Главная > Урок



ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Содержание

СТР. Введение…………………………………………………………………………….3

Глава Ι. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

§1.Определение понятия «гуманность», его суть, структура…..…….…..6

§2. Особенности нравственного воспитания ...…………………………17

§3. Пути воспитания гуманности на уроках литературы…..…….……...25

Глава ΙΙ. СКАЗКА КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ………35

§1. Понятие «сказка». Классификация. Характеристика сказок

разных видов …… …..………………………………………………..36

§2. Роль сказок в воспитании нравственных качеств личности………...41

§3. Возрастные особенности младших подростков…..………………..47

Глава ІІІ. Экспериментальное исследование возможностей использования сказки на уроках литературы в 5 классе с целью воспитания гуманности у младших подростков

§1. Исходная диагностика……..…………………………………………..55

* Изучение представлений учащихся о понятии «гуманность»

* Изучение направленности личности школьника

* Определение уровня сформированности гуманности

§2. Описание организации и хода эксперимента..………………………62

§3. Итоговая диагностика…………………………………………………65

Заключение……………..………….………………………………………71

Список литературы.

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших подростков связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:        во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;        во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;        в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[52]. Педагоги констатируют, что все чаще в повседневной жизни приходится сталкиваться с жестокостью детей, подростков в отношении своих ровесников, родителей и стариков. Ужасающими примерами жестокости, равнодушия пестрят газетные заметки, статьи журналов, телевизионные передачи. Насущной потребностью общества становится совершенствование работы школы по воспитанию человечности в молодом поколении. Содержание нравственного воспитания в современных общеобразовательных учреждениях претерпевает существенные изменения в связи с усложнившейся в стране социальной ситуацией и острой необходимостью возродить общечеловеческие ценности. И начинать это надо со школьной скамьи. Разумное, благородное бытие человека предполагает высокий уровень гуманного отношения человека к людям. Человеколюбие – необходимое условие гармонии личного и общественного, при приоритете общественных интересов, творческой самоотдачи в интересах всех. Гуманное отношение к людям несовместимо с позицией стороннего наблюдателя, самоизоляцией личности в коллективе, ее устраненности от ответственности за общенародное дело, ведущее человека к духовной опустошенности [10]. Задача учителя- научить видеть состояние товарища, развить внимание и интерес детей к внутреннему миру другого- его мыслям, знаниям, формам деятельности, воспитать толерантность, дружелюбие, чуткость, умение открыто, но интеллигентно выражать свои чувства. Чтобы заложить в годы детства основы человечности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Однако на современном этапе развития педагогической науки и практики имеет место недостаточное количество рекомендаций, как это сделать наиболее активно, особенно в процессе обучения детей. Таким образом, существуют противоречия между необходимостью решать эту проблему и отсутствием необходимого количества методов, рекомендующих о путях и способах решения этой проблемы. Цель исследования: выявить эффективные способы воспитания гуманности у младших подростков на уроках литературы. Гипотеза: воспитание гуманности будет эффективным, если, проведя теоретическое и практическое исследование проблемы, учитывая психологические особенности младшего подросткового возраста, результаты диагностик, педагог разработает и внедрит на практике комплекс методов по воспитанию гуманности на уроках литературы посредством сказки. Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить педагогическую и специальную литературу по исследуемым проблемам;

- ознакомиться с опытом работы отечественных учителей по этой теме;

- изучить возрастные особенности младших подростков;

- подобрать и провести диагностики, необходимые для исследования;

- разработать комплекс методов по воспитанию гуманности у младших; подростков посредством сказки на уроках литературы в 5 классе.

Объект исследования: нравственное воспитание младших подростков на уроках литературы.

Предмет исследования: процесс воспитания гуманности у младших подростков на уроках литературы посредством сказки.

В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:

- анализ научной, психолого-педагогической литературы;

- наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- беседа.

Первая часть работы посвящена теоретическому анализу нравственного воспитания в формировании учебной деятельности.

Во второй части рассматривается влияние сказки на воспитание гуманности у младших подростков с учетом возрастных особенностей.

В третьей части раскрывается опытно-экспериментальная работа.

Работа содержит Приложение, в котором предоставлены материалы исследовательской работы и уроки.

Глава І. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

В человеческой душе заложен самой природой

огромный диапазон добрых, человеческих чувств

от тончайшей нежности и ласки до готовности

бороться не на жизнь, а на смерть за достоинство

человека. Но этот инструмент навсегда останется

спящим великаном, если человеческую душу не

воспитывать, если эти тысячи струн не настроить

каждую в отдельности. Одной из самых тонких

струн в этом инструменте является человечность.

