Главная > Методическая разработка

1

Смотреть полностью

Муниципальное образовательное учреждение

Болтинская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

Иформационно-коммуникационные технологии

как эффективное средство развития повышения познавательного

интереса у обучающихся на уроках географии и экономики

Горшкалева Татьяна Леонидовна

учитель географии и экономики

МОУ Болтинская СОШ

контактные телефоны:

дом.: 8(4855) 295-743

сот.:89109795872

E-mail: tat-gorshkaleva@

2012 год

Содержание

Введение................................................................................................................... 3

I. Методическая система учителя……………………………………………… 4

1.1.Учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое

обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии..4

1.2. Здоровьесберегающий эффект использования технологии………….5

II. ЭОР как главный ресурс ИКТ……………………………………………6

2.1. ЭОР на уроках географии………………………………………………...8

2.2. ЭОР на уроках экономики……………………………………………….11

III. Методические разработки с использованием ИКТ ………………………13

3.1. Разработка урока по теме: «Рыночное равновесие. Механизм

установления равновесной цены»…………………………………………...13

3.2 Учебный проект по географии для учащихся 8-9 классов…………...23

3.3 Учебный проект по географии для учащихся 6-7 классов…………...24

Заключение …………………………………………………………………………26

Литература ………………………………………………………………………….27

Приложения ………………………………………………………………………. .28

Введение

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.  

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Актуальность постановки проблемы использования информационно-коммуникационных технологий как эффективного средства повышения качества образования обучающихся на уроках географии и экономики усу­губляется рядом противоречий, имеющих место в преподавании географии и экономики:

- между признанием в среде педагогов значимости использования ИКТ в образовательной деятельности и отсутствием конкретных методических и психолого-педагогических рекомендаций их применения по отдельным курсам или разделам;

- между содержанием имеющихся мультимедийных продуктов, наце­ленных на передачу «основ науки», и значимостью прикладного, практического характера предметного обучения, при котором результаты обучения признаются значимыми за пределами системы образования;

- между необходимостью индивидуализировать процесс обучения и слабой информационной культурой учащихся.

Основная идея педагогического опыта и ее инновационный характер заключается в том, что я рассматриваю управление качеством образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, через решения задач на уровне ученика: осуществить дифференцированный подход к обучению, формировать положительную мотивацию учебной деятельности, развивать информационную культуру и умения ориентироваться в различных информационных потоках. На уровне учителя: построить процесс обучения в режиме субъектно-субъективных отношений; направить деятельность не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, мотивировать на протяжении всего изучения предмета.

Цель - выработать системный подход к применению информационно-коммуникационных технологий,  который будет способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности, поможет повысить качество образования по географии и экономике.

I. Методическая система учителя

Структура методической системы на протяжении пяти лет выстраивалась поэтапно как на методическом, так и содержательном уровне:

  • Первый этап – пропедевтический: прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Intel» «Обучение для будущего» (ГОУ ЯО ИРО, 2004 г. № док. ЯИ № 000161), изучила методическую литературу, познакомилась с образовательными Интернет-сайтами, опытом работы инновационных учебных заведений региона. Провела анализ учебных программ по предмету; выявила блоки учебного материала, возможные для использования ИКТ. Определила ожидаемые предметные зна­ния, умения и навыки для обучающихся; уточнила приоритеты в использовании методических приемов и технологий. 

  • Второй этап – формирующий: опробовала возможности программы Word, Power Point, Excel и Publisher, тестовые оболочки MAMI Testing и MyTestX Tests  в преподавании географии и экономики. Провела диагности­ку результатов достигнутых знаний, умений и ценностных отношений школьни­ков разных параллелей; выявила оптимальные методические приемы и техноло­гии. Создала «Банк компьютерных презентаций» по каждому разделу учебных предметов. Систематизировала накопленный опыт через «Личное портфолио учителя» на внутреннем электронном образовательном пространстве МОУ Болтинской СОШ.

  • Третий этап работы над методической темой – аналитический: по анализу образовательных результатов про­извела коррективы содержательной и технологической части работы. Своим опытом делиться с коллегами на методических объединениях и семинарах, через образовательные Интернет-порталы.

С точки зрения использования современных информационных технологий, условно выделяю четыре мини-модели методической системы, которые я прошла и которые мне предстоит осуществить: «пользовательский», «ищущий», «владеющий» и «творческий»:

    • «Пользовательский» - успешно владею пользовательскими компьютерными навыками, умею работать с программами презентации, использовать Интернет-ресурсы при подготовке к урокам.

    • «Ищущий» - ведущими явились также цели-результаты; использование средств современных ИТ, которые подтолкнули к поиску эффективных методов организации деятельности учащихся.

    • «Владеющий» - использование средств ИКТ направленно на организацию проектной деятельности, взаимодействие учащихся между собой в творческих группах, что способствует расширению содержания предмета, осуществлению межпредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности, т.е. возможность комбинирования инновационных оргформ с традиционными.

Сегодня я стою на пороге методической мини-модели - «творческий», где ведущими являются те же цели-ценности, но на основе использования ИКТ создается образовательная среда, способствующая творческому развитию, участию школьников в дистанционных олимпиадах, предметных конкурсах, телеконференциях, Интернет-семинарах.

1.1.Учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии

Оснащение кабинета географии соответствует всем требованиям образовательного процесса. Закрепленный за мной кабинет географии соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02). В кабинете имеется два смежных помещения: классное и лаборантское.

Из технических средств в кабинете есть компьютер и мультимедиапроектор. Из средств телекоммуникации - локальная школьная сеть, выход в Интернет. По моей просьбе были приобретены: интерактивная доска ACTIVboard, вебкамера и сканер.

Администрация школы по моему запросу обновила ряд характерных для географии средств:

  • карты и картографические пособия. (Наряду с традиционными физическими, тематическими, социально-экономическими картами мира, материков, России, имеются карты нового содержания - природоохранные, экологические, комплексные);

  • приборы для проведения наблюдений и измерений на местности;

  • учебные модели.

Для максимально эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе использую новые интерактивные средства обучения географии и экономики — электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы допущенные Министерством образования. Провела систематизацию имеющегося видеоматериала, произвела его реконструкцию на современные CD носители.

Из научно-методической литературы по предмету география в наличии есть: стандарт по географии и примерные программы Министерства образования и науки, рабочие программы, учебники и учебные пособия, допущенные Министерством образования и науки, рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам. По моей инициативе приобретен большой комплект печатных пособий для 5-10 классов - таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта, портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте, современные карты мира, карты материков, их частей и океанов, карты России. В кабинете имеется набор учебных топографических карт. Весь печатный комплект активно использую на уроках и во внеурочной деятельности по преподаваемому предмету.

Для проведения уроков средствами ИКТ имеется весь требуемый список мультимедийных обучающих программ образовательной коллекции 1С. Мной дополнительно приобретены и используются для подготовки к урокам продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия по географии» с 6 по 10 класс, которые разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Для активного использования интерактивной доски приобрела ряд интерактивных наглядных пособий издательства «Дрофа».

По предмету экономика для учебно-методического обеспечения реализации образовательного стандарта среднего (полного) общего образования имеется весь необходимый учебно-методический и дидактический комплект.

Наличие знаний в области компьютерных технологий позволило мне создать электронную картотеку учебно-методического материала по географии и экономике. Ученики с удовольствием участвуют в создании электронных презентаций, тестов, публикаций на заданные темы. Созданные мною мультимедийные презентации, электронные тесты обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Весь материал по преподаваемым предметам систематизирован и имеет открытый доступ для учителей и учеников школы.

