Главная > Инструктивно-методическое письмо


Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Русский язык»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области,
в 2012/2013 уч.г.

Составитель: Никифорова Л. Г., гл. специалист
по учебно-методической работе
кафедры гуманитарных дисциплин
ГОАУ ЯО ИРО г. Ярославля

В 2012/2013 уч. г. cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Требования к составлению рабочих программ содержатся в приложении к Письму департамента образования «О рабочих программах учебных курсов» от 12.01.2006 г. № 23/01–10.

  1. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в V классе – 210 ч., в VI классе – 210 ч., в VII классе – 140 ч., в VIII классе – 105 ч., в IX – 70 ч.

На обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования отведено 70 часов: в X классе – 35 часов, в XI классе – 35 часов. Изучение русского языка на профильном уровне на ступени среднего (полного) общего образования должно осуществляться в объеме 210 часов.

Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения и по реализации элективных предметов приведены на сайте «Профильное обучение в старшей школе» (http://www.profile-edu.ru/).

  1. О преподавании русского языка в связи с подготовкой

к государственной итоговой аттестации

Все документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (www.fipi.ru) и Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru).

При подготовке к итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку особое внимание необходимо уделить работе по аудированию (умению обрабатывать информацию, воспринятую на слух). У школьников недостаточно сформирован комплекс умений, проверяемых при написании сжатого изложения. Это объясняется периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе.

Результаты экзамена выявили проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением ученикамилексического богатства русского языка. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Поэтому в школе необходимо больше внимания уделять обучению разным видам чтения, особого внимания заслуживает медленное чтение.

Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. Центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью.

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом особенностей итоговой аттестации по русскому языку.

В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.

Результаты ГИА представлены в сборнике аналитико-статистических материалов департамента образования и ГУ ЯО ЦО и ККО за 2011/2012 учебный год «Лицензирование. Аккредитация. Аттестация».

Статистические данные результатов ЕГЭ по русскому языку представлены в аналитических материалах департамента образования и ГУ ЯО ЦО и ККО «Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2012 году».

При подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА помогут материалы сайтов «Подготовка к ЕГЭ / ГИА» и «По уши в ГИА!» (http://nmansur.blogspot.com/; /).

  1. Рекомендации по использованию учебников

Современная государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебник является одним из обязательных компонентов образовательного процесса, во многом определяющим его результативность.

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год можно найти по адресу:

http://regobraz.ru/2010/regobraz194_1.html.

Всего списков учебников, по которым нужно учить детей, четыре: рекомендованные и допущенные для обычных школ и рекомендованные и допущенные – для школ коррекционных. Учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию.

В перечень включены учебники для основной школы (5-9 классы), созданные на основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В настоящее время два основных документа на равных регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт.

Это два разных документа, соответственно, и учебники разные. В перечне они разделены. Такая ситуация сохранится, пока идет поэтапный переход на новые стандарты.

Учебники из федерального перечня выбирают школа и учитель.

Из перечня рекомендованных и соответствующих требованиям ФГОС основного общего образования предлагается обратить внимание на учебно-методический комплект по русскому языку под ред. С. И. Львовой, который реализует основные идеи ФГОС:

  • утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

  • ориентацию на планируемые результаты обучения;

  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

  • реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;

  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

  • реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.

Выполнение всех заданий предполагает качественную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.

Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова содержит упражнения под рубрикой «Сочинение-миниатюра». Высказывание малой формы направлено на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Предлагаемые в учебнике задания требуют от учащихся объяснить сущность языковых явлений, сопоставить изучаемое явление с другим, обобщить знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. Для основной школы (5-9 кл.) линия завершена, и готовятся учебники для 10-11 классов. В УМК входит программа для 5-11 кл., программы 7 элективных курсов (5 для основной и 2 для старшей школы), методические рекомендации для учителя (5, 6, 7 классы), пособия для учащихся и учителей, контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, сборники диктантов. Учебник построен таким образом, что переход обучающихся из начальной школы в основную мало заметен. На него можно переходить после различных УМК, используемых в начальной школе.

Если в начальной школе дети обучались по образовательной системе «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых), рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы). УМК содержит набор самостоятельных и проверочных работ (5-9 кл.), дидактических материалов (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов.

Новая линия учебников русского языка представлена УМК под ред. акад. РАО Г. Г. Граник. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов.

