Главная > Автореферат диссертации


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА – ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Раздел 1. Введение в психологию общения.

  1. Общие вопросы психологии общения. Типы общения, фазы, каналы, средства, функции, стороны, механизмы. Анализ особенностей делового общения в отличии от других типов общения.

  2. Анализ различий между социальным восприятием и социальным познанием. Представление об атрибуции.

  3. Атрибуция и каузальная атрибуция. Теории «корреспондентного изучение ошибок каузальной атрибуции: фундаментальная и мотивационная ошибки.

Специальная литература к 1 разделу:

1. Андреева Г.М. «Социальная психология»,

2. Бодалев А.А. Восприятие понимание человека человеком», М., 1982

3. Андреева Г.М. «Психология социального познания»

4. Бодалев А.А. «Личность и общение», М., 1995

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. «Грамматика общения», СПб, Питер, 2005

6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение», СПб, Питер, 2001

7. Д.Майерс «Социальная психология. Интенсивный курс», М., Олма- Пресс, 2000

8. Методические указания к практическим занятиям по курсу “Психология и педагогика”(вторая часть) для студентов, слушающих дисциплины по выбору студентов «Психология делового общения» и «Психология общения», методические указания, сост. Ю.И.Лобанова, СПб, СПбГАСУ, 2005

9. Пайнс Э., Маслач К. «Практикум по социальной психологии», СПб, Питер, 2000

10. Смит Г. «Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности»,

Раздел 2. Ведение переговоров в процессе делового общения. Психологическое воздействие в рамках делового общения.

1. Представление о психологическом воздействии. Анализ существующих классификаций типов психологического воздействия. Факторы, приемы психологического воздействия (необходима иллюстрация рассматриваемых понятий на примерах из художественной литературы).

2. Внушение и манипуляция. Отличительные особенности данных видов психологического воздействия.

- приемы внушения (с примерами); анализ факторов, влияющих на эффективность внушения;

- диагностика и техники манипуляции (с примерами);

Специальная литература ко 2 разделу:

  1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. «Психология управления», Харьков, Фортуна- Пресс, 1998

  2. А.И. Воеводин «Стратегии войны, манипуляции, обмана», М., 2002

  3. В.Л.Доценко «Психология манипуляции», ЧеРо, МГУ, М., 2000

  4. Т.С.Кабаченко «Методы психологического воздействия», М., 2000

  5. С. Кара- Мурза «Манипуляция сознанием», М., Алгоритм, 2000

  6. В. Крысько, «Секреты психологической войны», Минск, Харвест, 1999

  7. В.И. Курбатов «Как управлять общением», Р\нД, 1997

  8. Омаров А.М. «Управление: искусство общения»- М., 1983

  9. «Практическая психология для экономистов и менеджеров» под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, Дидактика Плюс, 2002

  10. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М., 2003

  11. Современная практическая психология под ред. М.К. Тутушкиной, М., Академия, 2005

  12. Тарасов В. «Искусство управленческой борьбы», М.. Добрая книга, 2007

Раздел 3. Логика.

1. Представление о понятиях в логике, классификация понятий; представление о суждениях, классификация суждений.

2. Запрещенные (нелояльные) приемы аргументации.

3. Основные логические законы.

4. Приемы слушания. Софистика и некорректные вопросы.

В этом разделе особенно важно не только сделать соответствующие теме теоретические выкладки, но также привести примеры из художественной литературы или из кинофильмов, где нарушение соответствующих предписаний приводило бы к выигрышу за счет манипулятивных техник или к комической ситуации.

Специальная литература к 3 разделу:

  1. Вагапова Д.Х «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», Москва, Цитадель, 1999

  2. Гетманова А.Д. «Учебник по логике», М., ЧеРо, 1996

  3. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. «Общая риторика. Курс лекций», Ростов-на Дону, Феникс, 1999

  4. Ханин М.И. «Практикум по культуре речи или как научиться красиво и убедительно говорить», СПб, Паритет, 2003

Раздел 4. Средства общения.

4.1. Вербальные средства общения.

4.1.1 Речь и язык. Гипотеза лингвистической относительности. Типы языков и виды речи.

4.1.2 Элементы риторики. Применение различных риторических приемов в ситуации публичного выступления (подготовка нескольких текстов для доклада с подбором выдержек из текстов художественной литературы и анализом использованных приемов).

