Главная > Автореферат диссертации


Структура курса

Курс состоит из 6 частей.

Первая часть посвящена знакомству с транспортной психологией. Особое место занимают вопросы моделирования и изучения дорожного поведения.

Во второй части профессия водителя анализируется с позиции психологии труда. Изучаются вопросы описания и диагностики профессионально важных качеств водителя.

В третьей части подробно рассматриваются факторы, влияющие на дорожное поведение человека. Наиболее подробно анализируются психофизиологические и психические состояния, возникающие в трудовой деятельности.

В четвертой части рассматриваются возможности диагностики неблагоприятных состояний, а также методы их коррекции.

В пятой части анализируются проблемы, связанные с обучением вождению, в частности, с освоением практического вождения автомобиля. Анализируются основные закономерности формирования умственных и двигательных навыков, изучаются современные методы обучения.

Шестая часть посвящена знакомству с общими вопросами психологии безопасности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ - ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел 1. Введение в транспортную психологию

  1. Транспортная психология. Место транспортной психологии в системе психологических наук. Предмет, объект и методы транспортной психологии.

  2. Модели дорожного поведения. Сравнительный анализ существующих моделей дорожного поведения.

  3. Систематизация, описание и краткий анализ психологических факторов, влияющих на дорожное поведение.

  4. Теоретическое изучение особенностей дорожного поведения определенных возрастных и социальных категорий пешеходов. Анализ выявленных особенностей на стыке общей, дифференциальной и транспортной науки.

Специальная литература по 1 разделу:

1.Клебельсберг Д. «Транспортная психология», М., Транспорт, 1989

2. Романов А.Н. «Автотранспортная психология», М., Академия, 2002г.

3.Либин А.В. «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций», М., «Смысл», 1999.

4. Г.С. Никифоров «Надежность профессиональной деятельности», СПб, изд. СПбГУ, 1996

5. Общая психология под ред. В.В.Богословского, М., Просвещение, 1981

6. Основы инженерной психологии под ред. Б.Ф.Ломова, М., Высшая школа, 1986

7. О.Г. Носкова «Психология труда», М., Академия, 2004г.

8. Психология труда и инженерная психология под ред. А.А.Крылова, Л.,изд. ЛГУ, 1979.

Раздел 2. Элементы психологии труда. Профессионально-важные качества водителя.

  1. Психология труда. Предмет и объект психологии труда. Типы профессий, выделяемых в психологии труда. Профессиограмма и психограмма. Анализ психограммы водителя.

  2. Ощущения. Классификация ощущений. Пороги и чувствительность. Верхний и нижний, абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Пороги чувствительности различных сенсорных систем.

  3. Роль ощущений в деятельности водителя. Требования к зрительным, слуховым, кинестетическим, кожным, вибрационным ощущениям. Связь между ощущениями и временем психомоторной реакции. Время простой и сложной сенсомоторной реакции водителя. Факторы, влияющие на время психомоторной реакции водителя. Оценка времени реакции при дорожно-транспортном происшествии.

  4. Восприятие. Характеристики образа восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения и влияние на адекватность дорожного поведения. Роль обратной связи в формировании адекватного образа восприятия. Изменения, возникающие в образе восприятия в условиях сенсорной депривации.

  5. Внимание и память в деятельности водителя. Эйдетика и мнемотехнические приемы,

  6. Личностные особенности водителя. Личностные качества, предпочтительные для водительской деятельности. Влияние личностных особенностей на формирование стиля водительской деятельности и особенности дорожного поведения. Анализ собственного водительского стиля или стиля кого-то из знакомых.

  7. Надежность, стрессоустойчивость и психологическая устойчивость современного специалиста. Основные направления повышения надежности водительского состава. Проблемы профессионального выгорания, профессиональной деформации и профессиональной устойчивости.

Специальная литература по 2 разделу:

1. Веккер М. «Психика и реальность», М., Смысл, 1998

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1997

3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, - Т. 1 и 2

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969

6. Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

7. Куликов Л.В. «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики», Спб, Питер, 2004г.