1.2. Здоровьесберегающий эффект использования технологии

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. К «сохраняющей среде», в первую очередь, я отношу санитарно-гигиенические требования. Современное изучение предмета и выбранная мной технология обучения требует активно использовать компьютер, общаясь с которым, не соблюдая определенных норм и правил, можно нанести больший вред здоровью растущему организму.

Для сохранения здоровья учащихся в кабинете соблюдаются все условия работы: температурный режим и освещение кабинета, имеется специализированная мебель. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Нагрузка на зрение во время работы за компьютером снижена за счет улучшения качества мониторов.

При планировании урока учитываю время работы за компьютером моих учеников, по  нормам СанПина («Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» 2.2.2./2/4/1340-03) непрерывная работа за компьютером  учащихся не превышает 15-30 минут за урок, в зависимости от возраста обучающегося. Обращаю особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживаю детей на своих уроках с учетом состояния их зрения.

Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, слежу за посадкой учащихся; провожу психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз.

Считаю, что не маловажную роль при сохранении здоровья играет рациональная организация урока. Я стараюсь использовать разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, смену позы, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления.

Большое внимание уделяю системе оценивания результатов обучения, использую систему оценивания, которую также можно отнести к «сохраняющей здоровье среде»: самооценка, оценка товарища, друга по парте, коррекционная оценка, совместная оценка учителя и ученика, оценка через тестовые оболочки.

Среди здоровьесберегающих технологий особо выделяю технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика. Сюда я отношу технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, который я использую в сохранении психилогического здоровья обучающихся.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках и внеурочной деятельности, способствуют укреплению и сохранению здоровья обучающихся. Развивают их творческий потенциал, снимают стресс и повышают активную познавательную деятельность по предметам география и экономика.

II. ЭОР как главный ресурс ИКТ

Учитель не может работать как раньше. Он должен научить учеников пользоваться ИКТ и самостоятельно добывать информацию. Для достижения этого большая часть урока должна быть посвящена организации самостоятельной познавательной деятельности. В условиях обычного урока сделать это достаточно сложно. Преодолеть существующие трудности помогают мне электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. 

Электронные образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:

  • Электронные средства обучения: электронные учебники, программы, тренажеры, программы тестирования.

  • Инструментальные и прикладные программы: инструментальные программ являются программы-оболочки

  • Информационные ресурсы Интернета

В совокупности можно сказать, что ЭОР - это новое обобщающее понятие «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств.

Применение ЭОР не только облегчает усвоение учебного материала, помогает повысить качество образования, но и представляет  новые  возможности  для  развития  творческих  способностей учащихся:

  • повысить мотивацию учащихся к обучению; 

  • активизировать познавательную деятельность; 

  • развить мышление и творческие способности учащихся;

  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся

как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

  • способствовать формированию различных приемов логического мышления: анализа,

синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.

Возможности ЭОР в обучении экономики и географии

Табл.1

ЭОР в преподавании:

ЭОР в учении:

Цели и задачи обучения

- возможность учителю изучать социальный заказ общества, который помогает осмыслять  им цели и задачи экономического и географического обучения

 

- возможность ученику самостоятельно определять (в рамках отведенных часов на самостоятельную работу) личностно-значимые задачи экономического и географического образования в зависимости от физиологических, индивидуальных и психологических особенностей

Принципы обучения

- возможность учителю наиболее полно реализовывать  на практике:

-принцип индивидуализации обучения

-принцип наглядности

-принцип связи обучения с жизнью

 

- возможность выбирать собственный темп освоения предмета, получать интересующий наглядный материал, находясь в классе за компьютером.

Формы обучения

- возможность совершенствовать формы обучения:

на уроках экономики

- компьютерные деловые игры позволяют моделировать  функционирование и взаимодействие различных экономических субъектов в различных экономических ситуациях.

- раздел «Персоналии» - это виртуальныевстречи с интересными людьми (предпринимателями, депутатами и др.) существенно расширяют возможности классно-урочной системы экономического обучения.

- проведение семинаров существенно расширяют возможности экономического обучения.

на уроках экономики и географи:

- Тесты и задания существенно расширяют возможности классно-урочной системы экономического обучения.

- учебное исследование можно осуществлять прямо не выходя из класса, благодаря ЭОР

- индивидуальное обучение  благодаря ЭОР получает новое содержание и возможности

- возможность через игры, учебные исследования принимать решения, касающихся реальных экономических ситуаций, проигрывать разнообразные модели поведения;

- через виртуальные встречи, семинары, олимпиады, решения тестовых задач – расширять собственный кругозор; через индивидуальную работу выстраивать собственный темп освоения предмета.

Содержание обучения

- возможность учителю совершенствовать содержание обучения:

- коррекция содержания обучения,

- выбор способов подачи экономического и географического материала.

 

- возможность  получать текущую информацию, узнавать новости, получать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в учебниках:

- хрестоматия и произведения экономистов (по экономике)

 - биографии экономистов и исследователей, ученых,

- разнообразие наглядного представления учебного материала,

- краткая характеристика основных тем,

- экскурсы в историю 

Методы обучения

- возможность учителю экономики совершенствовать:

- метод иллюстрации через таблицы, диаграммы, карты находящиеся на сайтах Интернет,

- метод демонстрации позволяет показать экономические явления и процессы в динамике, благодаря возможностям анимации и цифровым видеосюжетам метод демонстрации в экономическом обучении «получает новую жизнь».

 -метод изучения конкретного случая

в ЭОР имеются готовые разработки, которые позволяют готовить самостоятельно кейс-стадии.

- метод проектов

- возможность благодаря разнообразным офисным программам, Интернет-сайтам, самостоятельно искать, и преобразовывать информацию, а так же систематизировать и хранить на разнообразных электронных носителях.

Средства обучения

- возможность учителю совершенствовать средстваобучения, за счет использования:

 - цифровых образовательных инструментов; - цифровых фотографий, цифровых видеосюжетов, анимированных слайд-шоу, интерактивных моделей, игр и цифровых виртуальных карт

- возможность выбирать наиболее подходящее для себя средства обучения.

-разнообразие информационных образовательных ресурсов  позволяет максимально учитывать индивидуальные интересы и возможности.

Контроль результатов обучения

- возможность учителю экономики и географии совершенствовать систему контроля знаний, умений и навыков учащихся.

 

 -возможность ученику выбирать уровень сложности теста, получить подсказки, с случае необходимости, оценить самостоятельно уровень освоения курса по экономике или географии, вести учет индивидуальной успеваемости.

2.1. ЭОР на уроках географии.

В преподавании географии я применяю  несколько направлений использования новых информационных технологий. 1)демонстрация учебных материалов, 2)проверка знаний учащихся, 3)самостоятельная работа школьников, 4)обобщение и систематизация знаний.

1.Демонстрация учебных материалов. Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, учебные фильмы. С помощью же мультимедийных средств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. Так при изучении нового материала можно использовать продукт компании «1С: Образовательная коллекция», который в доступной и наглядной форме представляет ученикам теоретический материал. Библиотека наглядных пособий по географии содержит наглядные материалы (далее, медиаобъекты) нескольких категорий:

  • слайды с фотографиями конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото образца руды, айсберга, вулкана и пр.);

  • слайды с фотографиями результатов действия того или иного географического процесса, явления с текстовыми комментариями (например, фото разрушенных после землетрясения домов);

  • слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающие строение географических объектов, сущность географических явлений и процессов, их качественные и количественные характеристики (например, схема строения стратовулкана, таблица, характеризующая динамику населения России и пр.);

  • видеоролики, отображающие географические процессы или явления с текстовыми комментариями (например, приливы и отливы);

  • анимации (мультипликации), при демонстрации которых моделируются географические процессы и явления (например, возникновение складчатых гор), с текстовыми комментариями;

  • интерактивные карты и карты-схемы с текстовыми комментариями.

