Главная > Методическая разработка


- К чему может привести избыточный спрос?

( к дефициту товара)

- К чему привести избыточное предложение товара?

(перепроизводству или излишкам, избыткам товара)

Учитель: Мы выделили еще два новых понятия рынка - дефицит и избыток. Попробуйте сформулировать определения к данным терминам. (Необходимо вместе с учащимися сформулировать определения этих экономических единиц.)

  • Дефицит товаров – ситуация на рынке, при которой объем спроса превышает объем предложения

  • Избыток товаров – ситуация на рынке, при которой объем предложения превышает объем спроса.

Учитель: Дефицит товара или излишки можно найти тремя способами:

- аналитическим

- табличным

- графическим

Например: Для закрепления порядка определения дефицита или избытка товаров табличным путем заполним таблицу недостающими данными. (приложение № 3)

Р, т. р./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыт. Спрос

(дефицит)

Избыт. предлож.

(излишки)

Объем продаж

Q

Выручка

TR

1,0

210

10

?

?

?

?

1,5

180

30

?

?

?

?

2,0

140

55

?

?

?

?

2,5

80

80

?

?

?

?

3,0

40

100

?

?

?

?

3,5

30

130

?

?

?

?

4,0

20

160

?

?

?

?

При заполнении таблицы необходимо обратить на следующие моменты: как правильно определяется объем продаж; как рассчитывается выручка от продаж.

Вывод по таблице:

  1. Назовите равновесную цену и равновесный объем товара.

  2. В каком диапазоне цены будет дефицит товара ( от 1 т.руб до 2,0 т.руб)

  3. В каком диапазоне цены будут излишки товара ( от 3,0 т.руб до 4,0т. руб)

  4. Назовите самое наибольшее количество излишек товаров и при какой цене ( 4т. руб, 140 тыс. кг)

Ответ:

Р, т. р./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыт. Спрос

(дефицит)

Избыт. предлож.

(излишки)

Объем продаж

выручка

1,0

210

10

200

-

10

10

1,5

180

30

150

-

30

45

2,0

140

55

85

-

55

110

2,5

80

80

0

0

80

200

3,0

40

100

-

60

40

120

3,5

30

130

-

100

30

115

4,0

20

160

-

140

20

80

Второй способ определения дефицита и избытка - аналитический

-Разберем пример аналитического нахождения дефицита или избытка товаров. Вернемся к задаче, которую решали в начале урока.

Допустим, что сложилась некая ситуация на рынке и установилась цена

А) в 300 ден. ед. Решение: При Р = 300 ; Qd = 2800 – 6·300 = 2800 – 1800 = 1000

Qs = 3·300 – 800 = 900 – 800 = 100

Следовательно: 1000  100 = Qd  Qs
Если объем спроса превышает объем предложения, это означает, что при Р = 300 мы имеем дефицит товаровв 900 единиц

Б)в 420 ден.ед Решение: При Р = 420;Qd = 2800 – 6·420 = 2800 – 2520 = 280
Qs = 3·420 – 800 = 1260 – 800 = 460
460  280 = Qs  QdЕсли объем предложения превышает объем спроса, это означает, что имеем избыток товаров в 180 единиц

- Последний способ нахождения дефицита или избытка товаров – графический, внимание на слайд: Вся нижняя область, заштрихованная желтым цветом, показывает на графике область дефицита товаров, а синим – избыток товаров

Таким образом, мы с вами разобрали различные способы изображения дефицита и избытка товара.

Учитель:Каковы основные признаки избытка и дефицита?

(мнения учащихся)

(Подводя итог мнений учащихся, учитель: Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление «очередей» предпринимателей, предлагающие товарные услуги. В такой ситуации продавцы должны снизить цену, чтобы сбыть излишек предложения. Следовательно, цена будет иметь тенденцию к падению, как только возникает избыточное предложение. Основным признаком дефицита является сокращение товарных запасов им появление очередей покупателей в отраслях, не имеющих товарных запасов. Дефицит окажет влияние на цену и покупатели начнут менять свои планы. В результате роста цены величина спроса будет снижаться.)

Учитель: Можно ли управлять формированием рыночного равновесия? Обоснуйте свою точку зрения.