4.2.Невербальные средства общения.

4.2.1 Проксемика. Личностные зоны. Особенности организации пространства при ведении деловых переговоров.

4.2.2.Кинесика. Язык мимики. Классификация жестов. Национальные особенности восприятия жестов и мимики.

4.2.3.Такесика. Культурные особенности делового этикета разных стран.

4.2.4.Экстра- паралингвистика. Характеристики голоса. Применение различных голосовых техник в ситуациях делового взаимодействия.

4.2.5.Визуальный контакт и особенности «удержания» аудитории.

4.2.6.Диагностика лживого поведения партнера.

Специальная литература к 4 разделу:

  1. «Современная практическая психология», под ред. Тутушкиной М.К., Москва, 2006

  2. Горелов И.Н. «Невербальные коммуникации», М., 1990

  3. Коэн Д. «Язык жестов для улучшения взаимоотношений», М., Эксмо- Пресс, 2002

  4. Лабунская В.А. «Экспрессия человека: общение и межличностное познание», Р\д, 1999

  5. Лебедева Н. «Введение в этническую и кросс-культурную психологию», Ключ-С, 1999

  6. Леонтьев А.А. «Основы психолинвистики» ,М., «Смысл», 1997

  7. А.Р. Лурия «Язык и сознание», Рн/Д, 1998

  8. Люшер М. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы», Воронеж, 1995

  9. А.Пиз «Язык жестов»,

  10. Психология управления под ред.

  11. Психология и этика делового общения: учебник

  12. Психология и этика делового общения под ред. В.Н.Лавриненко,М., 1997

  13. «Психология эмоций», под ред. Вилюнаса В.К.,Ю.Б. Гиппенрейтер, М., МГХ, 1984

Раздел 5. Ведение деловых переговоров.

1.Сравнительный анализ классификаций типов деловых переговоров. Этапы переговоров.

2. Психологические компоненты организационной подготовки к проведению переговоров.

3. Психологические компоненты содержательной подготовки к проведению переговоров.

Специальная литература к 5 разделу:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Москва-Ростов-на- Дону, 2008

2. Коммуникационные технологии 20 века

2. Михненко П.А. «Как я учился деловому общению», М., 2005

3. Ниренберг Дж. «Гений переговоров», попурри, М., 1997

3. Практическая психология для экономистов и менеджеров под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, 2002

4. Практическая психология под ред. М.К. Тутушкиной, Спб, 1998

5. Психология и этика делового общения, уч., под ред. В.Н. Лавриненко, М., Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997

6. Современная практическая психология, под ред. Тутушкиной М.К., М., Академия, 2005

Раздел 6. Этика делового общения.

1. Особенности этики делового общения в России и в других странах.

2. Этика и этикет (экскурс в историю понятий). Особенности этикета в России и других странах.

Специальная литература к 5 разделу:

  1. Кузин Ф.А. «Культура делового общения», М., 1996

  2. Лисенкова А.Ф. «Психология и этика деловых отношений», М., Институт практической психологии, 1998

  3. Поваляева М.А. «Психология и этика делового общения», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006

  4. Фомин Ю.А., Психология делового общения, Минск, Амалфеев, 2003

  5. Этика. Эстетика (конспект лекций), Ростов-на Дону, Феникс, 2005

  6. Психология и этика делового общения, уч., под ред. В.Н. Лавриненко, М., Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997

  7. Холопова Т.И., Лебедева М.Н., Протокол и этикет для деловых людей, АНКИЛ, Инфра-М, 1995

темы реферативных работ по психологии делового общения

Раздел 1.Введение в психологию делового общения.

  1. Общие вопросы психологии общения. Общение как восприятие людьми друг друга.

  2. Введение в психологию социального познания. Место психологии социального познания в системе наук.

  3. Условия межличностного восприятия.

  4. Теории когнитивного соответствия.

  5. Теория каузальной атрибуции Г.Келли.

Раздел 2. Психологическое воздействие в рамках делового общения.

  1. Общение как взаимодействие. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию.

  2. Психологическая устойчивость как стойкость, уравновешенность и сопротивляемость.

  3. Зависимое поведение как следствие снижение психологической устойчивости.

  4. Приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний.

  5. Общие характеристики психологического воздействия.

