Главная > Автореферат диссертации


Федеральное агентство по образованию

Санкт – Петербургский государственный университет

Кафедра практической психологии

Психология в профессиональной деятельности.

Дисциплины по выбору студентов.

Реферативные и научно-исследовательские работы.

Методические указания к выполнению реферативных и научно-исследовательских работ для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины по выбору студента: транспортная психология, психология делового общения, психология творчества

Санкт – Петербург

2009

Составители: Ю. И. Лобанова, В. А. Артемьева, Л. В. Осипова, О. Б. Годлиник

Федеральное агентство по образованию

Санкт – Петербургский государственный университет

Кафедра практической психологии

Психология в профессиональной деятельности.

Дисциплины по выбору студентов. Реферативные и научно-исследовательские работы.

Методические указания к выполнению реферативных и научно-исследовательских работ для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины по выбору студента: транспортная психология, психология делового общения, психология творчества

Санкт – Петербург

2009

Составители: Ю. И. Лобанова, В. А. Артемьева, Л. В. Осипова, О. Б. Годлиник

Даны методические указания и рекомендации к выполнению реферативных и научно-исследовательских работ по разделам транспортная психология, психология делового общения, психология творческой деятельности. Предложены темы работ, изложены требования к их оформлению и содержанию, требования к защите, а также критерии оценки преподавателями студенческих работ. Представлены списки обязательной и дополнительной литературы.

Рецензент: к. психол. н. И. В. Троицкая

Психология в профессиональной деятельности

Составители: Лобанова Юлия Игоревна

Артемьева Вероника Алиевна

Осипова Лариса Васильевна

Годлиник Ольга Борисовна

Редактор

Корректор

Компьютерная верстка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Требования к структуре и содержанию рефератов . . . . . . . . .

Основные требования к структуре и содержанию теоретических научно-исследовательских работ . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные требования к структуре и содержанию эмпирических научно- исследовательских работ

Общие требования к оформлению рефератов и научно-исследовательских работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Защита рефератов и НИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Критерии оценки студенческих работ . . . . . . . . . . . . . .

Некоторые студенческие ошибки . . . . . . . . . . . . . . . .

Учебная программа, темы реферативных и научно-исследовательских работ по транспортной психологии . . . . . . . . . . . . . . .

Учебная программа, темы реферативных и научно-исследовательских работ по психологии делового общения . . . . . . . . . . . . . . .

Учебная программа, темы реферативных и научно-исследовательских

работ по психологии творчества . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Присоединение России к Болонской конвенции предполагает постепенный переход от традиционной классно-урочной системы обучения к дистанционным методам и предоставление большей самостоятельности студентам в освоении научных дисциплин.

Самостоятельное освоение студентами отдельных разделов и тем научных дисциплин с подготовкой и последующей защитой выполненной работы соответствует современным тенденциям социально-экономического развития, когда специалистам требуется умение самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для решения конкретных производственных задач, в том числе и в областях знаний, выходящих за пределы непосредственной профессиональной деятельности.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, слушающих дисциплины по выбору (элективные курсы) на кафедре практической психологии и имеющих разрешение на свободное посещение занятий, а также для студентов, сдающих дисциплину экстерном, восполняя расхождение в программах, возникающее при переводе из других вузов или при восстановлении.

Приведенными в методических указаниях темами реферативных и научно-исследовательских работ могут воспользоваться также студенты, которых интересует более углубленное изучение проблематики конкретного раздела психологической науки.

Требования к структуре и содержанию рефератов

Реферат представляет собой систематизированное изложение сведений, включающее обзор ряда литературных источников, посвященных определенной теме, сопоставление различных точек зрения, возможна (и желательна) собственная оценка излагаемого. Также реферирование может сводиться к краткому (тезисному) изложению содержания конкретной научной работы, отдельной статьи (публикации) на выбранную тему.

Реферат состоит из трех частей: введения, основной части (она может включать несколько разделов, как правило, от трех до пяти) и заключения. Кроме этого реферат в обязательном порядке должен содержать список использованной литературы, а также глоссарий, в котором дается разъяснение основных терминов, использованных в работе. В реферат также могут быть (по желанию) включены приложения.

