Главная > Доклад


Профессионально-ориентированное обучение как фактор интеграции в мировое образовательное пространство : доклады и тезисы докладов 4-го регионального научно-методического семинара. – Усть-Илимск : РИО Усть-Илимского филиала Сиб. федер. ун-та, 2009. – 216 с.

Содержание

Секция 1. Болонский процесс и российское высшее образование............

Пфаненштиль И. А. Профессионально-ориентированное обучение России

как фактор интеграции в общемировое образовательное пространство

(в контексте Болонский процесс) …………………………………………………………………………..….

Яценко М. П. Россия и Болонский процесс: проблемы и перспективы ………………..

Белянин В. Л. К вопросу о развитии высшего образования на современном этапе

Большешапова А. М., Касьянова Ю. А., Пиминов Д. В. Мобильное образование на основе систем дистанционного обучения …………………..…………………………….…………

Золотарева И. Ю. Российское образование на пути интеграции

в общеевропейскую систему ………………………………………………………………………..…………..

Лихоносова М. В. Болонский процесс: исторический экскурс ……………………………….

Рукосуев В. Н. Сопряжение образовательных и профессиональных

стандартов …………………………………………………………………………………………………………..……..

Сутурин С. Б. О состоянии и возможностях развития современного высшего

образования: взгляд историка ………………………………………………………………….………...……

Секция 2. Профессиональная мобильность – необходимое условие

современного образования ……………………………………………………………………………

Афанасов О. В., Солодуха С. С. Юридическая клиника как фактор

профессиональной мобильности студентов-юристов (на примере

филиала «БГУЭП» в г. Усть-Илимске ………………………………………………………..……….………

Биньковская Т. В. Организация курсов повышения квалификации

безработных как инструмент для наполнения бюджета вуза ………………………..……….

Боховко К. В. Информационная компетентность, как необходимая

составляющая профессиональной мобильности в условиях современного

образования …………………………………………………………………………………………………….………..

Дель З. И. Методическая работа в дошкольном образовательном

учреждении как эффективное средство управления качеством ……………………...…….

Есина Е. С. Физическое воспитание студентов – важное звено гуманитарного образования высшей школы ………………………………………………………………………………..……

Куклина А. Г. Пути решения проблемы профессиональной мобильности ……………

Лихоносова М. В. Некоторые социально-философские аспекты проблем

гуманитарного образования в вузе ………………………………………….………………………..……..

Молчанова М. Л. Формирование алгоритма образовательного процесса

в части преподавания дисциплин специализации студентам старших курсов ……

Оробей Н. Н. Иностранный язык как один из факторов профессиональной

мобильности студента …………………………………………………………………………………………..…..

Панифидникова И. П., Зубкова Ж. В. Эффективная координация работы

педагогического персонала ……………………………………………………………………………………….

Рафикова О. А. Профессиональная мобильность и иностранный язык ….…………….

Сутурин С. Б. Развитие гуманитарного образования в техническом вузе: опыт

и проблемы (на примере УИФ СФУ) ……………………………………………………..……………….….

3

3

10

17

20

23

29

35

38

46

46

49

54

60

66

68

72

79

81

85

90

94

Пфаненштиль И. А.

Доктор философских наук, профессор,

зав. кафедрой философии и методологии науки СФУ, г. Красноярск

Сложившиеся в прежних условиях системы образования не отвечают требованиям времени. Это в не меньшей степени относится и к России. Сегодня речь должна идти о новом содержании образования и о новых способах получения знаний, умений, выработки навыков; формирования убеждений, идеалов; о новых механизмах взаимодействия системы образования с другими общественными подсистемами; о новых фун-кциях образования в обществе.

