Главная > Методическая разработка


2.1. ЭОР на уроках географии.

В преподавании географии я применяю  несколько направлений использования новых информационных технологий. 1)демонстрация учебных материалов, 2)проверка знаний учащихся, 3)самостоятельная работа школьников, 4)обобщение и систематизация знаний.

1.Демонстрация учебных материалов. Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, учебные фильмы. С помощью же мультимедийных средств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. Так при изучении нового материала можно использовать продукт компании «1С: Образовательная коллекция», который в доступной и наглядной форме представляет ученикам теоретический материал. Библиотека наглядных пособий по географии содержит наглядные материалы (далее, медиаобъекты) нескольких категорий:

  • слайды с фотографиями конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото образца руды, айсберга, вулкана и пр.);

  • слайды с фотографиями результатов действия того или иного географического процесса, явления с текстовыми комментариями (например, фото разрушенных после землетрясения домов);

  • слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающие строение географических объектов, сущность географических явлений и процессов, их качественные и количественные характеристики (например, схема строения стратовулкана, таблица, характеризующая динамику населения России и пр.);

  • видеоролики, отображающие географические процессы или явления с текстовыми комментариями (например, приливы и отливы);

  • анимации (мультипликации), при демонстрации которых моделируются географические процессы и явления (например, возникновение складчатых гор), с текстовыми комментариями;

  • интерактивные карты и карты-схемы с текстовыми комментариями.

Методические  приемы   работы  с  интерактивными   картами:

  • Приближать   выбранные   участки  земной   поверхности  для  более  детального   рассмотрения;

  • Снимать   часть   обозначений,   упрощая   карту,  делая   ее   более   наглядной;

  • Делать   рисунки;

  • Наносить   надписи  при   помощи  обычной  или   экранной   клавиатуры;

  • Совмещение   карт  для   установления   причинно-следственных   связей  и   закономерностей;

  • Использование   дополнительного   привязанного   материала.

При работе с интерактивной доской особенно интересны ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (htt:), - «Географические обучающие модели», «Иллюстративно-хронологические материалы «Географические открытия», «Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли» и другие. В моей копилке медиаобъектов имеются интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа».

2.Проверка знаний обучаемых.  Для этого возможны различные подходы с применением информационных технологий:

  • Использование контролирующих компьютерных программ (тесты, индивидуальные задания, ОМС), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений;

  • Использование специализированных образовательных серверов в российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные карты;

Удобны в использовании интерактивные проверочные материалы серии «Готовимся к ЕГЭ», от фирмы «Просвещение – МЕДИА». Специальные тренажеры, входящие в данные продукты, позволяют развивать навыки подготовки к экзаменам в тестовой форме.

3.Самостоятельная работа школьников. Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении ребятами учебного географического и экономического материала и  создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки обучению на протяжении всей жизни.
Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации с использованием программы «Power Point», которые используются в дальнейшем при проведении уроков.  
Презентации,   подготовленные   учащимися  по  темам:

  • Заповедники  России  (8   класс);

  • Растительный и животный мир  России  (8  класс);

  • Страны мира  (7  класс);

  • Природные зоны Африки (7 класс)

  • Путешествие по городам России  (8-9   класс) и другие.

4.Обобщение и систематизация знаний. Анализируя возможности использования ИКТ для обобщения и систематизации знаний, можно выделить три возможных направления их использования в изучении географии:

  • Компьютер как моделирующая среда в деловых играх;

  • Компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;

  • Компьютер как источник информации, средство выхода в Интернет.

    Например, во время проведения уроков подробно использую разнообразные электронные справочники, энциклопедии, а также мультимедийные диски с тематическим наполнением – музыка, видео и так далее. 

Сравнительная характеристика часто используемых ЭОР на уроках географии

Табл.2

Тип ЭОР

Этап урока

Форма обучения

Электронные средства обучения:

1

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии с 6 по10 класс»

Получение новых знаний

Закрепление новых знаний

Проверка знаний

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

  • Работа с тренажерами

  • Тесты на усвоение нового материала

  • Тесты (оценивающие в пятибальной системе)

  1. Электронные уроки и тесты География в школе:

-Австралия, Океания, Арктика, Антарктида;

-Северная и Южная Америка;

- Африка;

- Азия;

- Европа.