(мнения учащихся)

Учитель: Рынок автоматически реагирует на перепроизводство или дефицит товара. Это называется рыночным механизмом- т.е автоматическим достижением баланса спроса и предложения, равновесных цен и количества товара. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, еще в 18 веке великий экономист Адам Смит писал в своих работах: « Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но НЕВИДИМАЯ РУКА, которая его направляет, как и во многом другом приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял»

Учитель: Что же это за «невидимая рука», которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей и добиваться результатов лучших, чем при планово-командной системе?(мнения учащихся)

Учитель: Эти термином со времен Адама Смита экономисты называют МЕХАНИЗМ ЦЕН, который в рыночной экономике играет центральную роль. Именно цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, о соотношении предложения товаров и спроса на них.

Поэтому рынок, на котором система цен формируется свободно – по результатам торга между продавцами и покупателями, - постоянно заставляет всех участников действовать так, чтобы возникло состояние равновесия. Данный механизм цен подсказывает ответы на основные вопросы экономики – что, как, для кого, сколько и когда производить. Свободное установление цен на основе только соотношения спроса и предложения критически важная черта рыночного механизма.

Рынок в состоянии равновесия – лучший из возможных компромиссов между интересами продавцов и покупателей.

3.Закрепление:

Работа по группам (приложение № 3)

Ребятам предлагается стать исследовательским центром, изучающих конъюнктуру рынка. Вам предстоит оценить изменения, которые произойдут на ряде рынков. Выявить тип фактора, характер его влияния на спрос или предложения, изменения его равновесной цены и равновесного количества.

Первая группа:

Задача №1 Эпидемия болезни «черный стручок» поразила африканские плантации какао- бобов, которые являются основным сырьем для производства шоколада. Что происходит на рынке какао, шоколада, карамели, маринованных огурцов?

Вторая группа:

Задача №2. Предположим, что в стране была начата активная антиникотиновая кампания и, многие люди решили бросить курить. В качестве средства. помогающего бросить курить избрали специальный сорт резинки. Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц, и зажигалок?

Третья группа:

Задача №3. В городе Чистом построен новый завод по производству стиральных машин, полностью автоматизирующих процесс стирки. Что происходит на рынке стиральных машин, услуг прачечных, стирального порошка, туалетного мыла?

В заключение работы совместное обсуждение результатов работы:

  1. К какому фактору относятся условия, изложенные в задании (первая задача изменение цен на товар; вторая задача –изменения вкуса потребителей; третья задача –рост числа производителей товара)

  2. Влияют ли эти изменения на спрос или предложения?(да).

  3. Как изменяются рыночные цены и равновесные количества на каждом рынке.

(если класс сильный можно применить закрепляющие задания 1 и 2 с использованием интерактивной доски. Презентацию – (прилож. 4) перевести во флипчарт и работать с доской, вызвав ученика в к доске. По заданию № 1: нужно перенести термины к соответствующим определениям. По заданию 2: необходимо выполнить задания на полях, используя функции интерактивной доски ,а так же комментируя свои ответы)

Оценки за работу на уроке: (с комментариями учителя)

4. Домашнее задание: (приложение № 5)

1) Учебник В.С.Автономов «Введение в экономику» стр. 38-41 на стр. 41 в. 3 устно + конспект в тетради, выучить основные определения решение задачи, подготовка к проверочной работе по тема: «Спрос и предложение»

2) Домашние задачи:

Задача №1

Даны функция рыночного спроса Qd= 12-Р и функция рыночного предложения Qs= -6+2Р. Вычислите аналитическим способом равновесный объем и равновесную цену товара

Задача №2

В графах таблицы приведены некоторые данные спроса и предложения некоторого товара. Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу полностью

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

2000

11

1250

450

1100

600

7200

13

900

0

11700

14

400

700

Ответы к задаче 1: Р=6 руб, Q= 6 руб

К задаче 2:

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

200

1600

0

200

2000

11

1700

450

1250

0

450

4950

1100

600

500

0

600

7200

13

900

900

0

0

900

11700

14

700

1100

0

400

700

9800

Расчеты например по строке №1

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

2000:10

1800-200

0

200

(Объем продаж равен величине предложения)

2000

Тестовая оболочка MyTestX

Слайд 1

(прилож № 2)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7+ аним.

Слайд 8+ аним.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11+ аним.

Слайд 12+аним.

Слайд 13

Слайд 14+аним.

Сладй15 +аним.