В условиях, когда топливно-энергетическая специализация делает страну менее конкурентоспособной и, соответственно, ведет к ослаблению, особенно возрастает роль научного и образовательного потенциала – критерия уровня развития общества и основа возрождения России. По мнению одного из создателей концепции постиндустриального общества Даниэла Белла, его главным производственным ресурсом будет знание, интеллект, образование. Он высказывал убеждение, что эти ресурсы являются поворотными пунктами современной истории в свете тенденций в области экономической и политической интеграции и растущих потребностей в межкультурном взаимодействии. Объединение усилий национальных образовательных систем в решении глобальных социальных проблем приобретает сегодня все более важное значение. К числу основных тенденций мирового развития, обуславливающих существенное возрастание роли образования в современных условиях, относятся:

  • ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей, способных к социальной адаптации в быстро меняющихся условиях;

  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают как факторы коммуникабе-

льности и толерантности, так и наличие критичного образа мышления, развивающегося информационного образа жизни;

  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования интегративного мышления у молодого и среднего поколения;

  • демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к осознанному выбору, чрез наличие политического сознания, активистской политической культуры, духовно-нравственных качеств и т. п.;

  • динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

  • рост значимости человеческого капитала, главным образом знани-ево-интеллектуального, который в развитых странах составляет 70–80 % национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения [1, С. 103–104].

Включение совершенствования системы образования как одной из важнейших задач социального развития России в пакет разработанных государством национальных проектов является чрезвычайно актуальным. Указом № 1 первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина стал указ «Об образовании». К сожалению, развитие нашей страны за прошедшие годы не позволяет нам констатировать значительного улучшения ситуации в этом вопросе. Доля расходов на образование в ВВП составляет в России -3,5 %, в то время как в США – 7 %.

Вместе с тем, сводить мировое образовательное пространство лишь к сумме национальных образовательных систем было бы неверно. Мировое образовательное пространство отвечает принципу целостности, отражающему единство и взаимодействие социальных качеств полити-ки и политических сторон социальной жизни. «Совокупность всех ви-дов образовательных структур является зоной конкретного взаимодействия национальных образовательных систем и их отдельных звеньев» [2, С. 277].

В настоящее время в Болонский процесс, основные положения которого хорошо известны, включены более 40 государств. В современном быстроменяющемся мире высшая школа находится в процессе интенсивных преобразований, является одновременно и объектом, и субъектом происходящих изменений.

Российская система высшего образования имеет ряд своих отличительных особенностей:

1) специфика российского рынка труда;

2) фундаментальность российского образования; демографические и религиозные факторы;

3) ориентация на науку;

4) политические факторы;

5) национальные особенности.

Учитывая данные особенности, в сочетании с западным опытом и изменениями, последующими в связи с Болонским процессом, предстоит сформировать конкурентоспособную систему российского образования, сравнимую и сопоставимую с системами образования европейских стран.

Более пятнадцати лет идут в нашей стране реформы. Разработан и принят пакет документов по проблемам образования. В них выработаны приоритеты, стратегические цели и первоочередные задачи отечественной политики в области образования. Однако все это в теории, а на практике негативные явления заслоняют положительные моменты.

Вот наиболее важные и актуальные из российских проблем: все еще низкий уровень материально-технической базы нашего образования; сни-жение доступности образования: обучение в школах и вузах становится по сути платным и менее обязательным. 15–17 % молодежи в возрасте 15–21 года не имеют в настоящее время среднего образования. В то время как по объективным демографическим причинам снижается количество детей школьного возраста (в 2006 г. за парты село не 20 млн., как в 2005 г., а всего 15 млн. учащихся), увеличивается количество детей, по тем или иным причинам не охваченных обучением: по некоторым данным – 3 млн. человек.

Тревожит общество и дальнейшая коммерциализация обучения. Бесплатное обучение получают сегодня лишь 2,8 млн. студентов, 3,1 млн. чел. платят так или иначе за обучение. По удельному весу студентов, обучающихся за плату, Россия, как сожалению, опережает европейские страны, где в частных вузах обучается всего около 1 % студентов. Из-за низкой платежеспособности населения, согласно опросам, лишь 5 % граждан готовы сегодня вкладывать семейные средства в школьное образование своих детей, 10 % – в высшее.