В. А. Сухомлинский [51]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГУМАННОСТИ», ЕГО СУТЬ И СТРУКТУРА

Одна из задач нравственного воспитания - формирование гуманности у подростков.

Исследуя эту проблему, прежде всего, разберемся в значении таких слов как «гуманизм», «гуманность». В различных словарях даны следующие определения.

Так, в социологическом Энциклопедическом словаре понятие «гуманизм» (от лат. humanus – человеческий) трактуется как: англ. humanism; нем. Humanismus; фр. humanisme; чешск. humanismus. 1. Идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. 2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее его как «меру всех вещей» [48].

В новой философской энциклопедии:

Гуманизм (от лат. «homo» – человек, «humanus» - человеческий, человечный, «humanitas» - человеческая природа) – 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединённое «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких- либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нём самостоятельный источник творческих сил. В современной научной литературе под гуманизмом понимается, с одной стороны, вся совокупность антропологических и гуманитарных наук с другой – явление духовой жизни, выходящее по своим масштабам далеко за рамки одного лишь западноевропейского Возрождения.

Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции. В этом состояло главное открытие гуманизма, которое получило развитие в рационалистической мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума, как в познании мира, так и в создании общественно- политических форм человеческого общежития. Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально – философской мысли – гуманистический идеал личности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первых коммунистических утопий… [32].

В русском толковом словаре В.В. Лопатина; Л. Е. Лопатиной:

«Гуманизм» 1. Мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности.

«Гуманный» Человечный, проникнутый вниманием и уважением к людям. Гуманные побуждения [22].

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

«Гуманизм» 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.

«Гуманный» Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Поступить гуманно [33].

В психологическом словаре:

«Гуманизм» отражает высокий уровень сознательного отношения человека к людям.

Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, морально – политические чувства, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и Гуманизм душевную теплоту.

«Гуманность» обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности – в актах содействия, соучастия и помощи.

«Гуманный» (лат. humanus) – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью [36].

В словаре Иностранных слов в русском языке:

«Гуманизм» [< лат. humanus человечный] – мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; г. эпохи Возрождения (Ренессанса, 14 – 16 вв.) – общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в её борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики), против феодального закрепощения личности. Придя к власти, буржуазия перешла к различным формам реакционной теории и практики, которые не имеют ничего общего с гуманистическими принципами; буржуазное мировоззрение, стремящееся увековечить капиталистический гнёт, частную собственность на орудия и средства производства, эксплуатацию и порабощение трудящихся, чуждо и враждебно подлинному гуманизму.Наиболее враждебной гуманизму является человеконенавистническая идеология современной империалистической буржуазии.

«Гуманность» [< лат. humanus человечный] – человечность, человеколюбие, уважение к человеческому достоинству.

«Гуманный» [лат. humanus] – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью [44].

Остановимся на определении слов «гуманность», «гуманный» из психологического словаря.

Гуманность относится к сложным моральным качествам, в образование которых участвует ряд простых.

По мнению составителей психологического словаря, компонентом гуманности выступают: уважение, чуткость, чувство справедливости, сочувствие, доверие, самокритичность, мужество. Эти качества определяют содержательную сторону гуманности, а такие, как вежливость, терпимость, уступчивость, требовательность, скромность, обеспечивают оптимальную форму её выражения вовне [36].

Названое слагаемое представляют структуре гуманности не механическую сумму частей, а подвижную систему, компоненты которой вступают в тесное взаимодействие. Результатом такого взаимодействия являются новые качества, отсутствующие у отдельно взятых составляющих. Это обострённое чувствование человеком своего долга перед людьми, наслаждение чужой радостью, чужим счастьем, благодаря которому человек ощущает «потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек».

Каждое из простых качеств, образующих гуманность, - это разновидность лишь какой-то стороны человечного отношения к людям, его частичное проявление. Так, уважение – это признание достоинства, ценности личности другого человека. Чуткость – внимательность и заботливое отношение к волнующим других людей проблемам. Чуткость облегчает понимание мотивов, которыми руководствуются люди, совершая те или иные поступки. Она позволяет правильно определять меру требовательности к человеку.

Чувство справедливости – это признание обязательными для всех (в том числе для себя, родных, друзей) моральных требований общества и уважение, на ряду со своими правами, прав других людей. Только уважая права других, человек активно, свободно выполняет свои обязанности по отношению к ним. Чувство справедливости рождает личную инициативу, самостоятельность и решительность в борьбе с антигуманными проявлениями в поведении окружающих.

Доверие – это отношение к другому как к человеку, действующему по справедливости, т.с. сознающему свои обязанности по отношению к людям и способному добросовестно выполнять их.