8. Нарицын Н. «Психология безопасности вождения», РИПОЛ КЛАССИК, М., 2006г.

9. Никифоров Г.С. «Надежность профессиональной деятельности», СПб, 1996

10. Никифоров Г.С. «Психология здоровья», СПб, «Речь», 2002

11. Познавательные психические процессы, хрестоматия под ред. А.Г.Маклакова, СПб, Питер, 2001.

12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, Снеткова В.М., СПб, Речь, 2001

13. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под ред. А.А.Крылова и С.А.Маничева, Питер, СПб, 2000

14. Основы психофизиологии, отв. ред. Ю.И. Александрова, Инфра- М, 2002

15. А.Н.Романов «Автотранспортная психология», М., Академия, 2002.

Разделы 3 и 4. Психофизиологические состояния и дорожное поведение.Диагностика и коррекция неблагоприятных психофизиологических состояний, возникающих в трудовой деятельности.

  1. Психические состояния и адекватность дорожного поведения. Представление о психическом состоянии в психологической науке. Сравнительный анализ различных классификаций психических состояний.

  2. Стресс. Уровни развития стресса. Анализ различий между стрессом и состоянием психической напряженности.

  3. Описание и сравнительный анализ применимости различных методов диагностики состояния стресса в условиях реальной производственной деятельности.

  4. Общее краткое описание методов коррекции состояния психической напряженности и сравнительный анализ их применения в условиях реальной профессиональной деятельности (предпочтительно на примере водительской).

  5. Биохимические способы изменения психофизиологического состояния (фармакология, продукты).

  6. Влияние алкоголя и никотина на эффективность водительской деятельности.

  7. Влияние состояния утомления на адекватность дорожного поведения. История развития представлений о механизмах развития утомления в психологической науке.

  8. Методы коррекции состояния утомления. Сравнительный анализ различных методов или подробное описание разных вариантов определенного метода и физиологических механизмов его обеспечивающих.

  9. Монотония. Отличие монотонии от утомления. Описание и анализ эффективности различных методов коррекции состояния монотонии.

  10. Психические состояния, возникающие в условиях монотонного труда: психологические и личностные свойства, влияющие на их протекание.

Специальная литература по 3 и 4 разделам:

1. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека», М., Ин-т новой экономики, 1996

2. Бодров В.А. « Информационный стресс», М., 2000

3. Бодров В.А. «Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы», М., изд. «Институт психологии РАН», 1995

4. Бреслав Г.Э. «Цветопсихология и цветолечение для всех», СПб, 2000

5. Е.П.Ильин «Псиофизиология состояний человека», СПб, Питер, 2005

6. Китаева В.М. «Психология победы в спорте», Ростов-на Дону, Феникс, 2006г.

7. Китаев – Смык Л.А. «Психология стресса», М., Наука, 1983

8. Куликов Л.В. «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики»,СПб, Питер, 2004.

9. Линдеманн Х. «Система психофизического регулирования», М., 1992

10. В.Л.Марищук, В.И.Евдокимов «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса», СПб, изд. Дом «Сентябрь», 2001г.

11. Практикум по инженерной психологии и психологии труда, отв. ред. Крылов А.А., ЛУ, 1983

12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова, СПб, Речь, 2001

13. Практикум по психологии здоровья под ред Никифорова Г.С., СПб, Питер, 2005

14. Психические состояния, хрестоматия , сост. Куликов Л.В., СПб, Питер, 2000

15. Психология труда под ред. Крылова А.А., Л.,1979

16. Психология экстремальных ситуаций, составители А.Е.Тарас, К.В.Сельченок, Минск, Харвест, 1999

17. Г.Селье «Когда стресс не приносит горя»М., 1992

18. «Современная практическая психология» под ред. М.К.Тутушкиной, М., Академия, 2005г.

19. Эберт Д. «Физиологические аспекты йоги», СПб, 1999.