Этот фактор существенно сказывается сейчас и в дальнейшем будет влиять на снижение интеллектуального потенциала нации. По данным БНЕСКО, Россия по уровню образования спустилась с 3 места, а мире в 1953 г. на 40-е место в 2006 г. В то же время присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции пока очень незначительно. Ее доля составляет от 0,3 % до 1 %, что уступает показателям не толь-

ко развитых стран Европы, но и развивающихся стран Азии. По мнению академика Н. Петракова составляет 2 %. В то же время по показателям изобретательской активности и инновационного потенциала Россия находится в числе развитых стран мира.

Не менее важной является проблема так называемой «утечки мозгов». В годы перестройки Россия потеряла до 70 % успешных теоретиков. По различным подсчетам, ущерб, который понесла Россия за последние десятилетие по этой причине, оценивается приблизительно в 500 млрд. долл. или в среднем от 30 до 50 млрд. долл. ежегодно. По расчетам специалистов Центрального экономико-математического института РАН, потери бывшего СССР от «утечки умов» превысили 75 млрд. долл. Сумма ущерба исчисляется исходя из стоимости подготовки высококвалифицированного специалиста, которая на Западе достигает 300–700 тыс. долл., а в России – до 50 тыс. долл. Однако при этом не учитывается потенциальная прибыль от вклада специалиста в экономику страны-«реципиента». По некоторым данным, третья часть всех компьютерных программ «Microsoft» разработана российскими программистами, составляющими значительную часть сотрудников компьютерных фирм так называемой Силиконовой долины. В связи с этим наши ученые исчисляют потери от работы российских специалистов в США в 700 млрд. долл. В 2005 г. Россию покинуло 150 тыс. талантливых ученых, и эта утечка умов продолжается.

Инновационный тип развития обусловил особенности формирования человеческого капитала. Прежде всего, это неразрывная связь образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни и здесь решающую роль должна играть система непрерывного обучения, где на первый план выходит творческий элемент.

В последние годы ситуация начинает меняться в положительную сторону, в частности осторожный оптимизм вызывает реализация национальной Программы «Образование». В частности, правительство поощряет научную общественность, разрабатывающую целый ряд проектов, в рамках которых предполагается создание совместных международных образовательных и научных программ, двусторонних договоров между российскими и иностранными университетами, НИИ и т. п. по развитию не только американского или европейского, но и российского научного потенциала. Также важным является финансирование зарубе-жных стажировок российских студентов, аспирантов, выпускников российских вузов отечественными предприятиями и организациями, заинтересованными в получении специалистов, владеющих передовым зарубежным опытом, современными технологиями.

В рамках политики сохранения интеллектуального потенциала России представляется целесообразным выступить с законодательной иници-

ативой о возврате российскими гражданами, эмигрирующими за границу средств, потраченных на их образование и подготовку из федерального бюджета.

Существует значительный потенциал «интеллектуального возвраще-ния» в Россию в виде идей, профессиональных знаний и умений тех высококвалифицированных мигрантов (их около 60 %), которые не желая возвращаться навсегда, тем не менее, не исключают для себя в будущем профессионального сотрудничества с отечеством в той или иной форме.

Разрабатываются и иные формы сохранения интеллектуального потенциала. На государственном уровне ежегодно предоставляется поддер-жка в форме грантов для молодых высококвалифицированных специалистов и научных руководителей.

В действующем российском законодательстве не проработаны вопросы деятельности зарубежных вузов и филиалов в РФ и филиалов российских вузов за рубежом. В связи с этим, необходимо реформирование российского законодательства с учетом современных тенденций развития. Главное здесь должно заключаться в следующем:

  • определение роли и места образования в системе государственных и общественных отношений;

  • более четкое определение юридического статуса российских и ино-странных образовательных структур;

  • определение форм собственности, имущественных и неимущественных прав образовательных субъектов и т. д.;

  • степень государственного контроля за деятельностью образовате-льных структур, прежде всего иностранных.