Методические  приемы   работы  с  интерактивными   картами:

  • Приближать   выбранные   участки  земной   поверхности  для  более  детального   рассмотрения;

  • Снимать   часть   обозначений,   упрощая   карту,  делая   ее   более   наглядной;

  • Делать   рисунки;

  • Наносить   надписи  при   помощи  обычной  или   экранной   клавиатуры;

  • Совмещение   карт  для   установления   причинно-следственных   связей  и   закономерностей;

  • Использование   дополнительного   привязанного   материала.

При работе с интерактивной доской особенно интересны ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (htt:), - «Географические обучающие модели», «Иллюстративно-хронологические материалы «Географические открытия», «Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли» и другие. В моей копилке медиаобъектов имеются интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа».

2.Проверка знаний обучаемых.  Для этого возможны различные подходы с применением информационных технологий:

  • Использование контролирующих компьютерных программ (тесты, индивидуальные задания, ОМС), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений;

  • Использование специализированных образовательных серверов в российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные карты;

Удобны в использовании интерактивные проверочные материалы серии «Готовимся к ЕГЭ», от фирмы «Просвещение – МЕДИА». Специальные тренажеры, входящие в данные продукты, позволяют развивать навыки подготовки к экзаменам в тестовой форме.

3.Самостоятельная работа школьников. Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении ребятами учебного географического и экономического материала и  создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки обучению на протяжении всей жизни.
Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации с использованием программы «Power Point», которые используются в дальнейшем при проведении уроков.  
Презентации,   подготовленные   учащимися  по  темам:

  • Заповедники  России  (8   класс);

  • Растительный и животный мир  России  (8  класс);

  • Страны мира  (7  класс);

  • Природные зоны Африки (7 класс)

  • Путешествие по городам России  (8-9   класс) и другие.

4.Обобщение и систематизация знаний. Анализируя возможности использования ИКТ для обобщения и систематизации знаний, можно выделить три возможных направления их использования в изучении географии:

  • Компьютер как моделирующая среда в деловых играх;

  • Компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;

  • Компьютер как источник информации, средство выхода в Интернет.

    Например, во время проведения уроков подробно использую разнообразные электронные справочники, энциклопедии, а также мультимедийные диски с тематическим наполнением – музыка, видео и так далее. 

Сравнительная характеристика часто используемых ЭОР на уроках географии

Табл.2

Тип ЭОР

Этап урока

Форма обучения

Электронные средства обучения:

1

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии с 6 по10 класс»

Получение новых знаний

Закрепление новых знаний

Проверка знаний

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

  • Работа с тренажерами

  • Тесты на усвоение нового материала

  • Тесты (оценивающие в пятибальной системе)

  1. Электронные уроки и тесты География в школе:

-Австралия, Океания, Арктика, Антарктида;

-Северная и Южная Америка;

- Африка;

- Азия;

- Европа.

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

  • Обширнейший спектр: тренажеров, тестов, заданий различного характера и уровня сложности (оценивающие в % отношении усвоения материала)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

  • Реализация учебных проектов

  1. Образовательная коллекция - 1С:

- Начальный курс географии 6 кл

-«Наш дом -Земля. Материки, Океаны, Народы, Страны», 7 кл.

- География России. Природа, 8 кл

-География России. Хозяйство и регионы, 9 кл

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

Проверка знаний

  • Практические задания (без оценивания)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

Тесты (оценивающие в пятибальной системе)

  1. ЦОР линии «Сферы»:

- Планета Земля. 6класс

- «География. Земля и люди», 7 кл

- Россия: природа, население, хозяйство, 8 кл

Получение новых знаний

Проверка знаний

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

  • Возможность проведение проектной деятельности

  • Тесты (оценивающие в пятибальной системе)

2

Инструментальная программа

А. Интерактивные карты по географии

Получение новых знаний

Проверка знаний

  • Наглядность

  • Возможность проведение проектной деятельности

  • Проверка номенклатуры

Б. География России

В. Конструктор школьных сайтов

3

Прикладные программы

А. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) (электронный образовательный ресурс модульной архитектуры) 

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

  • Тренажеры, практические задания

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

4

Microsoft Office PowerPoint 2003 (ЭОРучителя)

6 класс:

- Гидросфера

- Природные зоны мира

-Строение атмосферы и причины влияющие на климат

- Рельеф

Получение новых знаний

  • Наглядная демонстрация

7 класс:

- Великие путешественники

-Океаны Земли

- Африка

- Страны Евразии

- Климат

- Животный мир Южной Америки, России

Получение новых знаний

Повторение и закрепление материала

  • Наглядная демонстрация

  • Кроссворд, тесты

8 класс:

- ГП России

-Природа Русской равнины

- ГП Ярославской области

- Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

- Многообразие внутренних вод России. Реки России

Получение новых знаний

Повторение и закрепление материала

  • Наглядная демонстрация

  • Тесты

9 класс:

- ЭГП России

- Население России

- Хозяйство России

-Машиностроительный комплекс

- ВПК

- ТЭК

Получение новых знаний

  • Наглядная демонстрация

5

Microsoft Office Publisher 2003 (ЭОРучителя)

6 класс:

- План и карта, Атмосфера

7 класс:

-Животный мир Южной Америки

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

  • Тренажеры, практические задания

  • Наглядная демонстрация

  • Наглядная демонстрация

6

Использование интерактивной доски, создание собственных флипчартов

Во всех представленных ОЭР по географии, в первую очередь следует отметить – это особую выразительность наглядного материала. Объекты, явления, процессы даны таким образом, что предоставляется возможность рассмотреть любые необходимые для изучения элементы. Натуральная съемка, демонстрирующая природу различных зон земного шара, позволяет познакомить учащихся с флорой и фауной тех территорий, где они никогда не бывали. Ознакомление школьников с красотами природы родной страны, многообразием растительного и животного мира положительно сказывается на их эстетическом воспитании и развитии чувства любви к Родине, ее природе, вызывает стремление к охране ее богатств. Обширнейший тренажерный материал дает прекрасные возможности закрепить вновь полученные знания, а разнообразие тестов проверить усвоение материала дифференцировано.

2.2. ЭОР на уроках экономики.

Экономика входит в образовательную область «обществознание», поэтому предполагает от учащихся много читать, рассуждать, опираясь на голый текст учебника, порой для ребят восприятие учебного материала бывает скучноватым, поэтому вместо текстового фрагмента с информацией необходим интерактивный электронный момент. Вот почему на уроках большое место ЭОР.

Виртуальные практикумы по экономике из Единой коллекции ЦОР содержат краткий курс теории, описание экономической модели. Перспективным направлением можно считать использование на уроках информационных источников сложной структуры (ИИСС), созданных в ходе реализации проекта ИСО. Эти разработки придают процессу обучения новые качество. 
ИИСС в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные , но локальные разработки, которые не претендуют на охват всего предмета, задают определенный набор видов учебной деятельности. Они весьма разнообразны и делятся на три категории. 
ИИСС 1 типа:

  • «Картографическая лаборатория»;

  • Прикладная информационная система «Геоэкономика. Геополитика. Геокультура».

ИИСС 2 типа:

  • «УМК Электронно-картографических материалов для преподавания и изучения курса «Физическая география» и курса социально-экономической географии мира»;

  • «Школьная урбанистика»

ИИСС 3 типа:

  • «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»;

  • «Учебный электронный конструктор по географии».