  6. Методы психологического воздействия.

  7. Внушение и внушаемость.

  8. Психология манипуляции.

Раздел 3. Логика.

  1. Аргументация с позиции логики.

  2. Приемы аргументации.

  3. Основные логические законы.

  4. Логические парадоксы.

  5. Изучение силлогизмов.

  6. Софистика и некорректные вопросы.

Раздел 4. Средства общения.

4.1 Вербальные средства общения.

4.1.1.Введение в риторику. Доводы, используемые в риторике.

4.1.2Риторические приемы.

    1. Невербальные средства общения

4.2.1.Общая характеристика невербальных средств общения.

4.2.2.Проксемика и элементы средовой психологии.

4.2.3.Национальные особенности восприятия жестов и мимики.

Раздел 5. Ведение деловых переговоров.

Раздел 6. Этика делового общения.

  1. Культурные особенности делового этикета разных стран.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВАРИАНТЫ ТЕМ ДЛЯ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ:

1.Механизмы восприятия и понимания человека человеком: эмпатия, рефлексия, атрибуция, идентификация. Сравнительный анализ роли различных механизмов в точности социального восприятия.

2. Анализ развития и становления в онтогенезе одного из механизмов восприятия и понимания человека человеком.

2.Социальное восприятие и социальное познание. Теории когнитивного соответствия. Сравнительно- критический анализ.

3. Вербальные средства общения. Речь и язык. Гипотезы о происхождении языка: сравнительно- критический анализ.

4. Элементы психолингвистики. Сравнение речевых особенностей людей с различными личностными характеристиками.

5. Представление о психологической устойчивости. Анализ факторов, определяющих уровень психологической устойчивости личности и специалиста.

6. Пути повышения психологической устойчивости личности.

7. Самопрезентация и имидж делового человека.

8. Внешний облик человека и сигналы личности.

9. Анализ различий психологических компонентов содержательной и организационной подготовки к проведению переговоров в зависимости от их типа (позиционного или содержательного)

Учебно- методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература.

А) основная литература:

1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М., 1999

2. Бодалев А.А. Восприятие понимание человека человеком», М., 1982

3. Р.М. Грановская «Элементы практической психологии»

4. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994

5. Климов Е.А. Общая психология: учебник. – М., 2002

6. Коломинский Я.Л. «Психология общения», М., 1974

7. «Практическая психология» под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, 1998

8.«Практическая психология для экономистов и менеджеров» под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, 2002

9.Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М., 2003

10.«Современная практическая психология», под ред. Тутушкиной М.К., Москва, 2006

11. Станкин М.И. «Психология общения», М., 1996

12. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Психология и специальностей и студентов третьего курса, слушающих дисципплины по выбору «Психология делового общения» и «Психология общения», СПб, СПбГАСУ, 2005

Б) Дополнительная литература:

Андреева Г.М. «Психология социального познания», М., Аспект Пресс, 2000

Бодалев А.А. «Личность и общение», М., 1995

Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры », - М., 1988

Вагапова Д.Х. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», М., Цитадель, 1999

Василюк Ф.Е. «Психология переживаний», М., 1984

Воеводин А.И., Стратагемы. Стратегии войны, манипуляции, обмана», М.. 2002

Гозман Л.Я. «Психология эмоциональных отношений», М., 1987

Горелов И.Н. «Невербальные коммуникации», М., 1990

Гуревич П.С. Психология и педагогика», М., ЮНИТИ, 2005

Демидов И.В. «Логика», М., 2000

Доценко В.Л. «Психология манипуляции», ЧеРо, МГУ, М., 2000

Каменская Е.Н. «Этика. Эстетика», Рн/Д, 2005

Крысько В., «Секреты психологической войны», Минск, 1999

Коломинский Я.Л. «Человек среди людей», М., 1974

Лабунская В.А. «Экспрессия человека: общение и межличностное познание», Р\д, 1999

Леонтьев А.А. «Основы психолинвистики» ,М., «Смысл», 1997

Лурия А.Р. «Язык и сознание», Рн/Д, 1998

Люшер М. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы», Воронеж, 1995

Кабаченко Т.С. «Методы психологического воздействия»