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

  • Обширнейший спектр: тренажеров, тестов, заданий различного характера и уровня сложности (оценивающие в % отношении усвоения материала)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

  • Реализация учебных проектов

  1. Образовательная коллекция - 1С:

- Начальный курс географии 6 кл

-«Наш дом -Земля. Материки, Океаны, Народы, Страны», 7 кл.

- География России. Природа, 8 кл

-География России. Хозяйство и регионы, 9 кл

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

Проверка знаний

  • Практические задания (без оценивания)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

Тесты (оценивающие в пятибальной системе)

  1. ЦОР линии «Сферы»:

- Планета Земля. 6класс

- «География. Земля и люди», 7 кл

- Россия: природа, население, хозяйство, 8 кл

Получение новых знаний

Проверка знаний

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

  • Возможность проведение проектной деятельности

  • Тесты (оценивающие в пятибальной системе)

2

Инструментальная программа

А. Интерактивные карты по географии

Получение новых знаний

Проверка знаний

  • Наглядность

  • Возможность проведение проектной деятельности

  • Проверка номенклатуры

Б. География России

В. Конструктор школьных сайтов

3

Прикладные программы

А. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) (электронный образовательный ресурс модульной архитектуры) 

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

  • Тренажеры, практические задания

  • Наглядная демонстрация (схемы, графики, карты, видео и фото сюжеты)

  • Индивидуальное самостоятельное получение знаний

4

Microsoft Office PowerPoint 2003 (ЭОРучителя)

6 класс:

- Гидросфера

- Природные зоны мира

-Строение атмосферы и причины влияющие на климат

- Рельеф

Получение новых знаний

  • Наглядная демонстрация

7 класс:

- Великие путешественники

-Океаны Земли

- Африка

- Страны Евразии

- Климат

- Животный мир Южной Америки, России

Получение новых знаний

Повторение и закрепление материала

  • Наглядная демонстрация

  • Кроссворд, тесты

8 класс:

- ГП России

-Природа Русской равнины

- ГП Ярославской области

- Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

- Многообразие внутренних вод России. Реки России

Получение новых знаний

Повторение и закрепление материала

  • Наглядная демонстрация

  • Тесты

9 класс:

- ЭГП России

- Население России

- Хозяйство России

-Машиностроительный комплекс

- ВПК

- ТЭК

Получение новых знаний

  • Наглядная демонстрация

5

Microsoft Office Publisher 2003 (ЭОРучителя)

6 класс:

- План и карта, Атмосфера

7 класс:

-Животный мир Южной Америки

Повторение и закрепление материала

Получение новых знаний

  • Тренажеры, практические задания

  • Наглядная демонстрация

  • Наглядная демонстрация

6

Использование интерактивной доски, создание собственных флипчартов

Во всех представленных ОЭР по географии, в первую очередь следует отметить – это особую выразительность наглядного материала. Объекты, явления, процессы даны таким образом, что предоставляется возможность рассмотреть любые необходимые для изучения элементы. Натуральная съемка, демонстрирующая природу различных зон земного шара, позволяет познакомить учащихся с флорой и фауной тех территорий, где они никогда не бывали. Ознакомление школьников с красотами природы родной страны, многообразием растительного и животного мира положительно сказывается на их эстетическом воспитании и развитии чувства любви к Родине, ее природе, вызывает стремление к охране ее богатств. Обширнейший тренажерный материал дает прекрасные возможности закрепить вновь полученные знания, а разнообразие тестов проверить усвоение материала дифференцировано.

2.2. ЭОР на уроках экономики.

Экономика входит в образовательную область «обществознание», поэтому предполагает от учащихся много читать, рассуждать, опираясь на голый текст учебника, порой для ребят восприятие учебного материала бывает скучноватым, поэтому вместо текстового фрагмента с информацией необходим интерактивный электронный момент. Вот почему на уроках большое место ЭОР.

Виртуальные практикумы по экономике из Единой коллекции ЦОР содержат краткий курс теории, описание экономической модели. Перспективным направлением можно считать использование на уроках информационных источников сложной структуры (ИИСС), созданных в ходе реализации проекта ИСО. Эти разработки придают процессу обучения новые качество. 
ИИСС в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные , но локальные разработки, которые не претендуют на охват всего предмета, задают определенный набор видов учебной деятельности. Они весьма разнообразны и делятся на три категории. 
ИИСС 1 типа:

  • «Картографическая лаборатория»;

  • Прикладная информационная система «Геоэкономика. Геополитика. Геокультура».