Во Введении в реферат необходимо осветить следующие вопросы:

- насколько тема разработана в современной науке (ответить на вопрос, много ли есть работ по данному направлению в России и за рубежом);

- каким образом выбранная студентом тема пересекается с его профессиональной деятельностью или сферой увлечений; если тематика связана с профессиональной сферой, то нужно уточнить, решению каких профессиональных задач могло бы способствовать изучение проблем в анализируемой области;

- обосновать актуальность темы, обозначить практическую значимость планируемого исследования;

- указать (по желанию) наличие личных мотивов (интерес к теории и т.п.)

- сформулировать цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

В Основной частиреферата следует:

- перечислить специалистов, которые известны своими работами в направлении, соответствующем вынесенной в заглавие теме;

- особо выделить тех исследователей, чьи научные публикации будут рассматриваться в данном реферате;

- отразить основные данные и факты, которые были получены в конкретных научных работах, (можно обозначить, какие проблемы остались неясными или спорными, на какие вопросы ответы не были получены);

Желательно, чтобы в реферате рассматривались несколько точек зрения на изучаемую проблему, но можно и более подробно (более детально) рассмотреть какой-то один подход к ее решению.

Не забывайте о том, что, приступая к конспектированию конкретного литературного источника, необходимо, прежде всего, точно и по полной форме записать библиографические данные, чтобы в дальнейшем делать правильные ссылки.

В Заключенииреферата должны быть сформулированы выводы, свидетельствующие о том, что поставленные задачи решены, и цель достигнута. Далее необходимо подвести итог проделанной работы с научно-практической позиции (значение данной конкретной работы для психологической науки и практики, возможные перспективы ведения исследований в данном направлении), а также оценить значение работы для личностного и профессионального роста.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Теоретическая научно-исследовательская работа (НИР) в отличие от реферата представляет собой не только изложение и сопоставление сведений из различных литературных источников, но и их сравнительный анализ и критическое осмысление (выявление сильных и слабых сторон отдельных работ, поиск «белых» пятен, то есть научных проблем, оказавшихся вне зоны внимания исследователей, работавших в данном направлении). Отражение собственного отношения и самостоятельная оценка освещаемых работ – это основные характерные признаки теоретической научно-исследовательской работы.

Композиционно теоретическая научно-исследовательская работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Количество источников, анализируемых в теоретической работе – не менее 10. Список литературы и расширенный глоссарий – обязательны.

Введение

Введение втеоретическую научно-исследовательскую работу должно содержать:

обоснование выбора темы,

формулировку цели и задач работы, обозначение предмета исследования, определение основных терминов.

исторический обзор основной научной литературы по избранной теме с выделением наиболее ярких положений, мыслей, а также по возможности должна присутствовать оценка излагаемого материала;

Основная часть.

Описание, изложение результатов проведенного теоретического исследования. Студент должен творчески переработать имеющиеся научные достижения в изучаемой отрасли знаний, самостоятельно осмыслить и интерпретировать фактический материал, представленный в исследовательской работе.

Работа должна строиться на большом фактическом материала, систематизация и осмысление которого непременно приведут к обобщению и теоретическим и практическим выводам. Возможно построение классификаций.

Основная часть должна быть разделена на главы или параграфы, которые следует озаглавить.

Теоретическая научно-исследовательская работа может быть дополнена биографическими сведениями об ученых, работавших по проблематике, заявленной в НИР, и информацией, касающейся концептуального направления их работы (можно опираться на психологические словари или вводные статьи, предваряющие собрания трудов конкретных авторов).

Заключение.

Эта часть состоит из выводов и собственно заключения.

Исследовательская работа заканчивается теоретическими выводами, которые должны вытекать из рассматриваемого фактического материала и размышлений автора исследования, т.е. из содержания основной части. Они должны строго соответствовать определенным во введении целям и задачам.

Выводы представляют собой итог, обобщение, результат исследования и должны быть четко, конкретно, лаконично сформулированы. Они могут быть пронумерованы, и каждый вывод начинаться с абзаца.

Во всей исследовательской работе, особенно во Введении и Заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Укажите, что нового лично для себя вынесли вы из работы над темой.