 Основными приемами работы с электронными образовательными ресурсами являются:

  • в  условиях   классно-урочной  системы

    условие:  наличие  компьютера  и  мультимедиа  проектора

  1. презентация

  2. подготовка   индивидуальных  раздаточных   материалов  (в   печатном  и  электронном   варианте)

  3. подготовка  наглядности  (при  отсутствии   компьютера  на   уроке)  в   печатном  варианте

  • в  условиях  самостоятельной  деятельности  учащихся

  1. практикум

  2. виртуальная  лаборатория

  3. исследовательская  работа

ЭОР 1С: Школа: Экономика, 9-11 кл. Практикум; Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В. и «Основы экономической теории 9-11 класс» Корпорация «Диполь» ЗАО г.Саратов. имеют универсальное применение и могут быть использованы в учебном процессе различными способами. С помощью этих программ проводится изучение нового материала (иллюстрации, схемы, видеосюжеты и т.п.), закрепление материала (обсуждение ситуаций), проверка знаний (тесты). Больше всего меня привлекли в мультимедийных дисках практические задания - это задания, задачи, тесты, интерактивные модели, тренажеры и обучающие игры, приближенные к жизненной ситуации. Выполнение практических заданий помогает учащимся применить основные экономические принципы в практической деятельности, способствует развить умения анализировать и оценивать экономические ситуации. С помощью электронных изданий у меня есть возможность дифференцировать задания для разных групп учеников, таким образом, можно составить индивидуальную образовательную траекторию.

Сравнительная характеристика электронных изданий по экономике

Табл. 3

Элементы характеристики

Диск СD «Основы экономической теории 9-11 класс» Корпорация «Диполь» ЗАО г.Саратов

- 2007г.

Диск СD «Экономика 9-11кл. Практикум» выполнено на платформе «1С: Образование» под редакцией Абросимовой Е.А и Автономова В.С – 2004г

Текстовый теоретический материал

частично

много

Мультимедийные презентации по теме

да

нет

Видеоматериалы

да

да

Анимационные схемы, графики

много

много

Дополнительный материала за рамками стандарта

нет

очень много

Аналитический материал

частично, очень мало

да

Исторические связи в рамках эпизодов

нет

да

Хронологическая шкала времени

нет

да

Терминологический словарь

да

да

Галереи экономистов и предпринимателей

да

да

Интерактивные модели

нет

да

Интерактивные игры

одна

пять

Методика для учителя

много

много

Практические задания

(задачи, тесты, задания на размышление)

много (262 шт)

(по итогам выставляется отметка)

много (1540 шт)

(по итогам выставляется % отношение выполненного задания)

Ответы к практическим заданиям

частично

ко всем заданиям

База данных по законодательству

да

да

Возможность работать в локальной сети

нет

да

Навигационная панель для удобства пользования

да

да

Возможность создания иллюстраций по различным проблемам

нет

да

Использование CD смежными дисциплинами (право, история, обществознание)

частично, скорее нет

да

Применение CD в общеобразовательной школе (базовый уровень)

да

да, частично

Применение CD в общеобразовательной школе (профильный уровень)

да, частично

да

Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания, когда начинают меняться существующие учебные практики.  Теперь роль педагога заключается в организации  индивидуального обучения каждого школьника, что неминуемо приведет к повышению познавательной активности учащегося, следовательно, и к качеству образования.

III. Методические разработки с использованием ИКТ

3.1. Разработка урока по теме: «Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены»

Учебный предмет: экономика

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов:

  • Федеральный компонент Государственного Стандарта Министерства образования РФ, составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004г.;

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образованиям;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень);

  • Авторская программа Л.Б. Азимов, МГУ - Программа для 9, 10 классов общеобразовательных школ (одно-двухгодичное обучение) « Введение в экономику (учебник Автономова)

Образовательный тип: Базовый курс, 34 часа (1 час в неделю)

Класс : 10

Место урока в содержании Федерального Компонента Государственного Стандарта общего образования: данная тема изучается в разделе «Рынок» и является третьим уроком в изучении данного раздела

Тип урока – комбинированный

УМК:

  • Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл.-М.:Вита-пресс,2005.-256.

  • Киреев А.П. Универсальная рабочая тетрадь по экономике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений- М.: Вита-пресс, 2010 год.

  • Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Пособие для преподавателя Кн1. Задачник по микроэкономике с решениями – М.: Вита-Пресс, 2001. – 592с.

Литература для учителя:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл.-М.:Вита-пресс,2005.-256.

  2. Иванов С.И. и др.Основы экономической теории: Учебник для 10-11кл. Книга 1.-м.:Вита-пресс, 2004.-336с.

  3. Киреев А.П. Универсальная рабочая тетрадь по экономике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений- М.: Вита-пресс, 2010 год.

  4. Киреев А.П. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)- М.: Вита-пресс, 2010 год.

  5. Липсиц И.В. Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов – М.: Вита-Пресс, 2006.-272с.

  6. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Пособие для преподавателя Кн1. Задачник по микроэкономике с решениями – М.: Вита-Пресс, 2001. – 592с.

Используемые Интернет источники: Вопросы для тестового контроля из демоверсий КИМ ЕГЭ 2002-2010 г.г. /

Дидактический материал: тест на проверку знаний по теме: «Спрос и предложение», презентация учителя «Равновесие рынка», распечатка для учащихся с условием задач, задача для домашней работы, задания для интерактивной доски

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал: Microsoft Office PowerPoint., программа тестовой оболочки MyTest X, программное обеспечение для интерактивной доски

Пояснения к ресурсам дидактического материала: Анимация на слайдах, для поэтапного введения новой информации учащимся

Возможности использования дидактического материала

  • педагогом на уроке

  • -на II этапе «Проверка знаний и умений учащихся» - тест в оболочке MyTesХ , составленный учителем на основе выборки вопросов ДЕМО версий экзамена ЕГЭ по обществознанию раздела экономика,

- на III иIV этапах - учительская презентация, карточки для решения задач,

- на V этапе – задания для интерактивной доски,

- на VI этапе - карточка для домашнего задания,

  • учащимися: учительская презентация, карточка домашней задачи и тест в программе MyTesХ для дальнейшей подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Программное обеспечение урока

программа тестовой оболочки MyTest X (Справка о тестовой программе доступна по адресу /wiki/), программа Microsoft Office PowerPoint 2003

Материальное обеспечение урока: компьютер и проектор, локальная сеть

Методы обучения, используемые на данном уроке: словесные (вводная беседа, фронтальная беседа, учебная дискуссия); репродуктивные (объяснительно-иллюстративный), наглядные методы (иллюстрация, демонстрация); модельно-эвристические, гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций, практические методы (упражнения, тесты)

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ

Табл. 4

Предмет, класс

Экономика, 10 класс

Тема урока,
№ урока по теме

Тема «Рынок»

Урок «Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены »

Актуальность использо­вания средств ИКТ

Возможность наглядно проиллюстрировать изучаемый материал, показать графическое представление рыночного равновесия, практическое закрепление изученного материала с помощью решения задач в мультимедийной форме

Цель

Задачи урока

раскрыть суть механизма установления рыночного равновесия, определить сущность понятия «механизм цен», научиться находить равновесную цену и равновесный объем товара разными способами, выделять сектора дефицита и избытка товара

образовательная

развивающая

воспитательная

Освоение учащимися знаний о механизме установлении рыночного равновесия; овладение учащимися умениями описывать действия рынка и выделять источники дисбаланса рыночного равновесия.

Научить учащихся через решение практических задач умениям определения рыночного равновесия разными способами; освоить типичные экономические ситуации через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Способствовать формированию коммуникативной культуры; освоение способов познавательной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства

Вид используемых на уроке средств ИКТ

1. Программа тестовой оболочки MyTest

2. Учительская презентация

3. ПрограммаPowerPoint

Необходимое аппаратное и программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет, компьютер, про
граммные средства)

1.Компьютер, проектор, локальная сеть.

