Главная > Автореферат диссертации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты

государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов

общеобразовательных учреждений в новой форме

в Республике Татарстан

в 2011 году

Казань

2011

Руководитель проекта:

А.Х. Гильмутдинов, министр образования и науки Республики Татарстан, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан.

Авторы – составители:

Д.М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук;

И.И. Галиаскар, начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан;

Л.С. Амирова, начальник отдела организации единого государственного экзамена Министерства образования и науки Республики Татарстан;

И.А. Сахнова, директор ГУ «Республиканский центр мониторинга качества образования».

В аналитическом сборнике представлены результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан. В материалах сборника содержатся анализ результатов выполнения экзаменационных работ по республике в целом, в разрезе муниципалитетов и образовательных учреждений, а также методические рекомендации по совершенствованию подготовки учащихся к сдаче экзаменов в новой форме.

Сборник предназначен для широкого круга лиц: представителей органов управления образованием, работников системы образования, специалистов, занимающихся оценкой качества образования. Материалы могут быть полезны преподавателям и выпускникам образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования и использованы для независимой оценки результатов деятельности территориальных образовательных систем и образовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………………..…………….7

РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ В 2011 ГОДУ ………………………...………………………….8

1.1. Вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов

в новой форме в Республике Татарстан……………………………………………………………...8

1.2. Основные результаты ГИА–9 в новой форме …………………..………….…………………10

РАЗДЕЛ 2. СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА–9 В НОВОЙ ФОРМЕ В 2011 ГОДУ ……...14

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА–9 В НОВОЙ ФОРМЕ

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ………………………………………………...31

3.1. Результаты ГИА–9 в новой форме по русскому языку………........................……..…….…..31

Характеристика заданий экзаменационной работы по русскому языку в 2011 году……………31

Анализ результатов экзамена по русскому языку в Республике Татарстан …………….……….32

Общие выводы и рекомендации…………………………………………………………………….37

3.2. Результаты ГИА–9 в новой форме по математике………………………….…………………40

Характеристика заданий экзаменационной работы по математике в 2011 году………...………40

Анализ результатов экзамена по математике в Республике Татарстан………...….…………..…42

Общие выводы и рекомендации…………………………………………………...………………..47

3.3. Результаты ГИА–9 в новой форме по физике…………………………………..….………….48

Характеристика заданий экзаменационной работы по физике в 2011 году……..………….……48

Анализ результатов экзамена по физике в Республике Татарстан…………...…………………...51

Общие выводы и рекомендации……………………………………...…..…………………………53

3.4. Результаты ГИА–9 в новой форме по химии………………………………...………………..54

Характеристика заданий экзаменационной работы по химии в 2011 году………………………54

Анализ результатов экзамена по химии в Республике Татарстан……………...…..……………..56

Общие выводы и рекомендации………………………………………...…………………………..59

3.5. Результаты ГИА–9 в новой форме по информатике и ИКТ……………………..……...……60

Характеристика заданий экзаменационной работы по информатике и ИКТ в 2011 году……....60

Анализ результатов экзамена по информатике и ИКТ в Республике Татарстан…………….......61

Общие выводы и рекомендации………………………………………...…………………………..63

3.6. Результаты ГИА–9 в новой форме по биологии………………………………………………63

Характеристика заданий экзаменационной работы по биологии в 2011 году……….…………..63

Анализ результатов экзамена по биологии в Республике Татарстан………………..…………....65

Общие выводы и рекомендации…………………………………………………………………….69

3.7. Результаты ГИА–9 в новой форме по истории ……………………………………….…..…..69

Характеристика заданий экзаменационной работы по истории в 2011 году…….…….……...…69

Анализ результатов экзамена по истории в Республике Татарстан…………………..….……….72

Общие выводы и рекомендации……………………………………………….…………..………..75

3.8. Результаты ГИА–9 в новой форме по географии……………………………………...………76

Характеристика заданий экзаменационной работы по географии в 2011 году………….………76

Анализ результатов экзамена по географии в Республике Татарстан…….………….…………..77

Общие выводы и рекомендации………………………………………………...…………………..80

3.9. Результаты ГИА–9 в новой форме по английскому языку…………………………...………81

Характеристика заданий экзаменационной работы по английскому языку в 2011 году……..…81