В современных условиях развития глобализации задачей первостепенной важности становится взаимодействие с работодателями. Работодатели должны практически участвовать в реформе образования. Основная цель такого участия заключается в соответствии с потребностями работодателей. Конкретно это выражается в выполнении следующих условий:

  • формирование профессиональных стандартов;

  • формирование государственных образовательных стандартов;

  • формировании модульных учебных программ.

Во многих странах мира стандарты преподавания по конкретным дисциплинам задаются профессиональными объединениями. В России стандарты преподавания (ГОС) формируются и контролируются уполномоченным государственным органом. По мнению некоторых ученых, сегодня необходимо создать ГОСы, учитывающие требование работодателей. А это возможно, если Государство и работодатели совместно вырабатывают профессиональные стандарты.

Современный российский вуз помимо научного ядра является и социокультурным центром, что вполне способствует становлению полноценной и конкурентоспособной личности. Выпускник российского вуза вполне способен профессионально действовать на производстве, причем его теоретические знания отчасти подкреплены полноценной практикой, особенно в области естественных и технических специальностей.

Интеллектуальный потенциал нации составляет важнейший компонент понятия человеческий капитал, который в современных условиях является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста. Возрастающее его значение связано с усилением роли образования в экономическом развитии и с серьезными изменениями во взаимодействии субъективного и объективного факторов производства. В современных условиях период обновления технологий и техники сократился до 5 лет, в наиболее наукоемких отраслях – до 2–3 лет. Соответственно сроки подготовки специалистов возросли до 12–14 лет и более. Каждые 5–7 лет обновляется перечень специальностей, востребованных на рынке труда. Соответственно появляется необходимость постоянного повышения квалификации, переобучения. Необходимость модернизации становится константой нашего существования, и в данной связи особую остроту приобретает вопрос, связанный с включением Рос-сии в мировое образовательное пространство посредством Болонского процесса. Надо отметить, что отечественная образовательная и академическая элита разделилась в этом вопросе, и консенсуса в ближайшем будущем ждать не приходится. Сам министр образования В. М. Филиппов утверждал: «С одной стороны, мы должны воспользоваться Болонским соглашением, чтобы повысить качество российского образования, с другой стороны, самое страшное – это желание быть ни на кого не похожим. Вот это опасно. Как показывает опыт цивилизации, это приводит к деградации. Мы не можем проводить свои реформы без учета мировых тенденций» [3, С. 66].

В данной связи особую роль играет непрерывное образование – система получения профессионального образования, повышения уровня об-щей культуры, воспитания, нравственности и гражданской ответственности. «Потребности в непрерывном образовании и, главным образом в непрерывном профессиональном образовании, связана не только со все ускоряющимся процессом накопления информации человеком в современной техногенной среде, но еще и с тем, что и в гуманитарной сфере человеческой культуры процесс увеличения (приращения) знаний идет не менее интенсивно» [4, С. 69–70].

В конечном счете, реализуемая сегодня идея непрерывного образования рассматривается как ключевой элемент повышения уровня жизни отдельного человека и общества в целом, и направлена:

  • на создание более адаптированной к цивилизационно-культурным трансформациям образовательной системы;

  • переход к системе образования, которую можно охарактеризовать как образование на протяжении всей жизни;

  • возрастание роли личности в процессе образования [5].

Рассматривая перспективы отечественного образования необходимо учитывать мнение не только сторонников, но и противников Болонского процесса, ведь множество ученых уверены, что «истощение западнического принципа» выражается достаточно наглядно в «кризисе» западного общества и особенно американского социума» [6]. Однако, можно констатировать, что от имени Министерства образования было предложено строить отечественную школу по образцам, принятым в так называемом «общеевропейском доме». Основные направления реформирования российского образования в значительной степени были скопированы с «американского образца». Парадоксальность ситуации состоит в том, что Америка ныне отказалась от своей образовательной системы и в определенной степени продуцирует «советскую школу», в то время как реформирование российской системы образования ориентируется на образец «американской школы», который к настоящему времени уже не существует [7, С. 16–54]. В результате перечеркивается национальный опыт. Следует признать также, что различные иностранные фонды, например Ж. Сороса, используя финансовые рычаги и издавая учебники, манипулируют по сути дела сознанием подрастающего поколения в нашей стране. Реформирование же системы образования, когда за основу берется западный образец не только противоречит традиционным ценностям России и ее культуры, но и представляет угрозу будущему страны и ее национальной безопасности.

