Главная > Методическая разработка


III. Методические разработки с использованием ИКТ

3.1. Разработка урока по теме: «Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены»

Учебный предмет: экономика

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов:

  • Федеральный компонент Государственного Стандарта Министерства образования РФ, составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004г.;

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образованиям;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень);

  • Авторская программа Л.Б. Азимов, МГУ - Программа для 9, 10 классов общеобразовательных школ (одно-двухгодичное обучение) « Введение в экономику (учебник Автономова)

Образовательный тип: Базовый курс, 34 часа (1 час в неделю)

Класс : 10

Место урока в содержании Федерального Компонента Государственного Стандарта общего образования: данная тема изучается в разделе «Рынок» и является третьим уроком в изучении данного раздела

Тип урока – комбинированный

УМК:

  • Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл.-М.:Вита-пресс,2005.-256.

  • Киреев А.П. Универсальная рабочая тетрадь по экономике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений- М.: Вита-пресс, 2010 год.

  • Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Пособие для преподавателя Кн1. Задачник по микроэкономике с решениями – М.: Вита-Пресс, 2001. – 592с.

Литература для учителя:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл.-М.:Вита-пресс,2005.-256.

  2. Иванов С.И. и др.Основы экономической теории: Учебник для 10-11кл. Книга 1.-м.:Вита-пресс, 2004.-336с.

  3. Киреев А.П. Универсальная рабочая тетрадь по экономике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений- М.: Вита-пресс, 2010 год.

  4. Киреев А.П. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)- М.: Вита-пресс, 2010 год.

  5. Липсиц И.В. Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов – М.: Вита-Пресс, 2006.-272с.

  6. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Пособие для преподавателя Кн1. Задачник по микроэкономике с решениями – М.: Вита-Пресс, 2001. – 592с.

Используемые Интернет источники: Вопросы для тестового контроля из демоверсий КИМ ЕГЭ 2002-2010 г.г. /

Дидактический материал: тест на проверку знаний по теме: «Спрос и предложение», презентация учителя «Равновесие рынка», распечатка для учащихся с условием задач, задача для домашней работы, задания для интерактивной доски

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал: Microsoft Office PowerPoint., программа тестовой оболочки MyTest X, программное обеспечение для интерактивной доски

Пояснения к ресурсам дидактического материала: Анимация на слайдах, для поэтапного введения новой информации учащимся

Возможности использования дидактического материала

  • педагогом на уроке

  • -на II этапе «Проверка знаний и умений учащихся» - тест в оболочке MyTesХ , составленный учителем на основе выборки вопросов ДЕМО версий экзамена ЕГЭ по обществознанию раздела экономика,

- на III иIV этапах - учительская презентация, карточки для решения задач,

- на V этапе – задания для интерактивной доски,

- на VI этапе - карточка для домашнего задания,

  • учащимися: учительская презентация, карточка домашней задачи и тест в программе MyTesХ для дальнейшей подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Программное обеспечение урока

программа тестовой оболочки MyTest X (Справка о тестовой программе доступна по адресу /wiki/), программа Microsoft Office PowerPoint 2003

Материальное обеспечение урока: компьютер и проектор, локальная сеть

Методы обучения, используемые на данном уроке: словесные (вводная беседа, фронтальная беседа, учебная дискуссия); репродуктивные (объяснительно-иллюстративный), наглядные методы (иллюстрация, демонстрация); модельно-эвристические, гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций, практические методы (упражнения, тесты)

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ

Табл. 4

Предмет, класс

Экономика, 10 класс

Тема урока,
№ урока по теме

Тема «Рынок»

Урок «Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены »

Актуальность использо­вания средств ИКТ

Возможность наглядно проиллюстрировать изучаемый материал, показать графическое представление рыночного равновесия, практическое закрепление изученного материала с помощью решения задач в мультимедийной форме

Цель

Задачи урока

раскрыть суть механизма установления рыночного равновесия, определить сущность понятия «механизм цен», научиться находить равновесную цену и равновесный объем товара разными способами, выделять сектора дефицита и избытка товара

образовательная

развивающая

воспитательная

Освоение учащимися знаний о механизме установлении рыночного равновесия; овладение учащимися умениями описывать действия рынка и выделять источники дисбаланса рыночного равновесия.

Научить учащихся через решение практических задач умениям определения рыночного равновесия разными способами; освоить типичные экономические ситуации через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Способствовать формированию коммуникативной культуры; освоение способов познавательной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства

Вид используемых на уроке средств ИКТ

1. Программа тестовой оболочки MyTest

2. Учительская презентация

3. ПрограммаPowerPoint

Необходимое аппаратное и программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет, компьютер, про
граммные средства)

1.Компьютер, проектор, локальная сеть.

2. Программы: PowerPoint, тестовая оболочка MyTest

Структура урока

I.Организационный момент

Задачи

Проверка готовности учащихся уроку. Настрой их к работе.