В выводы, завершающие НИР теоретического характера, как правило, включают (в зависимости от характера выполненной работы):

- изложение собственных соображений по поводу научной позиции, которая, по мнению автора НИР, является оптимальной для решения проблемы на данном этапе развития научной мысли;

- внесение собственных дополнений в ту научную позицию, которая представляется автору НИР наиболее эффективной в решении заявленной в теме исследования проблемы;

- тезисное отражение собственного варианта решения анализируемой в работе проблемы;

- формулировка гипотез и задач экспериментального исследования, вытекающие из логики работы (особенно в том случае, если автор НИР планирует продолжение исследования);

В заключении подводится итог проделанной работы, отмечается момент достижения поставленной цели и выполнение выдвинутых задач.

Работа должна содержать список используемой литературы (библиографию). Библиографический список не должен быть чересчур перегружен именами авторов. Он должен, с одной стороны, быть показателем научной осведомленности студента, а с другой стороны, должен показать его умение выбрать из многочисленных научных публикаций именно то, что необходимо для написания данной работы.

Если имеются приложения в виде таблиц, текстов и т. д., то они помещаются после библиографии.

В исследовательской работе обязательно должно быть оглавление, которое представляет собой схему исследования с указанием всех заголовков, подзаголовков и страниц, на которых они помещены (см. требования к оформлению)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЭМПИРИЧЕСКИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Эмпирическая научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное эмпирическое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой гипотезы, посвященное конкретной цели и решению отдельных задач, вытекающих из этой цели.

Эмпирическая научно-исследовательская работа состоит из четырех частей: введения (1), общей характеристики процедуры, методов и выборки исследования (2), описания полученных результатов (3), общих выводов и заключения (4). Она также включает оглавление, список использованной литературы, глоссарий и приложения.

Во Введении к эмпирической научно-исследовательской работе необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, а также сформулировать цель работы, гипотезу и перечислить задачи с последовательным изложением всех процедур, с помощью которых будет достигаться цель эмпирического исследования.

Основнаячасть эмпирического исследования, как правило, состоит из нескольких разделов:

  1. Краткий литературный обзор, который включает анализ литературы по избранной теме, сопоставление различных точек зрения, а также выводы, краткое резюме (или выдержки в форме цитирования) тех работ, которые явились основой (отправной точкой, базой) для формулирования цели, гипотезы и задач данного исследования.

        1. Методическая часть включает обоснование выбора метода проведения исследования, конкретных методик, а также способов статистической обработки полученных данных. В этой части дается характеристика объекта исследования – выборки испытуемых (количество опрошенных или протестированных, пол, возраст, социально-профессиональная характеристика), предмета исследования (что именно будет изучаться в данной работе) и краткое описание процедуры исследования (например, какие этапы включало исследование, в какой последовательности предъявлялись методики, в индивидуальном или групповом порядке проводился опрос).

  2. Представление и интерпретация полученных результатов. В этой части НИР эмпирического характера необходимо:

- наглядно представить (таблицы, графики и т.д.) и описать полученные результаты.

- дать им объяснение в рамках той теоретической концепции, которой автор исследования склонен придерживаться.

  1. В заключении эмпирической НИРС подводится итог проделанной работы с научно-практической позиции, определяются возможные перспективы ведения работы в данном направлении. Отмечается значение проделанной работы для личностного и профессионального роста.

Выводы в заключении необходимо сформулировать так, чтобы было ясно, насколько удалось в рамках данной работы достичь поставленной цели, какие задачи исследования были выполнены, какие из гипотез были подтверждены и какие опровергнуты.

Практические рекомендации, если их разработка входила в задачи исследования, следует выделить в отдельный раздел.

Требования к оформлению реферативной и

научно-исследовательской работы

Объем (количество страниц) во многом зависит от того, как автор раскроет тему. Объем работы может составлять максимум 30–35 страниц, минимум 20–25 страниц.

Как реферат, так и НИР в обязательном порядке сопровождаются титульным листом, планом (оглавлением) с названием частей работы и указанием номеров страниц, списком использованной литературы, приложением (глоссарием).