Анализ результатов экзамена по английскому языку в Республике Татарстан………….………83

Общие выводы и рекомендации………………………………………………………...…………..90

3.10. Результаты ГИА–9 в новой форме по немецкому языку………………………….………...91

Характеристика заданий экзаменационной работы по немецкому языку в 2011 году……….…91

Анализ результатов экзамена по немецкому языку в Республике Татарстан……………………92

Общие выводы и рекомендации…………………………………………………………………….96

3.11. Результаты ГИА–9 в новой форме по французскому языку………………………..……...100

Характеристика заданий экзаменационной работы по французскому языку в 2011 году….....100

Анализ результатов экзамена по французскому языку в Республике Татарстан…………...….101

Общие выводы и рекомендации……………………………..…………………………………….103

3.12. Результаты ГИА–9 в новой форме по обществознанию……………………...……………103

Характеристика заданий экзаменационной работы по обществознанию в 2011 году…………103

Анализ результатов экзамена по обществознанию в Республике Татарстан …………………..104

Общие выводы и рекомендации………………………………………………………...…………108

3.13. Результаты ГИА–9 в новой форме по литературе…………………………….……………109

Характеристика заданий экзаменационной работы по литературе в 2011 году………..………109

Анализ результатов экзамена по литературе в Республике Татарстан……………….…………111

Общие выводы и рекомендации……………………………………………………...……………114

РАЗДЕЛ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА–9 В НОВОЙ ФОРМЕ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (в том числе по районам г. Казани)….…..115

4.1. Результаты ГИА–9 в новой форме по Агрызскому муниципальному району………..……115

4.2. Результаты ГИА–9 в новой форме по Азнакаевскому муниципальному району…….……116

4.3. Результаты ГИА–9 в новой форме по Аксубаевскому муниципальному району……...….117

4.4. Результаты ГИА–9 в новой форме по Актанышскому муниципальному району…………118

4.5. Результаты ГИА–9 в новой форме по Алексеевскому муниципальному району…………119

4.6. Результаты ГИА–9 в новой форме по Алькеевскому муниципальному району……..……120

4.7. Результаты ГИА–9 в новой форме по Альметьевскому муниципальному району…..……121

4.8. Результаты ГИА–9 в новой форме по Апастовскому муниципальному району………..…122

4.9. Результаты ГИА–9 в новой форме по Арскому муниципальному району…………………123

4.10. Результаты ГИА–9 в новой форме по Атнинскому муниципальному району………..….124

4.11. Результаты ГИА–9 в новой форме по Бавлинскому муниципальному району……..……125

4.12. Результаты ГИА–9 в новой форме по Балтасинскому муниципальному району……..…126

4.13. Результаты ГИА–9 в новой форме по Бугульминскому муниципальному району………127

4.14. Результаты ГИА–9 в новой форме по Буинскому муниципальному району…………..…128

4.15. Результаты ГИА–9 в новой форме по Верхнеуслонскому муниципальному району……129

4.16. Результаты ГИА–9 в новой форме по Высокогорскому муниципальному району………130

4.17. Результаты ГИА–9 в новой форме по Дрожжановскому муниципальному району…..…131

4.18. Результаты ГИА–9 в новой форме по Елабужскому муниципальному району…….……132

4.19. Результаты ГИА–9 в новой форме по Заинскому муниципальному району…………..…133

4.20. Результаты ГИА–9 в новой форме по Зеленодольскому муниципальному району…...…134

4.21. Результаты ГИА–9 в новой форме по Кайбицкому муниципальному району………...…135

4.22. Результаты ГИА–9 в новой форме по Камско-Устьинскому муниципальному району…136

4.23. Результаты ГИА–9 в новой форме по Кукморскому муниципальному району….………137