2. Программы: PowerPoint, тестовая оболочка MyTest

Структура урока

I.Организационный момент

Задачи

Проверка готовности учащихся уроку. Настрой их к работе.

Длительность этапа

1 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности уча­щихся

Приветствие учителя

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Проверка наличия принадлежностей к уроку, положительный эмоциональный настрой учащихся. Постановка цели учебно-познавательной деятельности

Промежуточный контроль

Готовность класса к уроку

II.Проверка знаний и умений учащихся

Задачи

Проверка знаний по прошедшим темам

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

тест в программе MyTest «Спрос»(приложение № 1)

Форма организации деятельности уча­щихся

1)работа за компьютерами ( 5-6 чел)

2)устный опрос по прошедшей теме( 1-2 чел)

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

1)контроль за прохождением теста учащимися (компьютеры заранее настроены на прохождение теста);

2) беседа с учащимися

Промежуточный контроль

Проверка знаний и умений по ранее изученному материалу. Выставить оценки за работу

III. Изучение нового материала на основе проверки домашнего задания

Задачи

Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание знаний. Изучение новых экономических понятий темы: рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем, дефицит товара, излишки (избыток) товара, механизм цен

Длительность этапа

8 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя (приложение № 2)

Форма организации деятельности уча­щихся

1)Беседа с учителем.

2)Просмотр учительской презентации слайды 1,2,3,4,5

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Объявление темы и цели урока. Проверка решения домашней задачи. Выход на новый материал

Этап первичного закрепления знаний

Умения читать графическое представление практических задач по экономике? Связь экономических графических единиц с жизненной ситуацией.

Промежуточный контроль

Решение учащимися экономических задач, фронтальная беседа по итогам решения домашней задачи. (приложение № 3)

Вывод по новым понятиям и терминам теоретического материала

IV. Изучение нового материала

Задачи

Научить учащихся через решение практических задач умениям определять рыночное равновесие разными способами;освоить типичные экономические ситуации через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Длительность этапа

20 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя

Форма организации деятельности уча­щихся

1)Беседа с учителем.

2)Просмотр учительской презентации слайды: 6,7+анимация, 8+ анимация, 9,10,11+ анимация, 12+ анимация, 13, 14+ анимация, 15 +анимация, 16, 17.

3)Решение экономических задач с последующей совместной проверкой

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Беседа с обучающимися, объяснение нового материала, корректирует работу учащихся, контролирует выполнения задания в целом

Промежуточный контроль

Фронтальная беседа по пониманию нового материала

V. Закрепление нового материала

Задачи

Закрепить материал через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Длительность этапа

10

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя слайд 18

(если класс сильный можно еще успеть применить закрепляющие задания 1 и 2 с использованием интерактивной доски – (приложение № 4). )

Форма организации деятельности уча­щихся

Учащиеся делятся на группы, внимательно читают задание на карточках и готовят ответ

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Корректирует работу учащихся, контролирует выполнения задания в целом, совместное обсуждение ответов учащихся

Итоговый контроль

Подведение итогов, выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

Длительность этапа

1 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя слайд 19

Форма организации деятельности уча­щихся

Внимательно выслушивают инструктаж выполнения домашнего задания (приложение № 5), записывают в дневник

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Дает инструктаж выполнения домашнего задания

Итого длительность урока

45 мин

Конспект урока

« Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены»

Основные понятия темы: спрос, предложение, рынок, товар, цена, механизм цен, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем, дефицит товара, излишки (избыток) товара, покупатель, производитель

Х О Д У Р О К А:

На прошлом уроке обучающимся задана экономическая задача, в которой они отработают умения построения графиков спроса и предложения, главное условие – графики должны быть изображены на одной плоскости. (приложение № 1)

1. Организационный момент урока

2.Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме с помощью программы MyTestX(приложение № 1)

Проверка проходит в двух направлениях, и учитель может опросить больше учащихся, тем самым проверить готовность класса к восприятию нового материала.

1 направление: задание с самопроверкой на компьютерах (5-6 чел)

2 направление: устный опрос по прошедшей теме (1-2 человек)

3. Изучение нового материала на основе проверки домашнего задания

Учитель:На прошлых уроках мы выяснили мотивы, которыми руководствуются на рынке продавцы и покупатели, они совершенно различны. Но чтобы остались довольны и те и другие, им надо договориться и заключить между собой сделку купли-продажи товара.

- Какое главное условие такой сделки?

Учащиеся:(величина цены, по которой продавцы готовы обменять товар на деньги, а покупатели – оплатить покупку желаемого товара)

Учитель: Поскольку на рынке поиск обоюдоприемлемой цены играет важную роль, то именно сегодня на уроке мы и будем выяснять закономерности рождения рыночной цены. Тема урока «Рыночное равновесие. Механизм рыночного ценообразования».

Наша с вами цель: определить сущность понятия «механизм цен», разобрать, какая бывает ситуация на рынке при формировании равновесной цены и научиться описывать действия рынка на конкретных примерах

Учитель: Чтобы легче было понять, механизм рыночного ценообразования, начнем сразу с конкретного примера, воспользовавшись решением и данными вашей домашней задачей. Все ли справились с домашней задачей? (Из опыта работы знаю, что такое задание у учащихся не вызывает трудностей) Дома, по шкалам спроса и предложения, вы строили кривые спроса и предложения на одной плоскости. Что у вас получилось?

Учащиеся:(они пересеклись?)

Учитель:- Как можно объяснить получившуюся ситуацию, что кривые спроса и предложения на одной плоскости пересеклись на примере жизненной ситуации?

Учащиеся:(да, т.кв жизни продавцы встречаются с покупателями на рынкеи, как правило, взаимодействуют друг с другом)

Учитель:- Что является самым сложным моментом при заключении любой сделки купли-продажи?

Учащиеся:(установлении цены)

Учитель: Посмотрите на анимационный слайд. Какой можно сделать вывод?

Учитель(резюмируя мнения обучающихся) На рынке покупателя интересует не столько конъюнктура рынка как таковая, но прежде всего, сможет ли он найти продавца, который согласится продать нужный ему товар по цене, которая устроит покупателя. Другими словами, и продавец, и покупатель, чтобы заключить сделку купли-продажи, должны договориться о цене на данный товар. И возникает равновесие рынка, когда большинство покупателей и продавцов сходятся в цене, по которой следует покупать и продавать данный товар, и того количества товара, которое одни готовы купить, а другие готовы продать. Следовательно, рыночное равновесие характеризуют два показателя:

Равновесное количество-это равенство величины спроса и величины предложения, и равновесная цена – цена, такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Условно принято их обозначать Qeавновесное количествои соответственно Рe- равновесная цена.

Учитель: Обратим внимание теперь на вашу домашнюю задачу. На графике цена равновесия находиться в точке пересечения кривых спроса и предложения, пусть это будет точка А.

- Посмотрите внимательно на график и определите, какова будет равновесная цена и равновесное количество товара?

Учащиеся: (Равновесная цена – 16 рублей, равновесный объем товара – 7 шт).

Учитель:Такой момент называется рыночноеравновесие – т.е. ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения, записать это можно так: Qd=Qs

Учитель:- Как называетсяцена, при которой объем спроса равен объему предложения называется? – (Учащиеся: Равновесная цена)

-Как называется то количество товара, при котором объем спроса равен объему предложения?

(Учащиеся: равновесное количество товаров)

Экономисты выделяют три способа определения равновесной цены

1 способ: графический– он заключается в определении точки пересечения кривых спроса и предложения, как у вас в домашней задаче на графике, рыночное равновесие в точке А.

