечение
    И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Коллектив авторов. Природоведение. Биология. Экология.: 5 – 11 классы: программы.
  3. Учебный план МБОУ «СОШ № 10» на 2011-2012 учебный год

    Пояснительная записка
    Учебный план составлен на основе регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013
  4. Анализ работы педагогического коллектива лицея №2 за 2011-20 12 учебный год в 2011-2012 учебном году работа педагогического коллектива строилась в соответствии с программой развития лицея и комплексно - целевым планом работы в соответствии

    Анализ
    -Продолжить апробацию и реализацию дополнительных программ образования; программ элективных курсов для предпрофильной подготовки профильного обучения учащихся
  5. 2011-2012 учебный год (4)

    Конкурс
    - Московский педагогический марафон учебных предметов, День учителя начальной школы, семинары по теме «Формирование и развитие УУД и достижение планируемых результатов в условиях ФГОС НОО», сертификат участника, 24.
  6. Публичный доклад моу лицей № 1 п нахабино 2011-2012 учебный год содержание

    Доклад
    Лицей №1 п. Нахабино – самая первая школа, которая появилась на территории поселка Нахабино. У школы богатая история и большой путь от поселковой школы к школе с углубленным изучением отдельных предметов, к лицею.
  7. Учебно-программное обеспечение моу «сош с березина речка» на 2011-2012 учебный год

    Литература
    1. Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец Азбука. Учебник по обучению грамоте для 1 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2011

Другие похожие документы..