В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего образования можно пользоваться разными учебниками русского языка, предполагающими освоение содержания предмета на базовом и профильном уровнях. При этом важно сохранить общую логику курса, преемственность обучения русскому языку в 5-9 и 10-11 классах. Имеющиеся УМК позволяют реализовать тему преемственности в полной мере. Так, УМК для основной школы, разработанный Р. Н., Е. В. Бунеевыми и др., получает развитие в издании этими авторами учебника «Русский язык (базовый и профильный уровни)» для 10-11 классов.

Среди новых изданий для 10-11 классов интерес представляет учебник под ред. Г. Ф. Хлебинской, который содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. В нем особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового, игрового характера.

Учебник предназначен для профильного уровня обучения.

Под редакцией Г. Ф. Хлебинской выпущены также учебники (10, 11 классы) базового и профильного уровня изучения предмета. В эти учебники включен материал по подготовке к части С в ЕГЭ по русскому языку: даётся порядок работы над сочинением по прочитанному тексту, приведены примеры сочинений по прочитанному публицистическому и художественному текстам с подробным анализом.

Информация об учебниках представлена на сайтах издательств.

  1. Требования к учебному кабинету русского языка и литературы

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского языка.

Современное оборудование должно не только обеспечивать наглядность процесса обучения, но и с помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей обучающихся: на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Информация о нормах и требованиях к учебному кабинету русского языка и литературы расположена на портале http://www.ucheba.com/.

  1. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

на уроках русского языка

Актуальность освоения ИКТ, применения на уроках электронных и цифровых образовательных ресурсов определяется изменением образовательной среды школы, необходимостью формирования информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей решение новых образовательных задач, поставленных ФГОС основного общего образования.

Применение ИКТ как одного из способов совершенствования методов и технологий образования выступает в качестве ведущего направления инновационной деятельности в последнее десятилетие в школах России. Поэтому использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в том числе ЭОР нового поколения, представленных на федеральных (региональных) сайтах и образующих единую национальную коллекцию, при организации образовательного процесса очень актуально.

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках русского языка в основной школе, адекватных образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, должно инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появление новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

ЭОР как средства обучения обладают рядом характеристик, обусловливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

- мультимедийность – представление информации одновременно несколькими способами с использованием таких компонентов, как текст, аудиофрагменты (с возможностью отключения звука, прерывания, остановки в произвольном месте), графика, анимация и видео фрагменты (с возможностью прерывания, остановки в произвольном месте), фотографии, иллюстрации, схемы, модели и т.д. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2749cb7-7e05-41a7-8e2e-8f845e037238/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_04-AT%5D.swf или http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b1523c32-5c4f-456f-88c7-109c9559e75d/method2.htm);

- вариативность – представление одного и того же фрагмента учебного содержания с ориентацией на различные учебно-методические комплексы (УМК) и учебные программы, что особенно актуально в современных условиях; разные подходы к введению элементов содержания; разные способы и степень детализации обоснований вводимых утверждений и т.д.; различные уровни сложности; разные способы восприятия информации учащимися, что обеспечивает возможность более «тонкой» настройки на индивидуальные особенности учащихся для достижения образовательных результатов при одновременном и удовлетворении их образовательных потребностей и построении индивидуальных траекторий освоения содержания для разных категорий учащихся

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d9cd5173-52de-4e44-8dcd-350e4e0fceb9/index.html);

- интерактивность – не пассивное восприятие школьниками предлагаемого содержания, а имитация их продуктивного взаимодействия с содержимым ИОМ, что позволяет построить процесс самостоятельного изучения содержания на основе реализации системно-деятельностного подхода. Интерактивность обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/265e4699-02e8-169d-4255-99d7c90d4a89/1.html или http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc4f7872-55c9-4ebf-986b-b3de139db85f/view/)

- доступность – свободное размещение в сети Интернет, что обеспечивает возможность работы с ЭОР любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Эти особенности ЭОР способствуют целостному восприятию учебного материала, обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, позволяют учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)».

Ресурсы размещены на федеральных порталах (www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  1. О переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Школы области будут переходить на ФГОС основного общего образования по мере готовности. Учителю русского языка необходимо подготовиться к переходу на ФГОС: изучить документы ФГОС ООО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования); в том числе – Примерную программу по русскому языку для основной школы (приложение 1); выбрать УМК; подготовить рабочие программы.