Титульный лист студенты Архитектурно-строительного университета обычно оформляют в соответствии с ГОСТ. Образец титульного листа представлен на с. 43

Работа представляется на листах формата А-4 в печатной форме. Требования к оформлению:

Шрифт – Times New Roman

Размер – 14 пт.

Поля – верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 15 мм.

Красная строка – 12,5 мм.

Межстрочное расстояние – 1 интервал.

Глоссарий и список литературы – 12 пт.

В тексте не должно быть грамматических и стилистических ошибок.

О ПРАВИЛАХ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В списке используемой литературы(библиографии) обязательно должны быть указаны все словари, которыми пользовался автор, и источники, из которых черпался материал исследования. Как правило, библиография составляется по алфавиту авторов книг или статей. Если данная книга является сборником публикаций многих авторов, то по алфавиту заглавий.

Если имеются Приложения, содержащие таблицы, графики, описание методик, глоссарий и т.д., то они помещаются после библиографии.

Оглавление должно помещаться в начале работы после титульного листа.

Необходимо соблюдать правила цитирования источников. Цитаты должны быть приведены точно, с полным указанием источников и только те, которые подтверждают то или иное положение исследовательской работы. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата сокращается в середине текста, то необходимо использовать многоточие. В конце цитаты у последнего слова справа вверху должна быть цифра (1, 2, 3 и т. д. в порядке цитирования авторов), указывающая на сноску, которая помещается внизу страницы под горизонтальной чертой (примерно 2,5 см внизу страницы отводится на сноски). В сноске под чертой указываются автор, название книги или статьи, ее выходные данные и страницы цитаты.

Например:

______________

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1975. (Если ссылка на все произведение.)

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 210 (Если ссылка на конкретную страницу.)

Решетина, С.Ю., Смолян, Г.Л. Информационно- психологическая безопасность личности (Контуры проблемы)// Проблемы информационно- психологической безопасности. М., 1996 (После знака // указано название сборника, в котором опубликована статья.)

Если источник, на который ссылается автор исследования, повторяется несколько раз, то применяется следующая система сносок:

_______________

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

С. 211-215.

Леонтьев, А. Н. Указ. соч. С. 102

Там же. С.225.

При упоминании автора научного труда в тексте у его фамилии справа ставится цифра, указывающая на сноску. Например:

Об этом писал проф. Б. А. Ларин.

_________________

Ларин Б. А. Диалектизмы в языке советских писателей // Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С. 228–261.

Ссылки на научную работу могут помещаться и внутри текста. При упоминании автора научного труда в тексте его фамилия с инициалами повторяется также в скобках, далее указывается год издания, если необходимо, то и страница по тексту издания.

Например:

Данная проблема поставлена проф. Б. Г. Ананьевым (Ананьев Б. Г. 1963, с. 25).

Иногда в скобках может быть указан порядковый номер упоминаемой в библиографии научной работы вместо фамилии автора, ссылка на страницу сохраняется.

Например: (125, с. 40).

ЗАЩИТА СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Работа принимается к защите только в том случае, если она представлена в установленные деканатом и преподавателем сроки.

Защита реферативной работы может осуществляться (по согласованию с преподавателем) в одной из трех форм:

  1. Ответы на вопросы, сформулированные преподавателем после ознакомления с работой;

  2. Устное сообщение по материалам работы (время доклада – 5-10 минут);

  3. Краткое изложение в письменной форме (в виде тезисов) основного содержания работы (2-4 страницы) с опорой на презентацию (по желанию).

Представление НИР, претендующей на гранты университета, производится в форме устного сообщения, имеющего поддержку в форме презентации, подготовленной в редакторе POWER POINT, включает в себя также ответы на вопросы, сформулированные руководителем и заинтересованными слушателями.

Критерии оценки студенческих работ

  1. Самостоятельность и оригинальность изложения и представления материала.

2. Защита работы: доклад, презентация, ответы на вопросы.