2 способ: табличный – он заключается в сопоставлении шкалы спроса и шкалы предложения. Обратите внимание на таблицу домашней задачи, что вы заметили?(мнения ребят)

Учитель: На одной из строк одинаковое количество товара при одной цене – это и будет равновесие рынка. И способ это называется табличный, заметьте, не нужно строить график, просто анализируя данные таблицы легко можно определить равновесную цену и равновесное количество товара.

Пример: Определите равновесную цену и равновесное количество товара.

Р, руб

Qd кг

Qs кг

1,0

210

10

1,5

180

30

2,0

140

55

2,5

80

80

3,0

40

100

3,5

30

130

4,0

20

160

Следующий способ нахождения рыночного равновесия - : аналитический заключается он в математическом вычислении значений РeиQe

Решим следующую задачу: Допустим, функция спроса задана уравнением Qd=2800 – 6Р, а функция предложения Qs= 3Р – 800

Определить точку равновесия. Вспомните условия рыночного равновесия Qd=Qs и решите задачу. (учащиеся пробуют самостоятельно решить задачу)

Решение:

Так как точка равновесия – это точка, при которой спрос уравновешивает предложение (Qd=Qs), следовательно, уравняем эти функции:

2800 – 6Р =3Р – 800 и решаем как математическое уравнение

2800+800=6Р+3Р

3600=9Р

Р=400

Зная, что Qd=Qs, подставим Р в любую функцию:

Qs= 3Р – 800

Q= 3 400 – 800

Q = 400

Ответ: Ре= 400 ед. и Qe=400 ед.

Учитель: - Что такое рыночное равновесие?

- Может ли быть рыночное равновесие постоянным, стабильным?Докажите свою точку зрения.

- Что может повлиять на изменение равновесной ситуации? (избыточное предложение или избыточный спрос)

- К чему может привести избыточный спрос?

( к дефициту товара)

- К чему привести избыточное предложение товара?

(перепроизводству или излишкам, избыткам товара)

Учитель: Мы выделили еще два новых понятия рынка - дефицит и избыток. Попробуйте сформулировать определения к данным терминам. (Необходимо вместе с учащимися сформулировать определения этих экономических единиц.)

  • Дефицит товаров – ситуация на рынке, при которой объем спроса превышает объем предложения

  • Избыток товаров – ситуация на рынке, при которой объем предложения превышает объем спроса.

Учитель: Дефицит товара или излишки можно найти тремя способами:

- аналитическим

- табличным

- графическим

Например: Для закрепления порядка определения дефицита или избытка товаров табличным путем заполним таблицу недостающими данными. (приложение № 3)

Р, т. р./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыт. Спрос

(дефицит)

Избыт. предлож.

(излишки)

Объем продаж

Q

Выручка

TR

1,0

210

10

?

?

?

?

1,5

180

30

?

?

?

?

2,0

140

55

?

?

?

?

2,5

80

80

?

?

?

?

3,0

40

100

?

?

?

?

3,5

30

130

?

?

?

?

4,0

20

160

?

?

?

?

При заполнении таблицы необходимо обратить на следующие моменты: как правильно определяется объем продаж; как рассчитывается выручка от продаж.

Вывод по таблице:

  1. Назовите равновесную цену и равновесный объем товара.

  2. В каком диапазоне цены будет дефицит товара ( от 1 т.руб до 2,0 т.руб)

  3. В каком диапазоне цены будут излишки товара ( от 3,0 т.руб до 4,0т. руб)

  4. Назовите самое наибольшее количество излишек товаров и при какой цене ( 4т. руб, 140 тыс. кг)

Ответ:

Р, т. р./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыт. Спрос

(дефицит)

Избыт. предлож.

(излишки)

Объем продаж

выручка

1,0

210

10

200

-

10

10

1,5

180

30

150

-

30

45

2,0

140

55

85

-

55

110

2,5

80

80

0

0

80

200

3,0

40

100

-

60

40

120

3,5

30

130

-

100

30

115

4,0

20

160

-

140

20

80

Второй способ определения дефицита и избытка - аналитический

-Разберем пример аналитического нахождения дефицита или избытка товаров. Вернемся к задаче, которую решали в начале урока.

Допустим, что сложилась некая ситуация на рынке и установилась цена

А) в 300 ден. ед. Решение: При Р = 300 ; Qd = 2800 – 6·300 = 2800 – 1800 = 1000

Qs = 3·300 – 800 = 900 – 800 = 100

Следовательно: 1000  100 = Qd  Qs
Если объем спроса превышает объем предложения, это означает, что при Р = 300 мы имеем дефицит товаровв 900 единиц

Б)в 420 ден.ед Решение: При Р = 420;Qd = 2800 – 6·420 = 2800 – 2520 = 280
Qs = 3·420 – 800 = 1260 – 800 = 460
460  280 = Qs  QdЕсли объем предложения превышает объем спроса, это означает, что имеем избыток товаров в 180 единиц

- Последний способ нахождения дефицита или избытка товаров – графический, внимание на слайд: Вся нижняя область, заштрихованная желтым цветом, показывает на графике область дефицита товаров, а синим – избыток товаров

Таким образом, мы с вами разобрали различные способы изображения дефицита и избытка товара.

Учитель:Каковы основные признаки избытка и дефицита?

(мнения учащихся)

(Подводя итог мнений учащихся, учитель: Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление «очередей» предпринимателей, предлагающие товарные услуги. В такой ситуации продавцы должны снизить цену, чтобы сбыть излишек предложения. Следовательно, цена будет иметь тенденцию к падению, как только возникает избыточное предложение. Основным признаком дефицита является сокращение товарных запасов им появление очередей покупателей в отраслях, не имеющих товарных запасов. Дефицит окажет влияние на цену и покупатели начнут менять свои планы. В результате роста цены величина спроса будет снижаться.)

Учитель: Можно ли управлять формированием рыночного равновесия? Обоснуйте свою точку зрения.

(мнения учащихся)

Учитель: Рынок автоматически реагирует на перепроизводство или дефицит товара. Это называется рыночным механизмом- т.е автоматическим достижением баланса спроса и предложения, равновесных цен и количества товара. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, еще в 18 веке великий экономист Адам Смит писал в своих работах: « Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но НЕВИДИМАЯ РУКА, которая его направляет, как и во многом другом приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял»

Учитель: Что же это за «невидимая рука», которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей и добиваться результатов лучших, чем при планово-командной системе?(мнения учащихся)

Учитель: Эти термином со времен Адама Смита экономисты называют МЕХАНИЗМ ЦЕН, который в рыночной экономике играет центральную роль. Именно цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, о соотношении предложения товаров и спроса на них.

Поэтому рынок, на котором система цен формируется свободно – по результатам торга между продавцами и покупателями, - постоянно заставляет всех участников действовать так, чтобы возникло состояние равновесия. Данный механизм цен подсказывает ответы на основные вопросы экономики – что, как, для кого, сколько и когда производить. Свободное установление цен на основе только соотношения спроса и предложения критически важная черта рыночного механизма.

Рынок в состоянии равновесия – лучший из возможных компромиссов между интересами продавцов и покупателей.

3.Закрепление:

Работа по группам (приложение № 3)

Ребятам предлагается стать исследовательским центром, изучающих конъюнктуру рынка. Вам предстоит оценить изменения, которые произойдут на ряде рынков. Выявить тип фактора, характер его влияния на спрос или предложения, изменения его равновесной цены и равновесного количества.

Первая группа:

Задача №1 Эпидемия болезни «черный стручок» поразила африканские плантации какао- бобов, которые являются основным сырьем для производства шоколада. Что происходит на рынке какао, шоколада, карамели, маринованных огурцов?