Раздел 5. Обучение вождению. Основы дидактики. Основные закономерности процесса обучения и современные методы.

  1. Психомоторная организация человека. Навыки вождения автомобиля. Этапы формирования навыков вождения. Признаки сформированности навыков. Закономерности, проявляющиеся в процессе становления навыков вождения.

  2. Современные методы обучения водителей. Типы современных тренажеров, компьютерное обучение, идеомоторная тренировка. Краткий анализ достоинств и недостатков.

Специальная литература по 5 разделу:

1. Басова Н.В., «Педагогика и практическая психология», Ростов- на- Дону, «Феникс», 1999.

2. Волохова Е.А., Юкина И.В., Дидактика (конспект лекций), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

3. Геллерштейн С.Г. «К вопросу о профессиональной типологии», под ред. Зинченко В.П., М., 1983

4. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.Н., Психология труда и инженерная психология. – Л., ЛГУ, 1979

5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969

6. Ильин Е.П. «Психомоторная организация человека»,СПб, Питер, 2003г.

7. Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

8. Психологические основы обучения спортсменов- автогонщиков и водителей специального транспорта, под ред. Э.Г. Сингуринди, СПб, 2003

9. Леонова А. Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология»: хрестоматия, М., 1995

10. Психология безопасности вождения, Н. Нарицын, М.,2006

11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С.

12.Смирнов С. Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

13. «Эргономика» под ред. Крылова А. А., Л., ЛГУ, 1988

Раздел 6. Психология безопасности.

Психология безопасности. Представление о безопасном поведении, опасных факторах и основных направлениях повышения безопасности деятельности.

Специальная литература к 6 разделу:

Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

Практическая психология под ред. М. К. Тутушкиной, Спб, Дидактика Плюс, 1998

Современная практическая психология под ред. М. К. Тутушкиной, М., 2005.

темы реферативных работ по транспортной психологии

Раздел 1. Введение в транспортную психологию. История развития транспортной психологии.

  1. Предмет, объект и методы транспортной психологии.

  2. Модели дорожного поведения, используемые в транспортной психологии.

  3. Психологические факторы, влияющие на дорожное поведение человека.

  4. Особенности дорожного поведения отдельных групп пешеходов.

Раздел 2. Введение в психологию труда.

  1. История возникновения психологии труда.

  2. Психологическое изучение профессий. Методы психологического изучения профессий.

  3. Психология отбора и оценки персонала. История и современное видение вопроса.

  4. Общие представления о профессионально значимых свойствах.

  5. Профессионально важные качества водителя.

  6. Психологическая экспертиза ДТП.

  7. Факторы, влияющие на время реакции водителя.

  8. Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности.

  9. Влияние личностных особенностей на стиль вождения.

10. Основные направления повышения надежности водителей.

Раздел 3. Факторы, влияющие на дорожное поведение.

  1. Общие представления о состояниях в психологии и физиологии.

  2. Классификации состояний.

  3. Общая характеристика негативных психофизиологических состояний, возникающих в процессе деятельности.

  4. История учения о стрессе.

  5. Теории и модели психологического стресса.

  6. Профессиональное утомление и переутомление.

  7. Состояния монотонии и психического пресыщения.

  8. Влияние алкоголя, никотина и фармакологических средств на работоспособность и надежность водителей.

  9. Влияние утомления и монотонии на работоспособность и надежность водителей.

Раздел 4. Диагностика и коррекция неблагоприятных психофизиологических состояний, возникающих в профессиональной деятельности водителя.

  1. Методы диагностики состояния психической напряженности и стресса.

  2. Общие представления и классификации методов коррекции состояния напряженности.

  3. Методы коррекции утомления и монотонии.

  4. Надежность, стрессоустойчивость и психологическая устойчивость личности.

Раздел 5. Обучение вождению.

  1. Общие представления о знаниях, навыках и умениях в психологии и педагогике.

  2. Закономерности формирования двигательных навыков.

  3. Тренажеры, используемые при обучении вождению.