При разработке рабочих программ рекомендуется учесть, что современная парадигма образования делает акцент на личностно-ориентированном подходе к обучению. Это предполагает индивидуализацию образования не только как персональный учет отдельных индивидуальных особенностей обучающихся, но как гибкость и вариативность в построении образовательного процесса. Сущность системно-деятельностного подхода, базирующегося на идеях развивающего обучения, выделенного ФГОС в качестве ведущего подхода, – в организации активной преобразовательной познавательной деятельности подростков, самостоятельном приобретении различного опыта, в том числе опыта взаимодействия, эмоционально-эстетического, проектно-исследовательского опыта, опыта рефлексивной деятельности и саморазвития. Такой подход определяет изменение позиции учителя в образовательном процессе, расширяет репертуар профессиональных ролей. От управления познавательной деятельностью обучающихся, направленной на приобретение системы фиксированных знаний, современный педагог переходит к роли организатора активной разнообразной деятельности учеников. Учитель становится наставником: модератором, консультантом, тьютором.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Технология проектов, или метод проектов, позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением. Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов: предварительный выбор обучающимися темы (с учетом рекомендаций учителя), составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы, собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление учащегося с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с традиционной формой – рефератом.

Однако всё более общепринятой становится точка зрения, что учебный проект – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но научно-практическую значимость, хорошо осознаваемую как преподавателем, так и исполнителем. Это решение задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска. Поэтому предъявление результата проекта может быть различным: научный доклад (темы, например, такие: «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А. С. Пушкина»; «Словарь природных понятий у А. С. Пушкина: цветы, явления стихий»; «Цветовая лексика в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»; «Пиковая дама» А. С. Пушкина в переводе П. Мериме: сравнительно-сопоставительный анализ» и др.) с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной темы; создание словаря современной лексики; «Музей русского слова», создание Общества защиты русского языка и написание его Устава; подготовка компьютерных программ по русскому языку под названием «Лингвистические кроссворды» и т.д.

Учебная деятельность, организованная по методу проектов, помогает развить следующие интеллектуальные умения:

- аналитическое мышление (в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сопоставления фактов и явлений);

- -ассоциативное мышление (в процессе установления ассоциаций с ранее изученными и с новыми свойствами предмета);

- логическое мышление (выстраивание логики доказательств, внутренней логики решаемой проблемы, логики последовательности действий и т.д.).

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

Во многих школах России используются подходы к структурированию проекта, намеченные Е. С. Полат.

План организации работы в рамках технологии проектов.

1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, определяет количество участников.

2. Затем он продумывает проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помогает учащимся их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуация, способствующая определению проблемы, видеоряд и т.д.)

3. Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.

4. Организуется промежуточное обсуждение полученных данных в группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участники проекта докладывают о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учеников над проектом.

5. Проводится предзащита проекта, на которой высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.

6. Защита проектов предполагает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы. Лучшие работы публикуются в школьных сборниках.

7. Защита проектов часто проводится в рамках ученических итоговых конференций, дней славянской письменности и т.д.

Темами для учебных проектов по русскому языку могут быть темы рефератов, представленные в форме высказываний ученых и писателей о русском языке, языковых явлениях.

Темы рефератов.

-«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)

- «Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)

- «Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)

- «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)

- «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения тонких ощущений и оттенков мыслей». (В. Короленко)

- «Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их». (Л. Н. Толстой)

- «Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)

- «Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)

Темы других проектов: «Можно ли познавать мир, не пользуясь средствами языка?», «Обогащает ли русский язык современное словотворчество?», « Народное искусство моего края» (5-6 кл.), «Слово наших предков» (7-8 кл.), «Языки каких народов оставили след на карте нашего края?» (7-8 кл.), « Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городов, деревень, улиц?»

(7-8 кл.), «Исторический календарь топонима» (7-8 кл.).

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя.

Традиционно в школе уделялось большое внимание формированию грамотного письма, так как орфографическая и пунктуационная грамотность является необходимым элементом речевой культуры человека.

В планируемых результатах освоения учебных и междисциплинарных программ (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=456) записаны следующие требования ФГОС:

«Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма».

На современном этапе, в свете требований ФГОС ООО, появляется возможность по-новому взглянуть на формирование правописных умений учащихся. Этот новый подход предполагает:

  • ясное понимание учащимися роли орфографии и пунктуации в соблюдении этических норм речевого общения;

  • выработку сознательного отношения учащихся к своей грамотности, адекватной самооценки своих правописных умений;

  • определение целей и задач развития своих собственных правописных умений;

  • определение средств достижения поставленных целей в ходе урочной и внеурочной деятельности (самостоятельная работа).