4.24. Результаты ГИА–9 в новой форме по Лаишевскому муниципальному району……….…138

4.25. Результаты ГИА–9 в новой форме по Лениногорскому муниципальному району………139

4.26. Результаты ГИА–9 в новой форме по Мамадышскому муниципальному району….……140

4.27. Результаты ГИА–9 в новой форме по Менделеевскому муниципальному району………141

4.28. Результаты ГИА–9 в новой форме по Мензелинскому муниципальному району…….…142

4.29. Результаты ГИА–9 в новой форме по Муслюмовскому муниципальному району………143

4.30. Результаты ГИА–9 в новой форме по г. Набережные Челны…………….………………..144

4.31. Результаты ГИА–9 в новой форме по Нижнекамскому муниципальному району…….…145

4.32. Результаты ГИА–9 в новой форме по Новошешминскому муниципальному району…...146

4.33. Результаты ГИА–9 в новой форме по Нурлатскому муниципальному району………..…147

4.34. Результаты ГИА–9 в новой форме по Пестречинскому муниципальному району………148

4.35. Результаты ГИА–9 в новой форме по Рыбно-Слободскому муниципальному району….149

4.36. Результаты ГИА–9 в новой форме по Сабинскому муниципальному району……………150

4.37. Результаты ГИА–9 в новой форме по Сармановскому муниципальному району……..…151

4.38. Результаты ГИА–9 в новой форме по Спасскому муниципальному району…………..…152

4.39. Результаты ГИА–9 в новой форме по Тетюшскому муниципальному району……...……153

4.40. Результаты ГИА–9 в новой форме по Тукаевскому муниципальному району……...……154

4.41. Результаты ГИА–9 в новой форме по Тюлячинскому муниципальному району……...…155

4.42. Результаты ГИА–9 в новой форме по Черемшанскому муниципальному району…….…156

4.43. Результаты ГИА–9 в новой форме по Чистопольскому муниципальному району………157

4.44. Результаты ГИА–9 в новой форме по Ютазинскому муниципальному району……….…158

4.45. Результаты ГИА–9 в новой форме по г. Казани в разрезе районов………………….……159

4.46. Результаты ГИА–9 в новой форме по Авиастроительному району г. Казани……………160

4.47. Результаты ГИА–9 в новой форме по Вахитовскому району г. Казани…………….…….161

4.48. Результаты ГИА–9 в новой форме по Кировскому району г. Казани………………….….162

4.49. Результаты ГИА–9 в новой форме по Московскому району г. Казани……………….…..163

4.50. Результаты ГИА–9 в новой форме по Ново-Савиновскому району г. Казани ……...……164

4.51. Результаты ГИА–9 в новой форме по Приволжскому району г. Казани …………………165

4.52. Результаты ГИА–9 в новой форме по Советскому району г. Казани……………………..166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..167

ВВЕДЕНИЕ

В 2011 году в Республике Татарстан государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится с использованием механизмов независимой оценки знаний. Аттестация выпускников 9 классов в новой форме является элементом формирующейся общероссийской и республиканской системы оценки качества образования, что выражается в преемственности экзаменационных моделей для 9 класса по отношению к экзаменационным моделям ЕГЭ, использовании технологий обработки результатов экзаменов, проверки и оценивания работ учащихся, обеспечивающих объективность оценки качества знаний выпускников, открытость и прозрачность системы оценивания экзаменационных работ.

Проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме с «полным» охватом позволило получить новый инструмент в оценке преемственности программ основного и среднего (полного) общего образования, для принятий управленческих решений и скорректировать подготовку выпускника средней (полной) школы для успешного продолжения образования в учреждениях профессионального образования и построения собственной образовательной траектории.

Данная система государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, в новой форме позволяет совместить выпускные экзамены в школе и вступительные испытания в учреждения среднего профессионального образования по соответствующим общеобразовательным предметам.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме представляет собой форму организации выпускных экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта, выявить учащихся, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы. Результаты представляются по единой шкале, что позволяет сравнивать уровень подготовки всех учащихся, а также проводить мониторинг качества образования по отдельным предметам.