ИИСС 2 типа:

  • «УМК Электронно-картографических материалов для преподавания и изучения курса «Физическая география» и курса социально-экономической географии мира»;

  • «Школьная урбанистика»

ИИСС 3 типа:

  • «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»;

  • «Учебный электронный конструктор по географии».

 Основными приемами работы с электронными образовательными ресурсами являются:

  • в  условиях   классно-урочной  системы

    условие:  наличие  компьютера  и  мультимедиа  проектора

  1. презентация

  2. подготовка   индивидуальных  раздаточных   материалов  (в   печатном  и  электронном   варианте)

  3. подготовка  наглядности  (при  отсутствии   компьютера  на   уроке)  в   печатном  варианте

  • в  условиях  самостоятельной  деятельности  учащихся

  1. практикум

  2. виртуальная  лаборатория

  3. исследовательская  работа

ЭОР 1С: Школа: Экономика, 9-11 кл. Практикум; Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В. и «Основы экономической теории 9-11 класс» Корпорация «Диполь» ЗАО г.Саратов. имеют универсальное применение и могут быть использованы в учебном процессе различными способами. С помощью этих программ проводится изучение нового материала (иллюстрации, схемы, видеосюжеты и т.п.), закрепление материала (обсуждение ситуаций), проверка знаний (тесты). Больше всего меня привлекли в мультимедийных дисках практические задания - это задания, задачи, тесты, интерактивные модели, тренажеры и обучающие игры, приближенные к жизненной ситуации. Выполнение практических заданий помогает учащимся применить основные экономические принципы в практической деятельности, способствует развить умения анализировать и оценивать экономические ситуации. С помощью электронных изданий у меня есть возможность дифференцировать задания для разных групп учеников, таким образом, можно составить индивидуальную образовательную траекторию.

Сравнительная характеристика электронных изданий по экономике

Табл. 3

Элементы характеристики

Диск СD «Основы экономической теории 9-11 класс» Корпорация «Диполь» ЗАО г.Саратов

- 2007г.

Диск СD «Экономика 9-11кл. Практикум» выполнено на платформе «1С: Образование» под редакцией Абросимовой Е.А и Автономова В.С – 2004г

Текстовый теоретический материал

частично

много

Мультимедийные презентации по теме

да

нет

Видеоматериалы

да

да

Анимационные схемы, графики

много

много

Дополнительный материала за рамками стандарта

нет

очень много

Аналитический материал

частично, очень мало

да

Исторические связи в рамках эпизодов

нет

да

Хронологическая шкала времени

нет

да

Терминологический словарь

да

да

Галереи экономистов и предпринимателей

да

да

Интерактивные модели

нет

да

Интерактивные игры

одна

пять

Методика для учителя

много

много

Практические задания

(задачи, тесты, задания на размышление)

много (262 шт)

(по итогам выставляется отметка)

много (1540 шт)

(по итогам выставляется % отношение выполненного задания)

Ответы к практическим заданиям

частично

ко всем заданиям

База данных по законодательству

да

да

Возможность работать в локальной сети

нет

да

Навигационная панель для удобства пользования

да

да

Возможность создания иллюстраций по различным проблемам

нет

да

Использование CD смежными дисциплинами (право, история, обществознание)

частично, скорее нет

да

Применение CD в общеобразовательной школе (базовый уровень)

да

да, частично

Применение CD в общеобразовательной школе (профильный уровень)

да, частично

да

Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания, когда начинают меняться существующие учебные практики.  Теперь роль педагога заключается в организации  индивидуального обучения каждого школьника, что неминуемо приведет к повышению познавательной активности учащегося, следовательно, и к качеству образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... познавательной игры «Мой балл», которая применяется каксредство пробуждения интереса к учению и создания ситуации новизны науроке ...
  2. Программа на 2005-2010 годы «школа самореализации» содержание программы развития муниципального

    Программа
    ... Н.А. Развитиепознавательногоинтереса с использованием ИКТ постоянно Черемисина М.В. Формирование социальной активности науроках русского языка и литературы средствами ...
  3. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения

    Документ
    ... : Цель: Развитиепознавательногоинтереса и творческих способностей учащихся науроках ИЗО, музыки и технологии. Заявленные задачи: 1. Развитие творческих способностей ...
  4. Введение 5 Паспорт Программы 6 Раздел I Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009 годы 12 1 1 Общие положения 12 1 2 Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...
  5. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... и гражданам на основе информационно-коммуникационныхтехнологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средствна создание и развитие государственных (муниципальных ...

Другие похожие документы..