Длительность этапа

1 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности уча­щихся

Приветствие учителя

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Проверка наличия принадлежностей к уроку, положительный эмоциональный настрой учащихся. Постановка цели учебно-познавательной деятельности

Промежуточный контроль

Готовность класса к уроку

II.Проверка знаний и умений учащихся

Задачи

Проверка знаний по прошедшим темам

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

тест в программе MyTest «Спрос»(приложение № 1)

Форма организации деятельности уча­щихся

1)работа за компьютерами ( 5-6 чел)

2)устный опрос по прошедшей теме( 1-2 чел)

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

1)контроль за прохождением теста учащимися (компьютеры заранее настроены на прохождение теста);

2) беседа с учащимися

Промежуточный контроль

Проверка знаний и умений по ранее изученному материалу. Выставить оценки за работу

III. Изучение нового материала на основе проверки домашнего задания

Задачи

Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание знаний. Изучение новых экономических понятий темы: рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем, дефицит товара, излишки (избыток) товара, механизм цен

Длительность этапа

8 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя (приложение № 2)

Форма организации деятельности уча­щихся

1)Беседа с учителем.

2)Просмотр учительской презентации слайды 1,2,3,4,5

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Объявление темы и цели урока. Проверка решения домашней задачи. Выход на новый материал

Этап первичного закрепления знаний

Умения читать графическое представление практических задач по экономике? Связь экономических графических единиц с жизненной ситуацией.

Промежуточный контроль

Решение учащимися экономических задач, фронтальная беседа по итогам решения домашней задачи. (приложение № 3)

Вывод по новым понятиям и терминам теоретического материала

IV. Изучение нового материала

Задачи

Научить учащихся через решение практических задач умениям определять рыночное равновесие разными способами;освоить типичные экономические ситуации через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Длительность этапа

20 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя

Форма организации деятельности уча­щихся

1)Беседа с учителем.

2)Просмотр учительской презентации слайды: 6,7+анимация, 8+ анимация, 9,10,11+ анимация, 12+ анимация, 13, 14+ анимация, 15 +анимация, 16, 17.

3)Решение экономических задач с последующей совместной проверкой

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Беседа с обучающимися, объяснение нового материала, корректирует работу учащихся, контролирует выполнения задания в целом

Промежуточный контроль

Фронтальная беседа по пониманию нового материала

V. Закрепление нового материала

Задачи

Закрепить материал через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Длительность этапа

10

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя слайд 18

(если класс сильный можно еще успеть применить закрепляющие задания 1 и 2 с использованием интерактивной доски – (приложение № 4). )

Форма организации деятельности уча­щихся

Учащиеся делятся на группы, внимательно читают задание на карточках и готовят ответ

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Корректирует работу учащихся, контролирует выполнения задания в целом, совместное обсуждение ответов учащихся

Итоговый контроль

Подведение итогов, выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

Длительность этапа

1 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя слайд 19

Форма организации деятельности уча­щихся

Внимательно выслушивают инструктаж выполнения домашнего задания (приложение № 5), записывают в дневник

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Дает инструктаж выполнения домашнего задания

Итого длительность урока

45 мин

Конспект урока

« Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены»

Основные понятия темы: спрос, предложение, рынок, товар, цена, механизм цен, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем, дефицит товара, излишки (избыток) товара, покупатель, производитель

Х О Д У Р О К А:

На прошлом уроке обучающимся задана экономическая задача, в которой они отработают умения построения графиков спроса и предложения, главное условие – графики должны быть изображены на одной плоскости. (приложение № 1)

1. Организационный момент урока

2.Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме с помощью программы MyTestX(приложение № 1)

Проверка проходит в двух направлениях, и учитель может опросить больше учащихся, тем самым проверить готовность класса к восприятию нового материала.

1 направление: задание с самопроверкой на компьютерах (5-6 чел)

2 направление: устный опрос по прошедшей теме (1-2 человек)

3. Изучение нового материала на основе проверки домашнего задания

Учитель:На прошлых уроках мы выяснили мотивы, которыми руководствуются на рынке продавцы и покупатели, они совершенно различны. Но чтобы остались довольны и те и другие, им надо договориться и заключить между собой сделку купли-продажи товара.

- Какое главное условие такой сделки?

Учащиеся:(величина цены, по которой продавцы готовы обменять товар на деньги, а покупатели – оплатить покупку желаемого товара)

Учитель: Поскольку на рынке поиск обоюдоприемлемой цены играет важную роль, то именно сегодня на уроке мы и будем выяснять закономерности рождения рыночной цены. Тема урока «Рыночное равновесие. Механизм рыночного ценообразования».

Наша с вами цель: определить сущность понятия «механизм цен», разобрать, какая бывает ситуация на рынке при формировании равновесной цены и научиться описывать действия рынка на конкретных примерах

Учитель: Чтобы легче было понять, механизм рыночного ценообразования, начнем сразу с конкретного примера, воспользовавшись решением и данными вашей домашней задачей. Все ли справились с домашней задачей? (Из опыта работы знаю, что такое задание у учащихся не вызывает трудностей) Дома, по шкалам спроса и предложения, вы строили кривые спроса и предложения на одной плоскости. Что у вас получилось?