Сочувствие – свойство человека как общественного существа, позволяющее ему ставить себя на место другого, видеть в нём подобного себе и таким образом глубже понимать его душевные состояния. Это свойство побуждает к состраданию, к бескорыстной поддержке другого.

Самокритичность – видение себя глазами окружающих. Самокритичность создаёт открытость индивидуального сознания по отношению к окружающему миру, потребностям других людей, коллектива, общества.

Мужество – волевое свойство личности, поддерживающее ясность и активность морального мышления в опасных ситуациях. Мужество сохраняет у человека способность находить нравственно безупречные решения в экстремальных ситуациях и поступать в соответствии со своими моральными убеждениями.

Для укоренения в подрастающих поколениях гуманности важно, чтобы каждое из частичных проявлений приобрело устойчивость, т. е. стало черной характера. А это возможно, если источником этих проявлений станут, наряду с требованиями взрослых, потребности, интересы, чувства, ценностные ориентации самого ребёнка. Лишь с их развитием человеколюбием приобретёт у школьников стойкий характер. Именно потребности, интересы, чувства, убеждения, выполняя роль внутренних побудителей гуманных поступков, и являются «строительным материалом» для простых качеств, структурирующих гуманность.

Потребность – это влечение, тяготение человека к таким состояниям, которые обеспечивают сохранение и развитие. По этому выделяют (как среди биологических, так и среди социальных потребностей) две разновидности: потребности сохранения и потребности развития.

Источником бескорыстного служения человека людям выступает группа прижизненно формируемых потребностей: в эмоциональном контакте, в приобщении духовному миру другого, в уважении окружающих, в самоуважении, в творческой самоотдаче людям.

Ключевым условием развития в ребёнке исходной гуманистической потребности в эмоциональном контакте является заинтересованное внимание к нему со стороны окружающих. Причём если на ранних стадиях её развития важнейшее значение имеет контакт с матерью, то постепенно круг лиц, проявляющих заинтересованное отношение к ребёнку, должен расширяться, включая и воспитателей, и сверстников.

Только при этом условии поддержание эмоциональных контактов с окружающими становится потребностью растущего человека. А на основе этого стремления развивается умение сопереживать другому, считаться с его интересами.

По мнению Л.Наумова, высокие результаты в гуманистическом воспитании подростков и юношества, которых достигли выдающиеся педагоги, в значительной мере обеспечивались удовлетворением и развитием именно этой потребности воспитуемых [31].

С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм ценностей. Под понятием «педагогические действия» подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу. Один из них есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой – активность самой системы по отношению к воздействующему объекту.

Качественная сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени её убеждённости, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Философы считают, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самое благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувства собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать её лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, тем самым, представляет собой единства духовной жизни воспитателя и воспитанников. В первую очередь необходимо добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогике подразумевает неприменение спасительной силы наказаний – своеобразного «педагогического экстремизма»: воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой–то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своём воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Недопустимо нанесение нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства; не представляет сомнение в уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большого зла в человеческих отношениях чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие ( или – ещё хуже – высокомерие) к окружающим. «Важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как своё личное». Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство, отрочества – важнейшие периоды человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок [32].

Велико при этом влияние личных качеств учителя.

Ш. А. Амонашвили обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, но радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки из завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребёнок становится его соратником в своём же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идёт не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребёнок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идёт о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребёнка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы viii вида

    Урок
    ... через посред­ство звуковой ... литературы. На примере художественной литературывоспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка ... сказки для младших ... коррекционных классах.- М: Леонов С.А. Речевая деятельность наурокахлитературы.- ...
  2. Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы viii вида

    Урок
    ... через посред­ство звуковой ... литературы. На примере художественной литературывоспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка ... сказки для младших ... коррекционных классах.- М: Леонов С.А. Речевая деятельность наурокахлитературы.- ...
  3. Воспитание и обучение детей

    Книга
    ... выпуска обеспечивать подросткам социальную опеку: ... . Так, посредством соответствующих действий ... классах. В литературе освещены опыт использования программированного обучения науроках ... воспитание осуществляется в старших классах. Но и у младших ...
  4. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ
    ... воспитания детей подростков ... числе, и посредством изучения в ... фольклор (миф, сказка, легенда), песня, ... . А. Наурокелитературы в 5 классе идёт обсуждение ... младшим; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; бережное, гуманное ...
  5. «Внеурочная деятельность как средство реализации ФГОС» Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

    Документ
    ... учащихся младшихклассов. ... Воспитаниегуманного отношения к природе. 3.2. Экологическое и нравственное воспитание. ... переберу». 6. «Игра-сказка». 7. «Черепашка». ... Наурокахлитературы в 5 классе ... , посредством которых ... подростков. Их «зацикленность» на ...

Другие похожие документы..