  4. Анализ современных методов обучения вождению.

  5. Зарубежный опыт подготовки водителей.

Раздел 6. Ведение в психологию безопасности.

  1. Психологические факторы травматизма.

  2. Психологические факторы обеспечения безопасности.

ТЕМЫ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Транспортная психология. Предмет, объект и методы транспортной психологии. Модели дорожного поведения. Систематизация и краткое описание психологических факторов, влияющих на дорожное поведение. Разработка собственной модели дорожного поведения на основе сравнительного анализа данных, имеющихся в научной литературе.

  2. Изучение особенностей дорожного поведения отдельных групп (категорий) пешеходов и анализ причин их возникновения с позиций общей, дифференциальной и возрастной психологии.

  3. Стресс. Описание и сравнительный анализ применимости различных методов диагностики состояния стресса в условиях реальной производственной деятельности.

  4. Описание методов коррекции состояния психической напряженности и изучение эффективности их воздействия в зависимости от индивидуально-психологических и личностных свойств профессионала.

  5. Изучение индивидуальных предпочтений в зависимости от личностных особенностей в выборе методов коррекции состояния напряженности.

  6. Диагностика ПВК водителя. Современные методы и методики обследования водителей. Описание особенностей водительской деятельности водителей такси, автобусов, грузовых автомобилей и уточнение психограммы водителя в зависимости от условий деятельности.

  7. Современные методы обучения вождению. Сравнительно- критический анализ используемых в обучении тренажеров в России и за рубежом и изложение собственных соображений о возможных вариантах внесения изменений в их конструкцию.

  8. Программы обучения водителей. Сравнительно-критический анализ учебных программ СССР и России в исторической ретроспективе, статистическая оценка их эффективности.

  9. Зарубежный опыт обучения и переобучения водителей.

Рекомендуемая общая и справочная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1997

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, - Т. 1 и 2

  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

  3. Григорович Л.А. «Введение в

  4. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.Н., Психология труда и инженерная психология. – Л., ЛГУ, 1979

  5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969

  6. Котик М.А. «

  7. Краснов А.Н., Менуэл Е.В., Рязанцева Н.М. «Общая психология», Р\Д, Феникс, 2006

  8. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология»: хрестоматия, М., 1995

  9. Практическая психология под ред. Тутушкиной М.К., СПб, Дидактика Плюс, 1998

  10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С.

  11. Психологический словарь

  12. «Эргономика» под ред. Крылова А.А., Л., ЛГУ, 1988

Рекомендуемая специальная литература

Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека», М., Ин-т новой экономики, 1996

Бреслав Г.Э. «Цветопсихология и цветолечение для всех», СПб, 2000

Геллерштейн С.Г. «К вопросу о профессиональной типологии», под ред. Зинченко В.П., М., 1983

Клебельсберг «Транспортная психология»

Романов «Автотранспортная психология»

Список изданий, имеющихся в библиотеке СПбГАСУ

  1. Вачков И.В. «Введение в профессию»

  2. Данилова Н.Н. «Психофизиология», М., Аспект- Пресс, 1998

  3. Дружинин В.Н. «Психология общих способностей», Питер, 2-е издание, 1999

  4. Григорович Л.А. «Введение в профессию», М., Гардарики, 2004

  5. Егорова М.С. «Психология индивидуальных различий», Планета детей, М., 1997

  6. Еникеев М.И. «Общая психология», учебник для вузов, М., 2000

  7. Зеер Э.Ф. «Психология профессий», М., «Фонд мир», 2006

  8. Зеер Э.Ф. «Психология профессионального развития», М., Academa, 2006

  9. Китаев – Смык «Психология стресса»

  10. Клебельсберг Транспортная психология

  11. Климов Е.А. «Введение в психологию труда», изд. Московского уни-та, Академия, 2004

  12. Климов Е.А. «Основы психологии», ЮНИТИ, учебник для вузов, М, Культура и спорт, 1997