Учащиеся:(они пересеклись?)

Учитель:- Как можно объяснить получившуюся ситуацию, что кривые спроса и предложения на одной плоскости пересеклись на примере жизненной ситуации?

Учащиеся:(да, т.кв жизни продавцы встречаются с покупателями на рынкеи, как правило, взаимодействуют друг с другом)

Учитель:- Что является самым сложным моментом при заключении любой сделки купли-продажи?

Учащиеся:(установлении цены)

Учитель: Посмотрите на анимационный слайд. Какой можно сделать вывод?

Учитель(резюмируя мнения обучающихся) На рынке покупателя интересует не столько конъюнктура рынка как таковая, но прежде всего, сможет ли он найти продавца, который согласится продать нужный ему товар по цене, которая устроит покупателя. Другими словами, и продавец, и покупатель, чтобы заключить сделку купли-продажи, должны договориться о цене на данный товар. И возникает равновесие рынка, когда большинство покупателей и продавцов сходятся в цене, по которой следует покупать и продавать данный товар, и того количества товара, которое одни готовы купить, а другие готовы продать. Следовательно, рыночное равновесие характеризуют два показателя:

Равновесное количество-это равенство величины спроса и величины предложения, и равновесная цена – цена, такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Условно принято их обозначать Qeавновесное количествои соответственно Рe- равновесная цена.

Учитель: Обратим внимание теперь на вашу домашнюю задачу. На графике цена равновесия находиться в точке пересечения кривых спроса и предложения, пусть это будет точка А.

- Посмотрите внимательно на график и определите, какова будет равновесная цена и равновесное количество товара?

Учащиеся: (Равновесная цена – 16 рублей, равновесный объем товара – 7 шт).

Учитель:Такой момент называется рыночноеравновесие – т.е. ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения, записать это можно так: Qd=Qs

Учитель:- Как называетсяцена, при которой объем спроса равен объему предложения называется? – (Учащиеся: Равновесная цена)

-Как называется то количество товара, при котором объем спроса равен объему предложения?

(Учащиеся: равновесное количество товаров)

Экономисты выделяют три способа определения равновесной цены

1 способ: графический– он заключается в определении точки пересечения кривых спроса и предложения, как у вас в домашней задаче на графике, рыночное равновесие в точке А.

2 способ: табличный – он заключается в сопоставлении шкалы спроса и шкалы предложения. Обратите внимание на таблицу домашней задачи, что вы заметили?(мнения ребят)

Учитель: На одной из строк одинаковое количество товара при одной цене – это и будет равновесие рынка. И способ это называется табличный, заметьте, не нужно строить график, просто анализируя данные таблицы легко можно определить равновесную цену и равновесное количество товара.

Пример: Определите равновесную цену и равновесное количество товара.

Р, руб

Qd кг

Qs кг

1,0

210

10

1,5

180

30

2,0

140

55

2,5

80

80

3,0

40

100

3,5

30

130

4,0

20

160

Следующий способ нахождения рыночного равновесия - : аналитический заключается он в математическом вычислении значений РeиQe

Решим следующую задачу: Допустим, функция спроса задана уравнением Qd=2800 – 6Р, а функция предложения Qs= 3Р – 800

Определить точку равновесия. Вспомните условия рыночного равновесия Qd=Qs и решите задачу. (учащиеся пробуют самостоятельно решить задачу)

Решение:

Так как точка равновесия – это точка, при которой спрос уравновешивает предложение (Qd=Qs), следовательно, уравняем эти функции:

2800 – 6Р =3Р – 800 и решаем как математическое уравнение

2800+800=6Р+3Р

3600=9Р

Р=400

Зная, что Qd=Qs, подставим Р в любую функцию:

Qs= 3Р – 800

Q= 3 400 – 800

Q = 400

Ответ: Ре= 400 ед. и Qe=400 ед.

Учитель: - Что такое рыночное равновесие?

- Может ли быть рыночное равновесие постоянным, стабильным?Докажите свою точку зрения.

- Что может повлиять на изменение равновесной ситуации? (избыточное предложение или избыточный спрос)




Похожие документы:

  1. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... познавательной игры «Мой балл», которая применяется каксредство пробуждения интереса к учению и создания ситуации новизны науроке ...
  2. Программа на 2005-2010 годы «школа самореализации» содержание программы развития муниципального

    Программа
    ... Н.А. Развитиепознавательногоинтереса с использованием ИКТ постоянно Черемисина М.В. Формирование социальной активности науроках русского языка и литературы средствами ...
  3. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения

    Документ
    ... : Цель: Развитиепознавательногоинтереса и творческих способностей учащихся науроках ИЗО, музыки и технологии. Заявленные задачи: 1. Развитие творческих способностей ...
  4. Введение 5 Паспорт Программы 6 Раздел I Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009 годы 12 1 1 Общие положения 12 1 2 Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...
  5. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...

Другие похожие документы..