Коэн Д. «Язык жестов для улучшения взаимоотношений», М., 2002

Курбатов В.И. «Как управлять общением», Р\нД, 1997

Линдеманн Х. «Аутогенная тренировка», «Попурри», Минск, 2002

Марищук В.Л., Евдокимов В.И. «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса»

Омаров А.М. «Управление: искусство общения»- М., 1983

Петровская Л.А. «Компетентность в общении», М., 1989

Психология влияния, сост. Морозов А.В.,М., 200

Психология и этика делового общения под ред. В.Н.Лавриненко,М., 1997

«Психология эмоций», под ред. Вилюнаса В.К.,Ю.Б. Гиппенрейтер, М., МГХ, 1984

Романов А.А. «Грамматика деловых бесед», Тверь, 1995

Селиванов А. «Прибыль и нравственность: американцы рассуждают о проблемах морального кризиса в управлении и социальной ответственности»\\ Риск- 1996, 1997

Смит Г. «Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности», СПб, «Речь»,2001

Станкин М.И. «Психология общения в трудовом коллективе», М., 1989

Т.С. Хазагеров, Л.С. Ширина «Общая риторика. Курс лекций», Р\нД, 1999

Щетинин В. «Подготовка менеджеров: морально- этические аспекты\\ Проблемы теории и практики управления» - 1997

Список изданий, имеющихся в библиотечном фонде СПБГАСУ

  1. Бороздина Г.В. «Психология делового общения», учебное пособие, М., Инфра-М, 2000

  2. Еникеева М.И. «Общая и социальная психология для вузов», учебник для вузов, М., 2005, Норма

  3. Кузин Ф.А. «Культура делового общения», практическое пособие, М., 1996

  4. Лисенкова А.Ф. «Психология и этика деловых отношений», М., 1998

  1. Милорадова Н.. «Мышление в дискуссиях и решении задач», АСВ, М, 1997, изд. Ассоц. Строит. Вузов

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА - ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные понятия современной психологии;

  • условия формирования творческой личности;

  • современные подходы к изучению психологии творчества;

  • основы психологии творчества;

  • условия развития творческих способностей;

  • психологические аспекты профессиональной творческой деятельности;

Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить студентам возможность овладения следующими навыками и умениями:

  • овладение элементами самоанализа творческих способностей;

  • регуляции эмоциональных состояний;

  • формирование индивидуального стиля деятельности;

  • определения и решения творческих задач.

Занятия по курсу включают в себя психодиагностические исследования, индивидуальные и групповые психологические консультации. Элементы социально-психологического тренинга и тренинга креативности, деловые игры.

На основе прослушанного курса и участия в практических занятиях возможно написания реферата. Материалом для реферата являются результаты расширенного исследования по одной или нескольким пройденным темам.

  1. Структура курса

Курс состоит из семи частей.

Первая часть «Введение в психологию творчества» посвящена общим вопросам психологии творчества; изучению основных вех истории психологии творчества; изучению развития современных исследований творчества. Изучению творческого процесса и основных компонентов творческой деятельности.

Вторая часть «Психология творческих способностей» посвящена изучению понятий «задатки» и «способности»; изучению основных подходов к развитию комплекса творческих способностей.

Третья часть «Творческая личность» посвящена изучению некоторых аспектов творческой личности; изучению психических процессов и состояний; изучению соотношения уровня мотивации и творческой работоспособности.

Четвертая часть «Творческий потенциал и психическое здоровье» посвящена изучению основ психогигиены и методов психорегуляции состояний и творческой деятельности.

Пятая часть «Основные закономерности психологии инженерного творчества» отражает специфику творческой деятельности инженера, раскрывает сущность инновационной деятельности в современных условиях. Посвящена изучению и отработке основных методов активизации творческого мышления.

Шестая часть «Научное и художественное творчество» рассматривает специфику научного и художественного творчества в разных сферах деятельности (литературное, художественное, музыкальное и др.); посвящена возможностям практического использования психологических знаний в различных сферах деятельности.

Седьмая часть «Творчество в социальной сфере» рассматривает особенности группового творчества; некоторые аспекты управления творческим коллективом.

Темы реферативных работ по психологии творчества

Раздел 1. Введение в психологию творчества.

  1. Возникновение, история психологии творчества.

  2. Место психологии творчества в системе гуманитарных наук.

  3. Предмет, методы изучения психологии творчества.