Вторая группа:

Задача №2. Предположим, что в стране была начата активная антиникотиновая кампания и, многие люди решили бросить курить. В качестве средства. помогающего бросить курить избрали специальный сорт резинки. Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц, и зажигалок?

Третья группа:

Задача №3. В городе Чистом построен новый завод по производству стиральных машин, полностью автоматизирующих процесс стирки. Что происходит на рынке стиральных машин, услуг прачечных, стирального порошка, туалетного мыла?

В заключение работы совместное обсуждение результатов работы:

  1. К какому фактору относятся условия, изложенные в задании (первая задача изменение цен на товар; вторая задача –изменения вкуса потребителей; третья задача –рост числа производителей товара)

  2. Влияют ли эти изменения на спрос или предложения?(да).

  3. Как изменяются рыночные цены и равновесные количества на каждом рынке.

(если класс сильный можно применить закрепляющие задания 1 и 2 с использованием интерактивной доски. Презентацию – (прилож. 4) перевести во флипчарт и работать с доской, вызвав ученика в к доске. По заданию № 1: нужно перенести термины к соответствующим определениям. По заданию 2: необходимо выполнить задания на полях, используя функции интерактивной доски ,а так же комментируя свои ответы)

Оценки за работу на уроке: (с комментариями учителя)

4. Домашнее задание: (приложение № 5)

1) Учебник В.С.Автономов «Введение в экономику» стр. 38-41 на стр. 41 в. 3 устно + конспект в тетради, выучить основные определения решение задачи, подготовка к проверочной работе по тема: «Спрос и предложение»

2) Домашние задачи:

Задача №1

Даны функция рыночного спроса Qd= 12-Р и функция рыночного предложения Qs= -6+2Р. Вычислите аналитическим способом равновесный объем и равновесную цену товара

Задача №2

В графах таблицы приведены некоторые данные спроса и предложения некоторого товара. Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу полностью

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

2000

11

1250

450

1100

600

7200

13

900

0

11700

14

400

700

Ответы к задаче 1: Р=6 руб, Q= 6 руб

К задаче 2:

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

200

1600

0

200

2000

11

1700

450

1250

0

450

4950

1100

600

500

0

600

7200

13

900

900

0

0

900

11700

14

700

1100

0

400

700

9800

Расчеты например по строке №1

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

2000:10

1800-200

0

200

(Объем продаж равен величине предложения)

2000

Тестовая оболочка MyTestX

Слайд 1

(прилож № 2)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7+ аним.

Слайд 8+ аним.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11+ аним.

Слайд 12+аним.

Слайд 13

Слайд 14+аним.

Сладй15 +аним.

Слайд 16

Слайд17

Слайд 18

Интерактивная доска

Слайд 19

3.2 Учебный проект по географии для учащихся 8-9 классов

Тема: «Энергосбережение - миф или реальность?»

Цель:создать у обучающихся целостное представление об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм

Задачи:

- показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;

- убедить обучающихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии

В проекте вводиться понятие «энергетического комфорта» т.е достаточное естественное, искусственное освещение, инсоляция во все времена года; оптимальная температура окружающего воздуха.

Тип:Исследовательский, надпредметный

Планируемый результат:

  • Определенное количество школьников, вовлеченных в действия по энергосбережению;

  • Сокращение потребления энергии в школе и в определенном количестве семей;

  • Повышение заинтересованности детей вопросами, связанными с окружающей средой;

  • Повышение уровня информированности участников в определенной области;

  • Получение детьми личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды;

Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 четверть

Количество участников: коллективный

Этапы проекта:

  • Изучить уровень представлений учащихся о проблемах, связанных с энергопотреблением.

  • Спланировать проект в деталях совместно с членами Штаба проекта.

  • Распространить информацию о проекте среди всех школьников и педагогического коллектива.

  • Определить и организовать виды деятельности, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы и работы в группе, в классе.

  • Провести мониторинг и анализ результатов проекта.

  • Распространить информацию о результатах проекта (разместить информацию в школьной газете, выпустить стенгазету, распространить буклеты, провести классные часы в других классах по данной проблеме, выступить на родительском собрании, размещение данной информации на сайте школы, участие в областном ежегодном конкурсе по энергосбережению «Наш теплый дом»)

Данный проект рассчитан на учащихся 8-9 классов. Проект можно реализовать во 2 или 3 четвертях. Предшествовали данному проекту темы в 8 классе: «Полезные ископаемые РФ» и «Комфортность (дискомфорность) климатических условий» и в 9 классе «Топливно-энергетический комплекс».

Роль педагога: планирование работы с учащимися, определение задач для каждой группы, коррекция работы всего проекта, индивидуальное сопровождение каждой группы. Контроль итогов работы, сбор творческих продуктов по проекту, техническая консультация. (презентации, буклеты, статьи, сценарии классных часов)

Роль учащихся: провести исследование о проблемах, связанных с энергопотреблением в школе и дома. Провести мониторинг и анализ результатов по своим вопросам. Оформить результаты.

Продукт проекта. Активная личностная позиция школьников по отношению к проблемам энергосбережения (презентации, исследовательская работа, плакаты, настольная игра, выпуск специального номера школьной газеты «Болтунчик»)

Идея учебного проекта для учащихся 6-7 классов.

3.3 Учебный проект по географии для учащихся 6-7 классов

Тема:«Путешествие во времени - географические открытия»

Цель: изучение и знакомство с историей географических открытий и исследований

Задачи:

-знакомство учащихся с историей древних открытий и изучение эпохи Великих географических открытий

-знакомство с современными географическими открытия

Тип:информационный проект, монопредметный

Планируемый результат: создание виртуальной машины времени одним из разделов, которой является «Путешествие во времени - географические открытия». Учащиеся создадут презентации, буклеты о выдающихся ученых и основных этапах развития географических открытий, потом можно добавить видео творческих выступлений.

Продолжительность проекта: 2 урока + выполнение домашнего задания.

Количество участников: групповой

До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание, с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса (в этом может помочь буклет) и сообщить о необходимости письменного согласия на размещение фотографий ребенка на сайте проекта.

Проект «Путешествие во времени - географические открытия»"; предназначен для учеников 6-7 классов. Так как данная тема «Географические открытия и исследования» изучается в этих классах примерно в одинаковое время, то целесообразно провести оба урока совместно (разработка и защита проекта). В основе проекта – понимание того, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли, как развивались знания людей о природе. Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (стартовая презентация учителя). Выявляются потребности, ставятся цели, определяются задачи. 

Учащиеся разделяться на группы:

- «Первобытные люди» - представление о природе и среде обитания на ранних стадиях существования первобытных людей (учащиеся готовят презентацию о взаимодействии первобытных людей с природой – это могут сделать учащиеся 6 класса)

- «Мир древних цивилизаций» - изучение временного отрезка, о первых представлениях формы Земли. (учащиеся готовят презентацию о возникновении первых карт, атласов, глобусов; – это могут сделать учащиеся 6 класса) (презентация)

- «Средневековье» - информация о первых открытиях в области географии, астрономии; – это могут сделать учащиеся 6 класса (презентация)

- «Эпоха Просвещения» - представление о Великих географических открытиях, здесь информацию готовят учащиеся 7 класса. Разбившись на 2 группы они весь материал представляют блоками:

- 1 группа – «Выдающиеся открытия эпохи» - краткое представление исторического отрезка времени. Рассказать о самых крупных исследованиях и открытиях. (презентация)

- 2 группа – «Первые научные экспедиции» - театрализованное представление одно- двух путешественников (с атрибутами того времени, может быть обыгран только один фрагмент, но наиболее яркий, например рассказ о встрече с местными жителями, особенностями природы и т.д.) (творческое представление)

- 3 группа – «Путешествие с Героем времени» - может быть подготовлена небольшая стенгазета о маршруте одного путешественника с рисунками и фото пейзажей маршрута путешественника (стенгазета)

- «Современная эпоха развития знаний о Земле» - представление информации о современном изучении Земли (презентации) – готовят учащиеся 6 и 7 класса:

6 класс: - Геоинформационные системы,изучение Земли из космоса

7 класс: - Современные географические исследования: международный геофизический год, исследования Мирового океана.

