Главная > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от ”29” августа 2012
Зав. кафедрой___________________

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

"CASE-средства проектирования информационных систем"

(МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

для специальности

"ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ"

 

Форма отчетности: зачёт

5 курс, 9 семестр.

 

 

Программа составлена

Ст. преподавателем

Коноваловым Д.П.

 

2012 год

АННОТАЦИЯ 

В данном курсе изучаются такие разделы как:

Основы методологии проектирования ИС. Жизненный цикл по ИС. Модели жизненного цикла ПО. Методологии и технологии проектирования ИС

Структурный подход к проектированию ИС. Сущность структурного подхода. Методология функционального моделирования SADT. Моделирование потоков данных (процессов).

Программные средства поддержки жизненного цикла ПО. CASE-средства. Общая характеристика и классификация.

Определение потребностей в CASE-средствах. Анализ возможностей организации. Анализ рынка CASE-средств.

Характеристики CASE-средств. Локальные средства (ERwin, BPwin, S-Designor, CASE.Аналитик). Примеры комплексов CASE-средств.

В результате изучения курса студенты получают навыки, позволяющие им разрабатывать информационно-поисковые системы с использованием CASE-средств.

          Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

Лабораторные занятия имеют цель дать студентам практические навыки работы с CASE-средствами на примере программ ERWin и BPWin.

Итоговый контроль проводится в форме зачёта. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целевая установка и организационно-методические указания.

В данном курсе изучаются такие разделы как:

Основы методологии проектирования ИС. Жизненный цикл по ИС. Модели жизненного цикла ПО. Методологии и технологии проектирования ИС

Структурный подход к проектированию ИС. Сущность структурного подхода. Методология функционального моделирования SADT. Моделирование потоков данных (процессов).

Программные средства поддержки жизненного цикла ПО. CASE-средства. Общая характеристика и классификация.

Определение потребностей в CASE-средствах. Анализ возможностей организации. Анализ рынка CASE-средств.

Характеристики CASE-средств. Локальные средства (ERwin, BPwin, S-Designor, CASE.Аналитик). Примеры комплексов CASE-средств.

В результате изучения курса студенты получают навыки, позволяющие им разрабатывать информационно-поисковые системы с использованием CASE-средств.

          Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

          В ходе проведения лекции необходимо раскрыть наиболее сложные, узловые вопросы, ставить студентам задачи по самостоятельному изучению материала, как по отдельным вопросам, так и по какой-то проблеме в целом.

          После прослушивания лекций и проведения самостоятельной работы студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”.

Более глубокое и конкретное изучение нормативных документов, рекомендуемой литературы, подготовка рефератов, сообщений, докладов осуществляется при проведении самостоятельной работы.

Лабораторные занятия имеют цель дать студентам практические навыки работы с CASE-средствами на примере программ ERWin и BPWin.

          Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ.

Итоговый контроль проводится в 9 в форме зачёта. Зачёт выставляется по результатам выполнения студентом всех лабораторных работ и посещения всех лекционных и лабораторных занятий.

Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.

 

 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 №

ТЕМА

Лек

Лаб

Ауд

Сам

Всего

1.

Основы методологии проектирования ИС. Жизненный цикл по ИС.

2

2

7

9

2

Модели жизненного цикла ПО. Методологии и технологии проектирования ИС

7

7

3

Структурный подход к проектированию ИС. Сущность структурного подхода.

7

7

4

Методология функционального моделирования SADT. Моделирование потоков данных (процессов).

2

2

7

9

5

Программные средства поддержки жизненного цикла ПО.

7

7

6

CASE-средства. Общая характеристика и классификация.

7

7

7

Определение потребностей в CASE-средствах. Анализ возможностей организации. Анализ рынка CASE-средств.

9

9

8

Определение критериев успешного внедрения Разработка стратегии внедрения CASE-средств

7

7

9

Характеристики CASE-средств. Локальные средства (ERwin, BPwin, S-Designor, CASE.Аналитик).

2

2

7

9

10

Примеры комплексов CASE-средств. Вспомогательные средства поддержки жизненного цикла ПО.

2

2

7

9

 

ИТОГО

4

4

10

70

80

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

3.1. Краткое содержание лекций

Лекция №1. Раздел № 1. Основы методологии проектирования ИС.

Жизненный цикл по ИС. Модели жизненного цикла ПО.

Лекция №2. Раздел № 2. Методологии и технологии проектирования ИС. 

Методологии и технологии проектирования ИС. Общие требования к методологии и технологии. Методология RAD.

Лекция №3. Раздел № 3. Структурный подход к проектированию ИС. Сущность структурного подхода.

Состав функциональной модели. Иерархия диаграмм. Типы связей между функциями. Моделирование потоков данных (процессов). Внешние сущности. Системы и подсистемы. Процессы. Накопители данных. Потоки данных. Построение иерархии диаграмм потоков данных.

Лекция №4. Раздел № 4. Методология функционального моделирования SADT. Моделирование потоков данных (процессов).

 Моделирование данных. Case-метод Баркера. Методология IDEF1. Подход, используемый в CASE-средстве Vantage Team Builder. Пример использования структурного подхода. Описание предметной области. Организация проекта.

Лекция №5. Раздел № 5. Программные средства поддержки жизненного цикла ПО.

Методологии проектирования ПО как программные продукты. Методология DATARUN и инструментальное средство SE Companion. Методология DATARUN. Инструментальное средство SE Companion.

Лекция №6. Раздел № 6. CASE-средства. Общая характеристика и классификация.

CASE-средства. Общая характеристика и классификация.

Лекция №7. Раздел № 7. Определение потребностей в CASE-средствах. Анализ возможностей организации. Анализ рынка CASE-средств.