Слайд 16

Слайд17

Слайд 18

Интерактивная доска

Слайд 19

3.2 Учебный проект по географии для учащихся 8-9 классов

Тема: «Энергосбережение - миф или реальность?»

Цель:создать у обучающихся целостное представление об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм

Задачи:

- показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;

- убедить обучающихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии

В проекте вводиться понятие «энергетического комфорта» т.е достаточное естественное, искусственное освещение, инсоляция во все времена года; оптимальная температура окружающего воздуха.

Тип:Исследовательский, надпредметный

Планируемый результат:

  • Определенное количество школьников, вовлеченных в действия по энергосбережению;

  • Сокращение потребления энергии в школе и в определенном количестве семей;

  • Повышение заинтересованности детей вопросами, связанными с окружающей средой;

  • Повышение уровня информированности участников в определенной области;

  • Получение детьми личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды;

Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 четверть

Количество участников: коллективный

Этапы проекта:

  • Изучить уровень представлений учащихся о проблемах, связанных с энергопотреблением.

  • Спланировать проект в деталях совместно с членами Штаба проекта.

  • Распространить информацию о проекте среди всех школьников и педагогического коллектива.

  • Определить и организовать виды деятельности, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы и работы в группе, в классе.

  • Провести мониторинг и анализ результатов проекта.

  • Распространить информацию о результатах проекта (разместить информацию в школьной газете, выпустить стенгазету, распространить буклеты, провести классные часы в других классах по данной проблеме, выступить на родительском собрании, размещение данной информации на сайте школы, участие в областном ежегодном конкурсе по энергосбережению «Наш теплый дом»)

Данный проект рассчитан на учащихся 8-9 классов. Проект можно реализовать во 2 или 3 четвертях. Предшествовали данному проекту темы в 8 классе: «Полезные ископаемые РФ» и «Комфортность (дискомфорность) климатических условий» и в 9 классе «Топливно-энергетический комплекс».

Роль педагога: планирование работы с учащимися, определение задач для каждой группы, коррекция работы всего проекта, индивидуальное сопровождение каждой группы. Контроль итогов работы, сбор творческих продуктов по проекту, техническая консультация. (презентации, буклеты, статьи, сценарии классных часов)

Роль учащихся: провести исследование о проблемах, связанных с энергопотреблением в школе и дома. Провести мониторинг и анализ результатов по своим вопросам. Оформить результаты.

Продукт проекта. Активная личностная позиция школьников по отношению к проблемам энергосбережения (презентации, исследовательская работа, плакаты, настольная игра, выпуск специального номера школьной газеты «Болтунчик»)

Идея учебного проекта для учащихся 6-7 классов.

3.3 Учебный проект по географии для учащихся 6-7 классов

Тема:«Путешествие во времени - географические открытия»

Цель: изучение и знакомство с историей географических открытий и исследований

Задачи:

-знакомство учащихся с историей древних открытий и изучение эпохи Великих географических открытий

-знакомство с современными географическими открытия

Тип:информационный проект, монопредметный

Планируемый результат: создание виртуальной машины времени одним из разделов, которой является «Путешествие во времени - географические открытия». Учащиеся создадут презентации, буклеты о выдающихся ученых и основных этапах развития географических открытий, потом можно добавить видео творческих выступлений.

Продолжительность проекта: 2 урока + выполнение домашнего задания.

Количество участников: групповой

До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание, с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса (в этом может помочь буклет) и сообщить о необходимости письменного согласия на размещение фотографий ребенка на сайте проекта.

Проект «Путешествие во времени - географические открытия»"; предназначен для учеников 6-7 классов. Так как данная тема «Географические открытия и исследования» изучается в этих классах примерно в одинаковое время, то целесообразно провести оба урока совместно (разработка и защита проекта). В основе проекта – понимание того, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли, как развивались знания людей о природе. Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (стартовая презентация учителя). Выявляются потребности, ставятся цели, определяются задачи. 