3. Содержание реферата и НИРС теоретического характера оценивается:

- по полноте раскрытия темы;

- по глубине критического анализа научных публикаций (выраженности собственного мнения); обозначенности упущенных отдельными авторами вопросов; критики позиции (и даже, возможно, научной платформы), выбранной для исследования проблемы; описание недостатков в описании проблем и критика предложенных для них решений;

- по степени научной новизны работ, анализируемых в исследовании (предпочтительнее опираться на публикации сроком давности не более 5 лет, за исключением тех случаев, когда поиск таких работ безрезультатен);

- по использованию в работе источников на иностранных языках (весьма приветствуется);

- по количеству проанализированных исследований (чем больше, тем лучше, но не менее 10);

При оценке НИРС содержания эмпирического характера учитываются:

- методологическое обоснование проведенного исследования

- корректность выдвинутой гипотезы;

- адекватность примененного методического аппарата;

- обоснованность выводов.

- наличие практических рекомендаций по использованию полученных результатов.

4. Рекомендуемое число научных источников для рефератов, предполагающих сопоставление точек зрения, и НИРС эмпирического характера - не менее 5. Для НИРС теоретического характера рекомендуемый минимум - 10 источников. Желательно привлечение дополнительных источников, не указанных в данном методическом пособии.

Некоторые «студенческие» стереотипы подготовки реферативных и научно- исследовательских работ, снижающие их учебную, методическую и научную ценность и являющиеся препятствием для получения зачета на основе подготовки и защиты реферата:

- прямое копирование работ из интернета без соответствующих ссылок на первоисточники;

- прямое копирование любых печатных источников (параграфов и абзацев учебников и монографий и др.) без соответствующих ссылок на первоисточники;

- полное отсутствие изложения изученных работ своими словами;

- отсутствие анализа процитированных работ, так как выполнение реферативной работы не ограничивается простым конспектированием учебной литературы на заданную тему;

- дословное переписывание выдержек из первоисточников без ссылок по установленному образцу.

Учебная программа по транспортной психологиИ

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- усвоить основные понятия психологии труда, транспортной психологии и психологии безопасности;

- изучить основные психологические факторы, лежащие в основе формирования адекватного транспортного поведения;

- иметь представление о профессионально важных качествах (ПВК) водителя, их диагностике, коррекции и развитии;

- иметь представление о психических состояниях, возникающих в трудовой деятельности и возможности их диагностики;

- иметь представление о связи между индивидуально-психологическими особенностями человека и особенностями проявления различных психических состояний;

- знать индивидуально-психологические особенности, предопределяющие безопасность поведения на производстве;

Навыки, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны позволить им:

- рационально организовывать процесс производства, учитывая влияние средовых воздействий на функционирование психики ;

- овладевать методиками управления психическими состояниями (релаксация, АТ, функциональная музыка и функциональное освещение, творчество, фармакология);

- иметь представление о возможностях психологического сопровождения профессиональной деятельности.

Занятия по курсу включают в себя лекции, психодиагностические исследования, индивидуальные и групповые психологические консультации, релаксационные занятия на основе арт-терапии, музыкальной терапии, цветового воздействия, АТ.

На основе прослушанного курса и участия в практических занятиях студенты сдают зачет или представляют письменную работу (реферат или отчет о НИР)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От реферата – к научно-исследовательской работе

    Руководство
    ... в научно-исследовательскихработахпо естественно-научнымдис­циплинам ( ... научно-исследовательскойдеятельно­сти! ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Подготовку реферативных и научно-исследовательскихработ уча­щимися по ...
  2. 2 Характеристика профессиональной деятельности специалиста по направлению подготовки 130400 – Горное дело ……

    Основная образовательная программа
    ... работы (и сдачи государственного экзамена) студент должен: знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности ...
  3. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... технологии в профессиональнойдеятельности», дисциплинповыбору, а также знания умения и навыки, полученные в процессе научно-исследовательской практики. Дисциплина «Функционально-коммуникативное ...
  4. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины история

    Документ
    ... анализа научно-исследовательскихработ. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональнойдеятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую. Студент, изучивший дисциплину, должен ...
  5. Содержание цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    ... реферативнойработы юно­му исследователю не надо высказывать собственное мнение по ... Студентыпрофессионального училища (лицея) в качестве проектной работы ... научно-исследовательскойработы, проекта Результаты научно-исследовательскойдеятельности ...

Другие похожие документы..