В процессе реализации проекта предполагается работа с источниками (книги, Интернет, таблицы и т.д.), организация работы в группах по исследованию конкретных вопросов с целью выбора наиболее эффективных путей представления материала. В конце проекта дети должны знать основные этапы истории географических открытий и исследований. После завершения проекта:

  • учащиеся должны научится собирать информацию по заданной теме,

  • научиться работать в команде не только с одноклассниками, но и родителями и знакомыми,

  • научиться представлять и защищать свой продукт труда.

Роль учителя - помогает правильно подобрать материал для представления информации, корректирует работу. В конце проекта учитель собирает весь материл в единое целое. С помощью программы «Конструктор сайтов» создает единую оболочку «Виртуальную машину времени» одним из разделов является «Путешествие во времени - географические открытия» с гиперссылками.

Для учащихся учитель разрабатывает единые критерии оценивания, даёт список литературы, источники ресурсов Интернета.

Впоследствии можно подключить в наполнении сайта и других учителей, например, учителей по истории, биологии, физики и т.д.

P.S: Я считаю, что по итогам любого проекта учащиеся должны получать только положительные отметки, так как это огромный труд, и в процессе данной работы они учатся представлять свой материал, презентовать своё выступление. Задача учителя поддержать любого ребенка, отметить что-то отличительное и обязательно похвалить, даже если его выступление на фоне других было несколько хуже.

Заключение.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – это не дань моде, а необходимость, позволяющая более эффективно решать стоящие передо мной педагогические задачи, а так же способствует моему росту профессиональной компетенции и социальной мобильности как педагога.

Мной накоплен определенный опыт работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов, выявлены условия, определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета несет практическое применение полученных знаний и умений в жизненных ситуациях, имеет огромное значение как для создания мощного стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных. Четко определена позиция ученика и учителя.  Использование компьютера на уроке позволило мне сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным и помогло мне решить ряд методических проблем:

  • дало возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности у школьников умений работать с различными источниками географической информации, и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни;

  • облегчило организацию учебной деятельности, упростило ее планирование;

  • открывают новые возможности использования картографического метода обучения и более эффективному использованию объяснительно-иллюстративного метода;

  • помогло реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами; 

  • облегчило процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся, проведение коррекции знаний и умений; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников и т.д.

Таким образом, проблема подготовки конкурентоспособного человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях становится все более острой и потому требует незамедлительного решения, одним из которых является использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Литература

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1995.

  2. Артамонова Л.М., Чинакова Н.В. Выбор метода оценки знаний по экономике - ж.Экономика. Вопросы школьного экономического образования , международный учебно-методический журнал. – Ольденбургский университет, Новосибирский государственный университет, 2005г.№ 4 с42-47

  3. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г«Образовательный стандарт» Сборник нормативных документов. Экономика.. – м.:Дрофа,2004.-42 с.

  4. Дьяченко Г.Д., Ткачева В.Я., Костенко С.В. Рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими низкие учебные возможности. ж. Образование в современной школе, № 5, 2002.

  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

  6. Русских Г.А. Мастер-класс: подготовка учителя к успешной педагогической деятельности: Методическое пособие/ под редакцией. – Киров: ИУУ, 2000.

  7. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Технология работы с детьми, имеющими признаки одаренности. Ж. Школьные технологии, № 3, 2002, с.91.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  9. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. ж. Учитель, 1, 2000,

  10. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике. ж. Школьные технологии, № 3, 1999.

  11. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю).ж. Завуч, № 4, 2000

  12. Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении. ж. Управление школой, № 23, 2002

Приложения.

Приложение № 1

Аннотация использования теста MyTest

Установите – MyTestXSetup, соглашаясь с программой.

Далее

1.Значок переносим на рабочий стол.

2. Двойным щелчком открываем его, появляется рабочее окно теста

3. В верхней панели открываем «Файл», далее желтую папку «Открыть»

4. Появляется дополнительное диалоговое окно – выбираем папку, где лежит тест «Спрос» и команда внизу «открыть»

5. Далее открываем в верхней панели инструментов команду «Тест»

6. Далее команда «Начать тест»

7. Нажимаем «Ок» и вводим «10 А»

8 Начинаем решать тест, компьютер сам выставит оценку.

Приложение № 2

Презентация учителя.

Приложение № 3

1 . Задание для определения равновесия рынка табличным путем.

Заполните таблицу недостающими данными.

Р, т. р./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыт. Спрос

(дефицит)

Избыт. предлож.

(излишки)

Объем продаж

Q

Выручка

TR

1,0

210

10

?

?

?

?

1,5

180

30

?

?

?

?

2,0

140

55

?

?

?

?

2,5

80

80

?

?

?

?

3,0

40

100

?

?

?

?

3,5

30

130

?

?

?

?

4,0

20

160

?

?

?

?

2 Задания для закрепления нового материала через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Первая группа:

Задача №1 Эпидемия болезни «черный стручок» поразила африканские плантации какао- бобов, которые являются основным сырьем для производства шоколада. Что происходит на рынке какао, шоколада, карамели, маринованных огурцов?

Вторая группа:

Задача №2. Предположим, что в стране была начата активная антиникотиновая кампания и, многие люди решили бросить курить. В качестве средства. помогающего бросить курить избрали специальный сорт резинки. Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц, и зажигалок?

Третья группа:

Задача №3. В городе Чистом построен новый завод по производству стиральных машин, полностью автоматизирующих процесс стирки. Что происходит на рынке стиральных машин, услуг прачечных, стирального порошка, туалетного мыла?

Приложение № 4.

Флипчарт для интерактивной доски

Приложение № 5

Задания для домашней работы

1) Учебник В.С.Автономов «Введение в экономику» стр. 38-41 на стр. 41 в. 3 устно + конспект в тетради, выучить основные определения решение задачи, подготовка к проверочной работе по тема: «Спрос и предложение»

2) Домашние задачи:

Задача №1

Даны функция рыночного спроса Qd= 12-Р и функция рыночного предложения Qs= -6+2Р. Вычислите аналитическим способом равновесный объем и равновесную цену товара

Задача №2

В графах таблицы приведены некоторые данные спроса и предложения некоторого товара. Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу полностью

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

2000

11

1250

450

1100

600

7200

13

900

0

11700

14

400

700

323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... познавательной игры «Мой балл», которая применяется каксредство пробуждения интереса к учению и создания ситуации новизны науроке ...
  2. Программа на 2005-2010 годы «школа самореализации» содержание программы развития муниципального

    Программа
    ... Н.А. Развитиепознавательногоинтереса с использованием ИКТ постоянно Черемисина М.В. Формирование социальной активности науроках русского языка и литературы средствами ...
  3. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения

    Документ
    ... : Цель: Развитиепознавательногоинтереса и творческих способностей учащихся науроках ИЗО, музыки и технологии. Заявленные задачи: 1. Развитие творческих способностей ...
  4. Введение 5 Паспорт Программы 6 Раздел I Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009 годы 12 1 1 Общие положения 12 1 2 Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...
  5. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...

Другие похожие документы..