Учащиеся разделяться на группы:

- «Первобытные люди» - представление о природе и среде обитания на ранних стадиях существования первобытных людей (учащиеся готовят презентацию о взаимодействии первобытных людей с природой – это могут сделать учащиеся 6 класса)

- «Мир древних цивилизаций» - изучение временного отрезка, о первых представлениях формы Земли. (учащиеся готовят презентацию о возникновении первых карт, атласов, глобусов; – это могут сделать учащиеся 6 класса) (презентация)

- «Средневековье» - информация о первых открытиях в области географии, астрономии; – это могут сделать учащиеся 6 класса (презентация)

- «Эпоха Просвещения» - представление о Великих географических открытиях, здесь информацию готовят учащиеся 7 класса. Разбившись на 2 группы они весь материал представляют блоками:

- 1 группа – «Выдающиеся открытия эпохи» - краткое представление исторического отрезка времени. Рассказать о самых крупных исследованиях и открытиях. (презентация)

- 2 группа – «Первые научные экспедиции» - театрализованное представление одно- двух путешественников (с атрибутами того времени, может быть обыгран только один фрагмент, но наиболее яркий, например рассказ о встрече с местными жителями, особенностями природы и т.д.) (творческое представление)

- 3 группа – «Путешествие с Героем времени» - может быть подготовлена небольшая стенгазета о маршруте одного путешественника с рисунками и фото пейзажей маршрута путешественника (стенгазета)

- «Современная эпоха развития знаний о Земле» - представление информации о современном изучении Земли (презентации) – готовят учащиеся 6 и 7 класса:

6 класс: - Геоинформационные системы,изучение Земли из космоса

7 класс: - Современные географические исследования: международный геофизический год, исследования Мирового океана.

В процессе реализации проекта предполагается работа с источниками (книги, Интернет, таблицы и т.д.), организация работы в группах по исследованию конкретных вопросов с целью выбора наиболее эффективных путей представления материала. В конце проекта дети должны знать основные этапы истории географических открытий и исследований. После завершения проекта:

  • учащиеся должны научится собирать информацию по заданной теме,

  • научиться работать в команде не только с одноклассниками, но и родителями и знакомыми,

  • научиться представлять и защищать свой продукт труда.

Роль учителя - помогает правильно подобрать материал для представления информации, корректирует работу. В конце проекта учитель собирает весь материл в единое целое. С помощью программы «Конструктор сайтов» создает единую оболочку «Виртуальную машину времени» одним из разделов является «Путешествие во времени - географические открытия» с гиперссылками.

Для учащихся учитель разрабатывает единые критерии оценивания, даёт список литературы, источники ресурсов Интернета.

Впоследствии можно подключить в наполнении сайта и других учителей, например, учителей по истории, биологии, физики и т.д.

P.S: Я считаю, что по итогам любого проекта учащиеся должны получать только положительные отметки, так как это огромный труд, и в процессе данной работы они учатся представлять свой материал, презентовать своё выступление. Задача учителя поддержать любого ребенка, отметить что-то отличительное и обязательно похвалить, даже если его выступление на фоне других было несколько хуже.

Заключение.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – это не дань моде, а необходимость, позволяющая более эффективно решать стоящие передо мной педагогические задачи, а так же способствует моему росту профессиональной компетенции и социальной мобильности как педагога.

Мной накоплен определенный опыт работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов, выявлены условия, определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета несет практическое применение полученных знаний и умений в жизненных ситуациях, имеет огромное значение как для создания мощного стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных. Четко определена позиция ученика и учителя.  Использование компьютера на уроке позволило мне сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным и помогло мне решить ряд методических проблем:

  • дало возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности у школьников умений работать с различными источниками географической информации, и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни;

  • облегчило организацию учебной деятельности, упростило ее планирование;

  • открывают новые возможности использования картографического метода обучения и более эффективному использованию объяснительно-иллюстративного метода;

  • помогло реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами; 

  • облегчило процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся, проведение коррекции знаний и умений; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников и т.д.

Таким образом, проблема подготовки конкурентоспособного человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях становится все более острой и потому требует незамедлительного решения, одним из которых является использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Литература

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1995.

  2. Артамонова Л.М., Чинакова Н.В. Выбор метода оценки знаний по экономике - ж.Экономика. Вопросы школьного экономического образования , международный учебно-методический журнал. – Ольденбургский университет, Новосибирский государственный университет, 2005г.№ 4 с42-47

  3. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г«Образовательный стандарт» Сборник нормативных документов. Экономика.. – м.:Дрофа,2004.-42 с.

  4. Дьяченко Г.Д., Ткачева В.Я., Костенко С.В. Рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими низкие учебные возможности. ж. Образование в современной школе, № 5, 2002.