Мониторинг полученных результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, в новой форме, дает полную картину состояния преподавания русского языка и математики в образовательных учреждениях и позволяет:

- оценить успешность освоения содержания отдельных учебных предметов;

- оценить динамику образовательных достижений выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования;

- определить типологию наиболее существенных пробелов в знаниях учащихся и затруднения дидактического и методического характера учителей – предметников;

- определить направления совершенствования образовательного процесса и учебно–методического обеспечения учебных предметов с целью повышения качества образования.

В предлагаемом сборнике представлены: анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний, анализ выполнения экзаменационных работ и отдельных заданий, сведения о лучших индивидуальных результатах.

Материалы сборника предназначены для представителей органов управления образованием, специалистов, занимающихся вопросами развития общего образования, руководителей, преподавателей образовательных учреждений, родителей и выпускников.

РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ

ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ В 2011 ГОДУ

1.1. Вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме в Республике Татарстан

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов проводится на основании Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями от 18.07.2011 г.) и в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 03.12.1999 г.
№ 1075 (в ред. приказов Минобразования РФ от 16.03.2001 г. № 1022, от 25.06.2002 г.
№ 2398, от 21.01.2006 г. № 135, с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. № 362).

Общее руководство и проведение итоговой аттестации выпускников в Республике Татарстан осуществляет Министерство образования и науки Республики Татарстан:

– обеспечивает нормативно–правовое сопровождение;

– разрабатывает и утверждает организационно–территориальную схему проведения экзаменов;

– утверждает технологический порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводившуюся с использованием механизмов независимой оценки знаний (далее – ГИА–9 в новой форме);

– создает Конфликтную и предметные комиссии Государственной экзаменационной комиссии Республики Татарстан.

Информационно–технологическое сопровождение ГИА-9 обеспечивает Государственное учреждение «Республиканский центр мониторинга качества образования». Оно осуществляет:

– формирование региональной базы данных выпускников 9-х классов;

– разработку методических материалов и обучение муниципальных координаторов, руководителей и операторов пунктов проведения экзаменов, экспертов предметных комиссий;

– тиражирование экзаменационных работ и бланков ответов, их комплектацию и передачу в пункты проведения экзаменов;

– выдачу справок с результатами экзаменов;

– ведение мониторинга результатов.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме проводится согласно распоряжению Кабинета Министров РТ от 24.01.2011 года № 51-р с полным охватом выпускников по обязательным предметам (русскому языку и математике).

В целях регламентации деятельности участников ГИА–9 в новой форме МО и Н РТ

разработаны:

  • План мероприятий по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием Республиканской экзаменационной комиссии в 2010–2011 учебном году, утвержденный приказом Министерства образования и науки РТ от 22.12.2010 г.
    № 4868/10;

  • Порядок организации и проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием Государственной экзаменационной комиссии, утвержденный приказом МО и Н РТ от 26.01.2011 г. № 112/11;

  • Положение о Конфликтной комиссии Республики Татарстан, утвержденное приказом МО и Н РТ от 04.02.2011 г. № 273/11;

  • Положение о Государственной экзаменационной комиссии Республики Татарстан, утвержденное приказом МО и Н РТ от 18.04.2011 г. № 1773/11;

  • Положение об организации системы общественного наблюдения (контроля) за ходом проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, на территории Республики Татарстан, утвержденное приказом МО и Н РТ от 08.04.2011 г.
    № 1548/11;

  • Положение об уполномоченных представителях ГЭК РТ, утвержденное приказом МО и Н РТ от18.04.2011 г. № 1772/11;

  • Положение о Региональном центре обработки информации государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов, утвержденное приказом МО и Н РТ от 13.05.2011 г. № 2434/11;

  • Порядок, сроки и транспортная схема доставки экзаменационных материалов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием Государственной экзаменационной комиссии на территории Республики Татарстан, утвержденные приказом МО и Н РТ от 16.05.2011 г. № 2457/11.

