Главная > Документ


ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт.-сост. А.В.Фёдоров, Л.В.Новикова, Е.А.Зинина.- М.: АСТ: Астрель,2010. (Федеральный институт педагогических измерений)

Примеры выполнения заданий части 1 экзаменационной работы

Фрагмент части 1 экзаменационной работы

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва вы­казалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубо­ких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас сереб­ряным дождём. Я помню — и в этот раз, больше чем когда-ни­будь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходи­лись непроницаемою стеной. ■ Мы ехали молча.

— Написали ли вы своё завещание? — вдруг спросил Вернер.

— Нет.

— А если будете убиты?..

— Наследники отыщутся сами.

— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать своё последнее прости?..

Я покачал головой.

— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

— Хотите ли, доктор, — отвечал я ему, — чтоб я раскрыл вам мою душу?.. Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напома­женных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и воз­можной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и это­го. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обни­мая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему, — Бог с ними! Из жизненной бури я вы­нес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои соб­ственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле это­го слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? По­смотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

ЗАДАНИЕ

1.1.1. На основании приведённого фрагмента определите, в чём, с точки зрения самого Печорина, заключается противоре­чивость его характера?

Ответы выпускников на задание 1.1.1.

Работа 1

С точки зрения Печорина, его противоречивость обусловлена тем, что в нем уживается два разных человека, у которых поляр­но отличаются жизненные принципы и моральные устои.

Первый человек — это тело, а второй — душа, которая раз­бирает все поступки печоринского тела и, в большинстве случаев, остается ими недовольна.

В этой борьбе Печорин и пребывает всю жизнь.

Комментарий

Анализ работы показывает, что экзаменуемый понял вопрос, однако дал на него крайне поверхностный бездоказательный от­вет, искажающий суть характера главного героя. Спорным и не­обоснованным является утверждение, что две личности, уживаю­щиеся в Печорине, «полярно отличаются жизненными принципами и моральными устоями». Болезненным раздвоением личности Пе­чорин не страдает. «Внутренний человек» (выражение К.Н. Ба­тюшкова) Печорина, безусловно, ведёт диалог с самим собой, но вряд ли можно говорить об абсолютном расхождении позиций в этом диалоге. Смысловую путаницу порождает неудачный выбор слова для обозначения человека, который «в полном смысле жи­вёт»: «тело». В результате мысль приобретает нелепо-абсурдное звучание: «душа... разбирает все поступки печоринского тела». По логике экзаменуемого выходит, что любой живущий на земле че­ловек обречен на противоречивость, поскольку он обладает и ду­шой и телом. Заключительная фраза формальна и напрямую не связана с заданием.

Качество речевого оформления работы неровно. С одной сто­роны, помимо уже отмеченной грубой речевой ошибки, есть на­рушение согласования: «в нем уживается два разных человека» (вместо «уживаются»), неудачное построение первой фразы (тре­буется такая правка: «два человека, принципы которых различа­ются»). С другой стороны, можно отметить способность ученика излагать свои мысли не бытовым языком (например, «противоре­чивость обусловлена...», «жизненные принципы и моральные устои»). Несмотря на отмеченные речевые недочёты, ответ по последнему критерию может быть оценён 1 баллом.

Ответ оценён 2 баллами (соответственно по критериям: 1;1).

Работа 2

Противоречивость характера героя, по его словам, заключает­ся в «раздвоенности» его души. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», — го­ворит Печорин. Григорий Александрович не первый раз рассуждает о странном свойстве своего характера. В разговоре с княжной Мэри Печорин отчасти раскрывает свою душу.

Комментарий

Несмотря на то, что суть вопроса экзаменуемый явно понял, ответ лишён глубины: собственную мысль учащийся подменяет цитированием и общими словами. Последнее утверждение без конкретного примера не имеет очевидной связи с предшествую­щими тезисами. Следует отметить и ошибку в написании имени героини: «Мэри» вместо «Мери».

К речевому оформлению ответа замечаний практически нет (можно лишь обратить внимание на пропуск слова «также» в последней фразе). у

Ответ оценён 2 баллами (соответственно по критериям: 1;1).

Работа 3

На основе приведенного фрагмента романа «Герой нашего вре­мени» можно проникнуть в некоторые, но далеко не все тайны и загадки характера Печорин.

Сам же герой осознает свои странности и непохожесть на ок­ружающих. В исповеди Вернеру свое порой довольно странное поведение объясняет тем, что в нем два человека: один будто бы жи­вет, а другой его осуждает и анализирует поступки первого. Ге­рой не может найти свое место в жизни, он лишен цельности и мучается от этой двуликости: с одной стороны, живет эгоистич­но и своевольно, с другой стороны как бы со стороны всматрива­ется в себя и судит собственные поступки.

Комментарий

Данная работа свидетельствует о глубоком понимании экза­менуемым характера Печорина, об умении точно и доказательно отвечать на поставленный вопрос, о наличии определённой фи­лологической культуры, проявляющейся в интерпретации ху­дожественного текста. По критерию «следование нормам речи» ответ также заслуживает высшего балла, хотя работа не лишена речевых недочётов (вместо слова «двуликость» уместно было бы использовать «двойственность»; есть неоправданные повто­ры слов).

Ответ оценён 4 баллами (соответственно по критериям: 3;1).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы интернет-курсов ИНТУИТ (INTUIT) 102 Основы программирования на JavaScript

    Вопросы к экзамену
    ... для задания параметров соединения? Какие браузеры работают ... конструкцию следующего примера? Можно ли ... Что произойдет при выполнении следующего фрагмента кода? Что ... . По остальным экзаменационным вопросам курсов ИНТУИТ ... в текстах; - часть вопросов могла не ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (79)

    Учебно-методический комплекс
    ... неотъемлемая часть всемирной истории ... материалы Экзаменационные вопросы ... работ, заслушивания докладов на семинарских занятиях, проведения и анализа тестов, выполненных студентами самостоятельно заданий ... конкретными примерами. ... Проанализируйте фрагмент из ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (215)

    Учебно-методический комплекс
    ... неотъемлемая часть всемирной истории ... материалы Экзаменационные вопросы ... работ, заслушивания докладов на семинарских занятиях, проведения и анализа тестов, выполненных студентами самостоятельно заданий ... конкретными примерами. ... Проанализируйте фрагмент из ...
  4. Отчет о работе гбоу сош № 365 за период 2009 - 2011 уч года общая характеристика учреждения

    Отчет
    ... текстовых задач Примеры на действия, ... выполнениемзадания на звукобуквенный анализ слов, часть ... недель(с учётом экзаменационного периода и ... работа совместных творческих групп классных руководителей и учителей-предметников; демонстрация фрагментов ...
  5. Примеры выполнения заданий части 1 экзаменационной работы фрагмент части 1 экзаменационной работы

    Документ
    ... ,2010. (Федеральный институт педагогических измерений) Примерывыполнениязаданийчасти 1 экзаменационнойработыФрагментчасти 1 экзаменационнойработы Я не помню утра более голубого ...

Другие похожие документы..