  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

  6. Русских Г.А. Мастер-класс: подготовка учителя к успешной педагогической деятельности: Методическое пособие/ под редакцией. – Киров: ИУУ, 2000.

  7. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Технология работы с детьми, имеющими признаки одаренности. Ж. Школьные технологии, № 3, 2002, с.91.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  9. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. ж. Учитель, 1, 2000,

  10. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике. ж. Школьные технологии, № 3, 1999.

  11. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю).ж. Завуч, № 4, 2000

  12. Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении. ж. Управление школой, № 23, 2002

Приложения.

Приложение № 1

Аннотация использования теста MyTest

Установите – MyTestXSetup, соглашаясь с программой.

Далее

1.Значок переносим на рабочий стол.

2. Двойным щелчком открываем его, появляется рабочее окно теста

3. В верхней панели открываем «Файл», далее желтую папку «Открыть»

4. Появляется дополнительное диалоговое окно – выбираем папку, где лежит тест «Спрос» и команда внизу «открыть»

5. Далее открываем в верхней панели инструментов команду «Тест»

6. Далее команда «Начать тест»

7. Нажимаем «Ок» и вводим «10 А»

8 Начинаем решать тест, компьютер сам выставит оценку.

Приложение № 2

Презентация учителя.

Приложение № 3

1 . Задание для определения равновесия рынка табличным путем.

Заполните таблицу недостающими данными.

Р, т. р./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыт. Спрос

(дефицит)

Избыт. предлож.

(излишки)

Объем продаж

Q

Выручка

TR

1,0

210

10

?

?

?

?

1,5

180

30

?

?

?

?

2,0

140

55

?

?

?

?

2,5

80

80

?

?

?

?

3,0

40

100

?

?

?

?

3,5

30

130

?

?

?

?

4,0

20

160

?

?

?

?

2 Задания для закрепления нового материала через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Первая группа:

Задача №1 Эпидемия болезни «черный стручок» поразила африканские плантации какао- бобов, которые являются основным сырьем для производства шоколада. Что происходит на рынке какао, шоколада, карамели, маринованных огурцов?

Вторая группа:

Задача №2. Предположим, что в стране была начата активная антиникотиновая кампания и, многие люди решили бросить курить. В качестве средства. помогающего бросить курить избрали специальный сорт резинки. Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц, и зажигалок?

Третья группа:

Задача №3. В городе Чистом построен новый завод по производству стиральных машин, полностью автоматизирующих процесс стирки. Что происходит на рынке стиральных машин, услуг прачечных, стирального порошка, туалетного мыла?

Приложение № 4.

Флипчарт для интерактивной доски

Приложение № 5

Задания для домашней работы

1) Учебник В.С.Автономов «Введение в экономику» стр. 38-41 на стр. 41 в. 3 устно + конспект в тетради, выучить основные определения решение задачи, подготовка к проверочной работе по тема: «Спрос и предложение»

2) Домашние задачи:

Задача №1

Даны функция рыночного спроса Qd= 12-Р и функция рыночного предложения Qs= -6+2Р. Вычислите аналитическим способом равновесный объем и равновесную цену товара

Задача №2

В графах таблицы приведены некоторые данные спроса и предложения некоторого товара. Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу полностью

Цена (Р) руб

Величина спроса (D) шт.

Величина предложения (S) шт.

Избыточный спрос

(дефицит)

Избыточное предложение

(излишки)

Объем продаж

(Q шт)

Выручка

TR

10

1800

2000

11

1250

450

1100

600

7200

13

900

0

11700

14

400

700

323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232323232



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... познавательной игры «Мой балл», которая применяется каксредство пробуждения интереса к учению и создания ситуации новизны науроке ...
  2. Программа на 2005-2010 годы «школа самореализации» содержание программы развития муниципального

    Программа
    ... Н.А. Развитиепознавательногоинтереса с использованием ИКТ постоянно Черемисина М.В. Формирование социальной активности науроках русского языка и литературы средствами ...
  3. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения

    Документ
    ... : Цель: Развитиепознавательногоинтереса и творческих способностей учащихся науроках ИЗО, музыки и технологии. Заявленные задачи: 1. Развитие творческих способностей ...
  4. Введение 5 Паспорт Программы 6 Раздел I Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009 годы 12 1 1 Общие положения 12 1 2 Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...
  5. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...

Другие похожие документы..