Процедура проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме была максимально приближена к процедуре проведения единого государственного экзамена.

Для проведения ГИА–9 в новой форме был создан 151 пункт проведения экзаменов (ОУ-ППЭ), которые были обеспечены представителями учреждений здравоохранения и правопорядка; в качестве организаторов были привлечены 7340 человек; в качестве уполномоченных представителей ГЭК РТ – 164 человека. В обработке материалов приняло участие 112 сотрудников РЦОИ (ГИА–9).

В соответствии с Положением о проведении ГИА–9 в новой форме для оценивания экзаменационных работ было создано 13 предметных комиссий, в состав которых вошли 295 экспертов. Часть экспертов были привлечены из предметных комиссий ЕГЭ, что позволило повысить объективность оценивания, проанализировать изнутри преемственность программ основного и среднего (полного) общего образования.

В целях обеспечения открытости и прозрачности процедур проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в Республике Татарстан функционирует система общественного наблюдения (контроля). К участию в наблюдении за проведением ГИА-9 в новой форме в качестве общественных наблюдателей привлекались представители общественности.

В 2011 году были аккредитованы 1028 человек. В общей численности общественных наблюдателей 3 % – представители СМИ, 49,8 % – члены родительских комитетов, 2 % – представители органов государственной власти, 40,2 % – работники образовательных учреждений, 3,2 % – члены общественных объединений и организаций.

Обеспечение соблюдения единых требований и решения спорных вопросов при оценке экзаменационных работ осуществляла Конфликтная комиссия Республики Татарстан.

Количество поданных апелляций в 2011 году – 1022 (1,3 % от общего количества).
В результате работы комиссии удовлетворено 180 апелляций (17,6 %). В 2010 году было подано –1089 (1,8 %), удовлетворено – 491 (45 %).

Итоги рассмотрения апелляций по ГИА9 в новой форме

Предмет

Рассмотрено апелляций

Отклонено апелляций

Удовлетворено апелляций

Из них

с повышением баллов

с понижением баллов

Русский язык

690

580

110

110

-

Математика

315

248

67

61

6

Информатика и ИКТ

1

-

1

1

-

Химия

3

2

1

1

-

Биология

2

1

1

1

-

Английский язык

1

1

-

-

-

Обществознание

4

4

-

-

-

Физика

3

3

-

-

-

История

2

2

-

-

-

Литература

1

1

-

-

-

Всего

1022

842

180

174

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Место проведения (142)

    Документ
    ... в государственной (итоговой) аттестациивыпускниковклассовобщеобразовательныхучреждений в новойформе Швецова Е.В. Декабрь, 2011 4. Сбор информации об участии ОУ в конкурсах муниципального, республиканского ...
  2. Республики татарстан ежегодный публичный доклад

    Доклад
    ... установленные Министерством образования и науки РФ. К итоговойаттестации были допущены все учащиеся 9 класса. Результатыгосударственнойитоговойаттестации по русскому ...
  3. Информация о выполнении правительственной стороной плана практических мероприятий по реализации удмуртского республиканского трехстороннего соглашения на 2010-2012 годы за 2011 год

    Документ
    ... республиканской целевой программы «Детское и школьное питание» на 2010-2014 годы Управлениям образованияреспублики и десяти общеобразовательнымучреждениям ...
  4. Информация о выполнении правительственной стороной плана практических мероприятий по реализации удмуртского республиканского трехстороннего соглашения на 2010-2012 годы за 2011 год

    Документ
    ... республиканской целевой программы «Детское и школьное питание» на 2010-2014 годы Управлениям образованияреспублики и десяти общеобразовательнымучреждениям ...
  5. Центр гражданско-правового образования «восхождение» (4)

    Книга
    ... -01 «О государственной (итоговой) аттестациивыпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VII видов и специальных (коррекционных) классов при общеобразовательныхучреждениях», в котором ...

Другие похожие документы..