  4. Классическая психология творчества (З.Фрейд, К.Г.Юнг).

  5. Творческий процесс, фазы творческого процесса (по Я.А.Пономареву).

  6. Развитие современных исследований творчества.

  7. Изучение творчества в зарубежной психологии. Понятие креативности, беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления. Школа Дж. Гилфорда.

  8. Творческая деятельность, компоненты творческой деятельности.

  9. Возрастные особенности творческой деятельности.

  10. Творчество и стереотипы.

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

  2. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994

  3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, - Т. 1 и 2

  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

  5. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

  6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

  7. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005

  8. Шадриков М.Н. Очерки психологии школьника. М., 1955

Раздел 2.Психология творческих способностей.

              1. Содержание понятий «задатки» и «способности»; многогранность способностей как критерий творчества.

              2. Обзор теорий творческих способностей.

              3. Теория творческих способностей А.Н.Лук. Условия развития творческих способностей.

              4. Изучение творческих способностей в вербальной и невербальной сфере.

              5. Активизация процессов гибкости, беглости, оригинальности творческого мышления.

Рекомендуемая литература

        1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

        2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

        3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

        4. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. Минск, 1996.

        5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005.

        6. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

        7. Сергеев Б. Стать гением. Л., 1991.

        8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

Раздел 3. Творческая личность.

              1. Изучение некоторых аспектов творческой личности.

              2. Описание психографических особенностей творческой личности.

              3. Интеллектуальные особенности личности. Связь интеллекта и креативности.

              4. Понятие интеллектуальной активности.

              5. Свойства творческого мышления Исследования и методические разработки Торранса.

              6. Теории мотивации. Структура мотивации личности, взаимосвязь уровня мотивации и творческой работоспособности.

Рекомендуемая литература

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987

  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

  3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, - Т. 1 и 2

  4. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

  5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005.

  6. Гозман Л.Я. «Психология эмоциаональных отношений», М., 1987

  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.

  8. «Психодиагностика: теория и практика», М., Прогресс, 1986г.

Раздел 4. Творческий потенциал и психическое здоровье.

  1. Понятие и основные критерии психического здоровья человека.

  2. Интеграция знаний и задачи психогигиены.

              1. Психические процессы и состояния, возникающие в процессе творческой деятельности.

              2. Методы психорегуляции состояний, возникающих в процессе творческой деятельности.

              3. Факторы психологической устойчивости личности.

              4. Диагностика и экспресс-коррекция эмоционального напряжения.

              5. Арт-терапия. Элементы арт-терапевтических методик.

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

  2. Гозман Л.Я. «Психология эмоциаональных отношений», М., 1987

  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

  4. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

  5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005

  6. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1994.

  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.

  8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1991.

Раздел 5. Основные закономерности психологии инженерного творчества .

  1. Законы и закономерности развития техники.

  2. Методы активизации творческого мышления.

  3. Принятие решений на основе системного подхода. 5 принципов поиска нового по системе проф. Ощепкова;

  4. Методы решения творческих задач (по теории Эдварда де Боно).

  5. Метод креативного поля Д.Б. Богоявленской.

  6. Элементы тренинга Дж. Родари

  7. Методы направленного решения инженерных задач;

  8. Основы мозгового штурма. Понятие и основные принципы ТРИЗ. Работы Альтшуллера АРИЗ.

  9. Основные принципы ФСА (функционально-системного анализа).

Рекомендуемая литература

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987

  2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

  3. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.Н., Психология труда и инженерная психология. – Л., ЛГУ, 1979

  4. Лук А.Н. Учить мыслить. М., 1975.

  5. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. Минск, 1996.

  6. Практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. СПб., 1998.

  7. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005

  8. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

Раздел 6. Научное и художественное творчество.

  1. Особенности научного творчества.

  2. Основы художественного творчества.

  3. Литературное творчество.

  4. Музыкальное творчество.

  5. Творчество танца;

  6. Телесноориентированная терапия.

  7. Изобразительная деятельность.

  8. Психология художественного восприятия.

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

  2. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994

  3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

  4. Практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. СПб., 1998.

  5. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005.

  6. Сергеев Б. Стать гением. Л., 1991.

  7. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

  8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

Раздел 7. Творчество в социальной сфере.

  1. Групповые виды творчества.