  13. Котик М.А. «Краткий курс инженерной психологии», изд. «Валгус Таллин», 1971

  14. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития», хрестоматия; М., Радикс, 1995

  15. Платонов К.К. «Проблема способностей», изд. «Наука», М., 1972

  16. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.), М., Академпроект, 2003

  17. Практикум по инженерной психологии и психологии труда, отв. Ред. Крылов А.А., ЛУ, 1983

  18. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, Снеткова В.М., Спб, Речь, 2001

18. «Практическая психология в системах «человек-техника», Межрегион. Акад. Управления персоналом, Киев, 2003

19. «Психодиагностика: теория и практика», М., Прогресс, 1986г.

20. Райнер Зинц «Обучение и память»

21. Смирнов С.Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

22. Толочек В.А. «Современная психология труда», Питер, 2006

Учебная программа по психологии делового общения

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать основные понятия психологии делового общения;

- иметь представление о логических, риторических приемах и манипулятивных техниках и методах их диагностики в процессе общения;

- иметь представление о современной этике делового общения;

- иметь представление о неблагоприятных психических состояниях, возникающих в переговорном процессе и препятствующих его осуществлению, и методах их коррекции;

Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить студентам возможность овладения следующими навыками и умениями:

- входа в контакт с использованием сонастройки;

сбора информации о личности собеседника и ее использования при подготовке к переговорному процессу;

- анализа средств общения, используемых собеседниками для распознавания скрытых мотивов собеседника;

- слушания с учетом особенностей ситуации;

- аргументации собственной точки зрения с опорой на логические основы, риторику и психологические приемы;

- диагностики неблагоприятных психических состояний, препятствующих эффективному ведению переговоров и овладение навыками их коррекции;

повысить уровень психологической готовности к будущей профессиональной деятельности за счет решения задач, моделирующих профессиональную деятельность с психологическими компонентами и уровень психологической устойчивости при их решении;

Структура курса.

Курс состоит из 5 частей.

Первая часть посвящена вопросам социального познания, подробному изучению механизмов восприятия и понимания человека человеком, их закономерностей и ошибок, возникающих в процессе социальной перцепции.

Вторая часть посвящена подробному изучению фаз делового общения, отработке навыков входа в контакт, слушания, аргументации, анализу возможностей использования общих закономерностей функционирования внимания, памяти, восприятия и мышления для выбора соответствующих манипулятивных техник, их диагностики и противостояния им.

Третья часть отводится изучению вербальных и невербальных средств общения

Четвертая часть посвящена изучению психических состояний, мешающих эффективному ведению переговоров и методов их коррекции.

Пятая часть – практика – элементы тренинга социально-психологической компетентности, элементы тренинга социальной сенситивности, ролевые игры (моделирующие задачи профессиональной деятельности с психологическими компонентами) на отработку и закрепление всех полученных навыков и проверка уровня психологической устойчивости специалиста.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От реферата – к научно-исследовательской работе

    Руководство
    ... в научно-исследовательскихработахпо естественно-научнымдис­циплинам ( ... научно-исследовательскойдеятельно­сти! ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Подготовку реферативных и научно-исследовательскихработ уча­щимися по ...
  2. 2 Характеристика профессиональной деятельности специалиста по направлению подготовки 130400 – Горное дело ……

    Основная образовательная программа
    ... работы (и сдачи государственного экзамена) студент должен: знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности ...
  3. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... технологии в профессиональнойдеятельности», дисциплинповыбору, а также знания умения и навыки, полученные в процессе научно-исследовательской практики. Дисциплина «Функционально-коммуникативное ...
  4. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины история

    Документ
    ... анализа научно-исследовательскихработ. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональнойдеятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую. Студент, изучивший дисциплину, должен ...
  5. Содержание цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    ... реферативнойработы юно­му исследователю не надо высказывать собственное мнение по ... Студентыпрофессионального училища (лицея) в качестве проектной работы ... научно-исследовательскойработы, проекта Результаты научно-исследовательскойдеятельности ...

Другие похожие документы..