Анализ возможностей организации. Определение организационных потребностей. Анализ рынка CASE-средств.

Лекция №8. Раздел № 8. Определение критериев успешного внедрения Разработка стратегии внедрения CASE-средств.

Разработка стратегии внедрения CASE-средств. Оценка и выбор CASE-средств.

Лекция №9. Раздел № 9. Характеристики CASE-средств. Локальные средства (ERwin, BPwin, S-Designor, CASE.Аналитик).

Silverrun+JAM. Silverrun. JAM. Vantage Team Builder (Westmount I-CASE) + Uniface. Designer/2000 + Developer/2000. Локальные средства (ERwin, BPwin, S-Designor, CASE.Аналитик)

Лекция №10. Раздел № 10. Примеры комплексов CASE-средств. Вспомогательные средства поддержки жизненного цикла ПО.

Средства конфигурационного управления. Средства документирования. Средства тестирования.

3.2. Краткое содержание лабораторных работ

Лабораторная работа № 1. (раздел 1). "Изучение основных функций пакета BPwin"

BPwin позволяет аналитику создавать сложные модели бизнес-процессов при минимальных усилиях. BPwin поддерживает три методологии - IDEF0, IDEF3 и DFD. Каждая из них призвана решать свои специфические задачи. Также можно строить смешанные модели.
Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. Работы изображаются в виде прямоугольников (блоков), данные - в виде стрелок (дуг).

Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в IDEF0 представлена совокупностью иерархически упорядоченных и логически связанных диаграмм. Каждая диаграмма располагается на отдельном листе. Можно выделить четыре типа диаграмм:

  • · контекстную диаграмму А-0 (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);

  • · диаграммы декомпозиции (в том числе диаграмма первого уровня декомпозиции А0, раскрывающая контекстную);

  • · диаграммы дерева узлов;

  • · диаграммы только для экспозиции (FEO).

Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой (как правило, здесь описывается основное назначение моделируемого объекта). После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммы (т.е., получения диаграммы А0) проводится декомпозиция каждого блока диаграммы А0 на более мелкие фрагменты и так далее, до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы - эксперты предметной области (обычно это интервьюируемые аналитиками сотрудники предприятий) указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам на любом и каждом уровне модели. Синтаксис описания системы в целом и каждого ее фрагмента одинаков во всей модели.
Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи между работами. Диаграмм деревьев узлов может быть в модели сколько угодно, поскольку дерево может быть построено на произвольную глубину и не обязательно с корня.
Диаграммы для экспозиции (FEO) строятся для иллюстрации отдельных фрагментов модели, для иллюстрации альтернативной точки зрения, либо для специальных целей.

Каркас диаграммы.

На рис.1 показан типичный пример контекстной диаграммы с граничными рамками, которые называются каркасом диаграммы. Каркас содержит заголовок (верхняя часть рамки, табл.3) и подвал (нижняя часть, табл.4). Заголовок каркаса используется для отслеживания диаграммы в процессе моделирования. Нижняя часть используется для идентификации и позиционирования в иерархии диаграмм.
Значения полей каркаса задаются в диалоге Diagram Properties (в меню Edit/Diagram Properties).

Рис.1.Контекстная диаграмма

Поля заголовка каркаса (слева направо)

Табл. 3

Поле

Смысл

Used At

Используется для указания на родительскую работу в случае, если на текущую диаграмму ссылались посредством стрелки вызова.

Author, Date, Rev, Project

Имя создателя диаграммы, дата создания и имя проекта, в рамках которого была создана диаграмма. REV - дата последнего редактирования диаграммы.

Notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Используется при проведении сеанса экспертизы. Эксперт должен (на бумажной копии диаграммы) указать число замечаний, вычеркивая цифру из списка каждый раз при внесении нового замечания.

Status

Статус отображает стадию создания диаграммы, отображая все этапы публикации.

Working

Новая диаграмма, кардинально обновленная диаграмма или новый автор диаграммы.

Draft

Диаграмма прошла первичную экспертизу и готова к дальнейшему обсуждению.

Recommended

Диаграмма и все ее сопровождающие документы прошли экспертизу. Новых изменений не ожидается.

Publication

Диаграмма готова к окончательной печати и публикации.

Reader

Имя читателя (эксперта).

Date

Дата прочтения (экспертизы).

Context

Схема расположения работ в диаграмме верхнего уровня. Работа, являющаяся родительской, показана темным прямоугольником, остальные - светлым. На контекстной диаграмме (А-0) показывается надпись TOP. В левом нижнем углу показывается номер по узлу родительской диаграммы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. CASE -средства проектирования информационных систем

    Учебно-методический комплекс
    ... КОМПЛЕКС по дисциплине "CASE-средства проектирования информационных систем" для специальности " ... Литература дополнительная Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. -М.: Финансы и статистика ...
  2. Проектирование информационных систем (8)

    Рабочая учебная программа
    ... информационных систем. Центр информационных технологий. М.: МГУ, 1998 – /cfin/prcorpsys/ Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем ...
  3. Проектирование информационных систем Тематика и методические указания к выполнению контрольных

    Документ
    ... литература а) основная литература: Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2008 ...
  4. Проектирование информационных систем (2)

    Лекция
    Проектирование информационных систем 10. Лекция: Моделирование информационного обеспечения: Моделирование данных. Метод IDEFI. ... . IDEFIX-диаграммы используются в ряде распространенных CASE-средств (в частности, ERwin, Design/IDEF). В методе ...
  5. Проектирование информационных систем (1)

    Отчет
    Проектирование информационных систем 13. Практикум: Учебный проект ... одном информационном пространстве. Ключевые функциональные требования к информационной системе: Мощные средства защиты ... выбрать пункт UML Use Case. В результате проделанных действий ...

Другие похожие документы..