Выработка такого сознательного отношения учащихся к своей грамотности может стать сверхзадачей учителя и вплотную приблизит к разработке индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Именно в данной области индивидуальные образовательные маршруты становятся реальной возможностью, так как самостоятельная отработка орфографических и пунктуационных правил – задача для учащихся вполне посильная, эти разделы курса русского языка в наибольшей степени поддаются формализованной оценке на основе простого количественного показателя – количества ошибок.

В Приложении 2 предлагаются вопросы для рассмотрения на заседаниях методических объединений учителей русского языка.

Приложение 1

Примерная программа для основной школы.

Русский язык.

Общая характеристика программы

Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в примерных программах для начального общего образования. Однако содержание примерной программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Примерная программа включает четыре раздела:

• «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его места в базисном учебном плане.

• «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

• «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

• «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе.

Вклад предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.

В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на со знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Результаты изучения предмета.

«Русский (родной) язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

2) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе – 175 ч, в 6 классе – 210 ч, в 7 классе – 140 ч, в 8 классе – 105 ч, в 9 классе – 105 ч.

Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешный переход на новый федеральный стандарт общего образования. Заказать книгу можно на сайте издательства.

Приложение 2

Примерный перечень вопросов,

которые могут быть рассмотрены в 2012/2013 учебном году на семинарах, заседаниях методических объединений учителей русского языка.

  • Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка.

  • Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках русского языка в условиях ФГОС.

  • Формирование компетенций как проблема современной дидактики.

  • Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (мастер-класс).

  • Формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности на уроках русского языка (из опыта работы).

  • Портфолио учителя-словесника.

  • Как научить школьника учиться? (из опыта работы).

  • Кейс-метод – новая педагогическая технология и новая парадигма деятельности учителя-словесника.

  • Интерактивные технологии на уроках русского языка.

  • Педагогическая поддержка одаренных детей на уроках словесности (мастер-класс).

  • Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка.

  • Реализация новых образовательных стандартов в новых УМК.

  • ИКТ и творчество на уроке русского языка в контексте освоения стандартов нового поколения.

  • Профессиональное развитие педагога. Участие в конкурсе как условие повышения квалификации учителя.

  • Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы. (Из опыта работы МО).

  • Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя.

  • Использование информационных технологий в преподавании русского языка.

  • ЕГЭ, другие формы мониторинга, итогового контроля и критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2012 года.

  • Формирование эмоционально привлекательной среды на уроках русского языка.

  • Основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обновленные цели обучения русскому языку в современной школе.

  • Языковая картина мира, и как она отражается в грамматическом строе языка.

  • Технологии повышения эффективности обучения русскому языку.

  • Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка (мастер-класс).

  • Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору.

  • Особенности языковой личности современного школьника и формирование навыков культуры речи.

  • Виды учебных лингвистических словарей, организация работы с ними в процессе обучения русскому языку.

  • Системно-деятельностный подход как основа обучения орфографии и пунктуации.

  • Опережающее задание и его возможности (Мастер-класс).

  • Методы и приемы использования презентации на уроках русского языка (мастер-класс).

  • Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми учащимися на уроках русского языка.

  • Основные приемы активизации врожденных языковых способностей ребенка, заложенные в различных УМК для 5-9 классов. (Из опыта работы).

  • Основные формы межпредметной интеграции, использование их в современной практике преподавания предметов филологического цикла.

  • Особенности структуры современного урока русского языка в рамках компетентностного обучения.

  • Формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций на уроках русского языка.

  • Опыт преподавания русского языка как неродного в условиях поликультурной среды.

  • Подготовка к части С (сочинение-рассуждение) на ЕГЭ. (Из опыта работы).

  • Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «русский язык» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Русскийязык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2012/2013уч.г. Составитель: Никифорова Л. Г., гл. специалист по учебно-методической работе кафедры ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... : Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаваниирусскогоязыка и литературы в 2011/2012учебном году»; нормативное и учебно-методическое обеспечение преподаваниярусскогоязыка ...
  3. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «музыка» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013уч.г. Составитель: ... и музыкальный язык» изучение музыкально ... музыкальные коллективы: русский народный академический хор ...
  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «музыка» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013уч.г. Составитель: ... и музыкальный язык» изучение музыкально ... музыкальные коллективы: русский народный академический хор ...
  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013уч ... . Алгебра и геометрия. 7 кл. [Русское слово] 778. Козлов В. В., Никитин ... хорошим литературным языком. Авторы ...

Другие похожие документы..