Поскольку Россия представляет собою своего рода «мир миров», включающего в себя черты западной и восточной цивилизаций, постольку она должна извлекать пользу из этого.

Понимание роли вступления России в Болонский образовательный процесс требует гармонизации всех точек зрения «за» и «против», что должно отразиться в итоге в выстраивании новых образовательных форм и стандартов.

В современной России тема образования приобретает особое звучание. Станет ли наша страна высокоразвитым постиндустриальным сообществом, зависит от уровня развития науки и образования и государственных приоритетов в этом направлении.

Список использованных источников

1. Журавлева, И. А. Роль интеграционных процессов в формировании мирового образовательного пространства знаний // Россия в глобальном мире. – Ч. 2 : сборник научных трудов 7-й Всероссийской науч.-теорет. конф. – СПб. : Изд-во политехн. ун-та, 2009.

2. Талалова, Л. Н. Интеграционные процессы в образовании : контекст противоречий : Монография. – М. : Изд-во РУДН, 2003.

3. Цит. по : Чумаков А. Н. Реформа образования // Вестник Российского философского общества. – 2005. – № 1(33).

4. Лашко, С. И. Интеграция системы экономического и бизнес-обра-зования России в мировой рынок образовательных услуг. – Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2008.

5. Иванкина, Л. А. Современная цивилизационная парадигма транзитивной потенциальности образования. – Автореферат дисс. на соиск. уч. ст-ни д. философ. н. – Томск, 2008.

6. См. об этом подробно: Поликарпов В. С. Закат Америки. СПб. ; Ростов-на-Дону ; Таганрог. – 1999.

7. Новичкова, Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. – М., 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Решения по итогам первой рабочей встречи по проекту темпус «реформа высшего образования по биотехнологии разработка и усовершенствование стандартов и учебных планов по подготовке бакалавров и магистров»

    Документ
    ... отражающих общую тенденцию модернизации российскоговысшегообразования в соответствии с Болонскими приоритетами, разработан проект ... ратифицировали Болонскую декларации в 1999 году. Болонскийпроцесс в системе высшегообразования Республики активно ...
  2. Подобный «разброс» оценок едва ли делает возможными корректные обобщения о позиции массовой академической среды по отношению к Болонскому процессу

    Документ
    ... “Информационная служба по вопросам образования” – Германская секция EURYDICE, предоставляет данные по ... качество Российскоговысшегообразования как образования массового? Это вопросы, обсуждение которых в ключе проблематики Болонскогопроцесса, можно ...
  3. Высшая школа россии проблемы и перспективы (1)

    Библиографический указатель
    ... подразделения учреждения образования (учебно-консультационного пункта, секции, лаборатории, кабинета ... вузов. Обсуждаются социальные характеристики Болонскогопроцесса и роль российскоговысшегообразования в этом процессе. 791 *Карпенко М. ...
  4. Высшая школа россии проблемы и перспективы (4)

    Библиографический указатель
    ... подразделения учреждения образования (учебно-консультационного пункта, секции, лаборатории, кабинета ... вузов. Обсуждаются социальные характеристики Болонскогопроцесса и роль российскоговысшегообразования в этом процессе. 791 *Карпенко М. ...
  5. Союз негосударственных вузов москвы повышение качества в контексте болонского процесса материалы постоянно действующего семинара

    Документ
    ... проекта СНВ «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонскогопроцесса»Российским гуманитарным научным фондом. Реализация ... образования. Я подробно рассказывала о ней на предыдущей конференции, на заседании нашей секции ...

Другие похожие документы..