  2. Некоторые аспекты управления творческим коллективом

Рекомендуемая литература

  1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, - Т. 1 и 2

  3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

  4. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005

  5. Люшер М. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы», Воронеж, 1995

  6. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1994.

  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.

  8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

ВАРИАНТЫ ТЕМ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ:

  1. Сравнительный анализ роли различных компонентов творческой деятельности. Анализ развития и становления в онтогенезе.

  2. Классическая психология творчества (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Сравнительно- критический анализ.

  3. Изучение творческих способностей в вербальной и невербальной сфере: анализ подходов, методов; проведение части экспериментального исследования.

  4. Изучение некоторых аспектов творческой личности: анализ подходов к изучению; проведение экспериментального исследования.

  5. Творчество как путь повышения психологической устойчивости личности.

  6. Методы активизации творческого мышления: сравнительно- критический анализ.

  7. Проблемные и практические ситуации в мышлении и обучении.

  8. Художественное и научное творчество.

  9. Арт-терапия. Элементы арт-терапевтических методик: сравнительно- критический анализ.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература (общий список):

А) основная литература:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987

  2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

  4. Годлиник О.Б., Дюк А.В. «Краткий словарь по практической психологии» для студентов 1 и 4 курсов, СПб, СПбГАСУ, 1994

  5. Гозман Л.Я. «Психология эмоциональных отношений», М., 1987

  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

  7. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

  8. Лук А.Н. Учить мыслить. М., 1975.

  9. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. Минск, 1996.

  10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

  11. Практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. СПб., 1998.

  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.

  13. Современная практическая психология. / Под ред. Тутушкиной М.К. М., Академия, 2005

  14. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.

  15. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 1997.

  16. Шадриков М.Н. Очерки психологии школьника. М., 1955

Б) Дополнительная литература

  1. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1994.

  2. Гозман Л.Я. «Психология эмоциаональных отношений», М., 1987

  3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Пб., 2002 г.

  4. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как развивать внимание. Д.:Сталкер, 1997.

  5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1991.

  6. «Психодиагностика: теория и практика», М., Прогресс, 1986г.

  7. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

  8. Сергеев Б. Стать гением. Л., 1991.

  9. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

  10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.

Список изданий, имеющихся в библиотеке СПбГАСУ:

Дружинин В.Н. «Психология общих способностей», Питер, 1999

Егорова М.С. «Психология индивидуальных различий», М., Планета детей, 1997

Еникеев М.И. «Общая психология», М., 2000

Платонов К.К. «Проблема способностей», М., изд. Наука, 1972

Пономарев Я.А. «Психология творчества», М., изд. Наука, 1976

Проблемы научного творчества, М., Наука, 1971

Образец титульного листа

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Санкт- Петербургский государственный архитектурно- строительный университет

Автомобильно- дорожный институт

Кафедра практической психологии

Реферативная (научно- исследовательская работа) на тему

Дорожное поведение. Модели дорожного поведения в транспортной психологии

Работу выполнил

Студент группы 1АХ 3

Иванов Петр Петрович

Научный руководитель

доцент

Петров Иван Иванович

Санкт – Петербург

2009



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От реферата – к научно-исследовательской работе

    Руководство
    ... в научно-исследовательскихработахпо естественно-научнымдис­циплинам ( ... научно-исследовательскойдеятельно­сти! ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Подготовку реферативных и научно-исследовательскихработ уча­щимися по ...
  2. 2 Характеристика профессиональной деятельности специалиста по направлению подготовки 130400 – Горное дело ……

    Основная образовательная программа
    ... работы (и сдачи государственного экзамена) студент должен: знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности ...
  3. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... технологии в профессиональнойдеятельности», дисциплинповыбору, а также знания умения и навыки, полученные в процессе научно-исследовательской практики. Дисциплина «Функционально-коммуникативное ...
  4. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины история

    Документ
    ... анализа научно-исследовательскихработ. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональнойдеятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую. Студент, изучивший дисциплину, должен ...
  5. Содержание цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    ... реферативнойработы юно­му исследователю не надо высказывать собственное мнение по ... Студентыпрофессионального училища (лицея) в качестве проектной работы ... научно-исследовательскойработы, проекта Результаты научно-исследовательскойдеятельности ...

Другие похожие документы..